Тренерская работа с футбольной командой высокого уровня — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тренерская работа с футбольной командой высокого уровня

2022-11-14 25
Тренерская работа с футбольной командой высокого уровня 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДЖОВАННИ ТРАПАТТОНИ

ТРЕНЕРСКАЯ РАБОТА С ФУТБОЛЬНОЙ КОМАНДОЙ ВЫСОКОГО УРОВНЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение от Джованни Трапаттони  
Символы  
Часть 1 - Эволюция тактических приемов в футболе высокого уровня и применимые методы тренировки  
Введение  
ФАЗА ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ  
Поиск, создание и размещение пространстве в средней зоне  
Размещение в пространстве при атаке по правому флангу поля  
Продольное размещение в пространстве по правому флангу поля  
Размещение в пространстве у края штрафной площадки  
Размещение в пространстве при игре в атаке - Прорыв  
Проход полузащитника в центральную зону  
Проход полузащитника на фланг  
Создание пространства в глубине поля  
Развитие игры на флангах - Создание численного преимущества  
Образовательная составляющая наставничества  
ФАЗА ИГРЫ БЕЗ МЯЧА  
Игра в паре  
Тактический диалог - вербальная коммуникация  
Прессинг - контрпрессинг  
Обучающие и тренировочные упражнения  
Тактика офсайда  
   
Часть 2 - Позиции игроков и их тактико-техническая эволюция  
Предисловие  
Вратарь  
Чистильщик  
Центральный защитник  
Боковой или фланговый полузащитник  
Центральный полузащитник  
Нападающие игроки - Форварды  
Верхняя игра  
Передача мяча - "Геометрические" пасы  
Повышение наступательности футбола  
Упражнения  
Как использовать пространство в сложных ситуациях при вбрасывании  
   
Часть 3 - Предсезонная физическая подготовка и годовой рабочий план футбольной команды высокого уровня  
Предисловие  
Предсезонная физическая подготовка  
Упражнения "Cometti"  
Физическое состояние в зависимости от годовых циклов  
Официальные матчи как инструмент тренировки  
нервное напряжение  
Годовой рабочий план  
Прочтение моего футбола  
   
Дж. Трапаттони - Слово в заключение  
   
   
   
   

 

Четверть века… Страницы моих ранних записей пожелтели с годами. От футбола с его колдовством… к футболу как части шоу-бизнеса с его постоянным тактико-техническим совершенствованием и непрерывным ростом требований к физической подготовке.

Средства массовой информации, спонсоры, коммерческие телевизионные трансляции, глобализация, ускоренное развитие

технологии в наше время, Интернет и так далее…и ускользающие воспоминания о наших собственных корнях.

 

Введение

Обсуждение эволюции тактики футбола высокого уровня является нелегкой задачей. Можно быть неправильно понятым или взять неверный академический тон. Именно поэтому я не стану детально объяснять каждое "историческое изменение" с упоминанием национальных команд, клубов и игроков. Вместо этого в интересах ясности и содержательности моей книги я буду использовать то, чем обогатила нас вся "История" футбола, те изменения в этом ныне глобальном виде спорта, свидетелями которых мы стали в минувшие годы.

В частности, хочу отметить, что содержание данной книги основано на личном опыте и концепциях работы в профессиональном футболе.

 

Часть 1 представляет собой синтез основных "исторических изменений; то есть наиболее ярких изменений, введенных в практику игры футболистами с их описанием и разъяснением с помощью схем новых возможностей для лучшего понимания их тактико-технического содержания.

Часть 2 посвящена теме, очень важной для футбола третьего тысячелетия: игроку и его "роли", которая ныне определяется не объективными стандартами, типичными для футбола шестидесятых и семидесятых годов, а исходит из необходимости постоянного совершенствования игры как в защите, так и в нападении.

Физическая кондиция в начале футбольного сезона является предметом Части 3, наряду с физическим, техническим и тактическим планированием работы с командой высокого уровня (Бавария Мюнхен) с учетом проведения всех матчей сезона (и официальных, и дружеских встреч).

В этой книге также отражена моя точка зрения по вопросам физической и психологической подготовки игроков.

 

 

Джованни Трапаттони

 

Символы

1. Мяч

2. Движение мяча - Прямой пас

3. Пас с подкруткой

4. Движение с мячом

5. Движение игрока

6. Движение игрока из

исходного положения

7. Игрок

8. Игрок с мячом

9. Соперник

10. Направление игры

11. Тренер

12. Свободное пространство

13. Ориентация корпуса игрока

 

Часть 1

Эволюция тактических приемов в футболе высокого уровня

Введение

 

Говорят, что футбол появился в Англии в 1863 году, и на протяжении некоторого времени там использовались общие системы игры и общие тактические приемы.

Самые ранние изменения произошли после введения новых правил, например,

об игроках в положении офсайд. Вследствие этих изменений произошел переход от пирамидального размещения игроков (типичного для игр начала ХХ века) к размещению в виде W-M в 1925 году.

Некоторые тренеры,например, Карл Раппан, использовали систему Ригеля (или "catenaccio", дословно "замок", для блокировки атаки соперника), в то время как в Южной Америке предпочитали размещение по формуле 4-2-4, усовершенствованное бразильской командой до формулы 4-3-3 на Кубке Мира в Швеции в 1958 году.

Начиная с этого времени, каждая национальная команда разрабатывает свои собственные схемы и построения, иногда используя при этом опыт клубов своей страны.

В 1962 году Англия трансформировала исходную бразильскую схему 4-2-4 в 4-1-3-2; в 1970 Бразилия показала гибкое построение 4-4-2, которое снова было использовано 1974 году Германией. Благодаря достижениям команд Интер Милан, АС Милан и итальянской национальной сборной команды в период с 1960 по 1980 Италия стала одной из стран, где футбол стал наиболее однородным с точки зрения использовавшихся схем: il calcio all ¢ italiana (футбол по-итальянски) вызвал появление игрока за линией обороны, чистильщика.

В начале 70-х годов Аякс и национальная сборная Нидерландов внесли значительный вклад в тактико-техническое развитие футбола: тактику прессинга, офсайда и индивидуальной опеки (или индивидуального сопровождения) можно безраздельно приписать их заслугам. Голландский футбол также привнес универсальность игроков, тактику тотальной игры, развил значение командной игры и функций игроков, которые более не вписывались в рамки старых "ролей" (защитники стали играть на флангах).

Эта революция не была принята всеми: однако, на Кубке мира 1974 года в Германии многие команды организовали защиту с индивидуальной опекой, используя игроков в новых качествах.

На Кубке мира 1978 года в Аргентине многие национальные сборные оказались готовы применить голландские нововведения: Аргентина, Бразилия и Швеция продемонстрировали общий тактический рост с организацией обороны по линиям и схемам, созданным на основе голландских.

С этого момента начался поиск путей развития и улучшения всех тактических составляющих: возросло количество многофункциональных игроков. Так называемые "ролевые игроки" перестали быть таковыми. Игра с индивидуальной опекой постепенно уступила место игре в одной или нескольких совмещенных зонах.

Каждый клуб или сборная разработали построения или схемы, происходящие из зональных построений: к ним относится команда Бельгии со схемой 4-3-3 и Франции со схемой 4-4-2 (Обладатель Европейского Кубка 1984 года), внесшие наибольший вклад в развитие тактико-технических принципов зональной игры.1

 

 

Начиная с этого времени, новые правила (например, о действиях вратаря, о возможности удаления игрока за нарушения правил в игре против ближайшего к воротам соперника, о возможности вынесения предупреждения за тактическое нарушение), появление у игроков навыков розыгрыша мяча из стандартной ситуации рядом со штрафной площадкой, присуждение трех очков за победу в матче и увеличение скорости игры значительно изменили тактико-технические принципы и, соответственно, методы работы тренера.

 

1 Здесь мы не должны забыть российскую команду Лобановского и ее построение 3-5-2.

 

 

ФАЗА ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ  
Раздел А - Поиск, создание и размещение в пространстве в средней зоне
Раздел В - Размещение в пространстве при атаке по правому флангу поля
В1        - Продольное размещение по правому флангу поля
В2            - Размещение в пространстве у края штрафной площадки
В          - Размещение в пространстве в атаке - Прорыв
В3b            - Проход полузащитника в центральную зону
В3c       - Проход полузащитника на фланг  
Раздел C - Создание пространства в глубине поля  
Раздел D - Развитие игры на флангах -                Стремление к созданию численного преимущества.
Раздел E - Обучающая тренировка
    ФАЗА ИГРЫ БЕЗ МЯЧА
Раздел F - Игра в паре            Тактический диалог - вербальная коммуникация
Раздел G - Прессинг - Контрпрессинг                Обучающие и тренировочные упражнения
Раздел H - Тактика офсайда

 

 

ФАЗА ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ

 

Я проанализирую тактико-технические приемы, с которыми мне приходилось сталкиваться в мою бытность тренером.

В 1990 году в моем предисловии к книгу Эмилио Чеккини " Il Processo della formazione tattica" я писал: " кроме того, давление, оказываемое соперниками на игрока с мячом, ограниченность доступа к прилегающему пространству, опека и высокоэффективная оборонительная система сокращают пространство для игры, создавая новые проблемы для игроков и тренеров: эволюция нынешнего футбола зависит от их решения ". Мои догадки были верными. В реальности тактические усовершенствования, решающие данную проблему, сопровождались осознанием другого основополагающего фактора нынешнего футбола: необходимости скоростной игры и высокого темпа на протяжении всего матча. В размышлениях об основных концепциях футбола (показаны на Таб. 1)

 

                               
 

Владение

мячом

 

 

Команда в фазе атаки

 

Создание и занятие пространства

при удержании мяча

 
     
           
                     
                               
                               
                   

Занятие пространства

в собственной средней зоне

с опережением соперника

и перехват мяча

 
         

 

Команда в фазе обороны

   

 

Игра без мяча

     
     
                               

Таблица 1 - базовые концепции футбола.

 

и о размещении и организации команд (обычно укороченных и компактных, см. схемы 1 и 2) для игры в зоне или совмещенных зонах, я понимал, что основной проблемой для меня, когда мои игроки обладали мячом, была проблема поиска, создания пространства, размещения игроков в пространстве в разных частях игрового поля, и эффективного использования этого пространства в своих целях.

На следующих далее схемах команда соперника размещена для игры в зоне или совмещенных зонах: каждая схема (изображение поля или его части с указанием позиций игроков) соответствует методу, и может быть использована как основа для развития игрового действия в соответствие с поставленной задачей.

 

Присутствие соперника, с позиции целей обучения, является "активным" фактором. Таковое присутствие не отражается во всех возможных проявлениях, а только в виде наиболее вероятных из них.

 

 

Команда размещена по формуле 4-3-3

Команда размещена по формуле 4-4-2

 

 

Схема 1 - "Укороченные и компактные" построения команд при выбивании мяча вратарём.

Раздел А

Первая фаза игры:

Условия: руководимая вами команда размещена по формуле 4-3-3 и обладает мячом. Команда соперника размещена по формуле 4-4-2.

Фазы игры: игрок 4 ведет мяч и дает пас в свободное пространство.

Игрок 7 перемещается для подбора мяча.

Игрок D имеет два варианта действий:

1. Он может остаться в пространстве, в котором находился до паса от игрока 4 (схема 3.)                         

Схема 3.

2. Он может последовать за игроком 7 и начать его опеку. Если он поступит так, на правом фланге средней части поля возникнет пространство для прохода игрока 2 (схема 4).              

Схема 4.

 

Раздел В

Схема 7.

 

Раздел В3

Схема 8.

 

Схема 9 - Игрок 9 владеет мячом и перебрасывает его назад игроку 2 (после получения мяча игрок 9 может производить обманные движения, удерживая этим соперника H). Движения игрока 9 повторяются опекуном, игроком H. Таким образом, создается пространство для прохода игрока 10, который получает мяч от игрока 2 и перемещается вперед к концу поля для навеса.

Раздел C

Схема 12

 

 

Раздел D

Развитие игры на флангах – Стремление к численному преимуществу.

Условия:

q 4 своих игрока;

q 3 игрока соперника;

q Задействованный вратарь.

Первый вариант:

Схема 13 - игрок 2 отдает пас игроку 8, опекаемому соперником, и проходит дальше игрока 7. Игрок 2 получает обратный пас от игрока 8, ведет мяч до конца поля и делает навес на игрока 9.

 

Второй вариант: Схема 13а - игрок 2 отдает пас игроку 8, опекаемому соперником, который отдает пас игроку 7 и проходит дальше игрока 7, получает обратный пас, ведет мяч до конца поля и делает навес на игрока 9.

 

Упражнение 1 - Фаза А:

Условия:

· 4 своих игрока;

· Игроков соперника нет;

· Задействованный вратарь

Схема 14 - игрок 8 ведет мяч поперек поля и отдает пас игроку 2, набегающему сзади. Игрок 7 бежит навстречу 2 и получает пас, в то время, как 2 проходит дальше него. Игрок 7 видит перемещение игрока 10, отдает ему мяч и возвращается в точку 71. Игрок 2 получает мяч от игрока 10 и пасует его к точке 71, в то время, как 10 проходит вперед и потом получает мяч с точки 71. Игрок 10 ведет мяч до конца площадки и делает навес на игроков 2 и 8.

 

 

Упражнение 1 - Фаза В:

Условия:

· 4 своих игрока;

· 3 игрока соперника;

· Задействованный вратарь

 

Схема 15 - игроки. как и в предыдущем упражнении с тремя соперниками; им нужно найти эффективные реализуемые решения для получения командного преимущества.

 

Игрок 8 отдает мяч игроку 2, который пасует 7, находящемуся под прессингом со стороны G.

7 имеет два варианта действий:

или отдать дальний пас 2, выходящему вперед по флангу (вариант "А"),

или отдать мяч 10 для паса игроку 2 на фланге (вариант "В"). Игрок 2 ведет мяч до конца поля для навеса игрокам 7 и 8, опекаемым только одним соперником I.

Во второй ситуации (вариант "В") при отдаче паса от 10 к игроку 2
игрок 10 должен помнить как об оборонительных действиях игрока H, так и о создании искусственного офсайда игроком I, действующим в этом случае в качестве чистильщика.

Другая группа из семи игроков после окончания отработки на правом фланге выполняет идентичное упражнение на левом фланге.

Таким образом, тренер получает время для исправлений и конкретных указаний своим игрокам.

 

Упражнение 2 – попытка глубокого розыгрыша на флангах, противоположных углам поля.

Условия:

· 2 команды с 8 перемещающимися игроками;

· 2 вратаря.

Размер площадки:

Зависит от количества игроков.

Цель:

В четырех заштрихованных секторах, показанных на схеме 16, игроков нельзя атаковать.

Схема 16.

 

 

Раздел E

Обучающая тренировка.

 

Эти упражнения составляют часть того, что я называю обучающей тренировкой.

Она заключается в предложении игрокам ситуации, которую им нужно решить подобно школьному заданию. Игрок находится на поле, и в этот момент он должен найти решение для предлагаемой ситуации.

Такая работа также выполнима на бумаге или на доске.

Подобные упражнения позволяют игрокам благодаря нейро-мышечным процессам освоить и овладеть структурными элементами упражнений 3.

Защитники поначалу ограниченно активны, но их активность и скорость начинают возрастать во время реальной игры 4.

Одним из упражнений подобного типа является так называемый «матч с тенями»: команда играет против 11 теневых игроков, поначалу ведущих себя исключительно пассивно. Так образом команда приобретает все большую уверенность в игре при обладании мячом и развитии действия на поле.

 

 

3 Я заметил, что обучение при этом идет быстрее, и игроки получаю более глубокие и устойчивые навыки тактической борьбы.

4 При выполнении данных упражнений их продолжительность и темп очень близки к действиям в реальных матчах.

 

ФАЗА ИГРЫ БЕЗ МЯЧА

Раздел F - Игра в паре (парная опека)

 

Игра в паре (или парная опека) есть «оборонительный тактический маневр, имеющий целью безотлагательный отбор мяча или перехват паса».

Эти действия, раньше выполнявшиеся немногими игроками, сегодня являются типичными для многих клубных и национальных команд. По моему мнению, этот «принцип» очень важен, и я требую от моих игроков его выполнения как на флангах, так и центральной части поля.

Защитник борется за мяч с поперником, в то время, как его партнер занимает позицию для:

1. Затруднения действий соперника;

2. Для попытки отбора мяча, если соперник поведет его к середине поля

(Схема 18).

Схема 18 – Игра в паре (продольное расположение игроков).

 

G противостоит игроку 7, пытаясь вытеснить его к середине поля – «слабой стороне» защитника, для большей эффективности действий H.

То же требуется и от полузащитника E, который оттягивается назад для парной опеки игрока 7, как показано на схеме 19:

Схема 19 - Игра в паре (продольное расположение игроков).

 

Когда игрок 7 (с мячом) имеет за спиной игрока G, игроку Е приходится выполнить другой маневр: его главная цель при игре в паре заключается в отборе мяча сбоку (Схема 20).

 

 

Когда игрок 2 пасует 7, Е играет в паре для отбора мяча. Действия его будут эффективными, так как они ограничивают возможности развития игры игроком 7.

Схема 20 - Игра в паре (поперечное расположение игроков).

 

Игра в паре с целью отбора мяча может вестись по всему полю. При выполнении в нападении, она может совмещаться с прессингом и послужить прелюдией к атаке.

Условием игра в паре является малая дистанция между игроками, особенно в обороне.

Игра в паре требует тактической сыгранности, нацеленности и временной координации.

Если игра будет торопливой и инстинктивной, могут быть допущены ошибки.

Таким образом, одной из целей тренировок должно стать улучшение рефлекторной активности и реакции игроков, играющих в паре.

Схемы 18-20 показывают, как выполняется игра в паре при продольном и поперечном расположении игроков с технической точки зрения.

Обучение можно начинать с группой из 4 игроков, разбитых на пары: например, игроки 7 и 2 с мячом, G и H в роли соперников.

Их расположение показано на схеме 21 для целей обучения:

Схема 21 – игрок 2 мячом атакуется игроком Н. Он отдает мяч игроку 7, которого опекает G. Игрок 7 пытается удержать мяч и провести его мимо соперника G. H меняет направление движения для игры в паре против игрока 7.

 

Если пара игроков приближаются со стороны спины соперника, существует риск нарушения правил при одновременном нападении основного игрока пары и его напарника. В таком случае напарник должен выиграть время (см. схему 18). И наоборот, напарник должен действовать раньше основного игрока, если только соперник 7 развернется для увода мяча (см. схему 20).

Это упражнение улучшает навыки пар по отбору мяча у соперника и помогает игрокам находить решения в схожих ситуациях. После отдачи паса игроку 7 (опекаемому парой G и H), 2 становиться достижим для дальнего паса, как показано на схеме 22:

 

 

Схема 22 – выход в положение для приема дальнего паса.

Игрок 7 может рассчитывать на игрока 2, отдав ему мяч до начала атаки на него со стороны G и H.

 

Как я сказал, игра в паре с поперечным расположением игроков исключительно важна. Она должна вестись предельно тщательно и скоординировано, в основном силами нападающих и полузащитников, при поддержке чистильщика, предотвращающего продольные проходы соперников. Это упражнение выполняется шестью игроками, разбитыми на две группы и размещенными в центральной зоне поля.

T, F и G играют вместе и владеют мячом: они располагаются вдоль поперечной линии на расстоянии 5-7 ярдов друг от друга (для лучшей имитации реальной игровой ситуации см. схему 23).

Игрок Е с мячом движется в сторону игрока 9.

В этот момент основную роль исполняет игрок 10: он должен находится в готовности и правильном положении для вмешательства в случае неудачи своего товарища по команде. В интересах упрощения и надежности взаимодействия игрок 10 может попросить игрока 9 (тактический диалог) прикрыть боковое пространство, вынуждая противника вести мяч к середине поля, где игрок 10 будет готов к игре в паре. То же ожидается и от игрока 11.

Таковы „тактические принципы “футбола. Данные упражнения чрезвычайно эффективны для развития автоматизма при перемещениях игроков.

Схема 23 – игрок 10 готовится взаимодействовать с Е, оттесненным внутрь поля игроком 9.

 

 

Раздел G

Прессинг – Контрпрессинг

Принципы прессинга и тактика искусственного офсайда приписываются команде Ajax и национальной сборной Нидерландов (1970-1973).

Эти принципы претерпели изменения. Поначалу они всегда применялись непрерывно и комплексно. Это часто создавало фрагментарность игры, но появление и применение мер противодействия сделало их более рациональными и методичными. Сегодня многие клубы применяют эти принципы, гибко трансформируя их в своих целях с учетом различных факторов. Национальная спортивная культура, стили игры, менталитет тренеров, навыки игроков и, не в последнюю очередь, применение концепций теории подготовки команд и методов физической подготовки стали теми элементами, которые оказали наибольшее воздействие на эволюцию понятий прессинга и офсайда.

 

С технической точки зрения применение прессинга означает нахождение ответа на следующие вопросы:

q Почему и как команда применяет прессинг?

q Когда, как глубоко и в каких зонах поля следует применять прессинг?

q Какие навыки должны иметь игроки для применения офсайда?

 

При размещении игроков 4-4-2 и 3-5-2 все команды отказались от индивидуальной опеки в пользу ее смешанного варианта. При размещении игроков 4-4-2 один из четырех защитников действует как «чистильщик», занимаясь опекой при продольных перемещениях по полю, в то время как прочие изолируют ведущих игроков противника. Неудачное применение прессинга в атаке или в центре поля заставляет одного из двух центральных игроков продольно смещаться в оборону для отражения возможных дальних пасов соперников.

 

В фазе обороны размещение 3-5-2 дает лучшую защиту на случай ошибок, в то время как в атаке оно обеспечивает лучший баланс между нападающими и игроками второго эшелона.

Команд, применяющих понятие «смешанной» зоны больше, чем приверженцев так называемых «чистых«зон. Последние отличаются более сбалансированной обороной и более выраженным прямым сопровождением соперников при сохранении принципов действий в фазе нападения и потенциала результативности.

 

q Примеры применения прессинга при размещении 4-4-2 (схема 24).

 

Атака должна всегда выполняться, когда мяч находится недалеко от боковой линии. В этом случае защитник имеет два варианта действий: дальний пас или пас назад. При движении вперед атака должна проводиться по флангу: в девяти случаях из десяти возникает провести мяч.

Схема 24 показывает, только для целей обучения, действия трех игроков на переднем крае.

Применение прессинга требует максимальной организованности всей команды, включая вратаря. При этой стратегии каждый игрок должен представлять как общую,так и функции всех членов команды.

«Прессинг«является групповым действием, при котором все игроки действуют одновременно, независимо от их близости к мячу – и является лучшим воплощением организационной идеи.

Схема 24 – Прессинг применяется игроками передней линии. Прессинг применяется тремя форвардами: 7, 9 и 11. 7 применяет прессинг в отношении защитника G, 9 применяет прессинг в отношении мяча и пространства,

11 применяет прессинг в отношении пространства между I и H.

 

 

«Жаркая работа для холодных умов» - так бы я выразил сущность принципа прессинга, успех которого определяется физической формой игроков, их быстротой, выносливостью, умением, интеллигентностью, наличием признанных лидеров, демонстрирующих взрывную реакцию (агрессивная фаза) после тщательного и взвешенного «прочтения» контекста игры.

Я использовал обучающие и тренировочные упражнения, описанные далее, для развития активного и позитивного настроя у моих игроков и формирования творческих отношений сотрудничества, обеспечивающих динамичность и эффективность действий в любой игровой ситуации.

 

 

Раздел H

Тактика офсайда

Тактика офсайда может стать заключительной фазой применения прессинга всеми игроками команды за линией нахождения мяча, и может помочь вернуть мяч в распоряжение команды

1. после свободного удара,

2. при применении агрессивного прессинга

 

При систематическом применении офсайда возможно совершение ошибок или применение командой соперника адекватных встречных действий: так, в прошлом, некоторые команды оставляли до 30 ярдов между вратарём и задним защитником, но постоянно терпели поражения в четверть / полуфиналах.

Авторами тактики офсайда стали национальные сборные Голландии и Бельгии.

Офсайд важно оценивать, исходя из трех параметров: где, как и когда его применять?

Сегодня интервал между защитниками - которые больше не выдвигаются вперед - и вратарём имеет тенденцию к сокращению, что, в результате, приводит к лучшей организованности команды. Действительно, если мяч уходит на фланги, защитники готовы вмешаться. Если же, наоборот, мяч проникает за линию защиты, вратарь имеет хорошие шансы его подобрать (см. схему 25). 

 

Схема 25 - Эволюция тактики "офсайда".

Половина поля В: пространство, используемое для создания офсайда со значительным удалением от собственного вратаря.

Половина поля А: пространство, используемое для создания офсайда с укороченной дистанцией от вратаря.

 

1. Половина поля В 2. Половина поля А 3. Линия 3/4 поля 4. Используемое пространство  

 

 

Таким образом, соперник не может осуществить индивидуальный прорыв в сторону вратаря, а защитник имеет возможность избежать красной карточки - будучи последним защитником - если нарушит правила в единоборстве с соперником.

Офсайд также может быть применен в рамках оборонительного прессинга: при этом чистильщик идет вперед навстречу мячу, оставляя функцию контроля пространства и прикрытия двум центральным защитникам.

 

 

Часть 2

Предисловие

В современном футболе игрок для достижения должного уровня должен совершенствоваться как в наступательной, так и в оборонительной игре.

Возрастающее использование моделей "игры в зоне" и "игры в смешанной зоне" делает общий уровень командной игры более важным, чем уровень индивидуального мастерства, и требует активности от каждого из игроков.

Три очка. присуждаемые за победу в профессиональном футболе, и ориентировка на определенный уровень игры вызвали появление универсальных игроков, которых невозможно оценить с применением привычных стандартов.

Поэтому универсальность становиться качеством, нуждающимся в постоянном совершенствовании.

Сегодня игрок высокого уровня должен быть готов показать все свои умения в любом игровом контексте (нападении и обороне) или пространстве (в боковых и центральных зонах), что относится и к тактико-техническим навыкам (владение мячом и ситуацией), и к образовательно-психологическим (лидерство и интеллект) аспектам.

Он должен быть способен видеть и понимать ход игры, и незамедлительно реагировать, выполняя соответствующие отработанные моторные действия.

 

Вратарь

По многим причинам эта роль претерпела значительные изменения: улучшенная экипировка (перчатки и защитные материалы), научные открытия, развитие приемов пробивания мяча по воротам и использование стандартных ситуаций, размещение игроков в зоне для применения прессинга и тактика офсайда, введение новых правил.

 

Зоной действия вратаря не является лишь штрафная площадка - где он может использовать свои руки - теперь он играет и за ее пределами, хотя бы и только ногами.

Часто он выполняет роль чистильщика: он поддерживает защитников, которые откатывают мяч в его сторону, пребывает в готовности перехватить глубокие проникающие пасы соперников и часто вынужден противостоять сопернику, миновавшему последнюю линию обороны. Иногда он также начинает атаки.

По этой причине он обязан совершенствовать свои навыки работы с мячом, развивать способность контролировать и чувствовать мяч, уверенность в собственных силах и приемы отдачи ближних и дальних пасов за линию середины поля.

Тренерская работа по целевой подготовке игрока для данной роли должна начинаться уже в раннем возрасте для формирования игрока с хорошими навыками игры руками и ногами.

Вратарям также приходится совершенствовать свою тактику, например, выполняя перемещения от дальней штанги ворот к ближней, если при угловых ударах мяч подается без закрутки, а просто сильно и точно пробивается в пространство перед ближней штангой, откуда другой нападающий почти всегда может добить мяч в ворота.

Чистильщик

В традиционном футболе чистильщик прикрывает всех нападающих, особенно "стоппера" (опекающего противостоящего ему центр - форварда соперника), с которым он должен иметь хорошее взаимопонимание на случай начала "опеки".

Он считался игроком последней линии обороны и не принимал существенного участия в развитии игрового действия.

Нынешние модели игры изменили его роль и уравняли его в правах с прочими защитниками. Однако, если команда не применяет тактику офсайда, чистильщик всегда готов расположиться позади других защитников для прикрытия лежащего за их спиной пространства.

В обороне функции чистильщика остались прежними, независимо от используемых моделей игры.

Изменение его роли становится очевидным при переходе его команды в нападение: он может стать первым игроком в начале розыгрыша. Если он способен на дальние точные пасы (что мы часто наблюдаем в английском футболе), он может обеспечить товарищу по команде проход и удар по воротам, он может развивать игровые ситуации в средней зоне, выходить на вторую половину поля и выполнять удары по мячу (завершающее действие).

Чистильщик, часто называемый центральным защитником, должен иметь хорошие базовые навыки и опыт противоборства, опеки и верхней игры, он также должен быть физически крепок и быстр.

Он должен обладать живыми тактическими навыками и чувствами, уметь видеть ситуацию и предугадывать ее развитие для выбора новой позиции, связывания противника или отхода от него. Он должен иметь опыт и быть сильной личностью, вселять уверенность в своих товарищей по команде, и быть центром внимания для всех как на поле, так и за его пределами. Обычно он является лидером своей команды.

 

Центральные защитники

 

Они также должны быть способны на опеку соперника, вошедшего в их зону. Если мяча у соперника нет, они мешают ему получить передачу, действуя с опережением. Они должны опекать его, если он получает мяч в положении спиной к воротам. Оборона считается эффективной, если соперник не может развернуться, и вынужден выбить мяч в менее опасную зону.

Основными качествами центральных защитников (также называемых центральными опекающими) являются физическая сила, хорошая верхняя игра, навыки отбора мяча у соперника, разумная агрессивность, своевременность действия, ясное видение ситуации, способность прикрыть и поддержать товарища в сло


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.193 с.