Составление предложений, по картинкам и разбор их по содержанию. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Составление предложений, по картинкам и разбор их по содержанию.

2023-02-03 33
Составление предложений, по картинкам и разбор их по содержанию. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Учетс.ть прадедовательк о со&гзхгает учащимся четыре-картинки, например:

а) мальчик читает книгу,

б) бабушка вя­жет варежк,

в) кошка ловит мышку,

 г) девочка идёт в школу.

Работа по каждой из этих картинок проводится в таком порядке:

а) рассматривание картинок учащимися;

б) составление предложения к этой картинке путём ответа
на вопрос учителя;

в) выбор этого предложения среди других, напечатанных
на полосках плотной бумаги;г) чтение и разбор выбранного предложения по содержа­нию. (О ком говорится? Чт о о нём (или о ней) говорится?)

В заключение проводится разбор:

- Сколько предложений вы поставили под картинками? Прочитайте их. Скажите, про что говорится в каждом из этих предложений?

Выбор отдельных предложений из текста по заданию учителя.

- Теперь, дети, вы прочитаете рассказ и будете выбирать из него отдельные предложения по моему заданию.

Учащимся предлагается прочитать какой-либо короткий рассказ 1 и ответить на два-три вопроса по его содержанию. Затем учитель указывает, на какую тему надо выбрать пред­ложение, а учащиеся находят и читают это предложение.

В таком же порядке учащиеся выбирают из текста ещё два-три предложения. Каждое выделенное предложение раз­бирается по вопросам учителя.

Составление предложений на данные учителем темы.

- Дети, вы составляли предложения по картинкам, а потом выбирали предложения из рассказа. Теперь вы сами будете составлять предложения по моему заданию.

Надо составить предложение о зайчике. Подумайте хоро­шенько. Когда вы составите это предложение, скажите его вслух.

Таким же образом учащиеся составляют предложения о бабочке, о лодочке, о солнышке.

 5. Упражнение в отграничении одного предмета

От другого.

- Дети, на этом уроке мы с вами разбирали много пред­ложений. Теперь я дам вам ещё одно задание. Слушайте, что я скажу: Витя читает, мама готовит обед.

Надо сообразить, сколько предложений я сказал. Слу­шайте, я повторю ещё раз. (Учитель повторяет, а учащиеся определяют количество предложений.) Объясните, почему вы так решили. Даётся ещё два-три таких упражнений.

Задание на дом - выбрать из книги для чтения три отдельных коротких предложения и записать их в тетрадях.

После этого урока с учащимися проводится ряд упражнений

1.Упразднения в заканчивании предлоэюений (устно).

I На столе учителя лежат карточки с написанными на них езаконченными предложениями, примерно: У белки пуши­стый...; Дети собирают...; Солнце ярко...; В саду растут...; Мама, купила... и т. п.

Вызывается один ученик (допустим, Витя).

- Витя, на моём столе лежат карточки. Возьми одну из этих карточек. Прочитай про себя, что написано на карточке, которую ты взял. Прочитай вслух. Скажи, получается ли тут законченное предложение? Как надо сказать это предложение, чтобы оно было понятно до конца?

Дети, правильно ли Витя закончил предложение? Повто­рите это предложение хором.

В таком же порядке  проводится работа и с остальными ^предложениями, написанными на карточках.

2.Письменные упралснения.

- Дети, вы заканчивали предложения устно, а теперь будете делать это письменно.

Откройте учебник русского языка на странице 14 . Найдите упражнение. Прочитайте, что здесь требуется сделать. Да, здесь предложения только начаты, их надо закончить. Прочитайте первую строчку. Как надо закончить это предло­жение? Да, вместо точек надо поставить слово лает.

Устный разбор текста этого упражнения проводится до конца, а далее учитель говорит:

Дети, вам надо написать в тетрадях всё эти предложе­ния в законченном виде. Чтобы вы не ошиблись при письме, смотрите внизу слова для справки.

Откройте тетради. Пишите.Задание на дом - упражнение 26.

В целях закрепления навыка составлять законченные пред­ложения могут быть использованы на последующих уроках упражнения 27, 29—30 из учебника русского языка.

Й урок.

Цель урока- в процессе работы над построением про­стых предложений обратить внимание учащихся на то, что слова в предложении должны быть расположены в опреде­лённом порядке, иначе правильно построенного и понятного предложения не получится.

По учебнику русского языка, рассчитанных на то, чтобы закрепить у учащихся умение выбирать и дифференцировать предложения по их тематике. Наряду с этим и в процессе проведения других видов занятий по русскому языку сле­дует ипользовать различные приёмы работы над предложе­нием. Так, например, на уроке чтения учащиеся выбирают из текста предложения на заданные темы, на уроках раз­вития речи -составляют предложения по ряду картинок и т. д.

Цель урока -путём практических упражнений в заканчивании начатых предложений подвести учащихся к попима-.ншо того, что в предложении выражается законченная мысль.

 Постановка учебной задачи.

- Дети, на предыдущем уроке вы учились разбирать пред­
ложения. Теперь вы будете составлять предложения. Рабо­
тать будем так: я начну предложение, а вы его закончите.

2. Объяснение способа работы по заканчиванию предлолсения.

- Дети, рассмотрите эту картинку.

На классной доске вывешена картинка, на которой изобра­жена плачущая девочка, а на полу, у её ног, - разбитая чашка.

Скажите, кто нарисован на этой картинке? Что она делает? Почему она плачет? А теперь прочитайте, что напи­сано под этой картинкой?

Открывается запись, данная под картинкой:

1. Девочка горько...

2. Она разбила...     

- Прочитайте, что написано под первым-номером. Сколько здесь слов? Получается ли из этих слов понятное предложе­ ние? Как надо сказать, чтобы было понятно. Какое слово :вы добавили? Напишите это слово на месте точек. Прочи­тайте, что теперь получилось. Получилось ли теперь понятное предложение?

В таком же порядке проводится работа и со вторым пред­ложением.

- Дети, вот так вы будете заканчивать предложения по карточкам. Делайте так, чтобы получились предложения, понятные до конца.

1. Постановка учебной задачи,

- Дети, вы учились составлять предложения. Я повешу картинку, а вы составите по ней законченное предложение.

Учитель вешает картинку, на которой изображены дети, идущие в школу.

- Кто нарисован на этой картинке? Куда идут дети?
Составьте законченное предложение по этой картинке. (Дети идут в школу.)

Я буду ставить по порядку слова этого предложения, а вы читайте их. Дети выполняют задание.

- Теперь прочитайте это предложение целиком. Посчитайте, сколько в нём слов.

- Я беру эти слова и ставлю их так. Ставят слова в таком порядке: идут в Дети школу.

- Посчитайте слова. Все ли слова здесь поставлены? Прочитайте эти слова. Получается ли складное и понятное предложение? Почему не получается? Поставьте слова в таком порядке, чтобы получилось складное предложение. Прочитайте.

Вот видите, дети, слова в предложении не могут стоять как угодно, они должиы быть расположены в должном по­рядке.

На этом уроке я вам буду давать слова, а вы будете ста­вить их в таком порядке, чтобы получилось предложение.

 2. Упражнения в составлении предложений из слов, данных на карточках.

- Смотрите, дети, я буду ставить карточки со словами.
Карточки ставятся на наборном полотне в таком порядке:

Гриша доске на пишет

- Посмотрите, сколько здесь слов. Прочитайте их в таком;ь порядке, как они здесь стоят. Теперь поставьте эти слова рядом и и током порядке, чтобы получилось складное пред­
ложение. Прочитайте, что получилось.

В таком же порядке проводится работа по составлению предложений из следующих слов:.

Рыба Гнездо

в     под                         

живёт было

воде крышей.

При этом учащимся разъясняется, что слово, написанное с большой буквы, должно быть первым в предложении.

3. Письменные упражнения.

- Дети, теперь вы будете составлять предложения из слов, которые даны в учебнике, и записывать в тетрадь.

Откройте учебник русского языка на странице 20. Найдите упражнение 41. Прочитайте, что надо сделать.

Откройте тетради. Составьте предложения и запишите их.

Задание на дом - упражнение 42.

В случаях необходимости можно ещё один-два урока посвя- ' тить аналогичным упражнениям.

1 - урок

Цель урока - упражнять учащихся в разборе простых предложений путем постановки вопроса от подчиняющего слова к подчинённому.

1. Постановка учебной задачи.

- Дети, на этом уроке мы будем с вами разбирать предложения по вопросам. Сначала вопросы буду ставить я, а потом вы сами попробуете ставить вопросы.

2. Разбор предложения.

На классной доске вывешивается картинка, а под нею соответствующая подпись: „Мама шьёт рубашку".

- Дети, рассмотрите эту картинку. Прочитайте предло­
жение под картинкой. Запишите его.

Скажите, кто нарисован на этой картинке? (Мама.) Под­черкните это слово з предложении,

Я прочитаю подчёркнутое слово и поставлю вопрос.

Вы по этому вопросу найдите в предложении ещё одно слово. Слушайте: мама... что делает? (Шьёт.) Теперь я по­ставлю вопрос от слова шьёт, а вы найдите по этому вопро­су слово в предложении. Слушайте: шьёт... что? (Рубашку.)

Вывешивается другая картинка с подписью: „На диване лежит кошка".

- Рассмотрите картинку, прочитайте под картинкой предложение. Запишите его. Скажите, про кого говорится в этом предложении? (Про кошку.) Подчеркните это слово в пред­
ложении. К слову кошка ставлю вопрос что делает? (Лежат.)

Найдите это слово э предложении. От слова лежит став­лю вопрос где?(//в диеане.) Найдите эти слова в предложенпни.опробуйте сами разобрать предложение: Мальчик пишет мелом (предложение записывается на классной доске). Про­читайте это предложение. Про что говорится в этом предло­жении? Подчеркните слово мальчик. Какой вопрос вы поста­вите от слова мальчик (Ч то делает?). Найдите по этому вопросу слозо в предложении (пишет). Какой вопрос вы по­ставите от слова пишет? (Чем?)

Найдите по этому вопросу слово в предложении.

В таком иге порядке учитель разбирает ещё одно предло­жение, например Кошка лоси т. мышку.

3. Дописывание слов по вопросам.

На классной доске даётся материал для упражнений:

На скамье лежит..,. (Рисунок - пила) Что?
Папа взял... . (Рисунок - пила) Что?

Пипа пилит... .     (Рисунок -пила) Чем?

Вызывается ученик. Ему предлагается прочитать первую стсоку и вопрос под картинкой. Дети устанавливают, какое изложение написать по этому вопросу на месте точек.Он записывает это слово на должном месте.

- Дети, прочитайте всё, что у нас получилось. Скажите, какое слово вы добавляли в этих предложениях на место точек? Посмотрите, одинаково ли написано это слово во
всех предложениях? Подчеркните буквы, которые меняются.

Дети, вы видите, что слозо пила в различных предложе­ниях пишется по-разному.

3 а да н и е на дом — упражнение 3).

На дальнейших уроках используются упражнения 32—34 из учебника русского языка.

5-й урок.

Цель урока- познакомить учащихся с тем, что каждое предложение пишется с прописной (большой) буквы, а по окончании предложения ставится точка.

. Постановка учебной задачи.

- Дети, вы учились составлять предложения и разбирать их по вопросам. На этом уроке мы научимся правильно писать предложения.2. Разбор примеров, данных учителем.

На классной доске написан отрывок из стихотворения:

Туча небо кроет. Солнце не блестит. Ветер в поле воет. Дождик моросит.

- Слушайте, дети, я прочитаю вам, что написано на классной
доске (Читает.) Прочитайте это стихотворение про себя и
сообразите, сколько здесь предложений?

Скажите, про что говорится в первом предложении. Про­читайте его. Про что говорится во втором предложении? Прочитайте до конца.

- Теперь посмотрите, как пишется предложение. Прочи­
тайте ещё раз первое предложение. Обратите внимание, с
какой буквы написано первое слово в этом предложении.
(С большой буквы.) А какой знак поставлен в конце этого
предложения? (Точка.)

В таком же порядке разбираются и остальные предложения этого отрывка. После этого проводится опрос.

- Скажите, с какой буквы надо начинать писать всякое предложение? Какой знак надо ставить на конце предложения? Запомните это.

3 . Расчленение сплошного текста.

- Дети, посмотрите, на одной половине классной доски написан маленький рассказ. (Открывает этот рассказ.)

Текст рассказа. Дети играют в парке мальчик катает обруч девочка возит куклу мама смотрит за детьми.

- Слушайте, я прочитаю этот рассказ.
Читает, чётко выделяя предложения.

- Посмотрите, этот рассказ не разделён на предложения.
Выделите про себя первое предложение, прочитайте его вслух. Скажите, про кого говорится в этом предложении?
С какой буквы написано первое слово в этом предложении?
Поставлена ли точка на конце? Поставьте.

Прочитайте второе предложение. Про кого говорится в этом предложении? С какой буквы написано это предложение? (С маленькой.) А с какой буквы надо начинать писать вся­кое предложение? (С большой буквы.) Исправим и напишем слово Мальчик с большой буквы. А какой знак ставится на конце предложения? Есть здесь этот знак? Поставьте его.

Так ведётся работа с этим рассказом. 4. Составление предложений, из слов и запись их в тетрадях.

- Дети, я напишу па классной доске слова, смотрите.

за папа столом сидит

- Сколько слов написано на классной доске? Прочитайте вслух. Поставьте эти слова в таком порядке, чтобы получилось предложение. (Попа сидит за столом.) Надо написать это предложение в тетрадях. С какой буквы надо начинать писать предложение? Что надо поставить на конце? Запишите это предложение.

Далее проводится такаяже работа со следующими словами:

в     лежит

пошли на

лес  книга

дети столе

Вместо этого упражнения можно дать списывание сплош­ного текста с заданием расчленить его на предложения.

5.Заключительная часть урока.

- Дети, скажите, как надо, записывать предложения? (Как надо начинать писать предложение? Что надо ставить на конце предложения?)

Достаньте учебник русского языка. Откройте на странице 23. Прочитайте, что написано в рамочке?

Дома напишите упражнение 48. Найдите это упражнение. Прочитайте, что здесь требуется сделать.

Для закрепления навыка правильно писать предложения могут быть использованы дальнейшие упражнения из учеб­ника. Кроме того, следует провести с учащимися запись нескольких коротких предложений (из 2-3 слов) под дик­товку.

6- урок.

Цель урока - познакомить учащихся с тем, что пред­ложения в тексте располагаются в последовательном поряд­ке.

1. Постановка учебной задачи.

-Дети, на предыдущих уроках вы учились правильно составлять и записывать предложения. На этом уроке вы на­учитесь составлять из предложений небольшие рассказы.

2. Составление рассказа по картинкам.

-Дети, вы уже знаете, что из слов можно составить предложение. Скажите, как надо поставить вот эти слова, чтобы получилось предложение?

На классной доске написаны слова.

Катя хорошо учится Климова

- Составлять предложение из слов вы умеете, а теперь поучитесь из отдельных предложений составить рассказ. Для этого предложения тоже надо поставить в должном порядке.

В данном случае внимание детей сначала привлекается к их опыту и деятельности, возможной в классе или в уголке живой природы, а затем уже раздаётся дидактический мате­риал.

- Вот на этих бумажных полосках написаны отдельные предложения:

Текст на бумажных полосках.

Ребята нашли в лесу ёжика.

Они понесли его домой.

Дома ребята накормили ёжика молоком.

- Сначала мы прочитаем отдельные предложения так, как
они лежат у меня на столе.

Учитель вызывает ученика и предлагает ему читать пред­ложения, положив их в таком порядке: 3-1 - 2. Второй уче­ник читает эти же предложения в таком порядке: 2- 1- 3.

Надо расположить эти предложения так, чтобы полу­чился складный рассказ. Чтобы вам было это легче сделать, возьмём картинки. Откройте учебник русского языка па стра­нице 8. Посмотрите и скажите, сколько здесь картинок? А сколько у нас предложений на бумажных полосках? Вот надо эти предложения расположить по этим картинкам.

Рассмотрите первую картинку. Кто на ней нарисован? Что здесь делают ребята? Выберите предложение, которое под­ходит к этой картинке. Поставьте на наборном полотне. Про­читайте. Правильно получается?

Рассмотрите вторую картинку. Что здесь делают ребята? Подберите предложение к этой картинке. Поставьте его под первым предложением. Прочитайте.

Посмотрите третью картинку. Что на ней нарисовано? Прочитайте оставшееся третье предложение. Подходит оно к третьей картинке? Поставьте его на наборном полотне.

Прочитайте теперь все три предложения на наборном по­лотне. Получился ли складный рассказ?

Домашнее задание - упражнение 11 на странице 9 из учебника русского языка (придумать устный рассказ по вопросам).

На последующих уроках учащиеся под руководством учи­теля выполняют упражнения 43- 47 на страницах 21- 22 учебника русского языка.

В заключение, проводится ряд упражнений, в процессе которых учащиеся используют те умения. по построению простого редложения, которые они усвоили на предыдущих уроках.

Основные виды этих упражнений:

а)полные ответы на вопросы по поводу своих наблюдений, всвязи с разбором содержания-картинок на уроках чтения, в процессе игр.„и. различных,видов предметной деятельности; соединение данных слов в виде коротких.простых пред-, ложений (письменно); составление кратких подписей под несложными картин­ками (Мальчик ловит рыбу), в календаре природы (Идёт дождь)

г) составление предложений на данную учителем тему:

- Скажи предложение о зайчике, о девочке и курочке...;

д) самостоятельное письмо предложещш.из двух-трёх слов под диктовку, причём берутся слова,написание которых нерасходится с произношением.

Результаты работ по данной теме следует учесть, для чего учащимся могут быть предложены примерно следующие контрольные задания..

Учащимсявызываемым в очередном порядке, предлагается взять карточку, на которой помещается картинка и под ней вопросы.

Образец карточки.

(Изображение мальчика, идущего в лес.)

Кто? Что делает? Куда? .

Требуется составить предложение по картинке, подбирая слова по вопросам.. ~б) На классной доске даются группы слов.

они дворе на гуляют

дети школы из пришли

покормила мать быстро их Требуется составить предложения из этих слов и записать их в тетради.

в) На классной доске записываются три предложения без 'Соблюдения последовательности,, напршмер: .

Боря покормил их. Наступила холодная зима. Птичкам было голодно.

Необходимо списать эти предложения в таком порядке, •чтобы "получился рассказ." Слова, обозначениеаз.предметов. Проводя занятия по этой теме, небходимо режде- всего.. уяснить учащимся смысловое значение понятия „предмет". При этом следует иметь в виду, что дети на данном этапе их. развития легче осознают как предметы знакомые и не­сложные по структуре вещи. И, наоборот, живые существа осознаются учащимися в этом плане с большим затрудне­нием. Так, например, представить своего товарища как пред­мет они почти не в состоянии.

Поэтому целесообразнее сначала провести ряд упражнений: называния неодушевлённых предметов (вещей), на­пример:

Какие вещи лежат на столе? (Карандаш, ручка, линейка и..х:.д.)

В целях подготовки учащихся к выполнению последующих
упражнений_важно. добиться, чтобы они различали понятия
.„предмет" и „название предмета". Смешение этих понятий нередко вносит путаницу в суждения учащихся при выполне­нии ими учебных заданий. Основной причиной возникающих здесь трудностей является, невидимому) неумение осмыслить взаимоотношения между конкретным образом и его словес­
ным обозначением. .

Наряду с этим учащиеся усваивают, что слова, обознача­ющие предметы, отвечают на вопрос что это? ""Далее, в целях закрепления и развития формируемых у учТщпхся понятий.целесообразно использовать для упражне­ний слова, обозначающие категорий предметов (одежда, обувь, посуда и др.), ставя к ним тот же вопрос что это? I После того, как учащиеся в достаточной мере поупражня­лись со словами, обозначающими неодушевлённые предметы, можно будет перейти к упражнениям со словами, обознаающими предметы одушевлённые, приучая детей ставить-к этим словам вопрос кто это?

Следующая ступень- это подведение учащихся к умению практически различать форму слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов, т. е. число предметов-(стол — столы, ручка ~г ручки, кошка — кошки.)

И, наконец, необходимо побольше поупражнять учащихся в изменении формы слов, обозначающих предметы, в зави­симости от вопросов, на которые они отвечают, будучи включены в различные предложения.

Ниже приводятся конспекты уроков по данной теме и ука­зания о необходимых дополнительных упражнениях к этим основным урокам.

1-й урок.

Цель урока - практическое усвоение учащимися терми­на „предмет".

. Постановка учебной задачи.

- Дети, вы учились составлять предложения. Скажите,.
из чего составляются предложения? (Из слов.)

Составьте предложение из двух, затем из трёх слов. Теперь мы будем изучать слова, которыми называются раз» ные предметы.

2. Называние демонстрируемых предметов.

- Дети, у меня на столе лежат разные предметы. Я буду
показывать эти предметы по одному, а вы называйте их по
моему вопросу. Посмотрите на этот предмет. (Показывает
ручку.) Скажите, что это?

Далее демонстрируются еще несколько предметов (каран­даш, линейка, ножик, ножницы), и учащиеся называют их но вопросу что это?

- Теперь я положу на стол другие предметы. (Кладёт на
с гол пуговицу, булавку, напёрсток, гвоздь, молоток.)

Вы сами будете задавать вопрос и по этому вопросу назы­вать отдельные предметы.

Дима выйди к моему столу. Возьми со стела один какой-либо предмет. Покажи его классу и задай вопрос. Кто отве­тит на этот вопрос? Ответь. ' В таком же порядке работа проводится до конца.

3. Называние предметов, изображённых на таблице.

Вывешивается таблица с изображением ряда предметов (до­пустим, дом, стол, стул,, топор, пила, лопата). А под каждым-рисунком напечатан вопрос что это? Под вопросом каргмашки для вставки карточек с названием предметов. Учи­тель обращается к классу.

Дети, посмотрите эту таблицу. Сейчас мы будем работать по этой таблице.

Вызывается один ученик.

- Покажи на этой таблице первый предмет. Прочитай, что под ним напечатано. (Ученик читает вопрос: Что это?) Ответь на этот вопрос. Найди на столе карточку с этим словом. Поставь под вопросом.. Прочитай.

Вызываемые учителем учащиеся проводят работу в таком же порядке до конца.

  4. Называние знакомых предметов по заданию учителя.

- Дети, вы называли предметы, которые были у меня на столе, а потом по таблице. Теперь припомните и назовите предметы, которые вы видели:

 а) у себя дома,

б) на улице,

в) в парке (или в лесу).   

По каждому из этих заданий сначала отвечает один вы­званный ученик, а остальные учащиеся обсуждают правиль­ность ответа и дополняют его.

Задание на дом - нарисовать три каких-либо предмета, подписать под каждым рисунком вопрос и название предме­та.

На дополнительных уроках можно использовать следую­щие упражнения из учебника русского языка: а) называние предметов по картинке (упр. 77); б) классификация предме­тов (упр. 79); в) выбор из текста слов, обозначающих пред­меты (упр. 75 и 81).

Цель урока- научить учащихся практически различать понятия „предмет" и „название предмета".

Постановка учебной задачи. - Дети, вы умеете называть разные предметы. Припомните, какой вопрос мы ставили, чтобы назвать пред­мет? (Что это?)

На этом уроке мы будем составлять таблицу, па которой должны быть картинки с изображением разных. предметов и название этих предметов. Слушайте, я объясняю, как надо составить эту таблицу.

Вот наборное полотно. Оно разделяется на три колонки. (Показывает.) Я ставлю заглавие в первой колонке. Прочи­тайте. (Предметы.) Ставлю заглавие во второй колонке.

Прочитайте. (Вопросы.) Ставлю заглавие в третьей ко­лонке.Прочитайте. (Название предметов.)

Скажите, сколько всего колонок? Что надо ставить в пер­вой колонке? во второй? в третьей? Начнём составлять таблицу.

    2. На наборном полотне три колонки, а у меня на столе три стопки карточек.

     Составление таблицы.

Игорь, пойди сюда. Возьмиодну карточку из первой стопки. Посмотри и скажи, что на ней нарисовано? Покажи картину всем учащимся. В какую колонку ты поставишь эту картину? Почему? (Посмотри заголовок.) Поставь.#

Возьми одну карточку из второй стопки. Прочитай, что на ней напечатано. Что это? Куда ты поставишь эту кар­точку? Поставь.

Выбери в третьей стопке карточку с названием этого пред­мета. Прочитай. Куда ты поставишь эту карточку? Поставь.

Вызываемые, по очереди учащиеся проводят работу по со­ставлению таблицы до конца.

По окончании составления таблицы учитель говорит:

- Дети, мы с вами составили таблицу, теперь будем работать по ней. Я буду показывать изображённые здесь пред­
меты и читать вопросы, а вы хором читайте название этих предметов.

В заключение проводится беседа.

- Дети, посмотрите таблицу. Сколько в ней колонок?
Прочитайте заглавие первой колонки. Значит, что мы поставили в первой колонке? Сосчитайте, сколько предметов здесь

изображено.

Прочитайте заглавие второй колонки. Значит, что мы ста­вили во второй колонке? Прочитайте заголовок третьей колонки. Что мы ставим в этой колонке?

3. Письменные упражнения.

На классной доске вывешизается таблица, на которой изоб­ражено несколько предметов. Под каждым из рисунков по­мещён вопрос что это?

- Дети, посмотрите, сколько предметов изображено на этой таблице. Прочитайте, какой вопрос поставлен под каж­дым рисунком.

Откройте тетради. Прочитайте, что написано у зас в тет­радях на сегодняшний день. (Название предметов.)

Напишите название предметов, которые нарисованы на этой

таблице.

В дополнение к этому уроку следует провести несколько упражнений в соотнесении предметов и слов, обозначающих их. Эти упражнения могут быть таких видов:

а) Вызывается два ученика. Один из них берёт какой-либо предмет, показывает его своему товарищу и спрашивает: „Что
это?" А другой ученик по этому вопросу называет данный предмет.

б) Игра в лото: учитель произносит слова, а учащиеся за­крывают на карточках соответствующие рисунки. Или, на­
оборот, учитель показывает картинки, а учащиеся закрывают соответствующие слова на карточках.

Эти упражнения полезны тем, что, с одной стороны, они закрепляют у учащихся понятия, данные на основном уроке, а с другой стороны, развивают умение точно соотносить слона с обозначенными или реальными объектами.

3-й урок.

Цель урока - практическое использование слов, обозначающих категории предметов, с постановкой к ним вопроса что это?

1. Постановка учебной задачи.

 - Дети, на предыдущих уроках вы подбирали слова, которые обозначают разные предметы. На этом уроке мы продолжим эту работу.

 2. Работа над текстом стихотворения „Игрушки".

- Откройте учебник русского языка на странице 34. Найдите здесь уже знакомое вам стихотворение. Прочитайте его
заголовок.

Далее вызывается хорошо читающий, ученик и ему предла­гается прочитать вслух вес стихотворение. По прочтении стихотворения учитель говорит:

Дети, читайте это стихотворение в своих книжках и от­вечайте на мои вопросы.

Скажите, что подарила мама Мише? (Шар.) Запишем это слово на классной доске. Что подарила мама Танюше? (Самовар.) Запишем.и это слово рядом с первым.

В таком же порядке проводится работа над текстом сти­хотворения до конца.

По окончании записи слов, обозначающих отдельные иг­рушки, учитель ставит вопрос, требующий нахождения обоб­щающего слова:

Шар, самовар, барабан, диван, пушка, мельница, вертушка, мячик... - что это?

Учащиеся, пользуясь текстом стихотворении, должны найти слово игрушки и написать его после вопроса вместо точек.-

3. Письменные упражнения в подборе слов с обобщенным значением.

- Теперь, дети, откройте книгу на странице 37. Найдите упражнение 82. Прочитайте заданное, напечатанное в начале.

Серёжа, прочитай слова в первой строчке (чашка, тарелка, стакан, миска, чайник). Подумай и скажи что это? По* смотри внизу, как писать это слово. Прочитай его по слогам.

Дети, правильно ли ответил Серёжа?

Так разбирается весь текст упражнения.

- Прочитайте второе задание (спиши, вставляй вместо точек подходящие слова). Где надо искать эти слова? (В сло­
вах для справок.) Пишите это упражнение.

Дополнительно проводится аналогичная работа по табли­цам, па которых изображены овощи, фрукты, ягоды и т. п.

Ый урок

Цель урока - упражнение в назывании одушевлённых предметов по вопросу кто это?

1. Постановка учебной задачи.

-Дети, скажите, по какому вопросу вы называете пред­
меты? (Что это?) Вот я покажу вам предмет. (Показывает
катушку.) Назовите что это? (Катушка.)

На этом уроке мы будем называть предметы по другому вопросу.

2. Называние учащимися одушевлённых предметов.

-Я вывешиваю картинку (изображение мальчика). Рассмотрите её молча. Теперь я поставлю вопрос к этой кар­
тинке. (Берёт карточку и ставит под картинку.) Прочитайте вопрос под картинкой. (Кто это?) Ответьте на этот вопрос.
(Мальчик.) Найдите это слово на карточке. Поставьте его под вопросом. Прочитайте это слово вместе с вопросом.

Вывешиваю другую картинку (изображение девочки). Рас­смотрите её. Какой вопрос надо поставить к этой картинке. Найдите этот вопрос на карточке и поставьте под картинкой. Прочитайте вопрос и ответьте на него. (Девочка.) Найдите это слово на карточке. Поставьте под вопросом. Прочитайте это слово вместе с вопросом.

Скажите, какие два живых предмета вы назвали? По ка­кому вопросу вы их назвали? (Кто это?)

3. Различение предметов, название которых отвечает на вопросы кто это? и что это?

- Откроите учебник русского языка на странице 37. Най­дите упражнение 83. Прочитайте задание (скажи -кто это?'

что это?). Скажите, сколько вопросов здесь поставлено? Повторите первый вопрос. Повторите второй вопрос. . Ниже помещены картинки. Посчитайте, сколько предметов нарисовано в первом ряду? (Пять.) А в нижнем ряду? (Тоже пять.)

Смотрите первый ряд картинок. Ставьте к каждой картинке первый вопрос -кто это? и назовите нарисованные здесь предметы. (Кто это? -волк; кто это? -грач и т. д.)

Смотрите теперь второй ряд картинок. Ставьте к каждой картинке второй вопрос -что это? и называйте нарисован­ные здесь предметы. (Что это? -дом; что э т о? -дуб и т. д.)

 Дети, подумайте и скажите, в каком ряду нарисованы жи­вые предметы? По какому вопросу вы их называли? (Кто э т о?)

В каком ряду нарисованы' неживые предметы? По какому вопросу вы называете их? (Что это?)

Скажите, какие предметы называете по вопросу кто это? ;п какие -по вопросу что это?

Запомните это.

Задание на дом -написать название предметов пе об­разцу, данному в упражнении 83.

На дополнительных уроках следует поупражнять учащихся .в различении названий одушевлённых и неодушевлённых предметов пс вопросам кто это? и что это?

Примерные виды этих упражнений:

а) из данных слов сначала выписать название живых, а за-•тем неживых предметов, ставя в каждом ряду соответствую-лдий вопрос;

б) списывание короткого текста с подстановкой к выделен­ным словам соответствующего вопроса (кто? пли что?)

Й у р о к.

Цель урока -различение слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов.

1. Постановка учебной- задачи.

-Дети, скажите, по каким двум вопросам вы называли различные предметы? (Кто это? и что это?) Какие пред­меты вы называли по вопросу кто это? Какие предметы вы называли по вопросу что это?

Я покажу вам один предмет. (Показывает гвоздь.) Какой :воирос надо поставить, чтобы назвать этот предмет? (Что .это?) Назовите этот предмет. Запишите это слово па класс­ной доске.

Теперь я покажу много таких предметов. (Показывает гвоз­ди.) Какой вопрос надо поставить, чтобы назвать эти предметы? (Что это?) Назовите эти предметы. Запишите это-слово под первым.

Сколько слов вы записали? Прочитайте первое слово-Сколько предметов оно обозначает? (Один.) Прочитайте вто­рое слово. Сколько предметов оно обозначает? (Много.) Сравните, из каких букв состоит первое и второе слово. На этом уроке мы будем называть и сравнивать слова, обозна­чающие одни предмет и много предметов.

2.Упражнения в назывании одного и нескольких предметов

-Дети, посмотрите, это наборное полотно разделено на.' две колонки. Прочитайте заглавие первой колонки. (Один предмет.) Прочитайте заглавие второй колонки. (Много пред­метов.) Теперь будем составлять таблицу на этом полотне.

пкез. вый ли к заборному полотну. Возьми вот отсюда одну карточку. Посмотри, что нарисовано на этой карточке? По­кажи всему классу. Скажи, в какую колонку на полотне ты поставишь эту карточку? Почему? (Здесь один предмет.) Поставь.

Вот здесь найди карточку, на которой нарисовано много-таких предметов. Покажи классу. В какую колонку ты поста­вишь эту карточку? Почему? (Здесь много предметов.) По­ставь. Сядь на место.

Коля, выйди сюда. Вот здесь лежат карточки со словами; Выбери и поставь слово под первой, а затем под второй кар­тинкой. Прочитай оба слова. Сравни их по смыслу, сколько предметов обозначает первое слово и второе слово. Сравни эти слова по буквам, из которых обе ссставлены.

Таким же образом проводятся еп;С- три аналогичных упраж­нения, после чего учитель предлагает:

-Прочитайте заглавие первой колонки, а затем словак стоящие в этой колонке. Прочитайте заглавие и слова во второй колонке.

Даётся таблица:

Один предмет.      Много предметов.

стол . .

шкаф ...

дверь ...

петля . . .

волк . .  

собака ...

-Разберем, что написано на этой таблице.
Дима, прочитай заглавие первого столбика.

Прочитай первое слово под заглавием. (Стол.) Сколько предметов названо этим словом?

Прочитай заглавие второго столбика, Что стоит под заго­ловком? (Точки.)

Сообрази, какое слово надо поставить вместо точек?

Такая же работа проводится с остальными словами, после чего учитель предлагает:

-Дети, откройте свои тетради. Напишите это упражнение так, чтобы у вас получилось два столбика слов.

На дополнительных уроках целесообразно провести сле­дующие упражнения:

а)образование формы множественного числа от слов, данных в единственном числе;

б)образование формы единственного числа от слов, данных во множественном числе;

в)выписывание из текста названий предметов сначала данных в единственном, а затем во множественном числе.

Далее с учащимися проводится цикл упражнений в образо­вании "различных форм слов, обозначающих название предме­тов, в зависимости от вопросов, на которые они отвечают (практическое усвоение падежных форм).

"В качестве примера проведения таких упражнений ниже приводится разработка уроков, посвященных изменению формы слов, обозначающих название предметов, по вопросу твори­тельного падежа. На этом примере можно будет проследить не только последовательность упражнений по данному раз­делу во II классе, но и особенности методики работы в I классе, где учащиеся также встречались с этим вопросом.

В I классе творительный падеж слов, обозначающих пред­меты, использовался исключительно при. построении устных"высказываний учащихся и только в значении наименования орудия действия (чем дела е т?). Основой для этих высказываний служила осуществляемая учащимися пли наблюдаемая ими предметна<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.184 с.