Латеральный резец верхней челюсти (dens incisivus superior lateralis) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Латеральный резец верхней челюсти (dens incisivus superior lateralis)

2022-12-30 25
Латеральный резец верхней челюсти (dens incisivus superior lateralis) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Латеральный резец верхней челюсти (dens incisivus superior lateralis)

По многим признакам сходен с медиальным резцом верхней челюсти, но имеет меньшие размеры и ряд других отличительных признаков.

Рис.2. Боковой (латеральный) резец верхней челюсти: 1 - вестибулярная поверхность; 2 - небная поверхность; 3 - медиальная (срединная) поверхность; 4 - латеральная (боковая) поверхность; 5 - окклюзионная поверхность (режущий край); 6 - разница в величине коронок центрального и бокового резца верхней челюсти.

Вестибулярная поверхность коронки имеет овоидную или трапециевидную форму. Дистальный угол коронки (между жевательным и дистальным краями) закруглен больше, чем у медиального резца. Режущий край латерального резца в отличие от медиального- округлый, а не прямой (особенно при овоидной форме коронки). Возможен вариант, когда режущий край вообще не выражен, а на верхней части коронки находится заостренный бугорок. Бугорки на режущем крае и борозды между ними развиты совсем слабо и практически не заметны.

На язычной поверхности латеральных резцов имеются аналогичные гребни, бугорки и зубцы, что и у центральных верхних резцов, однако их отличие заключается в том, что форма латеральных резцов более изменчива. Зубной бугорок развит сильнее, чем на центральных резцах, под ним образуется более глубокая ямка. Из зубцов бугорка чаще сильнее развит дистальный. На латеральных резцах практически не встречаются многозубцовые формы бугорка. Бугорок зуба может быть разделен на 2 зубца и распространяться до режущего края. Таким образом, могут формироваться резцы различной формы (Х-зуб, бочковидный, премоляровидный).

Полость у латерального резца меньше центрального резца верхней челюсти, суживается в вестибуло - язычном направлении. В полости коронки имеются углубления, соответствующие бугоркам режущего края и углам коронки. Устье канала корня суживается, а сам канал корня зуба образует дистальное углубление.

Соотношение коронка к корню зуба 1:1,5

Число корней: 1 –99,9%

Число каналов 1 – 99,9%

Латеральные каналы 23-26 %

Апикальные дельтовидные разветвления 3%

У бокового верхнего резцы выражены признаки угла и кривизны коронки, тогда как признак отклонения корня - слабее.

 

Нижние резцы меньше верхних, коронка их узкая, а корни уплощены в медиолатеральном направлении.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

составляет 2,25 часа из них:

· лекция –  0,25 часа

· практические занятия – 2 часа

2. ЦЕЛИ

- Студент после освоения темы должен знать:

- Изучить классификацию зубов по топографическому принципу, а так же в связи с развитием

- Знать сроки закладки, прорезывания резцов и клыков верхней и нижней челюсти

- Показать и назвать зубы верхней и нижней челюсти, входящие в переднюю группу зубов.

- Изучить строение, отличительные особенности каждого зуба, в зависимости от функции и принадлежности к челюсти.

- Уметь определить зуб по признакам, присущим данной группе

- Назвать и показать части зуба, рассказать гистологическое строение зубов

- Студент после освоения темы должен уметь находить, называть и показывать постоянные резцы и клыки верхней и нижней челюсти.

3. Требования к результатам освоения

Перечислить формируемые компетенции согласно ФГОС по специальности (ОК, ПК, ОПК, УК) (В соответствии с ФГОС ВО)

ОК- 1: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

ОК-5: готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала

                   ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК- 1: готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности;

ОПК- 2: готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности;

 

СОДЕРЖАТЕЛЬАЯ ЧАСТЬ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

- Нарисовать медиальный и латеральный резцы и клык. Указать части зуба.

- нарисовать зуб в разрезе, указать гистологическое строение

 

5.1. Литература, рекомендуемая для самоподготовки

5.1.1. Основная

УК 1812 Анатомия человека [Текст]: учебник / М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович. - 12-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд. дом СПбМАПО, 2017. - 720 с.: ил. - 

5.1.2. Дополнительная

1. УК 1627  Атлас анатомии человека: в 4-х т. / Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников, А. Я. Синельников; [науч. редакторы: А. Г. Цыбулькин, Т. В. Горская]. - 7-е изд., перераб. - М.: Новая волна: Издатель Умеренков, 2010 –
Т. 2: Учение о внутренностях и эндокринных железах. - 272 с.: ил.

2. Функциональная анатомия полости рта и ее органов: А.К. Косоуров, М.М. Дроздова, Т.П. Хайруллина.- Методическое пособие для студентов стоматологического факультета медицинских вузов СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2006 - 108 с.

3. Атлас анатомии человека для стоматологов. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Литвиненко Л.М. 2013. - 600 с. ЭБС

 

5.2. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. Назовите и покажите резцы верхней челюсти, их функция.
  2. Назовите и покажите резцы нижней челюсти, их функция.
  3. Назовите и покажите клыки верхней челюсти, их функция.
  4. Назовите и покажите клыки нижней челюсти, их функция.
  5. Расскажите сроки прорезывания зубов верхней и нижней челюсти
  6. Назовите аномалии развития зубов передней группы, какие из них встречаются чаще.
  7. Нарисуйте схематично строение тканей зуба и расскажите их функции
  8. Расскажите в чем отличия между временными и постоянными резцами верхней челюсти
  9. Расскажите в чем отличия между временными и постоянными резцами нижней челюсти
  10. Расскажите в чем отличия между временными и постоянными клыками верхней и нижней челюсти

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРВЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П. ПАВЛОВА»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

 

 

 
 
 
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова _ Клинической анатомии и оперативной хирургии им. проф. М.Г. Привеса ________________________________ (наименование кафедры)  «___»________20__ г., протокол №__ заведующий кафедрой __________ Акопов А.Л._

 

 

 

 

Оценочные средства

по Анатомия головы и шеи
  (наименование дисциплины)
по Частная анатомия зубов передней группы
  (наименование темы занятия)

Для

специальности/

направления подготовки

«Стоматология» 31.05.03
                                                    (наименование и код специальности/направление подготовки)
факультет/ отделение (при наличии) стоматологический
  (наименование факультета/отделения)
кафедра Клинической анатомии и оперативной хирургии им. проф. М.Г. Привеса
  (наименование кафедры)

 


Требования к результатам освоения

 

В результате освоения темы обучающийся должен показать владение следующими компетенциями:

Наименование темы Код контролируемой компетенции /содержание Характеристика обязательного порогового уровня освоения ФГОС ВО Оценочные средства
Частная анатомия передней группы зубов ПРИМЕР ПК-1 способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания ПРИМЕР Знать:  - основные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья. - работу врача в первичном звене здравоохранения в амбулаторно-поликлиническом учреждении. Уметь: - применять на практике основные мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний. - составлять план обследования, оценивать данные осмотра и опроса больного, формулировать предварительный диагноз и прогноз. Навык (опыт деятельности): владеть - навыками устранять вредное влияния на здоровье человека факторов среды его обитания - правильным оформлением медицинской документацией. ПРИМЕР   - тесты - вопросы - ситуационные задачи (мини- кейсы)

 

Примеры оценочных средств

Пример тестового контроля:

1. Какие из перечисленных зубов относятся к зубам передней группы?

· премоляр

· резец

· клык

· моляр

2. Укажите, какой зуб не имеет режущий край

· Медиальный резец

· верхний латеральный резец

· нижний латеральный резец

· Верхний клык

3. Какой из зубов имеет один раздвоенный на конце корневой канал?

· Верхний латеральный резец

· Верхний медиальный резец

· Верхний клык

· Нижний медиальный резец

4. Эмалевые валики имеют зубы

· Клык

· Медиальный резец

· Латеральный резец

· Премоляр

5. Укажите ткань зуба, отвечающую за репарацию:

· цемент

· дентин

· эмаль

· пульпа

Примеры контрольных вопросов для устного собеседования:

  1. Какие зубы относятся к передней группе зубов?
  2. Какое строение коронки имеет верхний медиальный резец?
  3. Какое строение корня имеет верхний клык?
  4. Какое строение корневого канала имеет нижний латеральный резец?
  5. Соотнесите зубы передней группы по международной системе зубов
  6. Соотнесите зубы передней группы по классификации зубов виола
  7. Расскажите гистологическое строение тканей зуба и назовите их функции
  8. Расскажите сроки прорезывания зубов передней группы

 

Пример ситуационной задачи:

В стоматологическую клинику обратился пациент А., 9 лет на профилактический осмотр. Будет ли в полости рта визуадизироваться постоянный верхний клык?

 

Латеральный резец верхней челюсти (dens incisivus superior lateralis)

По многим признакам сходен с медиальным резцом верхней челюсти, но имеет меньшие размеры и ряд других отличительных признаков.

Рис.2. Боковой (латеральный) резец верхней челюсти: 1 - вестибулярная поверхность; 2 - небная поверхность; 3 - медиальная (срединная) поверхность; 4 - латеральная (боковая) поверхность; 5 - окклюзионная поверхность (режущий край); 6 - разница в величине коронок центрального и бокового резца верхней челюсти.

Вестибулярная поверхность коронки имеет овоидную или трапециевидную форму. Дистальный угол коронки (между жевательным и дистальным краями) закруглен больше, чем у медиального резца. Режущий край латерального резца в отличие от медиального- округлый, а не прямой (особенно при овоидной форме коронки). Возможен вариант, когда режущий край вообще не выражен, а на верхней части коронки находится заостренный бугорок. Бугорки на режущем крае и борозды между ними развиты совсем слабо и практически не заметны.

На язычной поверхности латеральных резцов имеются аналогичные гребни, бугорки и зубцы, что и у центральных верхних резцов, однако их отличие заключается в том, что форма латеральных резцов более изменчива. Зубной бугорок развит сильнее, чем на центральных резцах, под ним образуется более глубокая ямка. Из зубцов бугорка чаще сильнее развит дистальный. На латеральных резцах практически не встречаются многозубцовые формы бугорка. Бугорок зуба может быть разделен на 2 зубца и распространяться до режущего края. Таким образом, могут формироваться резцы различной формы (Х-зуб, бочковидный, премоляровидный).

Полость у латерального резца меньше центрального резца верхней челюсти, суживается в вестибуло - язычном направлении. В полости коронки имеются углубления, соответствующие бугоркам режущего края и углам коронки. Устье канала корня суживается, а сам канал корня зуба образует дистальное углубление.

Соотношение коронка к корню зуба 1:1,5

Число корней: 1 –99,9%

Число каналов 1 – 99,9%

Латеральные каналы 23-26 %

Апикальные дельтовидные разветвления 3%

У бокового верхнего резцы выражены признаки угла и кривизны коронки, тогда как признак отклонения корня - слабее.

 

Нижние резцы меньше верхних, коронка их узкая, а корни уплощены в медиолатеральном направлении.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.