Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Хронотоп в отечественном и зарубежном литературоведении

2024-02-15 70
Хронотоп в отечественном и зарубежном литературоведении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Вопросы, связанные с хронотопом и его особенностями, постоянно рассматриваются в современном литературоведении, так как они представляют определенный интерес как для специалистов в области теории литературы, так и авторов. Важно также отметить, что хронотоп рассматривается не только с позиций литературоведения, но и с точки зрения философии. Но, как отмечается многими исследователями, в том числе и в работах А.Б. Темирболата,[17] особенно активно на сегодняшний день данное понятие используется в философии. Исследованию хронотопа как литературоведческого понятия, его значимости в структуре художественного текста посвящены также многочисленные работы как ведущих отечественных, так и зарубежных ученых. Среди тех, кто по-своему рассматривает хронотоп как литературоведческое понятие, специфику хронотопа в произведениях разных авторов, можно назвать М.М. Бахтина,[18] Ю.М. Лотмана,[19] А.Б. Есина,[20] В.Е. Хализева[21] и др.

В своих работах каждый из литературоведов по-своему раскрывает основные особенности хронотопа: его роль, значение и функции  в структуре художественного произведения. И, как определяет в своем исследовании А. Б. Темирболат, согласно сложившимся концепциям в литературоведении конца XX – начала XXI века, хронотоп – это фундаментальное понятие, выступающие как основа для исследования, прежде всего,  бытия.[22] Поэтому, согласно определению С.Н. Иконникова, «любой факт, каждое историческое событие, художественный памятник, то есть любое явление повседневной жизни обязательно вписывается в систему пространственно-временных координат, которые присущи художественному тексту».[23] Что в свою очередь подчеркивает значимость хронотопа, его место в системе отношений литературных героев в художественном пространстве и времени.

Само же понятие «хронотоп» имеет сложную историю происхождения, оно изначально было связано с физической наукой, а самые ранние предпосылки появления этого понятия можно встретить  еще в трудах античных математиков. При этом важно отметить, что хронотоп как литературоведческое и философское понятие стало предметом изучения также в период Античности, в философских трудах Платона, Аристотеля. Уже в трудах Платона, в которых рассматривалась сущность искусства, его своеобразие и особенность, подчеркивалось, что именно искусство, прежде всего, следует рассматривать как  подражание реальной жизни.[24] Именно в этом, по мнению великого античного философа, и заключается основное назначение искусства. А художественное произведение и есть одно из видов искусства.[25]

По-своему определяют понятие хронотопа и его особенности европейские философы XVII-XIX веков:  Д. Локк, Ж. Дюбо, Г. Лессинг, И. Кант, Г. Гегель. Например, в работах Иссака Ньютона присутствуют такие понятия как  «абсолютное пространство» и «абсолютное время». Но эти понятия в трудах ученого связаны с  законами классической механики. В свою очередь Джон Локк, рассматривая время и пространство совершенно обособленно, пришел к заключению,  что, по его словам, «распространенность и продолжительность взаимно обнимают и охватывают друг друга...».[26] Поэтому, с его точки зрения, «каждая часть пространства находится в каждой части распространенности».[27]

В философских трудах Гегеля хронотоп рассматривается уже с позиций диалектического метода и объективного идеализма. Это позволило выдающемуся философу определить  пространство и время как объективно существующие формы бытия движущейся материи.[28] К тому же он определяет эти формы как основополагающие.

Если же обратить внимание на понятие хронотопа с точки зрения литературоведения, то, как определяется уже в работах немецкого мыслителя XVIII века, богослова и историка культуры И.Г. Гердера,  основной предмет изображения в произведениях художественной литературы – это, прежде всего, реальная жизнь, жизнь, в которой живет герой, основанная на реальных фактах.  При этом, как полагает Гердер, писатель «несет на себе цепи времени, он врастает в свою эпоху, как дерево в землю… из которой оно пьет соки».[29] Это позволяет любому автору создать неповторимую картину жизни, при этом чаще всего преломленную через его личностный взгляд на мир и соответственно окрашенную его личными чувствами.

В начале ХХ века венгерский философ М. Палади вводит понятие «пространство-время» в постоянный научный обиход, но уже с философской точки зрения. Хотя, если быть более точным, само понятие «пространство-время» начинает использоваться уже с середины XVII века в работах Галилео Галилея, в которых он рассматривает принцип относительности. Проводимые этим ученым эксперименты  были связаны с измерением скорости света в пространстве. Это и потребовало введения понятия «пространство-время».

Хронотоп как научное понятие в трудах отечественных ученых впервые появляется в работах А.А. Ухтомского, при этом хронотоп рассматривается не как литературоведческое понятие, а с точки зрения математического естествознания. С его точки зрения, хронотоп – это «мировые линии», которыми связаны давно прошедшие события с событиями исчезающего вдали будущего».[30]

С точки зрения литературоведения, как литературоведческое понятие хронотоп впервые стал рассматриваться лишь в 20-30-е годы ХХ столетия. Именно в начале прошлого столетия были опубликованы работы, в которых даны определения хронотопа как литературоведческого понятия и его особенности в художественном произведении. Поэтому с такой точки зрения были определены и сформулированы не только сущность и само понятие хронотопа, но также и одновременно выделены два основных понятия:

- понятие художественного времени;

-понятие художественного пространства.

К тому же было указано на то, что эти понятия являются основными составляющими каждого высокохудожественного произведения.

Таким образом, уже в конце XIX – начале XX столетий, а в некоторых науках еще и раньше хронотоп становится одним из основных понятий, определяющих сущность бытия. Становление «хронотопа» как научного понятия было обусловлено следующими обстоятельствами:

- во-первых, значимыми достижениями, которые были отмечены как в естественных науках, так и в философии;

- во-вторых, изменение в искусстве конца XIX – начала XX самих понятий время и пространство. 

В отечественной науке, и прежде всего, в  литературоведении вопросы, связанные с понятием хронотопа, его значением,  нашли отражение в работах М. М. Бахтина и Л. С. Выготского. В научных трудах этих ученых данная категория была значительно переосмыслена, что дало возможность рассматривать хронотоп, прежде всего,   как особое единство двух категорий – пространства и времени. К тому же, с точки зрения М.Бахтина и Л.С. Выготского, это также  особый способ не только освоения, но и авторского осмысления реальной действительности. При этом  хронотоп – это также и особый способ воплощения творческого замысла писателя, который реализуется  при создании высокохудожественного произведения.

С этой позиции М.М. Бахтин определяет хронотоп как «существенную вза­имосвязь временных и пространственных отношений, которые художественно освоены в литературе».[31] Поэтому, как определяет М. Бахтин, именно «хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности».[32]

Указывая на значимость хронотопа в художественном произведении, на пространственно-временные связи, определяющие содержание художественного текста, М.М. Бахтин одновременно обращает внимание на то, что именно хронотон является ведущим также и в определении жанровой принадлежности самого художественного произведения. Соответственно это определяет и то, что хронотоп:

- во-первых,  определяет, прежде всего,  саму форму литературного произведения, то есть его жанр и специфику этого жанра;

- во-вторых, по-особому способствует формированию двух основополагающих компонентов художественного произведения – сюжета и композиции.

При этом, как заключает М.М. Бахтин,  благодаря именно хронотопу, происходит единение как внешней, так и внутренней стороны любого художественного произведения.[33] При этом, как заключает А.Б. Есин, через художественное пространство передается идейно эмоциональная сторона созданного автором художественного образа. К тому же именно художественное пространство – это композиционный стержень всего произведения, соединяющего его в единое целое.[34]  При этом именно художественное пространство связано с категорией художественного времени. Что во многом и определяет особенности художественного произведения.

Как видим, понятие хронотоп в современном литературоведении определяется как одно из значимых составляющих художественного произведения. Именно хронотоп художественного произведения, по словам В.В. Одинцова, «является наиболее значимой формой выражения авторского сознания».[35]

Таким образом, как показал анализ литературы, в  современном литературоведении сложилось несколько основных подходов к проблеме времени-пространства, то есть к проблеме самого хронотопа:

- теоретический подход;

- конкретно-практический подход;

- комплексный подход.

Если рассматривать особенности каждого подхода, то можно отметить, что особенностью теоретического подхода является осмысление хронотопа с теоретической точки зрения. Основой данного подхода являются работа А.Б. Темирболата, который считает, что через теоретическое осмысление возможно полноценное понимание значимости хронотопа в художественном тексте.[36]

Конкретно-практический подход предполагает исследование особенностей хронотопа отдельного писателя или его отдельного произведения.

Именно третий подход – это комплексный подход,  задача которого заключается в том, чтобы определить значимость пространственно-временных отношений не только в единстве со всеми компонентами литературного произведения, но одновременно  и со всеми  категориями создаваемого в нем художественного мира.

Данное исследование будет построено на основе, скорее конкретно-практического подхода, так как будет рассматриваться хронотоп в творчестве В.Г. Распутина и на примере только одного его произведения – повести «Живи и помни».

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.