Тема 1 Введение в юридическую психологию — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 1 Введение в юридическую психологию

2022-12-29 58
Тема 1 Введение в юридическую психологию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фонд

Оценочных средств

по дисциплине «Юридическая психология»

 

Уровень высшего образования

СПЕЦИАЛИТЕТ

Специальность

40.05.02 Правоохранительная деятельность

(код и наименование специальности)

Административная деятельность

 (наименование направленности (профиля)/специализации образовательной программы)

 

Квалификация

Юрист

Форма обучения

Заочная

 

Год набора 2019


Фонд оценочных средств предназначен для контроля знаний обучающихся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность по дисциплине «Юридическая психология», рабочая программа по которой зарегистрирована под учетным номером.

Фонд оценочных средств рассмотрен и утвержден на заседании кафедры

 уголовного процесса и криминалистики                                                                                             

наименование кафедры

протокол № ________от "___" __________ 20__г.

 

Заведующий кафедрой

 уголовного процесса и криминалистики                                                                   О.В. Левченко

    наименование кафедры                                                                            подпись                                    расшифровка подписи

Исполнители:

 профессор                                                                                                                 Е.В. Мищенко 

                                    должность                                                               подпись                                    расшифровка подписи

преподаватель                                                                                                           А.Г. Голощапова

                                    должность                                                               подпись                                    расшифровка подписи

  СОГЛАСОВАНО: Уполномоченный по качеству факультета                                                                                                                                 Л.И. Носенко                                                                                                                    личная подпись                               расшифровка подписи

Раздел 1. Перечень компетенций, с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины

Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций Виды оценочных средств/ шифр раздела в данном документе

ОК-6:

способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния

Знать: социально-психологические особенности общения в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура); способы предотвращения и преодоления конфликтов, механизмы психологической защиты и способы их нейтрализации, психологические закономерности получения, накопления и обработки информации Блок A – задания репродуктивного уровня А.О. – тестовые задания А.1 – вопросы для опроса D.1 – вопросы для зачета
Уметь: выбирать стиль поведения, строить общение с другими людьми; давать правовую и психологическую оценку поведению и деятельности субъектов правоотношений, принимать обоснованные решения на этой основе Блок B – задания реконструктивного уровня В.1 – типовые задачи
Владеть: навыками работы в коллективе, общения в соответствии с выполняемой социальной ролью, осуществления организационно-управленческие функции Блок C – задания практико-ориентированного и/или исследовательского уровня С.1 – контрольная работа С.2 – деловая игра С.3 – индивидуальные творческие задания

ПК-20:

способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы

Знать: механизмы психологической защиты личности в юридически значимых ситуациях; границы компетенции судебно-психологической экспертизы и комплексных экспертиз с участием психолога; методы психологического изучения личности в юридической практике; методы психологического воздействия на личность в юридической практике; психологические основы профессионального общения сотрудников правоохранительных органов; психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности Блок A – задания репродуктивного уровня А.О. – тестовые задания А.1 – вопросы для опроса D.1 – вопросы для зачета
Уметь: назначить необходимый вид судебно-психологической экспертизы, соответствующий имеющейся юридической ситуации; диагностировать причины конфликта, вырабатывать и применять стратегии поведения в ходе конфликта, использовать различные методы и способы предотвращения и позитивного разрешения конфликта Блок B – задания реконструктивного уровня В.1 – типовые задачи
Владеть: навыками составления проектов постановления о назначении судебно-психологической экспертизы и комплексных экспертиз с участием психолога; составления проектов заключения судебно-психологической экспертизы и комплексных экспертиз с участием психолога навыками принятия процессуальных решений по результатам результатов судебно-психологической экспертизы в рамках конкретной юридической ситуации; навыками управления эмоционально-волевой сферы, навыками установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия, правильного поведения в конфликтной ситуации; психологическими приемами допроса участников производства по делам об административных правонарушениях и иных видах административных производств; психологическими приемами разоблачения ложных показаний в правоохранительной деятельности Блок C – задания практико-ориентированного и/или исследовательского уровня С.1 – контрольная работа С.2 – деловая игра С.3 – индивидуальные творческие задания

 

Раздел 2. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине (оценочные средства). Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания

Блок А

А.0 Фонд тестовых заданий по дисциплине, разработанный и утвержденный в соответствии с Положением «О формировании фонда тестовых заданий по дисциплине», регистрационный номер _______ от _________________.

А.1 Вопросы для опроса:

Вариант № 1 (А, Б)

 

Задание. Речь в профессиональном общении юриста. Психологическая характеристика речи участников общения.

 

Задача 1

07 ноября в 15 час. М. вызвал по телефону «скорую помощь» к своей «умирающей жене». Прибывшие работники «скорой помощи» не только констатировали смерть В., но и отметили, что труп уже успел остыть. М. рассказал врачу, что утром они с женой завтракали, выпивали, затем поссорились, и он около 12 часов ушел из дома, когда же вернулся, обнаружил лежащей в комнате на диване без признаков жизни. Он сообщил также, что жена часто жаловалась на боли в сердце, принимала лекарства.

В 16.00 часов на квартиру М. прибыла следственно-оперативная группа и судебно-медицинский эксперт. При осмотре места происшествия было установлено следующее. Труп лежал в комнате на диване, голова покоилась на подушке, руки согнуты в локтевых суставах, кисни на уровне верхней половины живота, ноги вытянуты. Одежда на трупе нарядная, в полном порядке. Волосы тщательно уложены, на лице следы косметики. В комнате также не замечено никакого беспорядка. В кухне на столе находились использованная посуда, два фужера, пустая бутылка из-под водки.

В протоколе осмотра места происшествия было отмечено наличие трупных пятен, хорошо выраженное трупное окоченение во всех группах мышц, за исключением, мышц рук (в области плечевых и локтевых суставов имелась хорошая подвижность в полном объеме и без ограничений). Эксперт, участвовавший в осмотре, в числе возможных причин смерти предположил отравление. Характеризуя позу трупа, он отметил, что В. была словно подготовлена к погребению.

В процессе осмотра комнаты, места вокруг трупа, аптечки, остатков еды и посуды в кухне следов яда обнаружено не было. При этом отмечалось, что вся посуда, стоявшая на кухонном столе, не была вымыта после завтрака и лишь фужеры оказались чистыми. Химическое исследование содержимого фужеров показало, что оно представляет собой кипяченую воду.

Судебно-медицинским исследованием трупа было установлено, что смерть В. наступила от отравления цианистым калием.

В процессе расследования выяснилось следующее. В течение последних пяти лет М втайне от жены сожительствовал с Е. Последняя требовала, чтобы М. женился на ней. Будучи неуверенной в том, что М. порвет с семьей, она тайком поддерживала интимные отношения со своим односельчанином К., с которым 11 сентября зарегистрировала брак. 13 сентября, вернувшись из отпуска, М. узнал о замужестве Е. и о ее предстоящем отъезде по месту службы мужа. М. упорно преследовал Е., требовал, чтобы она не уезжала и развелась с мужем. 22 октября Е. уволилась с работы. Однако она заявила М., что если он решит вопрос с разводом, то может прийти к ней; его развод – непременное условие их дальнейшей совместной жизни.

М. стал устраивать жене скандалы, говорил, что уходит из семьи, заявлял, что не может жить без Е.

В., спасаясь от скандалов, уходила ночевать к своим родителям. 20 октября, уходя поздно вечером из дома, она заявила мужу, что бросится под поезд; позже дома в туалете пыталась повеситься. Своим близким В. высказывала подозрение, что муж хотел ее отравить. Так, 31 октября они ужинали. Как только В. выпила глоток коньяка, у нее неожиданно открылась рвота с кровью.

5 ноября В. посетила учреждение, где ранее работала. С начальником отдела она обсуждала вопрос о восстановлении на работе, доверительно сказав ей, что привыкла к мысли о возможном уходе мужа из семьи, готовит себя к тому, что будет жить одна с детьми. По состоявшейся договоренности В. 10 ноября, после праздников, должна была выйти на работу.

Когда М. ознакомили с результатами судебно-медицинского исследования трупа и стали выяснять вопрос, имелся ли цианистый калий в квартире, он признал, что дома в кладовке хранилась бутылка с цианистым электролитом для серебрения, которую он принес домой лет пять назад с завода с намерением заняться серебрением деталей для моторной лодки. Долгое время электролит стоял без применения, а затем, месяца за два до смерти жены, он пытался посеребрить металлическую пластину, но ничего не получилось. Жена видела, как он проводил этот опыт, знала от него о ядовитых свойствах жидкости и видела, где хранится электролит. М. высказал предположение, что В. на почве семейных скандалов покончила жизнь самоубийством, отравившись в его отсутствие электролитом.

Перед следствием встал вопрос: убийство это или самоубийство?

О том, что в данном случае «мело место убийство, свидетельствовали многие обстоятельства и, прежде всего, четко выраженный мотив, поведение М. до и после смерти жены. Версия об убийстве в известной степени подтверждалась и данными осмотра места происшествия. Но и версию о самоубийстве исключить не представлялось возможным.

Решающее слово в данной ситуации должна была сказать судебно-медицинская экспертиза. Надлежало в первую очередь с максимальной точностью установить время наступления смерти В., выяснить, как быстро наступила смерть после приема яда, могла ли В., приняв яд, совершать целенаправленные действия (поставить бутылку с электролитом на место, уничтожить следы яда в посуде, из которой он был принят, убрать посуду, лечь па диван), и если могла, то в течение какого времени?

Судебно-медицинская экспертиза дала заключение, что смерть В. не мгновенная, наступила в промежутке между 12 и 14 час, после приема яда потерпевшая могла совершать целенаправленные действия в течение одной минуты.

В ходе расследования было установлено алиби М. (с учетом времени наступления смерти, указанного в экспертном заключении). Дело по обвинению М. в убийстве было прекращено. Он был осужден только за незаконное хранение огнестрельного оружия, обнаруженного при обыске. Отбыв наказание, М. зарегистрировал брак с Е.

Через два года в связи с многочисленными жалобами матери и друзей В. дело было истребовано в порядке надзора в Прокуратуру СССР. Постановление о прекращении дела, как необоснованное, было отменено, следствие возобновили. Понадобилась повторная судебно-медицинская экспертиза с привлечением экспертов высокой квалификации. Следователь назначил комиссионную судебно-медицинскую экспертизу, в которую вошли крупные ученые – судебные медики и токсикологи.

Комиссия экспертов пришла к выводу: смерть В. наступила 7 ноября в 10-11 час. Смерть была мгновенной, никаких целенаправленных действий после принятия яда потерпевшая совершить не могла.

Ошибка первоначальной экспертизы в определении времени наступления смерти объяснялась ошибкой следователя, указавшего в протоколе, что осмотр места происшествия производился 7 ноября с 17 до 18 час. В действительности же осмотр был начат в 16 час, а в 17 час. труп В. был уже в морге, как это следовало из записи в книге регистрации трупов в морге. Таким образом, эксперты, правильно оценив степень развития трупных явлений, зафиксированных в протоколе осмотра, ошибочно отнесли их к более позднему времени.

Задание:

Охарактеризуйте влияние на психологию следователя психологических особенностей поведения участников осмотра места происшествия.

Охарактеризуйте психическую деятельность следователя, его социально-психологические особенности, необходимые на всех стадиях производства осмотра места происшествия, в том числе и при составлении протокола этого следственного действия.

Охарактеризуйте негативные обстоятельства, усмотренные Вами по приведенной ситуации, указав, какой из общих версий они противоречат.

Какую информацию о возможном эмоциональном состоянии, испытываемом лицом при совершении преступления, можно получить, анализируя обстановку данного места происшествия?

 

Задача 2

При обыске в квартире П. были найдены некоторые ценности, хотя на допросе он утверждал, что у него их больше нет. Однако по материалам дела можно было предположить, что у него имеются и, по-видимому, где-то спрятаны другие ценности, нажитые преступным путем.

Перед очередным вызовом на допрос П. следователь разложил на столе золотые монеты и изделия из золота, изъятые у другого лица. Когда П. ввели в кабинет, он предложил конвойному подождать с арестованным в коридоре и стал убирать со стола ценности.

П. был допрошен, но при этом следователь не касался вопроса о ценностях. П. заметно волновался и вскоре после того, как его увели в камеру, попросил бумагу и написал заявление, в котором указал места хранения ценностей, видимо, решив, что спрятанные им ценности уже обнаружены и что в его интересах добровольно заявить о них.

Задание:

Правомерен ли прием психического воздействия, основанный на создании при допросе ситуаций, допускающих различное толкование предъявленного доказательства?

Влияет ли осознание допрашиваемым своей виновности или невиновности на формирование оценки как ситуации в целом, так и отдельных доказательств?

 

Вариант № 2 (В, Г)

 

Задание. Сущность, характеристика и особенности проявления психических процессов в деятельности следователя.

 

Задача 1

При совершении кражи со взломом были разрушены разнообразные преграды: закаленное стекло, сухая штукатурка, кирпичные и деревянные перекрытия. Особенности расположения места происшествия требовали срочного проведения работ по устранению последствий разрушения объекта. Следователь отказался от осмотра места происшествия, объясняя отказ невозможностью безотлагательного квалифицированного его проведения в сжатые сроки. Вследствие этого восстановить обстоятельства, относящиеся к примененным орудиям взлома, способ взлома, механизм образования следов и т. п. не удалось.

Задание:

В чем может выражаться состояние «страха ошибки», порождаемого у следователя неотложным характером осмотра места происшествия, требованием квалифицированного (неповторимого при данных условиях) осмотра? Каковы способы преодоления этого состояния? Какое влияние на психологию следователя оказывает привлечение к осмотру места происшествия специалиста?

 

Задача 2

К. подозревалась в убийстве своего семилетнего сына Игоря, труп которого был обнаружен в колодце. В процессе расследования не удалось добыть доказательств виновности К., и дело производством было прекращено. Однако прокуратура области отменила постановление о прекращении дела, и расследование было поручено другому следователю.

Проведя ряд необходимых следственных действий, следователь решил допросить К. Если убийца она, полагал следователь, то с момента совершения преступления находится в постоянном эмоциональном напряжении, и оно значительно усилится в связи с вызовом в прокуратуру. При допросе К. не спросила о причине ее вызова и сразу рассказала, что когда они с сыном возвращались от соседей, мальчик якобы обругал ее, побежал и бросился в колодец. Следователь задал вопрос:

Оказывал Игорь сопротивление, когда вы хотели его бросить в колодец? К. срывающимся голосом ответила:

Он не понимал, что я его туда бросаю.

Задание:

Допустимы ли приемы психического воздействия с целью изменения позиции допрашиваемого и получения правдивых показаний, основанных на испытываемых им острых эмоционально-волевых состояниях?

 

Вариант № 3 (Д, Е)

Задание. Психологические особенности принятия решений в сфере правоохранительной деятельности.

 

Задача 1

При первоначальном осмотре места совершения преступления (дома обвиняемого К.) средства криминалистической техники не применялись. При повторном осмотре следователь использовал распыленный люминол, ультрафиолетовый осветитель УК-1. В прихожей у стола именно в том месте, где, по показаниям жены К., стоял потерпевший Р., выявлены участки сильного свечения. Такого же рода свечение было явным также на крышке, открывающей вход в подпол на кухне, и на деревянной лестнице, ведущей вниз. При обработке этих участков трехпроцентным раствором перекиси водорода пятнами. Жена убитого Р. опознала части рубашки, в которую был одет ее муж в день исчезновения.

Результаты осмотра подтвердили показания жены К. о том, что драка между ее мужем и потерпевшим Р. произошла в их доме и что труп некоторое время находился в подполе. Они также опровергли показания К., утверждавшего, что драку затеял Р. возле дома К. и К., забежав во двор и взяв лежавший на сиденье его мотоцикла молоток, несколько раз ударил им Р. сзади по голове и спине. После этого Р. упал, а он оттащил его тело в огород. Утром, убедившись, что Р. мертв, он здесь же разрубил труп топором, а затем развез части трупа в различные места.

Задание:

Какое влияние могут оказать результаты квалифицированного осмотра места происшествия на психологию обвиняемого и на его повеление при последующем допросе? В чем заключается психологическая особенность повторного осмотра места происшествия?

 

Задача 2

При доказывании виновности Котова в покушении на убийство на Ерина, следователь столкнулся с серьезными трудностями. Преступление было совершено на территории ИТК, где подозреваемый и потерпевший отбывали наказание. Котов нанес Ерину несколько ножевых ранений, после чего доставил его в санчасть. При этом он заявил, что подобрал Ерина раненым. Котов был уверен, что от полученных ножевых ранений Ерин умрет, и свою, причастность к преступлению категорически отрицал, держался уверенно и вызывающе.

Пальцевых отпечатков на ноже не было. Но и при их наличии Котов мог сослаться на то, что дотрагивался до ножа после обнаружения потерпевшего.

В результате оказанной медицинской помощи и последующего лечения Ерин остался жив, однако потерял дар речи и возможность писать. Такое состояние, как предполагали врачи, могло продлиться несколько месяцев. Получение от Ерина показаний в этот период исключалось.

В ходе расследования версии о причастности к преступлению других лиц не подтвердились, но и серьезных доказательств виновности Котова добыто не было. Последний допрашивался неоднократно. О том, что потерпевший жив, ему не сообщали, как и о болезненном состоянии и утрате Ериным возможности говорить и писать.

У Котова сложилось впечатление, что Ерин скончался, и ему нечего бояться разоблачения, поэтому вину свою при допросах он упорно отрицал.

Убедившись, что в ближайшее время получить показания от Ерина невозможно, следователь стал думать, как побудить Котова к даче правдивых показаний, и пришел к выводу о необходимости сформировать у подозреваемого мнение, что Ерин жив и дает уличающие Котова показания, которые по каким-то соображениям ему не предъявляются. Решено было воспользоваться фотографиями Ерина, сделанными для того, чтобы успокоить мать потерпевшего, в течение длительного времени не получавшую писем от сына.

Во время очередного допроса Котова на столе среди бумаг было положено несколько фотографий потерпевшего, где он был изображен со следователем. Котов сразу же увидел снимки, узнал Ерина, которого считал умершим, и все его внимание сконцентрировалось на фотографиях. Следователь, как ни в чем не бывало, продолжал допрос. Котов не выдержал и спросил, что это лежит среди бумаг. Следователь с безразличным видом ответил, что это фотографии, и продолжал допрашивать подозреваемого. Котов уже не мог сдержать себя и попросил показать снимки. После неоднократных и настойчивых просьб следователь, наконец, разрешил Котову посмотреть их. Было заметно, что допрашиваемый потрясен, но, тем не менее, ничего не сказал. Следователь также ничего не сказал ни о фотографиях, ни о самом Ерине и, закончив допрос, отпустил Котова.

На следующем допросе Котов дал правдивые показания, признавшись в покушении на убийство Ерина.

Задание:

Является ли правомерным примененный следователем прием психического воздействия? Как соотносятся между собой примененный прием и такие условия, как познавательная эффективность, избирательность воздействия, профессиональная этика?

 

Вариант № 4 (Ж, З)

Задание. Психология потерпевшего.

 

Задача 1

12 ноября в лесопосадке, расположенной между населенными пунктами С. и Р., чабан совхоза-завода обнаружил обнаженный женский труп, о чем через сельский Совет сообщил работникам милиции. В тот же день на место происшествия выехала оперативная группа в составе следователя РОВД, работников уголовного розыска и врача местной больницы. По факту обнаружения трупа с признаками насильственной смерти было возбуждено уголовное дело.

Прибывший с большим опозданием на место происшествия следователь районной прокуратуры практически это место не осматривал, не принял мер к его охране и повторному осмотру, не привлек к осмотру судебно-медицинского эксперта, специалиста в области криминалистической техники и кинолога со служебной собакой, изъял не все предметы, которые впоследствии могли быть использованы как вещественные доказательства. Из составленного протокола практически нельзя было представить точное расположение места обнаружения трупа, поскольку следователь не «привязал» место происшествия к населенным пунктам и окружающей местности. В протоколе не указаны наличие трупных явлений (Каких именно?) и телесных повреждений, температура тела, какие вещественные доказательства изъяты с места происшествия. В нем зафиксированы поза трупа, а также некоторые результаты внешнего осмотра, по которым можно было предположить, что потерпевшая до убийства подверглась насилию.

С такими упущениями дело к производству принял другой следователь, который обоснованно решил, что, не устранив пробелы, допущенные на первоначальной стадии расследования, проверить и правильно оценить показания обвиняемых невозможно. В этой связи по истечении трех месяцев с момента возбуждения уголовного дела был произведен (Повторный? Дополнительный?) осмотр места происшествия. При составлении протокола место обнаружения трупа было «привязано» к населенным пунктам С. и Р., а также к городскому аэропорту. Была составлена схема и применена судебная фотография.

При сопоставлении данных, отраженных в протоколе осмотра места происшествия, приложений к нему (схем, фототаблиц) с показаниями обвиняемых был сделан вывод о ложности показаний Т., о степени действительного участия Б. в совершении преступления.

Задание:

Охарактеризуйте психологические особенности повторных и дополнительных осмотров. Дайте ответы на вопросы в тексте (приведены в скобках).

Проанализируйте психологические факторы, следствием которых явился некачественный осмотр места происшествия, и его отрицательное влияние на весь ход расследования.

 

Задача 2

Поздней осенью исчезла Л., жительница одной из деревень. Ее розыск никаких результатов не дал. Было высказано предположение, что убить ее мог муж, но прямых доказательств его вины не было.

Весной, в ледоход, колхозники увидели плывущий по реке труп женщины. К месту, куда он был вытащен из воды, сбежались люди, опознавшие в погибшей Л. Сюда же прибежали муж погибшей, его мать и сестра. Они пытались заглянуть в лицо погибшей и старались приоткрыть ей глаза. Муж Л. был задержан, но добыть новых доказательств его вины так и не удалось.

Перед освобождением он был вызван на очередной допрос. От колхозников следователю было известно, что подозреваемый пытался заглянуть в глаза погибшей жены. Он предполагал, что, видимо, тот хотел проверить бытующее в народе поверье, будто в глазах убитого запечатлевается изображение убийцы. Это обстоятельство следователь использовал при допросе, заявив подозреваемому, что в глазах трупа имеется его «фотография».

Задание:

Оцените примененный следователем прием психического воздействия. Каковы критерии допустимости психического воздействия на личность допрашиваемого в уголовном процессе?

 

Вариант № 5 (И, К)

 

Задание. Психология преступных группировок (их направленность, структура, состав, групповые нормы поведения).

 

Задача 1

В переулке, ширина проезжей части которого равна 6 м., произошло столкновение четырех машин «Опель», «Лада-Калина», ГАЗ-51 и ЗИЛ-150.

Следователь, зафиксировав положение машин после аварии, сфотографировал обстановку. Понять, что произошло, человеку, не обладающему специальными познаниями, было невозможно. Поэтому следователь принял решение вызвать на место происшествия специалиста автотехника и эксперта-криминалиста и вручил им постановление о назначении экспертизы. Содержание вопросов сводилось к объяснению механизма автопроисшествия.

Исследование непосредственно на месте происшествия взаимного положения объектов, следов торможения, следов на автомашинах позволило экспертам полностью в четкой логической последовательности восстановить механизм происшествия.

Задание:

Раскройте психологический аспект принципа активности осмотра места происшествия. Что понимается под профессиональной готовностью следователя к осмотру места происшествия? В чем она проявилась в данной ситуации?

В чем заключается влияние на психологию следователя участия специалистов в осмотре места происшествия? Какое значение имеют в этом плане степень их профессиональной подготовки и иные личностные качества?

Задача 2

Точигин, подозреваемый в убийстве своей жены, на допросе показал, что встретил ее на вокзале, а затем они сели в повозку и поехали сторону деревни, где он в то время проживал. По дороге они ссорились, и жена - пошла обратно на станцию, чтобы вернуться к своим родным. Больше никаких сведений о жене он не имел. К родным она не вернулась, и нигде ее обнаружить не удалось, поиски трупа не увенчались успехом.

При допросе следователем был применен следующий прием. У него в портфеле находилось несколько сообщений и ответов на запросы о розыске Точигиной или ее трупа. Среди них была телеграмма следующего содержания: «Просим направить гражданина Точигина для опознания трупа жены». Однако уже было известно, что этот труп не был трупом Точигиной (не совпадали ни возраст, ни приметы, ни время наступления смерти). Но все эти сведения содержались в другом сообщении. Следователь сделал вид, что ищет в портфеле какие-то бумаги, вынул телеграмму и положил ее на стол. Затем, сказав, что ему нужно отлучиться на несколько минут, вышел из кабинета. Вернувшись, он понял, что Точигин телеграмму прочитал, и спросил:

- Вам ясно, для чего вы вызваны на допрос?

Да, ясно, – ответил Точигин.

Тогда расскажите все подробно.

И Точигин рассказал, что когда они проезжали по лесу, между ним и женой произошла ссора, и он охотничьим ножом ударил ее и случайно попал в левую часть груди, в область сердца. Она упала и умерла. Чтобы скрыть случившееся, он отнес труп в старую траншею и засыпал землей. Когда пришел в деревню, то сказал, что они с женой ссорились, и она вернулась к своим родным.

Задание:

Дайте оценку примененного следователем приема психического действия.

Что понимается под психическим воздействием? Допустимо ли психическое воздействие на личность допрашиваемого в уголовном процессе?

 

Вариант № 6 (Л, М)

 

Задание. Психологические приемы и способы разобщения преступных группировок.

 

Задача 1

На развилке шоссе автомашиной ЗИЛ-150 был сбит мотоцикл. Пассажир, находившийся на заднем сиденье мотоцикла, погиб, а водитель мотоцикла получил легкие повреждения. Водитель автомашины скрылся с места происшествия, но был задержан.

       Были назначены экспертизы. В качестве эксперта по одной из них привлекли преподавателя правил уличного движения, который дал заключение, что водитель автомашины нарушил правила движения. На другую (Какую"?) экспертизу были направлены одежда погибшего, мотоцикл и автомашина. Исследованием было установлено, что разрывы на одежде и царапины на сиденье мотоцикла возникли не в том направлении, как они обычно отображаются при касательных столкновениях машин во время обгона. Эксперты в своем заключении убедительно доказали иной характер образования следов, что способствовало восстановлению механизма ава­рии.

Мотоциклист стал обгонять машину в том месте, где такой маневр недопустим. При приближении к повороту из-за скоса края шоссе мотоцикл двигался не параллельно, а под углом к впереди идущей автомашине. В наиболее узком участке шоссе их пути пересекались. Оказавшись в непосредственной близости от автомашины, мотоциклист, избегая столкновения, сделал крутой поворот налево. Последовал занос. Задняя часть мотоцикла ударилась об угол левого крыла автомашины. Касательное соприкосновение было легким (в этот момент была порвана одежда у пассажира, сидевшего на заднем сиденье), но достаточным, чтобы мотоцикл потерял равновесие, проехав несколько метров, опрокинулся. Место падения было вне поля зрения водителя машины. При этих условиях его утверждение, что он никого не сбивал и не видел падения мотоциклистов и потому продолжал движение (а «не скрывался с места происшествия»), перестало казаться столь неправдоподобным, каким оно воспринималось в начале расследования. К уголовной ответственности был привлечен водитель мотоцикла.

Задание:

Какое значение в процессе осмотра места происшествия имеет мысленное моделирование динамики события происшествия?

Назовите источники формирования экспертной версии. Являются ли данные, полученные в результате изучения материалов дела, в том числе изучения протокола осмотра места происшествия, одним из источников формирования экспертной версии?

Дайте ответ на вопрос в тексте (приведен в скобках).

 

Задача 2

В своей квартире была обнаружена висящей в петле Аня К. Отчим Ани, проживавший отдельно, представил в прокуратуру полученное по почте ее предсмертное письмо, отправленное в день смерти.

Расследование было проведено поверхностно и проверялась лишь версия о самоубийстве. Впоследствии уголовное дело было возобновлено и расследование поручено другому следователю, которому удалось собрать ряд косвенных улик, подтверждающих версию о том, что Аня могла быть убита отчимом и затем с целью инсценировки самоубийства повешена. Письмо и конверт подвергли тщательному исследованию. Почтамт сообщил, что, судя по штампу на конверте, которым погашена марка, письмо опущено в ящик после 15 часов. По заключению же судебно-медицинской экспертизы смерть Ани наступила утром.

Следователь также установил, что отчим после каждого скандала, который он учинял на почве ревности, заставлял Аню писать письма, в которых она обещала вести себя надлежащим образом. Возникло предположение, не использовал ли отчим одно из таких писем, не принудил ли он Аню в день убийства написать на конверт его адрес.

Отчим был вызван на допрос, который длился довольно долго и в процессе которого следователь не изобличал, а лишь выяснял взаимоотношения между отчимом и Аней. Когда он почувствовал, что настороженность у допрашиваемого прошла и тот решил, что его вызвали «просто так», что никаких доказательств против него не следователь неожиданно предъявил конверт, справку почтамта и заключение судебно-медицинского эксперта, из которых с неизбежностью вытекало, что письмо опустить в почтовый ящик Аня не могла. Отчим признался в убийстве.

Задание:

Какие приемы психического воздействия были применены следователем?

 

Вариант № 7 (Н,О)

Задание. Место и роль психолога при изучении индивидуально-психологических особенностей личности участников уголовного процесса.

 

Задача 1

26 декабря на 18 км. от города, недалеко от трассы была обнаружена автомашина «Жигули». В ней находились убитые мужчина и женщина. Позы трупов, а также раскрытый чемодан, лежавший возле автомашины, разбросанные вещи указывали на ограбление. В стекле задней левой дверцы имелось сквозное отверстие. Стекло было в мелкоячеистых осколках. Человек, обнаруживший автомашину, увидел в кабине трупы, захлопнул дверцу, в результате чего осколки стекла из рамы дверцы высыпались. Несколько осколков осталось в верхней части дверцы.

Следователь, прибыв на место происшествия, произвел осмотр, изъял осколки из рамы дверцы, оклеив их черной изоляционной лентой на текстильной основе, и уложил между двух коробок из-под сигарет «Столичные». Однако «надписей, где находится внутренняя и наружная сторона стекла, ни на коробке, ни на упаковке он не сделал. Между тем, чтобы правильно решить вопрос о направлении выстрела, эксперту необходимо было это знать. Дальнейшее расследование было поручено другому следователю,


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.