Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

В произведении К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

2024-02-15 77
В произведении К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

«Тёплый хлеб» - это небольшой рассказ, который может быть назван притчей из-за его глубоко нравственного содержания. Эпитет «тёплый» обретает здесь непрямое значение. Тёплый - значит согретый добротой и вниманием сердца, человеческой лаской и заботой.

 

29

 

В рассказе «Тёплый хлеб» автор касается темы развития человеческой личности, отношения к окружающим, темы прощения. Ставит вопросы любви и взаимопомощи, значение доброты в жизни человека.

В рассказе Паустовского «Тёплый хлеб», особенно ярко проявляется гуманизм Паустовского. Доброта человека, его любовное отношение к животному всегда побеждает.

Внутренний диалог человека и животного помогает писателю передать «настроение» животных, их «мысли». В свою очередь отношения с животными помогают правильно оценить добрую или злую сущность человека.

 Действующим лицом в произведении становятся и силы природы, которые сначала наказывают Фильку и всю деревню за проявленную жестокость, а после раскаяния мальчика, приносят тёплый ветер на замершие земли.

Именно природа заставляет Фильку усвоить урок и изменить своё отношение к людям и окружающему миру. Силы природы в рассказе предстают как высшие силы справедливости, действующие в гармонии с заповедями морали и нравственности.

Природа у Паустовского живая, со своим характером. Она злится и наказывает Фильку «лютым морозом», пугает метелью, потом ласкает тёплым ветром, помогая работать. Природа описана в рассказе очень образно: «багровое, в тяжелом дыму» солнце, «седые ивы», «убранная, как невеста» луна, «жгучая» и «ясная» пустота.

Константин Георгиевич Паустовский пишет таким простым и ясным языком, что любой читатель может легко понять мысль, которую хочет донести автор. Изобразительно-выразительные средства Паустовского всегда новые, свежие и неожиданные.

В сказке «Тёплый хлеб» при помощи эпитетов, метафор, сравнений созданы портреты и пейзажные зарисовки: «сердитый старик», «Филька был

 

 

30

 

 молчаливый, недоверчивый», «пронзительный ветер», «к ночи небо зазеленело, как лёд», «от охлаждения сердца». Тем не менее, текст не изобилует тропами, что приближает его к фольклорным произведениям. Через контрастное изображение зимних картин автор показывает противоборство чувств в душе героя: с одной стороны, Фильке страшно, а с другой - он стремится, во что бы то ни стало, добраться до Панкрата, чтобы покаяться, излить ему свою душу.

«В чистом небе стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венца-ми… Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков… Казалось, воздух замерз и между землёй луной осталась одна пустота… Чёрные ивы …поседели от стужи».

В тексте автор использует такие сравнения как:

«... небо зазеленело, как лёд»;

«в чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами»;

«ветки их поблёскивали, как стеклянные»;

«...снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу»;

«она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда»;

«мельница стоит, как запаянная морозом навеки»;

«...сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт».

В рассказе «Тёплый хлеб» есть много разных эпитетов, которые помогают не только увидеть, но и почувствовать: «рыхлые тучи», «горячие солнечные пятна», «звонкие берёзовые дрова», «жгучая пустота», «черные ивы» и т.д. Эпитеты придают языку Паустовского поэтичность, образность.

Эпитеты:

 конь назван вороным, рассерженным, раненым.

31

 

Панкрат был скорый на работу, сердитый.

Филька был недоверчивый, молчаливый, неласковый, бессмысленный.

Сорока опытная, старая, болтливая.

Мороз колючий, лютый.

Солнце багровое.

Ветер ровный, тёплый.

Воздух густой, синий, страшный.

Олицетворения:

«...столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга»;

«Ревела, обезумев, метель»;

«Весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща».

В эпизоде, который начинается словами «Слеза скатилась у коня из глаз...» показано, как «ревела, обезумев, метель». Автор использует приём олицетворения. Метель ведёт себя как рассерженный человек.

А в предложении «Воздух колол Фильке грудь» можно представить себе, как воздух подходит к Фильке и начинает его колоть, то есть воздух наделяется особенностями живого существа.

Метафора – излюбленный приём Паустовского при описании природы. Так, в следующем отрывке именно благодаря метафорам перед нами зримо предстаёт поэтический пейзаж:

«…тотчас завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло…так уж мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни…»

«В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму… Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».

 

32

 

«Хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга… Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни… А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне».

Благодаря таким ярким образным метафорам зима у писателя - не просто холодное снежное время года, но некая живая сила, которая владеет землёй со своими звуками.

Жаргонизмы, разговорные слова, просторечные слова, устаревшие слова «Тёплый хлеб»:

«На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!»

 «Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку».

«- Знать, и нынче завёлся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело»;

«- Отчего же стрясся тот мороз?»; «- Неужто помирать?»

«...покамест не дорубимся до воды…»; «- А ежели замёрзнете?»

«А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом?»

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.