Схема 1.2. Взаимосвязь основных понятий и категорий управления — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Схема 1.2. Взаимосвязь основных понятий и категорий управления

2022-12-20 129
Схема 1.2. Взаимосвязь основных понятий и категорий управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для облегчения усвоения методологии фармацевтического менеджмента рассмотрим ряд исходных понятий, которые яв­ляются базовыми в науке управления.

Развитие отечественной системы фармацевтической помо­щи населению должно происходить в соответствии с основ­ными законами управления.

1. Закон единства и целостности систем управления подра­зумевает организационное и функциональное единство любой системы управления, в том числе фармацевтической. Ее орга­низационная структура должна содержать все необходимые элементы, объективно обозначенные целями и задачами управления.

2. Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы систем управления требует оптимального сочетания гибкости и жесткости всех систем путем субъективных и объективных ограничений деятельности каждой организации. Объективные ограничения в фармации достигаются универсальностью нор­мативно-законодательной базы, субъективные — уровнем ква­лификации и качества руководителей.

3. Закон необходимого разнообразия систем управления за­ключается в обеспечении структурного и функционального разнообразия систем управления в фармации, связанного с различными формами собственности, факторами внешней среды, демографическими особенностями коллектива и т.д.

4. Закон соотносительности управляющих и управляемых подсистем (пропорциональности) означает, что для каждого этапа развития системы лекарственного обеспечения населе­ния должен быть определен оптимальный уровень централи­зации, выбраны адекватные формы управления.

Из законов управления вытекают принципы управле­ния — исходные, базовые, фундаментальные идеи управлен­ческой деятельности в фармацевтических организациях.

Принципы управления — это правила и нормы поведения, закрепленные формальными (законами, стандартами, по­становлениями и др.) и неформальными (традиции, куль­тура, этика) институтами.

Несмотря на то что фармацевтический менеджмент пред­ставляет собой динамичный процесс, который постоянно корректируется в соответствии с конкретными социально-экономическими условиями, в его теории и практике доста­точно широко используются основные принципы управления, представленные в табл. 1.3.

Таблица 1.3. Основные принципы управления

 

На основе принципов управления формируются цели дос­тижения конечного результата функционирования каждой ор­ганизации. Законы, принципы, методы, функции и другие категории управления входят в понятие механизма управления, который характеризует многообразие связей субъектно-объектных от­ношений. В конкретных фармацевтических организациях ме­ханизм управления реализуется с помощью управленческих технологий.

Управленческие технологии — это искусство, мастерство и умение осуществлять управленческое воздействие для дос­тижения поставленных целей. Управленческие технологии включают совокупность мето­дов и средств сбора информации; приемов эффективного воздействия на работников фармацевтической организации; принципов, законов и закономерностей организации и управ­ления; систем контроля.

В зависимости от вида и особенностей фармацевтической организации и ситуаций используют следующие технологии:

управление по целям, подразделяющееся на три вида:

а) простое целевое (включает разработку руководителем только конечной цели и сроков ее достижения без указания механизмов реализации);

б) программно-целевое (предусматривает формирование системы целей в виде программы действий с указани­ем сроков и механизма);

в) регламентное (определяется конечная цель или цели и ограничения ресурсов);

управление по результатам основано на первоначальном формировании параметров результата, продукта деятель­ности системы, ее «выхода», например показатели каче­ства продукции, диапазон цен, уровень расходов, рента­бельности и т.д., и последующей корректировки пара­метров «входа» и алгоритма деятельности системы по сигналам «обратной связи»;

управление путем постоянных проверок и указаний преду­сматривает постепенную корректировку деятельности относительно неизменной цели путем реализации пред­лагаемых инструкций, мероприятий и т.д.;

маркетинговое  управление основано на предпочтении нужд и интересов потребителей;

реактивное управление — это действия по устранению от­клонений от остающейся более или менее стабильной конечной цели;

стратегическое управление строится на основе анализа и предвидения угроз и возможностей развития, а также ранжирования стратегических задач. Сочетание разных технологий способствует повышению эффективности управления в зависимости от окружающей обстановки. В условиях административно-командной экономики управление фармацевтической службы было основано в большей степени на приказах и инструкциях и контроле за их выполнением. Затем целевое, программно-целевое управление, долгосрочное планирование на основе экст­раполяции сменились стратегическим управлением.

Процесс управления характеризуется рядом особенностей: 1) он осуществляется непрерывно во времени и в пространст­ве; 2) это целенаправленный процесс; 3) конечным результа­том воздействия субъекта управления на объект управления является эффективность, которую необходимо сопоставить с целью. Эффективность менеджмента проявляется через эффектив­ность (результативность основной деятельности), которая, как правило, измеряется суммой экономического и социального эффектов.

Фармацевтический менеджмент представляет собой процесс управления людьми, финансами, производством с целью достижения основной цели фармации – обеспечение населения эффективными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, парафармацевтической продукции. Развитие менеджмента – это в основном эволюционный процесс, который характеризуется непрерывностью и отражает изменения, происходящие в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических отношений.

В основу формирования менеджмента как науки легли следующие школы, теории и подходы.1. Классические школы управления: школа научного управления, административная школа управления. 2. Теория «человеческих отношений» и поведенческие науки: школа человеческих отношений; бихевиористкий (поведенческий подход), мотивационные основы управления. 3. Школа науки управления: количественный и системный подходы, ситуационный подход, системный подход.

В реальных системах (например, фармацевтических орга­низациях) все они почти всегда сосуществуют, но приоритет отдается какому-то одному инструменту. Радикальные преоб­разования в обществе тождественны изменениям в конкрет­ных организациях. См. таблицу «Общие подходы в теории управления.

Таблица «Общие подходы в теории управления».

 

 При изучении сущности процессного подхода организация рассматривается как функция и объект менеджмента. Цель всякой организации – преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы – люди (трудовые ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Все сложные организации имеют свои характеристики:

1) Ресурсы (трудовые, финансовые, материальные, информационные и тхнологические).

2) Взаимосвязь с внешней средой.

3) Горизонтальное разделение труда – закрепление конкретной работы за специалистами (подразделения,отделы ОГЛ, РПО, ОЗ, бухгалтерия и др.)

4) Вертикальное разделение труда – создание уровней управления.

5) Внутрення среда (структура организации, размер, цель)

6) Необходимость управления. Чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.

Научную основу фармацевтического менеджмента составляют концепции общего менеджмента. В РК наряду с общим менеджментом в сфере об­ращения фармацевтических товаров и услуг получают широ­кое развитие различные его виды.

Виды менеджмента определяют по разным признакам. В зависимости от сферы деятельности организации различают инновационный, производственный, финансовый, экономи­ческий, международный, социальный, кадровый, менеджмент маркетинга, качества и др. По принципу содер жания рассмат­ривают нормативный, стратегический, оперативный менедж­мент. Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии фармацевтической организации, ее предпринимательской политики, определение конкурентной позиции. Стратегический менеджмент предполагает выработ­ку набора стратегий фармацевтической организации, их рас­пределение во времени, обеспечение контроля за их реализа­цией. Оперативный менеджмент разрабатывает тактические и оперативные меры по реализации принятых стратегий разви­тия фармацевтической организации.

Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая катего­рии и понятия, принципы и цели, функции, задачи и методы.

Категории фармацевтического менеджмента — это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие сущест­венные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организациями в сфере обращения фармацев­тических товаров и услуг.

В состав основных категорий входят объекты и субъекты, виды, принципы, методы менеджмента.

В качестве объекта управления выступает фармацевтическая организация как система; в качестве субъектов — менеджеры различных уровней иерархии в сфере обращения фармацевти­ческих товаров и услуг, наделенные полномочиями по приня­тию решений. Категория «менеджер» распространяется на ру­ководителей фармацевтической организации, ее структурных звеньев (отделов) и организаторов определенных видов работ (администраторов).

Изучение фармацевтического менеджмента строится в ос­новном исходя из четырех методологических подходов: тради­ционного, процессного, системного и ситуационного.

Функции менеджмента — это специализированные виды управленческой деятельности, выделяемые по признакам содержательной однородности выполненной работы и их целевой направленности. Функции менеджмента определяют устойчивый состав спе­цифических видов управленческой деятельности, характери­зующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Дифференциация функций менеджмента позволяет регла­ментировать рациональные правила и процедуры их осущест­вления. Выделяют три группы функций фармацевтического менед­жмента:

- общие (планирование; организация, мотивация, контроль, координация; общие функции отражают общий порядок управления деятельностью фармацевтической организации);

- социально-психологические (связаны с характером производственных отношений в коллективе: делегированием и мотивацией);

- технологические (определяют виды деятельности менеджера: принятие решений и коммуникации).

Методы управления — это система правил и процедур ре­шения различных задач. Разнообразие складывающихся в организациях ситуаций требует применения целого арсенала методов управления. В фармацевтическом менеджменте используется система ме­тодов управления, в состав которой входят четыре группы ме­тодов: организационные, административные, экономические и социально-психологические (табл. 1.4).

 

Таблица 1.4. Система методов управления

Группа методов Основные виды и подвиды
Организационные Регламентирование:
  — общеорганизационное
  — структурное
  — функциональное
  — должностное
  Нормирование:
  — времени
  — численности
  — труда
  — выработки продукции
  — качества продукции
  Инструктирование:
  — ознакомление
  — разъяснение
  — предостережение
  — совет
Административные Власть:
  — принуждение
  — влияние
  — поощрение
  — наказание
  Распорядительство:
  — директивы
  — постановления
  — приказы и распоряжения
  — резолюции
  Ответственность
Экономические Нормативы
  Система ответственного качества работы
  Оценка труда
Социально- Формирование трудового коллектива:
психологические — создание благоприятного социально-
  психологического климата
  — оценка социально-психологического климата
  — стиль руководства
  Моральное стимулирование
  Аттестация
   

 

4. Иллюстративный материал: электронный вариант мультимедийных лекций (магистрант получает на кафедре)

Литература

Основная

1. Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения».

2. Указом Президента РК от 29 ноября 2010 года № 1113 «Государственная программа
развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы»

3. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 12 мая 2007 года

4. Мнушко З.Н., Дихтярева Н.М. Менеджмент и маркетинг в фармации. – Харьков: изд. НФиУ «Золотые страницы». – Часть 2. – 2008.

5. Мнушко З.Н., Пестун И.В. Теория и практика маркетинговых исследований в фармации.-Х.: Изд-во НФаУ, 2008. – 308с.

6. Сборник законодательных и нормативных актов по фармацевтической деятельности (второе издание). – Алматы, 2006.

7. Мескон M., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - Mосква: Дело, 2001.

Дополнительная

1. Лозовая Г.Ф., Лопатин П.В., Глембоцкая Г.Т. Менеджмент фармацевтической организации: учебное пособие. – М.:МЦФЭР, 2000.-192 с.  

2. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.- С.490-614.

3. Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации. Организация и управление. – Москва: ACADEMIA, 2003.

4.  Чудновская. История менеджмента: Учебник для вузов. - Санкт-Петербург, 2004.

5. Демин. Эффективный офис-менеджер. - Москва - Санкт-Петербург, 2004.

6. Карпов. Психология менеджмента: Учебное пособие для вузов. - Москва, 2003.

7. Белецкий. Менеджмент. Деловая карьера. - Минск, 2006.

6. Контрольные вопросы (обратная связь):

1. Дайте объяснение понятиям «менеджмент», «управление». Что общего в этих понятиях?

2. Что означает «эффективный менеджмент»?

3. Чем отличается «менеджмент» в американском понимании от термина «администрация»?

4. Определите разницу и дайте характеристику понятиям «бизнесмен», «менеджер», «предприниматель».

5. Дайте определение термину «организация», «сложная организация».

6. Системы управления, виды школ менеджмента

7. Основные ресурсы фармацевтической организации

8. Организационные модели.

9. Объекты и субъекты в фармацевтическом менеджменте

10. Методы управления в фармацевтическом менеджменте.

11. Стратегическое управление в фармации.

Лекция № 2

1. Тема: Менеджмент как инструмент управления фармацевтической организации. Руководитель и фармацевтическая организация. Стили управления.

2. Цель: Сформировать у магистрантов знания о менеджменте как инструменте управления аптечной организацией на современном этапе развития фармации, руководителе фармацевтических организаций и стилях их управления.

3. Основные вопросы темы.

Управление - это циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. Функция управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотиви­ровать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Планирование, как функция управления, обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегиче­ских планов организации.

Рис. 1. Функции управления

 

 

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию поведе­ния» менеджера. Таким образом, принципы управления можно представить как основополага­ ющие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Существует несколько подходов к классификации принципов управления. Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочета ния централизации и децентрализации в управлении. Принцип сочетания централизации и децентрализации предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

· организационно-административные, основанных на прямых директивных указаниях;

· экономические, обусловленные экономическими стимулами;

· социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Понятие «организация» произошло от французского «organi­zation, organizer» — «устраивать создавать, объединять, упоря­дочивать, сплотить».

Понятие «организация» в менеджменте употребляют в двух значениях:

•   организация как процесс — функция управления;

организация как предприятие, учреждение, т.е. люди и условия для их труда.

Тремя основными признаками организации являются:

* наличие хотя бы двух людей, которые воспринимают (ощущают) себя частью группы;

* цель, которую все члены группы принимают как общую;

* осознанная совместная работа членов группы для дости­жения важной для всех цели.

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения главной цели.

Рассматривая организацию как социальный институт, ее характеризуют по наличию следующих составляющих:

цель — желаемое состояние;

миссия — утверждение, раскрывающее смысл существо­вания, специфику деятельности, основные социальные обязательства;

структура — архитектоника, наличие отдельных частей и соотношение между ними, степень жесткости/гибко­сти организационной конфигурации, тип взаимодейст­вий между внутренними элементами;

технология — механизм работы организации, способ пре­образования ресурсов в результаты, являющиеся целями организации.

Кроме перечисленных, рассматривают и другие характери­стики: ресурсы, взаимосвязь с внешней средой, горизонталь­ное и вертикальное разделение труда, необходимость коорди­нации деятельности, организационную культуру.

Функционирование фармацевтической организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла, отражающего как процесс ее развития в целом, так и по отдельным стадиям (этапам).

Этап жизненного цикла организации -определенный пери­од функционирования организации в рамках однотипных ценностных установок, отражающий специфику управлен­ческих задач.

Полный жизненный цикл организации включает в себя восемь взаимосвязанных этапов: создание (Э1), становление (Э2), рост (ЭЗ), зрелость (Э4), стабилизация (Э5), спад (Э6), кризис (Э7) и ликвидация (Э8). Ни одна организация не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых, как правило, сменяется следующим.

Каждая фармацевтическая организация начинает свой жизненный цикл с этапа создания, на котором определяется ее предназначение и ожидаемые перспективы развития, т.е. миссия организации.

На этапе становления основной задачей является выход на рынок, установление деловых отношений с поставщиками продукции, конкурентами и др.

На этапе роста приоритетным является закрепление на рынке, дальнейшее расширение сегментов, совершенствова­ние организационной структуры, подготовка и привлечение новых специалистов, рост прикрепленной мелкорозничной сети, увеличение объема реализации продукции и др.

На этапе зрелости продолжается систематический сбалан­сированный рост, освоение новых ниш фармацевтического рынка и т.д. Если организации удается закрепиться на рынке, то она может перейти к этапу стабилизации, характеризующе­муся сохранением достигнутых результатов.

Максимально стабилизировав свою деятельность и поло­жение на рынке, организация может закономерно оказаться в стадии кризиса, характеризующейся снижением эффективно­сти ниже границ рентабельности, потерей места на рынке, и, возможно, прекратить свое существование.

Цикл развития организации — период, в рамках которого организация принципиально изменяет внутренние ценно­сти и ориентации.

В фармацевтической отрасли функционирует большое число организаций. Все они являются социально-экономическими системами. Самое многочисленное количество субъектов фар­мацевтического рынка — это аптечные организации. Аптека как организация — это социальная общность, включающая фармацевтов и других сотрудников, деятельность которых ко­ординируется руководством для достижения общей цели по удовлетворению потребности промежуточных и/или конечных потребителей в лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента.

Требования к фармацевтическим организациям сконцен­трированы в таких критериях, как гибкость, динамичность, адаптивность к требованиям внешней и внутренней среды, эффективность деятельности.

Свойства и структура фармацевтической организации как объекта менеджмента зависят от ее вида, иерархического уровня и области деятельности (рис. 2).

Рис. 2. Характеристика организации как объекта менеджмента.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.