Литературно-эстетические взгляды Стендаля.творческий путь. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Литературно-эстетические взгляды Стендаля.творческий путь.

2022-12-30 44
Литературно-эстетические взгляды Стендаля.творческий путь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(1783-1842)
Настоящее имя писателя – Анри Мари Бейль. Он родился в Гренобле на юге Франции в семье адвоката. Когда писателю было 7 лет, он потерял мать. Отец был весьма черствым и грубым человеком, поэтому нежная натура мальчика тянулась к дедушке по материной линии, который прививал мальчику идеалы просвещения: тягу к знаниям и служению своей Родине, любовь к искусству и литературе.

В 13 лет мальчика отправили учиться в центральную школу Гренобля, где ему пророчили будущее инженера, т.к. были явно выражены способности к матиматике и прочим точным наукам. Большое влияние на юного Анри оказала личность Наполеона, который выбился из низов общества, этот пример сыграл главную роль в том, что юноша вступил в армию Наполеона, с которым прошел множество стран: Германию, Польшу, Австрию, Россию. После падения Наполеона начался период Реставрации: аристократы вернули себе власть, пытались возобновить старые порядки, т.е. свои привилегии. Они преследовали единомышленников Наполеона, поэтому Стендаль был вынужден покинуть Родину и эмигрировать в Италию, где и началась его литературная деятельность, сначала он писал книги об искусстве Италии. Хотя для Бейля эта страна и была чужой она стала для него еще одной Родиной, мало того в Италии происходит действие его крупнейших романов. Он был попросту восхищен этой страной. Стендаль был в восторге от итальянцев и их темперамента, считал его более естественным, нежели французский. Еще он любил итальянских женщин, с этого времени вся его жизнь это просто мемуары любовных приключений в Италии. Вернувшись во Францию, начинает писать художественные произведения: «Арманс», «Ванина Ванини», «Красное и черное». В 1830 г. Он вновь едет в Италию, уже как французский консул, в городок Чивита-Веккия, где продолжает писать роман «Пармский монастырь». Внезапная смерть от сердечного приступа 22 марта 1842 года помешала дописать два романа «Люсьен Левен» и «Ламьель».

Однако писатель не сразу стал известным и любимым, путь на вершину литературы был долгим и тернистым. Стендаль говорил, что пишет для единиц, и что слава придет к нему лишь после 1880. И оказался прав. Скорей всего основная его проблема была в несоответсвии стериотипам того литературного времени и жанра в которых он творил. Страсть к личностям ставящим себя в абсолют(эгоистам), типа Наполеона не соответствовала канонам того времени, но и романтистом его нельзя было назвать.

В творчестве Стендаля можно проследить две тематические линии:

Современная французская действительность после Великой Французской Революции (произведения: «Арманс», «Люсьен Левен», «Красное и черное».
Италия (книги об искусстве «Ванина Ванини», «Пармский монастырь»).

 

Стендаль к литературному творчеству пришел через стремление познать самого себя: в молодости он увлекся философией так называемых "идеологов" - французских философов, стремившихся выяснить понятия и законы человеческого мышления; цели самопознания служил его изданный посмертно дневник, а также ряд эссеистических и автобиографических книг, посвященных психологическому самоанализу, описанию путешествий, общему анализу человеческих чувств. Самопознание, которое Анри Бейль называл "эготизмом", сочетается у него со стремлением скрыть свою личность - отсюда переплетение в его книгах своего и чужого опыта, оригинального и заимствованного текста, сложная игра масками и псевдонимами, главный из которых - "Стендаль" (по названию городка в Германии) впервые появился в 1817 в заголовке книги "Рим, Неаполь и Флоренция".

В основе художественного становления Стендаля лежит противопоставление двух человеческих типов - "французского" и "итальянского". Французский тип, отягощенный пороками буржуазной цивилизации, отличается неискренностью, лицемерием (часто вынужденным); итальянский тип привлекает своей "варварской" импульсивностью, откровенностью желаний, романтической беззаконностью. Основные художественные произведения Стендаля изображают конфликт главного героя "итальянского" типа (необязательно итальянца по происхождению) со сковывающим его "французским" укладом общества; критикуя это общество с точки зрения романтических идеалов, писатель одновременно проницательно показывает и душевные противоречия своих героев, их компромиссы с внешней средой; впоследствии эта черта творчества Стендаля заставила признать его классиком реализма 19 в.

 

16.Романы Стендаля«Красное и черное» и «Пармская обитель»
Красное и черное — это два противостоящих начала, которые борются в душе героя. Любовь и гордыня, правда и лицемерие, тяготение к нежности и жажда успеха — эта борьба приводит юного Сореля к краху.
Красное и черное – цвета рулетки, символ азарта, ставшего жизненной силой главного героя. Он поочередно ставил и на красное (на помощь любовниц, на свое обаяние и т.д.), и на черное (на коварство, на подлость и т.д.). На эту мысль наталкивает роковое увлечение самого автора: он был страстным игроком.
Кроме того, многие исследователи предполагают, что контрастное сочетание цветов означает основной конфликт романа – выбор между честью и смертью: либо пролить кровь, либо дать очернить себя.
О чем книга?

Стендаль рассказывает читателям о жизни молодого юноши Жюльена Сореля который устраивается гувернером в дом г-на де Реналя и его жены. На протяжении книги читатель наблюдает за внутренней борьбой этого целеустремленного человека, его эмоциями, поступками, ошибками, умудряясь негодовать и сопереживать одновременно. Важнейшей линией романа является тема любви и ревности, сложных взаимоотношений и чувств людей разных возрастов и разного положения.

Карьера завела юношу на самый верх, сулила множество радостей, среди которых он искал лишь одну – уважения. Честолюбие толкало его вперед, но оно же загнало в тупик, ведь мнение общества оказалось для него дороже жизни.

Образ главного героя

Жульен Сорель — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает чего хочет, и который готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Юноша честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. В образе Сореля содержатся черты характера революционера, одаренного простолюдина, который не готов мириться со своим положением в обществе.

Комплекс плебея заставляет героя стесняться своего происхождения и искать дорогу в другую социальную реальность. Именно этим болезненным самомнением объясняется его напористость: он уверен, что достоин большего. Неслучайно его кумиром становится Наполеон – выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит в свою звезду, и только, поэтому теряет веру в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.

Тематика и проблематика

В романе поднимается много проблем. Это и выбор жизненного пути, и формирование характера, и конфликт человека с обществом. Для рассмотрения любой из них важно понимать исторический контекст: Великая Французская революция, Наполеон, умонастроения целого поколения молодежи, Реставрация. Помимо глобальных проблем, которые носят социальный характер и связаны с событиями эпохи, в произведении описаны также сложности взаимоотношений между людьми, любовь, ревность, предательство — то есть то, что существует вне времени и всегда воспринимается читателями близко к сердцу. Основная проблема в романе «Красное и черное», это, конечно же, социальная несправедливость. Талантливый простолюдин не может пробиться в люди, хоть он и умнее знати, и способнее ее.

Сама история, заложенная в романе — это не выдумка, а реальные события, которые очень впечатлили Стэндаля. Именно поэтому в качестве эпиграфа автором выбрана фраза Дантона «Правда. Горькая правда».
«пармский обитель»
Юный герой «Пармской обители» — это тот са­мый «природный человек», о котором так любил рассуждать Стендаль. Его детство прошло в обста­новке духовного подъема, под знаком романтики сражений за свободу, озаренных победами Напо­леона. Мечтающий о подвигах во имя родины и свободы, Фабрицио дель Донго спешит присоеди­ниться к войскам своего кумира на поле Ватерлоо, но тут неискушенного юношу ждет первое жестокое разочарование. Он настолько юн, что его принимают за кого угодно — шпиона, дезертира, предателя, но только не за героя. Когда же, наконец, «юный герой» попадает на поле сражения, он лицом к лицу сталкивается с мерзкими реалиями человечес­кой бойни: грязью, кровью, неразберихой, жуткой обыденностью смерти, паническим страхом и беспо­рядочным отступлением. День, проведенный молодым добровольцем в гуще сражения, стал для него цепью сплошных кошмаров и полного непонимания про­исходящего. Солдаты кажутся ему грабителями. Те, с кем он плечом к плечу собирался драться за свободу, отнимают у него коня, чтобы увезти ра­неного гусара. Фабрицио не в состоянии реально во­спринимать и адекватно оценивать происходящие события, которые хаотично проносятся перёд его изумленным взором. Солдат, который протягивает теряющему сознание юноше кусок хлеба, кажется ему неблагородным. Зато расчетливая и циничная маркитантка, приютившая его в своей повозке, вос­принимается им как сказочная и великодушная фея.

Батальные сцены Стендаля, по свидетельству Оноре де Бальзака и Льва Толстого, явились для того времени примером непревзойденного реалистического мастерства в изображении будней войны и ввели «в грех зависти» даже автора «Человеческой комедии», а также многому научили создателя грандиозной эпопеи «Война и мир», который отмечал, что имен­но Стендаль своим описанием битвы при Ватерлоо подсказал ему новаторский подход к изображению человека на войне.

Однако вернемся к нашему герою. После пораже­ния Наполеона в битве при Ватерлоо Фабрицио воз­вращается в Парму и в результате козней высокопо­ставленных негодяев попадает надолго в тюрьму. Стендаль сатирически изображает дворянство и духо­венство Италии периода Реставрации, предающих на­циональные интересы своей родины. Он противо­поставляет придворному обществу молодую отважную женщину, гордую и блистательную герцогиню Джину Пьетранера Сансеверину — любимицу Пармы. Она сердечно привязана к своему племяннику Фабрицио дель Донго и готова во имя своего чувства сделать все возможное и невозможное для его спасения.

Верный своей теории итальянского характера, согласно которой в нем доминирует только чувство, Стендаль наделяет свою героиню всепоглощающим чувством ненависти к герцогу крошечной Пармы и его подхалимам. Писатель создает идеальный образ этой женщины. И хотя она действует почти всегда безрассудно, а с первого взгляда даже безнрав­ственно: подкупает слуг и тюремщиков, «оболь­щает» своего бывшего кучера Лодовико и Ферранте Палла, организовывает убийство одного принца и отдается другому,— все эти поступки, в конечном счете, раскрывают величие ее души — целомудрен­ной, истинной и поэтому прекрасной.

Размышляя о поведении Джины, Оноре де Баль­зак пишет: «Весь мир — ступенька к ее страсти. И в этом женщина выше и прекраснее мужчины». Видно не случайно Джине Сансеверине с радостью помогает «отважный и неукротимый» поэт-бунтарь Ферранте Палла, объявленный австрийскими властя­ми «бандитом с большой дороги». Скрывающийся в лесах после провала заговора карбонариев, народ­ный трибун примыкает к содружеству «пылких душ». Ферранте Палла придает заботам Джины о спасении любимого ею племянника значение мятеж­ного вызова, брошенного полицейской деспотией, торжествующей свою победу в Италии.

Достигая в романе высокой степени художест­венной правды, Стендаль изображает и такие лич­ности, которые даже в услужении принцу, корчив­шему из себя «короля-солнце» Людовика XIV, представляют собой позитивное начало. В первую очередь это касается образа графа Моска. Даже описывая портрет графа, которому Стендаль безусловно симпа­тизирует, он очень тонко и вместе с тем с нескры­ваемым сарказмом подчеркивает, каким убогим лю­дям приходится графу, человеку чести и долга, служить: «Он был бы еще хорош собой, если б, в угоду принцу, не приходилось ему пудрить волосы для доказательства своей благонадежности».

Ни графу Моска, ни его возлюбленной герцогине Сансеверине, по сути, ничего от окружающих не надо. Они самодостаточны. Граф легко может рас­статься со своей должностью, за которую люди из его окружения готовы пойти на любую подлость. Он в любой момент готов уехать со своей возлюбленной в небольшое поместье, подальше от мелкой суеты придворных вельмож. Их мало занимают чины, богатство, поклонение глупцов. Для них просто не существует «добродетелей», почитаемых придвор­ными холопами. Они всем своим существом ис­поведуют культ счастья, верную дружбу и пылкую страсть. Но их любовь и независимость вызывают зависть и раздражение как у пармского принца, так и у придворных.

Последние страницы романа овеяны безутешной скорбью писателя о жизнях и страстях, которым жестокий мир не прощает их драгоценную непод­дельность.

 

В конце романа, там, где обычно пишут слово «конец», Стендаль поместил английское изречение: «To the happy few» — «Для немногих счастливцев».


24. Творческий путь Гейне
Генрих Гейне - одна из самых заметных фигур в истории немецкой литературы, крупнейший лирик эпохи Его по праву называют певцом природы и несчастной любви.

Родился Гарри-Генрих Гейне в г Дюссельдорф в небогатой еврейской семье. Мать будущего поэта, дочь известного врача, была образованной женщиной (совершенстве владела английским и французским языками) много читала, и любовь к чтению пыталась передать детям Она первая заметила в сыне"божью искру" любви к литературе и поддержала ее. Верной подругой на всю жизнь стала для будущего поэта сестра Шарлотта С ней он делился жизненными впечатлениями, доверял свои тайны, ей читал свои первые стихи. В 1816 году Генрих продолжил занятия коммерцией в Гамбурге в торговой фирме дяди — миллионера. В доме дяди поэт провел три года. Здесь же он пережил первую интимную драму, любовь к кузине Амалии, которая а им пренебрегла и вышла замуж за прусского аристократа. Молодой Гейне посвятил ей свои ранние стихи, из которых впоследствии сложился цикл "Страдания юности». Именно в университетские годы завершилось становление Гейне - поэта конце 1921 г в Берлине вышла первая сборка поэта под скромным названием «Стихи Гейне». Гейне окончил университет и получил диплом юриста Пять лет он жил в разных городах Германии, знакомился со многими людьми, в частности, подружился с русским поэтом Тютчевим. Все эти годы Гейне искал какой-то должности, пробовал устроиться адвокатом и профессором университета В Германии уже знали его произведения, в которых он выступал против реакции, против феодально-абсолютистских порядков За ним начала следить полиция, ему угрожала тюрьма. до конца своих дней он постоянно жил в Париже. Его друзьями были французские и писатели Беранже, Бальзак, Жорж Санд, Мюссе, Дюма Однако разлука с родиной угнетала его до самой смертности.
Гейне было почти 37, когда он познакомился с молодой красивой француженкой Ксенией Эжени Мира, которую поэт упорно называл Матильдой.Через год Гейне женился на ней Матильда была капризной, капризной и очень зажигательной женщиной (Гейне называл ее" домашним Везувием"), она не умела читать, и Гейне тщетно пытался научить ее немецкого языка. Она так и умерла, не прочитав ни одного стихотворения мужа, даже точно и не знала, чем он занимается Но девушка покорила поэта своей естественностью ю, весельем, безграничной преданностью, его не очень смущало то, что она не знала его произведений, она любила его не за громкую славу, не как поэта, а как человека Вместе они прожили 20 лет совместной жизни Когда поэт тяжело и неизлечимо заболел, Матильда заботливо ухаживала за ним. Матильда умерла ровно через 27 лет после смерти писателя. С 1846 года силы Гейне подтачивала страшная болезнь - туберкулез спинного мозга. С годами болезнь прогрессировала.Весной 1848 поэт раз самостоятельно выходил из дома Последние восемь лет жизни Гейне, неописуемы физических страданий, пролежал в постели (по его словам, в "матрасной могиле"). Но и в это время он продолжал писать Полуслепой, неподвижный, он правой рукой поднимал веко одного глаза чтобы хоть немного видеть, а левой на широких листах бумаги выводил огромные буквы. Умер Гейне 17 февраля 1856.г Его последними словами были: "Писать! Бумаги, карандаша!". Стихи Г. Гейне отличаются чрезвычайным лиризмом, душевностью, в них ярко и тонко отображены боль и переживания сердца.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.