Методика исследования эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим (Н.И. Ганошенко) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Методика исследования эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим (Н.И. Ганошенко)

2023-01-16 108
Методика исследования эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим (Н.И. Ганошенко) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: экспресс-диагностика сферы общения ребенка (4–9 лет), его эмоциональных отношений к себе, значимым взрослым и сверстникам.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: специальный бланк с силуэтами девяти домиков, расположенных определенным образом в пространстве листа, набор карандашей или фломастеров (не менее трех цветов).

Бланк к методике «Разноцветные домики» Фамилия, имя ребенка _______________________________________________ Дата обследования ___________________________________________________

 

Процедура проведения. Предварительно в бланк протокола заносятся данные, касающиеся состава семьи ребенка. Затем перед ним выкладывается бланк с нарисованными силуэтами домиков и сообщается инструкция: «Представь, что эти домики находятся на полянке. Пока в них никто не живет. Ты можешь выбрать для себя любой из них. Какой ты выберешь?.. (Рядом с домиком, на который показал ребенок, можно поставить пометку «Я».) Кого из ребят группы (своих родственников, знакомых) ты поселишь в этих домиках?.. Покажи, кого в какой домик ты поселишь… (В зависимости от конкретной ситуации следует по очереди называть ребенку родных и близких.) В какой из домиков ты поселишь маму... папу... бабушку... дедушку... сестренку (братишку)... воспитательницу (любое лицо, в отношении которого следует выяснить характер отношений)?..»

Рядом с домиками можно делать небольшие пометки, обозначая персонажей. После заселения всех домиков следует уточнить: «Есть ли кто-то еще, кого бы ты хотел поселить на полянке с домиками?..» Если ребенок высказал такое пожелание, стоит предложить ему нарисовать домик, выяснив, в каком месте следует его дорисовать, ориентируясь при этом на центральный домик, домики ближнего круга или домики внешнего круга. Может случиться так, что кого-то ребенок откажется поселить на «полянке», предложите нарисовать для него отдельный домик на «другой полянке», например на обороте бланка.

После этого перед ребенком выкладывается набор из девяти разноцветных карандашей (фломастеров). Можно использовать меньшее количество карандашей (фломастеров), но их не должно быть менее трех. Предлагается инструкция: «Карандаш (фломастер) какого цвета нравится тебе больше других? Раскрась им первое окошко таблички. (После того как ребенок закрасит первый слева квадрат таблицы, карандаш убирается.) Какой из оставшихся карандашей тебе нравится больше всех? Закрась им следующее окошко. (После этого карандаш также убирается, и так до последнего карандаша.)» В таблице на бланке должны быть представлены все имеющиеся цветные карандаши в соответствии с выбором ребенка.

Далее внимание ребенка вновь привлекается к бланку с домиками. Выкладывается весь набор карандашей (фломастеров), которые уже не убираются до конца эксперимента, и сообщается следующая инструкция: «Раскрась крышу своего домика любым карандашом. Какого цвета домик будет у … (называется имя персонажа), а у …? Раскрась все домики!» После того как ребенок раскрасит все домики (он может дорисовывать и раскрашивать в них любые детали и дополнения), следует другая инструкция: «Ты любишь ходить в гости? А любишь, когда гости приходят к тебе? Нарисуй дорожки между домиками, покажи, кто будет ходить к тебе в гости? А ты к кому в гости будешь ходить?». Можно обозначить направления контактов стрелочками, и тогда дорожки будут «оперенные» либо с одного конца, либо с другого, либо с обоих.

Обработка и интерпретация результатов. Пространственное расположение домиков оценивается следующим образом:

· выбор центрального и самого большого по размеру домика – 3 балла;

· домики на ближней к центру окружности – 2 балла;

· самые дальние от центра листа домики – 1 балл.

По данной шкале оценивается выбор для каждого персонажа из списка.

Цветовой выбор оценивается также по трехбалльной шкале: раскраска домика первыми тремя цветами из индивидуальной таблицы предпочтений – 3 балла, следующие три цвета – 2 балла, последние три цвета – 1 балл. Каждому персонажу начисляется балл предпочтений по цвету.

Интенсивность и активность общения оценивается по количеству дорожек между домиками. Кроме того, двусторонние контакты оцениваются в 3 балла, односторонние контакты по инициативе ребенка – 2 балла, односторонние, пассивные контакты («принятие гостей») – 1 балл.

В результате каждый персонаж из списка оценивается:

· по пространственному расположению домика, который для него выбрал ребенок (1–З балла);

· по предложениям в цветовом оформлении домика (от 1 до неограниченного количества баллов);

· по количеству и направленности контактов общения (от 1 до неограниченного количества баллов).

На основании этих показателей можно судить об отношении к персонажу, выраженности потребности в общении ребенка с ним и установлении контактов.

Методика «Вернисаж» (О.Н. Колесникова)

Цели: изучение особенностей отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам, определение статусного места в группе.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: листы бумаги формата А4, цветные карандаши, рамки для рисунков, кнопки для крепления рисунков к стене.

Инструкция: «Давай сегодня поиграем в художников. Нарисуй, пожалуйста, портреты ребят твоей группы – тех, кого захочешь. И свой портрет тоже...» По окончании рисования ребенку задаются следующие вопросы: «Есть еще кто-то, кого бы ты хотел нарисовать? Нарисуй» – при положительном ответе дается дополнительное время на рисование и затем проводится обсуждение (Кто изображен на портрете? Кто не нарисован? Почему?). После обсуждения педагог-психолог предлагает: «А теперь давай устроим выставку твоих рисунков, как у самых настоящих художников. Ты можешь сам выбрать для своей картины какое угодно место на любой из стен нашего кабинета, на любой высоте от потолка до пола. А я помогу тебе их прикрепить, если ты захочешь. Сначала помести на стену твой собственный портрет… (Затем крепятся портреты детей группы.)»

Возможен иной вариант проведения данной методики. В группе дети рисуют каждый свой портрет. Затем каждый ребенок самостоятельно устраивает выставку рисунков в кабинете педагога-психолога согласно инструкции.

Обработка и интерпретация проводятся аналогично методике «Два домика».

Методики «Я в детском саду» (М. Быкова, М. Аромштам), «Моя любимая группа» (Е.И. Русина)2

Цели: определение степени эмоционального комфорта ребенка во время пребывания в детском саду, его отношения к другим детям, воспитателям.

Форма проведения: групповая или индивидуальная.

Материал: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция: «Ты давно ходишь в детский сад, в свою группу. Каждое утро тебя встречают воспитатели. Пока мама и папа на работе, ты проводишь целый день в детском саду и занимаешься самыми разными делами. Нарисуй, пожалуйста, один день из жизни твоей группы в детском саду. Рисунок можно назвать “Моя любимая группа”».

Если ребенок станет задавать вопросы, например: «А что мне нарисовать?» – следует ответить: «Рисуй то, что вы делаете в детском саду, что больше всего тебе нравится, за что ты любишь свою группу». Если дошкольник отказывается от рисования, следует выяснить причину, осторожно побудить его к действию, а в случае сопротивления – предложить нарисовать рисунок на свободную тему.

Отказ от рисования на предложенную тему указывает на негативное отношение к группе, а тема, выбранная ребенком, является важным источником информации, т. к. определяет область эмоциональной компенсации.

Обработка и анализ рисунков. В процессе рисования следует вести протокол для фиксации последовательности рисования деталей, пауз более 15 секунд, стирания деталей, спонтанных комментариев ребенка. После завершения работы необходимо обсудить с дошкольником рисунок и побеседовать о его содержании. При обработке данных следует обратить внимание на выбор цвета, тщательность прорисовки линий, расположение в общей композиции себя, сверстников, воспитателя, их наличие или отсутствие, соответствие или несоответствие высказываний ребенка содержанию рисунка и т. д.

Рисунки детей можно условно разделить на три группы:
1. Ребенок рисует только здание.
2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков – самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, – значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.

В случае когда ребенок изображает на рисунке самого себя, можно сказать, что события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Важно обратить внимание на то, присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле, игрушки.

Хороший показатель, если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), – это говорит о том, что он чувствует себя уверенно. Дополнительные позитивные детали (цветочки, солнышко, птички) свидетельствуют о психическом благополучии.

При наличии благоприятной эмоциональной атмосферы в группе и доверительных отношений с педагогом на рисунке должны быть изображены сам ребенок, другие дети (его друзья) и воспитатель. Наличие на рисунках каждого из субъектов педагогического процесса является важным показателем положительного отношения дошкольника к детскому саду. На рисунках, свидетельствующих об эмоциональном благополучии и о хорошем взаимодействии с воспитателями полностью отсутствуют симптомокомплексы, по которым можно диагностировать тревожность, конфликтность, чувство неполноценности или враждебность. На них может быть изображена общая деятельность всех членов группы, отсутствует штриховка, преобладают яркие цвета, линии хорошего качества. Отсутствие на рисунке того или иного члена коллектива предполагает конфликтность, невключенность в общую деятельность.

Если ребенок рисует воспитателя, необходимо понять, что он хочет выразить. С одной стороны, его появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитатель развернут к ребенку – спиной или лицом, сколько места он занимает на рисунке, как изображены его руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии. Очень часто в детских рисунках или объяснениях педагог находится за столом. С одной стороны, дети воссоздают внешнюю атрибутику ситуации, а с другой – стол, за которым взрослый занимается своими делами (пишет или рисует), выступает в качестве барьера.

При изучении рисунка необходимо обратить внимание на используемые цвета. О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый). Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов. Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.