Причины задержки речевого развития. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Причины задержки речевого развития.

2022-12-30 19
Причины задержки речевого развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Эмоциональная депривация (недостаточность). Если малыш был лишен в первые два года жизни близкого общения с матерью или заменяющим ее лицом, он как правило, не ловит взгляд взрослого, его лицо безучастно, амимично, ребенок не смеется и почти не плачет. Без эмоционального контакта с другим человеком у ребенка не возникает потребность в общении, в том числе в речевом.

2. Перцептивная (чувственная) депривация. Недостаточность чувственного опыта выражается в узком кругозоре ребенка, в его скудной осведомленности. У ребенка нет возможности осуществлять различные предметы, их свойства и качества; постепенно у малыша угасает потребность и в этом. При отсутствии или резком сужении сенсорного опыта и предметно-практической деятельности возникает ЗРР, так как речь в раннем возрасте является выражением наглядно-действенных форм мышления.

Первые две причины ЗРР мы нередко наблюдаем в случае так называемого госпитального синдрома (отсутствие впечатлений и общения у ребенка, находящегося в больничной кроватке), у детей социально незрелых или занятых родителей, а также как следствие повышенной родительской заботы (гиперопеки), когда родителями создается такой охранительный режим, при котором у ребенка нет свободы действий и не возникает потребностей, так как все потребности упреждается родителями. Чтобы назвать предмет, ребенок должен его потребовать, захотеть взять его в руки, эмоционально на него среагировать.

3. Остановка на стадии называния предмета. Возникшая речь, чаще лепетная, состоит у такого ребенка из незначительного количества слов, обозначающих в основном предметы. Но крайне примитивная, суженная деятельность ребенка совместно со взрослыми, называние взрослыми только имен существительных без употребления других частей речи тормозят становление фразовой речи, сужают зону ближайшего речевого развития.

4. Функциональная незрелость речевых зон мозга (так называемая темповая задержка, когда речь гармонически развивается в более поздние сроки).

5. Соматические нарушения: нарушения функций органов дыхания, недостаточно развитые голосовые связки, аденоиды и др. – негативно сказываются на качестве речи (гнусавость, шепотная речь, неспособность ребенка проговорить фразу на едином речевом выдохе).

6. Последствия ПЭП (постнатальной энцефалопатии), т.е. органическое поражение центральной нервной системы во время родов и в послеродовой период, могут быть выражены в различной степени – от очень тяжелых проявлений до заметных только специалисту неврологу, но они, как правило, играют определяющую негативную роль в раннем речевом развитии.

7. Вторичная ЗРР как следствие нарушений слуха, зрения, интеллекта, моторно-двигательной сферы (ДЦП).

Задержка речевого развития к трем годам у детей может иметь различный выход – от полной коррекции в течении года (неосложненные варианты 1,2,3) до определения уточненных речевых диагнозов (наиболее тяжелый вариант – моторная алалия т.е. невозможность речевых поражений вследствие органического поражения ЦНС). Следует в этот период предупреждать развитие заикания, особенно при наличии факторов 5,6. При уточненной диагностике фактора 7 детям показано определение в профилирующее учреждение по ведущему диагнозу или посещение коррекционных занятий у специалистов: сурдологов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов.


Дифференциальная диагностика речевых нарушений

ОНР I уровня р.р.

Таблица № 3

I. Понимание Ситуативное  
II. Фразовая речь Не сформирована, часто использование парадигматических средств общения.  
III. Грамматический    строй Не понимают грамматических изменений слов    
IV. Словарный запас Лепетные слова, отдельные существительные и глаголы, непонятные для окружающих, звукоподражание, пассивный словарь шире.  
V. Слоговая структура слов Не сформирована    
VI. Звукопроизношение Звуки раннего онтогенеза редуцированы  
VII. Фонематический             слух Не сформирован    
VIII. Динамика, прогноз Относительно благоприятный с логопедической помощью  
IХ. Соотнесение с медицинской классификацией Моторная алалия Сенсорная алалия Сенсомоторная алалия Псевдобульбарная дизартрия Заикание  

 


Дифференциальная диагностика речевых нарушений

ОНР II уровня р.р.

Общее недоразвитие речи II уровня р.р. – сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы

Таблица № 4

I. Понимание На бытовом уровне. Отсутствует понимание: форм, числа и рода прилагательных, значение предлогов, форм муж. и жен. рода глаголов
II. Фразовая речь Начатки фразовой речи. Простая фраза из 2х – 3х слов.
III. Грамматический    строй Не владеет навыками словообразования, путает падежную форму, употребляет существительные в И.п., глаголы в инфинитиве, не согласует число и род прилагательных и существительных, числительных и существительных, существительных и глаголов, опускает предлоги.
IV. Словарный запас Не называет, объясняет. Не знает части предметов. Опускает предлоги, заменяет слова близкими по смыслу, затрудняется в использовании действий, признаков; не знает цвет, форму, размер.
V. Слоговая структура слов  Множественные и стойкие элизии, персеверации и контаминации.
VI. Звукопроизношение Резко нарушены звуки раннего онтогенеза. Полиморфные замены, редуцированность звуков.
VII. Фонематический             слух Не дифференцирует звуки раннего онтогенеза. Грубо нарушено слуховое восприятие. Литеральные парафазии.
VIII. Речевое заключение                                                                                                                        1. ОНР II уровень речевого развития, моторная (экспрессивная) алалия, ст. ф. Диз. (Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно – двусловная. Недостаточное развитие психомоторики; нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, координация движений, отмечается слабость правой руки; слуховое внимание, функция рядообразования. В поведении симптомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого). 2. ОНР II уровня, сенсорная алалия, ст. ф. Диз. (Первичное недоразвитие импрессивной речи. Несформированномть фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхолалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторона речи.) 3. ОНР II уровня, сенсомоторная алалия, ст. ф. Диз.
IХ. Динамика, прогноз С 4-х лет со сроком обучения 3 года в речевую группу ДОУ. Выписывается: а) с хорошей речью в массовую школу; б) со значительным улучшением в речевую школу или в класс коррекции.

 



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.