Сущность инновационной направленности педагогической деятельности. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Сущность инновационной направленности педагогической деятельности.

2022-12-20 27
Сущность инновационной направленности педагогической деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Инновационность всегда была свойственна развитию педагогической деятельности.[1]

Например, зародившийся еще в Древней Греции метод сократических бесед, приводящих к истине, был в свое время значительным новшеством и не потерял своего развивающего потенциала до наших дней. Глубоко инновационным для своего времени была теория и практика великого чешского педагога Я. А. Каменского, заложившего основы классно-урочной системы, сформировавшего ведущие принципы массового обучения. Так же Ж. Ж. Руссо обосновал теорию свободного воспитания, проходящее в процессе наблюдения, чтения, труда, бесед, духовного обогащения и закаляя душу подрастающего человека.

Современная педагогическая наука постоянно развивается и прогрессирует. Меняются взгляды на педагогический процесс, методы и средства обучения и воспитания становятся более гуманными и эффективными. Постоянно возникают новые тенденции образования, экспериментальная педагогика активно распространяет свои идеи, многие из которых становятся частью широко используемых педагогических методов.

Образовательная практика нацелена на удовлетворение потребности прежде всего в престижных специалистах. Например, в области права, бизнеса, банковского дела и так далее. Но набор по специальностям, не пользующимся рыночным спросом, не уменьшается. Поэтому развитие системы образования происходит не за счет улучшения качества обучения, а за счет все большего увеличения образовательных учреждений и новых специальностей.

Однако логика требует иного подхода: не введения новых предметов, дисциплин, что создает проблему перегруженности учащихся и снижение интереса к учебе, а ориентации на адекватное решение вопроса о содержании образования. К тому же традиционные методы обучения не отвечают ни потребностям обучаемых, ни требованиям, которые предъявляются к выпускникам различных образовательных учреждений со стороны общества.8

Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств: инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики; усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения; происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств; вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности.

Сегодня в сфере образования внедряется громадное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Это делается для того, чтобы престиж образования не падал. Чтобы у людей повышался интерес к знаниям, которые они бы могли применять в современном мире. Будь то работа или повседневная жизнь.

Отношения «учитель – ученик» в значительной степени зависят от общего уровня развития общества. Такая характеристика отношений в школе является отражением характеристики отношений в обществе. Многие учителя уже стараются формировать более гуманные человеческие отношения, чтобы использовать их в будущем.

К нововведениям в методах обучения следует отнести: групповое обучение, различные формы индивидуальной работы, различные формы бригадного обучения, введение системы развивающего обучения и другие.

Изменения в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании включают в себя: применение аудиовизуальных и других средств дидактической техники, диапозитивы, фильмы, микрофильмы, проигрыватели, магнитофоны, программное обучение с ЭВМ и без него, радиопередачи, телевидение.

Здания и оборудование помещений для учебных заведений являются необходимым элементом образовательного процесса, однако они не представляют собой определяющий фактор образования.

Любое изменение всегда сталкивается с рядом проблем при его введении. Так, например, одной из самых острых проблем в системе образования является проблема организации учебного процесса с использованием современных педагогических и информационных технологий. Так как не каждое учебное заведение располагает достаточным уровнем знаний и применений на практике в данной сфере.

Педагогические и информационные технологии способствуют реализации основных концептуальных идей и достижению поставленных целей в области образования. Педагог использует их в своей профессиональной деятельности. У каждого педагога за многие годы работы вырабатывается собственный опыт преподавания, а так же способ взаимодействия с учащимися. Так как постоянно меняются запросы общества, то меняются цели обучения. Всегда используются разные стили обучения.

Учителю очень трудно бывает изменить привычный стиль преподавания. На этом этапе появляется огромное количество трудностей. Но преподаватели пытаются справляться с этим и даже в будущем разрабатывают новый стиль преподавания.

Так психолог из Израиля М. Мосстон предложил спектр, или последовательность, шести стилей преподавания.

Контролирующий стиль (самый традиционный метод, обеспечивающий полный контроль над учениками); стиль с акцентом на выполнение задания (учащимся разрешается выбирать, где и в каком темпе они будут выполнять задания, как это обычно делается в лаборатории, физкультурном зале, в художественной или музыкальной студии); стиль взаимообучения (партнерский подход, при котором обучение происходит в малых группах, когда учащиеся по очереди выступают в роли учителей под наблюдением педагога); индивидуальный стиль (используются индивидуальные задания, материал которых выбирается учителем, однако учащиеся сами определяют, когда и как они его завершат);
стиль исследования под руководством учителя (учитель создает такие условия обучения, когда учащиеся в основном сами находят необходимую информацию или объяснения); стиль решения проблем (этот стиль похож на свободное изучение, при котором учащиеся сами решают, что изучать, в то время как учитель выступает в роли советчика).

И на этом список не заканчивается. Многие педагоги используют инновационные технологии в практике. Ведь главная задача учителя – создать наиболее благоприятные условия для самостоятельной мыслительной, активной деятельности учащихся, причем преимущественно в общении, в сотрудничестве. Но и не только в этом.

Вопрос о роли современных информационных, а в последнее время и коммуникационных технологий в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальном на протяжении последних двух десятилетий. Однако наибольшую остроту он получил в ходе появления в практике учебного процесса относительно недорогих и поэтому доступных персональных компьютеров, объединенных как в локальной сети, так и имеющий выход в глобальную сеть Internet. Для успешной реализации программы модернизации среднего образования, во многом базирующейся на его компьютеризации, потребуется не только современное техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организаторов системы образования.Применение информационных и коммуникационных технологий в высшем образовании традиционно сводится к двум основным направлениям. Первое состоит в использовании возможностей этих технологий для увеличения доступности образования. И второе направление предполагает использование информационных технологий для изменения того, чему учить и как учить, то есть содержания и способов обучения в рамках традиционной очной формы.

Действительно, между доступностью образования и его качеством существуют вполне объяснимые противоречия. Но с этими противоречиями можно справляться при использовании следующих подходов: новые формы представления информации. Непосредственная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графические изображения. Использование сети Internet; новые библиотеки. Возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов; новые формы учебных занятий с использованием мультимедийных технологий; новые структуры образования. Сегодня для придания образованию новых возможностей существующие структуры должны быть дополнены системой телекоммуникации и иметь специалистов, обладающих необходимой компетентностью для внедрения информационных и коммуникативных технологий в образовательный процесс.

Применение любых инновационных технологий всегда помогало и помогает разнообразить учебный процесс. И не важно, будь то бумага, аудитория или компьютер, так как сами по себе они не несут никаких перемен. Последствия их применения определяются тем, каким образом и с какой целью мы их используем. Именно поэтому в поисках внедрения информационных и коммуникационных технологий стоит обращаться к тому огромному опыту, который накоплен на протяжении столетий использования и совершенствования технологий.

Введение новых процессов и технологий всегда было интересным делом для специалистов в образовательной системе. Опыт многих стран показывает, что вложения в инновации многократно окупаются, так как приживаются в основном наиболее жизнеспособные варианты. Во многих странах сегодня уровень благосостояния все больше изменяется количеством инноваций и степенью их применения. Потому если раньше общества и системы образования и воспитания могли довольствоваться новшествами, носителями которых были одиночки-энтузиасты, то сегодня нововведения требуют организованного, планомерного, массового и общественного, а не частного к ним отношения. О новшествах начинают беспокоиться экономические структуры, государство, все общество.
Для образования внедрения инноваций так же является основным путем повышения эффективности, а поэтому буквально все страны стремятся вводить в системе образования как можно больше новшеств.

Все это требует, чтобы инновационная деятельность во всех областях труда велась во взаимосвязи с общественным развитием и всегда носила организованный и плановый характер.


РАЗДЕЛ 2. ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.