Программа формирования здорового образа жизни у детей из семей «группы риска» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Программа формирования здорового образа жизни у детей из семей «группы риска»

2022-12-20 28
Программа формирования здорового образа жизни у детей из семей «группы риска» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Главная цель функционирования психологической службы образования – обеспечение психологического здоровья учащихся. Эта цель определяет основные задачи психологической службы и обуславливает основные принципы, к которым следует отнести личностно-ориентированный подход к личности, как к безоговорочной уникальной и неповторимой, с учетом особенностей, свойственных именно этой личности.

По результатам анализа школьной документации, должностных обязанностях педагога-психолога, положении о социально-психологической службе образовательного учреждения, деятельность психолога предполагает работу со всеми участниками педагогического процесса – учениками, учителями, родителями, должна проводиться последовательно, в доступной для восприятия форме и быть достаточно разнообразной. Работа включает: семинары – практикумы, выступления на педсоветах, родительских собраниях, МО; индивидуальные и групповые консультации учеников, учителей, родителей; проведение факультативов, работу «клубов по интересам», участие в школьных мероприятиях, выступления в СМИ; подготовку рекомендаций, информационных стендов и буклетов и т. д.

В рамках реализации формирующего этапа эксперимента нами разработан и внедрен в практику работы педагога-психолога программа «Здоровый ребенок – здоровое будущее!» (в рамках организации работы по ЗОЖ.)

Идея: создание новой, более эффективной модели развития у школьников группы риска навыков здорового образа жизни в процессе организации работы с семьей.

Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Основные задачи:

1) воспитание у детей потребности в здоровье как значимого качества личности.

2) формирование целостного понимания здорового образа жизни.

3) создание правильных представлений о здоровом образе жизни.

4) обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.

5) использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.

6) организация включения в систему работы новых специалистов по проведению оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.

Предполагаемые результаты

Для детей:

1) сформированные навыки здорового образа жизни.

2) правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.

3) улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.

4) сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1) сформированная активная родительская позиция.

2) повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

3) активное участие родителей в жизнедеятельности школы.

Работа с семьей направлена на информирование родителей о содержании работы школы в вопросах здоровьесбережения, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведений традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей. для развития коммуникативных умений организованы клубы по интересам, совместное посещение спортивных мероприятий и др.

Организация консультативного пункта для семьи на базе школы, проведение конференций, спортивных соревнований среди детей, родителей и персонала учреждений – основные мероприятий, способствующие формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни у детей группы риска.

Практическая работа педагога-психолога по реализации системы мероприятий с семьей в вопросах ЗОЖ предполагает:

обмен опытом, организация круглых столов по темам: Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Правила здорового образа жизни. Программа здоровья и ее роль.

Совместно с социальным педагогом, классными руководителями:

 организация и подготовка выставки фотографий: “Моя семья”, “Наши мамы”, “Наши папы”.

освоение комплекса упражнений для формирования правильной осанки;

Классные часы (проводит школьный психолог)

1. «Что надо делать, чтобы быть здоровым?»

2. «Чтоб душа была здорова»

1. «Слагаемые здоровья»

Занятия проходят, как правило, в игровых формах. Дети отзываются о них положительно.

2) Памятки для учащихся «Здоровый образ жизни», «Искусство жизни» (разрабатывает школьный психолог). Предлагается следующая информация к размышлению:

- «Как прекрасен этот мир»

- «Слагаемые здоровья»

- «Стресс – это не болезнь»

- «Как готовиться к экзаменам»

- «Усталые глазки»

- «Как укрепить память» и др.

Педагогом-психологом разработаны рекомендации для учащихся, которые учителя могут использовать во время урока, как физкультминутки на уроках и на перемене, на специально организованных занятиях.

- упражнения для глаз

- упражнения для позвоночника

- упражнения на расслабление всего организма

- для снятия сильного эмоционального или физического напряжения

 Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

В рамках формирующего эксперимента нами были предложены и проведены мероприятия, направленные на формирование культуры ЗОЖ у детей и взрослых.

Таблица 4

Мероприятия по формированию культуры ЗОЖ с привлечение других специалистов

Реализованное педагогическое условие Мероприятие Ожидаемый результат, способы промежуточной диагностики

Рационально организованная учебная деятельность, которая включает в себя определенный уровень знаний, сообщаемый педагогом, формирование мотивационно-ценностных ориентаций, занятия физической культурой

 

Рациональная организация (нормализация) учебного процесса, способствующая дифференциации и индивидуализации обучения Результат: рационально организованный учебный процесс Способы диагностики: оценка уровня заинтересованности детей, снижение заболеваемости, отсутствие пропусков
Занятие- тренировка «Если хочешь быть здоров» с элементами беседы   Результат: формирование знаний детей о способах закаливания, формирование умений правильного закаливания; формирование положительной мотивации к данной процедуре Способ промежуточной диагностики: опрос детей
Гимнастика с элементами точечного массажа и дыхательной гимнастики (проводится перед началом, во время и после тренировки) Результат: стабилизирование организма нервной системы вовремя тренировок. Способ промежуточной диагностики: на каждой тренировке подсчет пульса, оценка состояния.
Ролевая игра «Путешествие по планете здоровья» Результат: формирование знаний о культуре здорового образа жизни, способах ее поддержания и формирования. Способ промежуточной диагностики: оценка знаний детей
Спортивные состязания «Выходят на арену силачи…» Результат: развитие силовых качеств, повышение общего тонуса Способ промежуточной диагностики: оценка физического состояния детей
Посещение бассейна Результат: формирование здорового образа жизни, приобщение к закаливанию Способ промежуточной диагностики: оценка самочувствия после посещения бассейна
Соревнования по пионерболу и стритболу Результат: формирование группового духа, формирование физических качеств и выносливости. Способ промежуточной диагностики: таблица баллов, результаты игр
Психогимнастика Результат: формирование умения владеть собой в разных ситуациях. Способ промежуточной диагностики: оценка правильности выполнения движения, упражнений.
Дидактическая игра «Церемония пробуждения». Результат: формирование знаний о культуре ЗОЖ. Способ промежуточной диагностики: оценка ответов детей, выполнения творческих заданий.

Организация совместной деятельности педагогического коллектива, воспитанников, семьи, медицинских работников, ориентированную на формирование культуры здорового образа жизни.

Беседа «В здоровом теле – здоровый дух» Результат: формирование знания о необходимости ведения здорового образа жизни Способ промежуточной диагностики: ответы на вопросы, высказывания учащихся
Беседа «Вредные привычки: один шаг до беды» Результат: формирование негативного отношения к вредным привычкам. Способ промежуточной диагностики: оценка ответов детей, определение количества учащихся
Лекторий «Характеристика особенностей организма в течении суток» Результат: формирование знаний о биологических часах и способах их использования. Способ промежуточной диагностики: составление индивидуального «живого» графика сна и бодрствования.
Беседа «Закаливание и водолечение». Результат: формирование знаний и способах закаливания, умений закаливаться Способ промежуточной диагностики: определение количества закаляющихся
Сообщение «Гигиена труда и отдыха». Результат: формирование знаний о гигиене, эффективной организации труда и отдыха. Способ промежуточной диагностики: составление режима дня, рекомендаций для себя.
Классный час «Рациональный суточный режим».   Результат: формирование знаний о гигиене, эффективной организации труда и отдыха. Способ промежуточной диагностики: составление режима дня, рекомендаций для себя.
Лекция «Народная медицина советует» (при нервном возбуждении) Результат: определение способов снятия нервного возбуждения при помощи народных методов Способ промежуточной диагностики: оценка нервного состояния, астении.
Лекторий «Водные процедуры нормализующие кровообращение». Результат: формирование знаний о водных процедурах Способ промежуточной диагностики: оценка выполнения рекомендаций учащимися.
Беседа «Стержень здоровья – позвоночник» Результат: формирование представлений о позвоночнике как важнейшем органе человека Способ промежуточной диагностики: ответы на контрольные вопросы.
Лекторий «У вас начался насморк» (советы народной медицины) Результат: выделении советов народной медицины. Способ промежуточной диагностики: оценка использования рекомендаций по результатам бесед с учащимися.
Лекторий «Как правильно тренироваться самостоятельно». Результат: формирование умений самостоятельных тренировок Способ промежуточной диагностики: оценка количества и качества самостоятельно занимающихся ребят

Содержание проводимых мероприятий воплощается через такие организационные формы как учения, игры, тренинги, тренировки. Механизмы реализации данных программ строятся как педагогические, психологические, медицинские технологии, что достигается при реализации второго педагогического условия (организация совместной деятельности специалистов и воспитанников). Их единство состоит в том, что реализуется данный инструментарий с целью формирования у воспитанников культуры здорового образа жизни. Вместе с тем, своеобразие данных технологий заключается в специфике форм, методов и приемов.

Культура ЗОЖ включает в себя такие составляющие как отношение личности к себе, виды и факторы здоровья. Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье человека. Существенное влияние на него оказывают такие факторы как соблюдение режимов дня и питания, полезные привычки, двигательная активность. Однако культура ЗОЖ определяется не только внешними, но и внутренними факторами, к которым целесообразно присоединить и отношение личности к себе.

Организационно-педагогические основы программы.

Объем программы рассчитан на 34 занятия, 1 раз в неделю по 45 минут. Срок реализации: сентябрь– май. Оптимальное количество детей в группе 10–15 человек.

Новизна программы позволяет реализации принципа “Не над, не рядом, а вместе”. Наиболее эффективно, что бы группа была разновозрастная. Это положительно влияет на развитие деловых качеств, таких как ответственность, самостоятельность, взаимопомощь, что способствует формированию социальной активности, культуры общения и поведения в социуме.

Программа дает возможность применение коллективной, групповой форм работы. А также реализовать индивидуальные способности при выполнении исследовательской работы, проявить организаторские способности, желание и потребность в пропаганде приобретенных знаний по ЗОЖ.

Формы организации занятий: тренинги, игры, викторины, круглый стол и т. д.

Формы пропаганды материала о ЗОЖ: информационные “здоровые минутки”, издательские продукты (буклеты, памятки), размещение информационного материала в школьной газете, “проба сил” в проведении мероприятий по ЗОЖ.

Тематику занятий можно планировать в любой последовательности.

Таблица 5

Содержание и предполагаемые результаты реализации программы

№ Занятия Тематика занятий Форма проведения Предполагаемые результаты
№ 1 Здоровье – это здорово! Под девизом “Твой завтрашний успех начинается сегодня”. Беседа. Анкетирование. – создание благоприятного психо-эмоционального фона; – развитие адаптационных возможностей; – формирование у учащихся потребности ЗОЖ.
№ 2 Здоровье – это умение общаться! Под девизом “Для успеха в жизни умение общаться с людьми не менее важно, чем обладание талантом”. Беседа. Тест. – совершенствование коммуникативных навыков, качеств толерантной личности.
№ 3 Здоровье – это победа над собой! Под девизом “Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой”. Психологический тренинг. – развитие самопознания; – формирование психологической культуры личности.
№ 4 Здоровье – это жизнь! Под девизом “Успешный человек тот, кто научился учиться и знает, как изменить себя и помочь другим”. Круглый стол. Разработка памятки “Как избежать стресса”. Формирование здоровой целостной личности
№ 5 С чего же начинается биологическое создание человека? Под девизом “Клетка – это колыбель и источник различных проявлений”. Творческая мастерская. Моделирование. Практические навыки по моделированию. Рекомендации и советы “Как же бороться с нарушением К.Щ.Р.?”
№ 6 Гигиена органов дыхания. Под девизом “Пока дышу, надеюсь”. Игра-путешествие. Моделирование. Формирование гигиенических знаний. Значимости факторов, негативно влияющих на дыхательную систему.
№ 7 Курение и его вред для здоровья. Под девизом “От куренья тупеешь, оно не совместимо с творческой работой”. Мастерская. “Мифы о табаке”. Выпуск буклета. Формирование негативного отношения к табакокурению. Советы как противостоять этой негативной привычке.
№ 8 Витамины в вашей жизни. Под девизом “ Чтобы грипп не прилип”. Круглый стол. Обмен информацией. Исследование. Обучение работе с дополнительной литературой. Навыки исследования. Изучение устойчивости витамина С.
№ 9 Среда обитания и здоровье. Под девизом “Мой дом – моя крепость”. Игра-викторина. Проект плаката. “Источники загрязнения внутренней среды жилища”. Ознакомление с причинами различных заболеваний, которые могут быть вызваны бытовыми условиями.
№ 10 Продукт дня. Под девизом “Мед всему голова, мед для здоровья и ума”. Исследование. Определение примесей в меде. Получение практических знаний необходимых в приобретении качественных продуктов.
№ 11 Вода вокруг нас. Под девизом “Мы – это то, что мы пьем”. Практикум. Простейшие способы очистки воды. Приобретение навыков, которые необходимы в нестандартных жизненных ситуациях.
№ 12 Значение осанки в жизни человека. Под девизом “Позвоночник – это стержень жизни”. Тренинг. Выпуск буклета. Привитие навыков заботы о правильном положении тела. Отработать упражнения по исправлению неправильной осанки.
№ 13 Цветовой релаксатор. Под девизом “Просто знать, еще не все, знания нужно уметь применять”. Практикум. Конструирование. Приобретение практических навыков в использовании “Цветового релаксатора” для снятия психологического напряжения.
№ 14 Движение – это жизнь. Под девизом “Оставаясь в покое, я не могу думать, необходимо, что бы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться”. Тренинг. Ознакомление с технологией скрытой гимнастики, отработать вариант тренинга “Волевой гимнастики Анохина”.
№ 15 Рациональное питание и здоровье. Под девизом “Лучшее лекарство – правильное питание”. Игра “Кофе Робинзон”. Ознакомление с основными принципами рационального питания и правилами этикета.
№16 Как сохранить сердце здоровым. Под девизом “Сердце, тебе не хочется покоя…”. Практикум. Выпуск плаката. Приобретение навыков по измерению артериального давления. Разработать памятку “ Правила сохранения сердца – здоровым”.
№ 17 Счастлив тот, кто здоров. Под девизом “Здоровье – богатство во все времена”. Игра “Магический квадрат” с использованием методики “мозгового штурма”. Развитие творческих и организаторских способностей. “Проба сил” юных тьюторов в проведении занятия для своих сверстников.
№ 18 Кожа – зеркало здоровья. Под девизом “Свет мой зеркальце, скажи…” Викторина. Выпуск буклета. Формирование гигиенических знаний и навыков.
№ 19 Наркомания – знак беды. Под девизом “Наркотикам мы скажем – нет”. Круглый стол. Анкетирование. Выпуск бюллетеня. Формирование стойкой жизненной позиции.
№ 20 Вредные привычки. Под девизом “Не дружите с сигаретой, а то здоровья не найти”. Игра – викторина. Выпуск буклета. Развитие организаторских способностей.
№ 21 В мире этикеток. Под девизом “Все познается в сравнении” Практикум – исследование. Выпуск информационного плаката. Ознакомление с экологическими знаками. Умение работать с научными источниками.
№ 22 Жевательная резинка “за” и “против”. Круглый стол. Анкетирование. Помочь объективно оценивать полученную информацию.
№ 23 Берегите зрение смолоду. Под девизом “Глаз как алмаз”. Практикум. Гимнастика для глаз. Выпуск буклета. Приобретение профилактических навыков по гигиене зрения.
№ 24 Физкультура и здоровье. Под девизом “Вини себя за вид болезненный и хмурый, если не будешь заниматься физкультурой”. Практикум. Создание блокнота “Физкультминутка – норма жизни”. Развитие творческих способностей.
№ 25 Мы живем в мире, где есть СПИД. Устный журнал. Выпуск буклета. Уметь вести диалог и находить компромиссное решение.
№ 26 Пиво: иллюзия и реальность. Под девизом “Не будет жизнь отменной, если будешь пить напиток пенный”. Творческая мастерская. Разбор ситуаций. Выпуск бюллетеня. Помочь выработать критическое отношение к употреблению алкоголя на примере пива.
№ 27 Микроэлементы в жизни человека. Под девизом “Мал золотник да дорог”. Конференция. Выпуск издательской продукции. Умение подбирать научную информацию и предавать ее другим.
№ 28 Биологические ритмы. Под девизом “Посеешь привычку – приобретешь здоровый сон”. Анкетирование. “Совы” и Жаворонки”. Показать необходимость выполнения гигиены сна. Отработать технологию диагностики по анкетам.
№ 29 Витамины – чудесные вещества. Под девизом “Витамины – жизни эликсир: ешьте фрукты, здоровейте, пейте сок и не болейте”. Игра – путешествие по станциям НИИ. Выпуск буклета. Развитие творческого мышления и интеллектуальных способностей всех участников игры.
№ 30 О пользе закаливания. Под девизом “Если хочешь быть здоров – закаляйся!”. Блиц – опрос. Викторина. Проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни.
№ 31 Климат и здоровье. Под девизом “Одеваться надо по погоде, а не говорить плохо о природе ”. Круглый стол. Демонстрация одежды. Повысить культуру выбора одежды для сохранения своего здоровья. Разработать советы и рекомендации.
№ 32 Характер и общение. Под девизом “Единственная роскошь-это роскошь человеческого общения”. Совместный проект “Мы разные, но мы вместе”. Повысить уровень психологической компетентности. Освоение методов и приемов психологического познания себя и других.
№ 33 Ассорти здоровья. Под девизом “Здоровье – богатство во все времена”. Интеллектуальная игра. Презентация тьюторами своих знаний умений и навыков. Вручение сертификатов.
№ 34 Итоговое занятие. Под девизом “Я – здоровый человек”. Круглый стол. Буклет “Мы за ЗОЖ” Диагностика. Чему я научился в “Школе юных тьюторов” и научил других.

 

В рамках привлечения классного руководителя к процессу формирования здорового образа жизни у детей группы риска нами предложены рекомендации для данных специалистов.

Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье как определяющую ценность и выбрать здоровый образ жизни. Коллективная творческая деятельность учителей, учащихся и родителей направлена на освоение ценностно-мотивационных установок, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.

Система воспитательного воздействия классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении должна осуществляться по следующим направлениям:

1) формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья и культуры межличностных отношений.

2) создание здоровьесберегающей образовательной среды.

3) организация оздоровительной работы.

Система по формированию здорового образа жизни заключается в:

1) организации учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН;

2) организации совместной воспитательной работы классного руководителя, учителя физкультуры, преподавателя ОБЖ и социального педагога по формированию здорового образа жизни;

3) в организации сотрудничества с медицинскими учреждениями и общественными организациями по вопросам здорового образа жизни.

Организация воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся предполагает решение следующих задач:

1) формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;

2) выработка умений и навыков безопасного и ответственного поведения;

3) закрепление гигиенических навыков и привычек;

4) приобщение к физической активности.

Реализация этих задач должна осуществляться педагогическим коллективом с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.

В сложном педагогическом процессе немаловажная роль в данном вопросе отводится родителям. Отсутствие у родителей специальных знаний по ведению здорового образа жизни, негативный личный пример приводит к тому, что у некоторых детей в школьном возрасте начинают формироваться вредные привычки (употребление алкогольных напитков, табакокурение), наблюдается недостаток двигательной активности.

Поэтому важными формами работы в пропаганде здорового образа жизни являются родительские собрания, лектории, консультации для родителей, встречи-диалоги со специалистами (врачами, психологами, работниками физической культуры и спорта, представителями общественных организаций).

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

- использование методов и методик обучения и воспитания, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

- индивидуализацию обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;

- ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

- лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

- работу родительских клубов «Мы вместе», «Совет бабушек и дедушек», «Гостиная»;

- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Ожидаемые результаты работы:

– развитие у школьников интереса к занятиям здорового образа жизни;

– приобретение теоретических и практических навыков необходимых в различных жизненных ситуациях;

– умение передавать полученные знания окружающим, приобщая их к здоровому образу жизни;

– выработка рекомендаций для детей, родителей и педагогов по проблеме формирования здорового образа жизни.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.