Развитие речи детей дошкольного возраста в норме — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Развитие речи детей дошкольного возраста в норме

2022-12-30 21
Развитие речи детей дошкольного возраста в норме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие речи детей дошкольного возраста в норме

(по М.Ф.Фомичёвой)

Таблица № 1

Возраст Звукопроизношение Словарь Фразовая речь Грамматический строй
1. 3 мес. Гуление      
2. 6-9 мес. Лепет      
3. 12 мес.   Первые слова    
4. 24 мес. Гласные: а, э, у; ы,э-неопределённые Согласные раннего онтоге- неза: м,н,п,б,д,т,г,к,х и их мягкие варианты. Согласные позднего онтоге- неза индивидуально. Предметы, действия Начатки фразовой речи  
5. 2-3 года Твёрдые и мягкие губные (м, м’, п, п’, б, б’) Губно-зубные (в,в’, ф,ф’) Переднеязычные (т,т’, д,д’, н,н’, с’, л’) Заднеязычные(к,к’, г,г’,х,х’) до 500 слов   встречаются элизии Элементарные суждения из однословных и много- словных предложений Не всегда употребляют союзы и предлоги
6. 3-4 года Согласные произносятся смягченно. Свистящие и шипящие редуцированы. Сонорные «л,р» пропуска- ются или заменяются звуками «л’,й» 800-1000 слов   встречаются элизии и персеверации Короткие фразы, постепенно удлиняю- щиеся и усложняющиеся Может нарушаться порядок слов и оформление связей
7. 4-5 лет Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть ещё не сфор- мированным: шипящие зву- ки произносятся недоста- точно четко; не все дети умеют произносить звуки «л,р». 1900-2000 слов   Редкие персеверации и элизии Связная, последователь- ная, состоит из распространенных и сложных фраз Редкий аграмматизм  
8. 5-6 лет Практически все звуки сформированы или находятся в стадии автома- тизации. Дифференциация свистящих и шипящих, а также сонорных у некото- рых детей не закончена. до 2500-3000 слов.   Не встречаются и персеверации, ис- ключения составляют только некоторые ма- лознакомые слова, типа «экскаватор». Дети отвечают на вопро- сы, пересказывают хо- рошо известные сказки, рассказы. Редкий аграмматизм  
9. 6-7 лет Все звуки сформированы. Дифференциация мягких и твердых согласных, звонких и глухих, свистящих и ши- пящих закончена. до 3000-3500 слов.   Слоговая структура не нарушена. Много- сложные, но часто встречающиеся слова произносятся без ошибок (электричес- тво, аквариум, мили- ционер). Дети полно и правильно рассказывают и пере- сказывают. Редкий, единичный аграмматизм при употреблении слож- ных предложений.

Задержка речевого развития в сравнении

Дифференциальная диагностика речевых нарушений

ОНР I уровня р.р.

Таблица № 3

I. Понимание Ситуативное  
II. Фразовая речь Не сформирована, часто использование парадигматических средств общения.  
III. Грамматический    строй Не понимают грамматических изменений слов    
IV. Словарный запас Лепетные слова, отдельные существительные и глаголы, непонятные для окружающих, звукоподражание, пассивный словарь шире.  
V. Слоговая структура слов Не сформирована    
VI. Звукопроизношение Звуки раннего онтогенеза редуцированы  
VII. Фонематический             слух Не сформирован    
VIII. Динамика, прогноз Относительно благоприятный с логопедической помощью  
IХ. Соотнесение с медицинской классификацией Моторная алалия Сенсорная алалия Сенсомоторная алалия Псевдобульбарная дизартрия Заикание  

 


Дифференциальная диагностика речевых нарушений

ОНР II уровня р.р.

Общее недоразвитие речи II уровня р.р. – сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы

Таблица № 4

I. Понимание На бытовом уровне. Отсутствует понимание: форм, числа и рода прилагательных, значение предлогов, форм муж. и жен. рода глаголов
II. Фразовая речь Начатки фразовой речи. Простая фраза из 2х – 3х слов.
III. Грамматический    строй Не владеет навыками словообразования, путает падежную форму, употребляет существительные в И.п., глаголы в инфинитиве, не согласует число и род прилагательных и существительных, числительных и существительных, существительных и глаголов, опускает предлоги.
IV. Словарный запас Не называет, объясняет. Не знает части предметов. Опускает предлоги, заменяет слова близкими по смыслу, затрудняется в использовании действий, признаков; не знает цвет, форму, размер.
V. Слоговая структура слов  Множественные и стойкие элизии, персеверации и контаминации.
VI. Звукопроизношение Резко нарушены звуки раннего онтогенеза. Полиморфные замены, редуцированность звуков.
VII. Фонематический             слух Не дифференцирует звуки раннего онтогенеза. Грубо нарушено слуховое восприятие. Литеральные парафазии.
VIII. Речевое заключение                                                                                                                        1. ОНР II уровень речевого развития, моторная (экспрессивная) алалия, ст. ф. Диз. (Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно – двусловная. Недостаточное развитие психомоторики; нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, координация движений, отмечается слабость правой руки; слуховое внимание, функция рядообразования. В поведении симптомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого). 2. ОНР II уровня, сенсорная алалия, ст. ф. Диз. (Первичное недоразвитие импрессивной речи. Несформированномть фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхолалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторона речи.) 3. ОНР II уровня, сенсомоторная алалия, ст. ф. Диз.
IХ. Динамика, прогноз С 4-х лет со сроком обучения 3 года в речевую группу ДОУ. Выписывается: а) с хорошей речью в массовую школу; б) со значительным улучшением в речевую школу или в класс коррекции.

 


ОНР III уровня р.р.

Таблица № 5

I. Понимание Неполное. Затруднено понимание пространственных, временных, логико-грамматических конструкций.
II. Фразовая речь Низкий уровень возрастного развития. Развернутая фразовая речь с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отсутствует четкость, последовательность изложения, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения. Отсутствует чувство рифмы и ритма.
III. Грамматический    строй Единичный аграмматизм рода, числа, падежных конструкций. Нарушение согласования различных частей речи, употребления предлогов, пропуск союзов в сложноподчиненных предложениях.
IV. Словарный запас Ниже возрастной нормы. Бедный. Отсутствуют, или наличествуют в искаженном виде, менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки. Наиболее характерные лексические трудности касаются: - частей предметов и объектов; - глаголов, выражающих уточнённость действий (лакает); - приставочных глаголов; - антонимов; - относительных прилагательных, родственных слов.
V. Слоговая структура слов Нарушена. Трудности в воспроизведении сложных слов. В основном страдает звуконаполняемость (персеверации, элизии, контаминации).
VI. Звукопроизношение Нарушены звуки среднего и позднего онтогенеза. Неверно произносят 10-20 звуков. Нестойкие замены, смешение звуков (изолировано может быть норма, в речевом потоке замены).
VII. Фонематический             слух Недостаточно сформирован. Низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Литеральные парафазии – показатель стойкости нарушения фонематического слуха.
VIII. Динамика и прогноз Динамика положительная. С логопедической помощью – полная коррекция или остаточные явления (нарушения письменной речи) без помощи – нарушения устной и письменной речи
IХ. Может сочетаться ОНР III уровня, ст. ф. Дизартрии ОНР III уровня, заикание ОНР III уровня, ринолалия ОНР III уровня, обусловлено двуязычием в семье ОНР III уровня, невыясненного онтогенеза ОНР III уровня, выход из моторной алалии (у школьников) ОНР III уровня, дисграфия (у школьников)

ОНР IV уровня р.р.

Таблица № 6.

I. Понимание Ограничено. Затруднено понимание существительных с суффиксом единичности, притяжательных прилагательных, малознакомых сложных слов.
II. Фразовая речь 1. Нарушение логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. 2. В самостоятельном рассказывании пользуются простыми малоинформативными предложениями. 3. Трудности при планировании высказываний, отборе языковых средств.
III. Грамматический    строй Стойкие ошибки: 1. Уменьшительно-ласкательных существительных (пальтовка - пальтишко, платенка - платьице). 2.  Существительные с суффиксом единичности (горошка, гороховка – горошинка; пуховка, пушка - пушинка). 3.  Прилагательные, образованные от существительных с различными значениями соотнесенности (пухной – пуховый; сосный – сосновый). 4.  Прилагательные с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние (хвастовый – хвастливый; улыбниный - улыбчивый). 5.  Притяжательные прилагательные (волкин - волчий) 6.  Трудности в образовании малознакомых сложных слов. 7.  Трудности в выражении антонимических отношений (вежливость – злой, добродушный, не вежливость). 8.  Ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежа множественного числа. 9.  Конструкции предложений: а) пропуски союзов; б) замена союзов; в) инверсия.
IV. Словарь 1.  Недостаточный предметный словарь. 2.  Замена родовых и видовых понятий (лес – березки; деревья - елочки). 3.  При обозначении действий и признаков предметов замена их типовыми названиями и названиями приблизительного значения (овальный – круглый). 4.  Трудности при дифференцированном обозначении лиц мужского и женского рода (летчик – вместо летчица).
V. Слоговая       структура Отдельные нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости: 1. элизии – единичные пропуски слогов, чаще сокращения звуков. 2. персеверации (редкие)
VI. Звукопроизно-    шение Процесс фонемообразования не закончен: 1. Смешение звуков. 2. Недостаточная внятность, выразительность, нечеткая дикция. 3. общая смазанность речи 
VII. Фонематичес-   кий слух Недостаточно сформирован. Низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования обобщения и сравнения. Единичные латеральные парафазии.
VIII. Динамика,     прогноз Динамика положительная с логопедической помощью. При отсутствии таковой – стойкие нарушения письма.
IХ. Соотнесение  диагностик ОНР IV уровня, стертая дизартрия; ОНР IV уровня, заикание; ОНР IV уровня, ринолалия; ОНР IV уровня, обусловленное двуязычием в семье ОНР IV уровня, выход из моторной алалии

 


Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

 

ФФН – стойкое нарушение произношения нескольких групп звуков, сопровождающееся нарушением фонематического восприятия. Диагностируется с 5-ти лет. До 5-ти лет искаженное произношение считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычие

Таблица № 7.

I. Понимание Дети с ФФН достаточно хорошо понимают обращенную речь, в т.ч. и значение грамматических изменений слов. Отсутствует смешение в понимании слов, сходных по звучанию.
II. Фразовая речь Фразовая речь развернутая. Дети пользуются распространенными простыми и сложными предложениями. Структурные и грамматические нарушения фразы почти не наблюдаются.
III. Грамматический    строй Может встречаться негрубый аграмматизм, единичные нарушения, которые не являются характерными.
IV. Словарный запас Словарь соответствует возрастной норме. Может отмечаться сужение запаса знаний и представлений об окружающем.
V. Слоговая структура слов Нарушений почти не наблюдается
VI. Звукопроизношение Встречаются такие нарушения как: сигматизм, ротоцизм, ламбдацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, дефекты оглушения и смягчения звуков.
VII. Фонематический             слух Страдают восприятие, анализ и синтез звукового состава слов. Особые затруднения вызывает дифференциация звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками (звонкие - глухие, твердые – мягкие, свистящие - шипящие).
VIII. Динамика и прогноз Без логопедической помощи нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия самостоятельно не коррегируются. В школе дети могут иметь нарушение письма (дисграфия), трудности в звуковом анализе слов.
IХ. Соотнесение с медицинской классификацией ФФН – сложная дислалия; ФФН – стертая форма дизартрии ()общая смазанность речи, боковое произношение, изменение тонуса мышц языка, неточность, недостаточность движений, гиперкинезы, девиация языка, саливация, трудности артикуляции, расстройства жевания и глотания в виде редких поперхиваний, замедленный темп речи); ФФН – заикание; ФФН – ринолалия.

 


Фонетическое недоразвитие речи

Таблица № 8.

I. Понимание Полное
II. Фразовая речь Фразовая речь развита, присутствует распространенная фраза, доступен рассказ, пересказ.
III. Грамматический    строй Не нарушен
IV. Словарный запас Соответствует возрасту
V. Слоговая структура и звуконаполняемость Не нарушены
VI. Звукопроизношение Нарушено (чаще всего имеет место искажение звука). Звуки произносятся ненормированно, искаженно, для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии полностью сформирована, но фонемы реализуются в ненормированных, непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Слушающий без особых затруднений соотносит этот вариант произнесения с определенной фонемой. В основном наблюдается искаженное произношение (переднеязычные не взрывные согласные). Реже наблюдается дефектное произношение (заднеязычные взрывные согласные и среднеязычные). Это ротацизм, ламбдацизм, сигматизм, свистящих и шипящих звуков, йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм
VII. Фонематический             слух Не нарушен. Доступен анализ и синтез.
VIII. Динамика и прогноз Этот дефект имеет тенденцию к закреплению искаженного (дефектного) произношения, т.к. в ряде случаев искаженный звук, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Его артикуляция закрепляется, и не поддается обычно самокоррекции вследствие инертности артикуляторных навыков. При помощи логопеда, чаще всего, можно исправить
IХ. Соотнесение с медицинской классификацией Дислалия, а точнее артикуляторно-фонетическая дислалия. Сочетается с ринолалией, заиканием, стертой формой дизартрии.

 


Диффенциальная диагностика речевых нарушений

 

Заикание.

                                                                                                    Таблица № 9.

1. Понимание

 

Может быть нарушено или сохранено

в зависимости от наличия

сопутствующих речевых нарушений.

2. Фразовая речь
3.Грамматический строй
4. Словарь
5.Слоговая структура
6.Звукопроизношение
7.Фонематический слух
8. Время появления заикания 1. 2-3 года 2. 4-5 лет
9. Виды заикания 1. Невротическое.. 2. Неврозоподобное.
10. Форма заикания (по типу судорог) 1. Тоническая. 2. Клоническая. 3. Смешанная (тоно-клоническая, клоно-тоническая).
11. Виды судорог 1. Дыхательные. 2. Голосовые. 3. Артикуляционные. 4. Смешанные (артикуляционно-голосовые, артикуляционно-дыхательные, дыхательно-голосовые).
12. Степень проявления 1. Легкая (едва заметно и не мешает речевому общению). 2. Средняя (активность в деятельности снижена, общительность нарушена). 3. Тяжелая (речевое общение невозможно вследствие сильных судорог во всех видах речи).
13. Моторика 1. Сопутствующие движения: - Непроизвольные (тики, миоклонусы мышц лица, шеи, рук); - Произвольные (уловки моторики рук, ног, корпуса, головы – покашливание, покусывание кончика языка и т.д.). 2. Эмболофразии, логофобии.  
14. Темп речи 1. Замедленный. 2. Ускоренный. 3. Скачкообразный. 4. Нормальный.
15. Динамика и прогноз Благоприятный с логопедической помощью: 2-4 года, чаще у девочек. Неблагоприятный: 5 лет, начальная школа, чаще у мальчиков.
16. Соотнесение с другими классификациями. ФФН, ФНР, ЗРР, ОНР Ст.ф.дизартрии, ринолалия.

Диагностика дислексий

                                                                                                                                                                               Таблица № 11.

Этиология

Патогенез

Симптоматика

Категория детей

Прогноз

речевая неречевая
  1. Генетический фактор - наследственная предрасположенность 2. Экзогенный фактор 2.1.Органические причины: - патология беременности, родов, асфиксия; - локализованные повреждения коры головного мозга в результате травмы или инфицирования 3.Функциональные причины - неправильная речь окружающих; - двуязычие; - недостаточное внимание к речи ребенка со стороны взрослых; - дефект речевых контактов.   1. Несформированность сенсомоторных операций (зрительно - пространственный анализ букв и их сочетаний в слове); 2. Несформированность языковых операций со звуками, слогами, словами и предложениями в тексте (фонематический, морфологический, синтаксический уровень) 3. Нарушение семантических операций (соотношение со смыслом)   Стойкие замены и смешение звуков при чтении - побуквенное чтение; - искажение звукослоговой структуры; - нарушение понимания прочитанного; - «угадывающее» чтение; - аграмматизмы при чтении; - замедленный темп чтения.   Дислексия может сопровождаться: - неврологическими нарушениями высших психических функций (внимания, памяти, абстрактно - логического мышления)   Проявляется у детей ММД, ЗПР; - с тяжелыми нарушениями письменной и устной речи; - при ДЦП; - с нарушениями слуха и зрения; - при умственной отсталости; - с нормой интеллекта   При комплексном подходе к структуре дефекта и правильно выбранных методах коррекционно - развивающей работы возможна положительная динамика

Диагностика дисграфии

                                                                                                                                                                           Таблица № 13.

Этиология

Патогенез

Симптоматика

Категория детей

Прогноз

речевая неречевая
  3. Генетический фактор - наследственная предрасположенность. 4. Экзогенный фактор 2.1.Органические причины: - патология беременности, родов, асфиксия; - повреждения зон головного мозга, принимающих участия в процессе письма; - «цепочка» детских инфекций; 3.Функциональные причины: - неправильная речь окружающих; - двуязычие; - недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых; - дефицит речевых контактов.   Несформированность определенных речевых и неречевых функций: - слуховой дифференциации звуков; - правильного произношения; - языкового анализа и синтеза; - лексико - грамматического строя речи; - зрительно - пространственных функций.   Проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: - искажения и замены букв; - искажения звукобуквенной структуры слова; - искажения структуры предложения - аграмматизмы на письме   Дисграфия сопровождается: - неврологическими нарушениями - нарушениями познавательной деятельности - нарушениями восприятия внимания, памяти; - психическими нарушениями   Проявляется у детей с: - ММД; - ЗПР; - с тяжелыми нарушениями устной речи; - при ДЦП; - с нарушениями слуха и зрения; - при умственной отсталости; - с нормой интеллекта   При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается

Диагностика дизорфографии

                                                                                                                                                                          Таблица №15

Этиология

Патогенез

Симптоматика

Категория детей

Прогноз

речевая неречевая
  1. Генетический фактор - наследственная предрасположенность. 2. Экзогенный фактор 2.1. Органические причины: - патология беременности, родов, асфиксия; - повреждения зон головного мозга принимающих участие в процессе письма - «цепочка» детских инфекций. 3.  Функциональные причины - неправильная речь окружающих; - двуязычие; - недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых; - дефицит речевых контактов.   Несформированность определенных речевых и неречевых функций: - слухоречевой памяти; - дикции, артикуляциии; - динамического праксиса руки; - лексико - грамматического строя речи; - зрительно - пространственных функций.   Проявляется в стойких и специфических нарушениях в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.   Дисорфография сопровождается: - неврологическими нарушениями; - нарушениями восприятия вни-мания, памяти;     Проявляется у детей с: - ММД; - ЗПР; - нарушениями устной и письменной речи; - нормой интеллекта   Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.

 

Развитие речи детей дошкольного возраста в норме

(по М.Ф.Фомичёвой)

Таблица № 1

Возраст Звукопроизношение Словарь Фразовая речь Грамматический строй
1. 3 мес. Гуление      
2. 6-9 мес. Лепет      
3. 12 мес.   Первые слова    
4. 24 мес. Гласные: а, э, у; ы,э-неопределённые Согласные раннего онтоге- неза: м,н,п,б,д,т,г,к,х и их мягкие варианты. Согласные позднего онтоге- неза индивидуально. Предметы, действия Начатки фразовой речи  
5. 2-3 года Твёрдые и мягкие губные (м, м’, п, п’, б, б’) Губно-зубные (в,в’, ф,ф’) Переднеязычные (т,т’, д,д’, н,н’, с’, л’) Заднеязычные(к,к’, г,г’,х,х’) до 500 слов   встречаются элизии Элементарные суждения из однословных и много- словных предложений Не всегда употребляют союзы и предлоги
6. 3-4 года Согласные произносятся смягченно. Свистящие и шипящие редуцированы. Сонорные «л,р» пропуска- ются или заменяются звуками «л’,й» 800-1000 слов   встречаются элизии и персеверации Короткие фразы, постепенно удлиняю- щиеся и усложняющиеся Может нарушаться порядок слов и оформление связей
7. 4-5 лет Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть ещё не сфор- мированным: шипящие зву- ки произносятся недоста- точно четко; не все дети умеют произносить звуки «л,р». 1900-2000 слов   Редкие персеверации и элизии Связная, последователь- ная, состоит из распространенных и сложных фраз Редкий аграмматизм  
8. 5-6 лет Практически все звуки сформированы или находятся в стадии автома- тизации. Дифференциация свистящих и шипящих, а также сонорных у некото- рых детей не закончена. до 2500-3000 слов.   Не встречаются и персеверации, ис- ключения составляют только некоторые ма- лознакомые слова, типа «экскаватор». Дети отвечают на вопро- сы, пересказывают хо- рошо известные сказки, рассказы. Редкий аграмматизм  
9. 6-7 лет Все звуки сформированы. Дифференциация мягких и твердых согласных, звонких и глухих, свистящих и ши- пящих закончена. до 3000-3500 слов.   Слоговая структура не нарушена. Много- сложные, но часто встречающиеся слова произносятся без ошибок (электричес- тво, аквариум, мили- ционер). Дети полно и правильно рассказывают и пере- сказывают. Редкий, единичный аграмматизм при употреблении слож- ных предложений.

Задержка речевого развития в сравнении


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.