Организация работы педагога-психолога по формированию здорового образа жизни у детей из семей «группы риска» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация работы педагога-психолога по формированию здорового образа жизни у детей из семей «группы риска»

2022-12-20 20
Организация работы педагога-психолога по формированию здорового образа жизни у детей из семей «группы риска» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни со временного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

Решение вопросов здоровья требуют учёта ряда факторов, к которым относятся:

1. Правовые, которые включают разработку законодательных актов и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье, определение механизмов их реализации через государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровня, а также предприятия, учреждения и самих граждан.

2. Социально-экономические, обуславливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в Формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, финансирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности.

3. Образовательно-воспитательные факторы, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитания мотивации здорового образа жизни и обучение методам, средствам, способам достижения, вести пропагандическую работу в этом направлении.

4. Семейные факторы, связанные с созданием условий для здорового образа жизни в семье и организации каждого из её членов на здоровье, на формирование в семье здорового образа жизни.

5. Медицинские факторы, которые направлены на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по здоровому образу жизни, эффективную профилактику.

6. Культурологические, связанные с Формированием культуры здоровья, организацией досуга, популяризации здоровья и здорового образа жизни.

7. Экологические, обуславливающие адекватные для здорового образа жизни состояние окружающей среды и рациональное природоиспользование.

8. Личностные, которые ориентируют каждого конкретного человека на Формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливают ответственность личности за своё здоровье.

Задачами   в формировании здорового образа жизни являются:

1. Воспитание потребности здоровья.

2. Обучение методам и способам его сохранения.

3. Разработка учебных программ, педагогических технологий,             режимов учебных занятий.

4. Профилактика заболеваний [6].

В настоящее время необходимо внедрение в систему образования здоровье сберегающей педагогики, которая базируется на следующих принципах:

1. Организация личностно - ориентированного подхода с учётом индивидуальных возможностей индивида.

2. Диагностика уровня индивидуального здоровья с учётом психологических, конституциональных и социально-духовных особенностей личности.

3. Выбор оптимальных педагогических технологий и тренировочных программ, учитывающих возраст, пол, социальную и экологическую среду.

4. Обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции физического и психологического статуса организма на разных этапах жизни.

5. Оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей, педагогов. [51,с.63].

Обзор литературы, анализ предлагаемых ведущими учеными схем построения программ здоровья, обобщение опыта работы по здоровьесбережению позволят выделить следующие компоненты педагогических условий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

1. Инфраструктура учреждения. Включает:

- состояние и содержание здания и помещения учреждения в соответствии с гигиеническими нормами и нормативами;

- оснащенность учебных кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;

- наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;

- наличие и необходимое оснащение пищеблока;

- организация качественного питания;

Ответственность и контроль за реализацию этого компонента должна быть возложена на администрацию учреждения образования [27,c.9].

2. Рациональная организация учебно-тренировочного процесса. Включает:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации учебно-тренировочной нагрузки;

- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным особенностям воспитанников(использование методик, прошедших апробацию);

- индивидуализация (учет индивидуальных особенностей развития);

Реализация этого компонента создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, развития различных физических качеств.

3. Организация физкультурно-спортивной работы. Включает:

- комплексность, последовательность и непрерывность тренировочного процесса;

- полноценную и эффективную работу с детьми всех возрастов;

- систематичный контроль за состоянием здоровья и развития учащихся

- организацию «пятиминуток», способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий («дней спорта», соревнований, олимпиад, походов и т. д.).

Правильно организованная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима детей, будет способствовать нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности, позволит повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья.

4. Просветительско-воспитательная работа. Включает:

- включение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни («Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного» (ранняя практика наркомании), «Ослепительная улыбка на всю жизнь» и т. п.).

- лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

- проведение «дней здоровья», конкурсов, праздников и т. п.;

5. Организация системы просветительской работы с педагогами, специалистами и родителями. Включает:

- лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам развития, здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей;

- приобретение необходимой научно-методической литературы;

- привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, «дней здоровья», занятий по профилактике вредных привычек и т. п. Организация общественного совета по здоровью и совместное обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья с учетом разных возможностей и потребностей. Выбор приоритетных направлений деятельности.

6. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья. Включает:

  - использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушения осанки, профилактика нарушения зрения и т. п.);

  - регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья, доступность сведений для каждого тренера, педагога;

   - регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, введение карты здоровья группы, что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры;

    - создание системы комплексной педагогической, медикопрофилактической, психологической и социальной помощи детям;

    - активное участие медицинских работников в реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья, просвещению педагогов и родителей.

Процесс формирования здоровьесберегающей грамотности осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья [13].

Оздоровительная работа предполагает реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. В рамках этого направления осуществляется оздоровление детей и взрослых средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены.

Результатом здоровьесберегающего образования (системообразующим фактором) является индивидуальное здоровье ученика, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни.

Здоровьесбережение в образовании как процесс проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств здоровьесбережения. В своем содержательном и организационном аспектах он зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности.

 

Выводы по главе 1

 

Будущее Отечества, его экономическое процветание зависят от здоровья нации и прежде всего молодежи. Сохранение и укрепление здоровья учащихся провозглашено одним из стратегических ориентиров модернизации российского образования. Здоровьесбережение стало атрибутом образовательного процесса в школах, СУЗах и ВУЗах. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности преподавателей, медицинских работников, социальных педагогов, психологов, нацеленной на формирование культуры здоровья учащихся.

В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей. Закон РФ «Об образовании в РФ» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых. В Проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта поставлены задачи воспитания у учащихся ценностного и бережного отношения к собственному здоровью, сохранения его на основе использования знаний и умений в повседневной жизни, овладения технологиями оздоровительных систем. В то же время в стране в последнее десятилетие наблюдается устойчивое ухудшение состояния здоровья детского населения. В современных российских учебных заведениях обязательного и дополнительного с жесткой унификацией и стандартизацией образовательного процесса состояние здоровья учитывается недостаточно. В большинстве из них работа по сохранению и укреплению здоровья носит стихийный, эпизодический характер.

Ребенок, живя в семье, накапливает большой опыт межличностных отношений. Он воспринимает правильно или искаженно, родитель относится к нему - избегают его, недовольны или, признают его автономность или ущемляют его, доброжелательно относятся к нему или нет. Ребенок также формирует свое отношение: любит ли он родителей такими, какие они есть, чувствует ли их эмоциональную отдаленность и стремится ее уменьшить, избегает ли он травмирующих отношений с родителями. Такая позиция не благоприятствует приспособлению ребенка к более широкой социальной среде мешает созданию нормальной атмосферы в семье. Чувство, что он не любим, может постепенно развиваться у ребенка вследствие эмоциональной холодности, авторитаризма родителя, их не способность включить ребенка в общие дела семьи [13, c.60].

Гуманные чувства и отношения, которые усваиваются ребенком в семье, в будущем становятся нормой его поведения, определяя его позицию. Личный пример родителей, их убеждения, идеалы, общественно-полезная деятельность, чуткое отношение к людям, ко всему миру, их отношения к труду, к школе, к вопросам образования, целеустремленность, честность, ответственность за свои действия и многое другие положительные качества человека являются существенными факторами успешного воспитательного процесса. Благоприятные условия, которые создаются в семье для воспитания моральных, культурных качеств личности, способствуют развитию ее индивидуальности.

Деятельность психолога предполагает работу со всеми участниками педагогического процесса – учениками, учителями, родителями, должна проводиться последовательно, в доступной для восприятия форме и быть достаточно разнообразной. Работа включает: семинары – практикумы, выступления на педсоветах, родительских собраниях, МО; индивидуальные и групповые консультации учеников, учителей, родителей; проведение факультативов, работу «клубов по интересам», участие в школьных мероприятиях, выступления в СМИ; подготовку рекомендаций, информационных стендов и буклетов и т.д.

Таким образом, значимость информации, приобретаемой учащимися на занятиях по здоровому образу жизни, напрямую зависит от степени их участия в процессах познания и в стремлении понять окружающий мир, что способствует приобретению и накоплению ими личного опыта и влияет на осмысление учащимися своих действий и поступков.

Пропаганда ЗОЖ в рамках учреждения образования предполагает использование всех форм, методов и видов деятельности, благодаря которым может быть получен положительный результат, рассчитанный на конкретные действия всех заинтересованных лиц, где «главным героем» и действующим лицом, конечно же, должен быть ребенок. Создание в коллективе эмоционально стабильной обстановки, направленной на укрепление нервной системы и здоровье ученика, развитие творческих и личностных качеств ребенка, снижение необоснованной тревожности и нейтрализации стрессов и конфликтов, стабилизации рабочей атмосферы в коллективе, – все это результат профессиональных действий специалиста, который способен разобраться в ситуации и направить ее в позитивное русло.


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.