Глава 1. Изобразительно-выразительные средства — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 1. Изобразительно-выразительные средства

2024-02-15 18
Глава 1. Изобразительно-выразительные средства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Благовещенский государственный педагогический университет»

 

Историко-филологический факультет

Кафедра русского языка и литературы

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: Лексические изобразительно-выразительные средства в художественном тексте (на примере произведений «Тёплый хлеб» и «Телеграмма») К.Г. Паустовского     

по дисциплине: Культура речи

 

Исполнитель:

студент группы

3 «ФОз»

__________ __________

Е.Г. Луц

дата подпись

Руководитель:

к.ф.н., доцент кафедры русского языка и литературы

__________ __________

О.В. Ладисова

дата подпись

 

 

Оценка: «_______»

 

 

Благовещенск 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ …………………………………………. 6

Тропы ......................................................................................................... 6

1.2. Стилистические фигуры…....................................................................   17

1.3. Лексические фигуры…........................................................................... 22

ГЛАВА 2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КОНСТАНТИНА ГЕОРГИЕВИЧА ПАУСТОВСКОГО ................................................................................................................................ 26

2.1. Особенности прозы К.Г. Паустовского ……………………………….. 26

2.2. Анализ изобразительно-выразительных средств в произведении К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»………………………………………………. 28

2.3. Анализ изобразительно-выразительных средств в произведении К.Г. Паустовского «Телеграмма»………………………………………………… 32  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .................................... 37

 

 

3

 

ВВЕДЕНИЕ

Мастер слова Константин Георгиевич Паустовский пишет о изобразительно-выразительных средствах русского языка в очерке «Чувство истории»: «Русский язык необыкновенно богат и разнообразен. Если умело обращаться с ним, из него можно выбрать слова и обороты речи, точно передающие дух минувшего времени и понятные современному читателю без путешествий по словарям. Иногда этой цели служит инверсия, иногда тактическое введение в языковую ткань одного или нескольких слов, которые несут на себе печать своего времени и ясны из контекста. Чувство меры – вот, что в конечном счёте решает дело»[1].

В русском языке существует большое количество разнообразных лексических средств. Каждое из них при умелом использовании может сделать текст выразительным, ярким, запоминающимся, может помочь писателю максимально точно и логично выразить свою мысль и, следовательно, успешно воздействовать на читателя.

Поэтому актуальность темы обуславливается необходимостью выявления и описания лексических средств в художественном тексте произведений К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» и «Телеграмма»

Объектом исследования в настоящей работе выступает язык прозы Константина Георгиевича Паустовского.

Предмет исследования: изобразительно-выразительные средства в произведениях К.Г. Паустовского

Цель - исследовать лексические изобразительно-выразительные средства в художественных текстах К.Г. Паустовского, дать определения и харак-

 

4

 

-теристику. Выяснить какие лексические средства художественной выразительности и для каких целей использовал в своих произведениях К.Г. Паустовский.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач

ü рассмотреть лексические изобразительно-выразительные средства русского языка

ü в произведениях К.Г. Паустовского найти средства художественной выразительности;

ü описать, выявленные изобразительные средства в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» и рассказе «Телеграмма»

Материалом исследования послужили произведения К.Г. Паустовского «Телеграмма» и «Тёплый хлеб».

Степень изученности проблемы. Сведения об изобразительно-выразительных средствах представлены в трудах М. М. Бахтина, Ф. И. Буслаева, В. В. Виноградова, А. П. Потебни, Д. Э. Розенталя и других.

Теоретическое значение работы состоит в том, что исследованы изобразительно-выразительные средства разных видов, определены их функции и способ выражения в тексте.

Практическая ценность работы определяется возможностью использования материала на в школьной практике на уроках русского языка в курсе культуры речи, а также и факультативных занятиях при изучении всех уровней языка.

Методы и приёмы исследования. Основным методом является описательный, также метод сопоставления и типологического обобщения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 

 

5

 

В первой главе «Изобразительно-выразительные средства в художественной литературе» даны общие сведения об изобразительно-выразительных средствах, их функциях, средствах их выражения.

Во второй главе подробно рассмотрено функционирование изобразительно-выразительных средств в текстах произведений К.Г. Паустовского «Телеграмма» и «Тёплый хлеб».

 

 

6

 

ГЛАВА 1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Лексические средства позволяют избегать повторений, рассмотреть предмет речи с разных сторон, выразить своё отношению к сообщаемому.

С их помощью можно передать колорит эпохи, времени, местности, охарактеризовать персонажа, представить какие-либо вещи более наглядно, вложить в текст второй смысл, заглянуть в суть явления, вскрыть причинно-следственные связи и многое другое.

Тропы

Тропы – это слова или выражения, которые можно употребить в тексте в переносном значении для создания более выразительного художественного образа.

К тропам относятся такие понятия как: эпитет, олицетворение, метафора, метонимия, синекдоха, ирония, сравнение, гипербола, гротеск, литота, аллегория, перифраза.

Эпитет - это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении.

 Эпитетами могут служить различные части речи:

прилагательные: жадный взгляд, малиновая улыбка;

причастия: край заброшенный;

наречия: весело цвела; горько жалуюсь;

существительные: утёс-великан;

местоимения: А, помнишь схватки боевые? Да говорят, ещё какие! (М. Лермонтов).

Каждый эпитет является отражением взгляда автора на окружающий мир, поэтому в основном является субъективной оценкой.

 

7

 

Эпитеты выполняют различные функции, однако главной является – усиление образа в художественном тексте:

1) образно характеризуют предмет;

2) создать атмосферу, настроение;

3) передают отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету;

Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.

Метафора – является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе. Метафора основывается на сходстве предметов или явлений. Она возникает из сравнения, нового предмета с уже известным и выделения их общих признаков.

Метафора способна выполнять различные функции:

1) Номинативная функция – это функция служит способом образования новых названий предметов. Например, лисички (сорт грибов), бородка (часть ключа), зонтик (тип соцветия), ствол (часть орудия), молния (род застёжки или вид телеграммы) и т.д.

2) Информативная функция – метафора служит средством носителя информации, она способна образно передавать эту информацию.

А особенностью информации, которую передает метафора, является целостность, панорамность образа, которая заставляет читателя по-новому взглянуть на сущность конкретных слов, увидеть их объёмно, зрительно.

3) Мнемоническая функция – благодаря эмоциональной наполненности и образности, метафора содействует лучшему запоминанию информации,

Однако в чистом виде мнемоническая функция встречается редко. Она сочетается с объяснительной функцией в научно-популярной литературе, с жанрообразующей функцией в народных загадках, пословицах, в литературных афоризмах, с эвристической функцией в философских концепциях, научных теориях, гипотезах.

8

 

4) Стилеобразующая функция – метафора способна принимать участие в создание стиля художественной литературы.

5) Текстообразующими свойствами метафоры называется ее способность быть мотивированной, развёрнутой, то есть объяснённой и продолженной.

Эффект текстообразования - это следствие таких особенностей метафорической информации, как панорамность образа, большая доля бессознательного в его структуре, плюрализм образных отражений.

6) Жанрообразующая функция – способность метафоры создавать определенный жанр, данную функцию можно наблюдать в пословицах, загадках, народных приметах;

9) Эмоционально-оценочная функция – способность метафоры передавать мысли, чувства, отношение автора к персонажам, которые описываются в тексте. Давать оценку действиям, происходящим в произведении, влиять на адресата речи.

Так же метафору классифицируют по степени распространённости и образности:

1) общеязыковые сухие – данные метафоры в толковых словарях указываются после первого, главного значения, они не помечаются как переносное значение, это говорит о том, что образность этих слов не ощущается. Например, - ушко иглы; гусеница трактора.

2) общеупотребительные образные – такие метафоры, которые иносказательно характеризуют предмет (Как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих, ровных рек). В данном примере даётся иносказательное обозначение коньков.

3) газетные метафоры, не характерные ни для художественной, ни для разговорной речи. Такие тропы можно встретить в лексике СМИ.

 

9

 

4) индивидуальные образные метафоры – это уникальные выразительные слова, которые принадлежать какому-либо автору, таких метафор нет в толковых словарях, больше их никто не употребляет (Чистое, безлунное, синее небо играло серебряными ресницами ярких звёзд - А. И. Куприн).

Олицетворение - перенос человеческих качеств, свойств, особенностей поведения на неодушевлённые предметы.

Олицетворение является одной из разновидностей метафоры. Данный троп выражается в тексте глаголом (Лазурь смеётся; задумается радость).

 Олицетворение часто используется при описании природы, которая наделяется человеческими чертами: Нева вздувалась и ревела (А. Пушкин).

Отличия олицетворения от метафоры:

1) олицетворение переносит черты живого существа на неодушевлённые предметы, а метафора основывается на схожести каких-то характеристик двух аналогичных предметов;

2) олицетворение имеет однозначную структуру, оно чётко описывает определённое качество, а метафора многозначна по своей структуре, поэтому может восприниматься по-разному;

3) олицетворение может входить в состав метафоры.

Метонимия – это замена одного слова на другое, связанное по смыслу. При этом приёме слово-замена используется в переносном значении.

Метонимия позволяет дать краткое описание, указав на важные детали и избавив от ненужных подробностей.

1) переносная связь между содержимым и содержащим: «Мы выпили весь самовар» – под словом «самовар» подразумевается вода, которой был наполнен самовар;

2) связь между автором и его произведением («Белинского и Гоголя с базара понесёт» - Н. Некрасов; «Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал» -

 

10

 

А. Пушкин)– под фамилиями подразумеваются произведения, написанные авторами этих произведений;

3) связь между местом и, находящимся в нём людьми (Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц... - Ю. Олеша) – шумел не город, а его жители;

4) связь между действием и орудием этого действия: «Перо его местию дышит» – «перо» вместо слова «поэзия».

5) связь между предметом и материалом, из которого предмет сделан - Не то на серебре — на золоте едал (А. Грибоедов) – посуда была сделана из золота и серебра.

Метонимия, как и метафора, может быть индивидуально-авторской. Например, у Пушкина: «Фарфор и бронза на столе, и, чувств, изнеженных отрада, духи в гранёном хрустале».

Синекдоха - фигура речи, в которой используется какое-то частное понятие для обозначения целого, и наоборот. Является разновидностью метонимии. Усиливает выразительность и экспрессивность речи.

Синекдоха не может быть выражена никакими частями речи, кроме:

существительных («он - голова», когда говорится об умном человеке);

глаголов (дымить - синекдоха, так как это часть всего действия «курить»).

Примеры:

Множественное число употребляется вместо единственного: «Все спит и человек, и зверь, и птица» (Н. В. Гоголь).

В данном случае множественное число обозначается через единственное; подразумевается, что спит много птиц, зверей и людей.

 «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М. Ю. Лермонтов).

Здесь, наоборот, единственное число обозначается через множественное; подразумевается множество французов.

11

 

«Все мы глядим в Наполеоны» (А. С. Пушкин).

В этом примере, очевидно, что имеется в виду один человек, т.е. единственное число, также обозначается через множественное.

«Имеете ли вы в чем-нибудь нужду? - В крыше для моего семейства» (А. И. Герцен).

Данный пример показывает, как целое обозначается через свою часть – «в крыше» - значит «в доме».

«Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» (Н. В. Гоголь).

Обращение к «бороде» подразумевает обращение к человеку, ее носителю и также обозначает целое через часть.

«Ну что ж, садись, светило» (В. В. Маяковский).

Здесь в синекдохе употребляется вместо видового названия родовое, где видовым названием можно считать единственное солнце, а родовым множество других светил - луну, звезды и др.

«Пуще всего береги копейку…» (Н. В. Гоголь).

В данном случае дело обстоит наоборот, т.е. в синекдохе употребляется вместо родового названия видовое, где родовое название - это деньги, а видовое «копейка».

Ирония также является одним из видов тропов. Ирония - это художественный приём создания образной и выразительной речи для выражения насмешки.

Ирония используется в художественной литературе в виде слов и словосочетаний с положительным значением, но при этом они дают отрицательную характеристику персонажа, и, таким образом, создается сатирический облик.

(Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую – Н.В. Гоголь).

 

12

 

Так же ирония используется и в переносном значении (Нет ничего проще, чем бросить курить — лично мне удавалось это проделывать около тридцати раз - Марк Твен)

Сравнение - это сопоставление двух предметов или явлений, часто с помощью союзов («как», «будто» или других); это стилистический приём, троп, то есть сравнение считается лексическим средством выразительности.

Сравнения в художественных текстах создаются с помощью:

1) Сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем): «Я был как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком» «И стоят за дубовыми сетками, словно нечисть лесная, пеньки». (С. Есенин); Он бежал быстрее, чем лошадь. (А. Пушкин);

2) Формы творительного падежа: «Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы» (Н. Некрасов); «Луна скользит блином в сметане (Б. Пастернак);

3) Слов «подобный», «похожий», «напоминает», «кажется»:

 «Он был похож на вечер ясный…» (М. Лермонтов); «На глаза осторожной кошки похожи глаза твои» (Ахматова);

4) Формы сравнительной степени прилагательного или наречия:

«Сильнее кошки зверя нет…» (И.А. Крылов); «Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее» (Ахматова);

5) сравнительного оборота:

«Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт» (Русская пословица)

6) Фразеологизма:

Как рыба в воде; денег как грязи; доходит как до жирафа.

Основной функцией сравнения является создание художественной выразительности.

Сравнения в художественном тексте выполняют различные функции:

 

13

 

1) изображение внешнего вида персонажа, характеристика его состояния или явлений: Кот, громадный, как боров; Листья жёлтые, как золотые…

2) передавать настроение, переживания героя;

3) служить авторской оценке предмета или явления:

«Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря» (В. Белинский).

Гипербола – преувеличение. В художественной литературе авторы часто используют гиперболу, чтобы повысить выразительность произведения, точность описания образа героя, окружающей среды. С помощью преувеличения писатели демонстрируют своё отношение к героям.

Примеры гиперболы из художественных произведений:

«И сосна до звёзд достаёт» - О. Мандельштам;

«Редкая птица долетит до середины Днепра» - Н. Гоголь;

«Миллион терзаний» - А. Грибоедов;

«Закат пылал во сто сорок солнц…» - В. Маяковский.

Гротеск - средство художественной выразительности, которое объединяет в причудливых, фантастических образах простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое. Основа гротеска - контраст.

Гротеск в литературе подчёркивает абсурдность происходящего, обращает внимание читателя на нечто важное, скрывающееся за каким-то смешным, на первый взгляд, явлением.

Самый известный пример гротеска – сон Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского: «Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шёпот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота».

14

 

Все образы, основанные на гротеске, кажутся абсурдными, так же, благодаря тому, что на фоне ужаса, который переживает герой, появляются реальные, не выходящие за рамки «реалистического» ситуации и образы.

Автор всегда играет на контрасте, например, «участниками» кошмарного сна Татьяны наряду с чудищами оказываются легко узнаваемые Онегин и Ленский.

Один в рогах с собачьей мордой.

Другой с петушьей головой.

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый.

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

Онегин правит бал – ведь он жених! Татьяне снится свадьба с ним. Онегин развлекает себя этой странной компанией…

Литота – троп, который заключается в специальном преуменьшении или смягчении значений слов, действий или свойств. Служит для создания более ярких образов.

Примерами литоты в художественной литературе могут служить:

«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка» - А. С. Грибоедов;

«Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить» - Н.А. Некрасов

Примеры литоты встречаются так же в названиях произведений:

«Мальчик-с-пальчик»»

«Мужичок с ноготок»;

 «Дюймовочка».

Преуменьшение авторы используют для создания яркого образа, с целью заострить внимание, такой персонаж хорошо запомнится читателю.

 

 

15

 

Аллегория – это троп, который используют, чтобы выразить абстрактное понятие при помощи конкретного образа. Например, скелет с косой - символ смерти, а голубь с оливковой ветвью - символ мира.

Например, басни И. А. Крылова полны аллегорий:

Лисица стала и сытней, Лисица стала и жирней.

Но все не сделалась честней…

Выбрав ночку потемней,

У куманька всех кур передушила… - И. А. Крылов.

Перифраза – это непрямое художественное описание предмета, позволяющее легко угадать, о чём идет речь. Данный троп дает характеристику предмету, явлению, событию, указывая на его индивидуальные, особые черты, благодаря которым легко определить описываемый объект.

Например, чёрное золото - нефть, презренный металл - золото, братья наши меньшие - животные и т.д.

Перифраз указывает на характерные признаки, но не называет объект напрямую.

Перифраза имеет трёхчленную структуру. Первой составляющей является слово, которое перефразировали, второй составляющей является опорное слово, наконец, третий компонент – то, что подвергается характеризуется.

Перифраза дает возможность избежать тавтологии. Например, в стихотворении «Смерь поэта», М. Ю. Лермонтов ни разу не упомянул имя Александра Сергеевича Пушкина, использовав перифраз: «Погиб поэт! - невольник чести…» - М. Ю. Лермонтов.

К функциям перифраза относят:

1) выражение авторской оценки: «Плутовка к дереву на цыпочках подходит» - И. А. Крылов.

2) выделение наиболее важных свойств предмета или явления;

3) позволяет избежать тавтологии:

16

 

«Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок» - М. Ю. Лермонтов».

 Под словосочетание «дивный гений» подразумевается А.С. Пушкин.

Кроме функциональной классификации, перифраза разделяется на:

  • 1) логические – перифразы, в которых сохраняется прямое значение составляющих слов («автор Евгения Онегина»; «певец Гяура и Жуана» - Байрон).

2) Образные перифразы встречаются очень часто в текстах художественного и публицистического стилей. Они придают тексту особую экспрессию.

Приветствую тебя, пустынный уголок…

Страна берёзового ситца…

Сквозь сон встречает утро года.

Город белых ночей, мостов и каналов.

Цепями льдистыми был пруд окован.

Город трёх революций.

Перифразы можно разделить:

1) на общеязыковые: царь зверей – лев; голубой экран – телевизор; наши меньшие братья – животные; люди в белых халатах – врачи и т.д. Такой вид перифраза используется в повседневной речи.

2) на индивидуально-авторские: Петра творенье; Зеркало русской революции. В основном это авторские слова и выражения, которые использовались писателем, а вскоре стали крылатыми фразами.

Перифраза используется не только в художественном, но и в публицистическом и официально-деловом стиле.

 

 

17

Стилистические фигуры

 

 

К стилистическим фигурам относят такие понятия как: антитеза, анафора, эпифора, грамматическая эпифора, инверсия, оксюморон, градация, параллелизм, зевгма, парцелляция, умолчание, риторическое обращение, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, вводное слово, плеоназм, риторический вопрос.

Антитеза – противопоставление понятий, ситуаций. Для создания антитезы используются слова противоположные по значению – антонимы («Война и мир» «Принц и нищий»). В результате этого текст воспринимается более ярко и эмоционально. Антитеза разделяется на сложную и развёрнутую.

Анафора –  повторение одного слова или группы слов в начале предложений. Используется для усиления предшествующего слова.

Виды анафоры:

1) звуковая;

2) морфемная;

3) лексическая («Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза» - С. А. Есенин; «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…» - А. С. Пушкин). Это самый распространённый вид в художественной литературе.

4) синтаксическая анафора. Основой данного вида является повтор одних и тех же синтаксических конструкций («Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам - А. С. Пушкин.);

5) строфическая анафора – фигура речи, при которой отслеживается повторение одинаковых элементов в начале строф;

6) строфико-синтаксическая анафора. Основа указанной фигуры речи лежит в повторении одних и тех же синтаксических конструкций в начале каждой строфы (Плывёт в тоске необъяснимой среди кирпичного надсада ночной

18

 

кораблик негасимый из Александровского сада... Плывёт в тоске необъяснимой певец печальный по столице…» - И. А. Бродский)

7) ритмическая - повторение ритма и пауз в параллельных отрезках стихотворения.

Эпифора – повтор слова или группы слов в конце смежных предложений, с целью придать большей выразительности и эмоциональности художественной речи, и для выделения основного смысла выражения («Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» - Н. В. Гоголь)

Инверсия – изменение порядка слов в предложении. Необходима для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков, которые акцентируют внимание читателя. («Сравнится ль что в моих стихах С нежнейшей матери слезами?» - В. А. Жуковский).

Оксюморон - совмещение несовместимых понятий - «Горячий снег» «Конец вечности» «Ты и убогая, Ты и обильная…» (Н. А. Некрасов).

Градация – особое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающее или ослабевающее смысловое или эмоционально-экспрессионное значение, например: Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А. П. Чехов).

Параллелизм – структурное совпадение смежных предложений или частей текста.

синтаксический – «И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне» - (С. Есенин). Данный прием используется с целью усиления обстоятельств.

2) строфический. Повторение одного и того же синтаксического или лексического построение. (Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не

 

19

 

 на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! - А.К. Толстой)

3) ритмический. Повторение одних и тех же рифм, для выделения отрезка стихотворения, например, За горами, за лесами, За широкими морями. (П. Ершов)

4) отрицательный. Обороты речи начинаются с частицы «не» («…а мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени» - В. Маяковский).

Зевгма – это сочетание многозначного слова одновременно с двумя или несколькими словами в нескольких смыслах (прямом и переносном) вместо повторения его в каждом по отдельности. Иначе говоря, зевгма - это многократный пропуск сказуемого в предложении. Например, «Сама Марья Александровна сидит у камина в превосходнейшем расположении духа и в светло-зеленом платье, которое к ней идет» (Ф. М. Достоевский).

Парцелляция - построение текста, в котором используется специальное расчленение связной мысли на составляющие её части для усиления эмоций, характеристики состояния, изображения внутренней речи и пр.

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочёл до середины…» - О. Мандельштам

«Слова отзвучивают и утекают как вода - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа» - А. Солженицын.

«Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном» - Р. Рождественский).

Парцелляция часто используется в художественной литературе, так как  она способствует нарастанию экспрессии в тексте.

 

 

20

 

Умолчание - фигура, в которой намеренно не полностью передана мысль и читатель сам может догадаться о невысказанном. Пример умолчания: «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (А.С. Пушкин).

Риторическое обращение - фигура, которая состоит в подчёркнутом обращении к кому-то. Также риторическое обращение способствует созданию возвышенной, яркой, эмоциональной речи или выражает трагичное настроение, например:

«Русь моя! Жена моя! До боли,

Нам ясен долгий путь!» (А. А. Блок);

 «А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!» (М. Ю. Лермонтов)

Риторический вопрос – фигура речи, состоящая в том, что вопрос задаются без цели получить на него ответ, а за тем, чтобы акцентировать внимание читателя.

Вопросительно-риторические конструкции в художественной литературе используются в основном при передаче речи персонажей.

С помощь собственно-риторических вопросов автор может создавать комический, драматический эффект, настраивать на определенные действия или выражать намерения и желания адресата, может дать краткую, но емкую характеристику персонажа, может обратить внимание на поставленную проблему, также могут выражать эмоции говорящего: удивление, сомнение, злость и т.д.

Многосоюзие (полисиндетон) - сознательное употребление повторяющихся союзов для повышения выразительности речи – «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр» - (Н.В. Гоголь.).

21

 

Чаще других встречается многосоюзие, образованное с помощью соединительного союза «и»: «И малые, и великие, и старые, и младые, и богатые, и убогие хвалят добродетель, но не все оной последуют» (М. В. Ломоносов).

Бессоюзие (асиндетон) - фигура, которая подразумевает намеренный пропуск соединительных союзов с целью придания динамичности, выразительности описываемому: «Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…» (А. С. Пушкин)

Эллипсис - фигура речи, которая основывается на пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. «Очень она мне понравилась, и стал я ей комплименты говорить, словно мы не у ворот, а на именинах, а она покраснела, смеётся и всё смотрит мне в самые глаза и не мигает» (А. П. Чехов).

При использовании бессоюзия, речь приобретает динамичность и сжатость.

Вводное слово - слово, грамматически не связанно с членами предложения, но выражает отношение к высказываемому. «К несчастью, в редких только случаях я не встречал в церкви своих знакомых, которых у меня, к сожалению, было очень много» (А. П. Чехов). Писатели создают беседу с помощью таких вводных слов, как: послушайте, согласитесь, представьте, вообразите, верите ли, помнишь, понимаешь, сделайте милость.

Также существует группа вводных слов, с помощью которых выражается эмоциональная оценка: к счастью, к удивлению, к сожалению, к стыду, на радость, на беду, удивительное дело, грешным делом, нечего греха таить. Она используется только в художественном тексте.

Плеоназм - «излишество». Использовании в предложении и тексте слов близких по значению, которые создают смысловую избыточность.

«– Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас так долго. Я страстно хочу, я жажду вашего голоса. Говорите» (А. Чехов,).

 

22

 

Лексические единицы

Русский язык необычайно богат изобразительно-выразительными средствами, и эти средства существуют на всех уровнях языка, особенно на лексическом.

Лексические единицы – устойчивое словосочетание способное обозначать предметы, явления, их признаки. К ним относятся: жаргонизмы, диалектизмы, антонимы, синонимы, фразеологизмы, разговорные слова, просторечные слова, неологизмы, термины, устаревшие слова, диалектизмы.

Жаргонизмы - разновидность речи, которую использует узкий круг носителей языка, объединённых общими интересами, занятиями, положением в обществе. Жаргонизмы можно разделить на группы: молодёжный жаргон, жаргоны профессиональные, лагерный жаргон и т.д.

«Хозяин огрел его плетюганом; Аксинья привезла домашних бурсаков» (бурсаки – домашние булочки) - М. А. Шолохов «Тихий Дон».

«А я, брат, с ярмарки. Поздравь: продулся в пух!.. никогда в жизни так не продувался… Поверишь ли, что не только убухал четырех рысаков – все спустил» - Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Диалектизмы – слова или обороты речи, связанные с определённой территорией: кочет - петух, прясло - звено изгороди, кутята - щенки, гутарить - разговаривать, балка - овраг.

Диалектизмы встречаются и художественной литературе. Например, «И так много всякой дряни на свете, а ты ещё и жинок (жен) наплодил!» - Н.В. Гоголь;

Меня зовут Фомой, - отвечал он, - а по прозвищу Бирюк - И. С. Тургенев («Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый» - примечание Тургенева).

Антонимы – слова, которое принадлежат одной части речи, имеют противоположные по значению.

23

 

Можно выделить:

1) Разнокорневые антонимы (толстый – худой, бедный – богатый).

2) Однокорневые (выход – вход, отнести – принести).

Часто добавляются приставки, меняющие смысл слова (кризисный – антикризисный).

3) Признаки предмета (большой – маленький, узкий – широкий).

4) Социальные и природные явления (холодно – жарко, жадность — щедрость).

5) Действия и состояние (ломать – строить, память – беспамятство).

6) Речевые антонимы:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой. (А. С. Пушкин)

Контекстные антонимы: И не друг, и не враг, а так

Синонимы – слова, разные по написанию, но близкие по значению: (испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить). Синонимы выполняют три основные функции:

1) Функция замещения. Слово заменяют синонимом с целью избежать тавтологии.

2) Функция уточнения, когда необходимо более чётко передать детали своей мысли: «Милостивый государь, - бедность не порок, это истина… Но нищета͵ милостивый государь, нищета – порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто» (Ф. М. Достоевский).

3) Экспрессивно-стилистическая функция: У Ули не глаза, а очи.

4) Сопоставительная функция: Врача пригласить, а фельдшера позвать (А. П. Чехов).

 

24

 

Говорящие имена, дают дополнительную характеристику герою, показывают отношение писателя к нему. Например, Макар Девушкин, князь Мышкин, судья Ляпкин-Тяпкин.

Омонимы - слова, одинаковые по написании или произношению, но различные по значению.

Полные – это омонимы, у которых одинакова вся система форм: лук (овощ) – лук (стрелковое оружие); график (план работы) – график (художник).

Частичные омонимы – слова, сходные в единственном числе, именительном падеже, но не совпадающие при склонении или изменении числа:

А что же делает супруга

Одна, в отсутствии супруга. (А. С. Пушкин)

Закрыв измученные веки,

Миг отошедший берегу

О, если бы так стоять вовеки

На этом тихом берегу (В.Я.Брюсов)

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением (Работать, засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса, носом клевать).

Выводы по 1-й главе

На основании проведенного исследования теоретических материалов изобразительно-выразительных средств в художественной литературе были сформулированы следующие выводы:

В первой главе «Изобразительно-выразительные средства в художественном тексте» рассмотрены такие понятия как тропы, стилистические фигуры и лексические единицы.

Эти понятия являются неотъемлемой ч


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.194 с.