Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2022-12-20 | 129 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Для облегчения усвоения методологии фармацевтического менеджмента рассмотрим ряд исходных понятий, которые являются базовыми в науке управления.
Развитие отечественной системы фармацевтической помощи населению должно происходить в соответствии с основными законами управления.
1. Закон единства и целостности систем управления подразумевает организационное и функциональное единство любой системы управления, в том числе фармацевтической. Ее организационная структура должна содержать все необходимые элементы, объективно обозначенные целями и задачами управления.
2. Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы систем управления требует оптимального сочетания гибкости и жесткости всех систем путем субъективных и объективных ограничений деятельности каждой организации. Объективные ограничения в фармации достигаются универсальностью нормативно-законодательной базы, субъективные — уровнем квалификации и качества руководителей.
3. Закон необходимого разнообразия систем управления заключается в обеспечении структурного и функционального разнообразия систем управления в фармации, связанного с различными формами собственности, факторами внешней среды, демографическими особенностями коллектива и т.д.
4. Закон соотносительности управляющих и управляемых подсистем (пропорциональности) означает, что для каждого этапа развития системы лекарственного обеспечения населения должен быть определен оптимальный уровень централизации, выбраны адекватные формы управления.
Из законов управления вытекают принципы управления — исходные, базовые, фундаментальные идеи управленческой деятельности в фармацевтических организациях.
Принципы управления — это правила и нормы поведения, закрепленные формальными (законами, стандартами, постановлениями и др.) и неформальными (традиции, культура, этика) институтами.
Несмотря на то что фармацевтический менеджмент представляет собой динамичный процесс, который постоянно корректируется в соответствии с конкретными социально-экономическими условиями, в его теории и практике достаточно широко используются основные принципы управления, представленные в табл. 1.3.
Таблица 1.3. Основные принципы управления
На основе принципов управления формируются цели достижения конечного результата функционирования каждой организации. Законы, принципы, методы, функции и другие категории управления входят в понятие механизма управления, который характеризует многообразие связей субъектно-объектных отношений. В конкретных фармацевтических организациях механизм управления реализуется с помощью управленческих технологий.
Управленческие технологии — это искусство, мастерство и умение осуществлять управленческое воздействие для достижения поставленных целей. Управленческие технологии включают совокупность методов и средств сбора информации; приемов эффективного воздействия на работников фармацевтической организации; принципов, законов и закономерностей организации и управления; систем контроля.
В зависимости от вида и особенностей фармацевтической организации и ситуаций используют следующие технологии:
♦ управление по целям, подразделяющееся на три вида:
а) простое целевое (включает разработку руководителем только конечной цели и сроков ее достижения без указания механизмов реализации);
б) программно-целевое (предусматривает формирование системы целей в виде программы действий с указанием сроков и механизма);
в) регламентное (определяется конечная цель или цели и ограничения ресурсов);
♦ управление по результатам основано на первоначальном формировании параметров результата, продукта деятельности системы, ее «выхода», например показатели качества продукции, диапазон цен, уровень расходов, рентабельности и т.д., и последующей корректировки параметров «входа» и алгоритма деятельности системы по сигналам «обратной связи»;
♦ управление путем постоянных проверок и указаний предусматривает постепенную корректировку деятельности относительно неизменной цели путем реализации предлагаемых инструкций, мероприятий и т.д.;
♦ маркетинговое управление основано на предпочтении нужд и интересов потребителей;
♦ реактивное управление — это действия по устранению отклонений от остающейся более или менее стабильной конечной цели;
♦ стратегическое управление строится на основе анализа и предвидения угроз и возможностей развития, а также ранжирования стратегических задач. Сочетание разных технологий способствует повышению эффективности управления в зависимости от окружающей обстановки. В условиях административно-командной экономики управление фармацевтической службы было основано в большей степени на приказах и инструкциях и контроле за их выполнением. Затем целевое, программно-целевое управление, долгосрочное планирование на основе экстраполяции сменились стратегическим управлением.
Процесс управления характеризуется рядом особенностей: 1) он осуществляется непрерывно во времени и в пространстве; 2) это целенаправленный процесс; 3) конечным результатом воздействия субъекта управления на объект управления является эффективность, которую необходимо сопоставить с целью. Эффективность менеджмента проявляется через эффективность (результативность основной деятельности), которая, как правило, измеряется суммой экономического и социального эффектов.
Фармацевтический менеджмент представляет собой процесс управления людьми, финансами, производством с целью достижения основной цели фармации – обеспечение населения эффективными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, парафармацевтической продукции. Развитие менеджмента – это в основном эволюционный процесс, который характеризуется непрерывностью и отражает изменения, происходящие в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических отношений.
В основу формирования менеджмента как науки легли следующие школы, теории и подходы.1. Классические школы управления: школа научного управления, административная школа управления. 2. Теория «человеческих отношений» и поведенческие науки: школа человеческих отношений; бихевиористкий (поведенческий подход), мотивационные основы управления. 3. Школа науки управления: количественный и системный подходы, ситуационный подход, системный подход.
В реальных системах (например, фармацевтических организациях) все они почти всегда сосуществуют, но приоритет отдается какому-то одному инструменту. Радикальные преобразования в обществе тождественны изменениям в конкретных организациях. См. таблицу «Общие подходы в теории управления.
Таблица «Общие подходы в теории управления».
При изучении сущности процессного подхода организация рассматривается как функция и объект менеджмента. Цель всякой организации – преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы – люди (трудовые ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Все сложные организации имеют свои характеристики:
1) Ресурсы (трудовые, финансовые, материальные, информационные и тхнологические).
2) Взаимосвязь с внешней средой.
3) Горизонтальное разделение труда – закрепление конкретной работы за специалистами (подразделения,отделы ОГЛ, РПО, ОЗ, бухгалтерия и др.)
4) Вертикальное разделение труда – создание уровней управления.
5) Внутрення среда (структура организации, размер, цель)
6) Необходимость управления. Чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.
Научную основу фармацевтического менеджмента составляют концепции общего менеджмента. В РК наряду с общим менеджментом в сфере обращения фармацевтических товаров и услуг получают широкое развитие различные его виды.
Виды менеджмента определяют по разным признакам. В зависимости от сферы деятельности организации различают инновационный, производственный, финансовый, экономический, международный, социальный, кадровый, менеджмент маркетинга, качества и др. По принципу содер жания рассматривают нормативный, стратегический, оперативный менеджмент. Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии фармацевтической организации, ее предпринимательской политики, определение конкурентной позиции. Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий фармацевтической организации, их распределение во времени, обеспечение контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент разрабатывает тактические и оперативные меры по реализации принятых стратегий развития фармацевтической организации.
Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая категории и понятия, принципы и цели, функции, задачи и методы.
Категории фармацевтического менеджмента — это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организациями в сфере обращения фармацевтических товаров и услуг.
В состав основных категорий входят объекты и субъекты, виды, принципы, методы менеджмента.
В качестве объекта управления выступает фармацевтическая организация как система; в качестве субъектов — менеджеры различных уровней иерархии в сфере обращения фармацевтических товаров и услуг, наделенные полномочиями по принятию решений. Категория «менеджер» распространяется на руководителей фармацевтической организации, ее структурных звеньев (отделов) и организаторов определенных видов работ (администраторов).
Изучение фармацевтического менеджмента строится в основном исходя из четырех методологических подходов: традиционного, процессного, системного и ситуационного.
Функции менеджмента — это специализированные виды управленческой деятельности, выделяемые по признакам содержательной однородности выполненной работы и их целевой направленности. Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Дифференциация функций менеджмента позволяет регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления. Выделяют три группы функций фармацевтического менеджмента:
- общие (планирование; организация, мотивация, контроль, координация; общие функции отражают общий порядок управления деятельностью фармацевтической организации);
- социально-психологические (связаны с характером производственных отношений в коллективе: делегированием и мотивацией);
- технологические (определяют виды деятельности менеджера: принятие решений и коммуникации).
Методы управления — это система правил и процедур решения различных задач. Разнообразие складывающихся в организациях ситуаций требует применения целого арсенала методов управления. В фармацевтическом менеджменте используется система методов управления, в состав которой входят четыре группы методов: организационные, административные, экономические и социально-психологические (табл. 1.4).
Таблица 1.4. Система методов управления
Группа методов | Основные виды и подвиды |
Организационные | Регламентирование: |
— общеорганизационное | |
— структурное | |
— функциональное | |
— должностное | |
Нормирование: | |
— времени | |
— численности | |
— труда | |
— выработки продукции | |
— качества продукции | |
Инструктирование: | |
— ознакомление | |
— разъяснение | |
— предостережение | |
— совет | |
Административные | Власть: |
— принуждение | |
— влияние | |
— поощрение | |
— наказание | |
Распорядительство: | |
— директивы | |
— постановления | |
— приказы и распоряжения | |
— резолюции | |
Ответственность | |
Экономические | Нормативы |
Система ответственного качества работы | |
Оценка труда | |
Социально- | Формирование трудового коллектива: |
психологические | — создание благоприятного социально- |
психологического климата | |
— оценка социально-психологического климата | |
— стиль руководства | |
Моральное стимулирование | |
Аттестация | |
4. Иллюстративный материал: электронный вариант мультимедийных лекций (магистрант получает на кафедре)
Литература
Основная
1. Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения».
2. Указом Президента РК от 29 ноября 2010 года № 1113 «Государственная программа
развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы»
3. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 12 мая 2007 года
4. Мнушко З.Н., Дихтярева Н.М. Менеджмент и маркетинг в фармации. – Харьков: изд. НФиУ «Золотые страницы». – Часть 2. – 2008.
5. Мнушко З.Н., Пестун И.В. Теория и практика маркетинговых исследований в фармации.-Х.: Изд-во НФаУ, 2008. – 308с.
6. Сборник законодательных и нормативных актов по фармацевтической деятельности (второе издание). – Алматы, 2006.
7. Мескон M., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - Mосква: Дело, 2001.
Дополнительная
1. Лозовая Г.Ф., Лопатин П.В., Глембоцкая Г.Т. Менеджмент фармацевтической организации: учебное пособие. – М.:МЦФЭР, 2000.-192 с.
2. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.- С.490-614.
3. Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации. Организация и управление. – Москва: ACADEMIA, 2003.
4. Чудновская. История менеджмента: Учебник для вузов. - Санкт-Петербург, 2004.
5. Демин. Эффективный офис-менеджер. - Москва - Санкт-Петербург, 2004.
6. Карпов. Психология менеджмента: Учебное пособие для вузов. - Москва, 2003.
7. Белецкий. Менеджмент. Деловая карьера. - Минск, 2006.
6. Контрольные вопросы (обратная связь):
1. Дайте объяснение понятиям «менеджмент», «управление». Что общего в этих понятиях?
2. Что означает «эффективный менеджмент»?
3. Чем отличается «менеджмент» в американском понимании от термина «администрация»?
4. Определите разницу и дайте характеристику понятиям «бизнесмен», «менеджер», «предприниматель».
5. Дайте определение термину «организация», «сложная организация».
6. Системы управления, виды школ менеджмента
7. Основные ресурсы фармацевтической организации
8. Организационные модели.
9. Объекты и субъекты в фармацевтическом менеджменте
10. Методы управления в фармацевтическом менеджменте.
11. Стратегическое управление в фармации.
Лекция № 2
1. Тема: Менеджмент как инструмент управления фармацевтической организации. Руководитель и фармацевтическая организация. Стили управления.
2. Цель: Сформировать у магистрантов знания о менеджменте как инструменте управления аптечной организацией на современном этапе развития фармации, руководителе фармацевтических организаций и стилях их управления.
3. Основные вопросы темы.
Управление - это циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. Функция управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Планирование, как функция управления, обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.
Рис. 1. Функции управления
Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию поведения» менеджера. Таким образом, принципы управления можно представить как основополага ющие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Существует несколько подходов к классификации принципов управления. Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочета ния централизации и децентрализации в управлении. Принцип сочетания централизации и децентрализации предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:
· организационно-административные, основанных на прямых директивных указаниях;
· экономические, обусловленные экономическими стимулами;
· социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Понятие «организация» произошло от французского «organization, organizer» — «устраивать создавать, объединять, упорядочивать, сплотить».
Понятие «организация» в менеджменте употребляют в двух значениях:
• организация как процесс — функция управления;
• организация как предприятие, учреждение, т.е. люди и условия для их труда.
Тремя основными признаками организации являются:
* наличие хотя бы двух людей, которые воспринимают (ощущают) себя частью группы;
* цель, которую все члены группы принимают как общую;
* осознанная совместная работа членов группы для достижения важной для всех цели.
Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения главной цели.
Рассматривая организацию как социальный институт, ее характеризуют по наличию следующих составляющих:
• цель — желаемое состояние;
• миссия — утверждение, раскрывающее смысл существования, специфику деятельности, основные социальные обязательства;
• структура — архитектоника, наличие отдельных частей и соотношение между ними, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, тип взаимодействий между внутренними элементами;
• технология — механизм работы организации, способ преобразования ресурсов в результаты, являющиеся целями организации.
Кроме перечисленных, рассматривают и другие характеристики: ресурсы, взаимосвязь с внешней средой, горизонтальное и вертикальное разделение труда, необходимость координации деятельности, организационную культуру.
Функционирование фармацевтической организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла, отражающего как процесс ее развития в целом, так и по отдельным стадиям (этапам).
Этап жизненного цикла организации -определенный период функционирования организации в рамках однотипных ценностных установок, отражающий специфику управленческих задач.
Полный жизненный цикл организации включает в себя восемь взаимосвязанных этапов: создание (Э1), становление (Э2), рост (ЭЗ), зрелость (Э4), стабилизация (Э5), спад (Э6), кризис (Э7) и ликвидация (Э8). Ни одна организация не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых, как правило, сменяется следующим.
Каждая фармацевтическая организация начинает свой жизненный цикл с этапа создания, на котором определяется ее предназначение и ожидаемые перспективы развития, т.е. миссия организации.
На этапе становления основной задачей является выход на рынок, установление деловых отношений с поставщиками продукции, конкурентами и др.
На этапе роста приоритетным является закрепление на рынке, дальнейшее расширение сегментов, совершенствование организационной структуры, подготовка и привлечение новых специалистов, рост прикрепленной мелкорозничной сети, увеличение объема реализации продукции и др.
На этапе зрелости продолжается систематический сбалансированный рост, освоение новых ниш фармацевтического рынка и т.д. Если организации удается закрепиться на рынке, то она может перейти к этапу стабилизации, характеризующемуся сохранением достигнутых результатов.
Максимально стабилизировав свою деятельность и положение на рынке, организация может закономерно оказаться в стадии кризиса, характеризующейся снижением эффективности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке, и, возможно, прекратить свое существование.
Цикл развития организации — период, в рамках которого организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации.
В фармацевтической отрасли функционирует большое число организаций. Все они являются социально-экономическими системами. Самое многочисленное количество субъектов фармацевтического рынка — это аптечные организации. Аптека как организация — это социальная общность, включающая фармацевтов и других сотрудников, деятельность которых координируется руководством для достижения общей цели по удовлетворению потребности промежуточных и/или конечных потребителей в лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента.
Требования к фармацевтическим организациям сконцентрированы в таких критериях, как гибкость, динамичность, адаптивность к требованиям внешней и внутренней среды, эффективность деятельности.
Свойства и структура фармацевтической организации как объекта менеджмента зависят от ее вида, иерархического уровня и области деятельности (рис. 2).
Рис. 2. Характеристика организации как объекта менеджмента.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!