Методологические основы и принципы воспитательной деятельности — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Методологические основы и принципы воспитательной деятельности

2022-12-20 25
Методологические основы и принципы воспитательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.

 Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

Программа отдыха детей и их оздоровления основана на следующих принципах:

- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;

- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;

- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;

- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;

- принцип коллективности. Формирование коллективного содружества на основе духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей для благоприятной ориентации ребенка в социуме.

- принцип личностного подхода. Выстраивание воспитательной работы с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с опорой на сильные стороны в личности и поведении каждого ребёнка.

- принцип активности. Участие каждого ребенка в совместной деятельности, умение выстраивать свои отношения с окружающими, усвоение новых знаний, в том числе в области здоровья и самопознания;

- принцип деятельности и наставничества. Создание многоплановой деятельности, организации совместной деятельности воспитанников с педагогами, вожатыми и сверстниками; при этом педагог-воспитатель сам занимается вместе с детьми значимой деятельностью;

- принцип поощрения. Создание ситуации успеха для всех и каждого ребенка, участвующих в отрядных и общих мероприятиях смены, обязательное поощрение любых достижений детей с акцентом на значимость каждого члена лагерной смены;

- принцип комплексного подхода. Использование целого ряда приёмов и методик по организации и осуществлению профориентационной, здоровьесберегающей и профилактической деятельности;

- принцип открытости. Информирование о деятельности лагеря (в том числе родителей, обучающихся) через оформление материала стендового уголка, выставления статей в социальной сети группы ЛДП и официальной группы МАОУ лицея №1.

Уклад — общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.

Воспитывающая среда — это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:

- детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.

- детско-взрослые. Основная цель - содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере — «Дети-Вожатый».

 

1.3. Основные направления воспитания

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:

- гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;

- воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;

- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

- экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;

- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;

- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;

- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.

1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности

Основными традициями воспитания в детском лагере являются:

- совместная деятельность детей и взрослых как ведущий способ организации воспитательной деятельности;

- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);

- создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;

- проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;

- включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;

- формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;

- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.

Кратковременность — короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.

Автономность — изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей — все это способствует созданию обстановки доверительности.

Сборность — предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».


Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.

Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

2.1. Модуль «Будущее России»

Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность к родной земле, к своему народу, пережитой им истории, достижениям культуры всегда оказывалась неотъемлемой от традиций национального образа жизни.

Иван Дмитриевич Лушников,

профессор, доктор педагогических наук

Модуль направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.

Деятельность реализуется по направлениям:

v Дни единых действий, которые включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:

1 июня - День защиты детей;

5 июня - Всемирный день окружающей среды;

6 июня - День русского языка;

9 июня - 350 лет со дня рождения Петра I;

12 июня - День России;

22 июня - День памяти и скорби.

v Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.

v Проведение всероссийских и региональных мероприятий.

v Взаимодействие с общественными организациями Российской Федерации, региона.

v Формирование межкультурных компетенций.

2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»

         Ключевые мероприятия — это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.

Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий детского лагеря предусматривает:

- Торжественное открытие и закрытие смены (программы);

- Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий согласно перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат.

1 июня - День защиты детей;

6 июня - День русского языка;

9 июня - 350 лет со дня рождения Петра I;

12 июня - День России;

23 июня - День памяти и скорби.

- Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской Федерации;

- тематические и спортивные праздники, творческие фестивали;

- мероприятия, направленные на поддержку семейного воспитания.

Модуль «Отрядная работа»

Воспитатель/вожатый организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива — отряда. Временный детский коллектив, или отряд, — это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:

- Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени.

- Как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее.

- Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.

- Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.

Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.

Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.

Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:

- планирование и проведение отрядной деятельности;

- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;

- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;

- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива — этапов развития межличностных отношений;

- предъявление единых педагогических требований (EПT) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;

- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;

- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;

- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;

- поддержка детских инициатив и детского самоуправления;

- сбор отряда: организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;

- огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода, огонек — анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек — это камерное общение, сугубо отрядная форма работы.

 

 

2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»

Для воспитания детского коллектива на протяжении многих лет занимают особое место коллективно-творческие дела. КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) разработаны и названы так доктором педагогических наук Игорем Петровичем Ивановым. Эта методика, технология, учитывающая психологию детей подросткового возраста, дает каждому возможность сделать свой вклад в общее дело, приобрести навыки общения, научиться совместно выполнять задуманное, делить успех и ответственность с другими, узнать друг о друге много нового. КТД предполагает участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.

Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение коллектива и формирование личности. Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при этом вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей. В лагере «Созвездие культур» на протяжении всей смены будут помогать вожатые, ученицы 10 класса лицея. Запланировано проведение общелагерных и отрядных КТД.

У каждого, кто участвует в КТД, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам.

Планируется провести несколько КТД, которые обычно нравятся детям, чтобы они с удовольствием готовились к нему задолго до даты проведения: получив  задание, вместе обсуждали его подготовку, изготавливали костюмы, готовили оформление, придумывали идеи для воплощения. Большую работу по подготовке и проведению выполняют вожатые. Конечно же, в стороне не остаются воспитатели.

Такие дела воспитывают коллективизм, дружеские отношения между воспитанниками лагеря, вожатыми и воспитанниками. Возможно использование различных технологий: информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, групповые игровые, здоровьесберегающие и др.

Дело – это событие, любые действия, выполнение которых требует от ребенка заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге. Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей. КТД - событие либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач, которые планируются, реализуются и оцениваются сообща.
     Виды КТД:

v Организаторские дела (метод взаимодействия).

v Общественно-политические дела (беседы, лекции).

v Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать, как можно больше об окружающем мире).

v Трудовые дела (способствуют развитию трудовых навыков).

v Художественные дела (творчество: рисование, оформление, создание спектакля).

v Спортивные дела (зарядки, веселые старты, эстафеты).

v Экологические.

v Досуговые.

v Спортивные.

Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.

2.5. Модуль «Самоуправление»

Педагог не должен делать за детей того, что они в состоянии выполнить сами; педагог ни в коем случае не должен подменять орган самоуправления и самостоятельно решать вопросы, подлежащие ведению органа самоуправления.

Антон Семёнович Макаренко,

выдающийся педагог

Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.

Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период.

На уровне лагеря: самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность «народностей», работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет вождей народов, деятельность народов. Высшим органом самоуправления является сбор  лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

На уровне отряда: через деятельность вождей, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культоргов и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией дневного лагеря.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП).

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

На основе указанной системы самоуправления развивается следующая модель детского самоуправления временного детского коллектива.

Вождь – это командир отряда, который выбирается в самом начале смены, в оргпериоде, и руководит работой отряда в течение всей смены. Вождь – это организатор деятельности отряда, владеющий всей информацией, отвечающий за деятельность отряда. Он готовит вместе с вожатым ежедневный анализ дня, участвует в планировании. В оргпериод вожатый сначала объясняет функционал, а потом предлагает кому-либо из ребят в отряде помочь ему и попробовать свои силы).

В процессе деления на микрогруппы важно вместе с детьми обсудить и решить, какие именно группы должны быть в отряде («народе»), чтобы обеспечить все направления его деятельности. Это могут быть информационная группа, досуговая, сюрпризная, спортивная, оформительская, дежурная.

Досуговая группа занимается подготовкой и проведением дел в отряде, проведением музыкальных и игровых минуток, организует выходы в другие отряды и проведение совместных дел, может стать инициатором организации конкурсов, работать с детьми младшего возраста, обеспечить досуговую часть.

Обязанности оформительской группы - оформление рубрик отрядного уголка; помощь досуговой группе в оформлении дел, выпуск стенгазет в отряде совместно с информационной группой; обучение ребят своего отряда и младших ребят оформительским умениям, оформление отрядного места.

Информационная группа проводит информационные КТД, готовит материал для стенгазеты, выпускает листовки, памятки, готовит информацию о событиях в мире для утренних информационных сборов, проводит информационные минутки, обеспечивает рекламу дел, событий и т.д.

Сюрпризная группа готовит сюрпризы к КТД, другим делам в отряде и лагере, сюрпризы именинникам, дела-сюрпризы, например, концерт-сюрприз для малышей, сюрпризы соседнему отряду, утренние «минутки общей радости», сюрпризы вожатым, сотрудникам лагеря.

Спортивная группа берет на себя организацию и проведение зарядки, помогает физрукам в проведении спартакиады, мини-спартакиады внутри отряда, проводит в течение дня подвижные игры, «часы здоровья», помогает инструктору по физическому воспитанию, может стать инициатором конкурса зарядки в отряде, между отрядами.

В обязанности дежурной группы входит подготовка отрядного места к сбору отряда, она отвечает за чистоту и порядок, выполнение режима проветривания, уборку отрядного места.

В лагере дневного пребывания «Созвездие культур» действует такая система самоуправления, как игровая модель. Дети делятся на 3 народа, которые создают свою культуру и традиции.
    В ходе игры все дети в течение смены будут искать артефакты. В течение смены дети становятся учёнами-культурологами.
     Во главе каждого народа стоит вождь, на современном языке – глава.

Каждый народ включает в себя несколько комитетов:

Ø спортивно-оздоровительный;

Ø информационный;

Ø трудовой;

Ø творческий;

Ø экологический;

Ø интеллектуальный.

Готовясь стать ученым-культурологом, каждый ребенок, участвуя в квестах, играх, викторинах, спортивных мероприятиях, конкурсах, эстафетах, получает «артефакты»: «Сила», «Выносливость», «Быстрота», «Ловкость», «Интеллект»,

«Творчество».

  Обладатели всех видов ««артефактов» посвящаются в ученые.

Форма Действия педагога Действия детей Педагогический результат
Игровая модель Создание игровой ситуации, её поддержка. Создание соответствующих структур управления игрой. Участие в игре Погружение в активное обучающее пространство; реализация опыта ребёнка; активная позиция ребёнка; приобретение опыта самоорганизации, ответственности за коллектив.

 

Система детского самоуправления опирается на единые принципы:

1. Педагогическое руководство, обеспечивающее целенаправленное развитие детского самоуправления.

2. Предметность деятельности (есть деятельность — есть орган самоуправления).

3. Единое планирование как основа механизма включения в организацию коллективной жизни всех участников педагогического процесса.

4. Выборность органов самоуправления.

5. Возможная сменяемость функций руководства и подчинения, видов деятельности.

6. Построение самоуправления снизу вверх, а не наоборот.

7. Участие всех детей в системе самоуправления (принцип демократизма).

8. Согласие: разногласия могут быть лишь до принятия решения, а после — действует правило обязательного выполнения решения всеми участниками процесса.

2.6. Модуль «Дополнительное образование»

Дополнительное образование сегодня – это отдельная ниша, в рамках которой может происходить общее становление личности, развитие определённых качеств и талантов, расширение кругозора.

Светлана Геннадьевна Щербак,

кандидат педагогических наук

 При разработке программы летнего отдыха в приоритете стояло создание благоприятных условий для укрепления здоровья, организации досуга детей, развития творческих способностей, воспитания культуры поведения и формирования навыков общения.

Дополнительное образование детей в лагере с дневным пребыванием детей «Созвездие культур» является одним из основных видов деятельности и реализуется через

v программу тематической смены, посвящённой Году культурного наследия народов России;

v деятельность клубов по интересам, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря

в рамках следующих направленностей: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная.

Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:

приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;

развитие и реализация познавательного интереса;

вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

формирование и развитие творческих способностей обучающихся.

Деятельность клубов по интересам (музыка, спорт, танцы, интеллектуальная деятельность и т.д.) планируется примерно на неделю вперед, при этом определяются не только специфические дела каждой группы, но и формы участия ребят в других видах деятельности, решаются вопросы подготовки отряда к общелагерным делам. При необходимости состав таких клубов может немного измениться после оргпериода, когда ребята лучше смогут соотнести свои интересы и возможности лагеря.

Для детей это хорошая возможность реализовать свои желания, способности, добиться успеха и признания.

 

 

2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Василий Александрович Сухомлинский,

 выдающийся советский педагог

Работа по этому модулю предусматривает максимальную двигательную активность, пребывание на свежем воздухе, привитие любви к занятиям спортом, активному и здоровому образу жизни.

Основными формами работы в данном направлении станут:

v ежедневная утренняя гимнастика;

v спортивные игры, эстафеты и соревнования;

v игры и мероприятия на свежем воздухе;

v пешие прогулки по городу;

v проветривание;

v беседы о вредных привычках;

v организация питания воспитанников лагеря.

Важной особенностью является проведение инструктажей по технике безопасности в летний период (см. п. 2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»)

В лагере дневного пребывания обучающиеся лицея могут укрепить своё здоровье. Каждый взрослый мечтает, чтобы его ребенок был здоров. Дети, к сожалению, часто не думают об этом. Мы обязаны помочь каждому ребенку осознать, что нет ничего прекраснее, чем быть здоровым.

Цель мероприятий этого модуля – создание благоприятных условий для укрепления физического и психического здоровья детей.

Задачи:

1) вовлечь детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

2) вырабатывать и укреплять гигиенические навыки;

3) расширить знания об охране здоровья;

4) воспитывать любовь к занятиям физкультурой и спортом.

Примерные мероприятия:

инструктаж по технике безопасности для воспитанников лагеря «Безопасный путь в лагерь»;

пешие прогулки по городу;

занятия в спортивном зале;

беседа «Правила безопасного поведения на воде»;

викторина по ПДД «Не попадив ловушку. Опасности на улице»;

спортивная программа «Весёлые старты»;

оздоровительная минутка «Чистота – залог здоровья»;

размещение информации в уголке безопасности «Осторожно, клещи!»;

оздоровительные упражнения по предупреждению нарушений осанки «Верёвочка», «Качели»;

разговор о правильном питании «Путешествие в страну Витаминию»;

беседы с медицинским работником «Личная гигиена», «Оказание первой медицинской помощи».

Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьба, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Ожидаемые результаты работы по этому модулю:

1) укрепление здоровья детей, общее оздоровление воспитанников;

2) соблюдение режима питания;

3) витаминизация организма;

4) укрепление физических и психологических сил детей;

5) приобретение новых знаний об укреплении здоровья.

2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

       Стены тоже воспитывают...

Предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает внутренний мир ребёнка, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребёнком детского лагеря.

Воспитывающее влияние предметно-эстетической среды на детей лагеря с дневным пребыванием осуществляется через следующие формы деятельности:     

v оформление интерьера помещений детского лагеря (фойе, актового зала) и их периодическая переориентация;

v размещение на стенах дневного лагеря регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ учащихся (рисунков, плакатов, фотографий), посвященных мероприятиям, проводимых в летнем лагере; информации о деятельности отрядов;

v событийный дизайн – оформление пространства лагеря с дневным пребыванием во время проведения праздников, церемоний, творческих мероприятий, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);

v акцентирование внимания учащихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях, традициях летнего лагеря, правилах;

v оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. Отрядный уголок — форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем;

v совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип и т.п.);

v звуковое пространство в детском лагере — работа детского радио, аудио сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;

v «места новостей» — оформленные места, стенды в помещениях (фойе первого этажа, актовый зал), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.

Планируемые дела:

выставка русских самодельных игрушек в традиционном народном стиле;

тематические выставки рисунков, плакатов, фотографий, поделок;

смотры-конкурсы отрядных уголков;

выставки творческих работ;

конкурс стенгазет;

размещение информации в группе ЛДП и в официальной группе лицея №1;

фотоконкурсы;

открытие стендов «Моя Родина!»;

подготовка информации для размещения в группе ЛДП и официальной группе МАОУ лицея №1.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.