Производство защитного вооружения в государствах Средней Азии кон. XV-XVII вв. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Производство защитного вооружения в государствах Средней Азии кон. XV-XVII вв.

2023-01-01 65
Производство защитного вооружения в государствах Средней Азии кон. XV-XVII вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вступление

 

Период позднего средневековья занимает важное место в истории войн и военного искусства народов и государств Средней и Центральной Азии. В ходе многочисленных войн и переселений тюркоязычных кочевников из степного пояса Евразии сложилась основа современного расселения народов Среднеазиатского региона, определившая его этнокультурное развитие на последующие исторические периоды.

Хотя политическая история, в том числе характер и последствия многочисленных войн. Происходивших на территории Средней Азии эпоху позднего средневековья, неоднократно привлекали внимание специалистов и достаточно подробно освещены в обобщающих трудах по истории отдельных стран этого региона. Особенности вооружения и военного искусства среднеазиатских народов изучены недостаточно [1]. Отсутствие специальных исследований по истории оружия и военного искусства народов Средней Азии ограничивает возможности для выявления общих закономерностей развития военного дела в кочевом мире степного пояса Евразии и странах Среднего Востока в период позднего средневековья.

Однако, без всесторонней оценки позднесредневекового среднеазиатского или "бухарского" комплекса вооружения сложно оценить уровень развития военного дела не только в странах Среднего Востока, но и в сопредельных регионах Центральной Азии, Западной и Южной Сибири и Восточной Европы. По данным А. Висковатова, комплекс вооружения воинов в Российском государстве в эпоху позднего средневековья, начиная с XV в., развивался под влиянием войн с татарами и импорта восточного, в том числе среднеазиатского, вооружения [2].

Изображения доспехов "тимуридского" периода (XV в.). 1. "Антология Искандера", Шираз, 1410 г. 2, 4, 7, 9. "Шах-наме" Фирдоуси, Герат, 1429- 1430 годов, б-ка Дворцового музея (Тегеран). 3. "Шах-наме" Фирдоуси, Шираз, 1425 г. 5, 11. - "Шах-наме" Фирдоуси, Герат, 1429, б-ка Гюлистанского музея. 6. "Шах-наме" Фирдоуси, Йезд, 40-е годы XV в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина. 8. "Шах-наме" Фирдоуси, Герат, 1440 г. 10. "Хамса" Навои, Герат, втор.пол. XV в., б-ка Британского музея (Лондон). 12. "Шах-наме" Фирдоуси, Шираз, 1420 г.., б-ка Британского музея (Лондон).

Хорошо налаженное производство вооружения в ремесленных центрах Средней Азии позволяло вывозить его в татарские государственные образования, на которые распалась Золотая Орда, в том числе в Сибирское ханство [3]. Большое влияние оказало вооружение, производимое в Средней Азии на военное дело западных монголов-джунгар или ойратов, енисейских кыргызов, и телеутов и тувинцев [4].Среднеазиатское вооружение входило в обширный ареал оружия стран Переднего и Среднего Востока. Оно имело значительное сходство с вооружением населения Афганистана, военным комплексом "Великих монголов" в Индии, с оружием воинов Ирана и и Турции [5]. Воины Восточного Туркестана пользовались как "бухарским", так и центральноазиатским вооружением [6]. Элементы защитного вооружения, характерные для центральноазиатских кочевников в эпоху позднего средневековья, применялись кыргызскими воинами на Тянь-Шане.

Материалы по вооружению и военному искусству народов и государств Средней Азии в эпоху позднего средневековья содержатся в различных видах источников: вещественных, письменных, изобразительных, Тянь-Шане [7].

Отдельные предметы вооружения получены в результате раскопок и сборов на позднесредневековых памятниках Казахстана и Кыргызстана [8]. Значительные коллекции предметов "бухарского" оружия, относящиеся к периодам позднего средневековья и нового времени. Содержатся в музейных собраниях в ряде городов Казахстана, Кыргызстана [8]. Узбекистана, Таджикистана, Туркмении [9]. Эти материалы еще не введены в научный оборот в полном объеме. Сведения о вооружении и военном искусстве народов Средней Азии имеются в письменных источниках по истории этого региона в эпоху позднего средневековья. Они неоднократно привлекали внимание исследователей. В основном усилия военных историков были сосредоточены на изучении военного дела государства тимуридов [10]. Последующий период, для которого было характерно постепенное освоение и применение в боевой практике огнестрельного оружия, до настоящего времени не получил всестороннего освещения в научной военно-исторической литературе.

В XIX в. многими исследователями неоднократно рассматривались и анализировались разнообразные фольклорные и этнографические материалы по военному делу кочевых тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана [11]. Эти данные нуждаются в систематизации и обобщении.

Особый интерес для разработки данной темы представляют изобразительные источники, прежде всего, позднесредневековые иранские и среднеазиатские миниатюры с изображениями воинов с оружием и в доспехах, датирующиеся XV-XVII вв. Предпринятый М. В. Гореликом анализ этих рисунков убедительно продемонстрировал их информативность, высокую точность и достоверность в передаче разных видов одежды и оружия. М.В. Горелик широко использовал изображения воинов на тебризских миниатюрах для реконструкции защитного вооружения монголов и воинов из государств чингизидов эпохи развитого средневековья.

Настоящая статья посвящена анализу, систематизации и вводу в научный оборот имеющихся материалов по защитному вооружению позднесредневековых среднеазиатских воинов. Для анализа привлечены вещественные источники, различные виды предметов защитного вооружения из музеев Средней Азии и иконографические материалы, изображения воинов в доспехах с позднесредневековых мусульманских миниатюр. Сведения письменных исторических и фольклорных источников использованы в меньшей степени, поскольку они указывают на вид защитного вооружения воинов, но сравнительно редко характеризуют его особенности, необходимые для анализа.

Среди изобразительных материалов использованы изображения воинов на миниатюрах Хорасана и Мавераннахра, относящиеся к XVI-XVII вв. Особо необходимо отметить, что иконографическая часть исследования основана на изучении хорасанских миниатюр Гератской школы, датирующихся концом XV-XVI вв., и мавераннахрских миниатюр XVI-XVII вв. Такой выбор продиктован отсутствием четко датированных изображений, выполненных в рассматриваемый период, собственно среднеазиатских мастеров. Приписываемые им рисунки кон. XV- нач. XVI в., как правило, имеют иранское происхождение [14]. В то же время, хорошо известно, что в эпоху позднего средневековья культура Ирана оказывала большое влияние на развитие материальной и духовной культуры Средней Азии, в том числе с области военного дела. Мода на различные виды одежды и украшений, распространенная в Герате, очень быстро заимствовалась населением Бухары, Самарканда и Ташкента [15].

Для проведения сравнительного анализа привлечены изображения воинов с миниатюр Тебриза, поскольку они характеризуют своеобразный вариант развития северо-иранского или азербайджанского защитного вооружения, возобладавшего на территории всего Ирана в XVI в., и миниатюры Шираза, которые привлечены для реконструкции доспехов эпохи тимуридов. Известно, что позднесредневековые художники, рисовавшие миниатюры руководствовались не историческими соображениями, а рисовали оружие, доспехи и другие реалии, характерные для того периода, когда жили они сами [16].

В настоящий статье не рассматриваются миниатюры, создатели которых хотя и проживали на территории Средней Азии, в Бухаре и Самарканде, но ориентировались на произведения "могольских" индийских мастеров, и использовали реалии, характерные для северной Индии.

При анализе вещественных изобразительных источников, необходимо отметить, что наиболее полно в них представлен комплекс вооружения бухарского воина, сложившийся на территории узбекского государства Шейбанидов и получивший всестороннее развитие в Бухарском ханстве или Эмирате. Именно этот комплекс был доминирующим на большей территории Средней Азии в эпоху позднего средневековья, именно к нему относится большая часть вещественных и изобразительных источников. Значительно меньше данных относится к комплексу средств индивидуальной панцирной защиты воинов Хивинского ханства, который дополнялся оружием иранского производства, и воинов Кашгарии, или Малой Бухарии, набор вооружения которых включал монгольские элементы.

Позднесредневековое защитное вооружение народов Средней Азии анализировалось в трудах известных зарубежных и отечественных специалистов-оружиеведов, В. Бехайма, П. фон Винклера, Х.Р. Робинсона [17]. Характерной особенностью этих трудов, создававшихся в начале и середине XX в., является их обзорный характер. Основное внимание оружиеведов было сосредоточено на описании и анализе редких, хорошо сохранившихся образцах позднесредневекового защитного вооружения из ведущих военных держав стран Среднего Востока, Турции, Ирана и империи Великих Монголов, экспонирующихся в музеях стран Европы и Америки. Археологические находки и изобразительные материалы использовались в меньшей степени в качестве вспомогательных источников для реконструкции защитных средств арабских, турецких, иранских и индийских воинов. Выводы и результаты этих исследований обычно без какой-либо коррекции переносились на защитное вооружение бухарских и хивинских воинов. К настоящему времени собранные этими учеными материалы могут быть существенно дополнены, а сделанные ими выводы нуждаются в определенной корректировке.

Изобразительные источники, содержащие изображения среденазиатских воинов в доспехах, анализировались в числе средневековых миниатюр специалистами-искусствоведами, Г.А. Пугаченковой, Г.А. Долининой, Е.А. Поляковой, З.И. Рахимовой и другими. Среди искусствоведческих исследований наибольшее значение для данной темы имеют труды Г. А. Пугаченковой, в которых определены характерные особенности стиля художественных миниатюр позднесредневекового периода, проанализированы изображения деталей костюма и оружия. Специалисты-искусствоведы не уделяли особого внимания изучению именно защитного вооружения, поскольку это не являлось целью их исследований. Детальный анализ изображений воинов и их защитному облачению с иранских и среднеазиатских миниатюр дан в работах М.В. Горелика, который является специалистом и в области искусствоведения и оружиеведения [19].

Изображения ламинарных, комбинированных (ламинарно-ламеллярных) и пластинчато-нашивных панцирей и шлемов кон. XV-XVI вв. 1, 2. "Хамса" Навои, Герат, 1494-1495 годов, б-ка Британского музея (Лондон). 3, 9, 10. "Зафар-наме" Шарафал-ДинаЙазди, Герат, 1495, б-ка Бостонского музея. 4, 5. Миниатюры Масуд ибн УсманКухистани "Султан Джалал-ад-дин, переплывающий через Инд" и "Сражение султана Махмуда Газневи с сельджуками", Самарканд, 1540, публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина. 6, 7. "Хамса" Навои, Бухара, 1598 г., публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина. 8. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Герат, кон. XV в., б-ка им. П. Моргана (Нью-Йорк). 11. "Хамса" Навои, Шираз, 1507- 1508 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина. 12, 14. "Хамса" Навои, Бухара, 1571- 1572 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина. 13. Миниатюра "Пленный степняк", Иран, втор.пол. XVI в., ГЭ.

Для разработки данной темы наибольший интерес представляет работа исследователя по истории вооружения средневековых воинов стран Востока XII- XV вв., в которой рассмотрены среднеазиатские и иранские миниатюры, относящиеся к эпохе позднего средневековья и содержащие важную информацию о средствах защиты. К сожалению, в упомянутой статье не были использованы археологические находки и музейные экспонаты, хотя в работах М.В. Горелика успешно реализовано сочетание оружиеведческого и искусствоведческого подходов к анализу вещественных и изобразительных источников. По результатам данного исследования, основные выводы, к которым пришел М.В. Горелик, нашли подтверждение. Однако они могут быть дополнены и проиллюстрированы материалами, которые ранее не привлекались для анализа позднесредневекового среднеазиатского защитного вооружения.

История войн и военного искусства народов и государств Среднеазиатского региона включает два основных этапа, различающихся особенностями вооружения, масштабами военных действий и характером внешних связей в области военного дела.

Первый этап, охватывающий конец XIV и XV вв. и соответствующий начальному периоду эпохи позднего средневековья. В истории Средней Азии это был период объединения в рамках державы Тимура и существования государств, возглавляемых тимуридами. Его с полным основанием можно назвать "тимуридским". Этот период был временем наивысших успехов среднеазиатских народов. Он достаточно подробно освещен в письменных источниках, но недостаточно представлен вещественными находками предметов защитного вооружения. Судя по изобразительным источникам, этот период был завершающим в развитии комплекса средств защиты монгольского происхождения в Передней и Средней Азии.

Второй этап охватывал конец XV-XVIII вв. и соответствовал завершающему периоду эпохи позднего средневековья и новому времени по общей периодизации всемирной истории. Он связан с завоеванием Средней Азии кочевыми узбеками, образованием Узбекского, а затем Бухарского и других среднеазиатских ханств. В этот период в развитии военного дела среднеазиатских народов произошли значительные изменения, связанные с постепенным освоением огнестрельного оружия оказавшим существенное влияние на среднеазиатское военное искусство. Этот этап в развитии комплекса вооружения и средств защиты среднеазиатских воинов можно назвать "бухарским". Данный период в должной мере представлен вещественными и изобразительными источниками по истории развития защитного вооружения.

В настоящей статье кратко излагаются основные результаты изучения защитного вооружения воинов "тимуридского" этапа, а основное внимание уделено анализу материалов "бухарского" этапа.

 

"Тимуридский" этап в развитии среднеазиатского доспеха

Образование державы Тимуридов стало результатом многочисленных завоевательных войн и успешных военных походов, характеризовавших наивысший подъем в развитии военного дела кочевого тюркоязычного населения Средней Азии, объединившего под знаменами Тимура (Тамерлана) все народы Среднего Востока. Несмотря на сравнительно непродолжительный период существования и последующий распад могучей военной державы Тимуридов, сложившиеся в ней особенности военного дела, вооружения и тактики конного боя сохранились в течение последующих периодов развитого и позднего средневековья [20]. Характерной особенностью защитного доспеха среднеазиатского воина в "тимуридский" период было преобладание многочисленных восточных, "монгольских" элементов, принесенных в Среднеазиатский регион еще в период монгольских завоеваний воинами Чингиз-хана [21] (табл. 1). Одним из основных видов панциря, как и столетия, назад, продолжал оставаться доспех с ламинарной системой бронирования (правда уже с начала XV в. полосы ламинарного доспеха получают новый вариант крепления: вместо непосредственного соединения между собой с помощью ремешков, полосы начинают наклепывать на кожаные ремни в свою очередь скрепляемые друг с другом) [22].

Часто полосы ламинарного панциря расписывались красками и затем покрывались лаком (табл. 1: 1,2). Среди узоров преобладали геометрические фигуры и, популярный среди монголов еще в эпоху развитого средневековья, растительный орнамент, в виде вьющейся виноградной лозы [23]. Как правило, по покрою, ламинарные доспехи представляли собой кирасу, которая застегивалась на боку и плече (реже на спине). К нижней части кирасы подвешивались лопасти набедренника. Отдельно надевались наплечники, "накрестники" и "передники" (табл. 1: 1, 2, 5, 11).

Не менее популярным был и доспех с пластинчато-нашивной системой бронирования: знаменитые "куяки" в которых пластины приклепывались с внутренней стороны, так, что постороннему зрителю были видны лишь ряды заклепок (табл. 1: 3, 4, 6-9, 12). По покрою куяки XV в. представляли собой распашные халаты с осевым разрезом, с рукавами до середины предплечья (табл. 1: 3, 4, 9, 12) или наплечниками (табл. 1: 7, 8). Интересно, что в ряде случаев железными пластинами бронировалась лишь верхняя часть халата, в то время как нижняя (начиная от пояса), оставалась свободной от пластин (табл. 1: 3, 6; табл. 6: 1-3). Такое облегчение панциря достигалось за счет достаточно эффективной защиты бедер и голени, состоявшей из полусферических наколенников в комбинации с кольчужными или кольчато-пластинчатыми сегментами (табл. 1: 6, 10). В ряде случаев фиксируется крепление наколенников непосредственно к ламинарным набедренникам (табл. 1: 2).

Стремительно теряет свою популярность, но еще не выходит полностью из употребления ламелярный доспех, как правило, употреблявшийся в комбинации с ламинарным (табл. 1: 5, 11). Причем по покрою преобладали панцири-кирасы с боковым или наспинным разрезом набедренниками до колен и наплечниками до середины предплечья.

Кольчужные панцири этого периода представлены двумя основными типами: с короткими рукавами, подолом и небольшим горловым разрезом и в виде распашной рубашки со сплошным разрезом. Последний вариант покроя, с осевым или косым запахом, был широко известен в Передней, Средней и Центральной Азии XIV-XV вв., а так же в Китае в XV-XVI вв. [24]. Количество изображений воинов в кольчато-пластинчатых доспехах на миниатюрах середины XV в. еще относительно не велико.

В кон. XIV - перв. пол. XV в. закончилось формирование основных типов наручей состоявших из нескольких вытянутых пластин, соединенных между собой кожаными ремнями, шарнирами или кольчужным плетением и прикрывавших руку воина от кисти до локтя. Причем сложные формы наручей, включавшие еще и защиту тыльной стороны ладони и пальцев, постепенно исчезают, уступая место более простым конструкциям [25].

Защита ног включала в себя железные (двух- или трехстворчатые) поножи - "бутурлуки" (табл. 1: 2, 6). Створки "бутурлуков" стягивались кожанами ремнями. Иногда они дополнялись железными полусферическими или подпрямоугольными наколенниками, и ламинарными "башмаками" европейского типа (табл. 1: 7). "Бутурлуки" прикрывали ногу от колена до щиколоток или до носка, поэтому панцири прикрывавшие корпус, как правило, имели широкие набедренники до колен или ниже (табл. 1: 2).

Боевые наголовья представлены двумя типами шлемов: низкими сфероконическими "шишаками" с невысокими навершиями и наушами, с обручами, тульями составленными из пластин-секторов (табл. 1: 1-5, 8, 9, 11) и высокими, часто цельноковаными, "шеломами" с длинными втулками, в которые вставлялись флажки-"яловцы" (табл. 1: 6, 12). Встречаются шлемы с типично дальневосточными украшениями и усилителями. Например, с прямоугольными, трапециевидными или резными налобными пластинами (табл. 1: 8), характерными для джурдженьских латников XII-XIII вв. и монгольских воинов XIII-XIV вв. [26]. В подавляющем числе случаев в качестве бармиц на миниатюрах фиксируется кольчужная сетка (табл. 1: 1-6, 11, 12) и ламинарная броня (табл. 1: 8).

В целом можно констатировать, что серьезных изменений в защитном вооружении воинов Передней и Средней Азии, по сравнению с сер. XIV не произошло. Однако ситуация начинает меняться в последние десятилетия XV столетия. На иранских миниатюрах этого периода резко возрастает количество воинов в кольчатых и кольчато-пластинчатых доспехах. Причем рост количества "окольчуженных" воинов происходит сразу в двух местах: на северо-западе Ирана (в Тебризе) и на его восточной границе (Герате). Этот факт, необъяснимый, с точки зрения истории искусств и оруживедения, легко раскрывается при знакомстве с политической историей региона. Конец XV - начало XVI века - время резкого усиления Сефевидской династии на северо-западной границе Ирана.

Изображение кольчато-пластинчатых панцирей втор.пол. XV-XVII вв. и шлемов. 1. "Хамса" Навои, Багдад, 1465, б-ка "Индийского министерства" (Лондон). 2. Миниатюры из альбома, Тебриз, сер. XV в., б-ка музея Топкапу (Стамбул). 3. Миниатюры из альбома, Герат, кон. XV в., б-ка музея Метрополитен (Нью- Йорк). 4. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Герат, 1495, б-ка Бостонского музея. 5, 7. "Шах-наме" Фирдоуси, Тебриз, 1524, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина. 6. "Хамса" Навои, Бухара, 1571- 1572 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина. 8,9, 11-13. "Хамса" Навои, Бухара, 1648 г., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина. 10. "Зафар-наме" Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, 1628, б-ка Института востоковедения А.Н. Узбекской ССР.

Именно отсюда происходит наибольшее количество изображений воинов в кольчато-пластинчатых доспехах начиная с середины XV в. Конечно, "бехтерцы" и "юшманы" применялись и в Южном Иране (оружие не знает границ), но преобладали они именно на севере, там, где персидские земли смыкались с землями османской Турции. По мере завоевания Ирана сефивидскимикызылбашами, "монгольские" черты в защитном вооружении постепенно исчезают. А во второй четверти XVI в. формируется собственно общеиранский защитный комплекс вооружения, получивший дальнейшее развитие в XVII в. Появление же многочисленных изображений кольчато-пластинчатых доспехов на востоке Ирана - Герате, можно объяснить отчасти местными традициями, а отчасти, военной экспансией кочевых узбеков в этот регион. Орда кочевых узбеков - осколок Золотой Орды, в конце XV века переходит к завоеванию Средней Азии, а затем вторгается в Хорасан. Несмотря на то, что нашествие Шейбани-хана шло на Иран с востока, комплекс вооружения узбеков, сложился на западе, на территории Золотой Орды, где, кстати, обнаружен один из первых экземпляров кольчато-пластинчатых доспехов [27]. Поэтому нет ничего удивительного в том, что "бехтерцы" среднеазиатских воинов XVI века, почти в точности повторяют аналогичные панцири в иранской миниатюре этого периода (табл. 3: 5 и 6) [28].

Очень показателен и тот факт, что если в гератской миниатюре конца XV века, еще соседствуют ламинарные и кольчато-пластинчатые доспехи, то в XVI в. изображаются только последние. Похожий процесс наблюдается и в Средней Азии, где ламинарные панцири изображаются, почти исключительно, как доспехи иноземных врагов и "северных кочевников".

Таким образом "вестернизация" посттимуридского доспеха на территории Средней Азии проходила двумя путями: через влияние североиранского комплекса вооружения и вооружения кочевых узбеков шейбанидов. Кольчато-пластинчатые доспехи, привнесенные на территорию Средней Азии с северо-запада, стремительно завоевали популярность у местных оружейников, благодаря своим высоким защитным свойствам, относительной легкости и удобству.

 

Боевые наголовья

В ходе интенсивного конного боя, значительная часть клинковых ударов приходится на голову и плечи воина, поэтому в XV-XVII веках шлемы с бармицами были достаточно широко распространены среди конных латников, принимавших участие в рукопашной схватке. При описании снаряжения "батыра" на бой в среднеазиатских эпосах достаточно часто дается описание боевых наголовий: "Надел блестящий булатный шлем, свой громадный, ратный шлем. Четыре обода он имел, чеканные украшения на них, искусные изображения на них. Наушники были на шлеме том - были из меди яркой они, горели, как солнце, жарко они - каждый величиной с кумган" [88]. Все известные среднеазиатские шлемы имеют сфероконическую форму купола. В отличие от степных аналогов значительная часть подлинных среднеазиатских (бухарских и кашгарских) наголовий имеют цельнокованую тулью, обручи и металлические науши. В целом они близки к иранским, русским и османским шлемам, и принадлежат скорее не к центрально-азиатской, а к переднеазиатской традиции. Все рассматриваемые шлемы по форме купола относятся к одному типу.

Изображения шлемов и бармиц XV–XVII вв. 1. «Шах-наме» Фирдоуси, Герат, 1429, б-ка Гюлистанского музея. 2. «Хамса» Навои, Шираз, 1507–1508 годов, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина. 3. «Шах-наме» Фирдоуси, Тебриз, 1524, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина. 4, 5, 17, 23, 26. Миниатюры Масуд ибн УсманКухистани «Султан Джалал-ад-дин, переплывающий через Инд» и «Сражение султана Махмуда Газневи с сельджуками», Самарканд, 1540, публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина. 6, 7, 11. «Хамса» Навои, Бухара, 1571–1572 годов, публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина. 8–10. «Хамса» Навои, Бухара, 1579–1580 годов, публ. библиотека им. Салтыкова-Щедрина. 12, 13, 20. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, 1628 г., б-ка Института востоковедения А.Н. Узбекской ССР. 14, 27, 28. «Хамса» Навои, Бухара, 1648 г., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина. 15. Миниатюры из альбома, Самарканд, нач. XVI в., б-ка ИНА. 16. «Хамса» Навои, Герат, 1494–495 годов, б-ка Британского музея (Лондон). 18, 19. «Шах-наме» Фирдоуси, Самарканд (?), б-ка ИНА. 21, 22. «Хамса» Навои, Герат, втор.пол. XV в., б-ка Британского музея (Лондон). 24, 25. «Хамса» Навои, Бухара, 1553 г., б-ка Оксфорда.

Тип. 1. Сфероконические.
По способу изготовления купола и наличию дополнительных защитных деталей среди сфероконических среднеазиатских шлемов можно выделить несколько вариантов:

Вариант 1. Шлем с цельнокованым куполом, козырьком, наносником, наушами и назатыльником.
Включает 1 экземпляр, изготовленный в г. Яркенде. В описях Оружейной Палаты Московского Кремля значится как "шапка яркендского дела хана Мухамеда" (№ 4408) и датируется концом XVI века. Высота шлема - 20,0 см, диаметр - 22,5 см. Купол шлема выкован из одного листа железа. Низкая тулья купола с приземистым навершием сближает его с русским шлемом XVII века, хранящимся в Красноярском краеведческом музее (№ 6641). К налобной части яркендского шлема приклепан треугольный козырек, в который с вставлен подвижный наносник. С помощью петель к шлему подвешена пара резных пятиугольных наушей и неширокий назатыльник. Золотой узор из проволоки образует своеобразный "псевдообруч". Гравировка покрывает козырек и навершие, накладные украшения и розетки из золотой проволоки украшают науши и купол шлема (табл. 12:1). Судя по среднеазиатским миниатюрам подобные шлемы (часто без козырьков, наносников и назатыльников) были популярны у среднеазиатской знати XVI-XVII вв.

Вариант 2. Шлем с цельнокованым куполом, наносником и наушами.
Включает 1 экземпляр. Предположительное место изготовления Иран или Средняя Азия. Время изготовления: середина XVI в. В описях Оружейной Палаты Московского Кремля значится как "шапка кучумовская булатная гладкая". Наголовье было передано в дар царю боярином Борисом Петровичем Шереметевым. Высота шлема- 23, 5 см., диаметр - 21,2 см. купол шлема выкован из одного листа железа. В отличие от яркендского шлема данное наголовье имеет длинное вытянутое навершие состоящее из покрытой эмалью трубки для плюмажа и сферического подвершия. Последний элемент является характерным украшением передне- и среднеазиатских шлемов кон XV-XVII вв. К нижней части купола приклепан узкий ободок с "гнездами" для драгоценных камней (яхонтов, винисков и бирюзы). Шлем имеет подвижный наносник, по бокам подвешены науши сложной формы, украшенные ободками и рельефными "гнездами" с драгоценными камнями. Поверхность шлема покрыта золотыми узорами (т.н. "разметными травами чеадасскими"), несколько выше кромки шлема идет выполненный методом гравировки "псевдообруч" (табл. 12:2). Существует предположение, что наносник и науши были дополнены русскими мастерами в XVII в., хотя шлемы с такими усилителями встречаются в среднеазиатской миниатюре XVI-XVII вв (табл. 2: 3, табл. 11: 15), а практически точная копия шлема из Оружейной Палаты с навершием с шариком и стреловидным подвижным наносником изображена на гератской миниатюре кон. XV в (табл. 11: 16).

Вариант 3. Шлемы с двухпластинчатым куполом, резными накладками, обручем и козырьком. Включает один экземпляр из Чуйской области Кыргызстана, высокогорной области Ак-кель (табл. 12: 4). Шлем составлен из двух пластин стыки, которых прикрыты резными накладками с ребрами жесткости. Низкий купол венчает навершие, состоящее из ребристой пластины полусферической формы, украшенной гравировкой с короткой втулкой для плюмажа. По нижнему краю обруча пробиты отверстия для крепления бармицы. К лицевой части обруча приклепан широкий козырек [89]. Вероятно, подобные шлемы входили в комплекс вооружения представителей кыргызской знати служившей в войсках Бухарского ханства и мусульманских государств КашгарскогоМоголистана.

Вариант 4. Шлемы с цельнокованым куполом, "псевдонакладками", сложным навершием и ступенчатой втулкой для плюмажа. Шлем является случайной находкой с территории Восточного Казахстана. Наголовье выковано из одной пластины. К нижней части тульи приклепан широкий обруч с редкими отверстиями для крепления бармицы (табл. 12:3). Большой интерес вызывают "псевдонакладки", имитирующие клепанность цельнокованой тульи шлема. Подобные имитации отмечены М.В. Гореликом на иранских шлемах XIV-XV веков [90]. По его мнению, это характерно для традиций "переходного периода", когда цельнокованые шлемы постепенно вытесняют клепаные. Оформление навершия шлема в виде многолепестковой пластины на первый взгляд сближает его с хулагуидскими шлемами XIV веков, однако, длинная ступенчатая трубка-втулка в комбинации с приплюснутым шаром хорошо известные нам по иранским, гератским и среднеазиатским миниатюрам конца XV-XVII веков (табл. 11: 3, 8,10, 12, 15, 16, 25, табл. 2: 2, 3, табл. 3: 7) указывают на позднесредневековое происхождение наголовья. Вероятно, шлем принадлежал джунгарскому или казахскому воину и был изготовлен оружейниками-джабатабами одного из государств Средней Азии.

В фондах Оружейной палаты хранится два шлема с личинами - забралами, которые впервые встречаются в описях 1677 г. Н. В. Пятышева определила их, как северо-индийские XVI в. [91], М.В. Горелик, как иранские XIV-XV вв. [92]. В самих же описях они обозначены, как монгольские "шапки железные"(табл. 12: 5). Позднесредневековое происхождение наголовий не вызывает особых сомнений. Однако верхняя граница бытований подобных шлемов не может быть ограничена первой половиной XVI в., так как сферическое расширение на навершиях (по которым собственно, и дается датировка) продолжали бытовать и во второй половине XVI и даже в первой половине XVII в. (табл. 11: 8, 10, 12). Возможно, что наголовья с личинами были изготовлены кашгарскими, среднеазиатскими или переднеазиатскими мастерами, однако были преподнесены в дар московским правителям монголами, джунгарами или волжскими калмыками. Косвенным подтверждением использования подобных шлемов воинами Средней Азии могут служить упоминания "забрал" и "булатной защиты для лица" в казахском и узбекском эпосе, а так же изображения латников в масках (полумасках-?) с характерными "клювообразными" носами в бухарской позднесредневековой миниатюре (табл.11, рис. 13).

Большинство воинов на миниатюрах имеют шлемы, которые, не смотря на кажущееся разнообразие форм, легко распределяются по трем основным типам: низкие сфероконические "шишаки" (табл. 11: 1-14), высокие, крупные и объемные "шеломы" (табл. 11: 15-20) и шлемы с цилиндроконической формой купола (табл. 11: 21-28), широко представленные в турецких и русских музеях. Большая часть "шишаков" и значительная часть шеломов являются клепанными из 4-9, и более сегментов, стянутых обручем (табл. 11: 1-8, 11, 12, 14, 18, 19; табл. 3: 7, 9, 11; табл. 2: 2, 6, 7; табл. 10: 5, 6, 11, 13). Среди цилиндроконических шлемов чаще встречаются гладкие и имитирующие клепанность (табл. 11: 21, 22, 27, 28) цельнокованые шлемы.

Как правило, шлемы венчало приклепанное к тулье навершие, состоящее из пластины, иногда фигурно вырезанной в виде цветочных лепестков или лучей и втулки для плюмажа. Последняя могла быть длинной ступенчатой или простой. Очень часто между пластиной навершия и втулкой помещалось украшение в виде обыкновенного или не много приплюснутого шара (табл. 11: 3, 8,10, 12, 15, 16, 25, табл. 2: 2, 3, табл. 3: 7). В XV-XVI веках невысокое навершие шлема мог венчать не большой шарик, иногда с отверстием для плюмажа (табл. 11: 2, 5-7, 11, табл. 2: 12, табл. 3: 6, табл. 10: 9, 10) или пикообразное украшение (табл. 11: 8, 10, табл. 2: 8). Как правило, втулка была прямой или не много расширялась к верху, очень редко она имела еще и украшения в виде зубцов (табл. 11: 12). Относительно редко встречаются шлемы, навершие и втулка которых, как и у шлемов из Оружейной Палаты выкованы из одного куска железа вместе с тульей (табл. 11: 15, 20, 24, табл. 2: 3, 8, 9, табл. 3: 1, табл. 10: 7, 9, табл. 5: 2, 7).

Подавляющая часть шлемов имеет гладкие обручи разной ширины. Во второй половине XV - нач. XVI вв. еще встречаются шлемы с налобными пластинами и надбровными вырезами (табл. 11: 15, табл. 3: 2), позже они почти не фиксируются.

Среднеазиатские шлемы XV–XVII вв. 1. Кашгарский шлем яркендского производства кон. XVIв. (Оружейная палата Московского Кремля, № 4408). Вид спереди и сбоку. 2. «Шапка кучумовская булатная» XVI в. (Оружейная палата Московского Кремля, Инв. № ОР-164). Вид спереди и сбоку. 3. Среднеазиатский шлем XV-XVI вв. (случайная находка с тер.Восточного Казахстана). 4.Киргизский шлем XVI–XVII вв. случайная находка с территории Высокогорной местности Ак-Кель, Чуйской области респ. Кыргызстан). 5.Шлем с железной личиной XV-XVII вв. (Оружейная палата Московского Кремля, Инв. № ОР- 2055).

С боку к шлемам подвешивались железныенауши. В кон. XV в. фиксируется два их основных типа: двойные (или тройные), когда с каждого боку подвешивали по 2-3 науша, как правило, трапециевидной, пятиугольной или близкой к окружности формы, цельные (табл. 11: 2, 3, табл. 10: 5) или склепанные из отдельных сегментов (табл. 2: 11, табл. 4, 5). Другим типом, были одинарные, по одному с каждой стороны шлема, науши сложной, как правило, пятиугольной, прямоугольной или полукруглой формы. Науши часто снабжались железной окантовкой и сквозными отверстиями (табл. 11: 12, 15, 23, табл. 2: 3, 6, 7).

Шлемы могли снабжаться подвижными наносниками - "стрелками", однако на миниатюрах они показываются не всегда (табл. 11: 16), чаще художники изображали "болты" в которые вставлялись наносники (табл. 11: 3, 15, 18).

Шлемы и науши знати покрывались гравировкой и украшениями в виде корон, виноградных лоз, цветов и т. д. Удивительно, но шлемы очень редко обматывались чалмами (табл. 11: 14) и несколько чаще имели меховую оторочку и поднятые кожаные поля (табл. 11: 10, 11).

Судя по миниатюрам, ламинарные и ламеллярные бармицы, характерные для Средней Азии во времена тимуридов, к середине XVI в. вышли из употребления на большей части Хорасана, Бухарского ханства, Кашгарии. Самым популярным видом бармиц в описываемый период была кольчужная сетка. На изображениях различаются два типа кольчужных бармиц: "открытая", прикрывавшая затылок и шею (табл. 11: 4, 8, 25, табл. 2: 8, табл. 4: 1, 10) и "закрытая" защищавшая еще и горло (табл. 11: 1- 3, 5, 16, 18, табл. 2: 11, табл. 3: 7, табл. 10: 5, 6). Последний тип кольчужной бармицы в моменты отсутствия непосредственной опасности заправлялся за наносник, или "болт", шлема (табл. 11: 3, 16, 18, табл. 3: 7, табл. 10: 5, 6). Несколько реже, чем кольчужная, употреблялась бармица из "мягких", органических материалов, из ткани или войлока (табл. 11: 12, 17, 26). "Мягкие" бармицы, как и "мягкие" панцири часто простегивались. Интересно, что в "не боевом положении" они носились так же, как и кольчужные аналоги (табл. 11: 17, 26). Редкие отверстия для крепления защиты шеи на шлеме из Восточного Казахстана (табл. 12:3) указывают на возможное бытование в Средней и Центральной Азии бармиц с пластинчато-нашивной системой бронирования.

Самым популярным видом плюмажей были треугольные флажки - "яловцы", как правило, красного цвета. Они привязывались к тонким деревянным или металлическим прутам, вставленным в навершия (табл. 11: 4, 9, 13, 17, 21. 22, 24, табл. 2: 3, 9, 12, табл. 3: 6, табл. 10: 9). Гораздо реже флажки привязывались к самим длинным штыреобразнымнавершиям (табл. 11: 26


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.