Комплексная оценка деятельности вуза — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Комплексная оценка деятельности вуза

2022-10-27 35
Комплексная оценка деятельности вуза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Комплексная оценка деятельности образовательного учреждения является ключевым элементом государственной системы контроля качества высшего профессионального образования, которую внедряет Министерство образования России. Она является частью менеджмента качества и внутреннего аудита образовательной системы. В этой системе предусмотрены три основные процедуры – лицензирование, аттестацияи государственная аккредитация высшего учебного заве­дения, правовая основа которых определена Законами Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образова­нии», другими актами. В соответствии с функциональными обязанностями ли­цензирование и государственную аккредитацию осуществляет Управление ли­цензирования, аккредитации и аттестации Минобразования России, а аттеста­цию - Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования России.

Цель лицензирования(лицензионной экспертизы) - установление соответ­ствия предлагаемых соискателем лицензии условий осуществления образова­тельного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил; санитарно-гигиенических норм; охраны здоровья обу­чающихся, воспитанников и работников соискателя лицензии; оборудования учебных помещений; оснащённости учебного процесса; образовательного ценза педагогических работников; укомплектованности штатов.

Министерство образования Российской Федерации осуществляет лицензи­рование образовательной деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образо­вательным программам (за исключением общеобразовательных про­грамм, отнесённых к ведению субъектов Федерации). Решение о выдаче лицен­зии лицензирующий орган принимает на основании заключения экспертной комиссии. Повторное (очередное) лицензирование производят один раз в пять лет.

Целью аттестации   является оценка качества предлагаемого учебными за­ведениями образования и его соответствия государственным образовательно-профессиональным программам.

Основными принципами аттестации являются: её государственно-общественный характер, объективность, обязательность и периодичность (один раз в пять лет). Аттестации в обязательном порядке подлежат действующие, а также вновь открываемые учебные заведения.

Необходимым условием проведения аттестационной экспертизы явля­ется самообследование. Его целью является определение готовности отдельных направлений подготовки, специальностей и образовательного учреждения в це­лом к внешней аттестационной экспертизе. По сути дела самообследование проводят по программе работы аттестационной комиссии, но осуществляют собственными силами вуза и более тщательно, так как отсутствуют жёсткие ог­раничения по времени, как при работе государственной аттестационной комис­сии. В силу этого процедуру самообследования часто называют самоаттестацией.

Руководство вуза обязано содействовать проведению аттестации, обеспе­чивать осуществление необходимых мероприятий, включая самообследование и представление данных, предусмотренных программой аттестации.

Государственная аккредитация - это установление (подтверждение на очередной срок) государственного аккредитационного статуса вуза по типу «высшее учебное заведение» и виду (институт, академия, университет) с уста­новлением перечня образовательных программ, по которым вуз имеет право выдавать выпускникам документы об образовании государственного образца.

С целью совершенствования процедур повторного (очередного) лицензи­рования, аттестации и государственной аккредитации высшего учебного заве­дения и введена комплексная оценка деятельности вуза,   основанная на объеди­нении всех трёх процедур. В случае положительного заключения комиссии по комплексной оценке деятельности вуз получает лицензию на право ведения об­разовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации на единый срок. Объединение процедур лицензирования, аттестации и аккреди­тации позволяет сократить время принятия необходимых решений, объём дело­производства и финансовые затраты вуза.

Таким образом, каждые 5 лет вуз должен проходить комплексную оценку деятельности, которая состоит из последовательности этапов:

• самообследование (необходимое условие аттестации),

• повторное (очередное) лицензирование,

• аттестация,

•  государственная аккредитация.

Повторное (очередное) лицензирование и аттестацию мож­но проводить (и проводят) одновременно.

Хотя документы, дающие правовую основу образовательной деятельно­сти вуза (лицензия и свидетельство об аккредитации), вуз получает на заключи­тельных этапах процедуры комплексной оценки деятельности, едва ли не са­мым ответственным и уж, во всяком случае, самым трудоёмким является само­обследование. В ходе самообследования должно быть собрано и проанализировано максимальное количество данных о всех реализуемых вузом основных профессиональных образовательных программах по направлениям подготовки и специальностям, о программах дополнительного образования, а также о вузе в целом. К самообследованию на общественных началах приходится привле­кать большое количество преподавателей и сотрудников вуза. С одной стороны, это необходимо ввиду огромного объёма работы по сбору и анализу данных. С другой стороны, это можно рассматривать как реальное воплощение концепции всеобщего управления качеством, стимулирующее непосредственных исполни­телей (преподавателей и кафедры, а также факультеты) оценить состояние и качество целей, условий, процессов и результатов реализуемых ими профес­сиональных образовательных программ.

Типовая программа самообследования включает сбор и анализ данных по пяти основным аспектам деятельности вуза:

1) организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности: соответствие требований, предусмотренных лицензией на право ведения обра­зовательной деятельности, фактическим условиям на момент самообследова­ния;

2) система управления вузом: соответствие организации управления ву­зом уставным требованиям; соответствие собственной нормативной и органи­зационно-распорядительной документации действующему законодательству и уставу; организация взаимодействия структурных подразделений образова­тельного учреждения (филиалов, представительств, факультетов, кафедр, под­разделений, коммерческих структур).

3) структура подготовки специалистов: профессионально-образовательные программы, учебные планы и требования к выпускникам на­правлений и специальностей (должны удовлетворять требованиям соответст­вующих государственных образовательных стандартов);

4) содержание подготовки специалистов: соответствие учебных планов, перечня дисциплин и их трудоёмкости Государственному образовательному стандарту и рекомендациям соответствующего Учебно-методического объединения; состояние и использование библиотечно-информационного обеспечения образовательных программ, фондов методических разработок кафедр, учебных лабораторий кафедр;

5) качество подготовки специалистов, контроль которого основан на оценке соответствия приёма студентов в вуз нормативным требованиям, мони­торинге эффективности усвоения студентами программного материала. Оценке подлежат также содержание и качество дипломных работ и проектов, отзывы предприятий и организаций, где работают выпускники, а также курсовые рабо­ты, рефераты и прочие документы контроля усвоения программного материала. Важными условиями, определяющими качество подготовки выпускников, яв­ляются качественный состав профессорско-преподавательских кадров (процент преподавателей с учёными степенями и званиями, стаж научно-педагогической деятельности), а также виды и объём научно-исследовательской работы.

Важно отметить, что хотя самообследование является необходимым ус­ловием лишь аттестации, данные, предусмотренные типовой программой, со­держат всё необходимое как для повторного (очередного) лицензирования, так и для аттестации и государственной аккредитации. Это положение (единовре­менный сбор всех необходимых данных для всех этапов комплексной оценки деятельности) должно служить императивом при организации процедуры само­обследования в вузе.

Результаты самообследования должны быть оформлены в виде справки с приложениями-таблицами и представлены лицензионной и аттестационной подкомиссиям государственной комиссии. Справка о самообследовании и со­держащиеся в ней сведения могут быть положены в основу приказа о лицензи­ровании и заключения об аттестации вуза. В этой связи структуру справки це­лесообразно строить по аналогии с принятой Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений структурой заключения - итогового документа аттестации.

  Следующий перечень даёт представление о содержании и объёме данных, представляемых вузом в модуле комплексной оценки.

 

I. Общие сведения о вузе и организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности.

II. Лицензионные показатели.

1. Включенные в лицензию профессиональные образовательные программы.

2. Соответствие условий осуществления образовательного процесса лицензионным требованиям и установленным нормативам.

3. Здания и помещения для образовательного процесса.

III. Показатели аттестации.

1. Перечень образовательных программ высшего учебного заведения и оценка содер­жания образовательных программ, представленных к аттестации и государственной аккреди­тации.

2. Нормативное обеспечение реализуемых программ.

3. Информационно-методическое обеспечение.

3.1. Состояние библиотечного фонда.

3.2. Состояние учебно-информационного фонда.

3.3. Уровень информатизации вуза.

4. Качество подготовки.

4.1. Требования при приеме в вуз.

4.2. Внутривузовская система контроля качества.

4.3. Соответствие уровня подготовки требованиям ГОС.

4.4. Востребованность выпускников.

IV. Показатели государственной аккредитации.

1. Аккредитационные показатели, определяющие статус по типу "высшее учебное за­ведение".

1.1. Содержание подготовки.

1.2. Качество подготовки.

1.3. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1.4. Информатизация вуза.

1.5. Материально-техническая база.

1.6. Социальная поддержка студентов.

2. Аккредитационные показатели для определения вида высшего учебного заведения.

2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ.

2.2. Возможность продолжения образования по программам послевузовско­го и дополнительного профессионального образования.

2.3. Научные исследования.

2.4. Научно-методическая работа.

2.5. Качественный состав научно-педагогических кадров.

2.6. Процент штатных преподавателей (работающих на полную ставку).

      Таким образом, Министерством образования Российской Федерации в основном сформирована нормативная и методическая основа для комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения, разработана технология сбора информации о деятельности вузов. Создан Информационно-методический центр государственной аккредитации, обязанностью которого является обслуживание центрального банка данных государственной аккреди­тации и подготовка итоговых документов комплексной оценки деятельности для Аккредитационной коллегии. В министерстве сформирована база данных экспертов, позволяющая объективно, в автоматическом режиме формировать комиссии для проведения лицензирования и аттестации.

Отраслевые авиационные ВУЗы имеют свою специфику, ориентированы на деятельность и требования стандартов Международной организации гражданской авиации, которая провозгласила наивысшим приоритетом безопасность полетов и авиационную безопасность, уровень которых определяет и уровень сохранения жизни, здоровье людей (пассажиров), целостность объектов (воздушных судов) ВТ.

Это обстоятельство накладывает на авиационные ВУЗы, осуществляющие подготовку авиационного персонала, обязанности вводить более высокие стандарты специальной профессиональной подготовки и сертификацию выпускников по требованиям отрасли (гражданской авиации).

 

 

               

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

В АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

 

4.1. Базовые принципы системы управления качеством профессиональной подготовки авиационного персонала ГА.

4.1.1. Для достижения генеральной цели – обеспечения устойчивого, эффективного и безопасного функционирования воздушного транспорта Российской Федерации, исходя из заявленной политики Академии ГА, как головного (ведущего) ВУЗа отрасли (ГА РФ), система управления качеством специальной профессиональной подготовки выпускников Академии ГА, из числа авиационного персонала, должна гарантировать требуемый уровень обученности, соответствовать установленной квалификации и подтверждаться, помимо диплома о ВПО, сертификатом (свидетельством) соответствия квалификации по профессии (рабочему месту) и/или утвержденному полномочным органом должностному лицу.

4.1.2. Основополагающим принципом вначале внедрения системы управления качеством профессиональной подготовки выпускников из числа авиационного персонала должно стать проектирование целостной системы управления в Академии ГА всем процессом обучения авиаспециалистов требуемой квалификации, «встраивания» в существующую практику подготовки, проведения структурной перестройки и строгого упорядочения всех взаимодействующих звеньев в процессе формирования выпускников по требованиям авиатранспортного производства (рис. 16).  

4.1.3. Система управления качеством образования и специальной профессиональной подготовки выпускников требуемой квалификации должна базироваться на основополагающих принципах стандартизации, сертификации и программно-целевых методах управления процессной деятельностью для достижения поставленных целей и реализации заявленной политики Академии ГА в области качества образования авиационного персонала. Ресурсное обеспечение и механизмы управления системой качества образовательного процесса должны быть включены и мобилизованы по всем направлениям функционирования всего образовательного комплекса (рис.17). Программное, техническое (учебно-лабораторная база), методическое и кадровое (ППС) обеспечение должно базироваться на утвержденных стандартах.

4.1.4. Основным структурным учебным подразделением, формирующим высшее профессиональное образование является факультет Академии по закрепленным специальностям и/или направлению подготовки. Статус факультета должен соответствовать его ответственности за качество образования по специальности, а права должны быть сбалансированными с должностными обязанностями декана факультета и деканата, а также выпускающих кафедр. Структурная, кадровая и техническая достаточность должны соответствовать установленным стандартам (требованиям), утвержденным в системе качества.

4.1.5. Главным учебно-методическим подразделением, формирующим требуемую квалификацию выпускника, соответствующего сертификационным требованиям по установленной специальности и/или специализации ВПО, является выпускающая кафедра. Статус выпускающей кафедры по специализациям должен соответствовать ее ответственности за подготовку выпускника требуемой квалификации, а права должны быть сбалансированы с должностными обязанностями всего персонала кафедры. Структурная, кадровая и техническая достаточность выпускающей кафедры должны соответствовать сертификационным требованиям. Статус выпускающей кафедры определяется комплексной оценкой качества подготовки выпускника требуемой квалификации и, после положительной оценки Центра качества (сертификации), документально подтверждается приказом ректора.

4.1.6. Сертификацию (аттестацию) выпускников Академии ГА из числа авиационного персонала (по утвержденному перечню) требуемой квалификации осуществляет утвержденная приказом ректора государственная экзаменационная комиссия (ГЭК), в состав которой входят эксперты-аудиторы (эксперты по сертификации), надлежащим образом подготовленные и имеющие сертификат соответствия (компетентности). Подтверждение требуемой квалификации выпускника Академии осуществляется путем квалификационной оценки знаний, умений, навыков и подтверждается выдачей квалификационного свидетельства и/или сертификата. Положительное заключение ГЭК (сертификационной комиссии) осуществляется на основе квалификационной ведомости студента, содержащей положительные оценки (не ниже «хорошо») (табл.1, рис.18).

4.1.7. Учебно-методический совет Академии является главным экспертным советом, который рассматривает, одобряет и/или утверждает все нормативно-технические и учебно-методические (инструктивные) документы, относящиеся к обеспечению и проведению учебного процесса подготовки специалистов требуемой квалификации. Учебно-методический совет работает по утвержденному регламенту, имеет технические комиссии по направлениям подготовки и президиум Учебно-методического совета, решающий оперативные вопросы по внедрению системы управления качеством образовательного процесса.

4.1.8. Ученый совет Академии ГА, как основной коллективный орган, принимающий и утверждающий жизненно важные решения по всем направлениям деятельности Академии, работает по регламенту, имеет в своем составе технические комитеты (комиссии) по направлениям деятельности в области качества образования (руководства, положения, должностные инструкции), соответствующие заявленной политике в области качества образования.

4.1.10. Внедрение элементов системы качества образования требует проведения актуализации Положений о структурных подразделениях и приведения в соответствие их статусу прав, обязанностей и ответственности. Ключевую роль в реализации требований систем качества играют учебные лаборатории и их руководители, профессора и доценты кафедр, преподаватели по дисциплинам и/или учебным курсам. Должностные инструкции этой категории обновляются в первую очередь, и указываются мотивационные условия для внедрения новых элементов системы качества образования в процесс обеспечения качества подготовки выпускников Академии ГА. Структурные схемы элементов систем качества приведены на рис. 16, 17, 18, 19, 20.

 

  4.2. Примерное положение о центре управления качеством в Академии ГА (информационно-научного учебного центра).

 

4.2.1. Центр качества образования - подчинённое ректору структурное подразделение Академии ГА, обеспечивающее реализацию политики Академии ГА в области качества с целью обеспечения студентам Академии ГА возможности получения конкурентоспособного авиационного образования, соответствующего запросам современного общества и авиатранспортного производства.

 

4.2.2. Деятельность Центра качества образования регламентирована:

- действующим законодательством Российской Федерации, нормативными
актами и другими руководящими материалами, изданными в его развитие в
установленном порядке;

- уставом и организационной структурой управления Академии ГА;

- приказами и распоряжениями по Академии ГА;

 

- Положением Академии ГА по качеству;

- планами и программами по качеству;

- настоящим положением.

4.2. 3. Центр качества образования Академии ГА решает следующие основные задачи:

- проведение политики Академии ГА в области качества образования,
разработка предложений и реализация решений руководства Академии ГА по повышению качества образования и конкурентоспособности Академии ГА в соответствии с требованиями современного общества и участников образовательного процесса;

- обеспечение эффективного функционирования системы управления качеством образования, своевременного планирования, координации, методической поддержки и контроля выполнения работ, осуществляемых всеми подразделениями Академии ГА по обеспечению качества образования;

- организация работ по совершенствованию системы управления качеством образования в соответствии с современными тенденциями в области управления качеством;

- рациональная организация и эффективное проведение всех необходимых

мероприятий по контролю качества образования, принятие по их результатам корректирующих и предупреждающих действий, направленных на повышение качества образования;

- систематическое проведение и анализ результатов внутренних проверок системы качества с целью оценки её эффективности и определения путей развития.

 

4.2.4. Центр качества образования возглавляет директор, которого назначает и

освобождает от должности ректор Академии ГА.

 

4.2. 5. Штатное расписание Центра качества образования, утверждает ректор

Академии ГА.

 

4.2.6. В состав Центра качества образования помимо штатных работников могут входить внештатные работники, работающие на общественных началах или оплачиваемые из внебюджетных источников.

 

4.2.7. Директор по качеству:

- осуществляет оперативное руководство работой по методическому обеспечению и координации разработки, внедрения, совершенствования и документирования системы управления качеством образования;

- организует проведение и руководит внутренними проверками системы качества;

- планирует, координирует, осуществляет методическое руководство и контроль над работами по подготовке к аудиту (сертификации) системы качества Академии ГА третьей стороной;

- руководит подготовкой аналитических материалов для отдела снабжения на основании проверок и отдельной информации о состоянии систем качества;

- готовит материалы для заключения контрактов и участвует в переговорах с заказчиками (включая зарубежных) по вопросам функционирования системы управления качеством образования в Академии ГА для подготовки специалистов требуемой квалификации;

- контролирует ведение договоров с внешними организациями по вопросам оказания услуг в области обеспечения качества подготовки и сертификации авиационного персонала требуемой квалификации;

- поддерживает связи с территориальным органом Госстандарта «Тест-Санкт-Петербург» и другими внешними организациями (включая международные) в области качества в рамках обмена опытом и получения информации по внедрению систем качества и их сертификации;

- организует и осуществляет методическое руководство работами по участию Академии ГА в международных, региональных программах по качеству, включая представление материалов и сбор информации;

- осуществляет методическое обеспечение и участие в обучении персонала Академии ГА по вопросам качества и сертификации, ознакомление работников с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000;

- готовит и принимает участие в совещаниях, проводимых руководством со специалистами подразделений Академии ГА по вопросам функционирования системы управления качеством образования, осуществляет контроль за реализацией принятых решений в области управления качеством образования;

- даёт консультации специалистам подразделений Академии ГА по всем вопросам функционирования системы управления качеством образования и её сертификации;

- организует изучение подчинёнными специалистами отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством и стандартизации, их участие в работе семинаров, симпозиумов, конференций.

 

4.2.8. Для выполнения возложенных на Центр качества образования задач директор Центра, путём подготовки проекта приказа ректора или своим решением (для временных рабочих групп), может создавать рабочие группы, работающие на постоянной или на временной основе.

 

4.2.9. В составе Центра на постоянной основе работает группа по разработке руководящих документов системы управления качеством образования.

 

4.2.10. Группа по разработке руководящих документов системы управления качеством образования:

- обеспечивает сбор и анализ информации о функционировании системы качества и её отдельных элементов, действительных и потенциальных проблемах в области качества и имеющихся несоответствиях в деятельности и предоставляемых услугах, их идентификация и подготовка отчётов, представляемых ректору Академии ГА;

- разрабатывает методическое обеспечение и программы обучения по проблемам управления качеством;

- разрабатывает, внедряет, актуализирует и поддерживает в рабочем состоянии основополагающий документ системы управления качеством образования в Академии ГА – «Руководство по управлению системой качества образования в Академии ГА» в соответствии с принятой Академией ГА «Политикой в области качества»;

- готовит проекты приказов и распоряжений Академии ГА по вопросам функционирования системы управления качеством образования;

- обеспечивает планирование, организацию, методическую поддержку и проведение внутренних проверок системы управления качеством образования и её отдельных элементов, включая составление планов и программ внутренних проверок;

- осуществляет контроль своевременности проведения и эффективности корректирующих действий по результатам внутренних проверок и даёт

оценку эффективности работы привлекаемых аудиторов;

- разрабатывает и внедряет мероприятия по совершенствованию порядка управления документацией и данными, а также регистрацией данных о качестве образования, предоставляемый Академией ГА;

- обеспечивает методическую поддержку, организует подготовку и сбор комплекта документов, необходимых для получения лицензий на право деятельности в области образования;

- разрабатывает программы обеспечения качества образования в Академии ГА.

4.2.11. В составе центра на постоянной или временной основе работает группа экспертов-аудиторов по менеджменту (сертификации) профессиональной подготовки авиационного персонала требуемой квалификации - выпускников Академии ГА, которая осуществляет свою деятельность на основе Руководства по качеству сертификации (внутреннего аудита) выпускников, структура которого приведена в Приложении 5.

 

                                                                                                      

 

 

Приложение 1

Заявленная политика Академии ГА в области

управления качеством образования

«Базовые принципы и основные требования к системе управления качеством образования авиационного

Персонала»

 

1. Соблюдение законодательной базы Российской Федерации в области образования, профессиональной подготовки авиационного персонала по требованиям отрасли (ГА) и гармонизация стандартов Международной организации Гражданской Авиации (ИКАО) и Болонской декларации Евросоюза.

 

2. Реализация на практике единого учебно-воспитательного процесса в целях формирования, на признанных ценностях, личности с активной гражданской позицией и авиаспециалиста требуемой квалификации, востребованного на рынке труда авиационного персонала.

3. Мобилизация организационно-методических (в первую очередь управленческих), нормативно-правовых, научно-технических, финансово-экономических, человеческих и иных (внешних) ресурсов на достижение целей образования в Академии ГА и создания системы управления качеством подготовки авиационного персонала в ГА РФ (с учетом задач Академии ГА как Головного авиационного ВУЗа отрасли) и ориентированной на международный рынок образовательных услуг.

 

4. Создание мотивационных условий для активной деятельности всего коллектива Академии ГА и поощрительных мер для наиболее продуктивных членов в создании, внедрении и развитии элементов системы управления качеством образования.

 

 

5. Начальной стадией внедрения управления качеством образования является проектирование системы управления качеством специальной профессиональной подготовки выпускников требуемой квалификации, на основе стандартизации и сертификации (внутреннего аудита) элементов системы качества образования, упорядочения существующей практики процесса обучения и «встраивания» (эволюционный путь развития) новых образовательных технологий с применением компьютерных (мультимедийных) курсов, дистанционного образования (ДО) и сетевых технологий по принципу «Обучение на дому».

 

6. Приоритетной деятельностью ППС является внедрение механизмов управления качеством самостоятельной подготовки студентов и слушателей, на основе индивидуального программированного обучения по учебным дисциплинам (курсам) с целью научить студента самостоятельно учиться и реализовать образовательную функцию – воспитание студента творческим трудом и повышение мобильности способных личностей.

7. Достижение целей управления качеством образования осуществляется на основе организации и систематического повышения профессионального мастерства преподавателей и организаторов учебной подготовки (деканов, зав. кафедрами и других руководителей среднего и высшего звена) в рамках внутривузовской системы профессиональной подготовки и повышения квалификации (постоянно действующие курсы, семинары) ППС для достижения приемлемого уровня корпоративной культуры качества управления образованием и создания в Академии ГА высокоорганизованной образовательной среды обитания.

 

8. Усиление эксплуатационной направленности подготовки авиаспециалистов (авиационного персонала), выпускников Академии ГА, под рабочее место авиапредприятий достигается путем:

- внедрения на выпускающих кафедрах стандартного комплексного учебного курса, как технологии научения авиаспециалиста требуемой квалификации, отвечающего требованиям ИКАО;

- стажировки преподавателей на рабочем месте авиаспециалиста и получившего адекватную квалификацию выпускника;

- привлечение крупных авиаспециалистов и руководителей для преподавания практической аудиторной подготовки.

 

· Проектирование, внедрение и систематический мониторинг (аудит) целостной системы управления качеством обучения студентов, отвечающей базовым принципам процессного управления образовательным учреждением и осуществляет на основе нормативно-методической документации, компетентности и ответственности управленческого персонала по должностям, кадровой, структурной и ресурсной достаточности ведущих (профилирующих) учебных подразделений Академии ГА.

 

                                                                                                        Приложение 2

 

1. Основные параметры развития и внедрения системы управления качеством подготовки авиаспециалистов в Университете ГА в современных условиях.

1.  Образовательная система авиаспециалистов должна строиться на базовых принципах систем управления качеством профессиональной подготовки и иметь документально оформленную Программу управления в виде нормативно-технической и организационно-методических документов:

· «Квалификационно-должностных требований к выпускникам утверждённой квалификации»;

· «Образовательного стандарта специальной подготовки авиационного персонала» требуемой квалификации;

· «Правил (руководства) подготовки и сертификации авиационного персонала»;

· «Курса учебной подготовки выпускников», отражающего технологии научения специалистов требуемой квалификации (компьютерный курс);

· «Программ испытаний» для проведения сертификации выпускников требуемой квалификации;

· «Руководства по качеству подготовки в АУЗ» (Руководство по организации и проведению учебного процесса в АУЗ) и других нормативов и стандартов, на профессиональную подготовку принятых Советом образовательного учреждения- Университетом ГА.

 

Учебно-методическая и дидактическая база для обеспечения качества учебного процесса должна быть спроектирована и документально оформлена в виде стандарта на учебно-методический комплекс, и содержать:

· Государственный образовательный стандарт по специальности;

· Основную образовательную программу и рабочий учебный план;

· Учебно-тематические планы и рабочие учебные программы профессиональной подготовки авиаспециалистов требуемой квалификации (части квалификации);

· Учебный курс (разделы курса) подготовки и сертификации выпускиков требуемой квалификации;

· Программу испытаний (проверки) в виде курсового проекта (КУП) курсовой работы (КР), выпускной работы, реферата,тестов, фондов контрольных заданий и др., выбранных для целей итоговой аттестации;

· Компьютерные обучающие программы, кейс-технологии;

· Учебные кино, видео, слайд-фильмы;

· Схемы, плакаты, раздаточный материал;

· Учебно-методический комплекс для индивидуального обучения и дрюЮ принятые Советом Университета ГА и/или факультетом.

 

Учебно-лабораторная база и технические средства обучения системы профессиональной подготовки учебно-методических подразделений:

· Должны быть специализированы в виде учебных кабинетов, оборудованных и оснащённых для целей специальной профессиональной подготовки требуемой квалификации выпускников;

· Иметь специальную техническую библиотеку, состоящую из фонда специальной учебной литературы, нормативной документации, законов, правил, руководств, необходимой для приобретения профессиональных знаний;

· Должны состоять из ЭВМ с программным обеспечением для целей самостоятельной подготовки студентов, оборудования для тиражирования учебного и раздаточного материала;

· И другие, утверждённые Учёным Советом Университета ГА средства и стандарты на учебные аудитории (лаборатории) и рабочие места преподавателей по дисциплинам основной образовательной программы (ООП).

 

Учебно-методическим подразделениям, факультетам, кафедрам, учебным лабораториям, профессорско-преподавательскому и учебно-вспомогательному составу должны быть созданы мотивационные условия, способствующие внедрению элементов системы качества образования, а также данные структуры должны иметь:

· Соответствующий статус факультетов и кафедр (учебных подразделений в составе Университета) и учебных подразделений, осуществляющих непосредственно реализацию платных образовательных услуг и/или дополнительных платных образовательных и иных услуг;

· Самостоятельность в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определённых законодательством РФ и/или закреплённых в утверждённом Уставе (Положении);

· Сертификат и/или лицензионное соглашение (при необходимости) с Университетом ГА (учредителем), наделены правами проведения курсов специальной профессиональной подготовки (профессиональной переподготовки, повышения квалификации в рамках единого поля образовательного стандарта по специальности и/или специализации, а также пользоваться правами распределения хозрасчётного дохода (выручки) от их деятельности в рамках следующих утверждённых нормативов(смет);

· А) Единый фонд оплаты


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.