Эмпирическое исследование установок личности на себя — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмпирическое исследование установок личности на себя

2022-12-20 26
Эмпирическое исследование установок личности на себя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

"Я-концепция" - это сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о самой себе вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений.
Формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
Я состоит из 4 аспектов:
- духовное я
- материальное я
- социальное я
- телесное я
Самооценка = отношение успехов к притязаниям.
Установки личности на себя (= я-концепции) группируются в 3 категории:
- реальное я (каким индивид представляет себя в данный момент);
- социальное я (как, по мнению индивида, его представляют другие люди);
- идеальное я (каким индивиду хотелось бы быть).
Понимание я-концепции как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер, т.к. образ я (структура представлений о самом себе) складывается из
- ролевых,
- статусных,
- имущественных,
- ценностных и др. характеристик человека.
Все они образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.
Второй компонент - это эмоционально-оценочный. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:
- социокультурные нормы соц. окружения;
- соц. реакции других людей на индивида (их субъективная интерпретация);
- индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.
Фактически индивид реализует два процесса самооценки:
- сравнение реального я с идеальным я;
- сравнение реального я с социальным я.
Наиболее важные источники формирования я-концепции:
1) представление о своем теле (телесное я);
2) язык - как способ выражать словами и формировать представления о себе и о других людях.
3) субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе.
4) идентификация с приемлемой моделью половой роли и со стереотипами (мужчина/женщина).
5) практика воспитания детей в семье.
Теперь подробнее о каждом:
(1) Телесное я и образ тела

Рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя.
Общий уровень удовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с общим уровнем принятия себя. Таким образом, высокая самооценка сильно коррелирует с удовлетворенностью своим телом. Формируется идеальный образ тела на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой я-концепции в целом. Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами.
Вывод: нельзя судить только по внешности, иначе можно получить отрицательные эффекты стереотипного восприятия людей.
(2) Язык и развитие я-концепции
Развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира (я, мое и т.д.) и дает первый толчок в развитию я-концепции.
(3) Обратная связь от значимых других
Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите) - важный источник формирования я-концепции.
Этот опыт получается посредством восприятия лица, жестов, вербальных высказываний и др. от значимых других: родителей, учителей, ближайшего соц. окружения. Стандарты, установленные значимыми другими, жизненно важны для развития я-концепции. С их помощью индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают.
Если окружающие принимают, одобряют, признают индивида, то развивается положительная я-концепция, если критикуют - то я-концепция отрицательная.
Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников имеет огромное значение для оформления центральных я-установок в подростковом возрасте.
(4) Полоролевая идентификация
Принадлежность к мужчинам или женщинам - краеугольное основание я-концепции.
Существует 2 процесса формирования половой принадлежности:
- идентификация (отождествление себя с ролью другого человека, родителя, и подражание (в основном бессознательное) его поведению);
- типизация (овладение культурно-одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре).
5) Воспитание детей в семье
Первые 5 лет жизни закладывают базовую основу личности и я-концепции человека. Первые человеческие отношения - прототип будущих отношений с другими людьми.
Очевидны корреляции в формировании типов личности в отношении таких установок воспитания как авторитерность, безразличие, отвержение, вседозволенность, теплота, забота, уважение, разумный контроль со стороны родителей.
Высокой самооценке личности способствуют следующие условия воспитания:
- положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие ребенка;
- четкое установление границ и правил поведения ребенка;
- уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка;
- исключение агрессивности, отрицания, неуважения, неопределенности в отношениях с детьми.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.