Характеристика романтизма. Эпоха. Идеи. Жанры. Стилистическое своеобразие. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Характеристика романтизма. Эпоха. Идеи. Жанры. Стилистическое своеобразие.

2022-12-30 29
Характеристика романтизма. Эпоха. Идеи. Жанры. Стилистическое своеобразие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характеристика романтизма. Эпоха. Идеи. Жанры. Стилистическое своеобразие.

Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

 

· Эпоха

Романтизм появляется тогда, когда французская буржуазная революция, прошедшая под лозунгами, выдвинутыми эпохой просвещения (свобода, равенство, братство), Выявило несостоятельность этих важных ценностей.

Где прошли войска Наполеона, исчезло крепостное право, третье сословие уравняли в гражданских правах, что дало стимул к развитию капитализма, прокатилась волна радикальных движений: борьба за освобождение Греции от турок, революция в Испании (установилась республика), - но эти движения не закрепились: монархия в Испании восстановлена, освобождение к грекам пришло позже.

На волне этих освободительных движений возникло представление о новой эре, о быстрой смене событий и явлений.

· Идеи

Романтизм – свободное, вольное, лишенное правил классизма (словарь Даля)

Появились такие понятия как «свободный художник», «богемный», «гений»

«Гении – это дозорные, что оставлены Господом на башнях Иерусалима, и они перекликаются день и ночь» (Виктор Гюго)

«Надо признать, что каждый отельный индивидуум есть Бог. Сколько личностей, столько и видов Бога»

Романтический герой —исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий.

· Жанры: баллада, драма, поэма, повесть.

 

Тема искусства в творчестве Гофмана

 

Э. Гофман не оставил теоретических сочинений об искусстве, но в его художественных произведениях выражена цельная и последовательная система взглядов на искусство.

В искусстве, утверждает Гофман, – смысл жизни и единственный источник гармонии; цель искусства – соприкасаться с предвечным, неизреченным. Искусство схватывает природу в глубочайшем значении высокого смысла, истолковывает и постигает предмет, позволяет человеку почувствовать свое высшее назначение, уводит из пошлой суеты повседневности. Гофман считает, что искусство пре-бывает во всем современном жизнеустройстве, в городском пейзаже, в быту; люди окружены искусством там, где искусство в привычном смысле этого слова отсутствует.

Высшая реализация искусства – в музыке, менее всего связанной с бытом. Музыка, полагает Э. Гофман, есть дух природы, бесконечное, божественное; через музыку совершается прорыв в сферу духовного.

Музыкальный мир противопоставлен антимузыкальному. Общественные отношения людей враждебны музыке, в цивилизации нельзя спастись, она – воплощение стандарта. Окружающая музыканта действительность – страшная, активная, агрессивная сила.

 

В новелле Э. Гофмана «Дон Жуан» (1812) искусство трактуется как реализация самого заветного, невыразимого словами, требующего героизма и полной самоотдачи. Певица, исполнявшая арию донны Анны в опере Моцарта «Дон Жуан», признается, что для нее вся жизнь – в музыке, что заповедное, непередаваемое словами, она постигает, когда поет. Уже в начале представления, слушая, как глубоко и трагично певица передает безумие вечно неутоленной любви, душа автора исполнилась тревожным предчувствием самого страшного. После спектакля певица не могла не умереть: она так вжилась в свою роль, что «продублировала» судьбу героини.

 

Зрители, рукоплескавшие актрисе во время спектакля, восприняли ее смерть как нечто совершенно банальное, не связанное с искусством и музыкой.

 

Поэзия У.Блейка

 

Творчество Блейка пронизано различными темами и мотивами. Но, безусловно, вполне справедливо сказать, что важным элементом его творчества был, так много принесший шума и обвинений, названный критиками словом «безумие», глубочайший, бушующий внутренний мир. Ж. Батай писал так: «Настоящий поэт чувствует себя ребенком в окружающем мире; он может, как Блейк или как ребенок, быть совершенно здравомыслящим, но ему нельзя доверить управление делами. Поэт вечно остается несовершеннолетним - отсюда - разрыв, проходящий между жизнью и творчеством Блейка. Блейк не был сумасшедшим, но всегда ходил по краю безумия».

 

Гравюры, стихи, видения о которых рассказывал сам Блейк, дали почву для того, чтобы зачислить его в ряды безумцев. Бытовала даже легенда о том, что Блейк тридцать лет сидел в сумасшедшем доме. Родилась она после выхода статьи в Париже в 1833 году, напечатанной в "Revue britannique": "Два самых знаменитых пациента клиники Бедлам, - писал неизвестный автор, - это поджигатель Мартин... и Блейк, по прозвищу Ясновидец. После того, как я прошел мимо и внимательно рассмотрел это сборище преступников и безумцев, меня подвели к камере Блейка. Это был высокий, бледный человек, способный прекрасно изъясняться. За всю историю демонологии не было ничего более невероятного, чем видения Блейка. Он не был жертвой обычной галлюцинации, он глубоко верил в истинность своих видений, беседовал с Микеланджело, ужинал с Семирамидой... Этот человек стал живописцем призраков... Когда я вошел в его камеру, он рисовал блоху, чей призрак, по его словам, только что предстал перед ним...".

 

Уильям Блейк создал собственную мифологию. Вдохновленный, как было уже сказано библейскими мотивами и античными героями, он создает свой мистический мир. Уризен - библейский Иегова, или Юпитер в античной мифологии, деспот и бесплодный властитель материального мира, подчиняющийся слепым законам, враг духовной свободы и творчества, поработитель человечества, владыка над всеми религиями, проповедующими смирение и милосердие, но по сути освящающими насилие, ложь и лицемерие. Орк - огненный дух мятежа, подобный Прометею, как он, прикованный к скале на вершине горного хребта. Лос - светлый (анаграмма латинского Sol — солнце), воплощающий творческое воображение, содержащий в себе Энергию и действие. Ринтра – бог гневной, бунтующей энергии, духовного протеста.

 

· Цикл стихов «Песни невинности и Опыта»

"Песни Невинности" - цикл стихотворений, объединенных системой сквозных образов и символов, стихотворений светлых, радостных, проникнутых традиционными идеями христианства. Вера в милосердие Господа, в божественную защиту — одна из основных тем цикла. Чтобы проникнуть в истинный замысел поэта, необходимо принять во внимание двуплановость каждого стихотворения: в них четко различаются цикл незамысловатых, прозрачных по содержанию стихотворений, где используются образы, понятные ребенку, однако, если взглянуть на стихи с другой точки зрения, оказывается, что каждый образ имеет еще и иной, чрезвычайно глубокий смысл, а ребенок, для которого написаны "Песни Невинности" — это Человек вообще. "Невинность" - это прежде всего инстинктивная, неосмысленная вера в Бога и, как следствие, близость к Богу. Ребенок, да и любой человек, пребывающий в этом состоянии, наделен особого рода "божественным видением", то есть причастностью к тайнам мира. Эта способность, по Блейку, и есть высшая мудрость.

 

5) Поэты «озерной школы» (анализ стихотворений Вордсворта и Кольриджа)

На рубеже XVIII – XIX наряду с общим усилением романтической струи в западноевропейской литературе и в Англии делались удачные попытки заменить французскую сентиментальную искусственную поэзию Просвещения поэзией природы, национальными балладами и песнями.

Эта поэзия природы достигла наибольшей силы и благородства у поэтов так называемой «озерной школы» («лейкистов», от lake - «озеро»), которые занимались преимущественно описанием романтических озер Уэстморленда и Камберленда (северо-запад Англии) и до такой степени погружались в созерцание красот природы, что дошли до одухотворения её явлений. В своей мечтательности, граничившей с пантеизмом, они находили самую тесную внутреннюю связь между самыми мелкими и самыми величественными произведениями природы и смотрели на всю вселенную с глубоким чувством благочестия. Поэты «озерной школы» старались выражать свои чувства и мысли самым простым, безыскусственным языком и находить поэтическую привлекательность в самых мелких бытовых вещах. Самыми выдающимися представителями «озерной школы» были Уильям Вордсворт, Сэмюэль Тейлор Кольридж и Роберт Саути – три её главных корифея.

 

Анализ романтического стихотворения

Кольридж «Соловей»

Стихотворение состоит из 3 частей. Первая часть (строки 1-49) описывает ничем не примечательные события - Кольридж стоит ночью на мосту и слушают песню соловья. В этой части можно заметить контраст обозначившийся между природой в литературных произведениях и природой в реальной жизни. Поэт осуждает литературную традицию, в которой песня соловья всегда означала меланхолию и упрекает молодых людей с поэтическими наклонностями за их сентиментальность и неестественность.

Кольридж с негодованием отвергает образ меланхолической птицы. В природе нет места печали - ее сладостные голоса всегда полны любви и радости. Это утверждение, уходящее корнями в философию Кольриджа, подтверждается его эмоциональным опытом.

Во второй части стихотворения (строки 49-86) действие неожиданно переносится в дикую рощу неподалеку от огромного замка - рощу, где много соловьев.

В этой части стихотворения тема сознательного и чуткого обращения к природе развивается дальше. Не прямо (через поэта и его друзей), а косвенно и отдаленно, в образе "gentle Maid", которая скользит по роще у замка, но это образ не совсем обычной девушки, а она "like a Lady vowed and dedicate/ To something more than Nature in the grove" [4, c. 120]. Ее представление как жрицы придает особое значение этой сцене; делает ярче и драматичнее собранные здесь образы тишины и темноты.

В последней части (строки 87-110) поэт на мгновенье возвращается к начальной сцене, чтобы пожелать спокойной ночи Вильяму и Дороти Вордсворт ("We have been loitering long and pleasantly,/ And now for our dear homes" [4, c. 121] и заканчивается стихотворение зароком, что, когда ребенок вырастет, с природой, он будет ассоциировать только радость, "shall grow up/ Familiar with these songs, that with the night/ He may associate joy" [4, c. 121], а также оно заканчивается последним прощанием с соловьем и Вордсвортами.

 

Творческий путь Байрона

· Годы жизни 1788-1824

· «Во мне 2-3 души живут в одном обличье»

Пушкин о Байроне: «Я от него с ума сходил!»

 

Толпа: Он мал, как мы! Он мерзок, как мы!

Пушкин: нет, он мерзок иначе

Пушкин написал «Евгения Онегина» под влиянием Байрона

 

· Атеист, сатанист

· Дед Байрона по кличе «Безумный Джек» служил во флоте. У деда было кресло в палате лордов. Титул лорда сразу перейдет от деда к внуку. Потому что отец умрет в 1836 году

Отец промотал все деньги. Надо было обращаться за помощью к деду, который ненавидел своего внука (хотя никогда его не видел). Перед смертью убил всех оленей на своей земле и разогнал всех арендаторов, чтобы внуку ничего не досталось. Леди Гордон (мать) взяла себя в руки, начала спекулировать акциями. Позже она сделает своего сына самым богатым человеком.

· Мистическая цифра 36

· Байрон был красавцем, живописцы писали с него портреты. Но он хромал – одна нога была короче другой

· Сексуальный фанатик

· Байрон унаследовал тяжелый характер деда.

· Когда у Байрона не было вдохновения, он набирал полную ванну льда и ложился туда

 

Творчество Байрона можно условно разделить на три периода.

 

· Первый период творчества Байрона — это 1807-1809 гг.: время создания сборника «Часы досуга» (1807) и сатиры «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809). Поэт в это время готовит себя к деятельности в Палате лордов. Следы несколько небрежного отношения к поэзии заметны в стихах сборника. Сборник вызвал резкую критику. Но поэт был умен, смел, способен постоять за себя, не щадя признанных авторитетов, что и проявилось в сатире «Английские барды...». Вместе с тем уже в первых стихах намечаются основные темы его поэзии.

Такие темы: противостояние обществу, утрата истинных друзей, любовь как основа существования, трагическое одиночество, близость к дикой природе, а порой и желание уйти из жизни — постоянно будут возникать в поэзии Байрона на разных этапах.

 

· 1809-1816 гг. — это второй период творчества Байрона, который включает в себя заграничное путешествие (1809-1811), почти обязательное для молодых людей из аристократических семей, и жизнь в Англии. Во время путешествия он побывал в Португалии, Испании, Албании и Греции. Для молодого поэта это было время созревания души и таланта. В 1812 г. он издал две песни «Паломничества Чайльд Гарольда» и сразу стал знаменитым. В этот период созданы восточные поэмы, «Еврейские мелодии», куда вошли шедевры лирики поэта, целый ряд политических стихотворений.

На конец 1812 г. и начало 1813 г. приходится политическая деятельность поэта, он стремился стать независимым парламентарием, обращающимся в своих выступлениях к самым насущным вопросам времени.

 

На этом этапе были написаны так называемые восточные поэмы: «Гяур» (The Giaour, 1813), «Абидосская невеста» (The Bride of Aby-dos, 1813), «Корсар» (The Corsair, 1814), «Jlapa» (Lara, 1814), «Осада Коринфа» (The Siege of Corinth, 1816) и «Паризина» (Parisina, 1816).

 

· Итальянский период (1816-1824) ознаменован появлением иронического взгляда на мир и поиском нравственной альтернативы индивидуалистическому эгоизму. На этом этапе созданы под воздействием истории и культуры Италии поэмы «Жалоба Тассо» и «Пророчество Данте», трагедии «Марино Фальеро, дож Венеции» и «Двое Фоскари», сатирические поэмы «Видение суда», «Ирландская аватара» и «Бронзовый век». Самыми значительными произведениями этого периода являются роман в стихах «Дон Жуан», поэма «Беппо» и мистерия «Каин». Героем «восточных поэм» является обычно бунтарь, отвергающий все правопорядки собственнического общества.

 

Поэмы Байрона более автобиографичны, чем сочинения других английских романтиков. Он острее многих чувствовал безнадёжное несоответствие романтических идеалов и действительности. Осознание этого несоответствия далеко не всегда повергало его в меланхолию и уныние; в последних его произведениях совлечение масок с людей и явлений не вызывает ничего, кроме иронической усмешки. В отличие от большинства романтиков, Байрон с уважением относился к наследию английского классицизма, к каламбурам и едкой сатире в духе Поупа. Излюбленная им октава предрасполагала к лирическим отступлениям и играм с читателем.

 

Восточные» поэмы Байрона

 

Результатом путешествия Байрона я вились его поэмы. Начиная с 1813 года, из-под пера Байрона одна за другой выходят романтические поэмы, впоследствии получившие название «восточных».К этому циклу относятся следующие поэмы: «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» (1814), «Лара» (1814), «Осада Коринфа» (1816)и «Паризина» (1816).

 

Героем «восточных поэм» Байрона является обычно бунтарь-отщепенец, отвергающий все правопорядки собственнического общества. Это – типичный романтический герой; его характеризуют исключительность личной судьбы, необычайные страсти, несгибаемая воля, трагическая любовь, роковая ненависть. Индивидуалистическая и анархическая свобода является его идеалом. Однако ко времени появления «восточных поэм»это их противоречие не столь резко бросалось в глаза. Гораздо более важным тогда (1813 – 1816) было другое: страстный призыв к действию, к борьбе, которую Байрон устами своих неистовых героев провозглашал главным смыслом бытия. Самая замечательная черта «восточных поэм» -воплощённый в них дух действия, борьбы, дерзновения, презрения ко всякой апатии, жажда битвы, которая будила от малодушной спячки изверившихся людей, подымала уставших, зажигала сердца на подвиг

 

Композиция и стиль «восточных поэм» весьма характерны для искусства романтизма. Где происходит действие этих поэм, неизвестно. Оно развёртывается на фоне пышной, экзотической природы: даются описания бескрайнего синего моря, диких прибрежных скал, сказочно прекрасных горных долин. Однако тщетно было бы искать в них изображения ландшафтов какой-либо определённой страны. Каждая из «восточных поэм» является небольшой стихотворной повестью, в центре сюжета которой стоит судьба одного какого-либо романтического героя. Всё внимание направлено на то, чтобы раскрыть внутренний мир этого героя, показать глубину его бурных и могучих страстей. Поэмы 1813 – 1816 годов отличаются сюжетной завершённостью; главный герой не является лишь связующим звеном между отдельными частями поэмы, но представляет собой главный интерес и предмет её. Зато здесь нет больших народных сцен, политических оценок текущих событий, собирательных образов простых людей из народа. Протест, звучащий в этих поэмах, романтически абстрактен. Построение сюжета характеризуется отрывочностью, нагромождением случайных деталей; повсюду много недомолвок, многозначительных намёков. Можно догадываться о мотивах, движущих поступками героя, но часто нельзя понять, кто он, откуда пришёл, что ждёт его в будущем. Действие начинается обычно с какого-либо момента, выхваченного из середины или даже конца повествования, и лишь постепенно становится ясно то, что происходило ранее.

 

Раньше всех «восточных поэм» увидел свет «Гяур». Повесть была написана в мае – ноябре 1813 года. Гяуром мусульмане называли иноверцев.

 

В законченном виде рассказ должен был заключать в себе историю невольницы, брошенной по мусульманскому обычаю, в море за неверность, за которую мстит молодой венецианец, её возлюбленный. Сюжет: Гяур на смертном одре исповедуется монаху. Его бессвязный рассказ – это бред умирающего, какие-то обрывки фраз, последняя мучительная вспышка сознания. Лишь с большим трудом можно уловить нить его мыслей. Гяур страстно любил Леилу, она отвечала ему взаимностью. Радость и свет наполняли всё существо гяура. Но ревнивый и коварный муж Леилы Гессан выследил её и злодейски убил. Гяур страшно отомстил тирану и палачу Леилы. Гессан погиб мучительной смертью от его руки.

 

Однако мщение не принесло гяуру ни удовлетворения, ни покоя. Его смятенный дух терзаем тайным недугом. Он стремится отстоять своё личное достоинство от покушений какого-то мрачного, тёмного мира, который олицетворяется в поэме таинственным и враждебным фоном, окружающим героя. Характер гяура раскрывается в борьбе и в трагических противоречиях его души: он яростно сопротивляется угрожающим ему таинственным силам; отчаяние не ослабляет его стремление к действию, к битвам

 

«Абидосская невеста»

Поэма создана в первой половине ноября 1813 года в течение одной недели. Действительно, поэма полна красочных описаний Востока. «Абидосская невеста» названа Байроном турецкой повестью. Поэма начинается с описаний «далёкого и прекрасного» края:

 

Сюжет этой повести таков: седой султан Яфар решает отдать свою единственную дочь Зулейку в жёны Осману. Но она влюблена в своего брата Селима, и это чувство взаимно. Селим предлагает ей бежать и назначает место встречи Зулейке, где он должен рассказать всю правду о себе. Когда Зулейка пришла в назначенное время, пред ней предстал «новый»Селим. Он ей поведал, что он является главарём шайки против её отца Яфара, что он ей не является родным братом, что когда-то давно Яфар отравил своего брата Абдалу, отца Селима. И теперь Селим готов отомстить Яфару.

 

Но ему это не удается. Злобный отец выследил их. Напрасно Селим пытался убежать. Яфар застрелил его. Вместе с Селимом умирает и Зулейка. Но месть всё таки была свершена. Зулейка была единственной отрадой отца и её не стало. Убийца остаётся один.

 

Так же, как и Гяур, Селим из «Абидосской невесты» выступает против тирана из личной мести. Байрону удается показать особенности характера Селима, формировавшегося в условиях Востока. Поэт смотрит на Восток глазами европейца, отвергая псевдовосточное, поверхностный ориентализм. «Европеец, и в упоении восточной роскоши, должен сохранить вкус и взор европейца. Вот почему Байрон так и прелестен в Гяуре, в Абидосской невесте и проч.» – писал А.С. Пушкин.

 

В декабре 1813 года Байрон начал работу над новой поэмой «Корсар», «написанной с любовью и взятой из жизни». Поэма состоит из трёх песней, из которых каждая начинается с эпиграфа. Эпиграфом служат стихотворные строки Данте. Герой поэмы является вождём пиратов – бесстрашных людей, преступивших деспотический закон собственнического общества, ибо они не могут жить среди «похотливых рабов» и Они предпочитают вести вольную жизнь на необитаемом острове, вдали от неволи больших городов.

 

Корсар, их смелый и мудрый предводитель, - такой же бунтарь и отщепенец, как и Гяур. На острове пиратов все его почитают и боятся. Он суров и властен. Команды пиратских бригов послушны мановению его руки, враги трепещут при одном его имени. Но он страшно одинок, у него нет друзей, роковая тайна тяготеет над ним, никто не знает ничего о его прошлом. Лишь по двум-трём намёкам, брошенным вскользь, можно заключить, что Конрад в юности, подобно другим героям «восточных поэм», страстно жаждал «творить добро».

 

Как и судьбе Гяура, любовь играет в жизни Конрада роковую роль. Полюбив Медору, он навсегда сохраняет верность ей одной. Со смертью Медоры всякая радость жизни утрачена для Конрада, он таинственно исчезает. Каков был конец Конрада, никому неизвестно.

 

Герой «Корсара» как бы всё время погружён в свой внутренний мир, он любуется своими страданиями, своей гордостью и ревниво оберегает своё одиночество, не позволяя никому нарушать своего раздумья; в этом скрывается индивидуализм героя, стоящего как бы над другими людьми, которых он презирает за ничтожество и слабость духа. Так, он не в состоянии оценить жертвенной любви красавицы Гюльнары, спасшей его с риском для жизни из темницы. Образ Гюльнары тоже овеян мрачной романтикой. Раз в жизни она узнала истинную любовь. С тех пор она уже не может мириться с постылой жизнью наложницы и рабы Сеида; её бунт против гнусной действительности носит действенные формы: она свершает суд над своим тираном Сеидом, убивает его и навсегда отказывается от родины, куда ей больше нет возврата.

 

В последней поэме этого цикла, «Паризина», в основу которой взято событие из итальянской хроники, описанное английским историком Гиббоном, вновь появляется благородный романтический герой. Поэма была написана осенью 1815 года, впервые опубликована в феврале 1816 года. Посвящена одному из друзей Байрона – Скропу Бердмору Дэвису. Эту поэму можно рассматривать как вступление к тираноборческим драмам из итальянской истории, написанным Байроном в изгнании.

Новеллы Эдгара По.

Новелла (рассказ) — более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в новеллах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько). В своё время разные исследователи (Эйхенбаум, Томашевский, Гёте) высказывали предположение, что понятия новелла и рассказ стоит развести, т.к. рассказ более психологичен и рефлексивен, а новелла остросюжетна и в её основе свершившиеся, «неслыханное» событие.

Новеллы Эдгара По отвечают последнему признаку – остросюжетны.

Переход от внешнего сюжета к внутреннему свойственна произведениям Эдгара По: из сферы чистой фантастики «удивительное» перемещается в область психических феноменов. Излюбленные мотивы его— двойничество («Вильям Вильсон»), погребение заживо («Падение дома Ашеров»), оживление мертвецов и переселение душ («Лигейя»). Ему также принадлежит заслуга разработки новых жанровых подвидов — новеллы авантюрной («Золотой жук») и детективной (рассказы о сыщике Дюпене).

Для романтической эстетики По характерно достижение максимального эмоционально-психологического эффекта: этой цели, по его мнению, должно быть подчинено в рассказе всё до последнего слова. Стараясь добиться максимальной компрессии Эдагр По привил новелле символизм, причём не только цветовой («Маска Красной смерти»), но и предметный: осмысление той или иной детали как средство выражения главной мысли, к примеру новелла «Береника», где главная деталь – это зубы героини.

Писатель делил свои новеллы на "гротески", пародийно-комические, и "арабески", страшные истории. В них нашли отражение философские размышления о природе человека и мироздании, смешанные с научностью текущего дня и обостренным интересом к "темным" силам духовной сферы и "бесу противоречия" в человеческом сознании(раздвоение личности)

Эдгар По создал теорию новеллы, изложив ее в трех статьях о Готорне (опубликованы в 1840-е годы), где определялись необходимый объем произведения (в меру краткий), его задача (достижение "единого эффекта" — эмоционального и интеллектуального) и основные принципы (определенность, оригинальность и новизна, достоверность, которая должна присутствовать даже в самых фантастических построениях). В стране, где литературной теории как таковой не существовало, роль этих сочинений была весьма велика: они научили нацию, как следует писать и читать художественные произведения.

По считается основоположником детектива: его логические истории, в большинстве которых действует детектив Дюпен ("Убийство на улице Морг", "Тайна Мари Роже", "Похищенное письмо" и др.) послужили платформой для творчества А. Конан Дойля с его Шерлоком Холмсом, А. Кристи и многих современных приверженцев жанра.

 

Образ главного героя

Жульен Сорель — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает чего хочет, и который готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Юноша честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. В образе Сореля содержатся черты характера революционера, одаренного простолюдина, который не готов мириться со своим положением в обществе.

Комплекс плебея заставляет героя стесняться своего происхождения и искать дорогу в другую социальную реальность. Именно этим болезненным самомнением объясняется его напористость: он уверен, что достоин большего. Неслучайно его кумиром становится Наполеон – выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит в свою звезду, и только, поэтому теряет веру в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.

Тематика и проблематика

В романе поднимается много проблем. Это и выбор жизненного пути, и формирование характера, и конфликт человека с обществом. Для рассмотрения любой из них важно понимать исторический контекст: Великая Французская революция, Наполеон, умонастроения целого поколения молодежи, Реставрация. Помимо глобальных проблем, которые носят социальный характер и связаны с событиями эпохи, в произведении описаны также сложности взаимоотношений между людьми, любовь, ревность, предательство — то есть то, что существует вне времени и всегда воспринимается читателями близко к сердцу. Основная проблема в романе «Красное и черное», это, конечно же, социальная несправедливость. Талантливый простолюдин не может пробиться в люди, хоть он и умнее знати, и способнее ее.

Сама история, заложенная в романе — это не выдумка, а реальные события, которые очень впечатлили Стэндаля. Именно поэтому в качестве эпиграфа автором выбрана фраза Дантона «Правда. Горькая правда».
«пармский обитель»
Юный герой «Пармской обители» — это тот са­мый «природный человек», о котором так любил рассуждать Стендаль. Его детство прошло в обста­новке духовного подъема, под знаком романтики сражений за свободу, озаренных победами Напо­леона. Мечтающий о подвигах во имя родины и свободы, Фабрицио дель Донго спешит присоеди­ниться к войскам своего кумира на поле Ватерлоо, но тут неискушенного юношу ждет первое жестокое разочарование. Он настолько юн, что его принимают за кого угодно — шпиона, дезертира, предателя, но только не за героя. Когда же, наконец, «юный герой» попадает на поле сражения, он лицом к лицу сталкивается с мерзкими реалиями человечес­кой бойни: грязью, кровью, неразберихой, жуткой обыденностью смерти, паническим страхом и беспо­рядочным отступлением. День, проведенный молодым добровольцем в гуще сражения, стал для него цепью сплошных кошмаров и полного непонимания про­исходящего. Солдаты кажутся ему грабителями. Те, с кем он плечом к плечу собирался драться за свободу, отнимают у него коня, чтобы увезти ра­неного гусара. Фабрицио не в состоянии реально во­спринимать и адекватно оценивать происходящие события, которые хаотично проносятся перёд его изумленным взором. Солдат, который протягивает теряющему сознание юноше кусок хлеба, кажется ему неблагородным. Зато расчетливая и циничная маркитантка, приютившая его в своей повозке, вос­принимается им как сказочная и великодушная фея.

Батальные сцены Стендаля, по свидетельству Оноре де Бальзака и Льва Толстого, явились для того времени примером непревзойденного реалистического мастерства в изображении будней войны и ввели «в грех зависти» даже автора «Человеческой комедии», а также многому научили создателя грандиозной эпопеи «Война и мир», который отмечал, что имен­но Стендаль своим описанием битвы при Ватерлоо подсказал ему новаторский подход к изображению человека на войне.

Однако вернемся к нашему герою. После пораже­ния Наполеона в битве при Ватерлоо Фабрицио воз­вращается в Парму и в результате козней высокопо­ставленных негодяев попадает надолго в тюрьму. Стендаль сатирически изображает дворянство и духо­венство Италии периода Реставрации, предающих на­циональные интересы своей родины. Он противо­поставляет придворному обществу молодую отважную женщину, гордую и блистательную герцогиню Джину Пьетранера Сансеверину — любимицу Пармы. Она сердечно привязана к своему племяннику Фабрицио дель Донго и готова во имя своего чувства сделать все возможное и невозможное для его спасения.

Верный своей теории итальянского характера, согласно которой в нем доминирует только чувство, Стендаль наделяет свою героиню всепоглощающим чувством ненависти к герцогу крошечной Пармы и его подхалимам. Писатель создает идеальный образ этой женщины. И хотя она действует почти всегда безрассудно, а с первого взгляда даже безнрав­ственно: подкупает слуг и тюремщиков, «оболь­щает» своего бывшего кучера Лодовико и Ферранте Палла, организовывает убийство одного принца и отдается другому,— все эти поступки, в конечном счете, раскрывают величие ее души — целомудрен­ной, истинной и поэтому прекрасной.

Размышляя о поведении Джины, Оноре де Баль­зак пишет: «Весь мир — ступенька к ее страсти. И в этом женщина выше и прекраснее мужчины». Видно не случайно Джине Сансеверине с радостью помогает «отважный и неукротимый» поэт-бунтарь Ферранте Палла, объявленный австрийскими властя­ми «бандитом с большой дороги». Скрывающийся в лесах после провала заговора карбонариев, народ­ный трибун примыкает к содружеству «пылких душ». Ферранте Палла придает заботам Джины о спасении любимого ею племянника значение мятеж­ного вызова, брошенного полицейской деспотией, торжествующей свою победу в Италии.

Достигая в романе высокой степени художест­венной правды, Стендаль изображает и такие лич­ности, которые даже в услужении принцу, корчив­шему из себя «короля-солнце» Людовика XIV, представляют собой позитивное начало. В первую очередь это касается образа графа Моска. Даже описывая портрет графа, которому Стендаль безусловно симпа­тизирует, он очень тонко и вместе с тем с нескры­ваемым сарказмом подчеркивает, каким убогим лю­дям приходится графу, человеку чести и долга, служить: «Он был бы еще хорош собой, если б, в угоду принцу, не приходилось ему пудрить волосы для доказательства своей благонадежности».

Ни графу Моска, ни его возлюбленной герцогине Сансеверине, по сути, ничего от окружающих не надо. Они самодостаточны. Граф легко может рас­статься со своей должностью, за которую люди из его окружения готовы пойти на любую подлость. Он в любой момент готов уехать со своей возлюбленной в небольшое поместье, подальше от мелкой суеты придворных вельмож. Их мало занимают чины, богатство, поклонение глупцов. Для них просто не существует «добродетелей», почитаемых придвор­ными холопами. Они всем своим существом ис­поведуют культ счастья, верную дружбу и пылкую страсть. Но их любовь и независимость вызывают зависть и раздражение как у пармского принца, так и у придворных.

Последние страницы романа овеяны безутешной скорбью писателя о жизнях и страстях, которым жестокий мир не прощает их драгоценную непод­дельность.

 

В конце романа, там, где обычно пишут слово «конец», Стендаль поместил английское изречение: «To the happy few» — «Для немногих счастливцев».


24. Творческий путь Гейне
Генрих Гейне - одна из самых заметных фигур в истории немецкой литературы, крупнейший лирик эпохи Его по праву называют певцом природы и несчастной любви.

Родился Гарри-Генрих Гейне в г Дюссельдорф в небогатой еврейской семье. Мать будущего поэта, дочь известного врача, была образованной женщиной (совершенстве владела английским и французским языками) много читала, и любовь к чтению пыталась передать детям Она первая заметила в сыне"божью искру" любви к литературе и поддержала ее. Верной подругой на всю жизнь стала для будущего поэта сестра Шарлотта С ней он делился жизненными впечатлениями, доверял свои тайны, ей читал свои первые стихи. В 1816 году Генрих продолжил занятия коммерцией в Гамбурге в торговой фирме дяди — миллионера. В доме дяди поэт провел три года. Здесь же он пережил первую интимную драму, любовь к кузине Амалии, которая а им пренебрегла и вышла замуж за прусского аристократа. Молодой Гейне посвятил ей свои ранние стихи, из которых впоследствии сложился цикл "Страдания юности». Именно в университетские годы завершилось становление Гейне - поэта конце 1921 г в Берлине вышла первая сборка поэта под скромным названием «Стихи Гейне». Гейне окончил университет и получил диплом юриста Пять лет он жил в разных городах Германии, знакомился со многими людьми, в частности, подружился с русским поэтом Тютчевим. Все эти годы Гейне искал какой-то должности, пробовал устроиться адвокатом и профессором университета В Германии уже знали его произведения, в которых он выступал против реакции, против феодально-абсолютистских порядков За ним начала следить полиция, ему угрожала тюрьма. до конца своих дней он постоянно жил в Париже. Его друзьями были французские и писатели Беранже, Бальзак, Жорж Санд, Мюссе, Дюма Однако разлука с родиной угнетала его до самой смертности.
Гейне было почти 37, когда он познакомился с молодой красивой фра


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.