Методика применения возможностей ИКТ на уроках химии, биологии — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Методика применения возможностей ИКТ на уроках химии, биологии

2022-12-20 38
Методика применения возможностей ИКТ на уроках химии, биологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 2019 году я прошла курсы по использованию интерактивного оборудования в учебных классах и уже второй год применяю на своих уроках химии, биологии ИКТ. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных заданий, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. На традиционном уроке учитель четко по времени разделяет этапы урока и отводит определенное время на решение каждой задачи. При этом некоторые учащиеся < уже все сделали, что дальше?>, а другие не успевают за учителем. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, а также индивидуальное обучение каждого ученика. В начале хотелось бы остановиться на методике преподавания химии.

Химия – очень непростой предмет. И если несколько лет назад интерес к предмету прививался через проведение демонстрационных и практических работ, то сейчас весь запас реактивов во многих школах практически исчерпан, часть экспериментов и явлений демонстрировать в школьных условиях просто небезопасно. Кроме того, задачей учителя химии является развитие пространственного воображения ребенка, умение «увидеть» невидимое, смоделировать химические процессы.

Все это легко решают уроки с использованием ИКТ.

Работа с компьютером облегчает работу учителя при создании наглядных пособий;организации фронтального контроля;позволяет многократно демонстрировать видеозаписи химических опытов.

Подсветка и затемнение экрана акцентируют внимание учащихся при объяснении нового материала, удачно используются в контроле знаний.

Средства записи и копирования позволяют:создать преемственность и непрерывность подачи материала от урока к уроку, создавать дидактические материалы и конспекты уроков для самостоятельной работы учащихся, записывать ход урока и решение задач для последующего анализа и использования, динамично и наглядно продемонстрировать аналогии и противоположности свойств и качеств химических элементов и веществ.

Это развитие воображения, творческих способностей ребенка;

Это возможность организовать коллективную и групповую работу, используя приемы проблемного обучения;

Это возможность работать эстетично и интересно, почти играя, изучать такой сложный предмет – химия.

 Файлы или страницы нужно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Страницы размещаются сбоку экрана, как эскизы, учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.

Разнообразие цветов, доступных на компьютере, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.

Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать. На компьютере можно организовать лабораторную работу при отсутствии натуральных объектов.

Аудио- и видео- вложения значительно усиливают подачу материала: можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.

Проектная деятельность обучающихся – это новая технология обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от ориентации на среднего ученика к дифференцированному, персонифицированному обучению; от неопределённости и размытости перспектив «дружбы» с химией к серьёзной мотивации деятельности в области химии или химической лабораторией.

Проектную деятельность использую для того, чтобы научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы и принимать аргументированные решения, научить работать в команде.

Метод проектов позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и публичной защиты проекта. В основе проектной деятельности учащихся лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать, найти пути решения и решить проблему.

В реализации проектов заинтересованы все: ученик занят работой и развитием своего творческого потенциала (применением знаний в новых ситуациях) с перспективой получить несколько оценок и благополучной аттестации по химии (одного из сложных предметов), наконец, с перспективой пополнения Портфолио; учитель заинтересован в повышении знаний и интеллекта учащихся, их занятости творчеством; родители – в благополучной успеваемости их ребёнка, в перспективе вырастить ребёнка с умной головой, а ещё и с «золотыми» руками.

Интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Это, прежде всего разнообразные формы групповой работы. При групповой форме работы обучающихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. При этом помогающий получает не меньшую помощь, так как его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Наиболее известные применяемые формы – «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм».

При подготовке обучающихся к сдаче Государственной Итоговой Аттестации использование информационных технологий можно определить в следующих направлениях: проведение локального тестирования и диагностики; поиск и обработка информации в рамках подготовки к ГИА с использованием сети Интернет.

Личность ребенка формируется в процессе его собственной деятельности, которая, в свою очередь, возможна только в общении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Через общение лежит путь к родству душ. 45 минут урока для меня – это не только интеллектуальное напряжение, но и простое человеческое общение.

В новой, реформированной школе школьнику должно быть интересно и комфортно учиться, в такую школу ребенок будет приходить с удовольствием, предвкушая радость от встречи со сверстниками и учителями.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности, межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность обучающихся.

 


ВЫВОДЫ.

Применение инновационных методов обучения на уроках химии и биологии способствует повышению мотивации обучения данного предмета у учащихся. К «компьютерным» урокам нужно тщательно готовиться. Написание конспектов уроков с применением активных технологий требует от учителя и обучающихся огромной заинтересованности, терпения, усидчивости, самое главное, желания самому осваивать новое. А это помогает организовать преподавание. Отмечу, что моделирование различных опытов ни в коем случае не заменяет настоящих, «живых» опытов и экспериментов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Опираясь на собственный небольшой опыт работы, можно с уверенностью сказать, что такие уроки вызывают у обучающихся настоящий интерес, включают в работу всех, даже слабых ребят, способствуют формированию компетенций:

- изучение нового материала;

- поиск информации;

- обработка информации;

- адаптация к окружающей среде,необходимых не только по химии, биологии но и по другим предметам.

Качество знаний при этом заметно возрастает, что позволяет говорить о рациональном использовании новых форм, методов и технологий в учебном процессе.

Задачи, поставленные в начале работы, достигнуты.

Цели на ближайшее будущее: продолжение использования инновационных методов обучения на уроках химии и биологии.

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аношкина, В. Л. Образование. Инновации. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы) [Текст] / В. Л. Аношкина.- Ростов н/Д.: Издательство РОИПК и ПРО, 2011. – 176 с. – ISBN 5-7212-02491.

2. Епишева О.В. Инновационные процессы в образовании. - Тюмень, 2009.

3. Курдюмова Т.Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки // Химия в школе. — 2012. — № 8. — С. 35-37.

4. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. Издательство: МарТ Год: 2015 Страниц: 256 ISBN: 5-241-00113-1.

5. Курдюмова Т.Н., Курдюмов Г.М. Компьютерные обучающие игры // Химия. Методика преподавания. — 2014. — № 1. — С. 75-77.

6. Левитас Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. — М.: Московский психолого­социальный инс-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. — 256 с.

7. Макошина В.Н., Мещерикова Е.В. Использование компьютеров в обучении химии // Химия. Методика преподавания в школе. — 2012. — № 6. — С. 55-60..

8. Нечиталова Е.В. Информационные технологии на уроках химии // Химия в школе. — 2015. — № 3. — С. 13-15.

9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – М., 1978.

10. Раткевич Е.Ю. Проблемы компьютеризации процесса образования // Химия. Методика преподавания в школе. — № 1. — С. 13-18.

11. С компьютером на урок: с чего начинать: Учеб.-метод. пособие / О.Л.Колпаков, В.П.Жуланова, В.Н.Борздун, Е.О.Казадаева. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. — 53 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.