Уильям Вордсворт «строки, написанные раннею весной» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Уильям Вордсворт «строки, написанные раннею весной»

2022-12-30 47
Уильям Вордсворт «строки, написанные раннею весной» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стихотворение написано в 1798 г. в Альфоксдене, по воспоминаниям поэта, в одномиз его любимых уголков на берегу ручья, бежавшего с высокой скалы и обрывавшегосяводопадом в небольшое озерцо.Описание природы - стало его поэтическим назначением. Поэт по-настоящему видит,чувствует, слышит природу, она для него словно живой «организм». Наедине с ней, онполучает глубокое наслаждение, будто их части составляют одно целое: «Все, что природа сотворила,Жило в ладу с моей душой.»В этом стихотворении У. Вордсворт необычайно выразительно передал свое светлоевосприятие красоты природы. Он дает живую картину весеннего дня, которую ощущаешь вреальности. Мы слышим звуки и запахи, зрительно представляем картину весеннего дня:

«И, наблюдая птиц круженье…»«Я слушал многозвучный шум…»«От своего благоуханья…»

Всё это усиливает восприятие романтических нот в произведении, в самом обычномпейзаже – видится прекрасное.Композиционно стихотворение строится на смысловом параллелизме. Поэт рисуеткартину весеннего дня, в котором читатель не будет искать место грусти…но он не может

В романтической литературе природа и человек тесно взаимосвязаны: поэтпоказывает, что они являются частью одного целого, живут по одним законам, взаимновлияют друг на друга. Смысловой параллелизм усиливает восприятие главной идеиромантического стихотворения. Если природа гармонична, то «что сделал с собой человек»?

Изображение внутреннего мира, душевной жизни – задача романтизма. Поэтпоказывает парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность. Разрыв между мечтой идействительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальностилежат в основе романтического движения

Кольридж «Соловей»

Стихотворение состоит из 3 частей. Первая часть (строки 1-49) описывает ничем не примечательные события - Кольридж стоит ночью на мосту и слушают песню соловья. В этой части можно заметить контраст обозначившийся между природой в литературных произведениях и природой в реальной жизни. Поэт осуждает литературную традицию, в которой песня соловья всегда означала меланхолию и упрекает молодых людей с поэтическими наклонностями за их сентиментальность и неестественность.

Кольридж с негодованием отвергает образ меланхолической птицы. В природе нет места печали - ее сладостные голоса всегда полны любви и радости. Это утверждение, уходящее корнями в философию Кольриджа, подтверждается его эмоциональным опытом.

Во второй части стихотворения (строки 49-86) действие неожиданно переносится в дикую рощу неподалеку от огромного замка - рощу, где много соловьев.

В этой части стихотворения тема сознательного и чуткого обращения к природе развивается дальше. Не прямо (через поэта и его друзей), а косвенно и отдаленно, в образе "gentle Maid", которая скользит по роще у замка, но это образ не совсем обычной девушки, а она "like a Lady vowed and dedicate/ To something more than Nature in the grove" [4, c. 120]. Ее представление как жрицы придает особое значение этой сцене; делает ярче и драматичнее собранные здесь образы тишины и темноты.

В последней части (строки 87-110) поэт на мгновенье возвращается к начальной сцене, чтобы пожелать спокойной ночи Вильяму и Дороти Вордсворт ("We have been loitering long and pleasantly,/ And now for our dear homes" [4, c. 121] и заканчивается стихотворение зароком, что, когда ребенок вырастет, с природой, он будет ассоциировать только радость, "shall grow up/ Familiar with these songs, that with the night/ He may associate joy" [4, c. 121], а также оно заканчивается последним прощанием с соловьем и Вордсвортами.

 

Творческий путь Байрона

· Годы жизни 1788-1824

· «Во мне 2-3 души живут в одном обличье»

Пушкин о Байроне: «Я от него с ума сходил!»

 

Толпа: Он мал, как мы! Он мерзок, как мы!

Пушкин: нет, он мерзок иначе

Пушкин написал «Евгения Онегина» под влиянием Байрона

 

· Атеист, сатанист

· Дед Байрона по кличе «Безумный Джек» служил во флоте. У деда было кресло в палате лордов. Титул лорда сразу перейдет от деда к внуку. Потому что отец умрет в 1836 году

Отец промотал все деньги. Надо было обращаться за помощью к деду, который ненавидел своего внука (хотя никогда его не видел). Перед смертью убил всех оленей на своей земле и разогнал всех арендаторов, чтобы внуку ничего не досталось. Леди Гордон (мать) взяла себя в руки, начала спекулировать акциями. Позже она сделает своего сына самым богатым человеком.

· Мистическая цифра 36

· Байрон был красавцем, живописцы писали с него портреты. Но он хромал – одна нога была короче другой

· Сексуальный фанатик

· Байрон унаследовал тяжелый характер деда.

· Когда у Байрона не было вдохновения, он набирал полную ванну льда и ложился туда

 

Творчество Байрона можно условно разделить на три периода.

 

· Первый период творчества Байрона — это 1807-1809 гг.: время создания сборника «Часы досуга» (1807) и сатиры «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809). Поэт в это время готовит себя к деятельности в Палате лордов. Следы несколько небрежного отношения к поэзии заметны в стихах сборника. Сборник вызвал резкую критику. Но поэт был умен, смел, способен постоять за себя, не щадя признанных авторитетов, что и проявилось в сатире «Английские барды...». Вместе с тем уже в первых стихах намечаются основные темы его поэзии.

Такие темы: противостояние обществу, утрата истинных друзей, любовь как основа существования, трагическое одиночество, близость к дикой природе, а порой и желание уйти из жизни — постоянно будут возникать в поэзии Байрона на разных этапах.

 

· 1809-1816 гг. — это второй период творчества Байрона, который включает в себя заграничное путешествие (1809-1811), почти обязательное для молодых людей из аристократических семей, и жизнь в Англии. Во время путешествия он побывал в Португалии, Испании, Албании и Греции. Для молодого поэта это было время созревания души и таланта. В 1812 г. он издал две песни «Паломничества Чайльд Гарольда» и сразу стал знаменитым. В этот период созданы восточные поэмы, «Еврейские мелодии», куда вошли шедевры лирики поэта, целый ряд политических стихотворений.

На конец 1812 г. и начало 1813 г. приходится политическая деятельность поэта, он стремился стать независимым парламентарием, обращающимся в своих выступлениях к самым насущным вопросам времени.

 

На этом этапе были написаны так называемые восточные поэмы: «Гяур» (The Giaour, 1813), «Абидосская невеста» (The Bride of Aby-dos, 1813), «Корсар» (The Corsair, 1814), «Jlapa» (Lara, 1814), «Осада Коринфа» (The Siege of Corinth, 1816) и «Паризина» (Parisina, 1816).

 

· Итальянский период (1816-1824) ознаменован появлением иронического взгляда на мир и поиском нравственной альтернативы индивидуалистическому эгоизму. На этом этапе созданы под воздействием истории и культуры Италии поэмы «Жалоба Тассо» и «Пророчество Данте», трагедии «Марино Фальеро, дож Венеции» и «Двое Фоскари», сатирические поэмы «Видение суда», «Ирландская аватара» и «Бронзовый век». Самыми значительными произведениями этого периода являются роман в стихах «Дон Жуан», поэма «Беппо» и мистерия «Каин». Героем «восточных поэм» является обычно бунтарь, отвергающий все правопорядки собственнического общества.

 

Поэмы Байрона более автобиографичны, чем сочинения других английских романтиков. Он острее многих чувствовал безнадёжное несоответствие романтических идеалов и действительности. Осознание этого несоответствия далеко не всегда повергало его в меланхолию и уныние; в последних его произведениях совлечение масок с людей и явлений не вызывает ничего, кроме иронической усмешки. В отличие от большинства романтиков, Байрон с уважением относился к наследию английского классицизма, к каламбурам и едкой сатире в духе Поупа. Излюбленная им октава предрасполагала к лирическим отступлениям и играм с читателем.

 

Восточные» поэмы Байрона

 

Результатом путешествия Байрона я вились его поэмы. Начиная с 1813 года, из-под пера Байрона одна за другой выходят романтические поэмы, впоследствии получившие название «восточных».К этому циклу относятся следующие поэмы: «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» (1814), «Лара» (1814), «Осада Коринфа» (1816)и «Паризина» (1816).

 

Героем «восточных поэм» Байрона является обычно бунтарь-отщепенец, отвергающий все правопорядки собственнического общества. Это – типичный романтический герой; его характеризуют исключительность личной судьбы, необычайные страсти, несгибаемая воля, трагическая любовь, роковая ненависть. Индивидуалистическая и анархическая свобода является его идеалом. Однако ко времени появления «восточных поэм»это их противоречие не столь резко бросалось в глаза. Гораздо более важным тогда (1813 – 1816) было другое: страстный призыв к действию, к борьбе, которую Байрон устами своих неистовых героев провозглашал главным смыслом бытия. Самая замечательная черта «восточных поэм» -воплощённый в них дух действия, борьбы, дерзновения, презрения ко всякой апатии, жажда битвы, которая будила от малодушной спячки изверившихся людей, подымала уставших, зажигала сердца на подвиг

 

Композиция и стиль «восточных поэм» весьма характерны для искусства романтизма. Где происходит действие этих поэм, неизвестно. Оно развёртывается на фоне пышной, экзотической природы: даются описания бескрайнего синего моря, диких прибрежных скал, сказочно прекрасных горных долин. Однако тщетно было бы искать в них изображения ландшафтов какой-либо определённой страны. Каждая из «восточных поэм» является небольшой стихотворной повестью, в центре сюжета которой стоит судьба одного какого-либо романтического героя. Всё внимание направлено на то, чтобы раскрыть внутренний мир этого героя, показать глубину его бурных и могучих страстей. Поэмы 1813 – 1816 годов отличаются сюжетной завершённостью; главный герой не является лишь связующим звеном между отдельными частями поэмы, но представляет собой главный интерес и предмет её. Зато здесь нет больших народных сцен, политических оценок текущих событий, собирательных образов простых людей из народа. Протест, звучащий в этих поэмах, романтически абстрактен. Построение сюжета характеризуется отрывочностью, нагромождением случайных деталей; повсюду много недомолвок, многозначительных намёков. Можно догадываться о мотивах, движущих поступками героя, но часто нельзя понять, кто он, откуда пришёл, что ждёт его в будущем. Действие начинается обычно с какого-либо момента, выхваченного из середины или даже конца повествования, и лишь постепенно становится ясно то, что происходило ранее.

 

Раньше всех «восточных поэм» увидел свет «Гяур». Повесть была написана в мае – ноябре 1813 года. Гяуром мусульмане называли иноверцев.

 

В законченном виде рассказ должен был заключать в себе историю невольницы, брошенной по мусульманскому обычаю, в море за неверность, за которую мстит молодой венецианец, её возлюбленный. Сюжет: Гяур на смертном одре исповедуется монаху. Его бессвязный рассказ – это бред умирающего, какие-то обрывки фраз, последняя мучительная вспышка сознания. Лишь с большим трудом можно уловить нить его мыслей. Гяур страстно любил Леилу, она отвечала ему взаимностью. Радость и свет наполняли всё существо гяура. Но ревнивый и коварный муж Леилы Гессан выследил её и злодейски убил. Гяур страшно отомстил тирану и палачу Леилы. Гессан погиб мучительной смертью от его руки.

 

Однако мщение не принесло гяуру ни удовлетворения, ни покоя. Его смятенный дух терзаем тайным недугом. Он стремится отстоять своё личное достоинство от покушений какого-то мрачного, тёмного мира, который олицетворяется в поэме таинственным и враждебным фоном, окружающим героя. Характер гяура раскрывается в борьбе и в трагических противоречиях его души: он яростно сопротивляется угрожающим ему таинственным силам; отчаяние не ослабляет его стремление к действию, к битвам

 

«Абидосская невеста»

Поэма создана в первой половине ноября 1813 года в течение одной недели. Действительно, поэма полна красочных описаний Востока. «Абидосская невеста» названа Байроном турецкой повестью. Поэма начинается с описаний «далёкого и прекрасного» края:

 

Сюжет этой повести таков: седой султан Яфар решает отдать свою единственную дочь Зулейку в жёны Осману. Но она влюблена в своего брата Селима, и это чувство взаимно. Селим предлагает ей бежать и назначает место встречи Зулейке, где он должен рассказать всю правду о себе. Когда Зулейка пришла в назначенное время, пред ней предстал «новый»Селим. Он ей поведал, что он является главарём шайки против её отца Яфара, что он ей не является родным братом, что когда-то давно Яфар отравил своего брата Абдалу, отца Селима. И теперь Селим готов отомстить Яфару.

 

Но ему это не удается. Злобный отец выследил их. Напрасно Селим пытался убежать. Яфар застрелил его. Вместе с Селимом умирает и Зулейка. Но месть всё таки была свершена. Зулейка была единственной отрадой отца и её не стало. Убийца остаётся один.

 

Так же, как и Гяур, Селим из «Абидосской невесты» выступает против тирана из личной мести. Байрону удается показать особенности характера Селима, формировавшегося в условиях Востока. Поэт смотрит на Восток глазами европейца, отвергая псевдовосточное, поверхностный ориентализм. «Европеец, и в упоении восточной роскоши, должен сохранить вкус и взор европейца. Вот почему Байрон так и прелестен в Гяуре, в Абидосской невесте и проч.» – писал А.С. Пушкин.

 

В декабре 1813 года Байрон начал работу над новой поэмой «Корсар», «написанной с любовью и взятой из жизни». Поэма состоит из трёх песней, из которых каждая начинается с эпиграфа. Эпиграфом служат стихотворные строки Данте. Герой поэмы является вождём пиратов – бесстрашных людей, преступивших деспотический закон собственнического общества, ибо они не могут жить среди «похотливых рабов» и Они предпочитают вести вольную жизнь на необитаемом острове, вдали от неволи больших городов.

 

Корсар, их смелый и мудрый предводитель, - такой же бунтарь и отщепенец, как и Гяур. На острове пиратов все его почитают и боятся. Он суров и властен. Команды пиратских бригов послушны мановению его руки, враги трепещут при одном его имени. Но он страшно одинок, у него нет друзей, роковая тайна тяготеет над ним, никто не знает ничего о его прошлом. Лишь по двум-трём намёкам, брошенным вскользь, можно заключить, что Конрад в юности, подобно другим героям «восточных поэм», страстно жаждал «творить добро».

 

Как и судьбе Гяура, любовь играет в жизни Конрада роковую роль. Полюбив Медору, он навсегда сохраняет верность ей одной. Со смертью Медоры всякая радость жизни утрачена для Конрада, он таинственно исчезает. Каков был конец Конрада, никому неизвестно.

 

Герой «Корсара» как бы всё время погружён в свой внутренний мир, он любуется своими страданиями, своей гордостью и ревниво оберегает своё одиночество, не позволяя никому нарушать своего раздумья; в этом скрывается индивидуализм героя, стоящего как бы над другими людьми, которых он презирает за ничтожество и слабость духа. Так, он не в состоянии оценить жертвенной любви красавицы Гюльнары, спасшей его с риском для жизни из темницы. Образ Гюльнары тоже овеян мрачной романтикой. Раз в жизни она узнала истинную любовь. С тех пор она уже не может мириться с постылой жизнью наложницы и рабы Сеида; её бунт против гнусной действительности носит действенные формы: она свершает суд над своим тираном Сеидом, убивает его и навсегда отказывается от родины, куда ей больше нет возврата.

 

В последней поэме этого цикла, «Паризина», в основу которой взято событие из итальянской хроники, описанное английским историком Гиббоном, вновь появляется благородный романтический герой. Поэма была написана осенью 1815 года, впервые опубликована в феврале 1816 года. Посвящена одному из друзей Байрона – Скропу Бердмору Дэвису. Эту поэму можно рассматривать как вступление к тираноборческим драмам из итальянской истории, написанным Байроном в изгнании.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.