Упражнения в построении ответов, включающих форму творительного падежа в единственном и множественном числе. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Упражнения в построении ответов, включающих форму творительного падежа в единственном и множественном числе.

2023-02-03 31
Упражнения в построении ответов, включающих форму творительного падежа в единственном и множественном числе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Упражнения в построении ответов, включающих форму творительного падежа в единственном и множественном числе.

- Дети, слушайте, что я вам скажу: Миша взял лопатку. Теперь ответьте на вопрос: Миша копает чем?

Слушайте ещё: дети взяли лопатки. Ответьте на вопрос: дети копают ч ем?

В таком же порядке проводится работа со следующим материалом:

а) Вася взял ведро. Вася просит воду чем?
Ребята взяли вёдра. Ребята носят воду чем?

б) Мальчик взял ложку. Мальчик ест чем?
Дети взяли ложки. Дети едят чем?

в) Ученик взял карандаш. Ученик пишет чем?
Ученики взяли карандаши. Ученики пишут чем?

г) Катя взяла иголку. Катя шьёт чем?
Девочки взяли иголки. Девочки шьют чем?

3. Контрольные вопроси.

а) Чем мы ходим?

б) Ч е м мы смотрим?

в) Чем мы работаем?

г) Чем мы слушаем?

д) Чем мы жуем пищу?

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ ФОРЛ1Ы ВИНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА (НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА, НА КОТОРЫЙ НАПРАВЛЕНО ДЕЙСТВИЕ).

1-й урок. Форма винительного падежа в женском роде.

1. Постановка учебной задачи.

- Дети, вы выучились составлять полные ответы на во­прос чем? Например, как вы отвечали на вопрос: мальчик рисует чем?

На этом уроке вы будете учиться составлять полные от­веты на другой вопрос.

2. Построение образца ответа, включающего форму винительного падежа в женском роде.

Вызывается ученик (допустим, Слава), Скажи, Слава, что лежит у меня на столе? (Книга.) Возьми ее" со стола и держи в руках.

Ученик выполняет задание, и учитель обращается к классу:

- Дети, составьте полный ответ на вопрос: Слава взял
что? Повторите ответ на вопрос: что взял Слава? Скажите последнее слово по слогам.

3. Составление аналогичных предложений,

а) Вызывается ученица допустим Зина.

- Зина, что лежит у меня на стеле? (Ложечка.)
Возьми ее со стола.

Дети, ответьте па вопрос: Зина что взяла?

Вызывается ещё несколько учащихся, они выполняют тоже задание (берут ложку), остальные же учащиеся составляют ответы на вопросы учителя.

б) Вызывается ученик, ему последовательно предлагаются задания: взять чашку, вытереть чашку, поставить чашку. Он выполняет эти задания. По поводу выполнения каждого из них составляется ответ на вопрос учителя.

в) На столе учителя лежат различные предметы. Вызывается ученик (допустим, Дима), ему предлагается взять любой предмет. Затем ставится вопрос: Дима взял что? Ответ повторяется ещё раз па вопрос: что взял Дима?

Далее тот же ученик берёт другие предметы, а остальные учащиеся составляют ответы на вопросы. (Предметы берутся примерно следующие: ручка, тетрадка, картинка, катушка, тарелка.)

2-й урок. Форма винительного падежа в мужском и среднем роде.

1. Постановка учебной задач:

- Дети, на предыдущем уроке вы наблюдали, как разные ученики брали разные вещи, и отвечали на мои вопросы. На этом уроке мы проведём такие же упражнения, только с другими вещами.

2. Построение образца ответа, включая усваиваемую форму слов.

Вызывается ученик (допустим, Ваня).

- Ваня, посмотри и скажи, что лежит у меня на столе?
(Карандаш.) Возьми его и держи в руках.

-Дети, составьте полный ответ па вопрос: Ваня взял что"' Повторите этот ответ. На вопрос: что взял Ваня? Скажите последнее слово по слогам. На столе. Куда спрятал книгу - в стол. Где теперь лежит книга? в столе.).

По каждому из этих типов упражнении проводится целая серия упражнений с тем, чтобы у учащихся сложились и некоторые системы усваиваемых речевых форм. При этом на первых порах от учащихся требуются ответы одним словом в соответствующей форме, а затем вводятся упражнения в построении полных ответов. В дальнейшем используется и та и другая форма ответов.

Элементы описанных выше упражнений в построении простых предложений и правильном употреблении форм слов не должны ограничиваться пределами специальных уроков, а широко использоваться и при проведении других видов за­нятий по русскому языку, как-то: чтение, беседы о наблю­даемых предметах и явлениях, работа с картинками и др.

 

ВТОРОЙ КЛАСС.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО II КЛАССЕ.

 

Курс обучения; русскому языку во 2 классе, представлен в "учебной программе дифференцированно. Он распределяется по таким основным разделам:

1)чтёние, 2)письмо, 3) практические..., грамматические упражнения.

На уроках, относящихся к первому из этих разделов, приходится много работать над развитием техники чтения уча­щихся. В основном здесь совершенствуется навык послогового чтениями делаются попытки читать легкие и знакомые слова целиком.

В начале учебного года целесообразно повторить трудные разделы букваря и провести специальные упражнения, рас­считанные па уточнение произношения учащимися отдельных звуков и звукосочетаний, а также на усвоение более труд­ных по структуре слов (слова со стечением нескольких со­гласных, с разделительным мягким знаком и пр.). Организуя работу в данном направлении, учитель должен согласовать свои занятия с занятиями логопеда.

В качестве пособий здесь могут   быть использованы специально разработанные таблицы, дидактический .материал для проведения речевых игр, а также по мере надобности и подвижная азбука.

Далее учащиеся переходят к работе по „Книге для чтения", заключающей в себе короткие рассказы, стихотворения и статьи с деловым содержанием (описание предметов бытового обихода, природных явлений и т. д.).

Основной формой работы по „Книге для чтения" является, чтение вслух с разбором и объяснением читаемого. Чтение отдельных произведений, как правило, должно быть тщательно подготовлено. В одних случаях, особенно при чтении статей с деловым, содержанием,, целесообразно пред­варительно провести соответствующие наблюдения, предмет­ные уроки, чтобы познакомить учащихся с теми предметами или явлениями реальной действительности, о которых они будут читать по книге, и таким образом создать конкретную основу для более полного и точного восприятия содержания словесного материала (читаемого текста).

В других случаях, преимущественно при чтений художест­венных произведений, подготовительная работа может быть направлена на то, чтобы или соответствующим образом организовать имеющиеся у учащихся представления, или создать соответствующее настроение. Так, например, чтение стихотворения О первом снежке целесообразно приурочить к началу зимы и предпослать ему прогулку с детьми на свежем воздухе. Или перед чтением рассказа на тему о зим­них забавах детей уместно побеседовать с учащимися о их любимых забавах зимой.

Такая организация работы на уроках чтения способствует тому, что усвоение словесного материала не является фор­мальным, а связывается с непосредственным жизненным опытом детей, воспитывает у них способность видеть за словами реальную действительность. Это особенно важно в условиях обучения умственно отсталых детей, у которых нередко отсутствует связь между словом и конкретным образом.

Следующий этап в работе по подготовке учащихся к чте­нию тех или иных произведений - это предварительное объяснение слов текста, без понимания значения которых не может быть правильно воспринят смысл читаемого.

И, наконец, на данном этапе обучения необходима пред­варительная отработка техники чтения слов, более трудных по их звуковому составу.

Приёмы чтения и разбора литературных произведений должны быть тщательно продуманы в соответствии с харак­тером читаемого.

Общее и обязательное требование здесь заключается в том, чтобы порядок чтения отдельных, частей текста и вопросы учителя по "содержанию их обеспечивали такой ход мысли учащихся, в результате которого наиболее отчётливо осозна­вались бы "отдельные, описываемые в произведении факты и связи между ними. При этом следует иметь в виду, что достигнуть этого одними словесными средствами (словесный разбор, словесные пояснения учителя и т. п.) в большинстве случаев невозможно. Это обстоятельство ставит учителя перед необходимостью серьёзно подумать об использовании на – уроках чтения различных средств наглядности и о целесообразном сочетании их с словесными средствами.

Так, в одних случаях возможно будет соотносить отдельные места читаемого с соответствующими картинками, в других случаях сопровождать разбор .читаемого с составлением соответствующего макета иногда , полезно сочетать чтение и разбор с инсценировкой отдельных сценок и т. д.
 Работая над усвоением учащимися содержания читаемого, ни в "коем случае" не следует упускать из вида и второй существенной задачи -систематического развития техники чтения. С этой целью надо обеспечить учащимся большую упражняемость в чтении, заставляя их чаще перечитывать. При этом важно добиваться, чтобы перечитывание было не механическим, а мотивированным и целеустрем­лённым. Например, учитель. Поставил вопрос по содержанию
прочитанного, а ученик ответил на этот вопрос. Вслед за этим даётся задание: „Найди и прочитай, как об этом сказано в книжке".

Упражнения, направленные на усвоение учащимися слов, более трудных по звуковому составу, должны вестись регу­лярно.

Значение упражнений учащихся в чтении как одного из средств общего развития трудно переоценить.

Читая соответствующим образом подобранные литератур­ные произведения, учащиеся уточняют и расширяют имею­щийся у них круг представлений об окружающей действи­тельности, приобретают интерес к познанию действительности через книгу и т. д.

На речевое развитие учащихся чтение оказывает огромное влияние.

В связи с чтением обогащается словарный запас учащихся. Они усваивают ряд новых для них слов и оборотов речи. В-частности, им становится понятным смысл некоторых слов, употребляемых в переносном смысле (например, „зима злится", „румяные зори" и т. п.).

Умственно отсталые дети, читая литературные произведения. Часто осмысливают значение читаемых слов вне контекста, в результате чего и общее содержание воспринимается в искажённом виде. Правильно организованный разбор читае­мого предупреждает подобные ошибки и поощряет учащихся соотносить значение отдельных слов с общим содержанием текста

.Отмечается продвижение учащихся ив осознании обоб­щающей функции слова. Здесь это осознание уже опирается на основные признаки, по которым отдельные предметы обобщаются словом, подходят под одну категорию. Приёмы работы по этому вопросу в I классе были пока­заны, на примере проведения уроков на тему „Мяч и игрушки. Чтобы показать усложнение работы, во II классе, при­водится урок на тему „Птицы".

Вводная часть урока.

- Дети, на этом уроке мы будем беседовать о птицах. Там, на столе у окна, стоят чучела разных животных. Надо выбрать чучела птиц и принести их на мой стол. Кто может это сделать?

Учащиеся поднимают руки, учитель вызывает несколько учеников и поручает им выполнить задание, а затем обра­щается к классу:

- Дети, посмотрите, правильно ли выполнено задание.
Назовите одним словом кто это? (Жестом обобщает стоящие на столе предметы.)

Правильно вы сказали - это птицы. Посмотрите и скажите: одинаковы ли эти птицы по цвету? по величине? (Нет.) Сей­час мы разберём, почему же у них одно общее название- птиц.,

ВО II КЛАССЕ.

Учебной программой по русскому языку во II классе вспомогательной школы предусматриваются практические грам­ратические упражнения, на следующие темы;

Знакомство учащихся с построением простого предло­жения.

Категории слов:

а) слова, обозначающие названия пред­метов,

 б) слова, обозначающие названия действий пред­метов.

Основан по этим темам сводятся к следующему:

а) предлагаемые учащимся ,упражнения, по своему характеру должны максимально приближаться к, обычной для

детей бытовой речевой деятельности;.

б) требуемые в каждом отдельном случае речевые построения (фраза, категория и форма слов) должны обусловливаться глазным образом не словесными, а наглядными средствами (предметная деятельность, наглядные пособия).

Хотя учащиеся в своей работе опираются главным обра­зом на смысловое содержание конкретных речевых выска­зываний, к их, следует постепенно подводить к осознанию некоторых формальных признаков (изменяемость буквенного состава слов, в зависимости от вопроса, на который они отвечают, и пр.).

Соблюдение этих условий позволяет добиться от учащихся осмысленного и активного выполнения предлагаемых им упражнении, а вместе с этим подвести их к первоначальным практическим обобщениям в области языка, что послужит ступенью перехода к более сложной работе в последующих классах.

Ниже приводится методическая разработка уроков по грам­матическим темам II класса, в которой конкретизируются изложенные выше общие принципы.

 

Й урок.

Цель урока -практически пояснить учащимся, что каж­дое предложение выражает определённую мысль.

1. Постановка учебной задачи,

- Дети в I классе вы учились составлять предложения.
Для этого вы отвечали на вопросы полными ответами. Сейчас я проверю, как вы умеете это делать.

Вызывается один ученик (допустим, Коля), ему предла­гается писать на классной доске. Он пишет, а учитель обра­щается к классу.

- Дети, составьте полный ответ на мой вопрос: чем пи­
шет Коля? (Коля пишет мелом.)

Составленный учащимися ответ обсуждается в отношении правильности формулировки, анализируется со стороны его словарного состава и набирается из букв подвижной азбуки.

Коля садится, а на его место вызывается ученица (допус­тим, Соея). Ей предлагается рисовать на классной доске дом.

Ученица рисует, а когда уже можно узнать, что она ри­сует, учитель обращается к классу.

- Дети, скажите полным предложением, что рисует Соня?
(Соня рисует дом.)

Составленное предложение обсуждается и составляется из-букв подвижной азбуки. Далее проводится опрос учащихся.

- Дети, сколько предложений мы с вами составили?
Про кого сказано в первом предложении? Про кого сказано во втором предложении? Прочитайте предложение про Колю.
Прочитайте предложение про Соню.На этом уроке мы будем разбирать разные предложения и соображать, о ком или о чём говорится в каждом предложе­нии, и учиться отвечать на вопросы.

От другого.

- Дети, на этом уроке мы с вами разбирали много пред­ложений. Теперь я дам вам ещё одно задание. Слушайте, что я скажу: Витя читает, мама готовит обед.

Надо сообразить, сколько предложений я сказал. Слу­шайте, я повторю ещё раз. (Учитель повторяет, а учащиеся определяют количество предложений.) Объясните, почему вы так решили. Даётся ещё два-три таких упражнений.

Задание на дом - выбрать из книги для чтения три отдельных коротких предложения и записать их в тетрадях.

После этого урока с учащимися проводится ряд упражнений

1.Упразднения в заканчивании предлоэюений (устно).

I На столе учителя лежат карточки с написанными на них езаконченными предложениями, примерно: У белки пуши­стый...; Дети собирают...; Солнце ярко...; В саду растут...; Мама, купила... и т. п.

Вызывается один ученик (допустим, Витя).

- Витя, на моём столе лежат карточки. Возьми одну из этих карточек. Прочитай про себя, что написано на карточке, которую ты взял. Прочитай вслух. Скажи, получается ли тут законченное предложение? Как надо сказать это предложение, чтобы оно было понятно до конца?

Дети, правильно ли Витя закончил предложение? Повто­рите это предложение хором.

В таком же порядке  проводится работа и с остальными ^предложениями, написанными на карточках.

2.Письменные упралснения.

- Дети, вы заканчивали предложения устно, а теперь будете делать это письменно.

Откройте учебник русского языка на странице 14 . Найдите упражнение. Прочитайте, что здесь требуется сделать. Да, здесь предложения только начаты, их надо закончить. Прочитайте первую строчку. Как надо закончить это предло­жение? Да, вместо точек надо поставить слово лает.

Устный разбор текста этого упражнения проводится до конца, а далее учитель говорит:

Дети, вам надо написать в тетрадях всё эти предложе­ния в законченном виде. Чтобы вы не ошиблись при письме, смотрите внизу слова для справки.

Откройте тетради. Пишите.Задание на дом - упражнение 26.

В целях закрепления навыка составлять законченные пред­ложения могут быть использованы на последующих уроках упражнения 27, 29—30 из учебника русского языка.

Й урок.

Цель урока- в процессе работы над построением про­стых предложений обратить внимание учащихся на то, что слова в предложении должны быть расположены в опреде­лённом порядке, иначе правильно построенного и понятного предложения не получится.

По учебнику русского языка, рассчитанных на то, чтобы закрепить у учащихся умение выбирать и дифференцировать предложения по их тематике. Наряду с этим и в процессе проведения других видов занятий по русскому языку сле­дует ипользовать различные приёмы работы над предложе­нием. Так, например, на уроке чтения учащиеся выбирают из текста предложения на заданные темы, на уроках раз­вития речи -составляют предложения по ряду картинок и т. д.

Цель урока -путём практических упражнений в заканчивании начатых предложений подвести учащихся к попима-.ншо того, что в предложении выражается законченная мысль.

 Постановка учебной задачи.

- Дети, на предыдущем уроке вы учились разбирать пред­
ложения. Теперь вы будете составлять предложения. Рабо­
тать будем так: я начну предложение, а вы его закончите.

2. Объяснение способа работы по заканчиванию предлолсения.

- Дети, рассмотрите эту картинку.

На классной доске вывешена картинка, на которой изобра­жена плачущая девочка, а на полу, у её ног, - разбитая чашка.

Скажите, кто нарисован на этой картинке? Что она делает? Почему она плачет? А теперь прочитайте, что напи­сано под этой картинкой?

Открывается запись, данная под картинкой:

1. Девочка горько...

2. Она разбила...     

- Прочитайте, что написано под первым-номером. Сколько здесь слов? Получается ли из этих слов понятное предложе­ ние? Как надо сказать, чтобы было понятно. Какое слово :вы добавили? Напишите это слово на месте точек. Прочи­тайте, что теперь получилось. Получилось ли теперь понятное предложение?

В таком же порядке проводится работа и со вторым пред­ложением.

- Дети, вот так вы будете заканчивать предложения по карточкам. Делайте так, чтобы получились предложения, понятные до конца.

1. Постановка учебной задачи,

- Дети, вы учились составлять предложения. Я повешу картинку, а вы составите по ней законченное предложение.

Учитель вешает картинку, на которой изображены дети, идущие в школу.

- Кто нарисован на этой картинке? Куда идут дети?
Составьте законченное предложение по этой картинке. (Дети идут в школу.)

Я буду ставить по порядку слова этого предложения, а вы читайте их. Дети выполняют задание.

- Теперь прочитайте это предложение целиком. Посчитайте, сколько в нём слов.

- Я беру эти слова и ставлю их так. Ставят слова в таком порядке: идут в Дети школу.

- Посчитайте слова. Все ли слова здесь поставлены? Прочитайте эти слова. Получается ли складное и понятное предложение? Почему не получается? Поставьте слова в таком порядке, чтобы получилось складное предложение. Прочитайте.

Вот видите, дети, слова в предложении не могут стоять как угодно, они должиы быть расположены в должном по­рядке.

На этом уроке я вам буду давать слова, а вы будете ста­вить их в таком порядке, чтобы получилось предложение.

 2. Упражнения в составлении предложений из слов, данных на карточках.

- Смотрите, дети, я буду ставить карточки со словами.
Карточки ставятся на наборном полотне в таком порядке:

Гриша доске на пишет

- Посмотрите, сколько здесь слов. Прочитайте их в таком;ь порядке, как они здесь стоят. Теперь поставьте эти слова рядом и и током порядке, чтобы получилось складное пред­
ложение. Прочитайте, что получилось.

В таком же порядке проводится работа по составлению предложений из следующих слов:.

Рыба Гнездо

в     под                         

живёт было

воде крышей.

При этом учащимся разъясняется, что слово, написанное с большой буквы, должно быть первым в предложении.

3. Письменные упражнения.

- Дети, теперь вы будете составлять предложения из слов, которые даны в учебнике, и записывать в тетрадь.

Откройте учебник русского языка на странице 20. Найдите упражнение 41. Прочитайте, что надо сделать.

Откройте тетради. Составьте предложения и запишите их.

Задание на дом - упражнение 42.

В случаях необходимости можно ещё один-два урока посвя- ' тить аналогичным упражнениям.

1 - урок

Цель урока - упражнять учащихся в разборе простых предложений путем постановки вопроса от подчиняющего слова к подчинённому.

1. Постановка учебной задачи.

- Дети, на этом уроке мы будем с вами разбирать предложения по вопросам. Сначала вопросы буду ставить я, а потом вы сами попробуете ставить вопросы.

2. Разбор предложения.

На классной доске вывешивается картинка, а под нею соответствующая подпись: „Мама шьёт рубашку".

- Дети, рассмотрите эту картинку. Прочитайте предло­
жение под картинкой. Запишите его.

Скажите, кто нарисован на этой картинке? (Мама.) Под­черкните это слово з предложении,

Я прочитаю подчёркнутое слово и поставлю вопрос.

Вы по этому вопросу найдите в предложении ещё одно слово. Слушайте: мама... что делает? (Шьёт.) Теперь я по­ставлю вопрос от слова шьёт, а вы найдите по этому вопро­су слово в предложении. Слушайте: шьёт... что? (Рубашку.)

Вывешивается другая картинка с подписью: „На диване лежит кошка".

- Рассмотрите картинку, прочитайте под картинкой предложение. Запишите его. Скажите, про кого говорится в этом предложении? (Про кошку.) Подчеркните это слово в пред­
ложении. К слову кошка ставлю вопрос что делает? (Лежат.)

Найдите это слово э предложении. От слова лежит став­лю вопрос где?(//в диеане.) Найдите эти слова в предложенпни.опробуйте сами разобрать предложение: Мальчик пишет мелом (предложение записывается на классной доске). Про­читайте это предложение. Про что говорится в этом предло­жении? Подчеркните слово мальчик. Какой вопрос вы поста­вите от слова мальчик (Ч то делает?). Найдите по этому вопросу слозо в предложении (пишет). Какой вопрос вы по­ставите от слова пишет? (Чем?)

Найдите по этому вопросу слово в предложении.

В таком иге порядке учитель разбирает ещё одно предло­жение, например Кошка лоси т. мышку.

3. Дописывание слов по вопросам.

На классной доске даётся материал для упражнений:

На скамье лежит..,. (Рисунок - пила) Что?
Папа взял... . (Рисунок - пила) Что?

Пипа пилит... .     (Рисунок -пила) Чем?

Вызывается ученик. Ему предлагается прочитать первую стсоку и вопрос под картинкой. Дети устанавливают, какое изложение написать по этому вопросу на месте точек.Он записывает это слово на должном месте.

- Дети, прочитайте всё, что у нас получилось. Скажите, какое слово вы добавляли в этих предложениях на место точек? Посмотрите, одинаково ли написано это слово во
всех предложениях? Подчеркните буквы, которые меняются.

Дети, вы видите, что слозо пила в различных предложе­ниях пишется по-разному.

3 а да н и е на дом — упражнение 3).

На дальнейших уроках используются упражнения 32—34 из учебника русского языка.

5-й урок.

Цель урока- познакомить учащихся с тем, что каждое предложение пишется с прописной (большой) буквы, а по окончании предложения ставится точка.

. Постановка учебной задачи.

- Дети, вы учились составлять предложения и разбирать их по вопросам. На этом уроке мы научимся правильно писать предложения.2. Разбор примеров, данных учителем.

На классной доске написан отрывок из стихотворения:

Туча небо кроет. Солнце не блестит. Ветер в поле воет. Дождик моросит.

- Слушайте, дети, я прочитаю вам, что написано на классной
доске (Читает.) Прочитайте это стихотворение про себя и
сообразите, сколько здесь предложений?

Скажите, про что говорится в первом предложении. Про­читайте его. Про что говорится во втором предложении? Прочитайте до конца.

- Теперь посмотрите, как пишется предложение. Прочи­
тайте ещё раз первое предложение. Обратите внимание, с
какой буквы написано первое слово в этом предложении.
(С большой буквы.) А какой знак поставлен в конце этого
предложения? (Точка.)

В таком же порядке разбираются и остальные предложения этого отрывка. После этого проводится опрос.

- Скажите, с какой буквы надо начинать писать всякое предложение? Какой знак надо ставить на конце предложения? Запомните это.

3 . Расчленение сплошного текста.

- Дети, посмотрите, на одной половине классной доски написан маленький рассказ. (Открывает этот рассказ.)

Текст рассказа. Дети играют в парке мальчик катает обруч девочка возит куклу мама смотрит за детьми.

- Слушайте, я прочитаю этот рассказ.
Читает, чётко выделяя предложения.

- Посмотрите, этот рассказ не разделён на предложения.
Выделите про себя первое предложение, прочитайте его вслух. Скажите, про кого говорится в этом предложении?
С какой буквы написано первое слово в этом предложении?
Поставлена ли точка на конце? Поставьте.

Прочитайте второе предложение. Про кого говорится в этом предложении? С какой буквы написано это предложение? (С маленькой.) А с какой буквы надо начинать писать вся­кое предложение? (С большой буквы.) Исправим и напишем слово Мальчик с большой буквы. А какой знак ставится на конце предложения? Есть здесь этот знак? Поставьте его.

Так ведётся работа с этим рассказом. 4. Составление предложений, из слов и запись их в тетрадях.

- Дети, я напишу па классной доске слова, смотрите.

за папа столом сидит

- Сколько слов написано на классной доске? Прочитайте вслух. Поставьте эти слова в таком порядке, чтобы получилось предложение. (Попа сидит за столом.) Надо написать это предложение в тетрадях. С какой буквы надо начинать писать предложение? Что надо поставить на конце? Запишите это предложение.

Далее проводится такаяже работа со следующими словами:

в     лежит

пошли на

лес  книга

дети столе

Вместо этого упражнения можно дать списывание сплош­ного текста с заданием расчленить его на предложения.

5.Заключительная часть урока.

- Дети, скажите, как надо, записывать предложения? (Как надо начинать писать предложение? Что надо ставить на конце предложения?)

Достаньте учебник русского языка. Откройте на странице 23. Прочитайте, что написано в рамочке?

Дома напишите упражнение 48. Найдите это упражнение. Прочитайте, что здесь требуется сделать.

Для закрепления навыка правильно писать предложения могут быть использованы дальнейшие упражнения из учеб­ника. Кроме того, следует провести с учащимися запись нескольких коротких предложений (из 2-3 слов) под дик­товку.

6- урок.

Цель урока - познакомить учащихся с тем, что пред­ложения в тексте располагаются в последовательном поряд­ке.

1. Постановка учебной задачи.

-Дети, на предыдущих уроках вы учились правильно составлять и записывать предложения. На этом уроке вы на­учитесь составлять из предложений небольшие рассказы.

2. Составление рассказа по картинкам.

-Дети, вы уже знаете, что из слов можно составить предложение. Скажите, как надо поставить вот эти слова, чтобы получилось предложение?

На классной доске написаны слова.

Катя хорошо учится Климова

- Составлять предложение из слов вы умеете, а теперь поучитесь из отдельных предложений составить рассказ. Для этого предложения тоже надо поставить в должном порядке.

В данном случае внимание детей сначала привлекается к их опыту и деятельности, возможной в классе или в уголке живой природы, а затем уже раздаётся дидактический мате­риал.

- Вот на этих бумажных полосках написаны отдельные предложения:

Текст на бумажных полосках.

Ребята нашли в лесу ёжика.

Они понесли его домой.

Дома ребята накормили ёжика молоком.

- Сначала мы прочитаем отдельные предложения так, как
они лежат у меня на столе.

Учитель вызывает ученика и предлагает ему читать пред­ложения, положив их в таком порядке: 3-1 - 2. Второй уче­ник читает эти же предложения в таком порядке: 2- 1- 3.

Надо расположить эти предложения так, чтобы полу­чился складный рассказ. Чтобы вам было это легче сделать, возьмём картинки. Откройте учебник русского языка па стра­нице 8. Посмотрите и скажите, сколько здесь картинок? А сколько у нас предложений на бумажных полосках? Вот надо эти предложения расположить по этим картинкам.

Рассмотрите первую картинку. Кто на ней нарисован? Что здесь делают ребята? Выберите предложение, которое под­ходит к этой картинке. Поставьте на наборном полотне. Про­читайте. Правильно получается?

Рассмотрите вторую картинку. Что здесь делают ребята? Подберите предложение к этой картинке. Поставьте его под первым предложением. Прочитайте.

Посмотрите третью картинку. Что на ней нарисовано? Прочитайте оставшееся третье предложение. Подходит оно к третьей картинке? Поставьте его на наборном полотне.

Прочитайте теперь все три предложения на наборном по­лотне. Получился ли складный рассказ?

Домашнее задание - упражнение 11 на странице 9 из учебника русского языка (придумать устный рассказ по вопросам).

На последующих уроках учащиеся под руководством учи­теля выполняют упражнения 43- 47 на страницах 21- 22 учебника русского языка.

В заключение, проводится ряд упражнений, в процессе которых учащиеся используют те умения. по построению простого редложения, которые они усвоили на предыдущих уроках.

Основные виды этих упражнений:

а)полные ответы на вопросы по поводу своих наблюдений, всвязи с разбором содержания-картинок на уроках чтения, в процессе игр.„и. различных,видов предметной деятельности; соединение данных слов в виде коротких.простых пред-, ложений (письменно); составление кратких подписей под несложными картин­ками (Мальчик ловит рыбу), в календаре природы (Идёт дождь)

г) составление предложений на данную учителем тему:

- Скажи предложение о зайчике, о девочке и курочке...;

д) самостоятельное письмо предложещш.из двух-трёх слов под диктовку, причём берутся слова,написание которых нерасходится с произношением.

Результаты работ по данной теме следует учесть, для чего учащимся могут быть предложены примерно следующие контрольные задания..

Учащимсявызываемым в очередном порядке, предлагается взять карточку, на которой помещается картинка и под ней вопросы.

Образец карточки.

(Изображение мальчика, идущего в лес.)

Кто? Что делает? Куда? .

Требуется составить предложение по картинке, подбирая слова по вопросам.. ~б) На классной доске даются группы слов.

они дворе на гуляют

дети школы из пришли

покормила мать быстро их Требуется составить предложения из этих слов и записать их в тетради.

в) На классной доске записываются три предложения без 'Соблюдения последовательности,, напршмер: .

Боря покормил их. Наступила холодная зима. Птичкам было голодно.

Необходимо списать эти предложения в таком порядке, •чтобы "получился рассказ." Слова, обозначениеаз.предметов. Проводя занятия по этой теме, небходимо режде- всего.. уяснить учащимся смысловое значение понятия „предмет". При этом следует иметь в виду, что дети на данном этапе их. развития легче осознают как предметы знакомые и не­сложные по структуре вещи. И, наоборот, живые существа осознаются учащимися в этом плане с большим затрудне­нием. Так, например, представить своего товарища как пред­мет они почти не в состоянии.

Поэтому целесообразнее сначала провести ряд упражнений: называния неодушевлённых предметов (вещей), на­пример:

Какие вещи лежат на столе? (Карандаш, ручка, линейка и..х:.д.)

В целях подготовки учащихся к выполнению последующих
упражнений_важно. добиться, чтобы они различали понятия
.„предмет" и „название предмета". Смешение этих понятий нередко вносит путаницу в суждения учащихся при выполне­нии ими учебных заданий. Основной причиной возникающих здесь трудностей является, невидимому) неумение осмыслить взаимоотношения между конкретным образом и его словес­
ным обозначением. .

Наряду с этим учащиеся усваивают, что слова, обознача­ющие предметы, отвечают на вопрос что это? ""Далее, в целях закрепления и развития формируемых у учТщпхся понятий.целесообразно использовать для упражне­ний слова, обозначающие категорий предметов (одежда, обувь, посуда и др.), ставя к ним тот же вопрос что это? I После того, как учащиеся в достаточной мере поупражня­лись со словами, обозначающими неодушевлённые предметы, можно будет перейти к упражнениям со словами, обознаающими предметы одушевлённые, приучая детей ставить-к этим словам вопрос кто это?

Следующая ступень- это подведение учащихся к умению практически различать форму слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов, т. е. число предметов-(стол — столы, ручка ~г ручки, кошка — кошки.)

И, наконец, необходимо побольше поупражнять учащихся в изменении формы слов, обозначающих предметы, в зави­симости от вопросов, на которые они отвечают, будучи включены в различные предложения.

Ниже приводятся конспекты уроков по данной теме и ука­зания о необходимых дополнительных упражнениях к этим основным урокам.

1-й урок.

Цель урока - практическое усвоение учащимися терми­на „предмет".

. Постановка учебной задачи.

- Дети, вы учились составлять предложения. Скажите,.
из чего составляются предложения? (Из слов.)

Составьте предложение из двух, затем из трёх слов. Теперь мы будем изучать слова, которыми называются раз» ные предметы.

2. Называние демонстрируемых предметов.

- Дети, у меня на столе лежат разные предметы. Я буду
показывать эти предметы по одному, а вы называйте их по
моему вопросу. Посмотрите на этот предмет. (Показывает
ручку.) Скажите, что это?

Далее демонстрируются еще несколько предметов (каран­даш, линейка, ножик, ножницы), и учащиеся называют их но вопросу что это?

- Теперь я положу на стол другие предметы. (Кладёт на
с гол пуговицу, булавку, напёрсток, гвоздь, молоток.)

Вы сами будете задавать вопрос и по этому вопросу назы­вать отдельные предметы.

Дима выйди к моему столу. Возьми со стела один какой-либо предмет. Покажи его классу и задай вопрос. Кто отве­тит на этот вопрос? Ответь. ' В таком же порядке работа проводится до конца.

3. Называние предметов, изображённых на таблице.

Вывешивается таблица с изображением ряда предметов (до­пустим, дом, стол, стул,, топор, пила, лопата). А под каждым-рисунком напечатан вопрос что это? Под вопросом каргмашки для вставки карточек с названием предметов. Учи­тель обращается к классу.

Дети, посмотрите эту таблицу. Сейчас мы будем работать по этой таблице.

Вызывается один ученик.

- Покажи на этой таблице первый предмет. Прочитай, что под ним напечатано. (Ученик читает вопрос: Что это?) Ответь на этот вопрос. Найди на столе карточку с этим словом. Поставь под вопросом.. Прочитай.

Вызываемые учителем учащиеся проводят работу в таком же порядке до конца.

  4. Называние знакомых предметов по заданию учителя.

- Дети, вы называли предметы, которые были у меня на столе, а потом по таблице. Теперь припомните и назовите предметы, которые вы видели:

 а) у себя дома,

б) на улице,

в) в парке (или в лесу).   

По каждому из этих заданий сначала отвечает один вы­званный ученик, а остальные учащиеся обсуждают правиль­ность ответа и дополняют его.

Задание на дом - нарисовать три каких-либо предмета, подписать под каждым рисунком вопрос и название предме­та.

На дополнительных уроках можно использов<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.202 с.