Культурная картина мира. Менталитет культуры — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Культурная картина мира. Менталитет культуры

2022-12-30 40
Культурная картина мира. Менталитет культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кроме понятий «культура» и «цивилизация» другими важными категориями культурологи являются понятия «менталитет» и «культурная картина мира».

Термин «менталитет» происходит от латинского слова mens, смысл которого – ум, образ мыслей, умонастроение, склад ума. В целом, менталитет можно определить как устойчивую настроенность внутреннего мира людей, сплачивающую их в социальные и исторические общности, а также совокупность установок, ценностных ориентаций и предрасположенностей индивидов к определенному типу мышления и действия. Наряду с этим термином используется понятие «ментальность», близкое по значению.

В науках о культуре впервые понятие «менталитет» было использовано французским этнографом Клодом Леви-Брюлем. Изучая культуру племенных народов, Леви-Брюль пришел к выводу, что отличие их образа жизни и представлений от европейских имеет в своей основе другой тип мышления, который и был обозначен исследователем как «первобытный менталитет». Позже слово вбирает в себя множество схожих смыслов. Так, все исследователи культуры тем или иным способом говорили о том, что каждая культура имеет нечто особенное, не выражаемое в перечислении достижений, даже не совпадающее полностью по смыслу с понятиями «образ мыслей» или «способ освоения мира». Это нечто называли дух или характер эпохи, народное самосознание, социальный характер, душа культуры, мирочувствование и т.д. во всех случаях речь шла о феномене, который можно описать следующим образом:

- Это групповой образ, представление людей о мире и о себе;

- Содержание этого образа погружено в глубинные, подсознательные                     структуры человеческой психики и поэтому не может быть осознано человеком;

- Это явление можно рассматривать как групповую память людей;

- Являясь основанием душевной жизни, это явление отражается в художественном творчестве, его направлениях и стилях.

Теперь мы называем это явление менталитетом, но очевидно, что все приведенные понятия включают в себя сходные смыслы.

Характер менталитета часто определяется той средой, в которой существует социальная общность. Например, Бердяев связывал особенности русской души с бескрайними русскими просторами, которые породили в ней два противоречивых начала: с одной стороны – удаль и вольность, а с другой – чувство смирения перед безграничностью. Поэтому русский народ, как считает философ, – народ государственный, склонный к подчинению верховной власти, но способный на бунт. Важная роль в формировании менталитета принадлежит религии.

Менталитет как бессознательная способность мирочувствования лежит в основе конкретного сходного представления – культурной картины мира. Это означает, что для всех народов видимый и ощущаемый ими мир един, но воспринимается он по-разному, так, как будто люди в разных странах и в разные времена живут в своеобразных, отличных друг от друга мирах.

Культурная картина мира есть совокупность присущих народу или исторической общности представлений о времени и пространстве, происхождении мира и человека, смысле человеческой жизни и смерти, отношениях между людьми, добре и зле, справедливости, красоте, свободе, счастье и др.

В истории европейской и русской культуры последовательно формировались три базовых культурных картины мира – мифологическая, религиозная и научная. При всем своеобразии мифологий и религий разных народов их представления о мире имели нечто общее, определяемое единым для всех знанием о мироздании, законах, порождающих мир и действующих в нем.

Для мифологической картины мира характерно представление о тесной неразрывной связи человека и природы, о единых законах, управляющих жизнью мира и человека. Силы природы в мифологической картине мира обладают теми же свойствами, что и люди – они действуют сознательно, целенаправленно, любое событие природы адресовано человеку. Мир в мифологии – это живой организм, в котором все – и люди, и звери, и птицы, и горы, и реки, и боги есть соподчиненные элементы единой системы, единого высшего закона. Мифологическая картина мира – самая древняя, все народы земли имели свою мифологию, и своеобразие культур разных стран и народов во многом определяется ею.

Религиозная картина мира основана на мифологической, первые религиозные верования почти неотличимы от мифов. Ее своеобразие становится очевидным при появлении монотеистических религий – религий единого бога. Бог монотеистической религии (Иегова, Будда, Христос, Аллах) есть олицетворенная высшая сила, абсолютная, всеобъемлющая и единая. Его волей создан мир, он устанавливает все законы бытия, природы и человека. В то же время бог создает человека отличным от других живых существ. Человек наделяется разумом и душой, он несет в себе часть божественной силы, волен подчинить себе неразумную природу. Особое положение человека в мире, определяемое его божественной душой, является самым главным отличием религиозной картины мира. Уже говорилось о влиянии религии на менталитет, и следует еще отметить, что даже неверующий человек, выросший в определенной культурной традиции, воспринимает мир через призму национальной религии. Она зафиксирована в языке, обычаях, искусстве, морали, она составляет при этом важную часть жизни социума, даже являясь формально запрещенной, как это было в советское время.

Научная картина мира формируется в Европе в эпоху Нового времени – в 17-18 веках. Это не значит, что до этого времени не существовало научных знаний – они развивались в самых древних культурах. Научная культура мира отличается от других, прежде всего, независимостью, объективностью. Она лишена ценностного отношения, универсальна, поскольку конструирует некую идеальную модель действительности, созданную на основе научных идей, концепций, теорий. Научная картина мира в качестве культурной означает совокупность представлений о мире, основанных на знаниях, а не на вере. Если мифология и религия обеспечивают неизменный фундамент, устойчивую основу представлений, то научная картина мира изменчива. Ее постоянным признаком остается рациональность, объективность. Для многих современных людей вера в могущество науки, разума, объективного знания определяет преставления о мире истинно только то, что заявлено в качестве «научного знания», даже если таковым не является.

Помимо названных, существуют и другие картины мира: художественная, философская. Наряду с религиозной и научной, взятыми в «чистом виде», безотносительно к общекультурному представлению, они являются важными факторами формирования образа мира для каждого человека, народа, исторической общности. Но для каждой эпохи, каждой культуры существует некая общность представлений, преимущественная направленность на тот или иной образ мира, что и создает в целом понятие «культурная картина мира».


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.