МОДЕЛЬ ВИТАЛЬНОСТИ ВСЕЛЕННОЙ — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

МОДЕЛЬ ВИТАЛЬНОСТИ ВСЕЛЕННОЙ

2023-01-16 51
МОДЕЛЬ ВИТАЛЬНОСТИ ВСЕЛЕННОЙ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нам надо найти научную модель пространства, в котором нашлось бы место тонкому миру и Творцу. Таким пространством некоторые авторы полагали эфир. Например, физик-теоретик Я. Френкель в статье "Мистика мирового эфира" (1925 г.) писал, что роль эфира вполне сравнима с ролью божества во Вселенной... сходство вплоть до тождества. Далее Френкель говорит, что исторически в физике рассматривалось несколько видов эфира для передачи разных взаимодействий, как в религии - несколько богов. Затем утвердился световой эфир Гюйгенса и далее электромагнитный эфир Фарадея - Максвелла как передатчик любых взаимодействий. Этот мировой эфир до работ Лоренца и Эйнштейна имел как бы все атрибуты единого Бога.

Отметим, однако, что все эти представления о взаимосвязях Бог - Наука носили, в основном, характер рассуждений без наглядности, поскольку в геометрическом пространстве не удается отделить видимую, проявленную реальность от невидимой. Наглядной оказалась модель витальности так называемого информационно-энергетического (ИЭ) пространства, предложенная в нашей работе [18]. В этой модели, носящей качественный эвристический характер, постулируется ряд приведенных ниже основных положений, исходя из которых можно наглядно показать непротиворечивость идей естествознания эзотерическим понятиям проявленного и непроявленного мира, а также идее Творца. Научное направление, в котором синтезируются научные и эзотерические знания, получило название биоэнергоинформатика [18]. В ней развиваются идеи физики, термодинамики, синергетики с учетом последних достижений естествознания.

Первой исходной аксиомой нашей модели служит положение о том, что основные проявления Вселенной - это "информация-сознание" и "энергия-материя". Причем сознание рассматривается как высшая форма информации и "оператор смыслов". Соответственно смысл здесь есть характеристика ценности информации.

Совокупность всех возможных систем Вселенной с их характеристиками информативности (I) и энергетичности (Е) образует некоторое информационно-энергетическое пространство, в котором системы можно ранжировать по величинам соотношения (I/Е). Априори предполагаем, что эволюция Вселенной происходит в сторону развития высоко информативных, но малоэнергетичных "экономных" систем.

Выделив Смысл как третье проявление Вселенной, наряду с информацией и энергией, получаем возможность представить, наряду с ИЭ-пространством, смысловое, семантическое (по В. Налимову) пространство, в котором заложены все смыслы эволюции жизни в Универсуме.

Развитие любых систем Вселенной от косного к живому, от простого к сложному может быть отражено как изменение отношения удельной информативности (/) системы к требуемой энергетичности (Е). Это отношение I/Е = V обозначено как витальность или жизнеспособность системы, причем опытно-расчетным путем установлено, что при эволюции сложных систем от неживого к живому их информативность растет сначала почти линейно, а требуемая энергетичность падает по закону, близкому к гиперболическому, приближаясь к нулю (Е -> 0) для систем, связанных с человеческим сознанием.

Располагая на диаграмме вдоль оси витальности V все мыслимые системы вещественного мира от неживых (плазма, магма, литосфера) к живым (растения, животные, человек) и откладывая вверх по вертикали I(V) и E(V), получаем диаграмму ИЭ-пространства Универсума, в котором представляется возможным выделить наряду с миром вещественным область "тонкого мира", где информация стремится к бесконечности, а энергетичность - к нулю (I->оо; Е ->0) [18].

Безэнергетичный тонкий мир является и безэнтропийным, причем процессы жизни в мире вещественном связаны с негэнтропийным (антиэнтропийным) направлением "стрелы времени жизни". Эта "стрела жизни" как бы компенсирует во вселенском масштабе влияние энтропийной "стрелы времени" (стрелы смерти), ведущей мир к хаосу и тепловой смерти согласно второму началу термодинамики.

Исходя из современных теорий физического вакуума, наличие информационных структур безэнергетического и безэнтропийного типа вполне возможно, например, на базе реализации спин-торсионного взаимодействия и так называемых торсионных полей [19]. В то же время имеются и другие теоретические модели чисто информационных взаимодействий, в частности, с помощью так называемых бюонов [20]. В этом журнале имеются статьи Г. Дульнева и Э. Бороздина [21, 22], где авторы развивают идеи биоэнергоинформатики.

В модели витальности все системы несут информацию и могут рассматриваться как живые и обладающие неким эквивалентом сознания. Соответственно ИЭ-пространство Вселенной является как бы Миром Сознания, единым для вещественных и чисто информационных систем. Между сознанием, сконцентрированным в системах вещественного мира, и сознанием тонкого мира предполагается наличие потенциального ИЭ-барьера.

В правом верхнем углу диаграммы витальности, где I -> оо, а Е -> 0 ([18]), вполне логично представить наличие высокоструктурированных информационных полей тонкого мира, отвечающих, как оказалось, христианским представлениям о Божественной Троице. В такой интерпретации Бог Отец, Абсолют соответствует информационному банку сведений обо всем сущем везде и всегда; Бог Сын, Логос отвечает алгоритму творения конкретного вещественного мира; и наконец, Бог Святой Дух - это творческое сознание, любовь, которая дает импульс к жизни во Вселенной, ее Смыслу.

Согласно модели витальности сознание человека целесообразно рассматривать состоящим из трех взаимосвязанных элементов: Интеллект + Душа + Дух. Соответственно, Душа сконцентрирована, по эзотерическим представлениям, в области сердца. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий в книге "Дух, Душа, Тело" [23] замечает, что в сердце заключена "высшая способность ощущать Бога". Как профессор-хирург, архиепископ пишет, что сердце даже по анатомо-физиологическим представлениям не только "мотор", но и уникальный орган чувств. В то же время Душа "растворена" в каждой клеточке тела и является проводником Духа к Разуму человека.

Потенциальный ИЭ-барьер между вещественным и тонким мирами для сознания человека можно представить полупроницаемым. Высота преодоления барьера отражает для каждой личности ее собственные возможности общения со светлыми, высокими слоями сознания тонких миров. Люди могут преодолевать высокий барьер, соответственно, только благодаря своей высокой духовности, наработанной в земной жизни. Возможны проникновения сознания низкодуховных личностей сквозь барьер благодаря некоторому "тоннельному" эффекту, но на таком же низком уровне, как и сам их духовный потенциал. В подобных случаях человек получает из тонкого мира ту грубую, низменную (бесовскую - на религиозном языке) информацию, которую он заслужил своими делами в мире телесном.

Процесс творения Вселенной в вещественной области начинается от информационной идеи Абсолюта, пришедшей из точки Омега в точку сингулярности Альфа. Здесь информация, согласно теории Н. Козырева, может переходить в энергию. Затем включается эволюционный цикл от косного вещества к живому. Далее развитие приводит мир к высшей форме творения - сознанию человека, которое, в свою очередь, призвано, по религиозным представлениям, как бы "структурировать" тонкий мир Вселенной, подпитывая его духовно. В этом "заряде" духовности, наверное, и заложен смысл жизни человечества по замыслу Творца. Затем, как было указано выше. Мир "сходится" к Абсолюту, точке Омега. Таким образом, получаем петлю вечного процесса творения: от Абсолюта к началу цикла вещественного мира и затем опять к Абсолюту, в точку Омега, через сознание человека, его Душу и Дух.

Заметим, что информацию мы понимаем как структурно-смысловое разнообразие, которое может быть непроявленным, проявленным и отраженным. Здесь опять заложен принцип Троицы: непроявленная информация - Абсолют, проявленная - Логос, а отраженная - Дух.

Кроме того, следует оговорить, что информацию как сообщение принято измерять в битах (по Шеннону), а вот структуру (по Эшби) или смысл (по Налимову) пока однозначно представить не удается. Поэтому для информационных полей тонкого мира "биты" не подходят. В эзотерике принято выделять для человека, кроме тела физического, также эфирное, астральное, ментальное и другие тела, относящиеся к тонкому миру и отличающиеся все более тонкой структурой и высокой частотой вибраций. Однако тонкие миры - это уже не область физики, а область метафизики как науки, изучающей непроявленные структуры.

 

ФИЗИКА И ЭТИКА БЕССМЕРТИЯ

 

Описанная выше модель витальности сложных систем включает в себя принципиальную возможность "бессмертия" информационных форм жизни "мира сознания", который, как оказалось, можно представить на базе теорий физического вакуума безэнергетичным, безэнтропийным и, соответственно, бесконечным и вечным. В концепции бессмертия мы оказались не одиноки. Недавно появились публикации о том, что профессор Тулейнского университета в Новом Орлеане Фрэнк Типлер, один из ведущих авторитетов в мире космологии и астрофизики, опубликовал в прошлом году книгу "Физика бессмертия". В ней он якобы на основании строгих физических закономерностей доказывает существование Бога, предсказывает воскрешение мертвых и вечную жизнь для всех людей. Как утверждает патриарх современной космологии Джон Уилер, Ф. Типлер "широко известен благодаря введенным им важным представлениям и теоремам в общей теории относительности и гравитационной физике". О первой книге Ф. Типлера и Дж. Бэрроу "Антропный принцип в космологии" писали в 1986 г. в журнале "Nature" как о книге, заслуживающей места на полке каждого серьезного ученого.

На шестистах страницах своей новой книги Типлер, кроме всего прочего, утвердительно отвечает на три фундаментальных вопроса метафизики, поставленных Иммануилом Кантом: Существует ли Бог? Обладаем ли мы свободой воли? Будет ли жизнь после смерти? Причем эти метафизические вопросы трансформируются в корректные, как считает Типлер, физические задачи. С его точки зрения как редукциониста, история науки это в первую очередь история трансформации проблем метафизики в проблемы физики и их последующего решения.

Таким образом, Ф. Типлер выступает и как ученый-естественник, и как теолог, ученый-богослов. Он отмечает, что еще апостол Павел говорил об основных свойствах Бога, которые можно видеть в свете разума. А святой Фома Аквинский основывал пять доказательств существования Бога исключительно на физике Аристотеля; это один из догматов римско-католической церкви.

В своих физических рассуждениях об эволюции Вселенной Типлер исходит из приоритета конечной точки Омега, а не начальной точки Большого взрыва - Альфа. Таким образом, он выбирает более подходящую для своих расчетов систему координат, в которой исходной точкой является будущее. Заметим, что точка Омега присутствует в явном или неявном виде в работах многих известных авторов. В России, например, это один из первых русских космистов Федоров, затем Циолковский и другие. Напрямую оперирует точкой Омега, как символом Бога, Тейар де Шарден. В Библии о Боге сказано: "Я - альфа и омега". Не вдаваясь подробно в типлеровскую теорию точки Омега, заметим, что в нашей модели витальности наличие точек Альфа и Омега логично вытекает из качественного анализа эволюции ИЭ-пространства Вселенной от косного к живому и далее к информационному миру, "свертывающемуся" в точку.

Итак, и древние, и современные ученые-естественники стараются идти навстречу религиозному мировоззрению, пытаются дать его физическое объяснение в отдельных, наиболее важных аспектах. Но при этом появляется немало этических вопросов. Например, представленный здесь материал был мною доложен в январе с.г. в Свято-Даниловом монастыре на V Рождественских Образовательных Чтениях. Автору был задан вопрос: "Нуждается ли Творец в признании Его естествознанием?" Закономерен и обратный вопрос: "Нужен ли Творец науке?"

На оба вопроса следует ответить "да". При этом мы исходим из того, что вполне этично предполагать сотворчество Творца с созданным им человечеством, и отнюдь не гордыней движимо стремление ученых к постижению истины. Мы полагаем, что приятие Творца учеными-естественниками, преподавателями школ и вузов, а также и широкими кругами образованных людей - серьезный высоконравственный шаг. Ведь признав Творца, признав, что вся Вселенная - Живая система и все в ней Живое, люди должны согласиться, что все сотворенное Богом - сотворено с любовью. А, следовательно, и человек должен относиться к Природе не свысока, не только как потребитель к ресурсу, а уважительно и еще лучше - с любовью, как к Живому, так и к Косному Творению:

 

Любовь объемлет все, от Мига и до Века.

Ее величье - в бесконечности сердец,


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.