Взращивание осознания своих ошибок — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Взращивание осознания своих ошибок

2023-02-03 34
Взращивание осознания своих ошибок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Следующие упражнения вы можете выполнять, чтобы повысить осознание ошибок:

1. Признайте, что все люди ошибаются. Даже хорошие парни и герои. Политические лидеры, финансовые магнаты, кинозвезды, великие филантропы и целители – все совершают ошибки. Фактически, и часто это правда, чем более выдающаяся личность, тем крупнее его/ее ошибки. Братья Райт много раз терпели неудачу, прежде чем их самолет в конце концов взлетел над Китти Хоук. Солк работал много лет, прежде чем создал вакцину от полиомиелита. Ошибки – неизбежный побочный продукт обучения и попыток создания нового.

Напишите список известных людей, которые совершали значительные ошибки. Включите в него только тех, кого цените, к кому испытываете некоторое уважение.

Составьте второй список – людей, кого вы лично знаете и кем восхищаетесь. Перечислите их ошибки. Даже ваш любимый учитель мог вспылить из‑за незначительного инцидента, капитана вашей футбольной команды в старшей школе могли поймать за списыванием на экзамене, а лучший продавец мог провалить легкую продажу.

Почему даже хорошие и достойные восхищения люди ошибаются? Дело в том, что в нужный момент они не распознали в своем решении ошибку. Они не вполне предвидели последствия своего действия. Подобно любому человеку, который когда‑либо ходил по этой планете, они не обладали совершенным осознанием и не могли предсказать с абсолютной точностью, как повлияет их нынешнее решение на будущий опыт.

Блестящие, креативные и влиятельные люди тоже ошибаются, потому что будущее неизвестно. О нем можно только догадываться. Никакой большой интеллект или понимание не может дать абсолютно точного прогноза того, что будет.

2. Признайте, что даже вы ошибаетесь. Сделайте еще один список: в этот раз – собственных ошибок. Потратьте время; он вам понадобится для дальнейших упражнений. Если кажется, что вы все время ошибаетесь, и список можно продолжать бесконечно, ограничьте его десятью самыми большими ошибками.

А теперь – трудная часть задания. Вспомните момент совершения первой ошибки из вашего списка; отправьтесь туда.

Постарайтесь вспомнить свои мысли и чувства перед тем, как вы это сделали. Догадывались ли вы, что случится, или надеялись на более благоприятные последствия? Представляли ли вы, какую боль вам или другим людям придется испытать? Если вы знали, что боль возможна, вспомните, что вам представлялось вероятнее: она или более благоприятный исход? Заметьте, какой фактор в тот момент казался значительнее. Теперь попытайтесь вспомнить, какая потребность (или потребности) подтолкнула вас к решению. Вспомните силу этих потребностей и их влияние на ваш выбор. Казалось ли вам более привлекательным какое‑то альтернативное действие? Вот еще один важный вопрос: если бы вам пришлось вернуться в то время, с теми же потребностями, восприятием и видением будущего, повели бы вы себя по‑другому?

Продолжайте; повторите этот процесс с каждой ошибкой из своего списка. Естественно, вам надо пропускать те пункты, где ваши воспоминания слишком смутны, чтобы действительно ответить на эти вопросы.

3. Простите себя. Вы заслуживаете прощения своих ошибок, какими бы болезненными ни были последствия, по трем причинам:

а) Вы приняли то единственное решение, которое могли принять с учетом ваших потребностей и осознанности в тот момент. Если вы серьезно поработали с предыдущим упражнением, то ясно увидите, что можете действовать так, как позволяет ваше осознание в конкретный момент времени. Вы просто сделали лучшее, что могли.

б) Вы уже заплатили за свою ошибку. Она привела к болезненным последствиям. Вы испытали на себе эти последствия, почувствовали эту боль. Кроме тех случаев, когда ваша ошибка причинила ущерб другим и вам нужно так или иначе ее искупить, вы уже заплатили свою цену за то, что вы просто человек,

в) Ошибки неизбежны. Вы приходите в этот мир, ничего не зная. Все, чему вы научились, от умения ходить до работы с кухонным комбайном, достигалось буквально ценой тысяч ошибок. Вы сотни раз падали, прежде чем научились ходить, и, возможно, не раз свернули не в ту сторону. Процесс обучения продолжается всю жизнь. И ошибки – тоже. Нет смысла ругать себя за то, чего избежать вы сможете только на кладбище.

 

УПРАЖНЕНИЕ

Чтобы попрактиковаться в рассмотрении ошибок как результата ограниченного осознания, выполните это упражнение, сочетающее в себе релаксацию, визуализацию и аффирмацию.

Сядьте в удобное кресло или лягте на спину. Руки и ноги не должны быть скрещены. Закройте глаза. Сделайте несколько медленных глубоких вдохов. Почувствуйте, как с каждым вдохом вы становитесь более расслабленными.

Начиная с ног сканируйте части тела на напряжение и расслабляйте их. Вдыхая, замечайте любое напряжение в ступнях, а потом давайте ему выйти, когда выдыхаете. Продолжайте дышать медленно и равномерно. Теперь отмечайте любое напряжение в икрах и с выдохом отпускайте напряжение. Со следующим выдохом переходите к бедрам, затем к ягодицам и тазу, к области желудка, нижней части спины, потом к груди и верхней части спины.

Теперь обратите внимание на кисти рук. Делайте вдохи и чувствуйте любое стеснение, потом выдыхайте и давайте ему выйти. Теперь переходите к предплечьям, плечам, плечевым суставам и шее. При необходимости задерживайтесь на этих местах, делайте несколько вдохов.

Замечайте любое напряжение в мышцах челюсти, давайте ему выходить, делая выдох. Теперь сосредоточьтесь на глазах; затем на лбу, волосах.

Продолжайте дышать медленно и глубоко, постепенно погружаясь в расслабленное состояние. А теперь начинайте создавать картину самого себя. Увидьте себя таким, каким вы были после недавней ошибки (возможно, одной из вашего списка). Увидьте, где вы находитесь, ваше лицо, положение тела. Помните: вы сделали все, что могли, принимая во внимание свое осознание в тот момент. Говорите себе следующие аффирмации. Просто позволяйте им дрейфовать в вашей голове:

 

Я уникальный и ценный человек.

Я всегда делаю лучшее, что могу.

Я люблю себя (я себе нравлюсь) целиком, вместе с ошибками.

 

Повторите эти аффирмации 3–4 раза, меняя слова так, чтобы они вам подходили.

Теперь визуализируйте самого себя, идущего по жизни сквозь повседневные дела. Посмотрите, что вы будете делать до конца сегодняшнего дня или завтра. Осознайте, что вы уникальны, ценны, что стараетесь жить настолько хорошо, насколько можете.

Закончите утверждением: «Сегодня я нравлюсь себе больше, чем вчера. Завтра я буду нравиться себе еще больше».

Когда будете готовы, откройте глаза и медленно встаньте. В течение дня повторяйте аффирмации каждый раз, когда они приходят на ум. Дважды в день делайте упражнение по релаксации полностью. Утром, прежде чем встать с постели, и вечером, прежде чем заснуть, – хорошее время, потому что вы уже расслаблены и открыты опыту.

Упражнение подействует лучше, если вы придумаете собственные аффирмации. Наиболее эффективными являются короткие, простые и позитивные фразы. Сложные аффирмации, похоже, не достигают вашего подсознания. Выражения, содержащие негативные формулировки, такие как «Я не буду себя критиковать», воспринимаются подсознанием без частицы «не»: «Я буду себя критиковать». Сочиняйте позитивные аффирмации: «Я буду говорить о себе хорошо».

Чтобы помочь вам составить собственные аффирмации для самооценки, приводим несколько примеров того, что помогло другим людям:

 

Я в основном в полном порядке; такой, какой есть.

Во мне есть ценность, потому что я борюсь за жизнь.

У меня есть легитимные потребности.

Удовлетворять свои потребности, которые я нахожу подходящими, нормально.

Я отвечаю за свою жизнь.

Я принимаю последствия своих действий.

Я чувствую тепло и любовь к себе.

Я неизменно делаю лучшее, на что способен в конкретный момент.

«Ошибки» – это ярлык, который я добавляю позже.

Я свободен ошибаться.

Все, что я делаю – попытка удовлетворить свои легитимные потребности.

Я расширяю свое осознание, чтобы делать более мудрый выбор.

Я отпускаю случаи немудрого выбора в прошлом.

Я могу делать все, что хочу, но то, что хочу, определяется моим осознанием.

За все, что я делаю, нужно платить.

Все «должен», «обязан» и «следует» нерелевантны.

В момент выбора я делаю только то, что позволяет мое осознание.

Глупо негодовать по поводу действий других людей,они тоже делают только то, что позволяет их осознание.

Так как каждый делает лучшее, что может, мне легко чувствовать эмпатию и сочувствие.

Мое основное дело в жизни – развивать осознание.

Нет никого более или менее достойного, чем я.

Я ценен просто потому, что существую.

Я могу учиться на своих ошибках без чувства вины или беспокойства.

Осознание у каждого свое, поэтому сравнение бессмысленно.

Когда я не уверен в том, что делаю, я могу исследовать последствия.

Я могу придумать новые способы удовлетворения потребности и мудро сделать наилучший выбор.

 

Глава 11

Ответы на критику

 

Вы красите стены в своей спальне, и вам нравится ваша работа. Комната просто как новая. Кто‑то заходит и говорит: «Выглядит хорошо. Это тот цвет, который будет, когда краска высохнет? Ты действительно хочешь, чтобы было так ярко? Хм, ох, посмотри на брызги на полу. Если краска высохнет, ты их уже не сотрешь».

Ваше настроение испорчено. Комната, которая выглядела такой свежей и сияющей, теперь кажется кричаще яркой и грязной. Ваша самооценка увядает под действием критики.

Негативные мнения других людей могут быть убийственными для вашей самооценки. Они говорят или подразумевают, что вы так или иначе недостойны, отчего ваше мнение о себе стремительно падает. Критика – мощный дефлятор для слабой самооценки, потому что она пробуждает нашего внутреннего патологического критика и вооружает его. Внутренний судья обретает внешнего союзника, они объединяют усилия и набрасываются на вас.

Есть много видов критики. Некоторые из них даже конструктивны, например, когда критик мотивирован желанием помочь и выражает замечания в виде хороших предложений для изменения. Но чаще это просто придирки и бессмысленное привычное перечисление ваших провалов. Часто ваш критик занимается односторонним развитием, пытаясь казаться сообразительнее, лучше и правильнее, чем вы. Или он манипулирует вами, осуждая то, что вы делаете, в попытке заставить сделать что‑то другое.

Какими бы ни были мотивы, у любой критики есть общая характеристика: она нежелательна. Вы не хотите ее слушать, и вам нужны способы прервать ее и не позволить разъедать вашу самооценку.

На самом деле самокритика не имеет ничего общего с самоуважением. Настоящее самоуважение внутренне присуще вам, неопровержимо и не зависит от чьего‑либо мнения. Его невозможно умалить критикой или увеличить похвалой. Оно у вас просто есть. В обращении с критикой хитрость в том, чтобы не позволить ей дать вам забыть о самоуважении.

Большая часть этой главы посвящена необоснованной, искажающей природе критики. Как только вы поймете и отработаете навыки обесценивания критики, то перейдете к эффективным способам реагирования на нее.

 

Миф о реальности

 

Вы полагаетесь на свои ощущения. Вода мокрая. Огонь горячий. Воздух хорошо вдыхать. Земля на ощупь твердая. Вы так часто находили, что вещи таковы, какими кажутся, что стали доверять своим ощущениям. Вы верите тому, что они говорят вам о мире.

Все хорошо, пока вы полагаетесь на свои ощущения, дающие информацию о простых неодушевленных предметах. Но когда речь идет о людях, все становится сложнее. Ожидание что‑то увидеть и то, что вы видели раньше, начинает влиять на то, что, по‑вашему, вы видите. Например, вы видите, как высокий блондин выхватывает у женщины кошелек, запрыгивает в коричневый седан с двумя дверцами, срывается с места и уезжает. Приходит полиция, берет у вас показания, и вы рассказываете в точности то, что видели. Но женщина, у которой украли кошелек, настаивает, что это был темноволосый невысокий парень. Другой очевидец говорит, что автомобиль был серый. Еще один человек уверен, что там, конечно, был не седан, а микроавтобус 1982 года. Три человека утверждают, что заметили номер, но, сопоставив их рассказы, полицейские думают, что это был номер LGH399, или LGH393, или, может быть, LCH399.

Дело в том, что сгоряча не стоит доверять своим ощущениям. Никому не стоит. Мы все выбираем, изменяем и искажаем то, что видим.

 

Телеэкран в каждой голове

Вышеприведенный пример демонстрирует, что вы редко воспринимаете реальность со стопроцентной точностью и объективностью. Чаще всего вы ее фильтруете и редактируете, как будто ваши глаза и уши – это телекамера и вы видите реальность на экране в своей голове. Иногда на нем видно не все – он фокусируется на одних деталях и опускает другие. Иногда он увеличивает или уменьшает. Или в изображении нет цвета, или картинка становится черно‑белой. А когда вспоминаете прошлое, вы видите мелькающие клипы из старых фильмов и никакой живой реальности.

Обычно ваш экран – неплохая вещь. По сути, он показывает, как ваши ощущения подключены к разуму. Без способности управлять образами на вашем психическом экране вы бы никогда не справились с потоком информации из внешнего мира. Вы бы никогда не смогли организовать и использовать прошлый опыт. Вы бы не могли учиться и запоминать.

Вот некоторые важные правила, касающиеся экранов.

1. Экран у каждого один. Так устроены все люди.

2. Вы видите свой экран, а не непосредственно реальность. Ученые специально тренируются быть возможно более объективными. Научный метод – это оченьточный способ убедиться, что рассматриваемое исследователями действительно существует и что оно действительно является тем, чем его считают. Тем не менее история науки полна примеров искренних ученых, которые были обмануты своими надеждами, страхами и амбициями и выдвигали ложные теории. Они принимали экраны за реальность.

3. Вы не можете точно знать, что на экране у другого человека. Вам для этого пришлось бы стать этим человеком или обладать способностями телепата.

4. Вы не можете исчерпывающе передать, что находится на вашем экране. На что‑то из того, что находится на нем, влияет бессознательный материал. К тому же сообщения на вашем экране появляются и исчезают намного быстрее, чем вы можете о них сообщить.

5. Вы не можете автоматически верить тому, что находится на вашем экране. Немного скептицизма здесь пойдет на пользу. Проверяйте данные. Задавайте вопросы. Станьте человеком, который на 99 % уверен в том, что находится на его экране, но никогда не на 100 %. С другой стороны, не стоит быть настолько подозрительными, чтобы не верить ничему увиденному или услышанному. Это путь к изоляции, теориям заговора и паранойе.

6. Ваш внутренний диалог – это голосовой комментарий к тому, что вы видите на экране. Он может содержать деструктивные комментарии внутреннего патологического критика или здоровые возражения ему. Голос за кадром интерпретирует и искажает то, что вы видите. Иногда вы отдаете себе отчет в его присутствии, но часто это не так.

 

 

7. Чем больше искажений появляется на вашем экране, тем больше вы уверены в точности увиденного. Никто не бывает так уверен, как тот, кто полностью введен в заблуждение.

8. Вы всегда можете частично контролировать то, что видите на своем экране. Просто закройте глаза или хлопните в ладоши.

9. Иногда вы можете контролировать все, что находится на вашем экране. Например, медитация может привести вас в то место, где вы остро осознаете только что‑то одно. Гипноз может сузить ваш фокус до одной мысли или события в прошлом. Но помимо этих особых состояний полный контроль – редкость.

10. Вы не можете всегда контролировать все, что видите.

11. Вы можете повысить качество изображения на своем экране, но невозможно избавиться от экрана. Чтение книг по самопомощи вроде этой – один из способов повысить точность того, что вы видите на экране. Этому также способствуют изучение физики, рисование натюрмортов, задавание вопросов, получение нового опыта или близкое знакомство с кем‑то. Как бы ни был хорош экран, вам от него не избавиться. Его нет только у мертвых.

12. Критики осуждают не вас. Они критикуют то, что видят на своих экранах. Они могут утверждать, что видят вас насквозь, знают лучше, чем вы сами себя знаете. Но они никогда не видят реального вас, только ваше изображение на своем экране. Помните, что чем больше критик настаивает на точности своих наблюдений, тем больше вероятность того, что ваш образ на его экране искажен.

13. Ваше восприятие реальности – это всего лишь одно из сообщений с вашего экрана. Оно окрашено вашими врожденными способностями и характеристиками. На восприятие может влиять ваше физиологическое или эмоциональное состояние в конкретный момент. Ваш взгляд на реальность может быть искажен или нарушен воспоминанием о подобных сценах из прошлого, вашими убеждениями или потребностями.

 

Давайте рассмотрим подробнее последнее правило. Есть много входов, через которые сигналы могут достигать экрана. Из них всего пять имеют отношение к реальности: зрительные изображения, звуки, прикосновения, вкусы и запахи. Все они подвергаются влиянию других портов и могут преодолеваться ими.

Например, вы видите седого мужчину с морщинами на лице, который выходит из машины и идет в банк. Об этом вам говорят органы чувств. Ваша природная конституция определит, насколько быстро и интенсивно вы отреагируете на поступившие данные. Если перед этим вы не могли найти место для парковки и беспокоились, опаздывая на деловую встречу, то, вероятно, вы будете раздражены и воспримите все увиденное негативно. Из опыта общения с седыми мужчинами с морщинами на лице вы решите, что этому человеку примерно пятьдесят лет. Ваше знание машин скажет о том, что это – дорогой «Мерседес». Мрачным выражением лица мужчина напоминает вашего дядю Макса, и вы подумаете, что у мужчины, возможно, язва. Прошлый опыт, связанный с банками и мужской модой, подскажет, что у мужчины, скорее всего, есть деньги. Ваши убеждения и предрассудки говорят о том, что этот парень – богатый, жесткий бизнесмен, выжимающий деньги из тех, кто в них нуждается больше, чем он. Вероятно, он гордится своим богатством, раз ездит на дорогом «Мерседесе». Наверное, он не способен к открытому выражению чувств, совсем как ваш дядя Макс. Ваша потребность быть добрее, благороднее и заботливее других приводит к тому, что с такими ориентирами вы сочтете себя лучше незнакомца. Он вам не нравится. Вы относитесь к нему критически. Будь у вас такая возможность, вы бы высказали несчастному незнакомцу свою критику. А если у него низкая самооценка, он, возможно, согласился бы с вашим резким суждением. В целом такой разговор был бы пустой тратой его и вашего времени, потому что он имел бы мало общего с реальностью. Он оказался бы результатом смеси наблюдений, чувств, воспоминаний, убеждений и потребностей, которые в конкретный момент находились на вашем экране.

 

Порты экрана

В этом разделе мы исследуем некоторые мощные порты, помимо объективной реальности, определяющие то, что вы видите на экране.

 

Врожденная конституция

В каждом из нас некоторые вещи обусловлены генетически. Не только цвет волос и глаз и прочее, но и некоторые тенденции поведения могут быть заданы от рождения. Некоторые люди просто более возбудимы, чем другие. Они быстрее и энергичнее реагируют на разные стимулы. Одни более нервозные и тихие, чем другие. Кому‑то нужны частые социальные контакты, тогда как другие предпочитают уединенные занятия. Некоторые люди сообразительнее или имеют более быстрые рефлексы. Другие более интуитивны или чувствительны к тонким оттенкам значений и чувств. Одни легко адаптируются к новому, другие опасаются изменений и нововведений, предпочитая традиционные и привычные пути. Есть «утренние» и «ночные» люди. Кому‑то достаточно немного сна, другие не могут обходиться без полноценного восьмичасового сна каждую ночь. Некоторые люди кажутся естественно дружелюбными, тогда как другие соблюдают дистанцию.

Эти врожденные черты личности легко могут окрашивать то, что люди видят на своих экранах. «Ночным» людям утром мир кажется туманным и мрачным; в это время они с большей вероятностью будут критичны к окружающим, чем ночью, когда они чувствуют прилив энергии и готовы танцевать. Любители уединения относятся к социальным контактам как к чему‑то, что надо терпеть, а тусовщики находят невеселую перспективу в том, чтобы провести тихий вечер дома.

Если кто‑то критикует вас за то, что вы слишком застенчивы и спокойны, возможно, этот человек врожденно общительный и поэтому просто неспособен понять, что, по вашему мнению, с вами все в порядке. Или критик, который срывается на вас по мелочи, может быть раздражительным от рождения, а его вспышки могут иметь мало (или ничего) общего с допущенными вами незначительными ошибками.

 

 

Люди сильно различаются в том, как они обрабатывают поступающие стимулы. Некоторые от природы являются «уравнителями». То есть когда они что‑то видят или слышат, то автоматически, не раздумывая, заглушают ощущение. Как будто регуляторы яркости и звука у них стоят на минимуме. Другие люди – «усилители», и они поступают наоборот. Их регуляторы громкости и яркости стоят на максимуме, так что каждый шепот становится криком, каждая небольшая хлопушка взрывается, как фейерверк. К счастью, большинство находится где‑то примерно посередине. Крайние «уравнители» рискуют стать психопатами, потому что нуждаются в очень сильной стимуляции, чтобы она достигла порога возбуждения. Крайние «усилители» часто становятся невротиками после многолетних бомбардировок слишком интенсивными и поглощающими стимулами.

Короче говоря, независимо от того, насколько вы сбалансированы, умны и восприимчивы, у вас есть врожденные конституциональные склонности, которые мешают полному и объективному восприятию реальности. Поэтому ни один человек не может быть вполне объективным критиком. Вы можете критиковать только то, что находится на вашем экране, а эта картина не вполне надежна. Она всегда немного искажена или неполна.

 

Физиологическое состояние

На то, что вы видите на экране, могут повлиять усталость, головная боль, высокая температура, боль в желудке, воздействие медикаментов, уровень сахара в крови и любое другое из тысячи физиологических состояний. Вы можете осознавать или не осознавать свое физиологическое состояние. Даже осознавая его, вы можете не замечать, что оно делает с вашим восприятием. И даже если вы знаете, что оно делает с вашим восприятием, вы все еще не можете ничего с этим поделать.

Например, мужчина с не диагностированным заболеванием щитовидной железы страдал от усталости, депрессии и временами – от панических атак. Он был попеременно безразличен и раздражителен с членами своей семьи. Вначале он не замечал, что чувствует или ведет себя не так, как обычно. Его физиологическое состояние влияло на то, что он видел на своем экране без его ведома. Когда его заболевание было диагностировано, а состояние стабилизировалось лекарствами, он стал вести себя менее критично. Но если он забывал принять лекарство, то мог снова стать очень вялым или нервным. В такие моменты он осознавал и свое физиологическое состояние, и его влияние на поведение, но ничего не мог с этим сделать, пока снова не примет лекарство.

Если вас кто‑то часто пилит, проблема может таиться в его язве желудка или мигрени, а совсем не в вас. Неприятное отношение вашего критика может быть результатом потребления сомнительного хот‑дога, а не того, что вы не смогли прибрать в гостиной.

 

Эмоциональное состояние

Когда вы действительно рассержены, мир видится сквозь красную пелену. Будучи влюблены, вы начинаете видеть все в розовом свете. В депрессии экран синеет, а саундтрек становится однообразно мрачным. Если, как в пословице, «вы – то, что вы едите», так же можно сказать, что вы видите и слышите то, что чувствуете.

Сколько раз вы видели это по телевизору? Герой доводит сам себя до состояния ярости и в конце концов высказывает все, что накипело, властному боссу или неверной подруге, а потом в сердцах покидает комнату. У входа он натыкается на курьера или на собаку и кричит: «Кстати, это и тебя касается!» Затем – смех и переход к следующей сцене фильма.

В жизни такое тоже случается, но, к сожалению, не бывает безболезненного перехода к следующей сцене. Часто вы принимаете на себя выражение гнева или неприятия, которые вас не касаются. Вы имеете к этому отношение не больше, чем офисный курьер или собака. Вашей единственной виной было то, что вы, к несчастью, столкнулись с критиком, который все еще проживал свой предыдущий опыт.

Иногда критики постоянно находятся в возбужденном состоянии. Жизнь их вообще напрягает, беспокоит, держит в состоянии стресса. Потом вы пересекаетесь с ними по мелочи или вообще в воображении – и они взрываются. Их постоянное состояние возбуждения выражается в гневе, и их напряжение ненадолго разряжается.

Например, начальник отчитывает вас за трату денег. Вы купили некоторые необходимые материалы и мебель – ничего лишнего, и цены приемлемые. При хрупкой самооценке вы можете заключить, что не умеете делать разумные шаги в работе и никогда не будете успешны. Но позже выясняется, что ваш начальник только что потерпел финансовую неудачу и поэтому особенно параноидально озабочен снижением расходов. С вашим решением все было нормально, но босс из‑за неудачи находился в постоянно возбужденном состоянии, а вы случайно ему предоставили возможность разрядки.

 

Привычные паттерны поведения

У любого человека есть копинг‑стратегии, которые срабатывали в прошлом и, возможно, будут работать в будущем. Обычно эти стратегии запускаются автоматически, вне зависимости от ситуации. Например, ребенок агрессивных родителей учится быть незаметным, хранить молчание, скрывать потребности и пытаться предвидеть, что от него хотят окружающие, не спрашивая их об этом. Эти стратегии перейдут во взрослую жизнь, в которой они не будут работать достаточно хорошо для построения удовлетворительных отношений с другим взрослым человеком.

Другой пример – женщина, выросшая в семье, где ироничный и саркастический стиль общения был нормой. Она часто унижает людей за пределами семейного круга. Ее привычный стиль поведения, сатира и пародирование окружающих воспринимаются ими как критичное и негативное отношение.

Когда вас кто‑то критикует или обижает, часто вы узнаете от друзей критика, что он «всегда такой». Они имеют в виду, что обычные поведенческие паттерны приводят его к критическому или негативному отношению к некоторым людям в определенных ситуациях, независимо от объективной реальности.

Каждый человек носит на себе огромный багаж прежних поведенческих паттернов. Чаще всего люди лезут в привычную копилку реакций вместо того, чтобы основывать свою реакцию на непредвзятой и точной оценке ситуации и своей

роли в ней. Вместо того, чтобы сосредоточиться на живом действии, о котором сообщают их ощущения, они просматривают старые видеозаписи на своем экране.

 

Убеждения

Ценности, предрассудки, интерпретации, теории и конкретные заключения о происходящем взаимодействии могут влиять на то, что люди видят на своих экранах. Те, кто ценит аккуратность, повсюду видят разгильдяйство в преувеличенном виде. Те, кто предубежден против чернокожих, евреев или южан, не могут доверять тем группам, которые они ненавидят. Твердая вера в независимость приведет человека к тому, чтобы видеть в сотрудничестве слабость. Если женщина разделяет теорию о том, что все травматичные случаи отлучения от груди в дальнейшем вызывают проблемы с весом, то она будет рассматривать людей с ожирением в свете этой теории, а не в ясном свете объективной реальности. Если в разговоре со страховым агентом вы отклоняетесь на спинку кресла и скрещиваете ноги, он может интерпретировать эту позу как сопротивление его коммерческому предложению и удвоить свои усилия. Ваш образ на его экране определяется его интерпретацией, правильной или нет. А вы могли отклониться потому, что почувствовали напряжение в мышцах, или потому, что хотели посмотреть на часы.

Убеждения тесно связаны с нашим прошлым опытом того, что такое жизнь, что в ней срабатывает, что ранит и что помогает. Банковская служащая, которая отказывает вам в кредите, возможно, не отвергает вас лично. Она опирается на свой прежний опыт общения с людьми со сходной финансовой ситуацией, которые либо выплачивали, либо не выплачивали свои кредиты. То же самое касается женщины, которая отказывается от свидания с вами. Очень вероятно, что она действует исходя из прежнего опыта. Она может считать, что мужчины высокого роста – не для нее, или что она никогда не пойдет на свидание с тем, чей знак зодиака – Рыбы, или что она не должна принимать всерьез кого‑либо старше определенного возраста. Она отвергает кого‑то, кем она вас считает, а не вас лично. Настоящего вас на ее экране вообще нет.

 

Потребности

Каждый, кого вы встречаете в жизни, все время ищет способы удовлетворить потребности. Эта необходимость влияет на то, что люди видят на своих экранах. Голодный мужчина сразу замечает еду на столе, но может не заметить пылающий в камине огонь или журналы на кофейном столике. Замерзшая женщина, войдя в комнату, сразу направляется к огню, не замечая еду или журналы. Когда в комнате ждет скучающий человек, он сразу возьмется за журналы, чтобы чем‑то себя занять. Человек, который хочет пить, не найдет в этой комнате ничего, чтобы удовлетворить свою потребность, и будет судить о ней хуже, чем остальные трое.

Эмоциональные потребности действуют так же, искажая экран и вызывая критику, не имеющую ничего общего с реальной ситуацией. Мужчина, который хочет произвести впечатление на свою подругу в ресторане, может отпускать критические замечания о еде и жаловаться на обслуживание, тогда как на самом деле то и другое – на высоте. Менее очевидный случай – парень, который ведет себя напористо, прося вас о помощи, потому что ему необходимо контролировать каждую ситуацию. Еще пример – знакомая, которая очень часто злобно отзывается о внешности других людей из‑за потребности слышать постоянные заверения в собственной привлекательности.

Критика, несоразмерная ситуации, часто бывает мотивирована скрытыми причинами. Критик стыдит вас, заставляя сделать что‑то, что вы не сделали бы, если бы знали, какая причина за этим кроется. Например, босс просит вас остаться на работе сверхурочно в выходной день, а потом критично относится к вашему отказу. Его просьба и реакция вам непонятны: работы не так много, чтобы оправдать такое неудобство. На самом деле, может быть, ваш начальник просто пытается произвести впечатление на своего начальника, сказав, что у него персонал работал в выходные, или просто ему нужно, чтобы вы были там и ответили на важный телефонный звонок, потому что ему лень прийти туда самому и ждать звонка. Там может быть несколько скрытых причин, ни одна из которых не имеет ничего общего с вашей работой.

Иногда критики полностью осознают эмоциональные потребности или скрытые причины, которые их мотивируют, а иногда и не понимают. Но для вас как человека, на которого направлена критика, их осознание не имеет значения. Имеет значение только признание того, что потребности искажают восприятие критиком реальности, и поэтому никакая критика не должна приниматься на веру.

 

УПРАЖНЕНИЕ

Проживите весь остаток сегодняшнего дня или завтрашний день, представляя, что ваши глаза – это камера. Ваши уши – микрофоны. Станьте режиссером документального фильма. Сознательно придайте голос за кадром всему, что видите и слышите. Перемещайте свое внимание, фокусируясь то на позитивных, то на негативных акцентах сцены. Когда вам что‑то говорят, представьте, что вы – действующие лица мыльной оперы. Представьте несколько возможных ответов, кроме тех, которые вы даете обычно. Представьте возможные мотивации действий других людей, помимо тех мотивов, которые считаете правильными. Замечайте, как это упражнение по дистанцированию меняет ваше осознание возможных способов видеть реальность, кроме тех, что вы используете обычно. Упражнение должно показать, насколько автоматическим и ограниченным является ваше восприятие мира.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.