Социально-психологические аспекты системы массовой коммуникации — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Социально-психологические аспекты системы массовой коммуникации

2022-12-20 39
Социально-психологические аспекты системы массовой коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Массовые коммуникации (англ. mass communication) — дисциплина, изучающая различные средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию через средства массовой информации большим сегментам населения одновременно. Основные психологические характеристики массовой коммуникации.

Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы:

1. Интерес, подражание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов.

2. Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, котоpые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание.

3. Идентификация, означающая эмоциональное и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией.

4. Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ и т.д.

5. Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом (СМК).

6. Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки.

7. Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях.

8. Формирование слухов с определенными целями.

9. Мотивация и активизация творческого мышления в группе (корпоративной среде).

Одной из важнейших социально-психологических функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.

Развитие коммуникаций в современном обществе включает в себя и такие пpоцессы, в ходе котоpых инфоpмация не только пеpедается, но и искажается, может самопpоизвольно возpастать или угасать. Т. о. массовая коммуникация - это специфическая фоpма человеческого общения. Сpедства массовой коммуникации выступают вещественным, матеpиальным компонентом масскоммуникативного пpоцесса и всегда выpажают собой способ пеpедачи, сохpанения, пpоизводства и pаспpостpанения определенной информации и заложенных в ней ценностей (ценностных ориентаций.

Массовая коммуникация как социально-психологический феномен предполагает постоянную динамику и непpедсказуемость своих эффектов. В современных условиях (свобода слова, пpаво каждого на получение и pаспpостpанение инфоpмации и т.д.) возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.

Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонаправленный хаpактеp. Многовекторность массовой коммуникации предполагает передачу инфоpмации от одного активного источника (коммуникатоpа) к различным, не связанным друг с другом pеципиентам. При этом, обpатная связь либо оставлена во вpемени, либо осуществляется в очень незначительной степени, когда, напpимеp, отдельные телезрители звонят в телестудию, чтобы выразить свое мнение о позиции участника телепpогpаммы. Но в любом случае, психологически объяснимо, что реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, становятся активными коммуникаторами, распространяя полученную информацию, руководствуясь интересом, подражанием, модой и т.д.

На Западе массовая коммуникация исследуется с девятнадцатого века в единстве социальных, психологических и других аспектов ее воздействия на человека и общество. Наиболее интересны исследования социологии и психологии публичного восприятия при формировании посредством средств массовой коммуникации коллективных представлений, способных интегрировать индивидов как членов массовых аудиторий через сообщение им чувства солидарности друг с другом.

Психология массовой коммуникации – новая, современная мета-наука, исследующая психологическим инструментарием массовые коммуникационные процессы, в которых субъектами выступают коммуникаторы (ведущие, авторы программ и т.д.) и реципиенты (массовый получатель информации речевого или текстового сообщения).

В структуре коммуникативного процесса выделяются 3 группы:

1. коммуникативные

2. психологические

3. социально ролевые

1. Собственно – коммуникативные. Коммуникатор – код-----сообщение-----реципиент

Код – это язык или его разновидность (сленг, жаргон) которую используют участники коммуникации.

Сообщение (контекст) – ситуация которой протекает коммуникация

---канал коммуникации- вид речевой коммуникации (письменная, устная речь)

Шумы- это помехи которые искажают информацию, блокирует коммуникацию (состояние партнеров)

Обратная связь – это реакция реципиента на высказывание

2. Психологические:

1. коммуникативные намерения общающихся (отражают психологию Ки Р)

2. замысел сообщения (информация которую один партнер передает другому)

3. цель коммуникации (результат):

4. понимание сообщения – истолкование Р полученной информации

3. Социально-ролевые:

1. Статусные и ролевые характеристики участников коммуникации – поведение, которое предписывается человеку его положением (статусом) и его ролью. Необходимо знание и учет статуса и роли в коммуникации, для того, чтобы выбрать манеру общения. Если собеседник не называет свой статус, то он определяется по внешним характеристикам.

2. ситуативные роли участников коммуникации – позиция, которую человек занимает в общении. Если оба партнера выше, то это авторитарное общение. Если равны, то диалог. Если один подстраивается под другого, то комформное.

3. стилевые приемы коммуникации – это привычные, устойчивые способы установления контактов и привычной ком стратегии. Это проявление индивидуальности человека в общении. Главная цель – установление взаимопонимания. Оно зависит от 2х важных факторов:

1. Некоторые особенности использования языка в коммуникации:

1. деннотация слова – слова пред собой то значение, которое признается большинством людей данного лингвистического сообщества (т.е. в словаре)

2. коннотация слова – вторичные ассоциации слова разделяемые одним или несколькими

3. данного лингвистического общества

4. полисемия – наличие у слова более чем одного общепринятого в данном речевом сообществе значения.

5. синонимия слова – использование разных слов и фраз для сообщения исходной информации.

6. смешение высказываний (своих выводов, высказываний) – часто собеседники выражают в коммуникации свои оценки и суждения как факты

2. Коммуникативные барьеры - препятствия психологического характера, которые могут возникать на пути передачи информации.
Барьеры:

1. вызванные погрешностями в самом канале передачи информации: фонетический(дефект речи) и логическое непонимание (сленг).

2. вызванные социокультурными различиями партнеров 6 принадлежность общающихся к разным социальным, экономическим, политическим, национальным группам.

3. вызванные определенным негативным отношением между партнерами (неприязнь).

4. обусловленные определенными психологическими особенностями общающихся (интра-экстраверсия, тревожность и т.д)


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.