Понятие и характеристика семей группы риска — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Понятие и характеристика семей группы риска

2022-12-20 25
Понятие и характеристика семей группы риска 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Семья во все без исключения времена постоянно была в фокусе интереса социальной мысли, общественно-политических деятелей, а также ученых. Семья считается сложной концепцией общественного функционирования личности, одним из ключевых социальных институтов.

В педагогической литературе заявлено, что семья рассматривается как общественный педагогический коллектив, так как все без исключения перемены, которые совершаются в мире, как правило обретают собственное отображение и в семье. Жизнедеятельность семьи характеризуется многосторонними взаимоотношениями, и любой этап в ее формировании соединен с исполнением конкретных функций.

Как подмечает П.Д. Павленок, семья - это основанное на союзе либо кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной нравственной ответственностью, взаимопомощью. Как нужный элемент общественной структуры, осуществляющий многочисленные общественные функции, семья представляет большую значимость в социальном формировании. Через семью сменяются многочисленные поколения людей, осуществляется развитие рода, совершается изначальная социализация и развитие ребенка вплоть до достижения ими взрослости, в существенной части реализуется забота о нетрудоспособных членах семьи. Семейство считается также главной ячейкой организации быта и цивилизованного досуга людей [7].

Основным общественным условием, оказывающим большое влияние на формирование личности, считается семья. От состава семьи, от отношений к членам семьи и в целом к находящимся вокруг людям находится в зависимости то, как человек образует собственные убеждения, построит собственные отношения с находящимися вокруг людьми. Непосредственно в семье индивид приобретает первый актуальный навык.

Согласно Т.К. Ростовской, значительные перемены общественных, общественно-политических, финансовых обстоятельств жизни нашего сообщества, формирование рыночных отношений оказали воздействие на изменение современной семьи. Семейное воспитание рассматривается или как ответственность отца с матерью, или подразумевается как многоплановое формирование независимой творческой личности. Сосредоточенный интерес к семье разъясняется смещением в худшую сторону демографической ситуации в стране, усложнением вопросов обучения, увеличением числа детей с поведением, которое отклоняется от общепризнанных мерок; усложнением эмоционального, психологического и внутреннего мира современного лица, увеличением потребностей, которые, кроме того, формируются во семье [9].

Несомненно, что предотвращение преступлений и отклоняющегося действия подразумевает, в первую очередь, уместное обнаружение и предоставление нужной поддержки семьям и детям группы риска.

К.А. Айдарбеков заявляет, что к семьям группы риска принадлежат так называемые функционально бедные семьи, которые, в силу разных негативных общественных, финансовых, общественно-демографических, эмоциональных, педагогических и иных условий, не могут сформировать требуемые условия для обучения ребенка. А кроме того семьи, которые нуждаются еще и в общественной помощи, поддержке с целью наиболее эффективного исполнения собственных репродуктивных функций по содержанию также обучению собственных детей [1].

Принято рассматривать, что семьи группы риска характеризуются:

- низкой возможностью членов данных семей к осознанию того, что совершается, неспособностью по этой причине выставлять цели по улучшению жизни в семье и неспособностью достижения позитивных результатов;

- низкой способностью словесно рассматривать внутрисемейные и другие трудности;

- доминированием, злостью вместо чувств, которые объединены с симпатией, вниманием и взаимопомощью;

- значительной степенью риска по отношению к алкоголизму, наркомании и токсикомании.

Семьи группы риска - разновидность семей, которые не выполняют в необходимой степени собственные прямые обязанности, а так же становятся подвластными влияниям отрицательных общественных условий. Если сообщают о семьях группы риска, подразумевают, что данные семьи пребывают под влиянием нежелательных условий.

Л.Я. Олиференко акцентирует следующие категории факторов риска:

а) медико-биологические условия (группа здоровья, наследственные причины, природные качества, патологии в психологическом и физиологическом формировании, условия рождения ребенка, болезни отца с матерью и облик их жизни, травмы внутриутробного развития и так далее);

б) общественно – финансовые (многодетные и неполные семьи, отец с матерью несовершеннолетнего возраста, нетрудоустроенные семьи, а кроме того семьи, ведущие безнравственный образ жизни, неприспособленность к жизни в мире);

в) психические (отчуждение от социума, несоблюдение общения с окружающими, непостоянность чувств, проблемы в общении с окружающими людьми);

г) педагогические (расхождение содержания проектов образовательного института и обстоятельств обучения детей их персональным отличительным чертам, недостаток заинтересованности к учебе, недоступность для позитивного навыка) [6].

В научной литературе имеется классификация социального риска. В эту типологию Е.И. Холостова определяет семьи, в которых по объективным или индивидуальным обстоятельствам социальное функционирование затруднено, и они почти неминуемо пребывают в состоянии актуального затруднения [10].

Далее проанализируем семьи социального риска детальнее. Это семьи беженцев, вынужденных переселенцев, семьи с большой иждивенческой нагрузкой, то есть многодетные или имеющие в своем составе инвалидов; семьи, которые растят детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военных срочной службы. В последнее время к ним добавляют такие группы, как семьи безработных; семьи военных; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, связанные с предприятиями и учреждениями, в которых имеются трудности с выплатой заработной платы. Таким семьям нужна реабилитационная, психолого-педагогическая, правовая, а кроме того общественно - педагогическая поддержка.

Как нам известно, личность молодого поколения создается в окружающей его общественной сфере, которая имеет огромное значение для воспитательного процесса. Особенно важно воздействие небольших групп, в каковых ребенок взаимодействует с другими людьми. Это семья, школа и группы общения.

Характерные черты семьи, вызывающие или содействующие появлению отклонений, отражаются в систематизации семей. Эти систематизации в основном не противоречат, а дополняют друг друга.

М.В. Вдовина анализирует соответствующие классификации семей:

а) семьи с неблагоприятной атмосферой, в которых отец с матерью не только безразличны, но и грубы, нечувствительны по отношению к своим детям;

б) семьи, в которых нет психологических контактов между ее членами, имеется непричастность к нуждам ребенка при внешне подходящих отношениях. Ребенок в подобных вариантах старается отыскать чувственно важные отношения за границами семьи;

в) семьи с негативной нравственной атмосферой. Тут ребятам прививаются общественно нежелательные потребности и круг интересов, он вовлекается в аморальный облик жизни [25].

Сопоставительный анализ литературных данных дает возможность выделить, что приведенные выше условия представляют большую значимость в создании и формировании семьи. Несомненно, что очень важно тесное сотрудничество с подобными семьями, и в особенности с их детьми.

Мы согласны с суждением М.А. Галагузовой, что семьи группы риска считаются, в первую очередь, предметом социально-педагогической поддержки, но основная роль отводится образовательным учреждениям [3].

Главными критериями, которые содействуют укреплению связей неблагополучных семей с образовательным учреждением, считаются:

- внимательное и кропотливое исследование семейной среды, абсолютно всех сторон ее жизни с учетом личных отличительных черт любого члена семьи, определенного вида неблагополучия;

- создание позитивных и конфиденциальных отношений социальных педагогов с родителями данных семей;

- осуществление на данной основе делового партнерства по организации общих операций на педагогически запушенных детей.

Принято рассматривать, что основным и начальным принципом в работе с семьями группы риска считается реализация персонального расклада и создание личных способов работы. Связь с родителями педагогически запущенных детей считается процессом, в основе которого находится правило педагогического влияния. Главные формы такого влияния: проведение личных бесед, посещения на дому, возможная помощь в корректировке неблагополучной домашней ситуации, связь школы с учреждениями, в которых работают отец с матерью, устройство ребенка в специальные учреждения.

Как подмечает Ю. А. Рогова, в работе с семьями группы риска, в которых отношения супругов пребывают почти на грани распада, социальный педагог должен осуществлять психотерапевтическую функцию. Таким образом, в разговоре с родителями следует тщательно выслушать эти две стороны, по возможности попробовать продемонстрировать предпосылки, которые приводят к обострению домашних взаимоотношений, объединять отношения супругов, в первую очередь, на основе заинтересованностей детей. В остроконфликтных семьях нужна коррекционная работа по оздоровлению отношений родителей, что потребует мастерства от специалиста по социальной работе [8].

В психологической литературе сказано, что более популярными семьями, в которых неправильно формируются отношения с ребенком, считаются педагогически несостоятельные. Эти семьи, также как и остроконфликтные, оказывают на ребенка непрямое воздействие. Развитие негативных ориентаций у ребенка в подобных семьях совершается вследствие того, что за счет педагогических погрешностей, трудной нравственно-эмоциональной атмосферы здесь теряется воспитательная значимость семьи, и она по уровню собственного влияния начинает идти на уступки иным общественным учреждениям, которые исполняют негативную роль в общественной и педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера отношений, как ключевых условий, обуславливающих их десоциализирующее воздействие. Данные семьи, в первую очередь, нуждаются в поддержке профессионала, который способен посодействовать родителям в рассмотрении проблемной ситуации, в корректировке манеры и характера взаимоотношений с ребенком. Эту поддержку могут проявлять социальные педагоги, социальные работники, учителя, которые акцентируют индивидуальные характерные черты детей и подростков, требование их семейного воспитания и имеют необходимую эмоциональную и педагогическую подготовку.

В.М. Минияров говорит о том, что имеется огромное количество семей группы риска, не осознающих собственные трудности. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, в которых отец с матерью из-за собственного противообщественного или противозаконного образа жизни не формируют простых условий для обучения ребенка, допускают жестокое обращение с ребенком. Несомненно, что ребята в данных семьях нуждаются в мерах социальной и правовой защиты [4].

Принято рассматривать, что максимальную угрозу по своему отрицательному воздействию на ребенка представляют преступные и аморальные семьи. Несомненно, что жизнедеятельность ребенка в данных семьях из-за жестокого обращения, отсутствия опеки и содержания ребенка находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты, развитие которых должно быть возложено на государственное и социальное попечительство. Иначе детей ожидает абсолютная социальная уязвимость как от безжалостного обращения в семье, так и от влияния преступности. Принимая во внимание резкое общественное неблагополучное положение и криминогенность, которыми характеризуются данные семьи, общественную работу с ними следует реализовывать во взаимодействии с работниками инспекции по делам несовершеннолетних. А кроме того в работу с данными семьями следует ввести социальный патронаж.

Также необходимо выделить, что имеется более острая проблема - семейная жестокость, которая служит орудием выплеска агрессивности, накопленной под воздействием психотравмирующих обстоятельств жизни в семье. В разработках стабилизации домашних отношений специалист по социальной работе обязан принимать во внимание несколько условий, в том числе условия индивидуального риска, персональные характерные черты, а кроме того виды, в каковых общественная терапия невольно станет безрезультатной.

Р.В Овчарова говорит о том, что семьи группы риска - это семьи, где по объективным либо индивидуальным обстоятельствам социальное функционирование затруднено, и они почти неминуемо пребывают в состоянии затруднения [5].

Наличие данного или другого условия социального риска в семье не означает обязательного появления общественных отклонений в поведении ребенка, оно только лишь указывает на значительную степень их вероятности, которая увеличивается по мере повышения количества условий социального риска.

Согласно суждению М.В. Шакуровой, в основу дифференцированной общественной и педагогической поддержки семьям группы риска входит: тщательное исследование внутрисемейных вопросов, учитывание абсолютно всех сторон семейного неблагополучия; создание позитивных взаимоотношений между экспертом по социальной работе и родителями семей группы риска; реализация индивидуального подхода и разработка способов влияния. Это более значимые основы при работе с семьями группы риска. Поддержку специалиста по социальной работе семьям группы риска состоит не только лишь в педагогическом просвещении отца с матерью, но также в исполнении психотерапевтической функции, в корректировке манеры семейного воспитания и семейных отношений [11].

В процессе рассмотрения литературных данных мы подошли к выводу, что семьи группы риска – это семьи, ведущие аморальный образ жизни, что отображается на общественном и физиологическом состоянии здоровья ее членов. Раннее обнаружение семей группы риска и актуальная помощь, а, кроме того, направленная деятельность считаются наиболее результативными способами профилактики неблагополучия в семье. С целью общественного оздоровления молодого поколения особенно значимым считается формирование необходимых социокультурных условий, которые определяют как социум в целом, так и любую отдельную семью.
Таким образом, социально-педагогическая деятельность с семьями группы риска должна выстраиваться, в первую очередь, с учетом причин социального риска, нести межведомственный характер и регулироваться в зависимости от характеристики семьи.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.