Феноменология как метод правовых исследований. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Феноменология как метод правовых исследований.

2023-02-16 134
Феноменология как метод правовых исследований. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Феноменология (греч. phainomenon – являющийся, logos – учение) - буквально - описание или изучение явлений. Феноменология – философское направление, парадигма социально-гуманитарного познания, метод, применяемый в психологии, социологии, юриспруденции и т. д., направленный на выявление глубинных духовных основ культуры, общества посредством изучения содержания собственного сознания познающего субъекта и сведения фактуального знания к чистому.

С позиций феноменологии, явление мира в сознании и есть этот мир. Внимание исследователя должно быть обращено не на сам мир, предметы этого мира, а на те акты сознания, в которых предметный мир конституируется. Феноменология начинается с обнаружения корреляции между способами данности человеку различных аспектов мира и сознанием о мире. Отсюда возможность особого типа исследования, направленного на изучение не самого предметного содержания человеческого отношения к миру, а его явления в сознании, т.е. феномена.

Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры феноменологического метода.

Исходное положение феноменологии – утверждение о том, что предельным основанием общества, культуры как объектов научного исследования является дух как бытие в себе и для себя. Дух автономен и доступен истинно рациональному, научному изучению. Окружающий мир – не просто мир фактов, но также мир духовных сущностей – чистых форм, абсолютных истин, ценностей, которые конституируют его и непосредственно даны как его фактуальность. Феноменология – есть форма научного эссенциализма, утверждающего идею поиска универсальной сущности (эссенции) предметов, которая есть дух. Особенность феноменологии - в устремленности познания к глубинным основам всякого бытия, к некоему первоначалу, которым является первичный слой самого знания.

Центральное понятие феноменологии – «феномен». Феноменология выступает как метод познания являющейся в сознании сущности. В Немецкой классической философии (Кант, Гегель) понятие «феномен» (греч. phainomenon – явление) соотносится с понятием «ноумен» (греч. noumenon – умопостигаемая сущность). Явление предмета в классическом понимании не тождественно его сущности - познание какого либо предмета предполагает двойственное его рассмотрение: то, каким образом предмет является в сознании, и то, в чем усматривается сущность предмета. Феномен противопоставляется ноумену, который остается за пределами чувственно воспринимаемого опыта и является предметом интеллектуального созерцания.

Цель метода – познание духовных основ, познание духа, лежащего в основании культуры, общества. Основным способом изучения духовных основ культуры и общества является феноменологическая процедура исследования содержания собственного сознания познающего субъекта. Поскольку в феноменологии стирается грань между явлением и сущностью предмета, проводится идея самопроявляемости сущности через явление, ноумена через феномен, то, соответственно, чтобы постигнуть духовную сущность познаваемых объектов, необходимо исследовать их как феномены сознания. Внимание исследователя должно быть обращено не на сам мир, предметы этого мира, а на те акты сознания, в которых предметный мир конституируется. Феноменология начинается с обнаружения корреляции между способами данности человеку различных аспектов мира и сознанием о мире. Отсюда возможность особого типа исследования, направленного на изучение не самого предметного содержания человеческого отношения к миру, а его явления в сознании – феномена. 

Основным методом исследования духовных основ культуры, общества является метод феноменологической редукции. Редукция (от лат. reduction – отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), методологический прием сведения каких-либо данных, структуры, объекта к более простым, исходным началам. Метод феноменологической редукции в самом общем смысле означает сведение фактуального знании к знанию чистому.

Основные методологические процедуры феноменологической редукции. 

а) Заключение в скобки или воздержание – эпохе. Процедура эпохе означает отказ от всех суждений, которые касаются пространственно-временного существования, отсечение всего индивидуально-психологического, конкретно-исторического, социального.

б) Описание структуры, оставшейся после того, как процедура «заключения в скобки» произошла.

Посредством редукции возникает феноменолистическое сознание, или чистое сознание. Сознание выступает в виде потока переживаний, элементы которого – феномены. Поэтому учение о структуре потока переживаний называется феноменологией. Понять феномен возможно, если схватить его посредством интуиции. Феномен не описывают извне, а переживают, т.е. непосредственно вводят в поток сознания. Происходит интуитивное, непосредственное, чисто умозрительное усмотрение сущности.

Важнейший принцип феноменологии - принцип исследования интенциональной структуры сознания. Интенция (лат. intentio – стремление, намерение, цель) - направленность сознания на предмет.

Интенциональность – имманентная предметность сознания, безотносительно к тому, является ли предмет реальным или только воображаемым. Интенциональность рассматривается как фундаментальная характеристика сознания. Задача феноменологического исследования заключается в том, чтобы исследовать собственную интенциональную структуру сознания со своими сущностными компонентами. Взаимодополнительные аспекты интенциональности обозначаются в феноменологии терминами «ноэма», «ноэзис». Ноэзис (греч. noesis – мышление, постижение, разумение) – осмысливающая направленность сознания на объект, который в качестве носителя смысла и есть ноэма (греч. noema – мыслимое содержание, мысль). Понятия «ноэзис» и «ноэма» служат в феноменологическом анализе задаче раздельного описании объектов сознания и процессов их идеального конструирования.

Важнейшие категории феноменологии: «естественная установка», «феноменологическая установка».

Юридическая феноменология

Феноменология права – методология познания права, сложившаяся в XX веке и составившая теоретическую платформу феноменологической школы права, представителями которой были А. Райнах, Ф. Кауфман, Г. Кониг, К. Коссио, Н.Н. Алексеев и др. Феноменологическая школа права сформировалась в результате экстраполяции (распространения) идей философской феноменологии в сферу юридической науки, где они были восприняты отраслевыми направлениями этой науки - административным правом, муниципальным правом и др. Обращение к философской феноменологии было обусловлено, согласно убеждению представителей феноменологической школы права, эффективностью феноменологии как методологии исследования правовой действительности. Таким образом, феноменологическая теория права возникает в результате применения феноменологического метода в исследованиях права в его реальной и идеальной структуре. Необходимо подчеркнуть, что феноменологическая теория права, прежде всего, это методология исследования права. Что касается не гносеологических, не познавательных (онтологических) аспектов этой теории, то таковые разработаны мало. 

Феноменология как юридическая парадигма зиждется на идее, согласно которой наряду с реальным, эмпирически изменчивым правом существует идеальное – универсальное право. Идеальное право есть ничто иное как сущность права, обусловливающая существование реальных правовых понятий, явлений, норм и конструкций, и одновременно являющаяся критерием оценки действующего правопорядка. При этом идеальное и реальное право не противопоставлены друг другу, но находятся в неразрывном единстве, поскольку сущность права проявляется только в существовании реальных правовых феноменов.

В рамках феноменологической методологии объект исследования понимается предельно широко как правовая реальность во всем многообразии ее проявлений.

Предмет исследования позиционируется как идеальная основа права – эйдос права.

С точки зрения феноменологии право имеет свою онтологически укорененную идеальную основу – первичную по отношению к реально существующим правовым феноменам идеальную сущность – особый мир бытия правовых ноуменов - понятий и норм. Феноменологическое видение права во многом формируется в результате стремления объяснить то обстоятельство, что наряду с бесконечной изменчивостью правовых систем прошлого и настоящего, существует неизменные, переходящее из одной правовой системы в другую, основополагающие принципы и правоположения. Такого рода инвариантная основа права, например, школой естественного права рассматривалась как природное установление. Феноменологическая школа права объясняет существование таких неизменных правовых структур, не прибегая к юснатурализму. Таким образом, феноменология обращается не к эмпирически изменчивым экзистенциальным формам права, но к его сущностной - эссенциальной основе, явленному сознанию исследователя, правовому эйдосу.

В видении феноменологов права, идеальная сущность права вневременна и внепространственна, она представляет собой структуру, в которой выражается эйдетический смысл права. Процесс правотворчества в такой исследовательской перспективе предстает как процесс наполнения реальным содержанием идеальных, априорно заданных чистых структур. Соответственно, деятельность правотворческих органов понимается как воплощение в реальность идеальных правовых моделей. Эти идеальные модели в процессе правотворчества наполняются реальной плотью – конкретным социокультурным историческим содержанием, получают легитимацию в акте их признания социальным субъектом, сообщают правовую энергию правам и обязанностям членов общества.

Суть феноменологии как методологии познания права сводится к тому, что конкретно-исторические системы права познаются посредством мысленного вычленения идеальных структур, составляющих основу права. Феноменологическая редукция как метод исследования права направлена на выявление и описание его идеальной, чистой структуры. Феноменологическая редукция предполагает сведение эмпирического знания права к знанию чистому.

Такого рода познание сводится, во-первых, к процедуре эпохе – процедуре отказа от всех суждений, которые касаются пространственно-временного, индивидуально-психологического, конкретно-исторического, социального существования права; во-вторых, процедуре описания структуры, оставшейся после того, как процедура эпохе произошла. В результате применения феноменологических гносеологических процедур конкретизируется предмет познания, определяемый феноменологической школой права, при помощи понятий «эйдос», «чистая структура», «чистая форма», «идеальная конструкция», «ноэма», «ноэзис», «интенция». По мнению представителей феноменологического движения в юриспруденции, эти понятия открывают возможности объяснения явлений правовой реальности во всем их многообразии, сложности и взаимообусловленности.

Как полагают сторонники феноменологического понимания права, наиболее непосредственно правовой эйдос выражается в правомочии. Именно правомочие можно рассматривать как некую идеальную основу права как такового.

Одним из классиков юридической феноменологии можно считать немецкого правового мыслителя, последователя Э. Гуссерля, представителя феноменологического движения XX века Адольфа Райнаха (1883 – 1916 гг.). В работе «Априорные основания гражданского права» Райнах предпринимает попытку изучения естественного права с позиций феноменологического подхода. Он полагает, что первичными правовыми данностями, в которых раскрывается сущность права, являются социальные акты. Из признаков социального акта, выделяемых А. Райнахом, следует, что под первичными правовыми данностями понимаются правовые отношения, характеризующиеся выраженностью в деянии, коллективностью и взаимностью. При этом критерием для отнесения того или иного реального общественного отношения к правовому не требуется его урегулированность государственно установленной нормой. Правовыми при-знаются те отношения, в которых реализуется сущность права и которые складываются на основе принципа интерсубъективности.

В российской юридической науке первым представителем феноменологии права был выдающийся российский юрист Николай Николаевич Алексеев (1879 -1964 гг.). В работах «Основы философии права», «Идея государства: Очерки истории политической мысли», «Мир и душа: Философские размышления о материи и духе на основе диалектического реализма», «Русская империя в её исторических истоках», «Христианство и идея монархии», «Об идее философии и ее общественной миссии» он аргументирует необходимость использования феноменологического метода в познании права тем, что иные методы имеют принципиальные недостатки. Алексеев утверждает, что рационалистические или эмпирические определения права имеют характер некоторой одномерности, так как сводят право к какому-то одному измерению – к норме, к воле, к интересу. Однако право, в видении мыслителя, не одномерно.

Для уяснения многомерной природы права необходимо, по убеждению Алексеева, вообще покинуть почву определений и дать описание феноменологической структуры права, которая являет собой единство нескольких измерений.

Первым элементом правовой структуры, в видении Алексеева, является субъект как носитель обнаруживающихся в праве ценностей. Под субъектом Алексеев понимает не традиционного субъекта права, каким он представлялся традиционной юридической теорией, а субъекта как деятеля, обнаруживающего ценности. 

Вторым элементом этой структуры в концепции Н.Н. Алексеева являются сами обнаруживающиеся в праве ценности. Наличность какой-либо ценности является, по мысли Алексеева, безусловным предположением для правовых явлений, т.к. иначе не существовало бы и самих проявлений заинтересованности и небезразличия.

Третьим элементом правовой структуры Алексеев считает некоторые первоначальные данности. Такими предикатами всякого правового феномена являются, по Алексееву, «правомочия» и «правообязанности». Единство этих трех элементов и образует центральное понятие концепции Алексеева, понятие правовой структуры. Исследователь пишет: «То, что мы разумеем под правовой структурой или правовым логосом, не есть сумма каких-то общих и вечных правовых норм. Правовая структура для нас есть идеальная целостность явлений права... Мы имеем идею права и с совершенной твердостью владеем ею и пользуемся. Это значит, что бесконечные правовые явления связаны между со-бою в какую-то целостность правовой идеей. В созерцании отдельных моментов этой целостности и обнаруживается структура права. Правовая структура есть то, что придает различным явлениям правовую форму. И, в частности, нормы права являются "правовыми" только потому, что в них отображается правовая структура. Мы называем "правовыми" нормами, в отличие от других видов норм, те, которые предполагают особого носителя (способность признания), в которых выражаются реализованные ценности и которые формулируются в особых определениях (права - обязанности)».

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.