Понятие «метапознание» и обучение тому, как учиться. П ополнение метапознавательного потенциала учащегося. Зависимый – независимый ученик и модели обучения. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Понятие «метапознание» и обучение тому, как учиться. П ополнение метапознавательного потенциала учащегося. Зависимый – независимый ученик и модели обучения.

2023-02-03 33
Понятие «метапознание» и обучение тому, как учиться. П ополнение метапознавательного потенциала учащегося. Зависимый – независимый ученик и модели обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

-Метапознавательные способности, иными словами, дают обучающимся независимость в их обучении и, как правило, позволяют:

• различать понятия «запоминание» и «понимание» материала, осознавая их принципи-

альную разницу (Могу ли я это запомнить? Нужно ли мне это запоминать? Действи-

тельно ли я усвоил эту тему?);

• анализировать материал и дифференцировать его по уровню сложности и степени кон-

центрации внимания (этот фрагмент простой, а вот на следующий необходимо обра-

тить внимание и т. д.);

• проверить и протестировать самих себя, определяя степень усвоения материала (Хоро-

шо ли я понял это?);

• установить ситуации, требующие вмешательства учителя (Я в тупике, и мои стратегии

оказались безрезультатными, поэтому мне нужна помощь.).

Таким образом, самыми эффективными обучающимися будут те, кто по мере преодоления новых этапов овладели способностью сокращать зависимость от посторонних. Независимые учащиеся располагают комплексом подходов, качеств, навыков и знаний, которые они могут задействовать в любой ситуации, если им необходимо чему-либо обучиться. По мере взросления, ученик все более нуждается в независимости; каждый этап образования обучающийся начинает с положения зависимого и затем (в благоприятном случае, при поддержке и поощрении учителя) переходит к большей степени самостоятельности и независимости. Разумно предположить, что метакогнитивные способности к самоуправлению развиваются с опытом и временем.

Понятие диалоговое обучение. Важность диалога в классе. Развитие диалогической беседы в классе. Исследовательская беседа. Умения учителя: постановка вопросов, слушать и отвечать ученикам.

Диалог – это особая форма общения с учениками, потому что в процессе беседы мы можем установить контакт с классом, выявить проблемы класса, определить пробелы в знаниях.

-Климат в классе - преобладающая атмосфера в классе на основе ряда факторов, основ-

ными из которых являются межличностные отношения и вовлечение в процесс учеников.

Коллективное диалогическое обучение - обучение, способствующее конструктивному общению учеников, с целью выработки коллективного понимания.

-Развитие диалогической беседы в классе

Александер утверждает, что беседа в обучении не является односторонним про-

цессом общения, а, наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед.

-исследовательская беседа

Барнс (1976) и Мерсер (2000) утверждают, что исследовательская беседа является тем типом беседы, который необходимо развивать учителям. При вовлечении учеников в исследовательскую беседу, как правило, используется работа в малых группах, в которых участники имеют общую проблему, создают совместное ее понимание; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание.

Постановка вопросов

Было выявлено, что образцом постановки вопросов в классе зачастую является вопрос по

форме «инициатива-ответ-последующее действие» (иОд).Эта модель демонстрирует ситуацию во многих классах, когда учитель является тем, кто инициирует и контролирует беседу.

Слушать и отвечать ученикам

Важны не только первоначальные вопросы учителей, но и те вопросы, которые возникают после внимательного ознакомления с ответами учеников.Учителя могут:• игнорировать ответ, переводить внимание на другого ученика, тему или вопрос;• признавать ответ, принимать его за основу последующей беседы;• дословно повторять ответ для усиления смысла или для знакомства с ним других;• повторять часть ответа, чтобы подчеркнуть определенный элемент;• перефразировать ответ для большей ясности и акцентирования такимобразом, чтобы он стал частью текущей или последующей беседы;• похвалить ответ (прямо или косвенно, применив его в текущей или последующей беседе);• корректировать ответ.

Обучение тому, как учиться. Сущностная характеристика метапознания. Методика использования беседы на уроках в целях обеспечения качества обучения.Категоризация аспектов метапознания. Способны ли ученики младшего возраста к метапознанию?

ОБУЧЕНиЕ ТОМУ, КАК УЧиТьСЯ

Название модуля «Обучение тому, как учиться» согласуется с процессом «саморегулиро-

вания», в котором ученики развивают способности к пониманию, контролю и отслеживанию

опыта обучения посредством процесса метапознания.

Исследования показывают, что развитие подобных способностей у ребенка происходит в возрасте 3–5 лет, а также факт возможности внесения учителем значимого вклада в эту область посредством высокопрофессионального применения педагогических приемов.

Сущностная характеристика метапознания

Категория «метапознание» применима к ряду процессов, влияющих на осознание субъектом собственных знаний и процесса мышления .

Метапознание может определяться как знание, понимание и регулирование когнитивных процессов или размышлений о них, включая возможность распознавать ошибки и регулировать мышление.

Категоризация аспектов метапознания

В результате своей работы Флейвелл определил основу для анализа и мониторинга детского метапознания, описав три его компонента (измерения) =1.познание себя в качестве ученика; 2. знание, понимание и оценка целей и заданий;3• знание и мониторинг стратегий, необходимых для выполнения заданий.

Способны ли ученики младшего возраста к метапознанию?

Наличие метакогнитивных способностей у учеников младшего возраста было признано сравнительно недавно. Флейвелл утверждает, что возможности метапознания у учеников младшего возраста крайне ограничены; они не всегда способны к управлению своей памятью, разрешению проблем и принятию решений.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.