Усложнение условий выполнения (так же, как при целостном разучивании) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Усложнение условий выполнения (так же, как при целостном разучивании)

2023-02-16 27
Усложнение условий выполнения (так же, как при целостном разучивании) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В отличие от приведенной схемы разучивания прие­ма, где элементы приема разучиваются отдельно один от другого, может быть применена другая схема. В ней ра­зучивание проходит с наслоением элементов приема. На­чинается разучивание, как в приведенной схеме, затем второй элемент приема выполняется занимающимися вместе с первым в целостной структуре. Таким образом, если в приеме имеется два сложных элемента, то второе повторение будет проходить уже в виде целостного вы­полнения приема.

Разучивание приемов может проходить и по комплекс­ному способу. В этом случае изучение приема начинается целостным способом. Если у занимающихся в процессе выполнения выявляются такие ошибки, которые требуют вычленения какого-то элемента приема, то тренер оста­навливает разучивание приема и организует выполнение нужного элемента. После того как элемент будет выпол­нен правильно, продолжается выполнение приема в целом.

Такое изучение приема может быть организовано для всей группы или только для тех занимающихся, у кото­рых прием не получается.

Особое внимание следует обращать на грубые ошиб­ки, которые могут повести к травмам. Поэтому тренер в первую очередь исправляет грубые ошибки,

Когда борец научится правильно выполнять прием на несопротивляющемся партнере, тренер начинает «дово­дить» прием до умения выполнять его в условиях сопротивления, то есть в схватке. Делается это путем услож­нения условий выполнения, за счет передвижения или увеличения сопротивления партнера. Не следует сразу слишком усложнять условия. Это может повести к тому, что прием не будет получаться.

Разучивание можно считать законченным, когда бо­рец научится выполнять прием в учебной схватке, то есть в схватке, где один спортсмен нападает обусловленным приемом, а другой защищается.

Тренировка как метод обучения раскрывается ниже в соответствующем разделе.

Проверка знаний, умений и навыков применяется для выявления недостатков педагогического процесса, закре­пления и совершенствования знаний, умений и навыков.

Проверка может быть текущей и периодической. При текущей тренер проверяет знания в беседе или наблюдая действие борца. Умение проверяется наблюдением за по­пытками выполнения при разучивании и в схватках.

В процессе разучивания приемов и упражнений свое­временное исправление ошибок определяет эффективность усвоения.

Прежде чем исправить ошибку, тренер определяет её причины. В практике встречаются две основные причины возникновения ошибок в выполнении приемов и упражнений занимающимися: неправильное представление 6 действии, которое выражается в искажении структуры движения, его составных частей, связок, ритме и т. п.; недостаточное физическое развитие или физическая под­готовка занимающихся, или большое усложнение усло­вий, затрудняющих выполнение.

Если у занимающегося сложилось неправильное пред­ставление о действии, тренер исправляет его ошибку по­вторным показом и объяснением с акцентом на те детали, о которых у занимающегося сложилось неправильное представление.

В этом случае пользуются различными методическими приемами:

а) выполнение элемента приема, в котором имеется ошибка;

б) выполнение приема целостно, но об­ращая внимание на изменение в неудавшемся элементе приема;

в) видоизменение структуры приема, которое вынуждает борца выполнять правильное движение. Иног­да тренер даже предлагает выполнить прием заведомо неправильно, но с такой «ошибкой» в проведении, кото­рая ликвидирует первоначально неправильное выполне­ние;

г) указание ориентиров в направлении усилий и от­дельных движений;

д) выполнение приема тренером на занимающемся, у которого обнаружена ошибка. Показы­вая правильное проведение приема и ошибку, тренер помогает изменить прием. Занимающийся на себе чувствует, в чем его ошибка, и при выполнении исправляет ее;

е) тренер предлагает занимающемуся выполнить прием на себе. Во время выполнения он направляет его усилия и в то же время не дает выполнить неправильные дви­жения.

Если занимающиеся имеют недостаточное физическое развитие или недостаточную физическую подготовку, то им рекомендуются такие общеразвивающие или специ­альные упражнения, которые помогут быстро ликвиди­ровать отставание и выполнить прием. Иногда тренер вы­нужден отнести изучение приема этим занимающимся на более поздний срок обучения. В этом же случае он мо­жет предложить занимающимся выполнять имитацию приема без партнера, или у стены, или со снарядами. Предлагаются также специальные упражнение.

В том случае, если ошибки возникают в результате усложнения условий для выполнения приема или упраж­нения, тренер принимает меры к тому, чтобы упрос­тить их.

Это можно сделать: а) подбором партнеров (более легких, более слабых, более «удобных» для выполнения приема); б) указанием партнеру, как помочь товарищу при выполнении им приема. Б некоторых случаях нужно определить ошибку не у выполняющего, а у его партне­ра. При выполнении приемов в разучивании они не уда­ются часто потому, что партнер своими действиями де­лает выполнение невозможным (сопротивлением или, на­оборот, расслаблением); в) выполнением приема на чучеле или мешке; г) выполнением приема на мягком ковре (если партнер боится жесткого ковра).

Когда занимающиеся приступают к разучиванию приемов, тренер основное внимание обращает на выявле­ние и исправление ошибок.

Сначала он как бы рассредоточивает внимание на всю группу с тем, чтобы установить, кто из занимающихся допускает ошибки и сколько в группе борцов, допус­кающих одну и ту же ошибку. Это нужно определить сра­зу после первых попыток выполнения. Если у большинст­ва занимающихся определится общая ошибка, то тренер останавливает выполнение приема или упражнения и по­казывает всем, как следует ее исправить. Если общей ошибки нет, то тренер подходит к отдельным борцам и исправляет ошибки у них.

Периодическая проверка должна систематизировать знания, умения и навыки, закрепить и упорядочить их. Периодическая проверка проводится в виде экзаменов, зачетов, проверки технической подготовленности и сорев­нований. На экзаменах и зачетах проверяются преимуще­ственно знания, просмотром технической подготовленнос­ти проверяется умение выполнения технических дейст­вий, в соревнованиях проверяется в основном степень совершенства навыка борьбы.

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

 

Задачи и избранные методы обучения определяют формы и содержание отдельных занятий.

Основной формой организации занятий борьбой сам­бо в секции является урок. Урок проводится в виде тео­ретических или практических занятий. Теоретические за­нятия состоят из лекций, бесед, экскурсий и т. п. Практи­ка — из учебно-тренировочных занятий, тренировок.

Помимо уроков, тренер организует и внеурочные за­нятия. К внеурочным занятиям относятся самостоятель­ная работа занимающихся над теорией и практикой, со­ревнования, индивидуальные занятия.

Теоретические вопросы курса борьбы самбо изучают­ся самостоятельно с помощью различной литературы. Са­мостоятельная работа по практическим разделам ведет­ся путем выполнения упражнений (общеразвивающих и специальных), занятий другими видами спорта, сдачи норм комплекса ГТО, участия в соревнованиях типа «от­крытый ковер» и др.

Индивидуальные занятия проводятся для совершен­ствования в отдельных теоретических вопросах или сто­ронах практической подготовки (технике, тактике, физической подготовке). Кроме того, индивидуальные заня­тия применяются для исправления каких-либо ошибок или недостатков в подготовке занимагощегося.

Урок по борьбе самбо для изучения практического раздела обычно состоит нз четырех частей (вводной, под­готовительной, основной и заключительной).

Вводная часть. Задачи: организация занимающих­ся и концентрация их внимания на выполнение заданий преподавателя.

Средства: строевые упражнения.

Методы: подача команд, проверка занимающихся.

Содержание: построение, рапорт, проверка посе­щаемости, проверка соблюдения занимающимися гигие­нических требований, сообщение задач урока, перестрое­ния для выполнения упражнений следующей части урока. Продолжительность этой части от 3 до 10 мин.

Подготовительная часть. Задачи; изучение обще-развивающих и специальных упражнений, общая физиче­ская подготовка занимающихся, увеличение деятельнос­ти органов дыхания и кровообращения, подведение зани­мающихся к изучению и совершенствованию техники и тактики борьбы и проведению схваток.

Подготовительная часть обычно состоит из двух раз­делов:

а) общей «разминки», в которой решается задача ук­репления деятельности органов дыхания и кровообраще­ния, увеличения подвижности в суставах и укрепления связочного аппарата, улучшения координации движений и силы мышц;

б) специальной — в которой решается задача специ­альной подготовки к выполнению той задачи, которая стоит перед основной частью урока.

Средства: общеразвивающие и специальные уп­ражнения.

Методы: разучивание и тренировка в выполнении общеразвивающих и специальных упражнений.

Содержание: бег или другие упражнения высо­кой интенсивности, увеличивающие функцию органов ды­хания и кровообращения, общеразвивающие упражнения в движении или на месте для основных групп мышц и суставов (ног, рук, туловища, шеи). Упражнения для раз­вития силы, быстроты, ловкости, гибкости.

Упражнения, подготавливающие к сдаче норм ком­плекса СТО. Специальные упражнения страховки и самостраховки, выполнение упражнений имитации прие­мов, упражнения в парах, простейшие формы борьбы.

Продолжительность подготовительной части урока в зависимости от периода обучения колеблется от 40 до 10 мин. В группах новичков, где нужно изучать каждое упражнение, на подготовительную часть урока затрачи­вается больше времени. По мере подготовленности груп­пы это время уменьшается.

Основная часть. Задачи: изучение техники и такти­ки борьбы самбо, совершенствование физических и мо­рально-волевых качеств, техники и тактики.

Средства: изучение приемов. Условные и вольные схватки. Учебные соревнования.

Методы: разучивание технических действий. Трени­ровка в выполнении техники и тактики борьбы.

Содержание: выполнение приемов, защит, контр­приемов и комбинаций на несопротивляющемся или ока­зывающем условное сопротивление партнере в стойке и борьбе лежа. Условные схватки. Учебно-тренировочные, вольные схватки. Соревновательные схватки.

Продолжительность этой части урока в зависимости от периода подготовки и задач урока колеблется от 50 до 100 мин. и более. У новичков, где вводная, подготови­тельная и заключительная части урока сравнительно ве­лики, основная часть меньше. По мере роста общей под­готовленности борцов, и особенно в период подготовки их к крупным соревнованиям, время, отводимое на ос­новную часть, увеличивается за счет сокращения других частей. В тренировочном уроке при занятиях по индиви­дуальным планам основная часть особенно продолжи­тельна. В тренировке мастеров спорта основная часть урока увеличивается также за счет увеличения продол­жительности занятий.

Заключительная часть. Задачи: успокоить деятель­ность органов дыхания и кровообращения. Подвести ито­ги урока.

Средства: упражнения на расслабление, ходьба, беседа, рассказ.

Содержание: построение, ходьба, упражнения на расслабление, самомассаж, подведение итогов занятий, задания на дом, объявления.

В группах высококвалифицированных спортсменов заключительная часть урока часто проводится без об­щего построения. Борец заканчивает схватку и проводит упражнения заключительной части самостоятельно, пос­ле чего тренер беседует с ним. В это время остальные занимающиеся продолжают тренировку, заканчивают и проводят заключительную часть по такому же плану. Так постепенно, по мере окончания схваток на ковре, зани­мающиеся прекращают тренировку и проводят заклю­чительную часть урока.

Правильное построение урока в сочетании с другими формами обучения позволяет наиболее полно и эффек­тивно решить задачи обучения и подготовки высококва­лифицированного спортсмена — мастера спорта.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.