Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2023-02-16 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В последнее время борьба самбо приобрела особую популярность у молодежи. Практика работы лучших тренеров показывает, что из юных борцов выходит много высококвалифицированных спортсменов. В то же время при построении занятий с юношами следует учитывать их особенности, и в первую очередь анатомо-физиологические и психологические.
Занятия обычно начинаются с юношами 13—14 лет.
В методике обучения следует учитывать, что в этом возрасте организм усиленно растет, начинается половое созревание.
За год может наблюдаться прибавка в росте до 16 см. Рост происходит в основном за счет трубчатых костей. Это приводит к тому, что поперечник мышц развивается медленнее, чем их рост в длину. Отсюда и сравнительно более медленный прирост силовых показателей при занятиях. Функция сердечно-сосудистой системы также несколько отстает в своем развитии от требований, связанных с быстрым ростом тела. Поэтому при большом увеличении нагрузок сердце не справляется с повышенными требованиями.
В этот период происходит перестройка координации деятельности различных органов и систем. Усиленный рост требует внесения коррективов в установившиеся стереотипы регулировки различных функций, В связи с этим у юношей наблюдается повышенная возбудимость, быстрая смена возбудительных и тормозных процессов в центральной нервной системе, быстрое установление и торможение условных рефлексов.
Половое созревание ведет к тому, что юноши стремятся чем-либо выделиться из общей массы сверстников, быть красивыми, ловкими, смелыми, сильными, выносливыми, побеждать сверстников в единоборстве. Эти качества они стремятся приобрести в спорте, и особенно их привлекает борьба самбо.
|
В соответствии с этими особенностями тренер и строит занятия.
Упражнения для развития силы планируются с более медленным приростом показателей, чем при работе со взрослыми. Исключаются упражнения, требующие чрезмерных напряжений.
Работа на выносливость также планируется с меньшим приростом показателей. Нагрузка дается небольшая по длительности, после чего следует перерыв для отдыха. Юноши быстро устают, но также быстро и восстанавливают свою работоспособность.
В этот период происходит снижение подвижности в суставах. Поэтому особое внимание обращается на выполнение упражнений для растягивания мышц, чтобы сохранить гибкость.
Большая подвижность нервных процессов создает благоприятные условия для развития ловкости, быстрого изучения упражнений и приемов, совершенствования технического и тактического мастерства юного борца. Поэтому тренер планирует большое количество разнообразных упражнений для совершенствования координации движений, занятия другими видами спорта, сдачи нормативов комплекса БГТО и ГТО.
Эта же особенность требует быстрой смены деятельности занимающихся в уроке. Монотонное повторение одних и тех же действий вызывает утомление и как результат рассеивание внимания занимающихся, отвлечение.
Для того чтобы урок проходил эмоционально, желательно строить его на контрастах, то есть так, чтобы один вид деятельности быстро сменялся другим. Беседа, требующая внимания, должна сменяться деятельностью, связанной с большой подвижностью, статические положения и позы сменяются динамическими упражнениями и т. п.
Быстрота развивается за счет построения лучшей координации движений и совершенствования быстроты реакции, а не за счет прироста силы.
Занятия насыщаются играми и проводятся соревновательным методом. Большое значение имеет поощрение при выполнении различных действий.
При подборе упражнений уделяется внимание формированию правильной осанки.
|
Большая подвижность нервных процессов создает благоприятные условия для сравнительно быстрого разрушения Неправильных и установления новых полезных привычек. Поэтому большое значение имеет воспитательная работа с подростками и юношами. Средствами борьбы самбо можно воспитывать занимающихся, прививая им нужные черты характера и морально-волевые качества будущих строителей коммунизма, верящих в свое дело, не боящихся препятствий и готовых преодолеть любые трудности.
Дисциплинированность, выдержка, решительность, настойчивость, смелость, инициативность — качества, которые могут быть развиты борьбой самбо. Особенно быстро они развиваются и закрепляются у подростков и юношей. В то же время следует учитывать, что эти качества развиваются у юношей при правильном построении педагогического процесса. В связи с этим особую важность приобретает его планирование. Большое значение в воспитании юношей имеет коллектив секции. Здоровый, сильный коллектив, имеющий богатые традиции и движимый едиными задачами, имеющий единую цель, является прекрасным средством воспитания подростков и юношей. Они стремятся во всем подражать старшим, и в первую очередь чемпионам и мастерам спорта. Поэтому культура поведения, пример старших, их отношение к младшим товарищам по секции играют большую воспитательную роль. Единые требования и одинаковые права всех членов секции позволяют правильно организовать воспитание молодежи.
При образовании нового коллектива важную роль играет личный пример тренера, вокруг которого складывается коллектив, и выработка определенных требований к занимающимся с первых занятий. Например, установленный с самого начала порядок должен постоянно поддерживаться и стать традицией коллектива. Нарушение традиций вызывает резкий протест всех «старых» членов секции, то есть коллектив, уже помимо тренера, воздействует на новичков, заставляя действовать так, как было установлено ранее. Это касается всех сторон деятельности членов секции (дисциплины, соблюдения требований режима, гигиенических требований, выполнения правил, отношения к товарищам, культуры поведения на занятиях и вне занятий и т, п.).
Планирование занятий с юношами. При планировании занятия важную роль играет комплектование групп. Практика показала, что включение в однородную по возрасту и физической подготовленности группу небольшого числа более опытных спортсменов (и более старших) повышает качество учебно-тренировочных занятий. Особое внимание следует обращать на то, чтобы в группе юношей старшие выполняли все то, что выполняют все остальные занимающиеся. Они служат образцом, с которого берут пример. Поэтому недопустимо, если в группу юношей привлекаются для занятий спортсмены, имеющие опыт, но которые не могут служить примером в чем-либо.
|
Планируя общеразвивающие специальные упражнения и технику, следует давать их в последовательности, отличной от последовательности для групп взрослых. Так, например, трудные приемы, которые требуют приложения больших усилий при разучивании (мельницы, броски захватом ног, некоторые переворачивания в борьбе лежа и др.), относятся на более дальний срок, а сложные приемы, не требующие больших напряжений (подсечки, комбинации и др.), могут изучаться раньше.
При планирований нагрузки в уроках следует предусматривать, что в последующих занятиях ее прирост будет меньше как по величине, так и по продолжительности, чем при занятиях со взрослыми.
В уроке нагрузку следует чередовать с кратковременным отдыхом (в виде бесед, рассказов, показа и объяснения).
При разучивании приема следует больше пользоваться показом и меньше объяснением.
Длительность одного занятия (учебно-тренировочного) на первом году обучения 90 мин., в последующие годы до 120 мин.
На первом году занятий подготовительный период продолжается 4—6 месяцев, переходный — 2—4. В последующие годы подготовительный период несколько сокращается.
Соревнования не должны быть длительными. После соревнований отдых короче, чем у взрослых, но нагрузка в первых занятиях после соревнований значительно снижается. Занятия не должны быть стереотипными. Материал одного занятия должен существенно отличаться от материала предыдущего.
В содержание уроков включаются различные игры, простейшие виды борьбы и другие упражнения, в которых занимающиеся могут проявить свою ловкость, сообразительность и т. п.
|
Прежде чем допустить занимающихся к соревнованиям вне группы, следует провести несколько соревнований внутри ее. К соревнованиям вне группы нужно допускать наиболее подготовленных, то есть тех, кто может выиграть в этих соревнованиях не менее 50% схваток.
В тренировке предусматривается большое разнообразие схваток, введение различных условностей, заставляющих борца решать тактические задачи. Схватки должны носить характер игры.
С повышением возраста занимающихся методика обучения юношей приближается к методике обучения взрослых.
Много внимания уделяется индивидуальной работе с юными спортсменами. Поэтому при планировании занятий следует предусматривать время для этой работы, В то же время планируется внеурочная работа тренера с занимающимися (посещение соревнований, лекции, вечера, кино, прогулки и т. п.). В плане работы предусматривается подготовка и сдача нормативов комплекса БГТО и ГТО.
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ
Основная задача тренировки — достижение высоких спортивных результатов. Достигается это с помощью совершенствования техники я тактики борьбы, развития физических и морально-волевых качеств.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ
Техника совершенствуется на основе закономерностей формирования двигательных навыков. Тренер стремится довести выполнение приемов, защит и контрприемов до такой степени совершенства, чтобы они выполнялись в схватке автоматически, а этого можно достигнуть лишь в результате большого количества повторений.
В процессе разучивания у занимающихся формируется умение выполнять приемы и защиты в условиях схватки. Чтобы это умение превратить в навык, повторять приемы и защиты необходимо в самых различных условиях. Кроме того, высокое совершенство в выполнении приемов предполагает их выполнение в самых трудных условиях сопротивления противника.
Тренер, организуя схватки на учебно-тренировочных занятиях, направляет техническое совершенствование борца и стремится, чтобы в них спортсмены выполняли определенные приемы, закрепляя навык; выполняли приемы и защиты в более трудных условиях, с более сильным и опытным противником (затруднение чаще всего бывает при выполнении приемов и защит в схватках с различными противниками в тренировке и соревнованиях); совершенствовали различные приемы и защиты. Это возможно в том случае, если тренер специально организует схватку и вынуждает борцов вести ее так, чтобы партнеру было удобно выполнять определенные приемы.
Трудность совершенствования техники состоит в том, что нужно, с одной стороны, закреплять навык, выполняя прием в стандартных условиях, а с другой — изменять навык с тем, чтобы прием (защита) выполнялся в более трудных условиях. Затруднение и изменение условий выполнения приема вызывает замедление формирования навыка и иногда ведет к торможению и разрушению его.
|
Следовательно, нельзя слишком затруднять условия выполнения приема. В то же время выполнение приема в облегченных условиях длительное время ведет к закреплению выполнения приема только в этих условиях, и в дальнейшем в более трудных условиях схватки прием не будет выполняться и очень быстро может «затормозиться». Борцу в этом случае трудно перестроиться и видоизменить прием, то есть совершенствовать его.
При построении схваток тренер учитывает индивидуальные особенности занимающихся и следит за тем, чтобы у каждого борца во время учебно-тренировочных занятий в схватках была возможность выполнять приемы и защиты и в то же время встречались постоянно затруднения в проведении их. Обычно это достигается тренером в одной схватке. Если для одного спортсмена схватка облегченная, то для его партнера она будет трудной.
При построении схваток тренер должен стремиться к тому, чтобы повторялись больше те приемы, защиты и контрприемы, которые наиболее эффективны вообще и для данного борца в частности. Он строит схватки так, чтобы в них создавались удобные условия для приемов, которые нужно совершенствовать. В то же время в каждом занятии проводятся вольные схватки, чтобы борцы из всего многообразия техники могли совершенствовать действия, наиболее отвечающие их индивидуальным особенностям.
Если у борца имеются недостатки в технической подготовке, то тренер организует схватку таким образом, чтобы спортсмен выполнял приемы, которые у него недостаточно подготовлены. Например, если спортсмен плохо борется в стойке, то тренер дает больше схваток в стойке и меньше в борьбе лежа. Если борец плохо выполняет переворачивания в борьбе лежа, то тренер предлагает ему схватки для совершенствования переворачивания. Чтобы больше заинтересовать занимающихся в отработке определенных приемов, тренер может организовать соревнования на лучшее выполнение таких приемов. Если борец плохо защищается, ему дается схватка с односторонним сопротивлением, в которой нападает его партнер, а он только защищается. Это же делается и в том случае, если борец плохо защищается от какого-либо приема. Партнер нападает только этим приемом. Если необходимо овладеть контрприемами от какого-то приема, тренер дает задание проводить схватку, в которой один борец нападает определенными приемами, а его партнер проводит только контрприемы.
В схватках с более слабыми противниками всегда имеется возможность применять более широкий арсенал техники. Следовательно, если тренер хочет, чтобы технические возможности борца расширялись, нужно давать ему схватки с различными, но более слабыми противниками. «Коронные» же приемы борца совершенствуются в схватках с равным по силам противником.
В поединках с более сильным противником совершенствуется главным образом защита (так как все внимание обычно концентрируется на защите). В тренировке борец приобретает умение и навык связывать технику выполнения приемов с тактической подготовкой. В зависимости от индивидуальных особенностей противника (его техники, тактики, физической и волевой подготовки, телосложения и др.) меняется техника и тактика проведения приемов. На одном противнике прием с тактической подготовкой получается хорошо, на другом эта подготовка не дает эффекта.
Чтобы помочь спортсмену усвоить и прочно закрепить навыки и умения успешно применять приемы и защиты в схватках с различными противниками, тренер соответственно подбирает противников в тренировке и строит схватки.
Различают два основных метода тренировки: методы повторяющихся условий и метод варьирования условий.
Метод повторяющихся условий имеет целью закрепить навык и автоматизировать его. Обычно это выполнение технических и тактических приемов с привычным партнером, захватом, тактической подготовкой в повторяющейся обстановке. Но одинаковые условия могут складываться и в схватках с различными противниками. Поэтому закреплять прием следует больше в тех условиях, в которых борцу чаще придется выполнять его. Увлекаться повторением приема на несопротивляющемся партнере не следует. Это полезно до тех пор, пока борец не начнет правильно выполнять структуру приема. Закрепление этой структуры на несопротивляющемся партнере в дальнейшем будет мешать выполнению приема в схватке, так как в схватке его структура должна быть несколько изменена. Закрепленные в условиях помощи партнера приемы тем труднее перестраивать, чем прочнее они закреплены.
Метод варьирования условий имеет целью изменить отдельные детали навыка, совершенствовать технику и тактику борца в различных условиях.
Умение выполнять приемы и защиты в самых разнообразных условиях служит показателем высокого спортивного мастерства. Условия в тренировке варьируются: а) изменением внешних условий проведения схваток: в помещении и на открытом воздухе, при различной температуре, влажности воздуха и барометрическом давлении, различном освещении, с открытыми и закрытыми глазами, на различных коврах (мягком, жестком, большом, маленьком, скользком), в присутствии зрителей и без них. Тренировку чаще следует проводить в тех условиях, в которых придется встретиться на соревнованиях, и реже в тех условиях, которые могут сложиться случайно; б) изменением видов схваток (схватки с заданиями партнерам, учебные, учебно-тренировочные я тренировочные, контрольные, соревновательные); в) изменением партнеров (противников) в схватках по росту (выше, ниже, равный), по весу (больший, меньший, равный), по особенностям захвата, по особенностям стойки (высокая, низкая, фронтальная, правая, левая), по особенностям перемещения по ковру (отступает, наступает, заходит в сторону и т. п.), по физической подготовленности (сильный, слабый, выносливый, невыносливый, быстрый, медленный, ловкий и неловкий, гибкий, негибкий), по технической подготовленности (совершенство владения различными приемами защиты и нападения, особенности их применения).
Для совершенствования техники нападения подбираются сначала партнеры со слабой защитой от приемов, которые должны совершенствоваться борцом, затем с более совершенной защитой. Для совершенствования защиты делают так же.
Партнеры подбираются также по тактической подготовленности (атакующий, контратакующий стиль борьбы, строящий тактику выигрыша в стойке или партере, выполняющий определенные способы обманных действий или подготовок и действующий прямолинейно, строящий тактику на подавлении быстротой, стремящийся выстоять первые минуты схватки или выиграть в конце и др.), по волевой подготовленности (решительные и нерешительный, настойчивый, смелый, трусливый — боящийся, неуравновешенный и уравновешенный и т. д.); г) изменением внутренней среды организма и самочувствия (после сгонки веса, после принятия пищи, рано утром или поздно вечером, отдохнувший и усталый, в эмоциональном подъеме и при угнетении); д) изменением характера действий борца в схватке (проведение схваток в замедленном или быстром темпе, изменение стойки, нападение сериями приемов, силовая борьба, схватка «на технику», перемена захватов, изменение дистанции и положений борьбы, нападение только одиночными приемами или контрприемами и др.).
Оба метода применяются тренером в сочетании. Правильное сочетание их позволяет обеспечить как становление, так и совершенствование техники борца.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИКИ
Тактика совершенствуется в процессе теоретических и практических занятий. Борец изучает все технические действия и одновременно получает знания о том, как и когда они могут быть выполнены (при каких положениях, захватах, движениях и усилиях наиболее выгодно применять то или иное техническое действие). В учебных и учебно-тренировочных схватках приобретается способность проверить и на практике закрепить свои тактические знания. В дальнейшем в тренировочных схватках борцы совершенствуют тактику.
Когда занимающиеся изучат достаточное количество технических действий, начинается совершенствование их тактического мастерства путем изучения комбинаций (то есть разучиваются действия, применяющиеся в условиях, когда противник использует эффективную защиту от ранее изученного приема).
Видоизменяя схватки, тренер вынуждает борцов решать различные тактические задачи, помогает их решению и составлению плана схватки.
Перед первым соревнованием тренер рассказывает занимающимся о том, как проводить разведку перед схваткой и во время ее, как провести анализ собранного материала и построить план схватки. Эти знания закрепляются в учебных и тренировочных соревнованиях, проводимых во время занятий,
Прежде чем выступать в официальных соревнованиях, необходимо научиться правильно оценивать техническую, физическую, тактическую и морально-волевую подготовку своих противников и сопоставлять ее со своей подготовкой.
В дальнейшем тактическая подготовка борцов строится на сообщении им знаний о способах анализа прошедших соревнований и других сведений, о противниках, с которыми предстоит встретиться в соревнованиях, методах тренировки, которые позволят обеспечить тактическую подготовку к предстоящим соревнованиям.
Основным методом тактической подготовки борцов является метод заданий. Тренер, предлагая спортсменам различные задания на проведение схваток, вынуждает их решать определенные тактические задачи. Например, давая схватку на части ковра размером 2X2 м, тренер вынуждает борцов вести схватку в условиях «края ковра», и, таким образом, чтобы получить оценку, нужно выполнить приемы, бросая на ковер. Если тренер дает одному борцу задание бороться в левой стойке, или выталкивать партнера, или тянуть его, то этим он вырабатывает у занимающегося умение правильно строить тактику схватки с борцом, ведущим поединок в такой манере.
Для того чтобы правильно построить процесс тактической подготовки, тренер проводит классификацию всех встречающихся разновидностей тактики ведения схватки и составляет перечень заданий для занимающихся. Например, противник борется только в правой стойке, противник атакует только из определенного захвата, противник перемещается по ковру только назад (тянет), противник стремится к борьбе лежа, противник стремится провести удержание или болевой прием, противник только защищается, противник делает приемы без и с подготовкой, противник стремится подавить обилием приемов и комбинаций, противник только контратакует (выжидает), противник физически более сильный (слабый), противник более быстрый (медлительный), противник выносливый и т. п. Тренер также дает занимающимся знания по ведению разведки и организует закрепление этих знаний в тренировке (схватках). Дает схватку, а которой ставит задачу выяснить и изложить после нее все возможности противника и его подготовку (техническую, тактическую, физическую, морально-волевую). Вначале даются задания выяснить только одну какую-либо сторону подготовки, а затем все. Умение вести разведку прививается и путем посещения соревнований, тренировок, где борцу дается задание определить на основании наблюдений особенности различных сторон подготовки борца, его сильные и слабые стороны. Когда спортсмен научится вести разведку и правильно оценивать противника, тренер дает ему задание на построение тактики ведения схватки. Борец должен изложить предполагаемый план проведения схватки тренеру и после этого реализовать его в тренировочном или соревновательном поединке.
Большое значение в тактической подготовке борца имеет умение маскировать свои планы и действия. Это умение тренер развивает и совершенствует так: сначала учит борца делать различные обманные действия (приемы, комбинации, вызовы), затем ставит задачу выполнить все эти действия в схватках с различными противниками.
Борец должен уметь навязывать свою тактику противнику. Чтобы приучить его к этому, тренер дает ему различные задания в присутствии противника или в его присутствии разбирает тактический план схватки. Умение маневрировать прививается борцу заданиями бороться с противником, выводя его на середину ковра или на край, принуждать к борьбе лежа или стоя, Сопротивляясь усилиям противника или уступая, изменяя стойку (высокую, низкую, правую, левую и т. п.), изменяя дистанцию, изменяя захваты, входя в положение, удобное для атаки.
Борец должен уметь ликвидировать последствия случайностей, которые могут привести к проигрышу. Для этого тренер дает задание бороться с форой, бороться одной рукой или ногой (на случай невозможности полноценно действовать ими в схватке), бороться с закрытыми или завязанными глазами (на случай, когда борец не имеет возможности зрением контролировать действия противника или удобное положение, которое он занимает для атаки), бороться с противником, имеющим тесную или слишком свободную куртку или совсем без куртки, с туго или свободно завязанным поясом. Борца приучают экономить свои силы, утомляя одновременно противника, давая соответствующее задание. Утомить противника можно защитой, нападением или особыми приемами (захватами), которые заставляют противника тратить много усилий на освобождение, защиту или передвижение.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!