Исследование межличностных отношений в детском коллективе — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Исследование межличностных отношений в детском коллективе

2023-01-16 24
Исследование межличностных отношений в детском коллективе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследование межличностных отношений в детском коллективе

А.Ю. Кремлякова
педагог-психолог МАДОУ детский сад комбинированного вида № 30, г. Белебей, Республика Башкортостан

Изучение особенностей отношения ребенка к своим сверстникам – сложная и тонкая область практической психологии. Чтобы получить достоверные результаты, необходимо использовать комплекс методик, дополняемый наблюдением за поведением детей.

Межличностные взаимоотношения детей в группе детского сада представляют собой сложную, постоянно меняющуюся картину. В связи с возрастными особенностями общение между ними эмоционально окрашено, непосредственно и динамично. Многочисленные педагогические и психологические исследования показывают: на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети в группе становятся более предпочитаемыми большинством, другие – прочно занимают положение отверженных (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, В.С. Мухина и др.). Уже в группе 4–5-летних дошкольников формируются избирательные отношения, и дети начинают занимать разное положение среди сверстников. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик.

Эмоциональное самочувствие ребенка и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера его отношений со сверстниками, и от того, как складываются эти отношения, зависит дальнейшее личностное и социальное его развитие.

 

 

 

Изучение особенностей отношения ребенка к своим сверстникам – сложная и тонкая область практической психологии. Чтобы получить достаточно надежные и достоверные результаты, необходимо использовать комплекс методик, дополняемый наблюдением за поведением детей в естественных условиях их пребывания в детском саду (в игре, на прогулке, на занятиях, в режимных моментах). Прежде чем представить обзор диагностических методик, используемых для исследования межличностных отношений в детском коллективе, остановимся еще на некоторых моментах, которые педагогу-психологу необходимо учесть.

До проведения исследования важно установить доброжелательные отношения с детьми, а само исследование должно проводиться (преимущественно) индивидуально в форме игр или бесед.

С целью предупреждения конфликтности и эмоциональной напряженности в группе результаты исследования не должны разглашаться детям и родителям. Педагог-психолог может предоставить информацию о характере межличностных отношений среди детей только воспитателям, которые работают в данной группе.

Если группа состоит из 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе более 16 ребят – 5 выборов. Если ребенок не хочет никого выбирать, не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов. Ответы заносятся в специальную таблицу (матрицу), фамилии детей расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов исследования.

Отказ от рисования на предложенную тему указывает на негативное отношение к группе, а тема, выбранная ребенком, является важным источником информации, т. к. определяет область эмоциональной компенсации.

Обработка и анализ рисунков. В процессе рисования следует вести протокол для фиксации последовательности рисования деталей, пауз более 15 секунд, стирания деталей, спонтанных комментариев ребенка. После завершения работы необходимо обсудить с дошкольником рисунок и побеседовать о его содержании. При обработке данных следует обратить внимание на выбор цвета, тщательность прорисовки линий, расположение в общей композиции себя, сверстников, воспитателя, их наличие или отсутствие, соответствие или несоответствие высказываний ребенка содержанию рисунка и т. д.

Рисунки детей можно условно разделить на три группы:
1. Ребенок рисует только здание.
2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков – самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, – значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.

В случае когда ребенок изображает на рисунке самого себя, можно сказать, что события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Важно обратить внимание на то, присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле, игрушки.

Хороший показатель, если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), – это говорит о том, что он чувствует себя уверенно. Дополнительные позитивные детали (цветочки, солнышко, птички) свидетельствуют о психическом благополучии.

При наличии благоприятной эмоциональной атмосферы в группе и доверительных отношений с педагогом на рисунке должны быть изображены сам ребенок, другие дети (его друзья) и воспитатель. Наличие на рисунках каждого из субъектов педагогического процесса является важным показателем положительного отношения дошкольника к детскому саду. На рисунках, свидетельствующих об эмоциональном благополучии и о хорошем взаимодействии с воспитателями полностью отсутствуют симптомокомплексы, по которым можно диагностировать тревожность, конфликтность, чувство неполноценности или враждебность. На них может быть изображена общая деятельность всех членов группы, отсутствует штриховка, преобладают яркие цвета, линии хорошего качества. Отсутствие на рисунке того или иного члена коллектива предполагает конфликтность, невключенность в общую деятельность.

Если ребенок рисует воспитателя, необходимо понять, что он хочет выразить. С одной стороны, его появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитатель развернут к ребенку – спиной или лицом, сколько места он занимает на рисунке, как изображены его руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии. Очень часто в детских рисунках или объяснениях педагог находится за столом. С одной стороны, дети воссоздают внешнюю атрибутику ситуации, а с другой – стол, за которым взрослый занимается своими делами (пишет или рисует), выступает в качестве барьера.

При изучении рисунка необходимо обратить внимание на используемые цвета. О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый). Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов. Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Чтобы исключить возможность сговора, ребенка провожают в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, педагог-психолог выявляет детей, которые ничего не получили, и кладет им одну-две картинки (игрушки), а затем приглашает всех для получения подарков. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.

Если ребенок раскладывает письма в каждый ящик чисто механически, то педагог-психолог может спросить его после прочтения «адреса» (короткой фразы на конверте): «Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо».

По окончании диагностической игры ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тестовой ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.

Обработка данных. Необходимо учесть то, как распределились между всеми адресатами письма с положительной и отрицательной направленностью. Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю», «Этого человека я не люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек не любит меня», т. к. письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка.

Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщения с положительной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит», «Этого человека я люблю»), а также другие письма положительной направленности типа: «Этот человек самый добрый, хороший», «...веселый», «…часто со мной играет» и т. п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку.

Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью типа «Этого человека я люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек самый добрый», – такой факт говорит об эмоционально невыраженном отношении к данному лицу. На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие бедность контактов с этим адресатом типа: «К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью», «Этот человек никогда не играет со мной» и др.

О негативном отношении ребенка к другому человеку, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним, естественно, будет свидетельствовать то, что ребенок опустит персонажам, олицетворяющим реальных людей, письма с отрицательными посланиями типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек не любит меня», «Этот человек часто наказывает меня и ругает» и т. д.

Адресованность одному и тому же лицу писем как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому человеку.

Кто-то из детей может адресовать послания «…я люблю», «…меня любит» эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей.

1 Модификация А.Ю. Кремляковой методики «Два домика». >>вернуться в текст

2 Возможные варианты темы «Мой друг (подруга)», «Я с товарищем (подругой) в детском саду». >>вернуться в текст

3 Модификация А.Ю. Кремляковой методики «Дерево с человечками». >>вернуться в текст

 

Исследование межличностных отношений в детском коллективе

А.Ю. Кремлякова
педагог-психолог МАДОУ детский сад комбинированного вида № 30, г. Белебей, Республика Башкортостан

Изучение особенностей отношения ребенка к своим сверстникам – сложная и тонкая область практической психологии. Чтобы получить достоверные результаты, необходимо использовать комплекс методик, дополняемый наблюдением за поведением детей.

Межличностные взаимоотношения детей в группе детского сада представляют собой сложную, постоянно меняющуюся картину. В связи с возрастными особенностями общение между ними эмоционально окрашено, непосредственно и динамично. Многочисленные педагогические и психологические исследования показывают: на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети в группе становятся более предпочитаемыми большинством, другие – прочно занимают положение отверженных (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, В.С. Мухина и др.). Уже в группе 4–5-летних дошкольников формируются избирательные отношения, и дети начинают занимать разное положение среди сверстников. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик.

Эмоциональное самочувствие ребенка и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера его отношений со сверстниками, и от того, как складываются эти отношения, зависит дальнейшее личностное и социальное его развитие.

 

 

 

Изучение особенностей отношения ребенка к своим сверстникам – сложная и тонкая область практической психологии. Чтобы получить достаточно надежные и достоверные результаты, необходимо использовать комплекс методик, дополняемый наблюдением за поведением детей в естественных условиях их пребывания в детском саду (в игре, на прогулке, на занятиях, в режимных моментах). Прежде чем представить обзор диагностических методик, используемых для исследования межличностных отношений в детском коллективе, остановимся еще на некоторых моментах, которые педагогу-психологу необходимо учесть.

До проведения исследования важно установить доброжелательные отношения с детьми, а само исследование должно проводиться (преимущественно) индивидуально в форме игр или бесед.

С целью предупреждения конфликтности и эмоциональной напряженности в группе результаты исследования не должны разглашаться детям и родителям. Педагог-психолог может предоставить информацию о характере межличностных отношений среди детей только воспитателям, которые работают в данной группе.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.