Общение. Речевая деятельность. Коммуникативные умения — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общение. Речевая деятельность. Коммуникативные умения

2022-11-23 24
Общение. Речевая деятельность. Коммуникативные умения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С целью получения представлений об особенностях формированиякоммуникативных умений у детей старшего дошкольного возрастарассмотрим основные понятия: «общение», «речевая деятельность» и«коммуникативные умения».

В толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой [5], а такжев толковом словаре С.И. Ожегова [18], а также общением называетсяделовая или дружеская связь.

В энциклопедическом словаре А.А. Бодалева «общение называетсясложныммногоплановым процессом «установления и развития контактовмежду людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповоеобщение), порождаемым потребностями совместной деятельности ивключающим в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию(обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальнуюперцепцию (восприятие и понимание партнера)» [1].

По своей сущности общение является специфической формой взаимодействия индивида с другими людьми. В ходе этого процесса людиобмениваются опытом, информацией, навыками.

В работе Т.Г. Севастьяновой рассматриваются основные составляющие общения [23]:

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);

2. Знание норм и правил общения с окружающими («Я знаю»);

3. Умение организовать общение («Я умею»).

Л.Д. Столяренко выделяет в структуре общенияосновныевзаимосвязанные стороны [25]:

1. Коммуникативную, состоящую в обмене информацией между людьми (информационная функция).

2. Интерактивную, предполагающую организацию взаимодействия между людьми.

3. Перцептивную, включающую процесс восприятия друг друга собеседниками (коммуникативная функция взаимоотношения).

В зависимости от целей различают несколько функций общения:

· Контактная: установка контакта, подготовка к передаче

информации;

· Информационная: обмен информацией;

· Побудительная: целенаправленное стимулирование активности;

· Координационная: обеспечениесогласованности действий вобщем деле;

· Функция понимания: обеспечение адекватного взаимопонимания;

· Эмотивная: обмен эмоциями;

· Функция установления отношений:обозначение своей роли вобществе;

· Функция оказания влияния:влияние на состояние, поведение,личностно-смысловые образования партнера.

Речевая деятельность является деятельностью, имеющей«социальныйхарактер, в ходе которой высказывание формируется и используется длядостижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия)».Л.С. Выготским речевая деятельность называласьпроцессом«материализации мысли, т. е. превращения ее в слово» [2].

Речевая деятельность включает речевые действия (акты),представляющие собой подготовку и реализацию высказывания, целиком,вне зависимости от его объема.

В научной литературе распространена схема речевого акта, которуюпредложил Р.О. Якобсон, включающая 4 основных компонента:

o говорящего (адресанта)

o слушающего (адресата)

o контекст (обстановку, в которой осуществляется высказывание)

o передаваемую информацию (сообщение).

Выделяют несколько видов речевой деятельности:

А) Производящие текст:

- говорение;

- письмо;

Б) Осуществляющие восприятие:

- слушание;

- чтение.

исследуем понятие «коммуникативных умений» [28].

Так, в толковом словаре Т.Ф. Ефремовой под умением понимается «способность делать что-либо, основанная на знании, опытности, навыке» [5]. В толковом словаре С.И. Ожегова умение отождествляется снавыком в каком-нибудь деле, опытом [18].

В педагогике умения рассматриваются, в первую очередь как действия. А.А. Максимова рассматривает коммуникативные умения как «осознанныекоммуникативные действия субъектов (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способностьправильным образом выстраивать свое поведение в зависимости от задач общения» [14].

А.В. Мудрик под коммуникативными умениями понимает «умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманиемпсихологических особенностей индивида» [15]. В.А. Кан-Каликрассматривает коммуникативные умения как «комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности»[9].

Л.Р. Мунирова под коммуникативными умениями понимает «сложные и осознанные коммуникативные действия учащихся и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачамиобщения» [16]. О.Н. Сомкова под коммуникативными умениями понимает «владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умение общаться и посредствомобщения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» [24].

В психологии коммуникативные умения рассматриваются, в первую очередь, как способности. Так С.Л. Рубинштейн [22], Б.М. Теплов [26] рассматривают коммуникативные умения как «отражение коммуникативной способности личности, которая в свою очередь имеетобщественно-историческое происхождение, а также проявляется, формируется и совершенствуется в практическом общении».

К.К. Платонов понимает под коммуникативными умениями «способность к образованию межличностных отношений, обеспечивающихуспешную коллективную деятельность и нахождение в ней своего места» [19].

В рамках данной работы под коммуникативными умениями будут пониматься умения устанавливать взаимоотношения с людьми.

А.А. Максимовой в структуре коммуникативных умений выделяются три группы умений:

1. Информационно-коммуникативные: умение вступать в процесс общения, ориентироваться в партнерах и ситуациях, соотносить средствавербального и невербального общения.

2. Аффективно-коммуникативные: умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость,отзывчивость, сопереживание, заботу; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

3. Регуляционно-коммуникативные: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров по общению; умение доверять, помогать и поддерживать их; применять индивидуальныеумения при решении совместных задач, а также оценивать результаты совместного общения [14].

По мнению А.В. Мудрика коммуникативные умения включают такие составляющие, как:

1) умение ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей(различать их настроение и характер);

2) умение ориентироваться в ситуации общения (быть знакомыми справилами установления контактов);

3) способность к сотрудничеству в разных видах деятельности (постановка целей, планирование и их достижение;

4) способность к анализу достигнутого[15].

Таким образом, было выяснено, что общение является сложным многоплановым процессом взаимодействия двух или более людей, с цельюобмена опытом, информацией, навыками. Общение выполняет различныефункции: контактную, информационную, эмотивную, а также другие функции. Суть речевой деятельности заключается в материализации мысли.Выделяют несколько видов речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение. Под коммуникативными умениями понимаются уменияустанавливать взаимоотношения с людьми. Коммуникативные умения –необходимый компонент общения.

 


 

1.3. Роль сюжетно - ролевой игры в формировании коммуникативныхнавыков у детей старшего дошкольного возраста

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.

Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми.

Перечисленные критерии могут развиваться у дошкольников при наличии совместной деятельности. Одним из основных видов такой деятельности выступает сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.[29]

В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели.[4] В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами ровесников. И здесь большая роль в правильной организации общения в игре принадлежит педагогу. Он учит детей правилам поведения, обязательным при проведении сюжетно-ролевой игры, воспитывает у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, учит договариваться с партнерами, чем способствует формированию характера.

Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры.

Игра для детей – это речь. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно сюжетно-ролевая игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. [7] Таким образом, возникает общение, направленное на партнера (сначала - взрослого, а затем - сверстника).

В условиях обучения и руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны воспитателя постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке её задач, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения.

Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.

Для развития сюжета игры и коммуникативных навыков у старших дошкольников целесообразно проводить игры - придумывания. Дети самостоятельно придумывают сюжет для этой игры. В процессе подобного задания они учатся слушать друг друга, продолжать рассказ партнера. В результате дошкольники могут реализовать свои коммуникативные возможности и действовать согласованно. Дети учатся ориентироваться на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.

Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативной деятельности, навыков и развития взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика. В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребёнка.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.