Силы и средства, используемые при организации внутриобъектового режима — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Силы и средства, используемые при организации внутриобъектового режима

2022-11-24 47
Силы и средства, используемые при организации внутриобъектового режима 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внутриобъектовый режим устанавливается на предприятиях, осуществляющих в предусмотренном законодательством РФ порядке работу со све­дениями, составляющими ГТ (и с иными видами И с ограниченным доступом(КИ). Для организации внутриобъектового режима используется со­вокупность имеющихся на предприятии структурных подразделе­ний, выполняющих функции защиты государственной тайны, а также других подразделений, решающих задачи в данной сфере, и применяемых этими подразделениями средств ЗИ. В организации внутриобъектового режима участвуют следую­щие основные структурные подразделения предприятия: режимно-секретное подразделение, СБП, подразделение противодействия иностранным техническим раз­ведкам, подразделение охраны. Подразделения предприятия, решающие задачи по организа­ции внутриобъектового режима, в своей деятельности использу­ют различные средства ЗИ. В решении задач организационного обеспечения информаци­онной безопасности предприятия важную роль играют организа­ционные средства ЗИ.Под организационными средствами ЗИ пони­мается комплекс мероприятий, планируемых и осуществляемых в целях организации внутриобъектового режима. Они являются, по сути, связующим звеном между персоналом предприятия и раз­личными техническими и иными средствами, используемыми в целях организации и обеспечения режима секретности. Порядок организации внутриобъектового режима, задачи, ре­шаемые должностными лицами и структурными подразделения­ми предприятия, отражаются в разрабатываемых на предприятии внутренних организационно-распорядительных документах, утвер­ждаемых руководителем предприятия. Обязанности сотрудников, имеющих доступ к секретной И доводятся до их сведения под расписку в журнале, хранящем­ся в режимно-секретном подразделении (службе безопасности).

Требования к помещениям, в которых проводятся работы с конфиденциальной И или хранятся носители И

Организация внутриобъектового и пропускного режимов име­ет целью исключение проникновения посторонних лиц в режим­ные помещения предприятия, а также несанкционированного посещения таких помещений сотрудниками предприятия и ко­мандированными лицами, не имеющими прямого отношения к проводимым в них работам.К помещениям, предназначенным для ведения работ с исполь­зованием сведений, составляющих государственную тайну, или для хранения их носителей, предъявляется ряд требований. Это позволяет обеспечить сохранение конфиденциальности проводимых в указанных помещениях работ, а также надежную сохранность носителей конфиденциальной И.Входные двери этих помещений оборудуются замками, гаран­тирующими надежное закрытие помещений в нерабочее время, в них также могут устанавливаться кодовые и электронные замки и автоматические турникеты.Режимные помещения, в которых в нерабочее время хранятся носители конфиденциальной И, оснащаются охранной сигнализацией, связанной с караульным помещением, пультом централизованного наблюдения за сигнализацией службы охраны или с дежурным по предприятию. Перед началом эксплуатации режимные помещения обследу­ются комиссией, назначаемой руководителем предприятия, и ат­тестуются на соответствие требованиям, предъявляемым к по­мещениям для проведения работ с конкретным видом конфи­денциальной И. Для хранения носителей конфиденциальной И по­мещения обеспечиваются необходимым количеством хранилищ, замки которых оборудуются приспособлениями для опечатыва­ния. Хранилища, а также входные двери помещений, в которых они находятся, обо­рудуются надежными замками с двумя экземплярами ключей от них, один из которых в опечатанном пенале (пакете) хранится у руководителя службы безопасности. Второй экземпляр ключей в опечатанном виде хранится у руководителя предприятия или у его заместителя.По окончании рабочего дня все хранилища и режимные поме­щения закрываются и опечатываются. Сдачу под охрану и вскрытие помещений производят ответ­ственные за эти помещения сотрудники предприятия на основа­нии утвержденных руководителем предприятия списков этих со­трудников с образцами их подписей. Списки находятся в службе охраны или у дежурного по предприятию. При отсутствии сотрудников предприятия, ответственных за помещения, в которых хранятся носители конфиденциальной И, данные помещения могут быть вскрыты комисси­ей, создаваемой по указанию руководителя предприятия (его за­местителя) с составлением акта.


57. Цели и задачи пропускного режима

Пропускной режим — это совокупность норм и правил, регла­ментирующих порядок входа на территорию предприятия и выхо­да лиц, въезда и выезда транспортных средств, вноса и выноса, ввоза и вывоза носителей сведений конфиденциального характе­ра, а также мероприятий по реализации названных норм и пра­вил с использованием имеющихся сил и средств.Сущность пропускного режима заключается в объединении усилий, а также сил и средств для достижения основной цели организации пропускного режима — исключения несанкциони­рованного пребывания на территории пред­приятия посторонних лиц и (или) транспорта.Основными задачами пропускного режима являются:недопущение проникновения посторонних лиц на террито­рию (объекты) или в служебные помещения предприятия;

- исключение посещения служебных помещений предприятия
без служебной необходимости сотрудниками предприятия и командированными лицами;

- предотвращение вноса (ввоза) на территорию предприятия
личных технических средств (кино-, фото-, видео-, звукозаписы­
вающей аппаратуры и др.);

- исключение несанкционированного выноса (вывоза) с тер­
ритории предприятия носителей конфиденциальной информа­
ции;

- предотвращение хищения носителей конфиденциальной ин­
формации.
58. Основные элементы системы организации пропускного режима, используемые силы и средства

В целях выполнения задач пропускного режима на территории и объектах, а также в служебных помещениях на предприятиях создается система организации пропускного режима, в рамках которой обеспечивается комплексное применение имеющихся сил и средств.Основными элементами системы организации пропускного ре­жима являются:режимно-секретное подразделение;СБП;бюро пропусков;контрольно-пропускные пункты.Режимно-секретное подразделение и СБП организуют выполнение комплекса мероприятий по обес­печению пропускного режима и осуществляют постоянный конт­роль эффективности их реализации. Основные задачи бюро пропусков следующие:

- учет, хранение всех видов пропусков;

- оформление, выдача, замена и уничтожение пропусков;

В бюро пропусков находится список лиц, имеющих право под­писи заявок на выдачу разовых пропусков, с образцами их подпи­сей. Бюро пропусков оформляет постоянные и временные про­пуска на основании заявок на их выдачу, подписанных должнос­тными лицами, определенными распоряжением руководителя предприятия (его заместителя). Со­трудники, убывающие в отпуск (командировку, на длительное лечение), передают пропуска на временное хранение своим не­посредственным начальникам (сдают в бюро пропусков). При увольнении сотрудников предприятия пропуска у них отбирают.В случае утраты (хищения) пропуска, использования его по­сторонними лицами или обезличенного пользования пропуском, для изучения причин и обстоятельств данного происшествия, а также для определения виновных лиц назначается и проводится служебное расследование. Задачи контрольно-пропускных пунктов включают:

- непосредственный контроль за входом граждан на террито­рию (объекты) предприятия и их выходом;

- учет транспорта, въезжающего на территорию предприятия
и выезжающего с нее;

- контроль законности выноса (вывоза) с территории пред­
приятия носителей конфиденциальной И;

- контроль своевременности возврата посетителями предприя­тия разовых пропусков;

- оперативное реагирование в нештатных ситуациях, связан­ных с попытками проникновения посторонних лиц (транспорта)
на территорию (объекты) предприятия;

На предприятии разрабатывается инструкция по организации пропускного режима, которая определяет порядок организации и обеспечения пропускного режима, порядок и регламент работы бюро пропусков и контрольно-пропускных пунктов, обязанности должностных лиц и порядок их действий в различных ситуациях и другие вопросы. Инструкция утверждается руководителем пред­приятия и доводится до сведения каждого сотрудника предприя­тия в части, касающейся Данного сотрудника. Эта инструкция яв­ляется одним из основных внутренних организационно-распоря­дительных документов.
59. Организация охраны предприятия

Вопросы обес­печения надежной охраны территории предприятия и его объек­тов неразрывно связаны с задачами организации пропускного режима на предприятии. Силы и средства, участвующие в реше­нии этих задач, являются составными элементами системы охра­ны предприятия.От эффективности функционирования системы охраны в пол­ной мере зависят возможность и уровень решения задач пропуск­ного и внутриобъектового режимов. Главные цели охраны предприятия следующие:

- предотвращение попыток проникновения посторонних лиц на территорию предприятия;

- своевременное обнаружение и задержание лиц, пытающихся проникнуть на охраняемую террито­рию;

- обеспечение сохранности находящихся на охраняемой тер­ритории носителей конфиденциальной И и материаль­ных средств и исключение, таким образом, нанесения ущерба
предприятию;

К основным объектам охраны относятся:

- территория предприятия;

- расположенные на территории предприятия объекты;

- носители конфиденциальной И;

- материальные ценности.

Основные задачи охраны перечисленных объектов следующие:

- контроль объекта и охраняемой территории в целях обнаружения и
предотвращения попыток несанкционированного проникновения
на них посторонних лиц;

- сопровождение и охрана носителей конфиденциальной ин­
формации, в том числе служебных документов предприятия;

- выполнение в необходимых случаях специальных задач по
обеспечению личной охраны руководства предприятия и персо­нала предприятия, допущенного к конфиденциальной И;

Для реализации главных целей и основных задач охраны пред­приятия (его объектов) создается система охраны.

Система охраны предприятия — совокупность используемых для охраны предприятия сил и средств, а также способов и ме­тодов охраны предприятия и его объектов. Она включает личный состав подразделений охраны (караулов); технические средства охраны; места размещения личного состава, выполняющего за­дачи охраны, и используемых технических средств; методы охраны объектов. В качестве мест размещения личного состава охраны может быть использован один из основных элементов системы организации пропускного режима — контрольно-пропускные пункты


60. Физическая защита объектов предприятия

Предприятия, работающие со сведениями, составляющими государственную тайну, иной И с ограниченным до­ступом, широко используют при организации и обеспечении охра­ны территории и объектов различные средства физической за­щиты. Под физической защитой понимается совокупность органи­зационных мероприятий, инженерно-технических средств и дей­ствий подразделений охраны в целях предотвращения диверсий или хищений носителей конфиденциальной И и дру­гих материальных средств на охраняемых объектах предприятия.

Применение средств физической защиты значительно повы­шает эффективность функционирования системы охраны пред­приятия в целом, а, с учетом специфики расположения некото­рых объектов предприятия и выполняемых ими задач, практиче­ски гарантирует достижение главных целей и решение основных задач охраны предприятия.

Задачи физической защиты следующие:

- предупреждение случаев несанкционированного доступа на
объекты предприятия;

- своевременное обнаружение несанкционированных действий
на территории предприятия;

- задержка проникновения нарушителя, созда­ние препятствий его действиям;

- пресечение несанкционированных действий на территории
предприятия;

- задержание лиц, причастных к подготовке или совершению
диверсии, хищению носителей конфиденциальной И
или иных материальных ценностей предприятия.

Основу функционирования системы физической защиты со­ставляют организационные мероприятия. Они включают комплекс мер, принимаемых руководством предприятия для физической защиты его объектов, а также нормативно-методические и пла­нирующие документы, регламентирующие их осуществление.

Система инженерно-технической ЗИ — сово­купность органов, решающих задачи инженерно-технической ЗИ, используемых для этого технических средств и комплекса мероприятий, проводимых в целях обеспечения ин­формационной безопасности предприятия.

К техническим средствам физической защиты относятся:

- средства охранной сигнализации, размещенные по перимет­ру охраняемых зон, зданий, сооружений и иных объектов пред­приятия, а также служебных помещений в этих объектах;

- средства контроля прохода (доступа), установленные на кон­трольно-пропускных пунктах, в охраняемых зданиях, сооружени­ях (объектах) предприятия и в служебных помещениях;

- средства наблюдения за периметрами охраняемых зон, конт­рольно-пропускными пунктами, охраняемыми зданиями, соору­жениями предприятия, а также служебными помещениями;

- средства обнаружения проноса (провоза) запрещенных пред­метов, взрывчатых веществ и предметов из металла (в том числе
носителей конфиденциальной И);


61. Организация подготовки к передаче другим государствам сведений, составляющих государственную тайну

При необходимости передачи в рамках международной деятель­ности сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, решение о передаче сведений в соответствии с За­коном РФ «О государственной тайне» принимает Правительство РФ при наличии экспертного заключения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности пере­дачи этих сведений.

При возникновении необходимости передачи сведений, состав­ляющих государственную тайну, другим государствам заинтере­сованные в передаче сведений федеральные органы исполнитель­ной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и пред­приятия направляют руководителям органов государственной вла­сти, наделенным полномочиями по распоряжению такими сведе­ниями, мотивированное ходатайство.

В мотивированном ходатайстве излагаются:

- цель передачи;

- перечень сведений, которые планируется передать, их сте­пень секретности, кем и на каком основании они были засекре­чены;

- перечень компетентных органов, уполномоченных принима­ющей стороной получать сведения;

- обоснование необходимости и целесообразности передачи
сведений, оценка последствий такой передачи для обеспечения
политических и экономических интересов Российской Федера­ции;

- предполагаемый порядок возмещения ущерба в случае не­
выполнения принимающей стороной взятых на себя обяза­тельств.

Получивший мотивированное ходатайство орган государствен­ной власти изучает возможность передачи запрашиваемых сведе­ний и в месячный срок извещает заявителя о своем решении.

После принятия Правительством Российской Федерации этого решения заинтересованный орган государственной власти сов­местно с Министерством иностранных дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ и органом государственной власти, в чьем распоряжении находятся данные сведения, в установлен­ном законом порядке готовит проект межправительственного договора (соглашения) о взаимной защите передаваемых сведе­ний.

Данный проект в установленном порядке направляется на рас­смотрение иностранному государству, которому предполагается передать сведения, составляющие государственную тайну.

На основании решения Правительства Российской Федерации в соответствии с процедурами, предусмотренными международ­ным договором и действующими нормативными правовыми акта­ми, осуществляется фактическая передача сведений, составляю­щих государственную тайну, и (или) их носителей.
62. Организация ЗИ при приеме на предприятии иностранных представителей

Прием иностранных представителей на предприятиях, выполняю­щих работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, проводится по решению руководителя предприятия.

Подготовка и проведение мероприятий по приему иностран­ных представителей на территории предприятий, выполняющих работы со сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляются по согласованию с соответствующими органами безопасности.

Организация и проведение мероприятий по приему иностран­ных представителей предприятиями, выполняющими работы с иными видами И с ограниченным доступом, находят­ся в исключительной компетенции руководителя предприятия как обладателя И.

Подготовку и проведение приема иностранных представителей организуют руководители заинтересованных структурных подраз­делений предприятия в тесном взаимодействии со службой без­опасности (режимно-секретным подразделением).

Служба безопасности со­вместно с заинтересованными структурными подразделениями, а также сотрудниками предприятия, назначенными руководителем предприятия ответственными за прием иностранных представи­телей, разрабатывает соответствующий план мероприятий по за­щите конфиденциальной И. План согласовывается со службами (подразделениями), отвечающими за материально-тех­ническое, финансовое и иные виды обеспечения проводимых мероприятий, и утверждается руководителем предприятия.

В план включаются мероприятия по защите всех видов кон­фиденциальной И, работа с которыми осуществляет­ся на предприятии, проводимые до начала приема иностранных представителей, в ходе проведения приема и по его окончании. В отношении каждого пункта плана указываются ответственные должностные лица, срок выполнения и особенности выполнения меро­приятия. Контроль за выполнением мероприятий, включенных в план, осуществляют заместитель руководителя предприятия, от­вечающий за вопросы ЗИ, и руководитель служ­бы безопасности.

Сотрудники, участвующие в мероприятиях по приему иностран­ ных представителей, обязаны:

- строго соблюдать требования нормативных документов по за­щите конфиденциальной И;

- проявлять высокую бдительность, препятствовать возможным
попыткам со стороны иностранных граждан получить конфиден­циальную И;

- в случае повышенного ин­тереса со стороны иностранных представителей к отдельным проблемам и вопросам, немед­ленно информировать об этом службу безопасности..

Сотрудникам, участвующим в приеме иностранных представи­ телей, запрещается устанавливать с кем-либо из них контакты, не предусмотренные программой приема; в ходе обсуждения и бесед с ними — выходить за рамки И, которую разре­шено обсуждать. Запрещает­ся оставлять иностранных граждан на территории предприятия без сопровождающих лиц.

По завершении всех мероприятий, связанных с посещением предприятия иностранными представителями, и убытии ино­странной делегации готовятся отчетные материалы с результата­ми встречи. В отчете отражаются цель, дата, время и место при­ема, сведения об участниках приема с указанием организаций, которые они представляли, сведения о результатах обмена И. СБПпроводит анализ эффективности принятых предпри­ятием мер по предотвращению утечки И с ограничен­ным доступом в ходе приема иностранных представителей. Мате­риалы анализа изучаются соответствующими должностными ли­цами и руководителями структурных подразделений и учитыва­ются в дальнейшей работе.

После окончания работы с иностранными представителями специально назначенная комиссия проверяет помещения, в ко­торых проводилась встреча  на отсутствие посторонних предметов. О результатах проверки докладывается руководителю предприя­тия.Факт проведения встречи с иностранными представителями регистрируется в соответствующем журнале учета.


63. Порядок выезда персонала, осведомленного в сведениях, составляющих государственную тайну, за границу

Право гражданина на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случае, если он при допуске к све­дениям особой важности или совершенно секретным сведени­ям, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федера­ции.

Срок ограничения права на выезд устанавливается Федераль­ным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и не может превышать пяти лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важно­сти или совершенно секретными сведениями.

Срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой Правительством РФ, на основе мотивированного ходатайства орга­на государственной власти о том, что сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, со­храняют соответствующую степень секретности.

В общей сложности срок ограничения права гражданина на выезд не может превышать десяти лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретны­ми сведениями.

В случае если выезд из Российской Федерации гражданина РФ ограничен в связи с допуском к сведениям, имеющим сте­пень секретности «особой важности» или «совершенно секрет­но», и фактической работой с ними, его заграничный паспорт подлежит передаче на хранение до истечения срока временного ограничения в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта.

Военнослужащие Вооруженных Сил РФ, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена воен­ная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, опреде­ленном постановлением Правительства РФ.

Срок ограничения права работника на выезд, подтверждаемый соответствующим решением уполномоченного должностного лица, исчисляется с момента последнего письменного ознакомления данного работника с соответствующими сведениями.

Вместе с тем работник предприятия в целях исполнения его должностных (функциональных) обязанностей и решения возло­женных на него задач может быть направлен в служебную коман­дировку за границу в составе делегации своего предприятия или в составе делегации органа государственной власти. В этом случае уполномоченные органы госу­дарственной власти, в составе делегаций которых предполагается командирование данного работника за границу, оформляют ему служебный паспорт. Вопрос выезда за границу этого работника также в установленном порядке согласовывается с органом без­опасности.

Выезд за границу в служебную командировку работников, фак­тически осведомленных в сведениях особой важности или совер­шенно секретных сведениях, возможен только в случае крайней необходимости, когда направить в эту служебную командировку лиц, менее осведомленных в сведениях, составляющих государ­ственную тайну, не представляется возможным.

Руководители предприятий, работники которых выезжают за границу в служебные командировки и по частным делам, обяза­ны проинструктировать их по правилам поведения в стране пре­бывания. Эти руководители предупреждают работников о недопу­щении распространения (разглашения) сведений, составляющих государственную тайну, за исключением случаев, когда это пре­дусмотрено программой пребывания (планом служебной команди­ровки) на предприятии, осуществляющем (планирующем) со­вместные работы с предприятием, командировавшим работника.


64. Основные положения лицензирования деятельности предприятий в области защиты государственной тайны

Основы понятия лицензирования и общие требования к алгоритму лицензирования, функции и задачи, решаемые лицензирующими органами, права и обязанности соискателей лицензии и лицензиатов, определены Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Предприятие, планирующее выполнять работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также заниматься деятельностью по защите указанных сведений, обязано в порядке, установленном нормативными правовыми актами и методическими документами, получить лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности. В области защиты государственной тайны для предприятий законодательством Российской Федерации установлены следующие виды деятельности, подлежащие лицензированию: - проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;- проведение работ, связанных с созданием средств защиты И;- проведение работ, связанных с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.

Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности в сфере защиты государственной тайны, являются:

- по допуску предприятий к проведению работ, связанных с
использованием сведений, составляющих государственную тай­
ну, — ФСБ и ее территориальные органы (на территории РФ), Служба внешней разведки Российской Федерации (за
рубежом);

- на право проведения работ, связанных с созданием средств
ЗИ, — ФСТЭК, Служба внешней разведки Российской
Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, ФСБ;

- на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг
в области защиты государственной тайны — ФСБ и ее территориальные орга­ны, ФСТЭК, Служба внешней разведки Российской Федерации (в преде­лах их компетенции).

В соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» до­пуск к государственной тайне предприятий, учреждений и орга­низаций — это оформление их права на проведение работ с ис­пользованием сведений, составляющих государственную тайну. Отдельные виды деятельности могут осуществляться пред­приятием только при наличии у него лицензии на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну. Рабо­ты по этим видам деятельности, в силу специфики их выполне­ния, проводят лишь некоторые предприятия, отвечающие уста­новленным требованиям. Особенности лицензирования деятель­ности этих предприятий определены ведомственными нормативно-методическими документами органов государственной влас­ти, которым Правительством РФ предоставлено право оформле­ния и выдачи соответствующих лицензий.


65. Алгоритм работы лицензирующего органа

Лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдаются Пред­приятиям на основании результатов специальных экспертиз и го­сударственной аттестации руководителей предприятий, ответствен­ных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, и при выполнении следующих условий:

- соблюдение требований законодательных и иных норматив­ных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведе­ний, составляющих государственную тайну, в процессе выполне­ния работ, связанных с использованием указанных сведений;

- наличие в структуре предприятия подразделения по защите
государственной тайны и необходимого числа специально подго­товленных сотрудников для работы по ЗИ, уро­вень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты
государственной тайны;

- наличие на предприятии средств ЗИ, име­ющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям
по защите сведений соответствующей степени секретности.

Лицензии оформляются на бланках, имеющих степень защиты, соответствующую степени защиты ценной бумаги на предъ­явителя. Лицензия подписывается руководителем (заместителем руководителя) лицензирующего органа и заверяется печатью это­го органа. Копия лицензии хранится в лицензирующем органе. Срок действия лицензии не может быть менее трех и более пяти лет, однако по просьбе заявителя лицензии могут выдаваться на срок менее трех лет. Соискатель лицензии представляет в лицен­зирующий орган заявление о выдаче лицензии с приложением копий уставных и учредительных документов, а при необходи­мости и других материалов, характеризующих деятельность Пред­приятия.

Функции лицензирующего органа следующие:

- организация лицензирования деятельности предприятий;

- организация и проведение специальных экспертиз предприя­тий;

- рассмотрение заявлений предприятий о выдаче лицензий;

- принятие решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензий;

- выдача лицензий;

- принятие решений о приостановлении действия лицензии
или о ее аннулировании;ведение реестра выданных, приостановленных и аннулиро­ванных лицензий.

Специальная экспертиза предприятия представляет собой про­верку выполнения требований нормативно-методических докумен­тов по режиму секретности, противодействию иностранным тех­ническим разведкам и ЗИ от утечки по техни­ческим каналам, а также соблюдения других условий, необходи­мых для получения лицензии.

В ходе специальной экспертизы проводится оценка готовности предприятия к выполнению требований законодательных и иных нормативных актов РФ по обеспечению защиты сведений, состав­ляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием этих сведений.

Лицензирующие органы приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случае:

- предоставления лицензиатом соответствующего заявления;

- обнаружения недостоверных данных в документах, представ­
ленных для получения лицензии;

- нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

- невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений
государственных органов или приостановления этими государствен­ными органами деятельности предприятия в соответствии с зако­нодательством РФ;

- ликвидации предприятия.

Контроль за соблюдением лицензионных требований и усло­вий лицензиатами, выполняющими работы, связанные с исполь­зованием сведений, составляющих государственную тайну, осу­ществляют лицензирующие органы.

Руководители и должностные липа лицензирующих органов в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение положений норматив­ных актов в области лицензирования деятельности предприятий, связанной с использованием сведений, составляющих государ­ственную тайну.

Предприятия и их должностные лица в соответствии с Кодек­сом Российской Федерации об административных правонаруше­ниях несут ответственность за осуществление деятельности, свя­занной с использованием сведений, составляющих государствен­ную тайну, без лицензии, а также за нарушение условий, преду­смотренных лицензией на осуществление этого вида деятельнос­ти.


66. Организация проведения государственной аттестации руководителей предприятий

Государственную аттестацию руководителей предприятий организуют лицензирующие органы, а также органы государствен­ной власти РФ, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений, касающихся деятельности подведомственных им предприятий.

Государственную аттестацию руководителей предприятий так­же организуют Федеральная служба безопасности РФ и ее терри­ториальные органы (на территории РФ), Служба внешней раз­ведки РФ (за рубежом), Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, а также органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (в пределах компетенции).

Государственная аттестация руководителей предприятий про­водится в целях оценки уровня их знаний, необходимых для орга­низации на предприятии защиты сведений, составляющих госу­дарственную тайну. Государственная аттестация проводится мето­дом собеседования. Как правило, ее осуществляет аттестационная комиссия, создаваемая для проведения специальной экспертизы предприятия. Расходы на государственную аттестацию руководи­телей предприятий относятся на счет предприятий.

Аттестуемое лицо обязано знать:

- основные требования нормативно-методических документов
по режиму секретности, противодействию иностранным техни­
ческим разведкам и ЗИ от утечки- по техниче­
ским каналам и условия выполнения этих требований;

- порядок организации защиты государственной тайны на пред­
приятии.

От государственной аттестации освобождаются руководители предприятий, имеющие свидетельства об окончании учебных за­ведений, уполномоченных осуществлять подготовку специалис­тов по вопросам ЗИ, составляющей государствен­ную тайну. Результаты государственной аттестации руководителя предпри­ятия включают в акт проведения специальной экспертизы или оформляют отдельным актом, который представляют экспертной комиссии при проведении экспертизы предприятия. Они учиты­ваются при принятии решения о выдаче предприятию лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, со­ставляющих государственную тайну.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.