Развивающая логопедическая программа для детей дошкольного возраста. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Развивающая логопедическая программа для детей дошкольного возраста.

2023-01-01 23
Развивающая логопедическая программа для детей дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развивающая логопедическая программа для детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

 

В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности // “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,”Программа логопедической работы по предолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой“Программа коррекционно разивающей работы для детей с онр” Н.В.Нищевой.

 

Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым.   Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

 

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду.

 

Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

 

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

 

В МБДОУ  № 15 осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.

 

   В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа “От рождения до школы”. Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией.

 

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

 

Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов, показывает, что следует уменьшить количество подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7)

 

В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

 

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

 

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников,   сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

 

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

 

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

 

 

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III -IVур.р.

(6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения)

 

I период:

2 половина сентября-1 половина ноября - 9 недель; 18 занятий-2 занятия в неделю (7 час.30 мин.)

 

II период:

 2 половина ноября-1 половина февраля - 12 недель; 24 занятий – 2 занятия в неделю (10 час.)

 

III период – 2 половина февраля– май - 12 недель; 24 занятие – 2 занятия в неделю (10 час.)

- звукопроизношение + связная речь

 

Всего 66 занятий в год (27 час.30 мин.)

С 15 мая – повторение пройденного материала

 

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III-IV ур.р.

(7 года жизни разделено на 3 периода обучения)

 

I период:

сентябрь-октябрь - 7 недель; 13 занятий-2 занятия в неделю (6 ч 30 мин.)

 

II период:

ноябрь-февраль - 16 недель; 32 занятия – 2 занятия в неделю (16 час.)

 

III период:

март-май - 11,5 недель; 23 занятия-2 занятия в неделю (11 час.30 мин.)

 

- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь

 

Всего 68 занятий в год 34 час.

 

С 1 июня – повторение пройденного материала.

 

Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.

 

Продолжительность занятий с детьми:

ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН– 1 год

ОНР-III-IV ур.р. – 1-2 года.

 

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

 

Индивидуальные занятия.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15 минут.

ФН – 2 раза в неделю;

ФФН – 2 раза в неделю;

ОНР-III-IV ур.р – 2-3 раза в неделю.

 

Заключение

Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звукослогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

 

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.

 

Учебно - тематическое планирование

 

Название

ФН, ФФН, ОНР-III у детей

6-го года жизни

 

ФН, ФФН, ОНР-III у детей

7-го года жизни

 

Всего занятий в год       Подгруп-повые занятия     Индиви-дуальные занятия   Всего занятий в год     Подгруп-повые занятия     Индиви-дуальные занятия  
  132 66     66     136     68     68
Формиро-вание звукопро-изношения       116   50   66     103   35     68  
Обучение связной речи     16     16     15         15  
Подготовка к обучению грамоте           18     18  
Количество часов     38ч.30м  27ч. 30м     11час.   45ч.35м 34 час.       11ч. 35м.

 

Методическое обеспечение

Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения.

 

Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме:

“Путешествие в Звукоград”, “Звуки заблудились”, “Буратино в стране знаний”, “Телеграф”, “Перевёртыши”, “Словесный сад”, “Слоговые шары” и др.

Лексические игры и дидактические игры: “Путешествие солнечного лучика”, “Помоги Незнайке исправить ошибки”, “Телефон”, “В гостях у Федоры”, “Цветик-семицветик”, “В стране волшебника Гудвина”, “Фантазёры” и др.

 

Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению

Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению

РЕЧЕВАЯ КАРТА

 

1. Фамилия, имя ребёнка _____________________________________________ _____________

2. Возраст _________________________________________________________

3. Дата зачисления в группу ____________________________________________________________

№группы__________________________________________________________

4. Домашний адрес _____________________________________________________________

5. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:

Мать________________________________________________________________________________________________________________________________

Отец________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Краткие анамнестические данные:

Как протекали беременность и роды?_____________________________________________________________

Когда закричал?____________________________________________________

Как протекало физическое развитие:

стал держать головку___________________ сидеть_______________________

вставать___________________________ ходить_________________________

Какие заболевания перенёс от года?______________________________________________________________

Речевое развитие ребёнка: гуление_____________ лепет__________________

первые слова ___________________речь фразой _________________________

Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Как быстро наращивался словарный запас? __________________________________________________________________

7. Слух ______________ 8. Зрение ____________ 9. Интеллект ___________

10. Речевая среда и социальные условия: ___________________________________________________________________________________________________________________________________

Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

их результативность_________________________________________________

Как сам ребёнок относится к речевому дефекту? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Общее звучание речи: темп ______________________________________

голос _____________________________________________________________

разборчивость______________________дыхание ________________________

12. Обследование артикуляционного аппарата:                                    подвижность языка______________________________прикус_________________________

строение нёба ______________________ зубов __________________________

состояние подъязычной уздечки __________________ губы _______________

13. Состояние общей и мелкой моторики (координированность движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребёнок)_____________________________________________________________________________________________________________________________

14. Общее развитие ребёнка:

а) счёт прямой ______________________ обратный ______________________

счётные операции: __________________________________________________

б) выделение четвёртого лишнего _____________________________________

Звукопроизношение.

Гласные: А__________ У _________ О __________Ы _________ Э _________

Согласные: С ___________ СЬ __________ З _____________ ЗЬ ____________ Ц _________Ш _____________Ж ___________ Щ ___________ Ч __________

Л __________ЛЬ __________ Р ___________ РЬ __________ Й _____________

Повтори предложения:

У сома усы. ________________________________________________________

Зоя сушит шубу.____________________________________________________

У Зины жёлтый зонтик. ______________________________________________

Девочки и мальчики скачут, как зайчики._______________________________

__________________________________________________________________

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока._______________________________

__________________________________________________________________

У Любы болят зубы._________________________________________________

На дубе белка.______________________________________________________

Пять котят есть хотят._______________________________________________

Майя и Юля поют.__________________________________________________

У клоуна была балалайка.____________________________________________

У коровы острые рога._______________________________________________

Фонематическое восприятие

а) выделение звука из ряда звуков:

“т” - м, п, т, к, д, т, н, к, п,т___________________________________________

“п” - та, ма, па, та, ка, да, та __________________________________________

“к” - мак, паук, там, дом, кот, крот ____________________________________

б) повторение серии слогов и слов:

та-да-та ________________________ да-та-та __________________________

ка-га-га ________________________ га-га-ка ___________________________

па-ба-па________________________ ба-ба-па___________________________

кот-год-кот__________________ том-ком-гном __________________________

том-дом-ком____________________ мак-бак-так ________________________

в) дифференциация звуков:

С – З __________________Ж – З ____________ Щ – СЬ __________________

С – Ш_________________Ч – ТЬ ____________Л – Р _____________________

Ш – Ж________________ Ц – С ______________ Ч – Ц ___________________

Ц – ТЬ __________________Ч – С _____________ П – Б __________________

Т – Д ___________________ К - Х ____________ К – Г ___________________

На 2012 – 2013 учебный год.

 

 

  № п/п     Ф.И.О. ребёнка     Дата рождения     Домашний адрес   Логопедическое заключение     Примечание  
  1   Дуткевич Анна   28.10.2006 г.Красноар-мейск, ул. Б.Хмельницкого д.2 «б», кв.9   ОНР III ур. F80-82   Занятия с логопедом
  2   Замышляев Данил   15.04.2006 г.Красноар-мейск, ул. Кондаков ад.153, кв.1   ОНР III ур.   Занятия с логопедом
  3   Красавцева Полина   8.08.2006 г.Красноар-мейск, ул. Революционная д.14 «а», кв.2   ОНР III ур.   Занятия с логопедом
  4   Куликов Игорь   22.12.2006 г.Красноар-мейск, ул. Мичурина д.23   ОНР III ур.   Занятия с логопедом
  5   Плеханов Степан   31.03.2006 г.Красноар-мейск, ул. Речная д.37, кв.16   ОНР III ур.   Занятия с логопедом
  6   Терешкова Дарья   17.09.2006 г.Красноар-мейск, ул. Мичурина д.2 «в», кв. 10   НВОНР   Занятия с логопедом
  7   Тамонова Алёна   4.07.2006 г.Красноар-мейск, ул. Мичурина д.1 «б»,кв.9   НВОНР   Занятия с логопедом
  8   Землянская Виктория     9.02.2007 г.Красноар-мейск, 5-22-38   ФФНР   Занятия с логопедом
  9   Краснощок Артём   14.12.2006 г.Красноар-мейск, ул. Мичурина д.1 «д», кв.4   ОНР  III ур.   Занятия с логопедом
  10   Булычёв Кирилл   16.03.2007 г.Красноар-мейск, ул. Южная д.3   ОНР III ур.   Занятия с логопедом
  11   Мясников Виктор   26.05.2007 г.Красноар-мейск, ул. Карамышская д.21, кв.15   ФФНР   Занятия с логопедом
  12   Козлова Дарья   25.03.2007 г.Красноар-мейск, ул. Б.Хмельницкого д.27   НВОНР   Занятия с логопедом
  13   Лобанова Анна   5.09.2007 г.Красноар-мейск, ул. 1-Мая д.147, кв.3   ОНР III ур.   Занятия с логопедом
  14   Божко Назар     11.08.2007 г.Красноар-мейск, ул. Б.Хмельницкого д.2 «а»,кв.12   НВОНР   Занятия с логопедом
  15   Сгожев Артём   г.Красноар-мейск, ул Калинина д.22, кв.3.   ОНР III ур.   Занятия с логопедом
  16   Шишкин Артём   25.02.2007 г.Красноар-мейск, ул. Красная звезда д.14   НВОНР   Занятия с логопедом
  17   Рассказов Игорь   24.07.2007 г.Красноар-мейск, ул. Революционная д.27,кв.5   ФФНР   Занятия с логопедом
  18   Гришенкова Софья   8.08.2007 г.Красноар-мейск, ул. Калинина д.22, кв.15   ОНР III ур.   Занятия с логопедом
  19   Рамазанова Луиза   15.06.2007 г.Красноар-мейск, ул. Западная д.14,кв.3   ОНР II ур.   Занятия с логопедом
  20   Котельников Александр   29.07.2007 г.Красноар-мейск, ул. Московская д.2 «д»,кв.1   НВОНР   Занятия с логопедом
  21   Казарин Иван   14.07.2007 г.Красноар-мейск, п. Кирпичного завода д.17, кв.10   ОНР III ур.   Занятия с логопедом
  22   Пресняков Александр   1.03.2008 г.Красноар-мейск, ул. Б.Хмельниц-кого д.16   ОНР II ур.   Занятия с логопедом
  23   Клещёв Вадим   3.12.2007 г.Красноар-мейск, ул. Мичурина д.4, кв.8   ОНР III ур.   Занятия с логопедом
  24   Сороколетова Валерия   26.01.2008 г.Красноар-мейск, ул. Карамышская д.15, кв.2   НВОНР   Занятия с логопедом
  25.   Брандт Егор   14.08.2007 г.Красноар-мейск, ул. Почтовая д.28, кв.1   ОНР III ур.   Занятия с логопедом

 

                     

Подпись логопеда МБДОУ                                                           /Янченко В. А./

 

Подпись заведующей МБДОУ

«Детский сад № 15»                                                               /Краснова Н.В. /

 

Приложение № 3

 

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

Планирование

индивидуальной логопедической работы(нужное отметить +)

c ________________________________

 

1. Формирование правильного звукопроизношения.

Логопедический массаж;

развивать подвижность артикуляционного аппарата;

постановка и коррекция звуков:

группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ

группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ

губно-губные – П, Б, М + мягк.

губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.

заднеязычные – К, Г, Х + мягк.

Другие __________________________

автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.

2. Формирование фонематического восприятия:

определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);

определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.

3. Формирование фонематического слуха   

4. Работа над слоговой структурой слова.

5. Развитие грамматического строя речи

словообразование;

словоизменение.

6. Развитие лексической стороны речи

расширять предметный словарь;

расширять словарь признаков;

расширять глагольный словарь.

7. Формирование связной речи

формировать умение составлять рассказ по картинке;

формировать умение составлять рассказ по серии картин;

формировать умение составлять пересказ;

формировать умение составлять рассказ - описание.

8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:

развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;

развивать мелкую и артикуляционную моторику.

 

Приложение № 6

 

 

Логопедического кабинета

 

1. Настенное зеркало для логопедических занятий;

2. Зеркала для индивидуальной работы;

3. Дополнительное освещение у зеркала.

4. Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;

5. Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, 6. технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);

7. Шкафы для пособий;

8. Письменный стол для работы учителя-логопеда;

9. Столы для занятий с детьми;

10. Стулья детские.

 

 

 

 

 

Литература

 

1.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993

 

2.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978

 

3.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009

 

4.Н.В.нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр.

 

5.З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002

 

6.О.И.Крупенчук.Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001

 

7.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002

 

8.Е.В.кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,1999

 

9.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,1999

 

10.Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО,2002

 

11В.И.Руденко.домашний логопед.-Ростов на Дону:феникс,2002

 

12.Г.С.Швайко.Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988

 

13З.Е.агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-С.П.:Детство-Пресс,2005

 

14.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,2000

 

15.В.В.Коноваленко.Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН.-ГНОМ,2005

 

16.Н.В.Курдвановская.Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.-М.:Сфера,2007

 

17.Н.В.Соловьёва Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера,2009

 

18.Е.А.борисова. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.-М.:ТЦ Сфера,2008

 

19. Э.Ф.курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет.-Волгоград: Учитель,2011

 

20.О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия.-Волгоград:Учитель,2011

 

21 Е.Л.Ворошилова.Коррекция заикания у дошкольников.-М.:Сфера,2012

 

22.А.Ф.Рыбина. Коррекция звукопризношения у детей. Речевой материал.-Волгоград:Учитель,2001

 

23.Н.В.Нищева.Разноцветные сказки.-С.П.:Детство-Пресс,2001

 

24.О.Б.иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003

 

25.А.В.Ястребова.Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001

 

26.Т.Ю.Бардышева.учусь перессказыват.-М.:Карапуз,2003

 

27.Э.М.Курицына.большая книга занятий по развитию речи. М.:рОСМЭН,2005

 

28.О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005

 

29.Н.В.Нищева. Будем говорить правильно.С.П.:Детство-Пресс,2002Е.Н.Косинова.Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008

 

30.О.С.Гомзяк.Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера,2007

 

31.Журнал “Логопед”

 

32.Журнал “Конфетка” (Приложение к журналу “Логопед”)

 

33.О.В.Жохова.Домашние задания для детей логопедической группы ДОУ.-М.:С

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 г. Красноармейска Саратовской области»

 

Принято:                                                                   Утверждаю:

На педагогическом совете                                      Заведующая МБДОУ №15

Протокол №_______                                                __________Краснова Н.В.

от «____»________20__г.                                       Приказ №____________

                                                                                   от «____»_______20___г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учителя-логопеда

На дошкольном логопункте

 

 

Разработала:

учитель-логопед

Янченко В. А.

 

 

Развивающая логопедическая программа для детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

 

В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности // “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,”Программа логопедической работы по предолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой“Программа коррекционно разивающей работы для детей с онр” Н.В.Нищевой.

 

Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым.   Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

 

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду.

 

Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

 

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

 

В МБДОУ  № 15 осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.

 

   В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа “От рождения до школы”. Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией.

 

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

 

Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов, показывает, что следует уменьшить количество подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7)

 

В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

 

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

 

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников,   сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

 

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

 

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

 

 

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III -IVур.р.

(6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения)

 

I период:

2 половина сентября-1 половина ноября - 9 недель; 18 занятий-2 занятия в неделю (7 час.30 мин.)

 

II период:

 2 половина ноября-1 половина февраля - 12 недель; 24 занятий – 2 занятия в неделю (10 час.)

 

III период – 2 половина февраля– май - 12 недель; 24 занятие – 2 занятия в неделю (10 час.)

- звукопроизношение + связная речь

 

Всего 66 занятий в год (27 час.30 мин.)

С 15 мая – повторение пройденного материала

 

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III-IV ур.р.

(7 года жизни разделено на 3 периода обучения)

 

I период:

сентябрь-октябрь - 7 недель; 13 занятий-2 занятия в неделю (6 ч 30 мин.)

 

II период:

ноябрь-февраль - 16 недель; 32 занятия – 2 занятия в неделю (16 час.)

 

III период:

март-май - 11,5 недель; 23 занятия-2 занятия в неделю (11 час.30 мин.)

 

- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь

 

Всего 68 занятий в год 34 час.

 

С 1 июня – повторение пройденного материала.

 

Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.

 

Продолжительность занятий с детьми:

ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН– 1 год

ОНР-III-IV ур.р. – 1-2 года.

 

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

 

Индивидуальные занятия.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15 минут.

ФН – 2 раза в неделю;

ФФН – 2 раза в неделю;

ОНР-III-IV ур.р – 2-3 раза в неделю.

 

Заключение

Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звукослогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

 

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.

 

Учебно - тематическое планирование

 

Название

ФН, ФФН, ОНР-III у детей

6-го года жизни

 

ФН, ФФН, ОНР-III у детей

7-го года жизни

 

Всего занятий в год       Подгруп-повые занятия     Индиви-дуальные занятия   Всего занятий в год     Подгруп-повые занятия     Индиви-дуальные занятия  

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.31 с.