История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2024-02-15 | 77 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
«Тёплый хлеб» - это небольшой рассказ, который может быть назван притчей из-за его глубоко нравственного содержания. Эпитет «тёплый» обретает здесь непрямое значение. Тёплый - значит согретый добротой и вниманием сердца, человеческой лаской и заботой.
29
В рассказе «Тёплый хлеб» автор касается темы развития человеческой личности, отношения к окружающим, темы прощения. Ставит вопросы любви и взаимопомощи, значение доброты в жизни человека.
В рассказе Паустовского «Тёплый хлеб», особенно ярко проявляется гуманизм Паустовского. Доброта человека, его любовное отношение к животному всегда побеждает.
Внутренний диалог человека и животного помогает писателю передать «настроение» животных, их «мысли». В свою очередь отношения с животными помогают правильно оценить добрую или злую сущность человека.
Действующим лицом в произведении становятся и силы природы, которые сначала наказывают Фильку и всю деревню за проявленную жестокость, а после раскаяния мальчика, приносят тёплый ветер на замершие земли.
Именно природа заставляет Фильку усвоить урок и изменить своё отношение к людям и окружающему миру. Силы природы в рассказе предстают как высшие силы справедливости, действующие в гармонии с заповедями морали и нравственности.
Природа у Паустовского живая, со своим характером. Она злится и наказывает Фильку «лютым морозом», пугает метелью, потом ласкает тёплым ветром, помогая работать. Природа описана в рассказе очень образно: «багровое, в тяжелом дыму» солнце, «седые ивы», «убранная, как невеста» луна, «жгучая» и «ясная» пустота.
Константин Георгиевич Паустовский пишет таким простым и ясным языком, что любой читатель может легко понять мысль, которую хочет донести автор. Изобразительно-выразительные средства Паустовского всегда новые, свежие и неожиданные.
|
В сказке «Тёплый хлеб» при помощи эпитетов, метафор, сравнений созданы портреты и пейзажные зарисовки: «сердитый старик», «Филька был
30
молчаливый, недоверчивый», «пронзительный ветер», «к ночи небо зазеленело, как лёд», «от охлаждения сердца». Тем не менее, текст не изобилует тропами, что приближает его к фольклорным произведениям. Через контрастное изображение зимних картин автор показывает противоборство чувств в душе героя: с одной стороны, Фильке страшно, а с другой - он стремится, во что бы то ни стало, добраться до Панкрата, чтобы покаяться, излить ему свою душу.
«В чистом небе стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венца-ми… Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков… Казалось, воздух замерз и между землёй луной осталась одна пустота… Чёрные ивы …поседели от стужи».
В тексте автор использует такие сравнения как:
«... небо зазеленело, как лёд»;
«в чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами»;
«ветки их поблёскивали, как стеклянные»;
«...снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу»;
«она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда»;
«мельница стоит, как запаянная морозом навеки»;
«...сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт».
В рассказе «Тёплый хлеб» есть много разных эпитетов, которые помогают не только увидеть, но и почувствовать: «рыхлые тучи», «горячие солнечные пятна», «звонкие берёзовые дрова», «жгучая пустота», «черные ивы» и т.д. Эпитеты придают языку Паустовского поэтичность, образность.
Эпитеты:
конь назван вороным, рассерженным, раненым.
31
Панкрат был скорый на работу, сердитый.
Филька был недоверчивый, молчаливый, неласковый, бессмысленный.
Сорока опытная, старая, болтливая.
Мороз колючий, лютый.
|
Солнце багровое.
Ветер ровный, тёплый.
Воздух густой, синий, страшный.
Олицетворения:
«...столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга»;
«Ревела, обезумев, метель»;
«Весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща».
В эпизоде, который начинается словами «Слеза скатилась у коня из глаз...» показано, как «ревела, обезумев, метель». Автор использует приём олицетворения. Метель ведёт себя как рассерженный человек.
А в предложении «Воздух колол Фильке грудь» можно представить себе, как воздух подходит к Фильке и начинает его колоть, то есть воздух наделяется особенностями живого существа.
Метафора – излюбленный приём Паустовского при описании природы. Так, в следующем отрывке именно благодаря метафорам перед нами зримо предстаёт поэтический пейзаж:
«…тотчас завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло…так уж мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни…»
«В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму… Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».
32
«Хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга… Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни… А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне».
Благодаря таким ярким образным метафорам зима у писателя - не просто холодное снежное время года, но некая живая сила, которая владеет землёй со своими звуками.
Жаргонизмы, разговорные слова, просторечные слова, устаревшие слова «Тёплый хлеб»:
«На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!»
«Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку».
«- Знать, и нынче завёлся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело»;
«- Отчего же стрясся тот мороз?»; «- Неужто помирать?»
«...покамест не дорубимся до воды…»; «- А ежели замёрзнете?»
«А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом?»
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!