Оперативно-диспетчерское управление (ОДУ) в электроэнергетике — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Оперативно-диспетчерское управление (ОДУ) в электроэнергетике

2022-12-20 77
Оперативно-диспетчерское управление (ОДУ) в электроэнергетике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система ОДУ в электроэнергетике включает в себя комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, осуществляемому субъектами ОДУ, уполномоченными на осуществление указанных мер Федеральным законом.

Целью деятельности системы ОДУ в электроэнергетике является обеспечение надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным иными нормативными актами, и принятие мер для обеспечения исполнения обязательств субъектов электроэнергетики по договорам, заключаемым на оптовом и розничных рынках.

Субъектами ОДУ в электроэнергетике являются:

- системный оператор - специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, влияющих на электроэнергетический режим работы энергетической системы, в том числе потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой; Системный оператор является открытым акционерным обществом, где доля участия Российской Федерации в уставном капитале в период реформирования Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" не может составлять менее чем 52 процента, а по завершению реформирования доля РФ - 100% в уставном капитале.

- иные субъекты в электроэнергетике - организации, осуществляющие ОДУ в электроэнергетике в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем в пределах зон диспетчерской ответственности соответствующих субъектов.

Перечень организаций, осуществляющих ОДУ в электроэнергетике, их структура и зоны диспетчерской ответственности определяются правилами ОДУ, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Основными принципами ОДУ в электроэнергетике являются:

- обеспечение баланса производства и потребления электроэнергии;

- безусловное исполнение субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии с управляемой нагрузкой указаний субъектов оперативно-диспетчерского управления по регулированию технологических режимов работы объектов электроэнергетики (оперативных диспетчер-ских команд и распоряжений);

- осуществление мер, направленных на обеспечение безопасного функ-ционирования электроэнергетики и предотвращение возникновения аварийных ситуаций;

- принятие мер, направленных на обеспечение в Единой энергетической системе России нормированного резерва энергетических мощностей;

- обеспечение долгосрочного и краткосрочного прогнозирования объема производства и потребления электрической энергии;

- приоритетность режимов комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в осенне-зимний период регулирования режимов работы генерирующего оборудования;

- экономическая эффективность оперативных диспетчерских команд и распоряжений, основанная на оптимизации режимов работы Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем по критерию минимиза-ции суммарных затрат покупателей электрической энергии;

- ответственность субъектов оперативно-диспетчерского управления и их должностных лиц перед субъектами оптового и розничных рынков за результаты действий, осуществляемых с нарушением законодательства Российской Федерации, порядка оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и правил оптового рынка.

Порядок реализации указанных принципов определяется Федеральным законом, а также правилами оптового рынка и иными нормативными правовыми актами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Критерии и порядок оценки экономической эффективности оперативных диспетчерских команд и распоряжений системного оператора и иных субъектов ОДУ устанавливаются утвержденными правилами оптового рынка.

Условием любых действий системного оператора и иных субъектов ОДУ является выбор экономически наиболее эффективного решения, которое обеспечивает безопасное и безаварийное функционирование технологической инфраструктуры электроэнергетики и качество электрической энергии, соответствующие требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным иными нормативными актами.

Системный оператор осуществляет:

- обеспечение соблюдения установленных параметров надежности функционирования Единой энергетической системы России и качества электрической энергии;

- управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики в соответствии с утвержденными нормами и правилами;

- прогнозирование объема производства и потребления в сфере электроэнергетики и участие в процессе формирования резерва производственных энергетических мощностей;

- разработку мероприятий и представление технологических схем и программ развития Единой энергетической системы России и участие в их реализации;

- согласование вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической и тепловой энергии, а также ввода их после ремонта и в эксплуатацию;

- выдачу субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии с управляемой нагрузкой обязательных для исполнения оперативных диспетчерских команд и распоряжений, связанных с осуществлением функций системного оператора;

- разработку оптимальных суточных графиков работы электростанций и электрических сетей Единой энергетической системы России;

- регулирование частоты электрического тока, обеспечение функциони-рования системы автоматического регулирования частоты электрического тока и мощности, системной и противоаварийной автоматики;

- организацию и управление режимами параллельной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, в том числе куплю-продажу электрической энергии (мощности) в целях технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств в порядке, установленном правилами оптового рынка;

- участие в формировании и выдаче при присоединении субъектов электроэнергетики к единой национальной (общероссийской) электрической сети и территориальным распределительным сетям технологических требований, обеспечивающих их работу в составе ЕЭС России;

- участие в осуществлении контроля за техническим состоянием объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, влияющих на надежность и безопасность функционирования ЕЭС России;

- организацию отбора исполнителей услуг по обеспечению системной надежности и услуг по обеспечению вывода ЕЭС России из аварийных ситуаций.

Субъекты ОДУ в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах осуществляют оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике в пределах зон своей диспетчерской от-ветственности. В пределах указанных зон они вправе принимать решения в форме оперативных диспетчерских команд и распоряжений, связанных с осуществлением функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и обязательных для исполнения субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии с управляемой нагрузкой.

Субъекты электроэнергетики вправе не исполнять оперативные диспетчерские команды и распоряжения, если их исполнение создает угрозу жизни людей, сохранности оборудования или приводит к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации атомных электростанций.

Основной задачей ОДУ объединенными энер­госистемами является наиболее полное использование преимуществ их параллельной работы. В известной мере это связано с подчинением местных интересов общим интересам народного хозяйства. Для реали­зации поставленной задачи создана централизованная много­ступенчатая структура управления в виде следующих ступеней:

· Центральное диспетчерское управление ЕЭС России (ЦДУ ЕЭС);

· Объединенные диспетчерские управления объединенных энергосис­тем (ОДУ ОЭС);

· диспетчерские службы районных энергосистем.

Оперативное руководство параллельной работой объединенных энергосистем осуществляется диспетчерами соответствующих объеди­нений через подчиненных им в оперативном отношении диспетчеров энергосистем в условиях четкой регламентации функций и ответ­ственности дежурного персонала.

ЦДУ ЕЭС — это высшая ступень иерархии, она ведет режим и управляет параллельной работой всех входящих в нее объединенных энергосистем.

Среднее звено — ОДУ ОЭС, которая координирует работу входящих в ОЭС энергосистем в части оперативного планирования выработки электроэнергии, создания опти­мального режима работы и схем электрических соединений основной сети, проведения ремонтов оборудования и т.д.

Нижнее звено — диспетчерская служба региональной энергосистемы (ДС РЭС), которая координирует работу входящих в РЭС энергопредприятий и крупных потребителей энергии силами их оперативного персонала. Управляющие воздействия дежурного диспетчера (ДД) РЭС направлены прежде всего на соблюдение графика нагрузок ОЭС, составленного на ос­нове единого энергобаланса объединения, т.е. соотношения между по­требностью в электроэнергии и возможностями для ее удовлетворения.

Диспетчерская служба решает вопросы разработки годовых, сезонных и месячных балансов мощности и энергии всего объединения, эксплуатационных схем и режимов работы основных сетей, согласова­ние ремонтов основного оборудования и т.п.

Регулирование частоты производится в целом по ОЭС, поскольку в нормальном режиме во всех точках сети, соединенных между собой, частота изменяется оди­наково. Поддержание среднего значения частоты и ограничение допустимыми пределами пе­ретока мощности по межсистемным связям осуществляются комплекс­ными автоматическими устройствами.

При возникновении аварийных электроэнергетических режимов, которые характеризуются параметрами, выходящими за пределы требований технических регламентов, и ведут к угрозе повреждения оборудования и ограничению подачи электрической и тепловой энергии в значительном объеме, действует особый порядок оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с утвержденными правилами ОДУ

Системный оператор (в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах - субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, определяемый Правительством Российской Федерации) оказывает на возмездной договорной основе услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике:

- управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих потребителей электрической энергии, а также обеспечение функционирования технологической инфраструктуры;

- обеспечение надежности функционирования электроэнергетики путем отбора исполнителей услуг по обеспечению системной надежности, по выводу Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, по формированию технологического резерва мощности.

Деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электро-энергетике осуществляется в условиях естественной монополии и регули-руется в соответствии с законодательством о естественных монополиях.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.