Дифференциальная диагностика речевых нарушений — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Дифференциальная диагностика речевых нарушений

2022-12-30 22
Дифференциальная диагностика речевых нарушений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОНР III уровня р.р.

Таблица № 5

I. Понимание Неполное. Затруднено понимание пространственных, временных, логико-грамматических конструкций.
II. Фразовая речь Низкий уровень возрастного развития. Развернутая фразовая речь с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отсутствует четкость, последовательность изложения, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения. Отсутствует чувство рифмы и ритма.
III. Грамматический    строй Единичный аграмматизм рода, числа, падежных конструкций. Нарушение согласования различных частей речи, употребления предлогов, пропуск союзов в сложноподчиненных предложениях.
IV. Словарный запас Ниже возрастной нормы. Бедный. Отсутствуют, или наличествуют в искаженном виде, менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки. Наиболее характерные лексические трудности касаются: - частей предметов и объектов; - глаголов, выражающих уточнённость действий (лакает); - приставочных глаголов; - антонимов; - относительных прилагательных, родственных слов.
V. Слоговая структура слов Нарушена. Трудности в воспроизведении сложных слов. В основном страдает звуконаполняемость (персеверации, элизии, контаминации).
VI. Звукопроизношение Нарушены звуки среднего и позднего онтогенеза. Неверно произносят 10-20 звуков. Нестойкие замены, смешение звуков (изолировано может быть норма, в речевом потоке замены).
VII. Фонематический             слух Недостаточно сформирован. Низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Литеральные парафазии – показатель стойкости нарушения фонематического слуха.
VIII. Динамика и прогноз Динамика положительная. С логопедической помощью – полная коррекция или остаточные явления (нарушения письменной речи) без помощи – нарушения устной и письменной речи
IХ. Может сочетаться ОНР III уровня, ст. ф. Дизартрии ОНР III уровня, заикание ОНР III уровня, ринолалия ОНР III уровня, обусловлено двуязычием в семье ОНР III уровня, невыясненного онтогенеза ОНР III уровня, выход из моторной алалии (у школьников) ОНР III уровня, дисграфия (у школьников)

Дифференциальная диагностика речевых нарушений

ОНР IV уровня р.р.

Таблица № 6.

I. Понимание Ограничено. Затруднено понимание существительных с суффиксом единичности, притяжательных прилагательных, малознакомых сложных слов.
II. Фразовая речь 1. Нарушение логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. 2. В самостоятельном рассказывании пользуются простыми малоинформативными предложениями. 3. Трудности при планировании высказываний, отборе языковых средств.
III. Грамматический    строй Стойкие ошибки: 1. Уменьшительно-ласкательных существительных (пальтовка - пальтишко, платенка - платьице). 2.  Существительные с суффиксом единичности (горошка, гороховка – горошинка; пуховка, пушка - пушинка). 3.  Прилагательные, образованные от существительных с различными значениями соотнесенности (пухной – пуховый; сосный – сосновый). 4.  Прилагательные с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние (хвастовый – хвастливый; улыбниный - улыбчивый). 5.  Притяжательные прилагательные (волкин - волчий) 6.  Трудности в образовании малознакомых сложных слов. 7.  Трудности в выражении антонимических отношений (вежливость – злой, добродушный, не вежливость). 8.  Ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежа множественного числа. 9.  Конструкции предложений: а) пропуски союзов; б) замена союзов; в) инверсия.
IV. Словарь 1.  Недостаточный предметный словарь. 2.  Замена родовых и видовых понятий (лес – березки; деревья - елочки). 3.  При обозначении действий и признаков предметов замена их типовыми названиями и названиями приблизительного значения (овальный – круглый). 4.  Трудности при дифференцированном обозначении лиц мужского и женского рода (летчик – вместо летчица).
V. Слоговая       структура Отдельные нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости: 1. элизии – единичные пропуски слогов, чаще сокращения звуков. 2. персеверации (редкие)
VI. Звукопроизно-    шение Процесс фонемообразования не закончен: 1. Смешение звуков. 2. Недостаточная внятность, выразительность, нечеткая дикция. 3. общая смазанность речи 
VII. Фонематичес-   кий слух Недостаточно сформирован. Низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования обобщения и сравнения. Единичные латеральные парафазии.
VIII. Динамика,     прогноз Динамика положительная с логопедической помощью. При отсутствии таковой – стойкие нарушения письма.
IХ. Соотнесение  диагностик ОНР IV уровня, стертая дизартрия; ОНР IV уровня, заикание; ОНР IV уровня, ринолалия; ОНР IV уровня, обусловленное двуязычием в семье ОНР IV уровня, выход из моторной алалии

 


Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

 

ФФН – стойкое нарушение произношения нескольких групп звуков, сопровождающееся нарушением фонематического восприятия. Диагностируется с 5-ти лет. До 5-ти лет искаженное произношение считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычие

Таблица № 7.

I. Понимание Дети с ФФН достаточно хорошо понимают обращенную речь, в т.ч. и значение грамматических изменений слов. Отсутствует смешение в понимании слов, сходных по звучанию.
II. Фразовая речь Фразовая речь развернутая. Дети пользуются распространенными простыми и сложными предложениями. Структурные и грамматические нарушения фразы почти не наблюдаются.
III. Грамматический    строй Может встречаться негрубый аграмматизм, единичные нарушения, которые не являются характерными.
IV. Словарный запас Словарь соответствует возрастной норме. Может отмечаться сужение запаса знаний и представлений об окружающем.
V. Слоговая структура слов Нарушений почти не наблюдается
VI. Звукопроизношение Встречаются такие нарушения как: сигматизм, ротоцизм, ламбдацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, дефекты оглушения и смягчения звуков.
VII. Фонематический             слух Страдают восприятие, анализ и синтез звукового состава слов. Особые затруднения вызывает дифференциация звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками (звонкие - глухие, твердые – мягкие, свистящие - шипящие).
VIII. Динамика и прогноз Без логопедической помощи нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия самостоятельно не коррегируются. В школе дети могут иметь нарушение письма (дисграфия), трудности в звуковом анализе слов.
IХ. Соотнесение с медицинской классификацией ФФН – сложная дислалия; ФФН – стертая форма дизартрии ()общая смазанность речи, боковое произношение, изменение тонуса мышц языка, неточность, недостаточность движений, гиперкинезы, девиация языка, саливация, трудности артикуляции, расстройства жевания и глотания в виде редких поперхиваний, замедленный темп речи); ФФН – заикание; ФФН – ринолалия.

 


Фонетическое недоразвитие речи

Таблица № 8.

I. Понимание Полное
II. Фразовая речь Фразовая речь развита, присутствует распространенная фраза, доступен рассказ, пересказ.
III. Грамматический    строй Не нарушен
IV. Словарный запас Соответствует возрасту
V. Слоговая структура и звуконаполняемость Не нарушены
VI. Звукопроизношение Нарушено (чаще всего имеет место искажение звука). Звуки произносятся ненормированно, искаженно, для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии полностью сформирована, но фонемы реализуются в ненормированных, непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Слушающий без особых затруднений соотносит этот вариант произнесения с определенной фонемой. В основном наблюдается искаженное произношение (переднеязычные не взрывные согласные). Реже наблюдается дефектное произношение (заднеязычные взрывные согласные и среднеязычные). Это ротацизм, ламбдацизм, сигматизм, свистящих и шипящих звуков, йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм
VII. Фонематический             слух Не нарушен. Доступен анализ и синтез.
VIII. Динамика и прогноз Этот дефект имеет тенденцию к закреплению искаженного (дефектного) произношения, т.к. в ряде случаев искаженный звук, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Его артикуляция закрепляется, и не поддается обычно самокоррекции вследствие инертности артикуляторных навыков. При помощи логопеда, чаще всего, можно исправить
IХ. Соотнесение с медицинской классификацией Дислалия, а точнее артикуляторно-фонетическая дислалия. Сочетается с ринолалией, заиканием, стертой формой дизартрии.

 


Диффенциальная диагностика речевых нарушений

 

Заикание.

                                                                                                    Таблица № 9.

1. Понимание

 

Может быть нарушено или сохранено

в зависимости от наличия

сопутствующих речевых нарушений.

2. Фразовая речь
3.Грамматический строй
4. Словарь
5.Слоговая структура
6.Звукопроизношение
7.Фонематический слух
8. Время появления заикания 1. 2-3 года 2. 4-5 лет
9. Виды заикания 1. Невротическое.. 2. Неврозоподобное.
10. Форма заикания (по типу судорог) 1. Тоническая. 2. Клоническая. 3. Смешанная (тоно-клоническая, клоно-тоническая).
11. Виды судорог 1. Дыхательные. 2. Голосовые. 3. Артикуляционные. 4. Смешанные (артикуляционно-голосовые, артикуляционно-дыхательные, дыхательно-голосовые).
12. Степень проявления 1. Легкая (едва заметно и не мешает речевому общению). 2. Средняя (активность в деятельности снижена, общительность нарушена). 3. Тяжелая (речевое общение невозможно вследствие сильных судорог во всех видах речи).
13. Моторика 1. Сопутствующие движения: - Непроизвольные (тики, миоклонусы мышц лица, шеи, рук); - Произвольные (уловки моторики рук, ног, корпуса, головы – покашливание, покусывание кончика языка и т.д.). 2. Эмболофразии, логофобии.  
14. Темп речи 1. Замедленный. 2. Ускоренный. 3. Скачкообразный. 4. Нормальный.
15. Динамика и прогноз Благоприятный с логопедической помощью: 2-4 года, чаще у девочек. Неблагоприятный: 5 лет, начальная школа, чаще у мальчиков.
16. Соотнесение с другими классификациями. ФФН, ФНР, ЗРР, ОНР Ст.ф.дизартрии, ринолалия.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.