Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-12-30 | 21 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Развитие речи детей дошкольного возраста в норме
(по М.Ф.Фомичёвой)
Таблица № 1
№ | Возраст | Звукопроизношение | Словарь | Фразовая речь | Грамматический строй |
1. | 3 мес. | Гуление | |||
2. | 6-9 мес. | Лепет | |||
3. | 12 мес. | Первые слова | |||
4. | 24 мес. | Гласные: а, э, у; ы,э-неопределённые Согласные раннего онтоге- неза: м,н,п,б,д,т,г,к,х и их мягкие варианты. Согласные позднего онтоге- неза индивидуально. | Предметы, действия | Начатки фразовой речи | |
5. | 2-3 года | Твёрдые и мягкие губные (м, м’, п, п’, б, б’) Губно-зубные (в,в’, ф,ф’) Переднеязычные (т,т’, д,д’, н,н’, с’, л’) Заднеязычные(к,к’, г,г’,х,х’) | до 500 слов встречаются элизии | Элементарные суждения из однословных и много- словных предложений | Не всегда употребляют союзы и предлоги |
6. | 3-4 года | Согласные произносятся смягченно. Свистящие и шипящие редуцированы. Сонорные «л,р» пропуска- ются или заменяются звуками «л’,й» | 800-1000 слов встречаются элизии и персеверации | Короткие фразы, постепенно удлиняю- щиеся и усложняющиеся | Может нарушаться порядок слов и оформление связей |
7. | 4-5 лет | Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть ещё не сфор- мированным: шипящие зву- ки произносятся недоста- точно четко; не все дети умеют произносить звуки «л,р». | 1900-2000 слов Редкие персеверации и элизии | Связная, последователь- ная, состоит из распространенных и сложных фраз | Редкий аграмматизм |
8. | 5-6 лет | Практически все звуки сформированы или находятся в стадии автома- тизации. Дифференциация свистящих и шипящих, а также сонорных у некото- рых детей не закончена. | до 2500-3000 слов. Не встречаются и персеверации, ис- ключения составляют только некоторые ма- лознакомые слова, типа «экскаватор». | Дети отвечают на вопро- сы, пересказывают хо- рошо известные сказки, рассказы. | Редкий аграмматизм |
9. | 6-7 лет | Все звуки сформированы. Дифференциация мягких и твердых согласных, звонких и глухих, свистящих и ши- пящих закончена. | до 3000-3500 слов. Слоговая структура не нарушена. Много- сложные, но часто встречающиеся слова произносятся без ошибок (электричес- тво, аквариум, мили- ционер). | Дети полно и правильно рассказывают и пере- сказывают. | Редкий, единичный аграмматизм при употреблении слож- ных предложений. |
Задержка речевого развития в сравнении
|
Дифференциальная диагностика речевых нарушений
ОНР I уровня р.р.
Таблица № 3
I. Понимание | Ситуативное |
II. Фразовая речь | Не сформирована, часто использование парадигматических средств общения. |
III. Грамматический строй | Не понимают грамматических изменений слов |
IV. Словарный запас | Лепетные слова, отдельные существительные и глаголы, непонятные для окружающих, звукоподражание, пассивный словарь шире. |
V. Слоговая структура слов | Не сформирована |
VI. Звукопроизношение | Звуки раннего онтогенеза редуцированы |
VII. Фонематический слух | Не сформирован |
VIII. Динамика, прогноз | Относительно благоприятный с логопедической помощью |
IХ. Соотнесение с медицинской классификацией | Моторная алалия Сенсорная алалия Сенсомоторная алалия Псевдобульбарная дизартрия Заикание |
Дифференциальная диагностика речевых нарушений
ОНР II уровня р.р.
Общее недоразвитие речи II уровня р.р. – сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы
Таблица № 4
I. Понимание | На бытовом уровне. Отсутствует понимание: форм, числа и рода прилагательных, значение предлогов, форм муж. и жен. рода глаголов |
II. Фразовая речь | Начатки фразовой речи. Простая фраза из 2х – 3х слов. |
III. Грамматический строй | Не владеет навыками словообразования, путает падежную форму, употребляет существительные в И.п., глаголы в инфинитиве, не согласует число и род прилагательных и существительных, числительных и существительных, существительных и глаголов, опускает предлоги. |
IV. Словарный запас | Не называет, объясняет. Не знает части предметов. Опускает предлоги, заменяет слова близкими по смыслу, затрудняется в использовании действий, признаков; не знает цвет, форму, размер. |
V. Слоговая структура слов | Множественные и стойкие элизии, персеверации и контаминации. |
VI. Звукопроизношение | Резко нарушены звуки раннего онтогенеза. Полиморфные замены, редуцированность звуков. |
VII. Фонематический слух | Не дифференцирует звуки раннего онтогенеза. Грубо нарушено слуховое восприятие. Литеральные парафазии. |
VIII. Речевое заключение | 1. ОНР II уровень речевого развития, моторная (экспрессивная) алалия, ст. ф. Диз. (Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно – двусловная. Недостаточное развитие психомоторики; нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, координация движений, отмечается слабость правой руки; слуховое внимание, функция рядообразования. В поведении симптомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого). 2. ОНР II уровня, сенсорная алалия, ст. ф. Диз. (Первичное недоразвитие импрессивной речи. Несформированномть фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхолалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторона речи.) 3. ОНР II уровня, сенсомоторная алалия, ст. ф. Диз. |
IХ. Динамика, прогноз | С 4-х лет со сроком обучения 3 года в речевую группу ДОУ. Выписывается: а) с хорошей речью в массовую школу; б) со значительным улучшением в речевую школу или в класс коррекции. |
|
ОНР III уровня р.р.
Таблица № 5
I. Понимание | Неполное. Затруднено понимание пространственных, временных, логико-грамматических конструкций. |
II. Фразовая речь | Низкий уровень возрастного развития. Развернутая фразовая речь с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отсутствует четкость, последовательность изложения, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения. Отсутствует чувство рифмы и ритма. |
III. Грамматический строй | Единичный аграмматизм рода, числа, падежных конструкций. Нарушение согласования различных частей речи, употребления предлогов, пропуск союзов в сложноподчиненных предложениях. |
IV. Словарный запас | Ниже возрастной нормы. Бедный. Отсутствуют, или наличествуют в искаженном виде, менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки. Наиболее характерные лексические трудности касаются: - частей предметов и объектов; - глаголов, выражающих уточнённость действий (лакает); - приставочных глаголов; - антонимов; - относительных прилагательных, родственных слов. |
V. Слоговая структура слов | Нарушена. Трудности в воспроизведении сложных слов. В основном страдает звуконаполняемость (персеверации, элизии, контаминации). |
VI. Звукопроизношение | Нарушены звуки среднего и позднего онтогенеза. Неверно произносят 10-20 звуков. Нестойкие замены, смешение звуков (изолировано может быть норма, в речевом потоке замены). |
VII. Фонематический слух | Недостаточно сформирован. Низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Литеральные парафазии – показатель стойкости нарушения фонематического слуха. |
VIII. Динамика и прогноз | Динамика положительная. С логопедической помощью – полная коррекция или остаточные явления (нарушения письменной речи) без помощи – нарушения устной и письменной речи |
IХ. Может сочетаться | ОНР III уровня, ст. ф. Дизартрии ОНР III уровня, заикание ОНР III уровня, ринолалия ОНР III уровня, обусловлено двуязычием в семье ОНР III уровня, невыясненного онтогенеза ОНР III уровня, выход из моторной алалии (у школьников) ОНР III уровня, дисграфия (у школьников) |
ОНР IV уровня р.р.
|
Таблица № 6.
|
I. Понимание | Ограничено. Затруднено понимание существительных с суффиксом единичности, притяжательных прилагательных, малознакомых сложных слов. |
II. Фразовая речь | 1. Нарушение логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. 2. В самостоятельном рассказывании пользуются простыми малоинформативными предложениями. 3. Трудности при планировании высказываний, отборе языковых средств. |
III. Грамматический строй | Стойкие ошибки: 1. Уменьшительно-ласкательных существительных (пальтовка - пальтишко, платенка - платьице). 2. Существительные с суффиксом единичности (горошка, гороховка – горошинка; пуховка, пушка - пушинка). 3. Прилагательные, образованные от существительных с различными значениями соотнесенности (пухной – пуховый; сосный – сосновый). 4. Прилагательные с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние (хвастовый – хвастливый; улыбниный - улыбчивый). 5. Притяжательные прилагательные (волкин - волчий) 6. Трудности в образовании малознакомых сложных слов. 7. Трудности в выражении антонимических отношений (вежливость – злой, добродушный, не вежливость). 8. Ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежа множественного числа. 9. Конструкции предложений: а) пропуски союзов; б) замена союзов; в) инверсия. |
IV. Словарь | 1. Недостаточный предметный словарь. 2. Замена родовых и видовых понятий (лес – березки; деревья - елочки). 3. При обозначении действий и признаков предметов замена их типовыми названиями и названиями приблизительного значения (овальный – круглый). 4. Трудности при дифференцированном обозначении лиц мужского и женского рода (летчик – вместо летчица). |
V. Слоговая структура | Отдельные нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости: 1. элизии – единичные пропуски слогов, чаще сокращения звуков. 2. персеверации (редкие) |
VI. Звукопроизно- шение | Процесс фонемообразования не закончен: 1. Смешение звуков. 2. Недостаточная внятность, выразительность, нечеткая дикция. 3. общая смазанность речи |
VII. Фонематичес- кий слух | Недостаточно сформирован. Низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования обобщения и сравнения. Единичные латеральные парафазии. |
VIII. Динамика, прогноз | Динамика положительная с логопедической помощью. При отсутствии таковой – стойкие нарушения письма. |
IХ. Соотнесение диагностик | ОНР IV уровня, стертая дизартрия; ОНР IV уровня, заикание; ОНР IV уровня, ринолалия; ОНР IV уровня, обусловленное двуязычием в семье ОНР IV уровня, выход из моторной алалии |
|
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
ФФН – стойкое нарушение произношения нескольких групп звуков, сопровождающееся нарушением фонематического восприятия. Диагностируется с 5-ти лет. До 5-ти лет искаженное произношение считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычие
Таблица № 7.
I. Понимание | Дети с ФФН достаточно хорошо понимают обращенную речь, в т.ч. и значение грамматических изменений слов. Отсутствует смешение в понимании слов, сходных по звучанию. |
II. Фразовая речь | Фразовая речь развернутая. Дети пользуются распространенными простыми и сложными предложениями. Структурные и грамматические нарушения фразы почти не наблюдаются. |
III. Грамматический строй | Может встречаться негрубый аграмматизм, единичные нарушения, которые не являются характерными. |
IV. Словарный запас | Словарь соответствует возрастной норме. Может отмечаться сужение запаса знаний и представлений об окружающем. |
V. Слоговая структура слов | Нарушений почти не наблюдается |
VI. Звукопроизношение | Встречаются такие нарушения как: сигматизм, ротоцизм, ламбдацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, дефекты оглушения и смягчения звуков. |
VII. Фонематический слух | Страдают восприятие, анализ и синтез звукового состава слов. Особые затруднения вызывает дифференциация звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками (звонкие - глухие, твердые – мягкие, свистящие - шипящие). |
VIII. Динамика и прогноз | Без логопедической помощи нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия самостоятельно не коррегируются. В школе дети могут иметь нарушение письма (дисграфия), трудности в звуковом анализе слов. |
IХ. Соотнесение с медицинской классификацией | ФФН – сложная дислалия; ФФН – стертая форма дизартрии ()общая смазанность речи, боковое произношение, изменение тонуса мышц языка, неточность, недостаточность движений, гиперкинезы, девиация языка, саливация, трудности артикуляции, расстройства жевания и глотания в виде редких поперхиваний, замедленный темп речи); ФФН – заикание; ФФН – ринолалия. |
Фонетическое недоразвитие речи
Таблица № 8.
I. Понимание | Полное |
II. Фразовая речь | Фразовая речь развита, присутствует распространенная фраза, доступен рассказ, пересказ. |
III. Грамматический строй | Не нарушен |
IV. Словарный запас | Соответствует возрасту |
V. Слоговая структура и звуконаполняемость | Не нарушены |
VI. Звукопроизношение | Нарушено (чаще всего имеет место искажение звука). Звуки произносятся ненормированно, искаженно, для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии полностью сформирована, но фонемы реализуются в ненормированных, непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Слушающий без особых затруднений соотносит этот вариант произнесения с определенной фонемой. В основном наблюдается искаженное произношение (переднеязычные не взрывные согласные). Реже наблюдается дефектное произношение (заднеязычные взрывные согласные и среднеязычные). Это ротацизм, ламбдацизм, сигматизм, свистящих и шипящих звуков, йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм |
VII. Фонематический слух | Не нарушен. Доступен анализ и синтез. |
VIII. Динамика и прогноз | Этот дефект имеет тенденцию к закреплению искаженного (дефектного) произношения, т.к. в ряде случаев искаженный звук, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Его артикуляция закрепляется, и не поддается обычно самокоррекции вследствие инертности артикуляторных навыков. При помощи логопеда, чаще всего, можно исправить |
IХ. Соотнесение с медицинской классификацией | Дислалия, а точнее артикуляторно-фонетическая дислалия. Сочетается с ринолалией, заиканием, стертой формой дизартрии. |
Диффенциальная диагностика речевых нарушений
Заикание.
Таблица № 9.
1. Понимание |
Может быть нарушено или сохранено в зависимости от наличия сопутствующих речевых нарушений. |
2. Фразовая речь | |
3.Грамматический строй | |
4. Словарь | |
5.Слоговая структура | |
6.Звукопроизношение | |
7.Фонематический слух | |
8. Время появления заикания | 1. 2-3 года 2. 4-5 лет |
9. Виды заикания | 1. Невротическое.. 2. Неврозоподобное. |
10. Форма заикания (по типу судорог) | 1. Тоническая. 2. Клоническая. 3. Смешанная (тоно-клоническая, клоно-тоническая). |
11. Виды судорог | 1. Дыхательные. 2. Голосовые. 3. Артикуляционные. 4. Смешанные (артикуляционно-голосовые, артикуляционно-дыхательные, дыхательно-голосовые). |
12. Степень проявления | 1. Легкая (едва заметно и не мешает речевому общению). 2. Средняя (активность в деятельности снижена, общительность нарушена). 3. Тяжелая (речевое общение невозможно вследствие сильных судорог во всех видах речи). |
13. Моторика | 1. Сопутствующие движения: - Непроизвольные (тики, миоклонусы мышц лица, шеи, рук); - Произвольные (уловки моторики рук, ног, корпуса, головы – покашливание, покусывание кончика языка и т.д.). 2. Эмболофразии, логофобии. |
14. Темп речи | 1. Замедленный. 2. Ускоренный. 3. Скачкообразный. 4. Нормальный. |
15. Динамика и прогноз | Благоприятный с логопедической помощью: 2-4 года, чаще у девочек. Неблагоприятный: 5 лет, начальная школа, чаще у мальчиков. |
16. Соотнесение с другими классификациями. | ФФН, ФНР, ЗРР, ОНР Ст.ф.дизартрии, ринолалия. |
Диагностика дислексий
Таблица № 11.
Этиология |
Патогенез |
Симптоматика |
Категория детей |
Прогноз | |
речевая | неречевая | ||||
1. Генетический фактор - наследственная предрасположенность 2. Экзогенный фактор 2.1.Органические причины: - патология беременности, родов, асфиксия; - локализованные повреждения коры головного мозга в результате травмы или инфицирования 3.Функциональные причины - неправильная речь окружающих; - двуязычие; - недостаточное внимание к речи ребенка со стороны взрослых; - дефект речевых контактов. | 1. Несформированность сенсомоторных операций (зрительно - пространственный анализ букв и их сочетаний в слове); 2. Несформированность языковых операций со звуками, слогами, словами и предложениями в тексте (фонематический, морфологический, синтаксический уровень) 3. Нарушение семантических операций (соотношение со смыслом) | Стойкие замены и смешение звуков при чтении - побуквенное чтение; - искажение звукослоговой структуры; - нарушение понимания прочитанного; - «угадывающее» чтение; - аграмматизмы при чтении; - замедленный темп чтения. | Дислексия может сопровождаться: - неврологическими нарушениями высших психических функций (внимания, памяти, абстрактно - логического мышления) | Проявляется у детей ММД, ЗПР; - с тяжелыми нарушениями письменной и устной речи; - при ДЦП; - с нарушениями слуха и зрения; - при умственной отсталости; - с нормой интеллекта | При комплексном подходе к структуре дефекта и правильно выбранных методах коррекционно - развивающей работы возможна положительная динамика |
Диагностика дисграфии
Таблица № 13.
Этиология |
Патогенез |
Симптоматика |
Категория детей |
Прогноз | |
речевая | неречевая | ||||
3. Генетический фактор - наследственная предрасположенность. 4. Экзогенный фактор 2.1.Органические причины: - патология беременности, родов, асфиксия; - повреждения зон головного мозга, принимающих участия в процессе письма; - «цепочка» детских инфекций; 3.Функциональные причины: - неправильная речь окружающих; - двуязычие; - недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых; - дефицит речевых контактов. | Несформированность определенных речевых и неречевых функций: - слуховой дифференциации звуков; - правильного произношения; - языкового анализа и синтеза; - лексико - грамматического строя речи; - зрительно - пространственных функций. | Проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: - искажения и замены букв; - искажения звукобуквенной структуры слова; - искажения структуры предложения - аграмматизмы на письме | Дисграфия сопровождается: - неврологическими нарушениями - нарушениями познавательной деятельности - нарушениями восприятия внимания, памяти; - психическими нарушениями | Проявляется у детей с: - ММД; - ЗПР; - с тяжелыми нарушениями устной речи; - при ДЦП; - с нарушениями слуха и зрения; - при умственной отсталости; - с нормой интеллекта | При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается |
Диагностика дизорфографии
Таблица №15
Этиология |
Патогенез |
Симптоматика |
Категория детей |
Прогноз | |
речевая | неречевая | ||||
1. Генетический фактор - наследственная предрасположенность. 2. Экзогенный фактор 2.1. Органические причины: - патология беременности, родов, асфиксия; - повреждения зон головного мозга принимающих участие в процессе письма - «цепочка» детских инфекций. 3. Функциональные причины - неправильная речь окружающих; - двуязычие; - недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых; - дефицит речевых контактов. | Несформированность определенных речевых и неречевых функций: - слухоречевой памяти; - дикции, артикуляциии; - динамического праксиса руки; - лексико - грамматического строя речи; - зрительно - пространственных функций. | Проявляется в стойких и специфических нарушениях в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками. | Дисорфография сопровождается: - неврологическими нарушениями; - нарушениями восприятия вни-мания, памяти; | Проявляется у детей с: - ММД; - ЗПР; - нарушениями устной и письменной речи; - нормой интеллекта | Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия. |
Развитие речи детей дошкольного возраста в норме
(по М.Ф.Фомичёвой)
Таблица № 1
№ | Возраст | Звукопроизношение | Словарь | Фразовая речь | Грамматический строй |
1. | 3 мес. | Гуление | |||
2. | 6-9 мес. | Лепет | |||
3. | 12 мес. | Первые слова | |||
4. | 24 мес. | Гласные: а, э, у; ы,э-неопределённые Согласные раннего онтоге- неза: м,н,п,б,д,т,г,к,х и их мягкие варианты. Согласные позднего онтоге- неза индивидуально. | Предметы, действия | Начатки фразовой речи | |
5. | 2-3 года | Твёрдые и мягкие губные (м, м’, п, п’, б, б’) Губно-зубные (в,в’, ф,ф’) Переднеязычные (т,т’, д,д’, н,н’, с’, л’) Заднеязычные(к,к’, г,г’,х,х’) | до 500 слов встречаются элизии | Элементарные суждения из однословных и много- словных предложений | Не всегда употребляют союзы и предлоги |
6. | 3-4 года | Согласные произносятся смягченно. Свистящие и шипящие редуцированы. Сонорные «л,р» пропуска- ются или заменяются звуками «л’,й» | 800-1000 слов встречаются элизии и персеверации | Короткие фразы, постепенно удлиняю- щиеся и усложняющиеся | Может нарушаться порядок слов и оформление связей |
7. | 4-5 лет | Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть ещё не сфор- мированным: шипящие зву- ки произносятся недоста- точно четко; не все дети умеют произносить звуки «л,р». | 1900-2000 слов Редкие персеверации и элизии | Связная, последователь- ная, состоит из распространенных и сложных фраз | Редкий аграмматизм |
8. | 5-6 лет | Практически все звуки сформированы или находятся в стадии автома- тизации. Дифференциация свистящих и шипящих, а также сонорных у некото- рых детей не закончена. | до 2500-3000 слов. Не встречаются и персеверации, ис- ключения составляют только некоторые ма- лознакомые слова, типа «экскаватор». | Дети отвечают на вопро- сы, пересказывают хо- рошо известные сказки, рассказы. | Редкий аграмматизм |
9. | 6-7 лет | Все звуки сформированы. Дифференциация мягких и твердых согласных, звонких и глухих, свистящих и ши- пящих закончена. | до 3000-3500 слов. Слоговая структура не нарушена. Много- сложные, но часто встречающиеся слова произносятся без ошибок (электричес- тво, аквариум, мили- ционер). | Дети полно и правильно рассказывают и пере- сказывают. | Редкий, единичный аграмматизм при употреблении слож- ных предложений. |
Задержка речевого развития в сравнении
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!