Тема № 1: О социокультурных коммуникациях, риторике. Речевая деятельность — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема № 1: О социокультурных коммуникациях, риторике. Речевая деятельность

2022-12-30 35
Тема № 1: О социокультурных коммуникациях, риторике. Речевая деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ»

Б1.Б.26

 

Направление подготовки - 42.03.02 «Журналистика»

Профили подготовки – «Телерадиожурналистика»,

«Спортивная журналистика», «Международная журналистика»

Квалификация выпускника -  бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

Кафедра журналистики

Москва 2018


Рабочая программа дисциплины «Социокультурные коммуникации» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 42.03.02 «Журналистика» и рабочими учебными планами, утвержденными ректором АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

 

Автор: Коханая Ольга Евгеньевна – доктор культурологии, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры журналистики МосГУ  
Эксперты:   Головин Ю. А. – доктор культурологии, кандидат филологических наук, доцент по кафедре журналистики, заведующий кафедрой журналистики МосГУ   Шкондин М. В. – доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению актуальных проблем журналистики кафедры периодической печати МГУ им. М.В. Ломоносова

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры журналистики «08» октября 2018 г., протокол № 2.

 

ОДОБРЕНО

Методической комиссией факультета рекламы, журналистики и дизайна

«12» октября 2018 г., протокол № 2.

 


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Социокультурные коммуникации» являются ознакомление студентов-журналистов с мировой и отечественной практикой работы в сфере публичного слова, развитие навыков профессионального отношения к устному и письменному слову, обучение профессиональным приемам ведения диалога, дискуссии, умению грамотно использовать возможности профессиональной коммуникации, решать задачи межличностного и межкультурного взаимодействия,  удерживать внимание и интерес аудитории с учетом ее особенностей, осуществлять реализацию медиапроектов, отвечать вызовам и потребностям современной политической и общественной жизни.

Основными задачами дисциплины являются:

- ознакомление студентов с основными правилами риторики, формирование навыков публичного общения с аудиторией;

–  осуществление практических рекомендаций по подготовке публичных речей, деловой беседы, переговоров, разговора по телефону, публичного выступления, не опосредованного техническими средствами передачи речи (радио, телевидения) и т.п.;

- формирование навыков профессионального общения, которые предполагают владение приемами «коммуникативных шагов» как опосредованных (при помощи социологических опросов, электронных каналов и пр.), так и непосредственных - приемами работы «глаза в глаза», что означает помимо интервьюирования также умение обращаться к группе слушателей, объединенных ситуацией, работать с открытой аудиторией;

-  совершенствование речи на стадии подготовки и в стадии оперативной самокоррекции непосредственно во время коммуникативного акта;

- сосредоточение внимания как на тщательной подготовке речей, так и на возможностях импровизации во время общения;

- преодоление психологических барьеров, возможных укореняющихся недостатков устной речи, развитие в начинающем ораторе чувства взаимообщения со слушателями и ответственности за результат социальной коммуникации.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата

 Учебная дисциплина «Социокультурные коммуникации» – дисциплина базовой части блока 1 «Дисциплины (модули)» ОПОП ВО по направлению 42.03.02 «Журналистика».

В ходе изучения сопутствующих дисциплин («История», «Психология», «Основы теории журналистики», «Современный русский язык», «Основы теории литературы», «Логика», «Журналистика в социально-культурной сфере») и последующих профессионально-творческих дисциплин, при подготовке докладов, сообщений и творческих работ начальной профессионализации («Телерадиожурналистика», «Международная журналистика», «Спортивная журналистика») студенты получают возможность применить полученные знания и навыки для наиболее адекватного решения задач своей будущей профессиональной деятельности.

 Знания, полученные из данного курса, являются базой для освоения последующих дисциплин («Основы журналистской деятельности», «Основы теории коммуникации», «Социология журналистики», «Выпуск учебных СМИ», «Литературное мастерство журналиста»). Курс дает необходимые базовые теоретические знания и практические навыки для освоения профессии в форме творческих практикумов, выпуска учебных газет, теле-, радиорепортажей и прохождения учебной, производственных и преддипломной практик.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В данном разделе содержится описание перечня планируемых результатов обучения по дисциплине «Социокультурные коммуникации», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 42.03.02 «Журналистика».

Процесс изучения дисциплины «Социокультурные коммуникации» направлен на формирование следующих компетенций:

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

способность понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ОПК-3).

В результате освоения дисциплины «Социокультурные коммуникации» обучающийся должен:

знать:

- историю российской риторики и осознавать ее роль в современных коммуникационных процессах в демократическом государстве;

- учитывать особенности функционирования деловой риторики на международной арене;

- систему этических норм общения в профессиональном деловом сообществе;

- понимать важность полученных знаний и сферы их применения в практике современных СМИ (в частности, в аудиовизуальных);

уметь:

- в соответствии с выполняемыми задачами (личностными и профессиональными) выстраивать композицию устного и письменного текста, его логическую структуру;

- вести полемику, дискуссию;

-  выстраивать систему аргументации и опровержения доводов оппонента;

-  задавать вопросы по существу, налаживать взаимопонимание в диалоге;

-  оценивать особенности аудитории, удерживать и активизировать ее внимание;

владеть:

- навыками публичного выступления;

-  приемами классического красноречия;

- способностью к восприятию информации, анализу и обобщению.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Социокультурные коммуникации» составляет 4 зачетные единиц, 144 часа.

4.1. Структура дисциплины

Для очной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестр 1 72 час. Семестр 2 72 час.
Аудиторные занятия (всего) 72 38 34
Занятия лекционного типа 18 8 10
Занятия семинарского типа (практич., семин., лаборат. и др.) 54 30   24
Самостоятельная работа (всего) 72 34  38
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)     Экзамен   Экзамен  

 

 4.1.2. Для заочной формы обучения (профиль «Телерадиожурналистика»)

Вид учебной работы Всего часов Семестр 2 144 час.
Аудиторные занятия (всего) 10 10
Занятия лекционного типа 4 4
Занятия семинарского типа (практич., семин., лаборат. и др.) 6 6
Самостоятельная работа (всего) 134 134
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   Экзамен

4.2. Учебно-тематический план дисциплины

Для очной формы обучения

Номер раздела

Наименование раздела/темы

Часов по учебной (рабочей)
программе

Отрабатываемые компетенции

Всего в уч. плане
по разделу /теме

Аудиторная работа

Самостоятельная работа студента

Всего

В том числе

Лекции (всего/интеракт.) Практич. занятия (всего/интеракт.)
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Тема № 1: О социокультурных коммуникациях,  риторике. Речевая деятельность 11 6 2 4 5 ОПК-3
2 Тема № 2: Композиция публичного выступления 16 8 2 6 8 ОПК-3
3 Тема № 3: Основные характеристики делового общения. Коммуникативный кодекс Г.П. Грайса и Дж.Н. Лича 18 12 2 10 6 ОПК-3
4 Тема № 4: Технология эффективной речевой коммуникации 21 11 1 10 10 ОПК-3
5 Тема № 5: Нравственные установки участников социокультурной коммуникации 7 2 2   5 ОПК-3
6 Тема № 6: Психологические принципы оказания влияния на человека 18 7 1 6 11 ОПК-3
7 Тема № 7: Деловая беседа как вид делового общения 17 7 1 6 10 ОПК-3
8 Тема № 8: Переговоры как вид делового общения 9 5 1 4 4 ОПК-3
9 Тема № 9: Разговор по телефону как вид делового общения 5 2 2   3 ОПК-3
10 Тема № 10: Речевая культура и речевой этикет 11 6 2 4 5 ОПК-3
11 Тема № 11: Коррекция вербального и невербального поведения 11 6 2 4 5 ОПК-3
  ИТОГО   144 72 18 54 72  

 

4.2.2. Для заочной формы обучения (профиль «Телерадиожурналистика»)

Номер раздела

Наименование раздела/темы

Часов по учебной (рабочей)
программе

Отрабатываемые компетенции

Всего в уч. плане
по разделу /теме

Аудиторная работа

Самостоятельная работа студента

Всего

В том числе

Лекции (всего/интеракт.) Практич. занятия (всего/интеракт.)
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Тема № 1: О социокультурных коммуникациях, риторике. Речевая деятельность 11 1 1   10 ОПК-3
2 Тема № 2: Композиция публичного выступления 15 1   1 14 ОПК-3
3 Тема № 3: Основные характеристики делового общения. Коммуникативный кодекс Г.П. Грайса и Дж.Н. Лича 15 2 1 1 13 ОПК-3
4 Тема № 4: Технология эффективной речевой коммуникации 19 2   2 17 ОПК-3
5 Тема № 5: Нравственные установки участников социокультурной коммуникации 9 2 2   7 ОПК-3
6 Тема № 6: Психологические принципы оказания влияния на человека 19 2   2 17 ОПК-3
7 Тема № 7: Деловая беседа как вид делового общения 15       15 ОПК-3
8 Тема № 8: Переговоры как вид делового общения 9       9 ОПК-3
9 Тема № 9: Разговор по телефону как вид делового общения 10       10 ОПК-3
10 Тема № 10: Речевая культура и речевой этикет 12       12 ОПК-3
11 Тема № 11: Коррекция вербального и невербального поведения 10       10 ОПК-3
  ИТОГО 144 10 4 6 134  

4.3 Содержание дисциплины

Практическое занятие № 1.

  Вопросы для обсуждения:

1. Определение публичной речи, ее составляющих; рассудочная и эмоциональная сферы восприятия.

2. Дополнительные каналы информирования.

3. Типы речей в связи с ожиданиями аудитории.

Практические задания:

1. Рассмотреть пример информативной речи (предложенной преподавателем). Подготовить собственную заявку на информативную речь (придумать тему, охарактеризовать интересы и ожидания аудитории).

2. Рассмотреть пример ситуативной речи (предложенной преподавателем). Подготовить собственную заявку на ситуативную речь (придумать тему, охарактеризовать интересы и ожидания аудитории).

4. Рассмотреть пример убеждающей речи (предложенной преподавателем). Подготовить собственную заявку на убеждающую речь (придумать тему, охарактеризовать интересы и ожидания аудитории).

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Практическое занятие № 2.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные этапы подготовки речи.

2. Работа над тезисами.

3. «Ключевые слова» и афоризмы.

4. Вспомогательный материал речи.

5. Вступление и его задачи.

6. Начало речи как налаживание психологического контакта со слушателями.

7. Варианты заключения речи.

Практические задания:

1. Самостоятельно разработать план тезисов информативного выступления по предложенной теме (с последующим обсуждением в группе).

2. Представить на обсуждение в группе собственную разработанную речь на общественно-значимую тему в области журналистики (точное начало речи, основной тезис в виде афоризма, ключевые слова – напоминание о главных блоках выступления, два варианта заключения).

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Практическое занятие № 3.

Вопросы для обсуждения:

1. Приемы концентрации внимания.

2. Создание эффекта соучастия.

3. Приемы активизации собеседника, аудитории.

Практические задания:

1. «Открытая репетиция»: уточнение манеры поведения. Воспроизвести фрагменты речи, используя возможности невербального информирования (интонацию, жест).

2. Обсуждение текстов – образцов словесности, анализ лучших произведений журналистики.

3. Написание студентами творческих работ на актуальную тему в сфере журналистике, устное представление студентами своего текста, анализ и обсуждение данной работы в учебной группе. Отбор преподавателем лучших работ для публикации в учебной газете после исправления студентом указанных педагогом замечаний.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Написание журналистской творческой работы, домашняя работа студента по совершенствованию текста по указанной преподавателем теме.

Практическое занятие № 4.

1. Прокомментировать постулаты информации, отраженные в русских поговорках: «Семь верст до небес и все лесом», «У лжи ноги коротки». Вспомнить другие поговорки. Составить рассказ, взяв за фабулу текст поговорки.

2. Составить личный план возможных встреч и действий (указать цель).

3. Продумать концепцию решения какой-либо актуальной темы, проблемы.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Практическое занятие № 6.

1. Подготовить оценочное суждение об имидже известного журналиста, ведущего теле- или радиопередачи.

2. Составить поздравление:

- определить ситуацию, свое отношение к адресату,

- составить программу речи,

- выбор слов, членение текста,

- произнести поздравление.

Цель задания – выработать внутреннее программирование высказывания.

3. Сделать самопрезентацию с акцентом на свои качества.

4. Сделать презентацию своей фирмы – рассказать о ней с позитивной стороны.

Цель выступающего – понравиться, найти подход к любой социальной группе. Найти свой индивидуальный стиль, «почерк» в разговоре, манеру общения, избавиться от недостатков речи.

5. Проследить особенности речи собеседника (в диалоге), запомнить его манеру, речевые обороты, лексику, темы и попытаться их повторить (скопировать).

6. Быстро познакомиться со всеми в группе, находя у каждого какую-либо индивидуальную особенность путем вопросов и наблюдения.

7. Освоить искусство комплимента и разыграть его в паре (ситуация – любая).

В итоге занятия – рассказать о себе: о своих неуютных ощущениях, неудобствах, зажатости, что и где чувствовал, чего добился, что преодолел, что получилось или еще не получилось.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Практическое занятие № 7.

1. Придумать тему беседы и подать ее с различными оттенками.

2. Придумать интересный вопросник для интервью, провести интервью, написать об этом материал в газету университета.

Самостоятельная работа.

Провести интервью с человеком, добившимся успеха в деловой сфере, написать об этом материал в газету университета.

Практическое занятие № 8.

Вопросы для обсуждения:

1. Пути преодоления изначально критичного отношения аудитории.

2. Как создать и «погасить» дискуссию?

Практические задания:

1. Выступить с убеждающей речью перед группой, отвечая на реплики, объясняясь и отшучиваясь.

2. Проявить себя внимательным, активным, даже «вредным» слушателем выступления товарища по группе; принять участие в коллективном обсуждении, оценивая точность и выразительность речей.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Практическое занятие № 10.

Вопросы для обсуждения:

1. Саморегуляция в процессе общения с аудиторией. Установки (например: воодушевить, пробудить интерес, вызвать негодование, создать настроение, поддержать атмосферу, переломить психологическую ситуацию) и соответствующее речевое поведение. Случаи неожиданных несоответствий ожиданий и установок; пути «переигрывания» установок.

2. Реакция слушателей как важнейший фактор коррекции речевого поведения.

3. Преодоление критического настроя аудитории. Демонстрация доброжелательности и сочувствия. «Отвлекающие маневры».

4. Юмор, остроты в публичной речи.

5. Роль житейского примера в налаживании психологического контакта со слушателями.

6. Импровизационная гибкость как профессиональное качество.

Практические задания:

Придумать «пристройку» к человеку с целью: убедить, повлиять, настроить, расположить, нейтрализовать.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Практическое занятие № 11.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы могут быть результаты подмены публичного диалога монологом?

2. Что такое «принцип равной безопасности» в публичных спорах и чем грозит нарушение этого принципа?

3. Какова роль публичных дискуссий в осуществлении принципа плюрализма мнений и в организации общественного диалога?

Практические задания:

1. Обсудить на примерах уровень культуры современных публичных выступлений.

2. Принять участие в диспуте на предложенную тему.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

 

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

5.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Компетенция, закреплённая за дисциплиной ОП ВО:

N Шифр Компетенция
1 ОПК-3 Способность понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций

 

 

Компетенция Знать Уметь Владеть
ОПК-3 Знать основные приемы приемы и механизмы речевого взаимодействия, стилистические особенности разных форм языка       Уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать её, выбрав для этого нужные аргументы из приведённой совокупности фактов в соответствии с нормами и стилями, принятыми в СМИ Владеть современным русским языком в его устной и письменной формах, нормами и средствами выразительности устной и письменной речи Демонстрировать остроту мышления, критичность суждений, способность заражать аудиторию, образность мышления, эмоциональность, нестандарность решений, собственную индивидуальность.  

Схема фонда оценочных средств промежуточной аттестации дисциплины, отражающая этапы формирования компетенций, проводимой в форме экзамена

№ п/п Раздел рабочей программы дисциплины Контролируемые компетенции Оценочное средство
1. Тема № 1: О социокультурных коммуникациях, риторике. Речевая деятельность ОПК-3 Тема № 1, вопросы № 1-3, задания № 1-4. Вопросы к итоговому экзамену № 1-6.
2. Тема № 2: Композиция публичного выступления ОПК-3 Тема № 2, вопросы № 1-7, задания № 1-2. Вопросы к итоговому экзамену № 13,14.
3. Тема № 3: Основные характеристики делового общения. Коммуникативный кодекс Г.П. Грайса и Дж.Н. Лича ОПК-3 Тема № 3, вопросы № 1-3, задания № 1-3. Вопросы к итоговому экзамену № 8, 10, 11, 15-25.
4. Тема № 4: Технология эффективной речевой коммуникации ОПК-3 Тема № 4, задания № 1-3. Вопросы к итоговому экзамену № 9, 12, 28, 29, 32-35, 37.
5. Тема № 5: Нравственные установки участников социокультурной коммуникации ОПК-3 Тема № 6, задания № 1-3. Вопросы к итоговому экзамену № 38, 52.
6. Тема № 6: Психологические принципы оказания влияния на человека ОПК-3 Тема № 6, задания № 4-7. Вопрос к итоговому экзамену № 53.
7. Тема № 7: Деловая беседа как вид делового общения ОПК-3 Тема № 7, задания № 1-2. Вопросы к итоговому экзамену № 30, 40, 42, 44, 46, 48.
8. Тема № 8: Переговоры как вид делового общения ОПК-3 Тема № 8, вопросы № 1-2, задания № 1-2. Вопрос к итоговому экзамену № 36.
9. Тема № 9: Разговор по телефону как вид делового общения ОПК-3 Тема № 10, вопрос №6, задание № 1. Вопрос к итоговому экзамену № 39.
10. Тема № 10: Речевая культура и речевой этикет ОПК-3 Тема № 10, вопросы № 1-5. Вопросы к итоговому экзамену № 26,27, 31, 41, 43, 45, 47, 49-51, 54.
11. Тема № 11: Коррекция вербального и невербального поведения ОПК-3 Тема № 11, вопрос № 1-3, задания № 1-2. Темы самостоятельных письменных работ № 1-10. Вопросы к итоговому экзамену № 7, 32-35.

ОПК-3 Способность понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций

ОПК-3

Репродуктивный Знать основные приемы речевого взаимодействия.  Уметь в соответствии с выполняемыми задачами (личностными и профессиональными) выстраивать композицию устного и письменного текста, его логическую структуру, вести полемику, дискуссию, выстраивать систему аргументации и опровержения доводов оппонента, задавать вопросы по существу, налаживать взаимопонимание в диалоге, оценивать особенности аудитории, удерживать и активировать ее внимание;       Владеть навыками публичного выступления, приемами классического красноречия; способностью к обобщению, анализу, восприятию информации.     удовлетворительно Поисковый Знать основные приемы и механизмы речевого взаимодействия. Уметь общаться с аудиторией, приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо известной точки зрения в соответствии с нормами и стилями, принятыми в СМИ Владеть устной и письменной формами языка, владеть нормами литературного языка.   Демонстрировать: импровизационность, обаяние, раскованность, быстроту реакций, адаптивность,стрессоустойчивость, быстроту реакций, наблюдательность, способность идти на риск, оперативность.  хорошо Творческий Знать основные приемы приемы и механизмы речевого взаимодействия, стилистические особенности разных форм языка.   Уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать её, выбрав для этого нужные аргументы из приведённой совокупности фактов в соответствии с нормами и стилями, принятыми в СМИ      Владеть современным русским языком в его устной и письменной формах, нормами и средствами выразительности устной и письменной речи     Демонстрировать:остроту мышления, критичность суждений, способность заражать аудиторию, образность мышления, эмоциональность, нестандарность решений, собственную индивидуальность. отлично

5.3.Типовые контрольные задания и материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций по данной дисциплине.

Задания для самостоятельной работы студентов в аудитории под контролем преподавателя (КСР).

       Примерная тематика письменных самостоятельных работ

1. Пресс-конференция как особый риторический жанр (на актуальном материале).

2. Риторика в интернет-блогах.

3. Образцы «блогового мышления» в истории риторики.

4. Средства массовой коммуникации как потребитель риторических приемов.

5. Риторические приемы в публичной речи президента США Д. Трампа (одной из последних, по выбору студента).

6. Как с точки зрения риторики строится иронический контекст в выступлениях Виктора Шендеровича на «Эхе Москвы».

7. Приемы ведения диалога в программе радиостанции «Эхо Москвы» «Своими глазами».

8. Приемы ведения диалога в программе радиостанции «Эхо Москвы» «Особое мнение».

9. Способы раскрытия личности в программе «В главной роли» с Юлианом Макаровым на телеканале «Культура».

10.   Способы раскрытия личности Алексея Пушкова, Никоса Сафронова в процессе творческих встреч в рамках «Открытой кафедры» с Ниной Пушковой в МосГУ.

 

Промежуточная аттестация

Вопросы для самоподготовки к экзамену:

1. Деловая риторика как наука.

2. Деловые переговоры.

3. История риторики как наука в России.

4. Основные функции общения.

5. Способы воздействия на партнера в процессе общения.

6. Психологические принципы общения.

7. Нерефлексивный и рефлексивный вид слушания.

8. Основной принцип общения по Г.П. Грайсу (принцип кооперации).

9.   Ролевое амплуа в процессе делового общения.

10.  Принцип вежливости по Дж. Личу (6 максим).

11.  Психологические принципы оказания влияния на человека.

12.  Партнерский и субординационный типы отношений.

13.  Принципы этики ненасилия.

14.  Разговор по телефону как форма делового общения.

15.  Деловая беседа.

16.  Этикетные формулы знакомства.

17.  Кадровые беседы.

18.  Этикетные формулы представления.

19.  Беседа при приеме на работу.

20.  Этикетные формулы приветствия.

21.  Беседа при увольнении с работы.

22.  Этикетные формулы прощания.

23.  Дисциплинарная беседа.

24.  Этикетные формулы для спорных ситуаций.

25.  Национальные особенности делового этикета.

26.  Этикетные формулы для торжественных ситуаций.

27.  Деловое общение.

28.  Обращение как формула речевого этикета.

29. Речевой этикет.

30. Нравственные установки участника речевой коммуникации.

Условия сдачи экзамена:

1. Ответы на вопросы в процессе собеседования.

2. Защита письменной домашней работы теоретического либо творческого характера по выбору студента. Ориентировочные темы даны преподавателем.

 

Вопросы для самоподготовки к итоговому экзамену:

1. Деловая риторика как наука.

2.  Механизмы познания субъекта в процессе коммуникации: идентификация, эмпатия, рефлексия

3. История риторики как наука в России.

4. Основные функции коммуникации.

5. Способы воздействия на партнера в процессе общения: заражение, суггестия и др.

6. Психологические принципы общения: принцип равной безопасности и т.д.

7. Нерефлексивный и рефлексивный вид слушания.

8. Основной принцип общения по Г.П. Грайсу (принцип кооперации).

9.  Ролевое амплуа в процессе делового общения.

10.  Принцип вежливости по Дж. Личу (6 максим).

11.  Принцип равной безопасности как психологический принцип общения.

12.  Партнерский и субординационный типы отношений.

13.  Этапы речевой деятельности субъекта.

14.  Этапы речевой деятельности адресата.

15.  Коммуникативный кодекс, его составляющие.

16.  Принцип кооперации Г.П. Грайса: категория количества

17.  Принцип кооперации Г.П. Грайса: категория качества

18. Принцип кооперации Г.П. Грайса: категория отношения

19. Принцип кооперации Г.П. Грайса: категория способа

20. Принцип вежливости Дж. Лича: максима такта.

21. Принцип вежливости Дж. Лича: максима великодушия.

22. Принцип вежливости Дж. Лича: максима одобрения.

23. Принцип вежливости Дж. Лича: максима скромности.

24. Принцип вежливости Дж. Лича: максима согласия.

25. Принцип вежливости Дж. Лича: максима симпатии.

26. Российская специфика применения обращения как формулы речевого этикета.

27. «Гражданин» и «товарищ» как формулы речевого этикета.

28.  Национальные особенности делового этикета.

29.  Принцип децентрической направленности как психологический принцип общения.

30.  Деловое общение.

31.  Обращение как формула речевого этикета.

32.  Межличностное коммуникативное пространство.

33.  Приемы рефлексивного слушания.

34.  Что такое «иллюзия понятности»?

35.  Вертикальные и горизонтальные связи в деловом общении.

36.  Деловые переговоры.

37.  Партнерский и субординационный типы отношений.

38.  Принципы этики ненасилия.

39.  Разговор по телефону как форма делового общения.

40.  Деловая беседа.

41.  Этикетные формулы знакомства.

42.  Кадровые беседы.

43.  Этикетные формулы представления.

44.  Беседа при приеме на работу.

45.  Этикетные формулы приветствия.

46.  Беседа при увольнении с работы.

47.  Этикетные формулы прощания.

48.  Дисциплинарная беседа.

49.  Этикетные формулы для спорных ситуаций.

50.  Этикетные формулы для торжественных ситуаций.

51.   Речевой этикет.

52.  Нравственные установки участника речевой коммуникации.

53.  Психологические принципы оказания влияния на человека.

54. Речевая культура.

Условия сдачи экзамена:

1.Ответы на вопросы в процессе собеседования.

2.Защита письменной домашней работы творческого характера с целью опубликования ее в учебной газете. Ориентировочные темы даны преподавателем.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ»

Б1.Б.26

 

Направление подготовки - 42.03.02 «Журналистика»

Профили подготовки – «Телерадиожурналистика»,

«Спортивная журналистика», «Международная журналистика»

Квалификация выпускника -  бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

Кафедра журналистики

Москва 2018


Рабочая программа дисциплины «Социокультурные коммуникации» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 42.03.02 «Журналистика» и рабочими учебными планами, утвержденными ректором АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

 

Автор: Коханая Ольга Евгеньевна – доктор культурологии, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры журналистики МосГУ  
Эксперты:   Головин Ю. А. – доктор культурологии, кандидат филологических наук, доцент по кафедре журналистики, заведующий кафедрой журналистики МосГУ   Шкондин М. В. – доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению актуальных проблем журналистики кафедры периодической печати МГУ им. М.В. Ломоносова

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры журналистики «08» октября 2018 г., протокол № 2.

 

ОДОБРЕНО

Методической комиссией факультета рекламы, журналистики и дизайна

«12» октября 2018 г., протокол № 2.

 


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Социокультурные коммуникации» являются ознакомление студентов-журналистов с мировой и отечественной практикой работы в сфере публичного слова, развитие навыков профессионального отношения к устному и письменному слову, обучение профессиональным приемам ведения диалога, дискуссии, умению грамотно использовать возможности профессиональной коммуникации, решать задачи межличностного и межкультурного взаимодействия,  удерживать внимание и интерес аудитории с учетом ее особенностей, осуществлять реализацию медиапроектов, отвечать вызовам и потребностям современной политической и общественной жизни.

Основными задачами дисциплины являются:

- ознакомление студентов с основными правилами риторики, формирование навыков публичного общения с аудиторией;

–  осуществление практических рекомендаций по подготовке публичных речей, деловой беседы, переговоров, разговора по телефону, публичного выступления, не опосредованного техническими средствами передачи речи (радио, телевидения) и т.п.;

- формирование навыков профессионального общения, которые предполагают владение приемами «коммуникативных шагов» как опосредованных (при помощи социологических опросов, электронных каналов и пр.), так и непосредственных - приемами работы «глаза в глаза», что означает помимо интервьюирования также умение обращаться к группе слушателей, объединенных ситуацией, работать с открытой аудиторией;

-  совершенствование речи на стадии подготовки и в стадии оперативной самокоррекции непосредственно во время коммуникативного акта;

- сосредоточение внимания как на тщательной подготовке речей, так и на возможностях импровизации во время общения;

- преодоление психологических барьеров, возможных


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.243 с.