ГИГИЕНИЧЕКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

ГИГИЕНИЧЕКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ

2023-02-16 22
ГИГИЕНИЧЕКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предметы оборудование, предназначенные для детей и подростков, должны полностью соответствовать анатомо-физиологическим возможностям организма, способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать основным пропорциям его тела. Детская и школьная мебель должна отвечать характеру воспитательного процесса, образовательного процесса, ее размер – росту, а масса – силе ребенка.

Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:

1. Основная или рабочая мебель: столики, диваны, барьеры, столы или парты, классные доски, лабораторные столы и т.д.

2. Подсобная – шкафы, вешалки, столы для аквариума и др.

3. Мебель для сна и отдыха – кровати, раскладушки и т.д.

Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, доступной для очистки и дезинфекции.

Учебный процесс связан с большим не только умственным, но и физическим напряжением. Занятия за партой, столом, стоя, сидя связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних конечностей. Основную роль в регуляции позы играют нервно-мышечная система и суставной аппарат.       Положение тела считается правильным, если оно сохраняет устойчивое равновесие, нормальную деятельность, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов.

При письме для организма менее утомительна посадка, при которой голова несколько наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами от тетради. Плечевой пояс сохраняет вертикальное положение, предплечья, и кисти рук симметрично располагаются на столе, туловище отодвинуто на 3-5 см (толщина кисти рук школьника) от края стола. Не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра лежат на сидении. Стопами учащийся опирается о пол (при этом ноги согнуты в коленях под прямым углом) или о подножку. В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов – высоты стола и стула. Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции спинки, дистанции сиденья.

Дифференция – расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья, равное расстоянию от локтя свободно опущенной руки сидящего школьника до сиденья с добавлением 5-6 см.

Дистанция спинки – расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула должно не более чем на 5 см превышать переднезадний размер грудной клетки.

Дистанция сиденья – расстояние (по горизонтали) между задним краем крышки стола и переднем краем сиденья. Дистанция сиденья должна быть только отрицательной – для групп А – 4 см, Б и В – 5-6 см, Г и Д – 7-8 см.

       Пропорции тела ребенка меняются в зависимости от роста тела в длину, поэтому ведущим признаком для распределения мебели по группам является рост. В настоящее время введена ростовая шкала с интервалом 15 см. В соответствии с ГОСТом 11015-93 ²Столы ученические² и 11016- 93 ²Стулья ученические² предусмотрено изготовление мебели 6 групп А, Б, В, Г, Д, Е.

       Парты, столы и стулья должны иметь цифровую (в виде дроби, где в числителе указывается группа, а в знаменателе диапазон роста школьников) и цветовую маркировку на обеих сторонах мебели. Распределение мебели по группам представлено в таблице:

 

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 Группа роста (в мм) Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (мм) Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (мм)
1 1000-1150 460 Оранжевый 260
2 1150-1300 520 Фиолетовый 300
3 1300-1450 580 Желтый 340
4 1450-1600 640 Красный 380
5 1600-1750 700 Зеленый 420
6 Свыше 1750 760 Голубой 460

 

Такое распределение школьной мебели в зависимости от роста ребенка обеспечивает правильную посадку за партой, при которой имеется достаточное количество площадей опоры (сиденье, спинка скамьи, пол или подножка), что уменьшает мышечное напряжение и возможность мышечного утомления.

При современных методах обучения, и особенно это касается детей 6-ти летнего возраста и групп продленного дня, когда надо переставлять мебель, лучше использовать столы и стулья, которые более легкие и мобильные, чем парты. Хотя вследствие менее совершенной регуляции позы и меньшей ее устойчивости в младшем школьном возрасте, при отсутствие навыка принимать правильную рабочую позу необходимо отдавать предпочтение партам, так как фиксированный стол и сиденье всегда обеспечивают оптимальную дистанцию, способствующую поддержанию удобной рабочей позы.

При работе стоя (у чертежного стола, в мастерской и т.д.) наиболее рациональной позой является прямое или слегка наклоненной вперед положение корпуса с небольшим наклоном головы, которое обеспечивает равномерное распределение нагрузки, как на правую, так и на левую часть тела. По возможности необходимо как можно чаще производить смену положения тела. Недопустимо сдавление грудной клетки и брюшной полости, а также перенапряжение зрения.

Крышку парты и сиденье со спинкой следует изготовлять из материалов с малой тепло проводимостью (дерево, ластик), окраска должна быть зеленой гаммы цветов и цвета натурального дерева. Столы в лабораториях подбираются трех групп – В, Г и Д. В химической лаборатории, кроме того, должен быть вытяжной шкаф.

В педагогическом процессе существенную роль играет классная доска. Цвет покрытия классных досок может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет.

       При размещении мебели в учебных классах первыми во всех рядах, которых 3-4 в зависимости от конфигурации класса ставят мебель наименьших, далее – возрастающих размеров. Рабочие места в классных комнатах за первыми и вторыми партами отводятся школьникам со сниженным зрением и слухом.

       Расстояние от первого ряда до окна должно быть. 0,6-0,7 м, от последнего ряда до внутренней стены – 0,5-0,6 м; от классной доски до первой парты – 2,4 м; от последней парты до стены – 0,4-0,5 м; между соседними рядами – 0,6-0,8 м.

Набор оборудования для яслей и детских садов и гигиенические требования к нему также обуславливаются спецификой воспитательного процесса.

Оборудование включает мебель, используемую в период бодрствования, сна, игр, организационных занятий, кормления. Размеры мебели и ее масса должны соответствовать росту, силе детей, способствовать развитию естественных движений ребенка.

Групповые комнаты в младших классах дошкольного учреждения оборудуют манежами прямоугольной формы, горками; для средней и старшей группы – столиками, стульями, диванами. Столы и стулья должны быть индивидуальными, двух местными и групповыми. Они должны быть легкими, чтобы могли легко и просто объединяться для групповых занятий.

Также в групповых комнатах ставят шкафы для игрушек, пособий, одежды, которые по своим размерам должны соответствовать росту детей, туалетный стол с полками для белья и ящиками для предметов ухода за детьми.

В комнатах для грудных детей д.б. пеленальный столик, а для детей от 8 до 12 месяцев специальные столики для кормления высотой 70 см от пола с выдвижными креслами. Высота основания кресла от пола – 40 см, ширина – 27 см.

Для ползунков, начинающих вставать и передвигаться с опорой, устанавливаются групповые манежи (длина – 6м, ширина – 5 м, высота – 0,45 м), горки с лесенкой, по которым ребенок поднимается и скатывается. К 1 году добавляется стремянка, гимнастическая лестница, стенка. Все групповые комнаты дошкольного учреждения оборудуются столами, стульями, шкафами для игрушек и пособий.

Столы для занятий устанавливаются у светонесущей стены при левостороннем освещении, располагают их обычно в 2 или 3 ряда. Расстояние от окна до первого ряда – 1 м, между рядами 0,5 м. Для детских дошкольных учреждений на 280 и более мест следует предусмотреть отдельную комнату для занятий всеми видами ручного труда. Для игр и упражнений должны иметься резиновые мячи, которые должны быть различных размеров, висячие корзины для бросания в цель, обручи и т.п.

Мебель, обычно сделанную из мягких пород дерева, окрашивают красками светлых тонов различных оттенков. Мебель для игр и отдыха детей может быть окрашена в более яркую цветовую гамму.

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КНИГАМ И

УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ

 

В учебной работе учащиеся более всего имеют дело с книгой. Нагрузка на зрение во всем периоде обучения постоянна и значительна, поэтому гигиенические рекомендации относительно учебников, а также других учебных пособий (карты, атласы и т.д.) даются с целью создания наиболее благоприятных условий для зрительной работы, охраны зрения учащихся. Возрастные особенности развития органа зрения, а также постепенность формирования навыка чтения требует реализации возрастного принципа при разработке гигиенических рекомендаций по оформлению школьных учебников и книг.

Бумага для изготовления книг и учебников должна быть белого цвета, возможен слегка желтоватый оттенок; не должна просвечивать текста оборотной стороны листа, а тем более подлежащей страницы. Поверхность бумаги должна быть гладкой, матовой. От качества бумаги во многом зависит качество печати.

Печать – это интенсивность, равномерность и четкость окраски каждой буквы текста и рисунков. Кроме оценки бумаги при гигиенической характеристике книги оценивается также формат, масса, переплет книги, шрифт и набор. Наиболее удобны в пользовании книги небольшого объема и массы. Небольшой формат книги позволяет легко держать ее в руках. Гигиенические требования к полиграфическому оформлению книги также применяют и к детским диафильмам. Требования к внешнему оформлению книг приобретают большое значение при обучении слабовидящих детей, для них издаются специальные учебники с крупным шрифтом.

Набор подразумевает под собой расположение букв, слов в тексте, плотность текста, длина строк, высота страницы, плотность набора, обусловленная расстоянием между строками, между словами и между буквами, в среднем составляет количество, не превышающее 15 знаков на 1 кв.см. При использовании же шрифта (см ниже по тексту) более высоких (14 -20 знаков при нормативе 10 -16, в зависимости от возраста, кеглей) – 10 знаков. Кегль – величина, используемая в типографской практике наряду с мм для определения размера шрифта. Кегль – высота площадки литеры, выраженная в типографских пунктах (1 пункт равен 0,376 мм).

Оптимальные условия для работы глазодвигательной мускулатуры создаются при строке длинной 106-110 мм, при чтении которой происходит благоприятное сочетание прерывистых движений глаза и шеи. Боковое и верхнее поле должно быть не менее 18-20 мм, нижнее – 25-30 мм.

 Широкие промежутки между строками, а также словами, отражая больше света и создавая большую контрастность, облегчают чтение, что особенно важно при обучении чтению.

Интерлиньяж – расстояние между строками должно быть в 2 раза больше высоты буквы, изменяясь соответственно характеру шрифта, но не должно быть в любом случае меньше 3 мм.

Апрош – промежуток между словами не должен быть меньше высоты букв, т.е. должен составлять около 2 мм, для 5 класса, 3 мм для 3-4 класса, 4-11 мм – для 2-1 классов, в букварях этот размер должен составлять около 5 мм – минимум. Апроши между буквами должны быть около 0,5 – 1 мм.

Гарнитура - рисунок шрифта должен способствовать максимальной четкости каждого элемента буквы, что особенно важно при обучении детей 6-7 летнего возраста. При издании учебников рекомендуется использовать шрифты с простым четким начертанием букв и четкими внутри буквенными просветами. Для 1 класса рекомендуется букварная гарнитура, азбука и рубленая журнальная гарнитура прямого начертания. Для 2 класса – журнальная рубленная и школьная гарнитура. Для средних и старших классов можно пользоваться литературной гарнитурой. В следующей таблице представлены основные размеры шрифта, рекомендуемые для набора учебников.

 

Учебники Примерный кегль основного шрифта Высота строчной буквы ²н²,мм Толщина основных штрихов, мм Толщина соединительных штрихов горизонт. и накл., мм
Новые буквы подготовки- Тельной части букваря 48-36 8,0-6,0 1,5 1,2
Букварная часть букваря 28-24-20 4,5-4,0-3,5 0,5 0,5
Послебуквенная часть бук- варя, учебники для 1 класса 16 2,8 0,5 0,45
Учебники для 2-го класса 14,16 н/ш 2,3-2,0 0,3 0,15
Учебники для 3-4 класса 12,14 н/ш 2,2-2,0 0,3 0,15
Учебники для 5-7 класса 10 н/ш 1,75 0,25 0,15
Учебники для 8-10 класса 10 1,75-1,7 0,25 0,15

 

       Примечание: н/ш. Шпоны – пробельный материал, устанавливаемый между строками для увеличения интерлиньяжа.

       Для усиления четкости рисунка можно использовать серифы – маленькие горизонтальные черточки, которыми заканчиваются вертикальные штрихи букв. Эти черточки препятствуют иррадиации зрительного раздражения.

       Курсив – наклонный шрифт, предназначенный для выделения чего-либо в тексте, не воспринимается в младшей школе, поэтому в этом случае рекомендуется необходимые выделения делать жирным шрифтом или разрядкой. В более старшем возрасте наряду с курсивом применяется петит – мелкий шрифт, которым чаще набирают дополнительные тексты (примечания, указания, списки литературы и т.д.). В учебниках для старших и средних классов петитом допускается набирать дополнительные тексты, не превышающие 12 строк.

В букварный период обучения следует максимально ограничить разнообразие шрифта. Основные размеры шрифта для различных возрастов приведены в таблице (см. выше), они отражают основные требования: вертикальные штрихи букв должны быть больше толщины вертикальных штрихов. Чем меньше усвоен учащимся механизм чтения, тем больше должна быть величина каждой буквы и ее элементов. Высота букв должна быть около 1,5-1,6 мм. По мере овладения техникой чтения высота букв может уменьшаться. Более упрощенная схема размеров шрифта представлена на таблице ниже:

 

Возраст школьников Высота букв, мм Толщина основных штрихов, мм Толщина соединительных штрихов, мм Расстояние м/ду основными штрихами, мм
Начинающие 3 0,3 0,15 0,6
Младший 2-2,5 0,3 0,15 0,6
Средний 1,75 0,25 0,08 0,05
Старший 1,5 0,25 0,08 0,05

 

Набор однотипных элементов – заголовков, формул, таблиц, подписей к иллюстрациям – должен быть единообразным во всем издании.

Все иллюстрации в учебнике должны быть четкими. Между текстом и иллюстрациями должны быть пробелы. Минимальный пробел для тоновых и штриховых иллюстраций – 4,5 мм, для цветных – не менее 6,5 мм.

Для заголовков, выводов, правил и т.д. может использоваться цветная печать: цветной шрифт на белом фоне, а также черный шрифт на цветном фоне - ² плашке ² (светло-голубой, светло-зеленый, желтый, оранжевый). Возможно использование белого шрифта на красной плашке.

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ

ИГРУШКАМ

 

С помощью игр и игрушек ребенок постигает окружающий мир. Игрушки служат источником положительных эмоций, поэтому очень важно, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка. В первый год жизни развиваются зрительные и слуховые восприятия, голосовые реакции и основные движения, позволяющие изменять положение тела: садиться, вставать, спускаться, цепляться руками. Игрушки для этого возраста должны быть достаточно крупными, ярко окрашенными, издающими звуки и удобными для захватывания. Распространенными являются погремушки, кольца, разного рода резиновые игрушки. С развитием самостоятельного передвижения интерес приобретают различные машины, игрушки – каталки и пр. На втором и третьем году жизни ребенка игра отличается отобразительным характером. Вызывает интерес рассматривание картинок, ребенок познает окружающий мир, развивает речь. Игры становятся разнообразнее, появляются кукольные наборы мебели, посуды, звуковые игрушки – барабаны, бубны и т.д. Для развития речи организуются игры для нескольких детей, построенные по принципу вопросов и ответов – картинное лото, диафильмы и т.д.

Начиная с дошкольного возраста, ребенок переходит к настоящей ролевой игре. Среди игрушек должен быть увеличен набор конструктивных игрушек (кубики, палочки, мозаика и т.д.); для спортивных игр и игр, имитирующих труд взрослых необходимо использовать специальный набор игрушек (мячи, скакалки, лопатки, ведра и т.д.). Далее набор и конструкция игрушек усложняются. Добавляются оптические игрушки, игрушки с более сложной конструкцией, модели и т.д.

Таким образом, все игрушки подразделяются по принадлежности по возрастам:

- до 1 года – ранний период;

- от 1 года до 3-х лет – ясельный;

- от 3-х лет до 6-ти лет – дошкольный;

- от 6-ти до 10 лет – младший школьный;

- от 10 до 14 лет – средний школьный.

Причем этот возраст должен обязательно указываться либо на упаковке, либо на вкладыше наравне с названием игрушки и инструкцией. Требования, предъявляемые к качеству материала, из которого изготавливается игрушка, ее форма, конструкция и т.д. представлены ниже в Приложении №1 к методической разработке.

       Материалы, применяемые для изготовления игрушек, не должны включать ядовитые, вредные для здоровья вещества. Такие материалы, как дерево, металл, картон, ткань применяют только новыми. Использование утиля не допускается. Из новых синтетических материалов, игрушки можно изготавливать только в том случае, если эти материалы прошли контроль и разрешены органами санитарной инспекции. Такие материалы, как мех, кожа, волос, применяют после соответствующего разрешения ветеринарной службы и предварительной дезинфекции.

Игрушка по форме и конструкции должна быть удобной и безопасной, с гладкими поверхностями и хорошо заделанными краями, без выступающих острых углов и мелких легко отделяемых деталей. Составные части игрушек для детей ясельного возраста должны быть не менее 30 мм. Для наполнения погремушек разрешается применять металлические и пластмассовые гранулы диаметром не менее 5 мм.

При оценке оптических игрушек (бинокли, фильмоскопы и др.) следует убедиться, что использование их не вызывает напряжения зрения, исключает искаженное изображение предмета, мелькание и т.п. В озвученных игрушках сила шума не должна превышать 65 дБ. В игрушках с применением микро электродвигателей электрическое напряжение не должно превышать 12 В.

Масса игрушки должна соответствовать силе ребенка – для детей дошкольного возраста не превышать 400 г, для младших школьников – 800 г.

При окрашивании игрушек соблюдают следующие требования: лаки и краски должны давать прочную и не липкую пленку, не имеющую запаха и не сползающую при мытье горячей водой (температура 60 градусов) с мылом, а также 2% раствором хлорной извести в течение 5 минут. Пленка должна быть устойчива к слабым растворам кислоты и щелочи как аналогам слюны и желудочного сока.

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОДЕЖДЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

 

Одежда используется человеком для защиты тела от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Одежда также выполняет определенные воспитательные функции, формируя эстетические представления ребенка и подростка. Но основная ее роль заключается в снижении тепло потерь организма и обеспечении его оптимального теплового состояния.

Учитывая климатические особенности отдельных районов территории России, предложена схема зонирования, выполненная с целью типизации одежды и обуви.

1. Зона особой трудности. Характеризуется низкими значениями температуры воздуха зимой на фоне повышенной скорости ветра. Требуется особенная высококачественная одежда и особо утепленная обувь. Ношение зимней одежды (меховая шуба, арктическая одежда) длится 33 – 39 недель в году.

2. Зона повышенной трудности. Отличается низкими значениями температуры воздуха зимой. Ношение зимней одежды до 24 недель в году. Рекомендуется пользоваться меховой зимней одеждой и утепленной обувью.

3. Зона обычной трудности. Расположена в пределах умеренного пояса с широким диапазоном климатических условий холодного и теплого сезона. Зимой рекомендуется теплая ватная одежда.

4. Относительно благоприятная зона.

5. Благоприятная зона. Как правило, зимой теплая одежда не требуется. В летнее время возможен радиационно-тепловой перегрев. Желательно обеспечение специальной летней одеждой.

Разрабатываются специальные рекомендации по набору одежды в зависимости от погодных условий, например, для средней полосы во время прогулки рекомендуется:

- при температуре -6°С – рейтузы, теплая кофточка, меховое или ватное пальто, шапка, шарф, валенки с галошами;

- при температуре от +5°С до -6°С то же самое, за исключением рейтузов и теплой кофточки;

- при температуре от +5°С до 10°С – демисезонное пальто с теплой кофточкой, ботинки с ботами;

- при температуре от 10°С до 15°С – летнее пальто без кофточки;

- при температуре выше 15°С – без пальто.

При поведении гигиенической экспертизы одежды определяют, в первую очередь, свойства ткани, из которой эта одежда изготовлена. Оценивается характер волокон и структура ткани, масса ткани, толщина, гигроскопичность, воздухо- и паропроницаемость, влагоемкость и др. Например, в материалах, из которых шьют белье для новорожденных не должно быть синтетических и ацетатных волокон. Одежда для детей старшего возраста может быть сделана из капровискозного волокна и полотна хлопколавсановой пряжи, но с содержанием капрона и лавсана не более 40%. Запрещается применение синтетических тканей для производства летней, для производства зимней одежды (2-й слой) для новорожденных и детей ясельного возраста. Для утепления одежды детей младшего ясельного возраста используются только натуральные материалы, в других возрастных группах допускается применение материалов, содержащих до 50% синтетических и искусственных волокон. В качестве прокладки для 3-го слоя одежды применяют только натуральные ткани.

 

Самостоятельная работа студентов.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.