Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2024-02-15 | 68 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Благовещенский государственный педагогический университет»
Историко-филологический факультет
Кафедра русского языка и литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Совершенствование навыков диалогической речи на среднем этапе обучения на основе создания ситуации общения
по дисциплине: Теория и методика преподавания русского языка и
литературы
Исполнитель: студент группы 4ФОз _____________ __________ дата подпись
Руководитель: к.п.н., доцент ____________ __________ дата подпись
Благовещенск 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ХРОНОТОП В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ ................................. 9
Хронотоп в отечественном и зарубежном литературоведении ..... 9
Понятие хронотопа и его особенности ............................................... 15
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ХРОНОТОП И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.Г. РАСПУТИНА ................................................... 21
Своеобразие художественного мира произведений В.Г.Распутина...................................................................................................... 21
Особенности художественного хронотопа в повести В.Г.Распутина «Живи и помни» ............................................................................................... 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .............................. 46
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Одной из самых актуальных и наиболее значимых проблем современного литературоведения является проблема хронотопа художественного произведения. В многочисленных исследованиях, посвященных вопросам именно хронотопа, определяется его роль, значение и особенности функционирования в структуре художественного текста. Именно этим вопросам посвящены работы многих ученых: М.М. Бахтина, Б.А. Успенского, Ю.М. Лотмана, А.Б. Есина и других выдающихся литературоведов.
|
В каждом научном исследовании указывается на то, что именно хронотоп является, по словам А.Б. Темирболата, «неотъемлемым компонентом построения индивидуально-авторской картины мира писателя».[1] Именно благодаря хронотопу проявляются особенности авторского метода, стиля его повествования. Это дает основание Н.К. Гей утверждать: время и пространство – это «исходные величины, с которыми имеет дело писатель».[2] И именно это определяет особенности художественного хронотопа.
Умение понять хронотоп каждого произведения, определить его особенности в конкретном произведении помогает читателю в значительной степени раздвинуть границы восприятия, интерпретации и анализа художественного произведения, одновременно позволяет еще глубже проникнуть в его структуру, а также понять содержание самого повествования.
Данное исследование посвящено изучению особенностей хронотопа в провести В.Г. Распутина «Живи и помни». Ведь, как доказывают многочисленные исследования, творчество этого писателя – это уникальное явление не только в отечественной, но и в мировой литературе. Его перу принадлежат такие знаковые произведения, как повести «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар», «Дочь Ивана, мать Ивана», в которых совесть, вина, память являются ключевыми нравственными категориями. Именно совесть и духовность, по мнению писателя, определяет поведение человека, его судьбу, связь с народной памятью. В одной из своих публицистических статей В. Распутин так уточнил свое понимание духовности. «Духовность, как отмечает известный писатель, – это больше, чем вера. Духовность – это еще и деяние, подкрепленное и направляемое любовью чистого сердца».[3] Именно нравственная проблематика произведений В.Г. Распутина с самого начала была воспринята как доминанта его творчества в целом.
|
И именно эта особенность стала во многом определяющей в понимании своеобразия хронотопа в произведениях писателя, в том числе и в повести «Живи и помни».
Цель данного исследования: определение специфики художественного хронотопа в повести В.Г.Распутина «Живи и помни».
Предмет исследования: повесть В.Г. Распутина «Живи и помни».
Объект исследования: специфика художественного хронотопа в повести В.Г. Распутина «Живи и помни»
Поставленная в данном исследовании цель, а также указанные предмет и объект исследования определили и постановку следующих задач:
- изучить научную, литературоведческую, эпистолярную литературу по теме исследования;
- дать понятие художественного хронотопа и его особенностей;
- рассмотреть особенности художественного хронотопа и его особенностей в произведении В.Г. Распутина «Живи и помни».
Методологической основой данного исследования стали работы разной направленности:
- литературоведческие труды, посвященные вопросам изучения художественного хронотопа и его особенностей. Среди основных работ следует назвать исследования М.М. Бахтина,[4] который первым в русском литературоведении определил особенности художественного хронотопа. Вопросам изучения хронотопа на современном этапе посвящены работы А.Б. Темирболата,[5] С.Н. Иконниковой,[6] В.Е. Александровой[7] и др.
Каждое исследование представляет собой новый шаг в определении особенностей пространственно-временных отношений в произведениях как современных писателей, так и в произведениях писателей XVIII - XIX столетий.
Данное исследование также основывается на работах, посвященных изучению как всего творчества В.Г. Распутина, так и отдельных его произведений. Важно отметить, что в многочисленных публикациях творчество писателя рассматривается с разных позиций:
- во-первых, в контексте общности его произведений в современном литературном процессе,
- во-вторых, как отмечает Н.С. Тендитник, в соотношении с достижениями виднейших представителей прозы, которую в литературоведении часто называли «деревенской».[8]
|
Повести «Живи и помни» посвящены работы А.Ю. Горбачева,[9] А.А. Дырдина,[10] А.Н. Кузьминой[11] и др.
Идея данного произведения необычна и уникальна, так как в период Великой Отечественной войны дезертирство считалось верхом позора и бесчестия, и насколько сильно это вызывало стыд у народа, настолько и реже эта тема затрагивалась в прозе. Однако в произведении присутствует та особенная черта, которая выделяет эту повесть на фоне других остальных – это высочайший психологизм, который автору удается создать через особые приемы хронотопа.
Степень изученности проблемы
Анализ литературоведческого материала показал, что вопрос хронотопа, его своеобразия стал предметом изучения еще в период античности, когда ученые обратили внимание на хронотоп с точки зрения философии и точных наук.
Особый этап в развитии хронотопа связан с развитием европейской философской мысли в XVII – XIX веках. Основные особенности хронотопа как философской категории были представлены в трудах Г. Лессинга, И. Канта, Г.Гегеля.
Уже несколько позже хронотоп как научная категория разрабатывается в исследованиях русских ученых и, прежде всего, А.А. Ухтомского,[12] который определяет хронотоп как «живые и неизгладимые из бытия события зависимости, функции, в которых мы выражаем законы бытия».
В русской литературы наиболее значимыми стали работы М.М. Бахтина, который и выделил пространственно-временные отношения художественного произведения как определяющие в структуре текста. Изучению категории хронотопа посвящены также труды и других ученых-литературоведов, среди которых наиболее значимыми являются работы Ю.М. Лотмана,[13] А.Б. Есина,[14] В.Е. Хализева,[15] Л.Г. Бабенко, Т.Х. Керимова[16] и др. Каждый из них по-своему раскрывают основные понятия хронотопа, его роль, значение и функции в структуре художественного целого.
Анализ литературы, посвященной творчеству и отдельным произведениям В.Г. Распутина, показал, что, как показывает анализ литературы, до сих пор не существует глубокого научного исследования данной проблемы. Опубликованные на текущий момент научные статьи, посвященные художественным особенностям повести «Живи и помни», в том числе и значению повести в творчестве писателя, меньше всего касаются вопросов особенностей хронотопа этого произведения.
|
С целью решения задач исследования, достижению поставленной цели в данной работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературоведческой литературы по проблеме исследования;
- практический анализ художественного произведения с целью выявления его художественных особенностей, в том числе и специфики художественного хронотопа;
- структурирование и систематизация собранного материала в соответствии с поставленными задачами.
Новизна настоящего исследования заключается в сборе и систематизации сведений, прежде всего, о художественном хронотопе, его функции и специфики использования в художественном тексте. Важным также является материал об особенностях повести В.Г. Распутина «Живи и помни» и ее художественных особенностях, в том числе и особенностях хронотопа.
Практическое значение данного исследования связано с тем, что его материалы и полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания в вузе при проведении семинарских и практических занятий по русской литературы XX века, а также конкретно по творчеству В.Г. Распутина в вузе. К тому же этот материала может быть использован на уроках литературы в старших классах общеобразовательной школы.
Структура данной работы определяется поставленной целью и выделенными задачами.
К тому же данная структура соответствует структуре исследовательской работы:
- введение, в котором указаны цель, предмет и объект исследования, а также обосновывается актуальность данного исследования;
- основная часть состоит из двух глав, состоящих из нескольких параграфов, в каждом из которых раскрывается одна из основных задач исследования.
- список источников и литературы, используемой при проведении данного исследования, состоит из 59 наименований.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!