Актуальность, педагогическая целесообразность Программы — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Актуальность, педагогическая целесообразность Программы

2023-01-16 66
Актуальность, педагогическая целесообразность Программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разработка Программы вызвана необходимостью развития у обучающихся экологического сознания как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природным миром.

Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача современного мира. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания детей, способствующих сохранению их здоровья с опорой на знания об окружающей среде.

Программа воспитывает у обучающихся интерес и уважение к миру растений и животных, пробуждает стремление заботиться об окружающем мире, о своём здоровье.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации обучающиеся дополнительно изучат мир растений и животных, освоят приемы исследовательской работы, научатся решать простейшие экологические задачи, у обучающихся сформируется экологическая грамотность, разовьется познавательный интерес к огромному разнообразию растительного и животного мира и его биологическим закономерностям.

Цель программы: развитие навыков изучения и сохранения живой природы, рационального природопользования; воспитание экологической культуры и просвещения; выработка навыков здорового образа жизни; формирование представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого.

Для достижения цели предусматриваются конкретизация и решение таких задач:

обучающие:

- расширить знания о видовом разнообразии растений и животных и их пользе для человека;

- расширить и систематизировать знания детей об особо охраняемых природных территориях Донбасса;

- сформировать систему знаний, умений, навыков экологической культуры;

- обучить наблюдению, проведению опытов, обобщению;

- выработать навыки здорового образа жизни;

развивающие:

- развить интерес к многообразию растительного и животного мира;

- расширить кругозор;

- развить у обучающихся навыки работы в команде;

- обеспечить творческое и интеллектуальное развитие детей;

- развить самостоятельность, ответственность, активность;

воспитательные:

- воспитать у детей любовь и бережное отношение к природе;

- воспитать умение видеть в обычном необычное и удивительное;

- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, взаимопомощь при выполнении работы.

Экологическое образование по Программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы своего края. Деятельность обучающихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.

Формулировка целей и задач для каждого года обучения:

1 год обучения:

Цель: выработка навыков здорового образа жизни; формирование представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого.

Для достижения цели предусматриваются конкретизация и решение таких задач:

обучающие:

- расширить знания о видовом разнообразии растений и животных и их пользе для человека;

- выработать навыки здорового образа жизни;

развивающие:

- развить интерес к многообразию растительного и животного мира;

- расширить кругозор;

- развить у обучающихся навыки работы в команде;

- обеспечить творческое и интеллектуальное развитие детей;

воспитательные:

- воспитать у детей любовь и бережное отношение к природе;

- воспитать усидчивость, терпение.

2 год обучения:

Цель: развитие навыков изучения и сохранения живой природы, выработка навыков здорового образа жизни; формирование представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого.

Для достижения цели предусматриваются конкретизация и решение таких задач:

обучающие:

- расширить знания о видовом разнообразии растений и животных и их пользе для человека;

- расширить и систематизировать знания детей об особо охраняемых природных территориях Донбасса;

- обучить наблюдению, проведению опытов, обобщению;

- выработать навыки здорового образа жизни;

развивающие:

- развить интерес к многообразию растительного и животного мира;

- расширить кругозор;

- развить у обучающихся навыки работы в команде;

- обеспечить творческое и интеллектуальное развитие детей;

- развить самостоятельность, ответственность, активность;

воспитательные:

- воспитать у детей любовь и бережное отношение к природе;

- воспитать умение видеть в обычном необычное и удивительное;

- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение.

 

3 год обучения:

Цель: развитие навыков изучения и сохранения живой природы, рационального природопользования; воспитание экологической культуры и просвещения; выработка навыков здорового образа жизни; формирование представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого.

Для достижения цели предусматриваются конкретизация и решение таких задач:

обучающие:

- расширить знания о видовом разнообразии растений и животных и их пользе для человека;

- расширить и систематизировать знания детей об особо охраняемых природных территориях Донбасса;

- сформировать систему знаний, умений, навыков экологической культуры;

- обучить наблюдению, проведению опытов, обобщению;

- выработать навыки здорового образа жизни;

развивающие:

- развить интерес к многообразию растительного и животного мира;

- расширить кругозор;

- развить у обучающихся навыки работы в команде;

- обеспечить творческое и интеллектуальное развитие детей;

- развить самостоятельность, ответственность, активность;

воспитательные:

- воспитать у детей любовь и бережное отношение к природе;

- воспитать умение видеть в обычном необычное и удивительное;

- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, взаимопомощь при выполнении работы.

Программа реализует дидактические принципы:

- доступность;

- систематичность;

- преемственность;

- результативность;

- индивидуальность.

Приоритетное направление деятельности кружка:

- стимулирование творческой активности обучающихся,

- развитие индивидуальных способностей детей и создание условий для их самореализации;

- формирование навыков здорового образа жизни.

Отличительные особенности

При разработке программы «Зелёный патруль» изучались труды (программы, методические рекомендации) многих педагогов, методистов, кандидатов биологических наук. Основной акцент сделан на собственное видение проблемы и путей её решения.

Данная Программа отличается разнообразием практической и исследовательской деятельности; в неё включено обязательное участие в мероприятиях эколого-биологического направления.

Занятия строятся с учётом психолого-педагогических особенностей обучающихся дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.

В Программе используется широкий ряд игровой деятельности, ситуаций, проектов и мини-проектов (Приложения).

Программа предполагает использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Возраст обучающихся, принимающих участие в реализации Программы: 6-12 лет.

Согласно санитарно-гигиеническим требованиям, в соответствии с Уставом учреждения дополнительного образования детей наполняемость групп составляет:

- 1 год обучения – не менее 12 человек;

- 2 и 3 годы обучения – не менее 10 человек;

- для обучающихся дошкольного возраста – не более 8 человек.

Состав групп желательно комплектовать, набирая детей одного или близкого возраста.

На второй или третий год обучения могут быть приняты дети в коллектив на вакантные места на основании результатов тестирования, собеседования.

Документы, необходимые для приёма в кружок:

- заявление от родителей (законных представителей),

- копия документа, удостоверяющего личность ребёнка (свидетельство о рождении).

Срок реализации Программы – 3 года.

Этапы реализации:

    - начальный – 1-й год обучения,

              - средний – 2-й год обучения,

              - совершенствования – 3-й год обучения.

Режим занятий:

1 год обучения:

- 2 часа в неделю (2 раза по 1 часу или 1 раз 2 часа), 72 часа в год;

2 год обучения:

- 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа или 1+1+2), 144 часа в год;

3 год обучения:

- 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа или 1+1+2), 144 часа в год.

Допускается вариативность продолжительности курса на любом году обучения в зависимости от особенностей календарного года (варьирование количества часов в год в пределах 1-3 занятий).

Продолжительность учебного часа для детей определена с учётом психофизиологического развития и допустимой нагрузки и составляет:
- для детей дошкольного возраста – 30 минут,

- для детей школьного возраста – 45 минут.

Учебный год начинается 1 сентября текущего года и заканчивается 31 мая следующего года.

С 1 по 14 сентября проводится набор и комплектование групп первого года обучения, доукомплектование групп второго и последующих годов обучения.

Основными формами организации образовательного процесса являются:

- теоретические и практические занятия;

- групповые и индивидуальные занятия;

- дистанционное обучение

Формы и методы: нетрадиционные формы проведения занятий, создание проблемных ситуаций. Формы организации деятельности обучающихся - индивидуально-групповые. Индивидуальная деятельность обучающихся проводится при постановке и проведении практических занятий (опытов по выбранной теме). В процессе реализации программы применяются различные методы обучения: пояснительно-иллюстративный рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практическая работа творческого характера, методы мотивации и стимулирования, учебного контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуативный методы, экскурсии. Каждое занятие носит развивающий характер и сопровождается иллюстрационным материалом: фотографиями, рисунками, таблицами. В занятия включены интересные сведения из жизни растений и животных, мифы, легенды, сказки. Дети рисуют, готовят небольшие сообщения по каждой теме, проводят простые, несложные опыты.

Формирование прогнозируемых знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на теоретических занятиях (теоретическая часть), так и на местности при проведении практикума и экскурсий (практическая часть).

В работе кружка предусмотрено использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, защиты проектов, практических работ на местности, встречи с интересными людьми-специалистами в сфере биологии и экологии (по возможности).

Познавательный материал, в основном дается через игры, экскурсии, наблюдения.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

- определение разнообразия и особенностей природного мира и основных экологических понятий (факторы среды и др.);

- характеристику видов растений и животных;

- типы взаимодействия организмов;

- современные проблемы охраны природы;

- рациональное использование и охрану окружающей природной среды;

- вредные для здоровья факторы;

- способы охраны территорий и объектов своей местности.

Обучающиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- объяснить влияние среды на состояние растений и животных при различных сезонных условиях;

- проводить простые опыты по исследованию изучаемых растений и животных и уметь объяснять их результаты.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.