Характеристика основных орографических элементов нагорья Лагонаки — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Характеристика основных орографических элементов нагорья Лагонаки

2023-01-16 21
Характеристика основных орографических элементов нагорья Лагонаки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Тысячи и тысячи людей ежегодно устремляются подальше от городов и селений в поисках новых впечатлений, жажде познания окружающего мира. Имя им – туристы. И чем более человек окружен благами цивилизации, тем больше его тяга к путешествиям, к возврату в лоно природы, из которого он, человек, вышел когда-то, но частью которого он, тем не менее, остается.

Как в наше время удовлетворить эту тягу к путешествиям? Сотни тысяч и миллионы людей ежегодно совершают туристские поездки и экскурсии. Но не менее интересен и популярен самодеятельный туризм. Возможность остаться наедине с природой, самостоятельно прокладывать новые маршруты, относительная дешевизна привлекают в самодеятельный туризм все больше и больше людей. При этом возникает острая потребность в информации для самодеятельных туристских групп. Необходимы карты, пособия, путеводители.

Адыгея – регион, который в последние годы привлекает внимание туристов из множества республик и государств. Туристские возможности республики очень велики. Однако отсутствие литературы и карт для туристов во многом сдерживает рост самодеятельного туризма в Адыгее. Цель нашей книги – дать подробный материал для туристов по одному из уникальных уголков Адыгеи – Лагонакскому нагорью. Этому району посвящено достаточно большое количество литературы, но подробные туристские путеводители еще не издавались. Мы постарались заполнить этот пробел. При составлении маршрутов для путеводителя мы постарались сочетать как широко известные участки плановых туристских маршрутов, так и неизвестные или малоизвестные для широкого круга туристов. Маршруты в книге специально подбирались таким образом, чтобы дать возможность будущим туристам самостоятельно компоновать из предложенных участков новые маршруты разной сложности. В меру своего опыта и знаний мы постарались рассказать в этой книге об опасностях и трудностях, возможных при прохождении маршрутов, дали рекомендации по подбору снаряжения, вариантам подъездов к исходным точкам маршрутов, привели подробную характеристику географических условий нагорья.

Туристам всегда интересна история тех мест, где проходит их маршрут, поэтому мы постарались удовлетворить их любопытство, поместив в книге данные по истории и топонимии.

Лагонакское нагорье интересно еще и тем, что здесь можно развивать самые разные виды туризма – от пешеходного до спелеотуризма. Мы постарались дать краткую характеристику возможностей нагорья для развития разных направлений туризма. Но упор в книге делался на самый массовый вид туризма – пешеходный.

В нашем обращении к читателям мы хотим напомнить следующее. Часть Лагонакского нагорья и прилежащих территорий находятся в зоне Кавказского биосферного заповедника. Самовольное посещение этих территорий категорически запрещено. Туристские группы могут находиться там при наличии письменного разрешения администрации заповедника, и только на тех участках, которые указаны в разрешении. Приводим адреса заповедника:

354541, Сочи-А, г. Адлер, ул. К. Маркса, 8.

352700, г. Майкоп, ул. Советская, 197.

Итак, уважаемые читатели, наш путеводитель – перед вами. Вам остается только выбрать время, маршрут – ив путь! Уверяем вас – Лагонакское нагорье надолго запомнится вам своей неповторимой красотой, уникальными природными объектами, интересными встречами.

Счастливого пути!

 

Глава 1.

Что мы знаем о Лагонаки?

Географическое положение.

В системе гор Большого Кавказа выделяется осевая часть, названная Водораздельный или Главный Кавказский хребет. В сложной системе этого хребта, протянувшегося более чем на 1100 км, от г. Анапы (на западе) до г. Сумгаита (на востоке), образовалось много горных сплетений. Одним из них является нагорье Лагонаки, выделяющееся отдельной структурой гор Западного Кавказа (одной из составных частей Большого Кавказа). Приблизительно нагорье ограничено следующими географическими координатами: между 39°39' – 40°03' восточной долготы и 44°14' – 43°57' северной широты. В плане оно напоминает вид равностороннего треугольника, одна из его вершин упирается в Белореченский перевал и указывает на юг. Основание этого треугольника совпадает с северной границей нагорья. Протяженность нагорья по меридиану, проходящему через Гуамское ущелье (на севере) и Белореченский перевал (на юге), равна 34 – 35 км. Это примерно осевая линия, которая делит его почти на две равные, западную и восточную части. По параллели, проходящей в средней части нагорья, через среднюю часть ущелья Желоб (на востоке) и вершину г. Черногор (на западе) ширина его равна 20 – 21 км. Расстояние по параллели, проходящей через северную окраину Лагонаки, от южной окраины станицы Черниговской к южной окраине поселка Каменномостского, составляет 35 – 36 км.

Граница нагорья в рельефе прослеживается сравнительно хорошо и находится в междуречье р. Белой и ее левого притока р. Пшехи, истоки которых теряются в складках горной группы Фишта, и приблизительно находятся в двух километрах друг от друга. Вот как выглядит граница Лагонаки: с севера она проходит по параллели южнее станиц Черниговской и Нижегородской к южной окраине поселка Каменномостского; восточная граница начинается от устья реки Руфабго по реке Белой к станице Даховской и далее по восточному подножью хребтов Азиш-Тау и Каменное море, переходя постепенно по перевалам Гузерипль, Армянский и Белореченский в южную, которая прослеживается у подножья г. Фишт, по линии Белореченский – Чугурсанский перевал; западная граница проходит от перевала Чугурсан по линии вдоль западных подножий гор Фишт, Пшеха-Су, Туба, хребта Мессо к седловине между гор Сахарная Голова и Черногор и далее вдоль юго-западных склонов плато Черногорье к Волчьим воротам на реке Пшехе до южной окраины станицы Черниговской. Общая площадь указанной территории составляет около 700 км2.

Нагорье расположено не собственно на Главном Водоразделе, а примыкает к нему с севера перевалом Чугурсан (см. рис. № 1 обзорную схему Лагонакского нагорья), что оказывает определенное влияние на его физико-географические особенности.

В административном отношении нагорье располагается в Республике Адыгея и Краснодарском крае, в основном находясь в Апшеронском и Майкопском районах, и лишь небольшая часть южнее линии г. Фишт – г. Оштен относится к Хостинскому району г. Сочи.

Рельеф и орография. Рельеф нагорья обусловлен рядом физико-географических факторов, что определило его разнообразие. Особенностью рельефа нагорья является то, что оно находится на границе перехода от средневысотных гор высотой 600 – 900 м с залесенными сравнительно пологими формами склонов, к горам, имеющим высоты, превышающие 2000 м, с очертаниями типично альпийского рельефа.

Наиболее крупными орографическими элементами нагорья являются: хребты, плато, речные долины. Характеристика основных орографических элементов нагорья Лагонаки приведена в таблице № 1. Большинство хребтов, плато и массивов оконтуриваются обрывистыми склонами. А большинство рек в некоторых местах имеют сравнительно большие ущелья-каньоны.

Вышеперечисленные сравнительно большие формы рельефа осложнены более мелкими карстовыми формами: котловины, карстовые воронки, колодцы, кары, пещеры, гроты. Карстовый рельеф непосредственно связан с горными породами, слагающими нагорье. В основном нагорье сложено юрскими глинистыми сланцами, юрскими и меловыми известняками, мергелями, доломитами. Карст – явление, возникающее в растворимых водой горных породах, он развивается в карбонатных породах, к которым относятся: известняк, доломит, мергель. Кроме указанных горных пород здесь распространены глинистые сланцы, песчаники и граниты.

Таблица 1

Характеристика основных рек Лагонакского нагорья

 

Название реки

Длина реки (км)

Абсолютная высота истока (м)

Абсолютная высота устья (м) Расположение

Реки, расположенные на нагорье и непосредственно впадающие в р. Белую (все левые притоки)

Тепляк

14,0

1600

725 Между хребтами Бзык и Каланча, юго-восток нагорья
Армянка

15,0

2180

702 Между хребтами Скаженный и Буйный, юго-восток нагорья
Желобная

15,5

1500

681 Между хребтами Инженерный и Скаженный, юго-восток нагорья
Хамышанка

8,0

1475

608 Район села Хамышки, восток нагорья
Бзых

11,0

1655

522 Район села Хамышки, восток нагорья
Догуако

10,0

1155

465 Южнее станицы Даховской, северо-восток нагорья
Курджипс

100,0

2150 – 2200

203 Верховья реки находятся в центральной части нагорья
Б. Руфабго

10,0

1020

 – В 2-х км южнее пос. Каменномостского
Пшеха (образуется при слиянии руч. Водопадного и руч. Пшехасу)

139,0

2200

105 Верховья реки находятся на западной окраине нагорья

Притоки реки Пшехи, все правые, за исключением р. Пшехашки

Пшехашка (левый приток)

22,0

1880

504

Юго-западная окраина нагорья
руч. Водопадный

6.0

2222

1298

Между г. Фишт и г. Пшеха-Су
руч. Пшехасу

4,0

1725

1298

Западное подножье г. Пшеха-Су
Второй Шумик. (Пограничка)

4,0

1475

670

Западное подножье г. Мессо
Первый Шумик

4,5

865

584

Южное подножье г. Черногор
Бодец

6,0

960

450

Район поселка Отдаленного
Чеше (Режет)

7,0

980

360

Район поселка Режет
Цице

40,0

1980

273

Верхнее течение расположено в центральной части нагорья, среднее в северо-западной

Притоки реки Цице, правые

Волчий Яр

3,5

2130

1417

Южное подножье г. Уриель (плато Мурзикао)

Глубокая

5,5

2046

1265

Северное подножье г. Уриель (плато Мурзикао)

Буквинская

4,5

1700

495

Южное подножье г. Буквы (хребет Лагонакский)

Притоки реки Цице, левые

Кужетка

4,0

725

410

Северо-восточная часть плато Черногорье

Бурсовая

4,0

630

359

Северо-восточная часть плато Черногорье

Литвиновка

3,5

605

356

Северо-восточная часть плато Черногорье

Каменка

7,0

750

326

Северо-восточная часть плато Черногорье

Серебрячка

8,0

976

570

Северное подножье хребта Мессо

Притоки реки Серебрячки

Шумичка (правый приток)

6,0

1675

655

Северо-восточное подножье хребта Мессо

Агулова балка (левый приток)

4,0

1275

805

Северное подножье г. Черногор (плато Черногорье)

Притоки реки Курджипс, левые

Молочная

3,5

1950

1530

Восточный склон плато Мурзикао

Андронова балка

4,0

1405

965

Восточный склон хребта Безымянного

Федосова балка

3,5

1110

829

Восточный склон хребта Безымянного

Чинаревая балка

5,0

1385

775

Восточный склон хребта Безымянного

Алебастровая балка

4,0

1263

603

Восточный склон хребта Безымянного

Сухая балка

14,0

1745

545

Между хребтами Безымянным и Лагонакским

Лагонаки туристские.

 

Лагонакское нагорье – удобное место для развития самых разных видов туризма. Разветвленная речная сеть способствует развитию водного туризма. Особенно привлекают туристов-водников реки Белая и Пшеха. Многочисленные препятствия, большая скорость потока и многоводность делают Белую одной из самых популярных в стране рек для проведения соревнований туристов-водников. В последнее время Белая привлекает и туристов из-за рубежа. Пшеха, не обладающая таким набором препятствий, как Белая, тем не менее тоже пользуется популярностью; элементы III – IV категории сложности привлекают к ней любителей водных трасс. Остальные реки нагорья не пользуются популярностью среди водников из-за мелководности или большого количества непроходимых участков.

В пределах нагорья уже давно развивается горнолыжный спорт. На склонах Мурзикао, недалеко от пер. Абадзеш, существует горнолыжная база с бугельными подъемниками. Обширные снежники, не стаивающие здесь круглый год, создают неплохие условия для тренировок. Раньше на этой базе тренировалась горнолыжная сборная СССР, сейчас в основном тренируются детские команды горнолыжников Украины. Кроме того можно заниматься горнолыжным спортом и на т/б «Лагонаки» в период существования устойчивого снежного покрова. Что же касается лыжных походов, то в зимний период они возможны. Однако из-за общих мягких климатических условий, лыжный туризм в Адыгее не развит, и редкие лыжные путешествия совершают, в основном, группы из Средней России и Урала.

Автотуристы тоже прокладывают свои маршруты в пределах нагорья. Лагонакская трасса, лесовозные и скотогонные дороги позволяют автомобилистам заезжать к подножию Оштена и даже к Цицинскому приюту, а также в Камышанов, Темнолесскую и Мезмай. Мотоциклисты же преодолевают и Белореченский перевал, спускаясь затем через Бабукаул и Салохаул к морю.

В последнее время Мурзикао облюбовали дельтапланеристы. Значительный перепад высот, стабильные в течение дня воздушные потоки, пологие склоны позволяют тренироваться здесь пилотам дельта- и парапланов.

Горные туристы и альпинисты не найдут в пределах нагорья категорийных перевалов и сложных вершин, но нагорье пользуется у них популярностью как район тренировок и соревнований. Многочисленные скальные стены самой разной сложности привлекают сюда скалолазов. Свои тренировки и соревнования они проводят на скальных отвесах Каменного моря. Утюга, Фишта.

Пешеходные туристы в пределах нагорья смогут набрать необходимое количество километров для похода 1 категории сложности, и, комбинируя маршруты, приведенные в данной книге, они вполне смогут провести такой поход. Кроме того любой из этих маршрутов может стать составной частью более сложного категорийного путешествия.

Наиболее же благоприятны условия нагорья для спелеотуристов. Практически на всех плато, вершинах и хребтах нагорья имеются многочисленные пещеры. В ряду лагонакских пещер и горизонтальные многокилометровые подземные галереи, и колодцы, и крупные системы – шахты и пропасти. От самых простых – бескатегорийных, до самых сложных – пятой категории сложности – таков диапазон сложности лагонакских полостей. Плановые туристы посещают обычно легкодоступные пещеры. Особенно известна среди них Большая Азишская пещера. Это наиболее часто посещаемая полость Лагонакского нагорья. Длина ее 635 м, вход – провал в потолке одного из залов. Ранее туристы проникали в пещеру по бревну, опущенному в провал. С 1985 г. вход в пещеру перекрыт решеткой, 270 м ее ходов оборудованы лестницами, освещением. Остановлено разрушение этого уникального памятника природы. Пещера сохранила еще большое количество натеков – сталактитов, сталагмитов и сталагнатов. Для посещения Большой Азишской пещеры не требуется никаких дополнительных приспособлений, следует лишь помнить, что даже летом в пещере прохладно. Нижний этаж пещеры имеет постоянный водоток – небольшую подземную реку. Но плановые туристы эту часть пещеры не посещают.

Часто бывают туристы и в Озерной пещере, находящейся недалеко от т/б «Лагонаки» в скальной стене хребта Каменное море. Пещера небольшая, всего 78 м; свое название она получила из-за небольшого озерца – лужи, которая летом часто пересыхает. Пещера имеет большое количество натечных образований, большинство из которых сильно повреждены туристами. При посещении следует пользоваться электрическими фонариками.

Еще одна пещера, посещение которой не составляет большого труда – Овечья. Она находится несколько выше слияния р. Молочной с Курджипсом. Овечья пещера – это сохранившийся фрагмент верхнего этажа некогда большой полости. Имеет два входа – один – в борту карстовой воронки (его ширина примерно 10 – 12 м, а высота – 4 м), а другой, небольшой, на склоне, обращенном к Курджипсу. Пещера служила раньше загоном для овец. Перечисленные выше пещеры тургруппы могут посещать самостоятельно, без дополнительной подготовки. Другие же полости требуют специальных знаний и снаряжения, доступны только для профессиональных спелеологов. Остановимся лишь на самых крупных пещерах.

Наибольшее количество их находится на хр. Каменное море, массиве Фишта. Самая длинная полость нагорья – пещера «Абсолютная» (более 5 км длиной и 317 м глубиной), имеет 3Б категорию сложности. Это одна из самых красивых пещер Кавказа. Кроме того, она имеет сплошной 160-метровый входной колодец, что не имеет аналогов в Лагонаки. Этот же колодец защищает пещеру от разграбления. Полость интересна тем, что имеет несколько ярусов, очень богата натечными образованиями всех видов, имеет подземную реку. Кроме того в прослойках глин, размываемых подземной рекой, встречаются оригинальные окремнелые аммониты – ископаемые животные древних морей. Пещера имеет и самый большой объем из всех известных на Лагонакском нагорье. Открыта и исследована спелеологами Днепропетровского горного института.

Другая интересная пещера Каменного моря – Университетская, открыта спелеологами Московского госуниверситета еще в 60-е годы. Печальная достопримечательность этой пещеры – здесь в 1968 г. погиб ленинградский спелеолог. На сегодняшний день это единственная жертва лагонакских пещер. Кроме того Университетская знаменита мощным подземным ледником. Весной и начале лета на потолке над ледником образуется большое количество ледяных кристаллов различной величины, собранных в «букеты». Университетская имеет небольшую подземную реку, большое количество натечных образований. Ее длина 790 м, глубина – 175 м, категория сложности – 2А. Как «Абсолютная», так и «Университетская» оборудованы (или, как говорят спелеологи, пробиты) титановыми шлямбурными крючьями для навески веревки по одноопорной схеме.

Самой глубокой и сложной пещерой Лагонакского нагорья является «Парящая птица». 517 метров ее вертикальных колодцев с ледяными (+2° С) водопадами, соединенные узкими извилистыми горизонтальными участками ходов, оцениваются 4Б категорией сложности. Ранее пещера заканчивалась озером с сифоном – затопленным подземным коридором. Лишь в конце 80-х годов спелеологи попытались преодолеть сифон с аквалангами, но до конца осуществить свою затею не смогли, а нашли лишь еще одну восходящую «ветвь» пещеры. С этим продолжением пещера имеет теперь по классификации 5А категорию сложности, а ее глубина составила 532 м. Фиштинский массив, кроме «Парящей птицы», имеет еще несколько пещер глубиной свыше 100 м. Однако посещение Фишта группами спелеологов в настоящее время возможно только с разрешения Кавказского биосферного заповедника.

Хребет Нагой-Чук имеет только одну крупную пещеру – шахту «Золотой ключик», которая на настоящий момент достигла глубины 223 м.

Сейчас поиск и исследование пещер в пределах нагорья продолжается, буквально каждый год спелеологи открывают все новые и новые пещеры. Наиболее перспективными районами поиска являются Фиштинский массив, Пшеха-Су, Каменное море, Нагой-Чук и ущелье Цице.

Группы, желающие получить более полную информацию по спортивным пещерам, могут обратиться в краевую маршрутно-квалификационную комиссию, в которой хранятся отчеты о спортивных спелеопутешествиях, на краевую станцию юных туристов или в краснодарский городской клуб спелеологов.

Возможности транспортного подъезда

Транспортная сеть в описываемом районе позволяет довольно легко добраться к исходным пунктам пешеходной части предлагаемых маршрутов. Ключевыми населенными пунктами при подъезде к нагорью являются города Майкоп и Апшеронск (см. схему транспортной доступности Лагонакского нагорья, рис. 2).

В г. Апшеронск можно попасть только автобусом из городов Краснодара, Ростова-на-Дону, Армавира, Анапы, Туапсе, Горячего Ключа и Белореченска. Через г. Белореченск, который расположен в 45 км от Апшеронска, проложена железная дорога, по которой проходят поезда из гг. Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Свердловска, Новосибирска, Мурманска, Куйбышева, Харькова, Архангельска, Воронежа, Ростова-на-Дону и Кисловодска. Из г. Белореченска в Апшеронск идет ежедневно 10 рейсовых автобусов. Далее из Апшеронска в поселки Отдаленный и Гуамка можно добраться по узкоколейной железной дороге.

Диапазон транспортной доступности у г. Майкопа более широк. Прежде всего он расположен в 25 км от железнодорожной станции Белореченск, куда из г. Туапсе ходит электричка, которая следует далее через Майкоп до станции Хаджох (п. Каменномостский).

Город Майкоп, столица Адыгеи, административный, культурный, научный и промышленный центр, находится на расстоянии от: Москвы – 1540 км; Краснодара (через Усть-Лабинск) – 168 км; Туапсе – 148 км. Здесь более разнообразны автобусные маршруты центрального автовокзала, соединенного более чем с 20 городами Краснодарского края, а также с городами Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Нальчик, Владикавказ, Кисловодск, Ставрополь. Центральный авто и железнодорожный вокзалы в Майкопе находятся на одной площади. Следует знать, что в железнодорожных кассах можно приобрести билеты на большинство поездов, следующих через Белореченск. А электричкой, идущей из г. Туапсе через Белореченск и Майкоп до станции Хаджох (п. Каменномостский), можно уехать в 3 часа 10 мин., 13 часов 45 минут, 18 часов 22 минуты.

До исходных пунктов пешеходной части маршрутов: Каменномостского, Даховской, Хамышков, Гузерипля можно доехать с пригородной автостанции Майкопа, расположенной у Центрального рынка. Расписание движения автобусов по этой автостанции приводится в таблице № 19.

Следует отметить интенсивную автобусную связь между г. Майкопом и г. Краснодаром, который является крупным транспортным узлом, связанным железнодорожными и авиалиниями практически со всеми территориями СНГ. Из Краснодара в г. Майкоп ежедневно ходят более 10 рейсовых автобусов, что делает район предлагаемых маршрутов доступным группам туристов из разных концов нашей страны.

На рисунке № 3 приведена схема расположения листов схем маршрутов, описанных в путеводителе.

 

Таблица 19

Расписание движения автобусов с пригородной автостанции Майкоп

 

РЕЙС                                                                                                Время отправления      Время в пути

Майкоп – Гузерипль                                                                   15-50                                3-33

Майкоп – Даховская (через Хаджох)                                     5-45, 11-10                      2-07

Майкоп – Сахрай (через Даховскую)                                    13-00, 17-35                    2-07

Майкоп – Хамышки (через Хаджох и Даховскую)            6-30                                   2-56

Майкоп – Хаджох                                                                        7-55, 8-30 10-30, 11-55 1-35

 

Глава 3.

В Лагонаки из Даховской и Хамышков.

 

В главе дается описание двух маршрутов – № 1 и 2.

Описание маршрута № 1: Хамышки – турбаза «Лагонаки» – ущелье Желоб – перевал Азишский – перевал Абадзеш – перевал Оштен – приют «Цице» – урочище Чашка – река Шумичка – Черниговское. Общая протяженность маршрута 53 км„ перепад высот 1825 м., продолжительность пешеходной части 4 – 5 дней (см. рис. 4, 5, и таблицу № 20, продолжение схемы маршрута № 1 см. рис. 8).

Маршрут начинается у въезда в Хамышки, на северной окраине поселка, в том месте, где дорогу пересекает р. Бзых. Из Хамышков в ясный день хорошо просматривается почти весь дневной переход – под ярким солнцем отливают теплой желтизной обрывы Каменного моря и Азишского хребта, виден мост на Лагонакской трассе. Путь от Хамышков до турбазы отлично промаркирован, и хотя в нескольких местах он делится на параллельные тропы, все они в конце концов сливаются в одну в верхней части подъема. Подъем, особенно с тяжелыми рюкзаками, достаточно труден. Поначалу туристская тропа – это старая лесовозная дорога. Почти в самом начале пути приходится пересекать вброд реку Бзых. Обычно это несложно, т. к. ширина реки здесь не превышает четырех метров, а глубина – 30 сантиметров. Можно перебраться и по камням, не замочив ног. Первые 1 – 1,5 км. набор высоты идет довольно плавно. Затем тропа «становится на дыбы» – начинается резкий набор высоты. Здесь следует быть внимательным, не увеличивать без надобности темп передвижения, ориентироваться на самого слабого члена группы. Через 40 минут – 1 час целесообразно сделать небольшой привал, и если есть необходимость, перераспределить груз между участниками.

Таблица 20

Мезмай – столица лесорубов.

 

В главе дается описание двух маршрутов – № 3 и 4.

Описание маршрута № 3: Гуамка – Мезмай – южная окраина поселка Камышанов – хребет Азиш-Тау – истоки р. Бзых – Хамышки. Общая протяженность маршрута 38 км., перепад высот 1040 м., продолжительность пешеходной части 2 – 3 дня (см. рис. 4, 7 и таблицу .№ 22).

В поселок Мезмай – «столицу» лесорубов нагорья, ведет узкоколейная железная дорога из Апшеронска. Сам Апшеронск связан регулярными автобусными рейсами с Краснодаром, Майкопом и другими городами края. Небольшой памятник у железнодорожного вокзала – на настоящих железнодорожных колесных парах стилизованный под паровоз каменный монолит. Это память о воинах и тыловиках-железнодорожниках. Пассажирский состав – 2 – 3 вагончика и маленький, почти игрушечный, тепловоз, покачиваясь, буквально шагом, отходит от перрона. Крейсерская скорость состава – 15 – 20 км. в час. За окном вагона мелькают последние домики Апшеронска в густой зелени садов, и поезд, оставляя за собой шлейф дыма и постукивая на рельсовых стыках, неторопливо бежит сначала среди полей, а потом и по густому лесу. Море травы иногда почти полностью скрывает рельсы. Через глубокие балки переброшены мосты – где-то там внизу, среди лесного сумрака, бегут холодные горные речушки. Иногда за окном мелькают небольшие лесные разъезды, пасеки. Крупная станция на пути в Мезмай – станица Самурская. Отсюда уходит ветка в сторону ст. Черниговской и пос. Отдаленного, здесь же проходит шоссе из Черниговской в Апшеронск. Деревянный настил вместо платформы, несколько магазинов. Здесь – центр станицы, вся жизнь которой тесно связана с лесом и этой узкоколейкой.

Таблица 22

Гузерипль – старая туристская «столица» нагорья

 

В этой главе дается описание маршрута № 5: поселок Гузерипль – приют Армянский – перевал Гузерипль – перевал Армянский – приют «Фишт» – перевал Белореченский – перевал Чугурсан – приют Водопадистый – перевал Майкопский – озеро Псенодах – перевал Оштен – перевал Абадзеш – перевал Азишский – турбаза «Лагонаки» – село Хамышки.

Общая протяженность маршрута около 87 километров;

перепад высот – 1505 метров; продолжительность пешеходной части 7 – 8 дней.

К исходной точке пешеходной части маршрута поселку Гузерипль можно добраться только автобусом (рейсовым из г. Майкопа или заказным). В г. Майкоп можно доехать автобусом или электричкой, идущей через г. Белореченск из Туапсе. От г. Майкопа к п. Каменномостскому проложено шоссе и железная дорога, уводящая почти на юг по долине реки Белой. Это расстояние, равное, приблизительно, 40 километрам, можно проехать электричкой или автобусом. Станция в п. Каменномостском называется Хаджох. Но если вы едете автобусом, то мы советуем первую остановку сделать на южной окраине п. Каменномостского, для того чтоб увидеть уникальный природный объект, один из каньонов реки Белой, называемый Хаджохская теснина или ущелье. Длина каньона составляет около 400 метров, средняя ширина 5 – 7 метров, иногда сужается до 2 метров, а глубина до уреза воды составляет 35 – 40 метров (в зависимости от расхода воды в реке). Образовано ущелье водами реки Белой, которые, вырываясь из горных теснин на равнину, по трещинам известняка прорезали себе путь.

Если вы запланировали сделать остановку в п. Каменномостском, то кроме Хаджохского каньона, в окрестностях можно встретить ряд интересных природных объектов, совершив пешеходные выходы. Мы расскажем лишь о двух небольших, но увлекательных маршрутах (см. рис. № 10).

Горный хребет, простирающийся на южной окраине поселка, густо поросший лесом, расчленен в этом месте на четыре части: поперек, с юга на север, его пересекает река Белая, вдоль – воды двух ее притоков небольших речек Руфабго (левый) и Мешако (правый). В этом месте много причудливых скал, пещер, водопадов, панорамных точек, большое разнообразие растительности.

Наиболее популярным среди маршрутов в окрестностях поселка является выход к водопадам на речке Руфабго. Начинается он от Хаджохской теснины на левом берегу реки Белой, на который можно попасть по мосту через каньон. За мостом сразу сворачиваем влево и движемся вдоль берега реки Белой вверх по течению. Тропа ведет в южном направлении, справа, по ходу движения, возвышается скальный обрыв, слева шумят воды реки Белой. Приблизительно через 1 км пути пересекаем русло ручья Мезмайского, после которого примерно через 2 км подходим к устью р. Руфабго.

Двигаясь вверх по течению речки, можно насчитать около десятка водопадов, все они не похожи друг на друга и имеют свои индивидуальные черты. Особенно интересны третий и четвертый водопады, с которых воды низвергаются с многометровой высоты, из них водопад, называемый «Шнурочек», самый высокий, его высота около 12 м. Но удивителен здесь не только каскад водопадов, но и сама долина речки, которая имеет вид каньона, достигающего высотой до 150 метров. Разнообразна и геология этого места, здесь встречаются: серые мраморизованные известняки, розовые гранитодиориты, светло-серые и белые известняки.

Путь по руслу ручья увлекателен, но и опасен, особенно когда идет дождь, превращающий речку в бурный и неукротимый поток. Небезопасно прохождение и скальных уступов водопадов. Поэтому руководителю группы необходимо быть внимательным к соблюдению правил безопасности.

Осмотрев этот удивительный уголок природы, возвращаться следует обратным путем. На прохождение этого маршрута и осмотр природных объектов затрачивается около 5 часов общего ходового времени.

Второй маршрут (смотреть схему маршрутов в районе поселка Каменномостского) следует начинать у известкового завода (это южная окраина поселка), расположенного у дороги на ст. Даховскую, на правом берегу реки Белой.

За известковым заводом поднимаемся сразу на скалистую кручу и идем по ее кромке, в юго-восточном направлении, к ущелью речки Мешако. В этом месте открываются прекрасные виды на поселок Каменномостский и долину реки Белой. Пройдя около 700 метров, поворачиваем почти на восток вдоль кромки ущелья р. Мешако, через 900 – 950 метров выходим к сравнительно легкому спуску к руслу речки. Спустившись, попадаем в интересное место, окруженное нависающими скалистыми обрывами, в которых есть пещеры и шумит водопад р. Мешако. В этом месте в пещере была обнаружена стоянка древнего человека.

Отдохнув у водопада, начинаем подниматься почти в южном направлении по тропе на скальный массив, поросший лесом, называемый Унакоз. Метров через 800 подъема тропа постепенно отклоняется на юго-восток и выводит на юго-западный край обрыва массива Унакоз, обращенного к реке Белой. Здесь необходимо быть внимательным, чтобы не оступиться, т.к. падение вниз на огромные каменные обломки не пророчет хорошего исхода. Но отсюда открываются взору незабываемые картины. Внизу под нами видна лента реки Белой, верховья долины которой уходят на юг, и в ней как на ладони просматривается станица Даховская. Почти под нами на берегу р. Белой, между дорогой и руслом реки возвышается огромный валун, это Казачий камень, за ним виден бетонный мост через реку и дорога, уводящая к турбазе «Лагонаки». На запад с противоположной стороны долины видно ущелье речки Руфабго. Вдали на юго-западе простирается хребет Азиш-Тау, за которым возвышаются заснеженные отроги Фиштинского массива.

С массива Унакоз есть спуск к реке на траверсе Казачьего камня. Спуск крут и требует предельного внимания от туристов. Спустившись к руслу реки, проходим вдоль его вверх по течению к мосту. Перебравшись через реку Белую по левому берегу, следует двигаться вниз по течению (в общем северном направлении). Пройдя от бетонного моста около 4 км., подходим к устью речки Руфабго. Далее движемся по уже описанному выше пути. Второй маршрут можно пройти и за один день, при условии четкой организации графика движения и осмотра природных объектов. При плохой видимости (тумане), дождливой погоде, или в ночное время категорически запрещается выход на маршрут, т.к. наличие сложных участков в вышеуказанных условиях может привести к чрезвычайным происшествиям. Общая протяженность описанного маршрута около 17 км.

Но продолжим наш путь к п. Гузерипль. За п. Каменномостским асфальт заканчивается, и уже гравийная дорога проложена на скальном карнизе правого борта долины, очень близко к руслу реки Белой. Здесь резко изменяется окружающий ландшафт. До поселка преобладали равнинные и слегка всхолмленные формы рельефа, занятые сельскохозяйственными угодьями или лесом. После Хаджохской теснины в окружающем нас рельефе будут преобладать в основном залесенные горные ландшафты.

Постепенно крутые склони долины реки расширяются и дорога выводит на пойменную террасу. Справа по ходу движения, в 7,5 км от поселка Каменномостского, у дороги возвышается огромный валун высотой около 35 метров, называемый Черкесский или Казачий камень. Это немой свидетель о некогда популярных единоборствах наездников, пытавшихся покорить эту «вершину» верхом на скакунах. С этим местом связана одна красивая черкесская легенда о девушке победившей в состязании джигитов, поэтому его еще называют «Девичий».

Вскоре после камня дорога имеет правое ответвление, по ходу движения, ведущее на большой железобетонный мост через р. Белую, это дорога к турбазе «Лагонаки».

Мы же едем дальше в южном направлении. Проехав от поселка Каменномостского около 12 километров, пересекаем мост оригинальной арочной конструкции через реку Дах, правый приток р. Белой. После моста почти сразу въезжаем

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.