Осарсиф-Моисей — это Эхнатон — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Осарсиф-Моисей — это Эхнатон

2022-12-20 63
Осарсиф-Моисей — это Эхнатон 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Давайте теперь рассмотрим те тринадцать лет, которые Осарсиф-Моисей и его последователи с помощью «пастухов» из Иерусалима, как утверждают, захватили власть в Египте. Это, по признанию британского египтолога Артура Уэйгалла, произошло в 5-й год семнадцатилетнего правления Эхнатона, который отказался от своего прежнего династического имени Аменхотеп IV и спустя месяц перебрался на место своей будущей столицы. Там фараон-еретик вознес жертвы на алтаре под открытым небом, чтобы ознаменовать основание города, а затем поселился в огромном шатре, где и жил, пока в 6-м году его правления не был готов царский дворец. Эту дату можно считать точкой отсчета новой ереси, которая просуществовала двенадцать или тринадцать лет вплоть до предполагаемой смерти реформатора, наступившей на 17-м году его царствования, что соответствует тринадцати годам восстания под руководством Осарсифа-Моисея. Уэйгалл считает, что это не было простым совпадением, и его мнение разделяют многие египтологи более позднего периода. Например, Дональд Редфорд, канадский специалист по Амарнскому периоду, признавая связь между изгнанием гиксосов из Египта и библейским Исходом, воспринимает историю Манефона как странный отголосок религиозных реформ, проведенных Эхнатоном. По его мнению,

 

«захват пустынной территории, хотя и в несколько модифицированной версии, напоминает хиджру в Амарну, и тринадцать лет страданий, выпавших на долю прокаженных и пастухов, совпадает по срокам со строительством новой столицы Эхнатона. Фигура Осарсифа-Моисея явно смоделирована по исторической памяти об Эхнатоне» 5 .

 

Надо еще раз повторить заключительную фразу: «Фигура Осарсифа-Моисея явно смоделирована по исторической памяти об Эхнатоне». Дональд Редфорд — это не легковесный беллетрист, но профессор египтологии из университета Торонто, автор ряда книг и статей об Амарнском периоде и связях Древнего Египта с Западной Азией. Его выводы вполне можно воспринимать всерьез. Аналогичные идеи впоследствии высказывал и Ян Ассманн, профессор египтологии Гейдельбергского университета, излагающий рассказ Манефона об Осарсифе-Моисее следующим образом:

 

«История о прокаженных может быть истолкована как явный пример искаженной и трансформированной памяти. В этом предании сохранились воспоминания древних египтян о монотеистической революции Эхнатона. Но в результате устранения имени и монументов Эхнатона из культурной памяти эти воспоминания претерпели искажения, подверглись многообразным трансформациям и обросли новыми деталями» 6 .

 

Несмотря на столь широкое признание в кругах египтологов, среди них развивается и стремление усматривать в библейском персонаже Моисея фигуру, связанную с памятью о восстании гиксосов в правление царя Ахмоса (ок. 1575–1550 гг. до н. э.) 7 . Но если это ключевое событие в египетской истории действительно повлияло на формирование истории об Исходе, то данное влияние оказалось малозначительным, одним из эпизодов хаоса Амарнского периода.

 

Совместное правление

Манефон сообщает, что фараоном, который противостоял «прокаженным» и «нечистым» и был изгнан из Египта, но затем возвратился, чтобы изгнать и их самих, и их азиатских союзников, был Аменофис. На первый взгляд мы можем отождествить его с отцом Эхнатона, фараоном Аменхотепом III, в правление которого жил знаменитый советник по имени Аменофис, сын Хапу, бесспорно исторический персонаж, стоящий за «Аменофисом, сыном Паписа» у Манефона.

Вполне вероятно, что в последние годы жизни Аменхотеп III разделял бразды правления со своим сыном Эхнато-ном, и продолжалось это одиннадцать или двенадцать лет. Свидетельства этого получены благодаря целому ряду важных открытий по большей части на месте столицы Эхнатона, в Тель эль-Амарне. Например, здесь Джон Пендлбери и его биограф Герберт Фэйрман нашли и исследовали два керамических черепка от сосудов для вина, на которых были сделаны надписи «28-й год» и «30-й год» 8 . Поскольку правление самого Эхнатона продолжалось всего семнадцать лет, эти винные «этикетки», видимо, относились к правлению его отца, Аменхотепа III, который дожил до 38-го года своего царствования. Исследователи утверждают, что поскольку вино в странах с жарким климатом не может долго храниться в сосудах из воздухопроницаемой глины, оно было изготовлено и разлито уже после того, как Эхнатон перенес свою постоянную резиденцию в Амарну в 5-й год своего правления, что указывает на совместное правление двух фараонов.

К числу других свидетельств совместного правления относится настенная роспись, найденная на развалинах дома в Амарне, принадлежавшего сановнику по имени Пинегезий. На фреске изображен Аменхотеп III и его супруга Тийе, поклоняющиеся диску Атона, причем его имя написано в стиле, типичном только для 9-го года правления Эхнатона, что свидетельствует, что старый фараон в то время был еще жив 9 . Кроме того, резные рельефы на фасаде у входа в гробницу Юйа в Амарне изображают с одной стороны Аменхотепа III и Тийе, а с другой — Эхнатона и Нефертити, причем вновь в более позднем написании имени Атона 10 . Напротив, в самой гробнице фигурирует резное изображение царицы Тийе в 12-й год правления ее сына. По мнению Пендлбери, это означает

 

«что смерть Аменхотепа III последовала в период между созданием рельефов на фасаде и в интерьере, и свидетельствует о том, что приезд Тейе был вполне в духе перехода государственной власти к ее сыну по причине смерти его отца» 11 .

 

Это свидетельство, наряду с другими сценами и надписями в честь правителей, найденными на руинах древней столицы 12 , указывает, что престарелый Аменхотеп III вполне мог жить в Амарне на склоне жизни и сделать этот город своей постоянной резиденцией 13 . Более того, это служит убедительным основанием для предположения, что отцом Тутанхамона был не Эхнатон, как предполагали многие исследователи, а сам Аменхотеп III, как полагал еще в 1936 г. Пендлбери. По его мнению, «на это же указывает присутствие в гробнице статуэтки Аменхотепа III в том же самом «гробике», в котором находился и локон волос Тейе» 14 .

Вопрос о совместном правлении Аменхотепа III и Эхнатона наиболее обстоятельно рассмотрен знатоком Амарнского периода Кириллом Олдредом в его классическом труде «Эхнатон, царь Египта». И хотя здесь не место цитировать все свидетельства, приводимые им в этой связи, его заключение однозначно:

 

«Совместное правление Аменхотепа III и его сына, судя по имеющимся свидетельствам, продолжалось более двенадцати лет… и хотя этот вывод представляется невероятным, у нас нет другого выбора, кроме как принять его» 15 .

 

Идея о длительном совместном правлении Эхнатона и Аменхотепа III, продолжавшемся одиннадцать-двенадцать лет, появилась в последние годы. В ее основе — прежде всего удивительный синхронизм между двумя правлениями. Несмотря на это некоторые исследователи Амарнского периода, например Дональд Редфорд, пытались опровергнуть версию о совместном правлении, а иные высказывались в пользу короткого — около двух лет — совместного правления 16 . Однако материальные свидетельства говорят против обеих точек зрения.

Если допустить длительное совместное правление двух царей, получается, что Аменхотеп III был еще жив, когда Эхнатон учредил новую монотеистическую религию и пытался разогнать жрецов всех соперничающих с ней культов, включая и жречество Амона, наиболее могущественное в Египте. Но подобные действия Эхнатона наверняка вызвали бы такое возмущение в среде старого жречества, что оно наверняка обратилось бы за помощью к престарелому Аменхотепу III, ибо в противном случае страна оказалась бы ввергнутой в хаос и беспорядки. Действительно, в гробнице Паири в Фивах, построенной в правление фараона Сменхкара, мы видим всю глубину отчаяния людей, лишившихся своих старых богов. Граффити, оставленное писцом по имени Павах, сетует на отсутствие бога Амона.

Оно начинается такими словами: «Мое сердце жаждет видеть тебя!» 17  Зная это, мы можем лучше понять, почему Манефон рассказывает о том, что Аменофис страстно желал увидеть богов, словно они действительно покинули его. Именно об этом он и повествует в своей истории «Аменофис, сын Паписа», прототипом которого мог послужить только Аменофис, сын Хапу, личный советник Аменхотепа III.

 

Аменофис, сын Хапу

На основе имеющихся текстуальных свидетельств мы вправе полагать, что Аменофис, сын Хапу, был фаворитом престарелого монарха. На заре своей карьеры он был назначен Писцом элитных войск — пост, который ставил его во главе службы формирования армии. Позже, став Верховным надзирателем всех царских работ, он получил задание создать и доставить на место колоссальные, высотой по 21 м каждая, кварцитовые статуи Аменхотепа III, обрамлявшие с обеих сторон вход в заупокойный храм фараона возле Фив, на западном берегу Нила. Северную из этих статуй в эпоху классической античности отождествляли с Мемноном, знаменитым троянским героем 18 . По преданию, каждое утро колосс Мемнона приветствовал свою мать Эос (Аврору), богиню рассвета, издавая странный рокочущий звук в тот миг, когда первые солнечные лучи падали на лицо статуи. Так продолжалось из века в век, пока во времена правления римского императора Септимия Севера (146–211 гг. н. э.) сильное землетрясение не заставило статую умолкнуть навек.

Нам также известно, что Аменофис, сын Хапу, стоял за организацией праздника сед, или «юбилея» стареющего Царя, проводившегося каждые несколько лет с целью восстановить божественную санкцию царя на власть и омолодить его тело и душу 19 . Этот особо торжественный ритуал, на котором присутствовали огромные толпы народа, а также высшие сановники от каждого нома, или провинции, и несколько дюжин иноземных сановников, был проведен в 30-й год правления Аменхотепа III. Место проведения праздника представляло собой специально возведенную храмовую ограду, примыкавшую к царскому дворцовому комплексу в Эль-Малката, что возле Мединет Хабу, на западном берегу Нила возле Фив.

Аменофис, сын Хапу, стал и Верховным управляющим имуществом Ситамун, Великой супруги Аменхотепа, начиная с 27-го года его правления 20 . В благодарность за службу царю и его семейству Аменофису было позволено воздвигнуть статую самому себе возле Десятого пилона входной аркады в обширном храмовом комплексе Карнак, где он назван Царским писцом. Аменофис, сын Хапу, как считается, умер вскоре после второго праздника сед, устроенного в 34-й год его правления (его третий и. последний сед состоялся в 37-й год его правления). Итак, если действительно имело место длительное совместное правление Аменхотепа и его наследника, получается, что Аменофис, сын Хапу, должен был быть еще жив, когда Эхнатон основал свою новую столицу в Амарне в 5-й год своего правления, а умер в 7-й или 8-й год его пребывания на троне Египта.

Известные титулы Аменофиса, сына Хапу, придают конкретный смысл и словам Манефона о том, что по повелениям царя «Аменофис, сын Хапу» собрал более 80 тысяч «прокаженных» и «нечистых» и направил их на работу в каменоломни, которые находились на восточной стороне Нила 21 . Поскольку он был Верховным надзирателем всех царских работ, в его обязанности входило оборонять регион Дельты от нападений пиратов, а также наблюдать за всеми работами по рубке и транспортировке каменных блоков, а также строительными работами 22 . Разумеется, Аменофиса, сына Хапу, уже не было в живых, когда режим Эхнатона потерпел крах, и потому он не может нести ответственность за интернирование упорных приверженцев Атона, оставшихся после смерти царя. Более того, мы не знаем, как конкретно он умер — погиб или мирно окончил свои дни, и не знаем даже, был ли он пророком, как свидетельствует Манефон.

Для того, чтобы лучше понять исторические события, представленные в истории Манефона, нам придется расширить рамки того периода времени, чтобы коснуться роли, которую сыграли цари — преемники Сменхкара и Тутанхамона на троне Верхнего и Нижнего Египтов. Например, в начале повествования об Осарсифе-Моисее мы читаем:

 

«Царь [а именно Аменофис] желал воочию узреть богов, подобно тому, как Орус, один из его предшественников на престоле царства, желал того же до него» 23 .

 

Кем же конкретно был этот Орус, или Ор 24 , как иногда пишут его имя? Если обратиться к «Эпитоме», или списку царских династий, первоначально включенному Манефоном в свою «Историю Египта», а сегодня сохранившемуся лишь в отрывках в более поздних сочинениях, мы найдем его имя в перечне царей XVIII династии. Например, в разных версиях списка царей, сохраненного Иосифом и ранними христианскими хронистами, указано, что фараон по имени Орус правил от 28 до 38 лет, причем наиболее часто называется цифра 36 лет и 5 месяцев 25 . Однако этот срок указан не до, а непосредственно после правления царя по имени Аменофис, который, как считается, правил 31 год 26 . То, что Аменофисом был Аменхотеп III, ясно по его положению в списке из четырнадцати, шестнадцати или восемнадцати царей этой династии — в зависимости от цитируемого источника 27 . Это заключение подтверждается тем фактом, что наряду с упоминанием Аменофиса сказано: «Это царь, который, как считается, был Мемноном и прообразом говорящей статуи» 28 . На самом деле Аменхотеп III правил 38 лет, а не 30 или 31 год, как сказано у Манефона, хотя это малосущественная ошибка по сравнению с данными Манефона об остальных царях XVIII династии.

Манефон в своем списке царей утверждает, что царь по имени Орус правил после Аменхотепа III, но до целого ряда правителей, которых можно отождествить с известными правителями Амарнского периода. Список открывается царем по имени Асенчерес (другие варианты произношения — Ачеррес, Ахенхерсес и Ахенхерес), который, несомненно, известен нам под именем Эхнатон, хотя двенадцать или даже шестнадцать лет правления, отведенные ему в списке, недостаточны для реального срока его царствования — семнадцать лет 29 . Однако необходимо помнить, что путаница, присутствующая в списке царей Амарнского периода, обусловлена тем фактом, что из официальных документов и хроник были последовательно убраны все упоминания о них. Это может объяснять и то, почему в двух версиях истории Манефона Асенчерес выступает в роли… дочери Оруса! 30  Непонятно, связано ли это с необычным художественным стилем, принятым в период Эхнатона, или же представляет собой путаницу, проистекающую в результате его совместного правления с Нефертити.

За Асенчерес(ом) в двух местах «Истории Египта» Манефона упоминается «ее брат Ратотис» 31  (или Ратос) 32 , который правил шесть или девять лет. В другой версии списка царей упомянут фараон, правивший после Асенчереса и также носивший имя Асенчерес. Его правление продолжалось восемь лет 33 . Судя по имени и времени правления этого царя, это мог быть не кто иной, как Тутанхамон, умерший на 9-м году своего царствования.

Это практически все, что мы можем сказать наверняка. Но в различных версиях «Эпитомы» Манефона за Ратоти-сом следует целый ряд царей, имеющих противоречивые сроки правления. Некоторые из них — тот же Эхнатон, выступающий под слегка видоизмененными именами. Другие, — по всей видимости, Нефертити, Сменхкара и Эйе. Наконец, в списках фигурирует сразу узнаваемое имя — Рамсес 34 . Однако это — синкретический персонаж, объединивший Рамсеса I, правившего чуть больше года после смерти Хоремхеба, ок. 1308 г. до н. э., и его внука Рамсеса II, правившего 67 лет, ок. 1290–1224 гг. до н. э. Более того, оба царя принадлежали к XIX династии, а не к XVIII, к которой относит их Манефон. Так кем же был Орус — фараон, правивший между Аменхотепом III и Эхнатоном? Ответ — Хоремхеб, из-за которого возникла вся эта путаница. Учитывая тот факт, что он увеличил продолжительность своего правления примерно на 27 лет, включив в него царствования еще четырех фараонов — своих предшественников, он утверждал, что правил Верхним и Нижним Египта-ми целых 59 лет. Хоремхеб — это не только Орус в списке царей Манефона, но и Хармайс (известный также под именами Армесис и Армайс), правивший 4/5 срока царствования вышеупомянутого синкретического Рамсеса 35 .

 

Асенчерес и Исход

Доказательством того, что Исход мог быть связан с этим хаотичным периодом древнеегипетской истории, является краткое упоминание об Асенчересе, т. е. Эхнатоне, во вступлении к «Эпитоме» Манефона, где сказано: «Примерно в это время Моисей возглавил евреев в их Исходе из Египта» 36 . Вторая версия звучит несколько иначе: «В то время Моисей стал вождем евреев в ходе их исхода из Египта» 37 .

Обе версии фигурируют во фрагментах книги Манефона, включенных в свод «Хроникон», написанный в первой половине IV в. Евсевием Кесарийским (ок. 264–340 гг. н. э.), греческим историком и церковным писателем. Вторая версия была найдена в армянском переводе его книги, тогда как первая восходит к труду, написанному ок. 800 г. Георгием Монахом, известным по прозвищу Синкелл (со-келейник), благодаря своей роли секретаря-помощника при константинопольском патриархе Тарасии. Синкелл скопировал выдержки из «Хроникона» Евсевия и использовал их в своей собственной хронике, охватывавшей время от Адама до римского императора Диоклетиана (245–313), жестокого гонителя христиан. Приведя курьезное свидетельство, что Исход имел место в правление Асенчереса, Синкелл сообщает:

 

«Один только Евсевий помещает в это правление Исход Израиля при Моисее, хотя его утверждение не подкреплено никакими доводами, но все его предшественники придерживались противного мнения, как он сам о том свидетельствует» 38 .

 

Это означает, что «Хроникон» Евсевия также включает в себя фрагменты из других, давно ставших архаическими, произведений той эпохи, в которых излагались другие мнения о времени Исхода. Для Синкелла это служило указанием, что замечание Евсевия о том, будто Исход имел место в правление Асенчереса, не следует принимать всерьез. К сожалению, это имя не присутствует ни в каких других вариантах списка царей Манефона 39 . Однако утверждение об означенном времени Исхода не следует считать выдумкой Евсевия на том основании, что другие авторы умалчивают об этом предмете или поддерживают альтернативную точку зрения.

Мы никогда не узнаем, восходит ли замечание Евсевия о том, что Исход имел место в правление Асенчереса, непосредственно к Манефону, или же это информация, почерпнутая из другого, ныне утраченного источника. Как бы там ни было, это показывает, что в раннехристианскую эпоху этот смутный период истории Древнего Египта, известный как Амарнский период, ассоциировался не только с жизнью Моисея, но и с временем библейского Исхода.

 

Нечистые

Другие произведения авторов позднеэллинистической эпохи также содержат различные египетские варианты жизнеописания Моисея, изложенные у Манефона 40 . В них законодатель Израиля выступает вождем больных или нечистых страдальцев, изгнанных из Египта, чаще всего во время чумы, свирепствовавшей на землях обоих Египтов. В таких рассказах виновником казней выступает фараон, и если указывается его имя, то это либо Аменофис, либо Бокхорис 41 . В списке царей Манефона Бокхорис — единственный названный по имени фараон XXIV династии (правил в 720–715 гг. до н. э.). По преданию, его заживо сжег Шабакон, третий царь XXV династии, которая предположительно правила параллельно с XXIV. Кто такой этот Бокхорис, не вполне ясно, поскольку от того периода сохранилось слишком мало артефактов, и еще большую загадку представляет вопрос о том, каким образом его имя ассоциируется с историей египтянина Моисея.

Один из таких рассказов принадлежит перу Лисимаха, историка из Александрии, писавшего во II в. до н. э. Согласно его версии событий, сохраненной Иосифом Флавием в книге «Против Апиона», Бокхорис посылает жреца к оракулу Амона после того, как множество «прокаженных и шелудивых» евреев, которые «подвержены также многим другим болезням», стали собираться в храмах, где они выпрашивали себе пропитание и своими действиями вызвали волнения и беспорядки в Египте. Оракул отвечал, что Бокхорису надлежит изгнать «нечистых и нечестивых» из храмов в пустыню, а других, «прокаженных и шелудивых», утопить, после чего очистить все храмы. Лишь после этого страна сможет вновь достичь благоденствия.

Но евреи, изгнанные в пустыню, пришли в негодование и избрали из своей среды вождя по имени Моисей. Он посоветовал им продолжать свои странствия до тех пор, пока они не найдут место, пригодное для жизни. Более того, он возвестил им, что они не должны «поступать по-доброму ни с кем, никому не давать добрых советов, но всегда советовать им [чужакам] самое худшее, и разорять все храмы и алтари, которые встретятся им на пути» 42 . Изгои согласились с ним, что это — разумный образ действий, и продолжали свое путешествие до тех пор, пока им не встретилась обитаемая земля. Там они перебили мужчин и ограбили храмы, а затем достигли земель Иудеи, где благодаря сокровищам, награбленным в храмах, устроили город, названный Иеросила, или Иеросолима, т. е. Иерусалим 43 .

Иосиф Флавий предал проклятию труд Лисимаха, как и историю Манефона, поскольку они называют прокаженных и нечистых, которые были изгнаны из Египта, «еврейским народом», и, конечно, поскольку эти авторы именуют вождя мятежников Моисеем, законодателем Израиля 44 . Естественно, здесь необходимо подчеркнуть, что «евреи» эти не имели ничего общего с людьми, которых сегодня называют этим этнонимом. В древности это были пришельцы из Азии, имевшие неизвестное этническое происхождение, которые временно осели на землях Египта, граничащих с Синаем.

Херемон, египтянин из Александрии, служивший писцом и жрецом, а впоследствии бывший учителем римского императора Нерона (37–68 гг. н. э.), придерживался другой точки зрения на эту традиционную историю. Согласно ему, богиня Исида во сне упрекала царя Аменофиса за то, что он позволил разрушить ее храм во время гражданской войны. Чтобы умилостивить богиню, было необходимо, по словам жреца, очистить Египет от всех «нечистых», которых в стране насчитывалось не менее 250 тысяч и которые выбрали своими предводителями Моисея и Иосифа или, на египетский лад, Тисифена и Петесефа. Толпы мятежников собрались в Пелусиуме — городе в дельте Нила, где к ним присоединились еще 380 тысяч восставших, коих «изгнал туда Аменофис». Совместными силами восставшие вторглись в Египет и вынудили его царей бежать в Эфиопию. Однако сын и наследник Аменофиса Рамсес, родившийся в пещере после смерти своего отца, возвратился в Египет с войском и разбил «евреев», изгнав остальные 200 тысяч в Сирию 45 . Понятно, что подобный рассказ не мог устроить Иосифа, как свидетельствует его комментарий к труду Херемона в книге «Против Апиона» 46 .

Латинский грамматик Помпей Трог в своей «Истории Филиппа» пишет, что Моисей был не египтянином, а сыном Иосифа, хотя культ, установленный им в Иерусалиме, носил название «sacra Aegyptia» («египетская святыня») Похитив священные сокровища из многих египетских храмов, Моисей со своими последователями покинул Египет, а войско фараона преследовало их по пятам. Но египтяне были вынуждены повернуть назад, поскольку навстречу им поднялась страшная буря. И все же причиной Исхода евреев из Египта была ужасная эпидемия, которая описана весьма подробно:

 

«Но когда у египтян появились струпья и кожные болезни, и они получили предупреждение от оракула, они изгнали [Моисея] вместе с его больным народом за пределы Египта, чтобы зараза не распространилась на других людей… И поскольку он [Моисей] помнил, что они были изгнаны из Египта из опасения заразиться от них, они [евреи] старались не селиться вместе с чужаками, чтобы по этой причине не сделаться ненавистными для местных жителей. Это повеление, возникшее вследствие особого случая, он [Моисей] постепенно превратил в непреложный закон и религию» 47 .

 

Здесь мы опять видим, что события, окружавшие появление чумы в Египте, побудили царя принять жесткие меры для восстановления порядка и усмирения египтян, которые решили, что причина моровой эпидемии — это пребывание в их стране огромного количества нечистых иноземцев. И единственный способ избавиться от бедствий — это, по их мнению, очистить свою землю от этих нежелательных «нечистых», среди которых были и сами египтяне, и «евреи». Они вместе вторглись на восточную часть Дельты, в тот самый регион, который известен в Библии как земля Гесем и где, по преданию, находились древние города Раамес и Пифом. Эти «нечистые» были силой изгнаны из Египта и отправились в скитания, пока им не встретились палестинские холмы, земля Ханаан, где они и поселились. Там они построили свою столицу — Иерусалим и установили собственные обряды и религию.

Ученые-библеисты от Иосифа Флавия до исследователей наших дней в один голос отвергают подобную версию рассказа об Исходе как превратное истолкование подлинной истории, изложенной в Пятикнижии. Но что, если так оно и было и эти истории сохранили до нас пускай фрагментарную, но истинную картину основания Израиля? Что, если эти рассказы египетских или эллинистических историографов и хронистов в действительности восходят к куда более древним источникам — более ранним, чем самые ранние версии Пятикнижия, которые в своем теперешнем виде возникли примерно в VII в. до н. э. (см. главу 22)? Что, если эти рассказы содержат ядро подлинной исторической информации, датируемой Амарнским периодом, а также отражают реальные события, действительно повлиявшие на формирование, свода Пятикнижия, которое, в свою очередь, повлияло на греко-египетские и греко-римские предания? Их идеи могут восприниматься еретическими и в наши дни, но что, если они соответствуют истине? Что, если в них сохранены подлинные события, окружающие возвышение Моисея и Исход евреев из Египта?

 

Скота, дочь фараона

Назовем еще один источник, который необходимо процитировать в связи с этой темой, — источник достаточно неожиданный. Это «Скотихронион», или хроника жителей Шотландии, написанная в середине 1440-х гг. Уолтером Бауэром (1385–1449), аббатом аббатства Инкольм, что в Северной Шотландии. Обращаясь к материалам гораздо более ранних источников, в том числе «Хроникону» Евсевия и «Истории Британии» Ненния, написанной ок. 800 г. н. э., он реконструировал историю скоттов (шотландцев). Однако его история начинается не в Шотландии и даже не в Ирландии, а в одном из древнегреческих царств, где мы встречаем персонажа по имени Гэйтелос (или Гэйл). Он был сыном, по всей вероятности, мифического короля по имени Неол или Эолай, как считается, — «бога не вполне в своем уме» 48 .

Не сумев завоевать авторитет на землях своего отца, молодой царевич, вне себя от гнева и пользуясь поддержкой ряда сумасбродов, совершает откровенные жестокости и злодеяния и становится причиной многих несчастий, охвативших его царство. Подданные царя крайне возмущены этим и изгоняют Гэйтелоса с родной земли, после чего тот отправляется в плавание в Египет, где поступает на службу к фараону и помогает ему изгнать армию эфиоплян, вторгшуюся в его владения. В знак благодарности фараон предлагает Гэйтелосу руку своей дочери Скоты, которую тот с радостью принимает 49 .

Как раз в это время происходит Исход, и фараон и его войско, преследуя и изгоняя израильтян из Египта, гибнут в Красном (Чермном) море, в полном соответствии с рассказом Книги Исхода. Поскольку Скота — единственная дочь фараона, Гэйтелос берет в свои руки контроль над Египтом. Однако египтяне прекрасно осведомлены о его жестокости и вскоре заставляют его вместе с супругой покинуть Египет.

Понимая, что он не может вернуться к себе на родину, где помнят совершенные им злодеяния, Гэйтелос решает «захватить новые владения на отдаленных окраинах мира и поселиться там». Для этого он готовит обширный флот из множества судов и отправляется в путь с женой Скотой и всеми своими приближенными 50 . По словам Роберта Гросстета (ок. 1175–1253), одного из ранних источников, цитируемого Уолтером Бауэром,

 

«в древние времена Скота, дочь фараона, уехала из Египта со своим мужем по имени Гэйл и большой свитой, ибо они слышали о несчастьях, надвигавшихся на Египет, и помнили пророчества оракулов и богов о грядущих казнях. Они отправились в море, вверив себя попечению богов. После долгого плавания по морю, продолжавшегося много дней, пребывая в сомнении, они, наконец, были рады высадиться на некоем неведомом берегу, ибо разыгралась непогода» 51 .

 

Это был берег Испании, где Гэйтелос и Скота возвели укрепленный город под названием Бригантия, стоявший на реке Эбро, на острове посреди которой высилась огромная башня, окруженная глубокими рвами 52 . Там они поселились и провели остаток своих дней. Спустя одно или два поколения двое сыновей Скоты, Ибер и Имес, отправились в Ибернию (старинное название Ирландии) 53 . Встреченных там жителей братья перебили или обратили в рабство, и впоследствии назвали это место Скота — в честь своей матери 54 . Ирландская версия этой истории, сохранившаяся в манускрипте «Лебор Габала Эренн» («Книга о захвате Ирландии»), называет фамилию ее мужа, «сына Мила», который вместе со своим отцом Милом, сыном Биле, отправился в Египет. Здесь он женился на Скоте, и они вместе странствовали по Средиземному морю до тех пор, пока не достигли ирландской земли — Дилриата. Здесь они вступили с битву со свирепыми обитателями этих мест — Туата Де Данаан, и хотя и одержали победу, Скота погибла в сражении, и в честь нее был насыпан курган, названный Могила Скоты55. Другие версии этой истории повествуют о том, что Скота сама отправилась из Испании в Шотландию либо непосредственно 56 , либо через Ирландию 57 . Ступив на твердую землю, Скота направилась в Эргадию, названную в честь ее сына Эрка и супруга Гэйтелоса 58 . Любопытно, что, по преданию, Скота захватила с собой из Египта так называемый sedile regium, камень «Ячменная лепешка», привезенный впоследствии из Шотландии в Лондон королем Эдуардом I (и возвращенный в 1996 г. в замок Эдинбург Касл в столице Шотландии, где его можно увидеть и сегодня) 59 .

Хотя история Уолтера Бауэра о Скоте, дочери египетского фараона, не оформилась окончательно вплоть до XV в., она была известна начиная с 800 г. н. э. Например, британский монах и хронист IX в. Нений сообщает, что когда египетское войско, преследовавшее израильтян, утонуло в волнах Красного моря, при этом присутствовал и могущественный «сановник из Скифии», т. е. Гэйтелос. Египтяне, которым удалось выжить, держали совет и решили изгнать его, чтобы он не напал на них и не захватил власть в их царстве. Вследствие этого он забрал свою жену, имя которой было Скотия, по имени которой, «согласно преданию, получила название Ирландия», и странствовал вместе с ней долгих сорок два года, пока, наконец, не высадился на побережье Испании 60 . Судя по подобным источникам, мы можем утверждать, что это не просто плод средневековой фантазии, а куда более древняя легенда, основанная на искаженном и превратном истолковании реальных событий. Но кем же в действительности была эта Скота и как она может помочь в уточнении датировки истинного времени Исхода?

 

Дочь фараона

По преданию, Скота была дочерью фараона, египетского царя, который утонул в Красном море, преследуя израильтян во время Исхода. Что касается его имени, то оно якобы было Ченкрес. Бауэр, используя неизвестную версию «Эпитомы» Манефона, сообщает, что он правил восемнадцать лет, а после него установилось семилетнее правление царя Ахорисиса, который наследовал трон после кончины царя по имени Асенкрис 61 .

Асенкрис Бауэра — это Асенчерес Манефона, то есть Эхнатон. Семилетнее правление Ахорсиса — это, по его мнению, правление Тутанхамона, тогда как загадочный Ченкрес, отец Скоты, — это, возможно, другое имя Эхнатона. Он не правил дважды; дело в том, что Манефон черпал материалы из разных источников, упоминающих о правлении разных царей XVIII династии, и хотя их имена звучали странно схоже, счел, что речь идет о разных персонажах. Итак, цари типа Эхнатона и, как мы уже знаем, Хоремхеба, упоминаются у Манефона по нескольку раз под разными именами. Так Скота оказалась дочерью Эхнатона, указывая, что чума, упоминаемая не только в истории о Гэйтелосе и Скоте, но и в различных греко-египетских и греко-римских версиях повествования о жизни Моисея, начиная с Гекатея Абдерского, оказывается связанной с его правлением.

Но имеет ли все это отношение к тому, что мы знаем о событиях их жизни в Амарнский период? Ответ, как это ни удивительно, будет положительным! Во-первых, сама идея о том, что одна из дочерей Эхнатона окончила свои дни на Британских островах, выглядит не столь странной, как это может показаться на первый взгляд 62 . Во-вторых, имеется неопровержимое свидетельство о том, что в конце Амарнского периода во всем Египте и на Ближнем Востоке бушевала чума.

 

Рука Нергала

Мы можем проследить распространение этой эпидемии чумы. Например, в одном письме Амарнского периода царя Аласийи (Кипр) Эхнатону упоминается о наличии чумы в его царстве, ибо царь говорит о «руке Нергала» — божества подземного мира, связанного с недугами и болезнями: «сегодня в моей стране он [Нергал] истребил всех людей, так что не осталось ни [одного] человека, способного работать в медных копях», чтобы делать слитки для царя 63 . Это утверждение показывает, что эпидемия уже получила широкое распространение на Ближнем Востоке и теперь распространялась и на острове Кипр, бывшем в те времена важным центром морской торговли во всем Восточном Средиземноморье.

А что же происходило в это время на материке? Слухи о страшной эпидемии приходили и из Сумуру 64 , городка на сирийском побережье, и из ливанского морского порта Библос, где они вселяли ужас в сердца как простых жителей, так и египетских чиновников 65 .

 

Мучения Мурсилиса

Кроме того, мы знаем, что после смерти Тутанхамона чума достигла Хатти, земли хеттов (современная Турция), куда ее занесли египетские пленники, захваченные в Ливане.

Это известно благодаря клинописному тексту на глиняной табличке, найденной в числе многих других на руинах городища Хаттушаша (современный Богазкёй), столицы хеттов, находящейся неподалеку от Анкары. Написанный царем по имени Мурсилис II, этот текст, известный как «Молитва Мурсилиса о чуме», представляет собой обращенное к хеттским богам моление восстановить порядок в «земле хеттов», избавив ее людей от чумы, свирепствовавшей в стране со времен его отца Суппилулиумаса 66 . Текст начинается так:

 

«Что же нам делать? В страну проникла чума. Земля Хатти жестоко поражена чумой. Люди умирают вот уже двадцать лет, со дней моего отца, [а потом] в дни моего брата, [и вот теперь] в дни моего правления, с тех пор как я стал жрецом богов. Хотя люди в земле Хатти


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.