Общие принципы внедрения и функционирования систем качества. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Общие принципы внедрения и функционирования систем качества.

2022-10-27 29
Общие принципы внедрения и функционирования систем качества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация

Настоящее руководство (проект) по управлению системой качества разработано на основе международного стандарта ISO 9001:2000 и является инструктивно-методическим документом, устанавливающим порядок внедрения эффективного процесса управления в Академии ГА по критериям качества профессиональной подготовки авиаспециалистов (выпускников Академии ГА) из числа авиационного персонала требуемой квалификации.

Целью внедрения системы управления качеством является устойчивое развитие и конкурентоспособность Академии ГА на рынке образовательных услуг, поддержание имиджа головного (ведущего) ВУЗа отрасли и содействие в обеспечении устойчивого и безопасного функционирования гражданской авиации РФ. Данный проект Руководства разработан коллективами факультета авиационного менеджмента (ФАМ) и кафедры «Безопасность на ВТ» под руководством декана ФАМ профессора Н.Ф. Никулина. В разработке данного руководства приняли активное участие зам. декана по научной учебно-методической работе, доцент, к.т.н. Лобарь С.Г., зав. лабораторией системы качества ФАМ Мухортова В.Н., а также доцент, к.т.н. Ин А.Р. и зав. лабораторией каф. 18 Варфоломеев Л.И. в части обеспечения компьютерной графики.

Основные положения и базовые принципы управления системой качества образования в Академии ГА обсуждены, одобрены и рекомендованы к изданию на Методическом совете, Ученом совете и Конференции ППС Академии ГА.

 

 

Введение

 

  Важнейшей задачей, стоящей перед нашим государством, является обеспечение национальной и экономической безопасности страны, в число которых входит безопасное, устойчивое и эффективное функционирование системы воздушного транспорта Российской Федерации.

  Снижение уровня эффективного, безопасного и устойчивого функционирования системы воздушного транспорта (СВТ) становится и причиной больших материальных и финансовых потерь для авиаперевозчиков ГА РФ, снижения конкурентно-способности наших авиакомпаний и аэропортов на рынке авиатранспортных услуг и, в конечном счете, подрывает экономическую безопасность государства России.

Проблема эффективного, устойчивого и безопасного функционирования ВТ значительно осложнилась в результате глубокой структурной перестройки в сторону рыночных отношений, децентрализации управления народно-хозяйственным комплексом всей страны, дестабилизирующих экономических и финансовых факторов, а также утрата ранее существовавших механизмов управления в СВТ. Однако эта проблема еще больше обострилась на фоне террористической деятельности мирового масштаба, которая по своей фантастической жестокости и изощренности, чудовищным последствиям действий террористов, избравших своим инструментом Гражданские воздушные суда, потребовала дополнительного введения новых эффективных механизмов системного характера, способных предупреждать факторы опасности на ВТ. Таким образом, весь ход исторических событий перестроенного периода в России требует, чтобы избежать угрозы полнойпотери управляемости СВТ, введения качественно-новой, адекватной системы управления, как на уровне Государственного регулирования, так и всей эксплутационной авиатранспортной системы (АТС), включая авиапредприятия и организации, а также авиационные учебные заведения (Центры), осуществляющие профессиональную подготовку авиационного (руководящего) персонала.

Внедрение системы управления качеством образования в Гражданской авиации является объективной необходимостью, а специальная профессиональная подготовка и аттестация (сертификация) авиационного персонала по требованиям отрасли является фундаментальной основой деятельности Академии ГА, как головного отраслевого вуза.

Воздушный кодекс РФ (ст. 52, 53) установил порядок допуска лиц из числа авиационного персонала к их деятельности при условии наличия сертификата (свидетельства) соответствия квалификации.

В настоящее время на рынке труда востребованными авиаспециалистами могут быть те выпускники ВУЗа, которые отвечают запросам авиационного производства и конкретного работодателя. Решению этой острой проблемы развития качества рабочей силы, удовлетворения потребностей рынка труда, социальной защищенности выпускников ВУЗа и гарантированного их трудоустройства уделяют все слои общества, государство, отрасли и международные организации.

Академия ГА в своем Уставе (ст. 4.8.4) так же заявила о своей политике в области качества образования: “Организация и обеспечение учебного процесса на факультете осуществляется в соответствии с утвержденной системой качества, соответствующей сертификационным и аккредитационным требованиям (Показателям аккредитации)”.

“Заявленная политика Академии ГА в области управлении качеством образования”, “Основные параметры развития и внедрения системы управления качеством”, одобренные Ученым советом Академии ГА, приведены в Приложениях №1 и №2 к данному Руководству, которое является организационно-методической основой внедрения корпоративной культуры деятельности всего коллектива Академии ГА по внедрению системы управления качеством образования для достижения генеральной, краткосрочной и долгосрочной целей (Рис. 1)

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Авиационная организация, организация гражданской авиации (организация) - организация, предприятие, учреждение (и/или их подразделения) независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, использующие труд авиационного персонала и являющиеся для него работодателем.

Авиационное учебное заведение - образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, осуществляющее подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации, имеющее выданные специально уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты и лицензии на право такой подготовки.

Авиационный персонал - лица (работники воздушного транспорта), имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство), и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов (БП) воздушных судов или авиационной безопасности (АБ), а также деятельность организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации и обслуживания воздушного движения. Перечень должностей авиационного персонала утверждается Правительством Российской Федерации.

Авиационный учебный центр (АУЦ) - образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и федеральными авиационными правилами «Сертификация авиационных учебных центров» (Приказ ФАС России от 29.01.99 г. №23. Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.99 г., регистрационный №1847).

Аттестация авиационного персонала (аттестация) - процедура объективной оценки результатов деятельности за определенный период времени лиц, занимающих должности авиационного персонала, с целью установления их соответствия (фактически выполняемых обязанностей и квалификации) квалификационным требованиям и их компетенции по конкретной занимаемой должности, и их права на дальнейшее занятие этой должности в конкретном месте работы. В отношении данной аттестации допускается применение названия - должностная аттестация авиационного персонала.

Аттестация авиационных работников - акция со стороны Полномочного органа, эксплуатанта и авиационного учебного заведения (АУЗ), по установлению соответствия их фактических знаний, навыков и умений, опыта, психофизиологических и медицинских требований и других качеств, установленным квалификационно-должностным требованиям на право исполнять должностные обязанности в качестве назначенного авиаспециалиста (должностного лица).

Аттестация персонала – определения соответствия работников квалификационным требованиям (государственным профессиональным стандартам) и должностным обязанностям.

Безопасность полетов (БП) - свойство авиационной транспортной системы (АТС) осуществлять перевозку людей без ущерба для их жизни и здоровья.

Всеобщее руководство качеством - подход к управлению организацией, нацеленной на качество, основанный на участии всех её членов и направленное на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и входящих членов организации и общества.

Государственное регулирование в сфере профессиональной подготовки персонала -  разработка специально Уполномоченными Федеральными органами Исполнительной власти квалификационно-должностных требований к руководящему авиационному персоналу гражданской авиации, стандартов уровня профессиональной подготовки и профессионально-образовательных (отраслевых) стандартов, Правил подготовки и сертификации (аттестации) с целью установления требуемой квалификации и/или компетентности в сфере профессиональной деятельности конкретного субъекта.

Государственный профессиональный стандарт – нормативный документ, направленный на обеспечение эффективности системы управления и достижения высокого качества труда работников, для определения их должностных обязанностей, подбора, расстановки, планирования профессионального роста и аттестации. Он также предназначен для соотнесения с образовательным стандартом, разработки программ для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в соответствии с требованиями к качеству, продуктивности товаров и услуг.

Итоговая (учебная) аттестация - проводимая в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании в отношении выпускников (слушателей) образовательных учреждений, комплексная процедура установления, оценки и подтверждения соответствия уровня их подготовки и знаний требованиям государственных образовательных стандартов и (или) содержанию реализуемых (осваиваемых) образовательных программ.

Качество – совокупность характеристик объекта, относящиеся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Качество рабочей силы – совокупность характеристик, включающих компетентность, уровень квалификации, конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда, которая обеспечивает продуктивность, качество производимых товаров и услуг.

Качество услуги (образовательной) – обобщенный эффект услуги, который определяет, в какой степени потребитель удовлетворен ею.

Квалификационная (классификационная) аттестация авиационного персонала - установление соответствия кандидатов на получение или продление срока действия свидетельства, квалификационной отметки в свидетельстве, класса квалификации требованиям установленным федеральными авиационными правилами выдачи свидетельств авиационному персоналу гражданской авиации и нормативными документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации.

Квалификация – совокупность индивидуальных способностей, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач на конкретном рабочем месте.

Менеджер по персоналу (менеджер внутрипроизводственного, внутрифирменного обучения) – специалист, функциональные обязанности которого направлены на организацию и проведение проектов по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников в организации, на обеспечение индивидуализации процесса обучения в соответствии с выявленными потребностями работодателя, работника и квалификационными требованиями (государственными профессиональными стандартами), на осуществление контроля и обеспечения результативности процесса обучения, формирования качества рабочей силы.

Нормативный документ – документ, устанавливающий правило, руководящие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов.

Обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.

Образовательная программа – документ (совокупность документов), который определяет содержание образования (Ст. 9. Закона «Об образовании») определенных уровня и направленности.

Образовательные стандарты - требования обязательные к исполнению.

Образовательный (отраслевой) стандарт специальной профессиональной подготовки авиационного персонала - образовательный стандарт (отраслевой образовательный стандарт) содержащий требования к уровню профессиональной подготовки, знаниям, навыкам, объема учебного времени, дисциплины (предметам), приобретение которых гарантирует достижение авиационным персоналом требуемой квалификации, необходимой для осуществления качественных работ, обеспечивающих эффективность и безопасность выполнения полетов воздушных судов и перевозок.  

Орган гражданской авиации (орган) - федеральный орган исполнительной власти специально уполномоченный в области гражданской авиации, его структурные подразделения и территориальные органы воздушного транспорта, определяющий обязанности и права лица авиационного персонала выполнять определенные функции в соответствии с внесенными в этот документ квалификационными и особыми отметками.

Орган по сертификации авиационного персонала - аккредитованное в установленном порядке структурное подразделение федерального органа Исполнительной власти – Полномочного Органа по гражданской авиации (Государственной службы Гражданской Авиации) (Управление персоналом и учебных заведений) в аккредитованной области сертификации объектов воздушного транспорта (авиационного персонала и авиационных учебных заведений - АУЗ).

Оценка качества – систематическая проверка, насколько объект способен выполнять установленные требования.

Переподготовка авиационного (руководящего) персонала – этап дополнительного профессионального образования с целью получения ими новой специальности или квалификации, подтвержденной соответствующим дипломом второго высшего или среднего специального образования. Нормативный срок обучения не менее 500 часов аудиторных занятий.

Повышение квалификации авиационного персонала - этап дополнительного профессионального образования, соответственно ставящие целью обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с постоянно - повышающими требованиями Государственных образовательных стандартов, предъявляемых Государством к авиационному (руководящему) персоналу определенной квалификации, подтвержденных сертификатом и удостоверением (свидетельством) установленного образца:

а) краткосрочное повышение квалификации - не менее 72 часов учебного времени,

б) среднесрочное повышение квалификации - от 72 до 100 часов учебного времени,

в) длительное повышение квалификации - от 100 до 500 часов учебного времени.

Профессиональная переподготовка авиационного (руководящего) персонала - этап дополнительного профессионального образования, имеющий целью получения или дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в определенной сфере, право (квалификацию) на которую подтверждено сертификатом и дипломом государственного образца. Нормативный срок обучения не менее 500 часов аудиторных занятий.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (статья 20 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (статья 20 Трудового кодекса Российской Федерации).

Руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (статья 273 Трудового кодекса Российской Федерации).

Сертификат (свидетельство) лица авиационного персонала (далее - сертификат, свидетельство) - документ установленного образца, выдаваемый уполномоченным органом или организацией, подтверждающий установленную квалификацию и (или) специальную профессиональную подготовку.

Сертификат компетентности - документ, опубликованный на основании правил системы сертификации и подтверждающий, что названное лицо является компетентным для осуществления определенной деятельности.

Сертификат соответствия – документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют стандарту (образовательному стандарту).

Сертификация авиационного учебного заведения (учебного подразделения) - государственная акция по установлению соответствия системы и процесса профессиональной подготовки сертифицируемого авиационного персонала требованиям к профессиональной подготовке в области обеспечения безопасности на воздушном транспорте.

Система непрерывной специальной профессиональной подготовки (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) авиационного руководящего персонала - - совокупность взаимосвязанных преемственных образовательных программ (учебных модулей) и Государственных отраслевых образовательных стандартов различного уровня и направленности, применяемых в процессе непрерывной специальной профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации для достижения требуемой полной квалификации (части квалификации), установленной для различных групп должностей авиационного руководящего персонала.

Система индивидуального, программированного обучения студентов и/или слушателей – совокупность организационных, технических, методических и информационных средств и ресурсов обеспечивающих самостоятельную подготовку обучаемого по целевым учебным программам, позволяющих самостоятельно достигать и контролировать требуемый уровень профессиональной подготовленности.

Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Система качества образовательного учреждения – совокупность характеристик образовательной системы   образовательного учреждения, способной обеспечить профессиональную подготовку авиаспециалистов и авиационного персонала утвержденной специальности и квалификации Государственным требованиям и/или по требованиям Заказчика.

Система профессионального развития персонала – совокупность организационных структур, методик, процессов и ресурсов, необходимых для достижения эффективного функционирования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в организации, максимального использования их потенциальных возможностей, обеспечения процесса подготовки к выполнению новых и текущих производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.

Система развития качества рабочей силы – совокупность организационных структур, правовых и экономических мер регулирования качества рабочей силы, научно-методической и материально-технической базы, контроля и аттестации, осуществляемых государством, работодателями, общественными объединениями в целях формирования квалифицированной рабочей силы, ее конкурентоспособности на рынке труда и обеспечения продуктивности, качества и безопасности труда.

Специальная подготовка - подготовка лиц авиационного персонала, подтвержденная установленными документами об образовании, о квалификации и (или) наличии специальных знаний, в том числе, дипломами, сертификатами, свидетельствами, удостоверениями и другими документами, определяющими уровень профессиональной подготовки, необходимыми для допуска и личного выполнения работником трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности).

Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации - федеральный орган исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации и на которые возложена ответственность этого органа (статья 6 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Территориальный орган воздушного транспорта - территориальный орган воздушного транспорта федерального органа исполнительной власти специально уполномоченного в области гражданской авиации (окружные межрегиональные территориальные управления воздушного транспорта, межрегиональные территориальные управления воздушного транспорта и территориальные управления воздушного транспорта).

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

Учебно-квалификационный модуль – часть учебного курса содержащий организационную, программную, учебно-методическую основу и технологию научения авиационного персонала установленной квалификации (части полной квалификации).

Учебный курс профессиональной подготовки - утвержденный учебно-методический материал (документ) содержащий организационную, программную учебно-методическую основу и технологию научения авиаспециалистов требуемой квалификации, определенной образовательным стандартом по утвержденной квалификации.

Эксперт - физическое лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ по сертификации на воздушном транспорте (сертификация объектов воздушного транспорта, аккредитация органов по сертификации, сертификация систем качества и производства, аккредитация испытательных центров-лабораторий, центров по сертификации, сертификации-аттестации авиационного персонала).

Высшее профессиональное образование - образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессио­нального образования, осуществляемое по профессиональным образовательным про­граммам высшего профессионального обра­зования, отвечающим требованиям, уста­новленным государственным стандартом, завершающееся итоговой аттестацией и вы­дачей выпускнику документа о высшем про­фессиональном образовании.

Профессиональная образовательная программа высшего професси­онального образования - документ (или ком­плект документов) в составе образовательно­го стандарта, определяющий содержание об­разования в ВУЗе по направлению (специ­альности) определенного уровня высшего профессионального образования, включая всю совокупность образовательных услуг.

  Структура высшего профессионального образования ВУЗа - совокупность различных по назначению и норма­тивным срокам обучения профессиональных образовательных программ высшего про­фессионального образования, характеризу­ющих уровни высшего профессионального образования.

  Государственный документ о высшем профессиональном образовании - документ государственного об­разца, выдаваемый ВУЗом в подтверждение того, что его обладатель успешно завершил профессиональную образовательную про­грамму и имеет право продолжить образова­ние на следующем уровне и (или) осуществ­лять профессиональную деятельность в со­ответствии с полученной квалификацией по направлению (специальности) обучения.

  Нормативный срок обучения - установленный стандартом срок освоения выпускником профессиональной образова­тельной программы высшего профессио­нального образования для очной формы обу­чения, осуществляемого на базе среднего (полного) общего образования.

  Генеральная схема подготовки специалистов в ВУЗе - графическое представление и эпистолярное описание обра­зовательной профессиональной системы ВУ­За, отражающие ее многоуровневый харак­тер и устанавливающие отношения между уровнями образования.

  Классификатор направлений и специальностей высшего профессио­нального образования - систематизирован­ный перечень направлений (классифициро­ванных по областям знаний) и специальнос­тей (классифицированных по группам родст­венных специальностей) подготовки специа­листов с высшим профессиональным обра­зованием.

Области знаний, группы специальностей, направления и специальности в Классифи­каторе кодируются с использованием шести­значного цифрового кода, в котором 1-й и 2-й символы кодируют области знаний или группы специальностей, 3-й и 4-й символы кодируют направления внутри областей зна­ний или специальности внутри групп специ­альностей, 5-й и 6-й символы являются ре­зервными и могут быть использованы для детализации признаков внутри направле­ний и специальностей.

   Направление или специальность высшего образования - сово­купность представлений, знаний, умений и навыков выпускника, приобретенных в про­цессе обучения по основным профессиональ­ным образовательным программам высшего образования и обеспечивающих возмож­ность определенного вида профессиональ­ной деятельности в соответствии с присваи­ваемой квалификацией.

В отличие от специальности высшего об­разования направление обеспечивает специ­алисту более широкую область профессио­нальной деятельности.

  Квалификация по направлению или специальности высшего профессионального образования - уровень обученности, подготовленности к выполне­нию определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению или специальности.

Присваиваемые в рамках направлений и специальностей конкретные квалификации устанавливаются государственным образо­вательным стандартом высшего профессио­нального образования в части государствен­ных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года особое внимание привлекают проблемы качества образования, в частности, проблемы разработки и внедрения вузовских систем управления качеством. С 2004 года наличие в вузе собственной системы управления качеством образования становится необходимым условием государственной аккредитации вуза. Это обстоятельство требует разработки всеобщего проекта системы управления качеством образования и этапов внедрения элементов этой системы (рис. 2).

Министерство образования ввело показатель аккредитации «Наличие внутривузовской системы управления качеством образования», который является внутривузовским механизмом гарантии качества образования.

В конкурентной среде каждая желающая выжить организация должна быть способной к формированию корпоративной культуры качества, которая направлена на решение проблем потребителя и становится целью каждого сотрудника, а структура ее организации позволяет это реализовать.

Основная цель внедрения систем качества – постоянное совершенствование системы управления организацией по повышению качества оказываемых образовательных услуг на основе включения в процессную деятельность всех ресурсов, в том числе улучшения организации деятельности всех служб и подразделений. В условиях современной экономики, децентрализации и роста автономии вузов внедрение вузовских систем управления качеством образования представляется необходимым и несет многие преимущества:

- систематический подход к совершенствованию деятельности на основе единой международной системы критериев;

- получение объективных, основанных на фактах, оценок;

- согласованное, на основе единой концептуальной базы, понимание необходимых действий на ключевых направлениях вуза в целом, отдельных подразделений и каждого работника;

- обучение преподавателей и сотрудников применению принципов всеобщего управления качеством;

- внедрение инициатив и передовых методов управления качеством;

- выявление и анализ процессов, которые можно усовершенствовать;

- возможность распространения передового опыта;

- возможность признания и стимулирования достижений подразделений, преподавателей и сотрудников;

- возможность сравнения с лучшими результатами;

Понятия «качество образования», «система качества», «управление качеством», «комплексная оценка деятельности», «лицензирование», «самообследование», «аттестация», «аккредитация» в настоящее время стали не просто «модными», но приобрели статус важнейшей значимости для успешной деятельности высшей школы, так как непосредственно связаны с системой оценки качества высшего профессионального образования, внедряемой Министерством образования России – процедурой комплексной оценки деятельности вузов.

  Реализация ключевых направлений в области качества определена Академией ГА в заявленной политике по управлению системой качества образования, модель которой представлена на рис. 3. и изложена в Приложении 1 к данному Руководству.

Целью данного руководства по управлению системой качества образования в Академии ГА на начальном этапе внедрения всеобъемлющей системы качества управления процессом профессиональной подготовки авиаспециалистов (авиационного персонала) является установление базовых принципов деятельности коллектива и формулирование практических рекомендаций по разработке и внедрению целостной вузовской системы управления качеством образования. Руководство по управлению качеством образования является организационно-методической основой развития и внедрения всеобъемлющей системы управления качеством Академии, как образовательного учреждения ВПО.

 

2.1. Требования международного стандарта системы менеджмента. Требования ISO 9001:2000.

Вводимое с 2004 г. требование государственной аккредитации об обязательном наличии в аккредитованных вузах внедренной системы качества управления образованием связано с проблемой критериев наличия/отсутствия в вузе такой системы.

Актуальность этой проблемы становится особенно очевидной, если учесть, что в действующих вузах системы качества в той или иной форме существуют. Именно документальное подтверждение действенности вузовской системы управления качеством образования может служить необходимой основой при принятии решения о государственной аккредитации, и такая задача решается, в первую очередь, руководством организации в рамках принятия управленческого решения по выбору модели, на базе которой будет проводиться описание и документирование системы качества.

Как один из вариантов нормативной базы (модели) для разработки документального обеспечения и процедуры подтверждения системы качества целесообразно использовать международные стандарты управления качеством продукции и услуг ISO 9001 (российская версия – ГОСТ Р ИСО 9001-2001). В этих стандартах, обобщающих мировой опыт разработки и внедрения систем управления качеством, приведены обобщенные рекомендации по структуре системы, ее внедрению, мероприятиях по проверке и сертификации. Модель системы управления качеством, описываемая в международных стандартах, является в настоящее время самой общеизвестной и широко применяемой во всем мире.

 

Влияние вуза на общество;

Результаты работы вуза.

В системе критериев премии в области качества введены всего 9 обоб­щённых критериев. Но каждый из них включает несколько более детализиро­ванных критериев (всего 32 критерия). По каждому из детализированных кри­териев, в свою очередь, разработаны факторы, по которым эксперт-аудитор должен оценивать в баллах степень выраженности критерия. Таким образом, система критериев премии в области качества представляет собой иерархически упорядоченную систему, что в полном соответствии с методиками системного анализа (декомпозиция сложности) и структурования образовательных процессов по модулям  позволяет в значительной степени форма­лизовать работу экспертов-аудиторов и повысить объективность их оценок.

 

  Проверка прово­дится аудиторами, которые выдают заключение о соответствии. Если система качества достаточно проработана, она может быть представлена для проверки внешним аудиторам - представителям третьей стороны (независимая аудитор­ская фирма, сертификационный орган и т.п.). По результатам такой проверки (если все требования стандарта выполнены, при наличии незначительного чис­ла несущественных несоответствий) организации может быть выдан сертифи­кат соответствия. 

Оценка системы качества по критериям премии предусматривает самообследование самой организации и составление соответствующего отчёта, кото­рый подлежит анализу внутри организации. На основании анализа формируется интегральная балльная самооценка. В случае если внутренняя оценка (само­оценка) достаточно оптимистична, принимается решение об участии в конкурсе на премию в области качества и отчёт передаётся на экспертизу в конкурсную комиссию, которая назначает внешних экспертов.

Для анализа, оценки и представления в отчете обобщенной информации необходима «сырая» информация. Поэтому роль сбора первичной информации о деятельности вуза чрезвычайно важна при выборе любой модели для оценки системы управления качеством образования. Первичную информа­цию о своей деятельности вузы собирают и накапливают в ходе регулярных комплексных оценок, проводимых Министерством образования, и при ежегод­ном заполнении модуля сбора данных, представляемого в Информационно-методический центр государственной аккредитации.

Реализация любых выбранных моделей во всех случаях будет зависеть от построения систем управления по выбранным целям. На рис. 15 представлена обобщенная структура управления качеством образования в Академии ГА, которая в наибольшей степени соответствует выбранным целям и заявленной политике в области управления качеством профессиональной подготовки авиационного персонала ГА, соответствующего сертификационным требованиям к установленной квалификации.

 


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

В АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

 

4.1. Базовые принципы системы управления качеством профессиональной подготовки авиационного персонала ГА.

4.1.1. Для достижения генеральной цели – обеспечения устойчивого, эффективного и безоп


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.