Тема 3. Слова, обозначающие действия предметов. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 3. Слова, обозначающие действия предметов.

2023-02-03 31
Тема 3. Слова, обозначающие действия предметов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

а) Проводя занятия по. этой теме, прежде всего необходимо цояснить учащимся смысловое значение понятия „дей­
ствие предмета",, определяя его по вопросу что. делает?

Если при ознакомлении учащихся с термином .предмет14 целесообразнее начинать с называния неодушевленных пред­метов (вещей), то в данном случае, наоборот, действие оду­шевленных предметов осознаётся учащимися значительно легче. Таким образом,уначинать следует с называния действий одушевлС'нн.ых предметов, ставя к ним вопрос чт о делает?. ~В целях закрепления формируемого у учащихся понятия полезно провести упражнения в подборе к каждому из дан­ных предметов ряда действий и в определении предмета по ряду названных действий.

б) После этого можно показать учащимся, что действие можно отнести и к,предметам неодушевлённым (неживым),
например: самолёт летит и т. п.

в) Когда учащиеся достаточно поупражняются в назызании действий различных предметов, можно перейти к выделению
слов, обозначающих действия, из текста. ,Здесь, особое внимание следует обратить на случаи, когда глагол_хтоит_.ря-
дом с прямым дополнением (Саша читает книгу; Боря машет флажком и т. д.).

Обычно дети по вопросу что делает? выделяют не одно слово, обозначающее действие, а вместе со словом, обозна­чающим предмет, на который направлено это действие или посредством которого это действие совершается.

г) Далее проводятся упражнения в различении действий, осуществляемых в данный момент и осуществлявшихся в
прошлом, по вопросам что делает? и что делал?.

д) И, наконец, ^необходимо упражнять учащихся в соединении слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими
предметы.

"Приводимая ниже система основных уроков по теме „Сло­ва, обозначающие действия предметов" разработана в соот­ветствии с этими общими положениями.

Ый урок

Цель урока - пояснить учащимся смысловое значение понятия „действие предмета".

1. Постановка учебной задачи.

- Дети, вы изучили слова, которые обозначают название
предметов, теперь мы будем с вами изучать слова, которые-
показывают, что делают предметы.

2. Определение действий предметов по картинкам.

- Дети, посмотрите первую картинку (вывешивает кар­
тинку на классной доске). Прочитайте, что нарисовано на
этой картинке. (Учащиеся читают подпись под картинкой:
„столяр".) Скажите, что делает столяр? (Строгает.) Найдите
это слово на карточке и поставьте его в кармашек под сло­
вом столяр. Прочитайте всё, что стоит под картинкой?

В таком же порядке проводится работа и с другими кар­тинками. (Портной шьёт; маляр красит; кузнец куёт.)

3. Составление таблицы.

Теперь мы будем составлять таблицу из картинок и слов па этом наборном полотне.

Смотрите, наборное полотно разделено на три колонки. В первой колонке я ставлю заглавие. Прочитайте его. (Пред­меты.) Значит, здесь вы будете ставить нарисованные пред-' меты.

Во второй колонке тоже ставлю заглавие. Прочитайте его. (Название предметов.) Сюда вы будете ставить слова, кото­рыми называются предметы.

В третьей колонке я ставлю заглавие „Действия предме­тов". Сюда вы будете ставить слова, которые показывают, чтолелает каждый предмет. Чтобы вы не забыли это, я-в т^ретьей колонке ещё поставлю вопрос. Прочитайте его. (Что делает?)

Дети, возьмите первую картинку с классной доски. Куда вы её поставите на наборном полотне. (В первую колонку.) Возьмите первое слово, которое было под этой картинкой и прочитайте его. Куда вы его поставите на паборном полотне? (Во вторую колонку.) Возьмите второе слово к этой картин­ке, прочитайте его и поставьте на наборном полотне, куда надо.

Прочитайте всё, что получилось из слов на наборном полотне. (Столяр строгает.) Что обозначает слово строгает?" На какой вопрос оно отвечает? (В случае затруднений пред­лагается обратиться к заглавию третьей колонки.)

В том же порядке проводится работа и с остальными картинками,

В заключение рассматривается составленная таблица в целом. V

- Дети, мы с нами составили таблицу. Скажите, сколько в вей колонок? Что мы ставили в первой колонке? (Картин­
ки, на которых нарисованы предметы.) Что мы ставили во второй колонке? (Слова, обозначающие название предметов.
Что мы ставили в третьей колонке? (Название действий предметов.) На какой вопрос отвечают слова в третьей ко­
лонке? (Что делает?)

Таблица убирается.

4. Письменное упражнение. На классной доске даётся текст упражнения:

Столяр (что делает?) ... . Портной (что д е л а е т?) ... . Маляр (что д е л а е т?) ... . Кузнец (что делает ) ... .

Слова для справок: строгает, кует, шьёт, красит.

Задание - списать, ставя нужное слово вместо точек; слова, означающие действия, подчеркнуть.

Задание на дом}- упражнение 121 из учебника русского языка, стр. 52 - 53.

На дополнительных уроках используются упражнения 119, .122, 123 из учебника.

 

 2-й у рок.

Цель урока - подвести учащихся к пониманию того, что один и тот же предмет может осуществлять ряд дей­ствии.

1. Постановка учебной задачи.

- Дети, вы начали изучать слова, которые обозначают ействия предметов. На этих уроках вы будете продолжать
эту работу.

2. Называние демонстрируемых действий.

Вызывается ученик (допустим, Костя). Имя его записы­вается на классной доске и подчёркивается. Затем ему по­следовательно предлагается писать, читать, рисовать.

Остальные учащиеся на вопросы учителя (что делает Костя?) называют каждое действие Кости, а учитель записы­вает эти названия действии под именем вызванного ученика.

По окончании записи проводится беседа.

- Дети, прочитайте всё, что получилось на классной доске. Сколько здесь названо предметов? (Один — Костя.)

А сколько названо действий? (Три.)

Прочитайте названия этих действии. (Пишет, читает, ри­сует.)

Подобное упражнение проводится на основе наблюдений за ученицей, которая по заданию учителя режет, шьёт, скла­дывает шитьё.

В заключение учитель говорит:

- Дети, вы видите, что один предмет может производить несколько действий.

3. Подбор действий к данному предмету.

- Дети, я напишу название предмета. (Пишет на классной доске слово кошка и ставит вопрос: что делает?) Придумайте несколько слов, которые обозначают, что делает кошка.

Учащиеся перечисляют действия кошки, записывают назва­ние этих действий на классной доске после вопроса.

Подобное упражнение проводится со словами: свинья, рыба, пчела.

4. Определение предметов по их действиям. На классной доске даётся текст упражнения.

Лает, рычит, кусается (кто это?) ... .

Ходит, плавает, крякает (кто это?) ... .

Прыгает, летает, чирикает (кто это?) ... .

Ходит, клюёт, кудахчет (кто это?) ... . Задание даётся в таком виде:

- Дети, вы называли действия различных предметов, а теперь попробуйте по действиям узнать предмет.

Текст упражнения разбирается устно, а затем   учащиеся' списывают его, ставя вместо точек нужные слова. Задание на дом (по учебнику, стр. 44).

Собака (что делает?) ... . Ласточка (ч т о д е лае т?) ... . Лошадь (что делает?) ... .

Слова для справок: летает, щебечет, ржёт, скачет, рычит, лает.

На дополнительных уроках следует поупражнять учащихся' как в назывании ряда действий к каждому из данных пред­метов, так и в определении предметов по данным действиям. В частности, здесь можно использовать работу с загадками,. в которых назван ряд действий, по которым требуется уга­дать предмет.

 

 3-й урок.

Цель урока - уяснить учащимся, что действие может быть отнесено и к неодушевлённому, предмету.

1. Постановка учебной задачи.

- Дети, на предыдущих уроках. вы называли действия живых предметов. На это^ уроке мы с вами рассмотрим,
могут ли производить действие предметы неживые.

2. Название демонстрируемых действий.

- Дети, посмотрите и скажите, что это? (Показывает мячик.) Мячик живой или неживой предмет? (Неживой.)

Посмотрите и скажите, что делает мячик? (Катит мя­чик.) Скажите полным предложением, что делает мячик? (Мячик катится.) Запищите это предложение. Подчеркните в этом предложении слово, которое обозначает действие.

В таком же порядке проводится работа на основе демон­страций других действий: волчок вертится, шарик качается

на ниточке. В заключение учитель говорит:

- Дети, вы видите, что название действий можно подбирать не только к живым, но и к неживым предметам.

3. Называние действий неодушевлённых предметов на основе имеющихся у учащихся представлений.

- Дети, я пишу на классной доске название неживых предметов. (Пишет в столбик слова: самолёт, лодка, авто­
мобиль, солнышко.) Прочитайте эти слова.

Теперь вы будете называть действие каждого из этих предметов. Скажите, самолёт что делает? (Летит.) Запишите это слово рядом с первым словом на классной доске. Про­читайте, что получилось. (Самолет летит.) Подчеркните на­звание действия.

Такая же работа проводится с остальными словами.

4. Определение предметов по действиям. На классной доске записывается текст упражнения.

- Висит, горит, светит (что это?) ... .

Мчится, грохочет, гудит (что это?) ... . Течёт, журчит, серебрится (что это?) ... .

Слова для справок: ручей, поезд, лампочка.

Текст упражнения разбирается с учителем, объясняется, ;как надо выполнять это упражнение, после чего учащиеся пишут. Слова, обозначающие действия подчёркивают.

Задание на дом - нарисовать четыре каких-либо не­живых предмета и подписать их названия и действия.

На дополнительных уроках поупражнять учащихся в называ­нии действий одушевлённых и неодушевлённых предметов, в выделении слов, обозначающих действия, из текстов (упраж­нения из учебника русского языка 137, 140, 132, 135, 136).

 

Ый урок

Цель урока - поупражнять учащихся в выделении слов, обозначающих действие, из предложеиий при наличии рядом стоящего прямого дополнения.

1. Постановка учебной задачи.

- Дети, раньше вы изучали слова, обозначающие предметы. Назовите несколько таких слов. Теперь вы изучаете слова, которые обозначают действие. Назовите несколько таких слов. На этом уроке вы будете учиться различать те и другие слова, чтобы не смешивать их.

2. Распространение предложений и разбор их.

Вызывается ученик, ему предлагается читать книгу. Учи­тель обращается к классу:

- Дети, посмотрите, что делает Витя? А я напишу пред­ложение про Витю. (Пишет: Витя читает.)

Прочитайте, что делает Витя. Сколько слон в этом предложении? (Два слона.) Разберите, какое слово обозна­чает предмет, какое действие. Подчеркните название дей­ствия.

Дети, у нас записано: ДЗитя читает". Теперь посмотрите, что Витя читает? (Книгу.) Подумайте и скажите, что обо­значает слово книга — предмет или действие? (Предмет.) До­бавим это слово к записанному предложению (пишет). Про­читайте всё, что у вас получилось. Разберите, что обозна­чает каждое слово в этом предложении.

Такая же работа проводится на основе демонстрации; Зина шьёт рубашку.

3. Составление предложений по картинкам и разбор их.

Вывешивается картинка: мальчик ест яблоко.

- Деги, рассмотрите эту картинку. Скажите, кто это?
{Указывает на мальчика.) Какой предмет у него в руках?
(Яблоко.) Что мальчик делает с яблоком? (Ест.) Что обозначает слово ест? (Действие.)

Составьте по этой картинке предложение из трёх слов (Мальчик ест яблоко.) Занизите это предложение. Прочи-

таите его. Найдите в этом предложении слово, обознача­ющее действие. Подчеркните его.

В таком же порядке проводится работа по картинкам: де­вочка собирает грибы; пароход тянет баржу.

4. Письменное упражнение. На классной доске написаны предложения:

Собака грызёт кость. Кошка ловит мышку. Ветер качает деревья. Солнце греет землю.

Даётся задание - прочитать, а затем списать, подчёркивая слова, обозначаю сие денстзие.

Из дополнительных уроках следует провести упражнения 131, 133 из учебника русского языка.

 

Й урок.

Цель урока - дать учащимся представление о действии, протекающем в настоящее время и протекавшем в прошед­шем времени.

1. Постановка учебной задачи.

- Дети, на предыдущих уроках вы называли действие по вопросу что делает? На этом уроке мы разбираем, на
какой вопрос ещё могут ответить слова, обозначающие действие.

2. Называние демонстрируемых действии.

Вызывается ученик (допустим, Валя), ему предлагается чи­тать. Учитель пишет на классной доске: Валя (что делает?) ... .

- Дети, прочитайте, что написано на классной доске. Скажите, какое слово пало написать вместо точек? Запишем
это слово. Прочитайте всё, что получилось. Подчеркните слово, обозначающее действие. На какой вопрос оно здесь
отвечает?

Валя отправляется на место.

- Дети, теперь Валя уже написал и сел на своё место. Теперь о нём можно спросить так (пишет на классной доске: Валя (что делал?) ... . Прочитайте, что я теперь написал. Какое слово падо написать вместо точек? Запишем это сло­во. Прочитайте, что получилось. Подчеркните слово, обо­значающее .действие. Скажите, на какой вопрос оно теперь отвечает.

Вызывается другой ученик (допустим, Серёжа), ему пред­лагается писать.

- Дети, как надо написать вопрос о Серёже? Запишем. Какое слово надо написать вместо точек? Запишем и это слово. Прочитайте, что получилось. Подчеркните слово, обозначающее действие. На какой вопрос оно здесь отве-чает?

Серёжа отправляется.на место.

- Дети, как мы теперь запишем вопрос о Сереже? Запи­шите. Какое слово надо поставить вместо точек? Запишем и это слово. Прочитайте всё, что у пас получилось. Под­черкните слово, обозначающее действие. На какой вопрос отвечает теперь это слово?

Дети, рассмотрите всё, что записано на классной доске, и скажите, на какие два вопроса отвечают слова, обозначающие действия.    

Сообразите, когда ставите вопрос что делает? и когда ставите вопрос что делал?

3. Письменное упражнение.

На классной доске даются такие упражнения:

Мама (что делает?) стирает. Мама (что делала?) ... . Нина (что делает?) вышивает. Нина (что делала?) ... . . Дима (что делает?) играет. Дима (что делал?) ... .

Текст упражнения разбирается с учителем, а затем уча­щиеся списывают, вставляя вместо точек соответствующие слова.

На дополнительных уроках могут быть использованы упражнения 127, 130, 134.

 

Й урок.

 

Цель урока - упражнение в соединении слов, обозна­чающих действия, со словами, обозначающими предметы.

1 . Постановка учебной задачи.

- Дети, мы изучали слова,  которые обозначают разные предметы и разные действия. На этом уроке вы будете . учиться правильно соединять эти слова между собой.

- Дети, прочитайте слово, которое написано справа. (Иг­рать.) Что обозначает это слово? (Действие.) Сообразите, как надо сказать это слово, чтобы закончить первое пред­ложение? Зьптпзате это предложение в тетрадях. Название действия содчеркните.

В таком же порядке работа проводится до конца.

Задание на дом — переписать ещё раз это упражнение, только вместо слова играть взять слово гулять.

На дополнительных уроках можно провести следующие упражнения:

а) выписывание из текста пар слов (предмет — действие);

б) изменение формы слов, обозначающих действие, по при­
знаку числа (соловей поёт — соловьи ... ,)

в) изменение слов, обозначающих действия, по родам (Лима
писал. Надя ... .).

2. Упражнение в соединении данных слов при помощи вопросов.

На классной доске вывешиваются две картинки: (гусь - гуси).

 - Дети, скажите, сколько предметов нарисовано на пер­вой картинке? (Один.) Назовите, кто это? (Гусь.) Найдите это слово на карточке и поставьте под картинкой.

Скажите, сколько предметов нарисовано на второй кар­тинке? Найдите название этих предметов на карточке. Про­читайте. Поставьте под второй картинкой.

Дети, вы подобрали к картинкам слова, которые обозна­чают нарисованные предметы. Вот у меня ещё две карточки, на которых написаны слова, обозначающие действия этих . предметов. Эти слова надо соединить со словами, которые: стоят под карточкой.

Прочитайте слово, которое стоит под первой картинкой (Гусь.) Какой вопрос надо поставить, чтобы назвать дей­ствие этого предмета? (Что делает?) Найдите на одной из-этих карточек слово, которое показывает, что делает гусь. Прочитайте его. (Плавает.) Поставьте это слово под словом гусь. Прочитайте всё, что получилось под первой картинкой.

В таком же порядке проводится работа и со второй кар­тинкой.

На классной доске даются два столбика слов:

Петух клевали

Курица      клевал

Кури клевала

- Дети, прочитайте слова в первом столбике. Что они обозначают? (Предметы.) Прочитайте слова во втором стол-, бнке. Что эти слова обозначают? (Действия.)

Надо соединять слова из первого столбика со словами из второго столбика.

Прочитайте первое слово из первого столбика. Поставьте вопрос, чтобы найти действие. (Что делает?) По этому вопросу найдите во втором столбике подходящее слово-Скажите два этих слова вместе. (Петух клюёт.)

Так зье проводится работа до конца.

Упражнение в изменении формы слова по вопросам.

На 'классной доске даётся такое упражнение:

Витя (что делает?) ..

Лети (что делают?) ..

Витя (что делал?) ... .

Нина (что делала?)..

Дети (что делали?) ..

На дополнительных уроках можно провести следующее упраж­ненение:

а) составление рассказа (устно), в который должны понять данные слова, обозначающие действия (например, пошёл,
встретился, отправились, смотрели, возвратились),

б) списывание короткого текста со вставкой пропущенных слов - названий действий (по вопросам);

в) называние действий - кто что делает (устно по картинкам, например, „Дети в парке," „Работа на огороде");

г) описание несложного процесса ручного труда (например, распилил, обстругал, склеил или сбил);

д) выделение слов, обозначающих действие, при разборе читаемого.

Учёт результатов работы по давной теме можно провести путём следующих контрольных заданий.

Ворона (    ?) ... .

Лодка (   ?) ... .

- В скобках ставьте вопрос, а по вопросу дописывайте слово, обозначающее действие.

Спишите эти предложения. Подчеркните слова, обозначаю­щие действия.

Собака грызёт кость. Ветер качает деревья.

Дописывайте слова в этих предложениях:

Коля (что делает?) игра ... . Толя (что делал?) игра ... . Зина (что делал а?) игра ... . Девочки (что делаю т?) игра ... .

В четвёртой четверти учебного года, когда проводится повторение пройденного, следует повторить также и пройденное по грамматическим темам этого года. Материалом для этого может послужить ряд упражнении из последнего раздела учебника русского языка.

В качестве контрольных заданий по всему курсу подготовительных грамматических упражнений во II классе могут быть предложены следующие:

а) назови пять каких-либо предметов;

б) поставь вопрос и назови три живых предмета; поставь вопрос и назови три неживых предмета;

в) назови живой предмет, Как назвать мцого таких предметов? (То же, с неживым предметом);

г) назови живой предмет. Подбери к нему действие (то же, с неживым предметом);

д) придумай слово, которое отвечает на вопрос что делает? Скажи это слово по вопросу что делал?;

е) придумай предложение о кошке и мышке. Найди в этом предложении то слово, которое обозначает действие;

ж) составь и запиши два предложения - одно о детях, а другое - о птичке;

з) составь предложение из трёх слов по вопросам: кто? что делает? чем?

В том случае, когда эти задания предлагаются учащимся, в процессе фронтальных занятий, некоторые из них (пункты „е" и „ж") надо давать в различных вариантах, например: при­думай предложение о кошке и мышке ... о белке и орехах, о девочке и бабочке и т. п. Составь два предложения - одно о детях, другое о птице, одно о зайчике, другое о лягушке, одно о бабушке, другое о внучке и т. п.

Выполнение учащимися этих заданий необходимо подробно записывать.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.