Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2023-01-01 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Развивающая логопедическая программа для детей дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности // “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,”Программа логопедической работы по предолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой“Программа коррекционно разивающей работы для детей с онр” Н.В.Нищевой.
Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
|
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду.
Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
В МБДОУ № 15 осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.
В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа “От рождения до школы”. Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией.
|
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов, показывает, что следует уменьшить количество подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7)
В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
|
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III -IVур.р.
(6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения)
I период:
2 половина сентября-1 половина ноября - 9 недель; 18 занятий-2 занятия в неделю (7 час.30 мин.)
II период:
2 половина ноября-1 половина февраля - 12 недель; 24 занятий – 2 занятия в неделю (10 час.)
III период – 2 половина февраля– май - 12 недель; 24 занятие – 2 занятия в неделю (10 час.)
- звукопроизношение + связная речь
Всего 66 занятий в год (27 час.30 мин.)
С 15 мая – повторение пройденного материала
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III-IV ур.р.
(7 года жизни разделено на 3 периода обучения)
I период:
сентябрь-октябрь - 7 недель; 13 занятий-2 занятия в неделю (6 ч 30 мин.)
II период:
ноябрь-февраль - 16 недель; 32 занятия – 2 занятия в неделю (16 час.)
III период:
март-май - 11,5 недель; 23 занятия-2 занятия в неделю (11 час.30 мин.)
- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь
Всего 68 занятий в год 34 час.
С 1 июня – повторение пройденного материала.
Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.
Продолжительность занятий с детьми:
ФН – от 3 до 6 месяцев;
ФФН и ФН– 1 год
ОНР-III-IV ур.р. – 1-2 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Индивидуальные занятия.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15 минут.
ФН – 2 раза в неделю;
ФФН – 2 раза в неделю;
ОНР-III-IV ур.р – 2-3 раза в неделю.
|
Заключение
Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звукослогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.
Учебно - тематическое планирование
Название | ФН, ФФН, ОНР-III у детей 6-го года жизни
| ФН, ФФН, ОНР-III у детей 7-го года жизни
| ||||
Всего занятий в год | Подгруп-повые занятия | Индиви-дуальные занятия | Всего занятий в год | Подгруп-повые занятия | Индиви-дуальные занятия | |
132 | 66 | 66 | 136 | 68 | 68 | |
Формиро-вание звукопро-изношения | 116 | 50 | 66 | 103 | 35 | 68 |
Обучение связной речи | 16 | 16 | 15 | 15 | ||
Подготовка к обучению грамоте | 18 | 18 | ||||
Количество часов | 38ч.30м | 27ч. 30м | 11час. | 45ч.35м | 34 час. | 11ч. 35м. |
Методическое обеспечение
Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения.
Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме:
“Путешествие в Звукоград”, “Звуки заблудились”, “Буратино в стране знаний”, “Телеграф”, “Перевёртыши”, “Словесный сад”, “Слоговые шары” и др.
Лексические игры и дидактические игры: “Путешествие солнечного лучика”, “Помоги Незнайке исправить ошибки”, “Телефон”, “В гостях у Федоры”, “Цветик-семицветик”, “В стране волшебника Гудвина”, “Фантазёры” и др.
Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению
Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Фамилия, имя ребёнка _____________________________________________ _____________
2. Возраст _________________________________________________________
3. Дата зачисления в группу ____________________________________________________________
№группы__________________________________________________________
4. Домашний адрес _____________________________________________________________
5. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:
Мать________________________________________________________________________________________________________________________________
Отец________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Краткие анамнестические данные:
|
Как протекали беременность и роды?_____________________________________________________________
Когда закричал?____________________________________________________
Как протекало физическое развитие:
стал держать головку___________________ сидеть_______________________
вставать___________________________ ходить_________________________
Какие заболевания перенёс от года?______________________________________________________________
Речевое развитие ребёнка: гуление_____________ лепет__________________
первые слова ___________________речь фразой _________________________
Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями) __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Как быстро наращивался словарный запас? __________________________________________________________________
7. Слух ______________ 8. Зрение ____________ 9. Интеллект ___________
10. Речевая среда и социальные условия: ___________________________________________________________________________________________________________________________________
Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
их результативность_________________________________________________
Как сам ребёнок относится к речевому дефекту? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Общее звучание речи: темп ______________________________________
голос _____________________________________________________________
разборчивость______________________дыхание ________________________
12. Обследование артикуляционного аппарата: подвижность языка______________________________прикус_________________________
строение нёба ______________________ зубов __________________________
состояние подъязычной уздечки __________________ губы _______________
13. Состояние общей и мелкой моторики (координированность движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребёнок)_____________________________________________________________________________________________________________________________
14. Общее развитие ребёнка:
а) счёт прямой ______________________ обратный ______________________
счётные операции: __________________________________________________
б) выделение четвёртого лишнего _____________________________________
Звукопроизношение.
Гласные: А__________ У _________ О __________Ы _________ Э _________
Согласные: С ___________ СЬ __________ З _____________ ЗЬ ____________ Ц _________Ш _____________Ж ___________ Щ ___________ Ч __________
Л __________ЛЬ __________ Р ___________ РЬ __________ Й _____________
Повтори предложения:
У сома усы. ________________________________________________________
Зоя сушит шубу.____________________________________________________
У Зины жёлтый зонтик. ______________________________________________
Девочки и мальчики скачут, как зайчики._______________________________
__________________________________________________________________
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока._______________________________
__________________________________________________________________
У Любы болят зубы._________________________________________________
На дубе белка.______________________________________________________
Пять котят есть хотят._______________________________________________
Майя и Юля поют.__________________________________________________
У клоуна была балалайка.____________________________________________
У коровы острые рога._______________________________________________
Фонематическое восприятие
а) выделение звука из ряда звуков:
“т” - м, п, т, к, д, т, н, к, п,т___________________________________________
“п” - та, ма, па, та, ка, да, та __________________________________________
“к” - мак, паук, там, дом, кот, крот ____________________________________
б) повторение серии слогов и слов:
та-да-та ________________________ да-та-та __________________________
ка-га-га ________________________ га-га-ка ___________________________
па-ба-па________________________ ба-ба-па___________________________
кот-год-кот__________________ том-ком-гном __________________________
том-дом-ком____________________ мак-бак-так ________________________
в) дифференциация звуков:
С – З __________________Ж – З ____________ Щ – СЬ __________________
С – Ш_________________Ч – ТЬ ____________Л – Р _____________________
Ш – Ж________________ Ц – С ______________ Ч – Ц ___________________
Ц – ТЬ __________________Ч – С _____________ П – Б __________________
Т – Д ___________________ К - Х ____________ К – Г ___________________
На 2012 – 2013 учебный год.
№ п/п | Ф.И.О. ребёнка | Дата рождения | Домашний адрес | Логопедическое заключение | Примечание |
1 | Дуткевич Анна | 28.10.2006 | г.Красноар-мейск, ул. Б.Хмельницкого д.2 «б», кв.9 | ОНР III ур. F80-82 | Занятия с логопедом |
2 | Замышляев Данил | 15.04.2006 | г.Красноар-мейск, ул. Кондаков ад.153, кв.1 | ОНР III ур. | Занятия с логопедом |
3 | Красавцева Полина | 8.08.2006 | г.Красноар-мейск, ул. Революционная д.14 «а», кв.2 | ОНР III ур. | Занятия с логопедом |
4 | Куликов Игорь | 22.12.2006 | г.Красноар-мейск, ул. Мичурина д.23 | ОНР III ур. | Занятия с логопедом |
5 | Плеханов Степан | 31.03.2006 | г.Красноар-мейск, ул. Речная д.37, кв.16 | ОНР III ур. | Занятия с логопедом |
6 | Терешкова Дарья | 17.09.2006 | г.Красноар-мейск, ул. Мичурина д.2 «в», кв. 10 | НВОНР | Занятия с логопедом |
7 | Тамонова Алёна | 4.07.2006 | г.Красноар-мейск, ул. Мичурина д.1 «б»,кв.9 | НВОНР | Занятия с логопедом |
8 | Землянская Виктория | 9.02.2007 | г.Красноар-мейск, 5-22-38 | ФФНР | Занятия с логопедом |
9 | Краснощок Артём | 14.12.2006 | г.Красноар-мейск, ул. Мичурина д.1 «д», кв.4 | ОНР III ур. | Занятия с логопедом |
10 | Булычёв Кирилл | 16.03.2007 | г.Красноар-мейск, ул. Южная д.3 | ОНР III ур. | Занятия с логопедом |
11 | Мясников Виктор | 26.05.2007 | г.Красноар-мейск, ул. Карамышская д.21, кв.15 | ФФНР | Занятия с логопедом |
12 | Козлова Дарья | 25.03.2007 | г.Красноар-мейск, ул. Б.Хмельницкого д.27 | НВОНР | Занятия с логопедом |
13 | Лобанова Анна | 5.09.2007 | г.Красноар-мейск, ул. 1-Мая д.147, кв.3 | ОНР III ур. | Занятия с логопедом |
14 | Божко Назар | 11.08.2007 | г.Красноар-мейск, ул. Б.Хмельницкого д.2 «а»,кв.12 | НВОНР | Занятия с логопедом |
15 | Сгожев Артём | г.Красноар-мейск, ул Калинина д.22, кв.3. | ОНР III ур. | Занятия с логопедом | |
16 | Шишкин Артём | 25.02.2007 | г.Красноар-мейск, ул. Красная звезда д.14 | НВОНР | Занятия с логопедом |
17 | Рассказов Игорь | 24.07.2007 | г.Красноар-мейск, ул. Революционная д.27,кв.5 | ФФНР | Занятия с логопедом |
18 | Гришенкова Софья | 8.08.2007 | г.Красноар-мейск, ул. Калинина д.22, кв.15 | ОНР III ур. | Занятия с логопедом |
19 | Рамазанова Луиза | 15.06.2007 | г.Красноар-мейск, ул. Западная д.14,кв.3 | ОНР II ур. | Занятия с логопедом |
20 | Котельников Александр | 29.07.2007 | г.Красноар-мейск, ул. Московская д.2 «д»,кв.1 | НВОНР | Занятия с логопедом |
21 | Казарин Иван | 14.07.2007 | г.Красноар-мейск, п. Кирпичного завода д.17, кв.10 | ОНР III ур. | Занятия с логопедом |
22 | Пресняков Александр | 1.03.2008 | г.Красноар-мейск, ул. Б.Хмельниц-кого д.16 | ОНР II ур. | Занятия с логопедом |
23 | Клещёв Вадим | 3.12.2007 | г.Красноар-мейск, ул. Мичурина д.4, кв.8 | ОНР III ур. | Занятия с логопедом |
24 | Сороколетова Валерия | 26.01.2008 | г.Красноар-мейск, ул. Карамышская д.15, кв.2 | НВОНР | Занятия с логопедом |
25. | Брандт Егор | 14.08.2007 | г.Красноар-мейск, ул. Почтовая д.28, кв.1 | ОНР III ур. | Занятия с логопедом |
Подпись логопеда МБДОУ /Янченко В. А./
Подпись заведующей МБДОУ
«Детский сад № 15» /Краснова Н.В. /
Приложение № 3
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
Планирование
индивидуальной логопедической работы(нужное отметить +)
c ________________________________
1. Формирование правильного звукопроизношения.
Логопедический массаж;
развивать подвижность артикуляционного аппарата;
постановка и коррекция звуков:
группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
губно-губные – П, Б, М + мягк.
губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
Другие __________________________
автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи
словообразование;
словоизменение.
6. Развитие лексической стороны речи
расширять предметный словарь;
расширять словарь признаков;
расширять глагольный словарь.
7. Формирование связной речи
формировать умение составлять рассказ по картинке;
формировать умение составлять рассказ по серии картин;
формировать умение составлять пересказ;
формировать умение составлять рассказ - описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Приложение № 6
Логопедического кабинета
1. Настенное зеркало для логопедических занятий;
2. Зеркала для индивидуальной работы;
3. Дополнительное освещение у зеркала.
4. Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;
5. Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, 6. технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);
7. Шкафы для пособий;
8. Письменный стол для работы учителя-логопеда;
9. Столы для занятий с детьми;
10. Стулья детские.
Литература
1.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
2.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978
3.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009
4.Н.В.нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр.
5.З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002
6.О.И.Крупенчук.Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001
7.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002
8.Е.В.кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,1999
9.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,1999
10.Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО,2002
11В.И.Руденко.домашний логопед.-Ростов на Дону:феникс,2002
12.Г.С.Швайко.Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988
13З.Е.агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-С.П.:Детство-Пресс,2005
14.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,2000
15.В.В.Коноваленко.Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН.-ГНОМ,2005
16.Н.В.Курдвановская.Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.-М.:Сфера,2007
17.Н.В.Соловьёва Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера,2009
18.Е.А.борисова. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.-М.:ТЦ Сфера,2008
19. Э.Ф.курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет.-Волгоград: Учитель,2011
20.О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия.-Волгоград:Учитель,2011
21 Е.Л.Ворошилова.Коррекция заикания у дошкольников.-М.:Сфера,2012
22.А.Ф.Рыбина. Коррекция звукопризношения у детей. Речевой материал.-Волгоград:Учитель,2001
23.Н.В.Нищева.Разноцветные сказки.-С.П.:Детство-Пресс,2001
24.О.Б.иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003
25.А.В.Ястребова.Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001
26.Т.Ю.Бардышева.учусь перессказыват.-М.:Карапуз,2003
27.Э.М.Курицына.большая книга занятий по развитию речи. М.:рОСМЭН,2005
28.О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005
29.Н.В.Нищева. Будем говорить правильно.С.П.:Детство-Пресс,2002Е.Н.Косинова.Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008
30.О.С.Гомзяк.Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера,2007
31.Журнал “Логопед”
32.Журнал “Конфетка” (Приложение к журналу “Логопед”)
33.О.В.Жохова.Домашние задания для детей логопедической группы ДОУ.-М.:С
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 г. Красноармейска Саратовской области»
Принято: Утверждаю:
На педагогическом совете Заведующая МБДОУ №15
Протокол №_______ __________Краснова Н.В.
от «____»________20__г. Приказ №____________
от «____»_______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя-логопеда
На дошкольном логопункте
Разработала:
учитель-логопед
Янченко В. А.
Развивающая логопедическая программа для детей дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности // “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,”Программа логопедической работы по предолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой“Программа коррекционно разивающей работы для детей с онр” Н.В.Нищевой.
Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду.
Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
В МБДОУ № 15 осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.
В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа “От рождения до школы”. Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов, показывает, что следует уменьшить количество подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7)
В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III -IVур.р.
(6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения)
I период:
2 половина сентября-1 половина ноября - 9 недель; 18 занятий-2 занятия в неделю (7 час.30 мин.)
II период:
2 половина ноября-1 половина февраля - 12 недель; 24 занятий – 2 занятия в неделю (10 час.)
III период – 2 половина февраля– май - 12 недель; 24 занятие – 2 занятия в неделю (10 час.)
- звукопроизношение + связная речь
Всего 66 занятий в год (27 час.30 мин.)
С 15 мая – повторение пройденного материала
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III-IV ур.р.
(7 года жизни разделено на 3 периода обучения)
I период:
сентябрь-октябрь - 7 недель; 13 занятий-2 занятия в неделю (6 ч 30 мин.)
II период:
ноябрь-февраль - 16 недель; 32 занятия – 2 занятия в неделю (16 час.)
III период:
март-май - 11,5 недель; 23 занятия-2 занятия в неделю (11 час.30 мин.)
- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь
Всего 68 занятий в год 34 час.
С 1 июня – повторение пройденного материала.
Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.
Продолжительность занятий с детьми:
ФН – от 3 до 6 месяцев;
ФФН и ФН– 1 год
ОНР-III-IV ур.р. – 1-2 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Индивидуальные занятия.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15 минут.
ФН – 2 раза в неделю;
ФФН – 2 раза в неделю;
ОНР-III-IV ур.р – 2-3 раза в неделю.
Заключение
Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звукослогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.
Учебно - тематическое планирование
Название | ФН, ФФН, ОНР-III у детей 6-го года жизни
| ФН, ФФН, ОНР-III у детей 7-го года жизни
| ||||
Всего занятий в год | Подгруп-повые занятия | Индиви-дуальные занятия | Всего занятий в год | Подгруп-повые занятия | Индиви-дуальные занятия |
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!