Надеяние в скорбях на помощь Божию — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Надеяние в скорбях на помощь Божию

2022-11-14 78
Надеяние в скорбях на помощь Божию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Итак, для того чтобы христианин мог терпеть различные скорби, Господь дает человеку дар – надежду на Бога. Как было видно из вышеприведенных примеров, терпящий и смиренный человек всегда уповал на помощь и защиту Божию и получал их.

Авва Исаия (Духовно-нравственные слова, сл.17): «Кто повергает душу свою пред Богом, тот без смущения переносит оскорбления от людей».

Исаак Сирин (Слово 91): «Бог близок к скорбящему сердцу того, кто к Нему вопиет в скорби. …К душе же скорбящего являет Господь великое человеколюбие соразмерно с жестокостью страданий в скорби его».

Феофан Новоезерский (Наставления. Ст.269): «Если понесешь недостаток в чем-нибудь и претерпишь, за сие будешь награждена от Бога, Он всеведущ; ничего не оставит без награждения, за малейшую черту, за полезное слово и дело, за все будешь награждена Он все видит и знает».

Феофан Затворник (Пс.118, ст.134): « Куда обратиться (оклеветанному) человеку, всеми оставленному? — Некуда, кроме неба. «Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище мое. Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих» (Пс.141,5-6). Оставя мир и все, что в нем, надо переселиться такому человеку надеждами своими горе, и там успокоиться, веруя, что неложно слово Господне: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать» (Мф.5,11)»).

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, ч.2, §423): «Когда многие клеветы, поношения и уко­ры падают на тебя, и изнеможешь от злоречи­вых языков, как олень, от псов гонимый, то беги ради прохлаждения к живому Святого Писания источнику и ищи от него прохлажде­ния. Там Бог не тех ублажает, которых все хва­лят, но даже говорит им: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк.6:26). Но убла­жает тех, которые поношение терпят от злых: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Ра­дуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:11—12). Кто не прохладится, необузданными языками гонимый, когда рас­судит о столь великой мзде, которая будет тер­пящим на небесах? Кто не утешится, столь бо­гатое слыша обещание, и отречется всякое вре­менное бесчестие и ругание охотно терпеть? Ибо добрая надежда всякую умягчает скорбь, а более всего, надежда вечной жизни, славы и веселия. Всякой скорби и бесчестию нынеш­нему, хотя и всю жизнь продолжится, концом смерть будет, но будущему веселью и славе кон­ца не будет. Тогда забудет человек все беды и напасти, и одно утешение, радость и веселье непрестанное будет иметь без конца. «Как уте­шает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше» (Ис.66:13—14). Скажет кто: «Такая награда обещается Хри­ста ради терпящим». Правда, но кто из нас страждет не как убий­ца, или как вор, или как злодей и прочее, но как христианин, да не стыдится, но да прослав­ляет Бога за такую участь (1 Петр 4:15—16). Ибо и утешения сего приобщается, как соучас­тник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа (Откр.1:9)».

Конечно, такое кроткое перенесение любого злоречия возможно человеку, который может сказать о себе, как сказал убогий человек из следующего поучения.

Иоанн Максимович (Илиотропион… Кн.2, гл.1): «…убогий отвечает: «…я никогда не бывал в неблагополучии, потому что все в моей жизни бывает для меня по моему желанию: терплю ли голод - благодарю за то всевидящего Бога; мороз ли жжет меня как огнем, или дождь льет на меня ливнем, или другие воздушные нападения изливаются на меня - равным образом прославляю Бога и за то; если кто издевается надо мною, делает нападение и обиды - также благодарю Бога. Ибо уверен, что это делается мне по воле Божьей, а все, что Бог посылает нам, служит для нашего добра, для нашего совершенствования. Итак, все, что Бог посылает нам или попускает других сделать для нас приятное или противное, сладкое или горькое, равно вменяю, и все как от руки милосердного Отца охотно принимаю - того одного только желаю, чего желает Бог, и что Ему угодно попустить других сделать мне. Таким образом, все для меня происходит и делается по Божьему, а вместе с тем и моему собственному желанию».

Любовь к Богу и людям

И, конечно, сердце праведного человека наполнено любовью к Богу и к людям, и не любовью к себе. Об этом можно привести много поучений, но мы приведем одно.

Диадох (Подвижническое слово. Гл.12,15): «Кто себя любит, тот Бога любить не может; а кто себя не любит по причине преизобильного богатства любви Божией, тот только воистину и Бога любит. Таковой никогда уже не ищет славы своей, но всегда - одной славы Божией. Ибо как себялюбивый естественно ищет своей славы; так боголюбивый естественно ищет и любит славу Создателя своего. Душе боголюбивой, чувства Божия исполненной, свойственно, в исполнении всех творимых ею заповедей, искать единой славы Божией, относительно же себя - услаждаться смирением. ибо Богу, ради величия Его, подобает слава, а человеку - смирение, чтоб чрез него соделываться нам своими Богу: что если хотим творить и мы, то, по примеру Св. Иоанна Крестителя, радуясь о славе Господа, станем непрестанно говорить: «ем у должно расти, а нам умаляться» (Ин.3:30). Когда кто начнет богато ощущать любовь к Богу, тогда в чувстве духовном начинает он и ближнего любить, и, начавши, не престает: такова любовь, о которой говорят все Святые Писания. Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится какой даже незначительный повод, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова: но, хотя случится потерпеть какое огорчение, в душе боголюбивой, состоящей под воздействием Божиим, союз любви не пресекается: ибо возгревши себя теплотою любви к Богу, она тотчас возвращается к благому настроению и с великою радостью восприемлет любовь к ближнему, хотя бы и не малое от него получено было оскорбление, или понесен большой вред; потому что тогда сладостью Божиею совершенно поглощается горечь разлада».

Такая истинная любовь отличается от любви, которая есть в нашем, греховном, сердце. Но о нас мы поговорим в следующей главе.

 

Заключение третьей главы

 

На этом мы заканчиваем рассмотрение вопроса о том, как и благодаря чему праведные христиане реагировали на злые слова и злые дела против них. Вполне понятно, что они достигли того состояния, которое можно назвать «мехами новыми» (Мк.2,22).

Василий Великий (Беседы на псалмы. 32 пс.): «Которые со дня на день обновляются и вмещают в себе вино новое из виноградника истины, те в Евангелии называются мехами новыми…. И новое и духовное вино, кипящее Духом Святым, то есть никогда не стареющее разумение истины, должно быть вливаемо в человека нового, который, «всегда мертвость» Иисусову «в теле» нося (ср.: 2 Кор.4, 10), справедливо может быть назван мехом новым».

Кратко напомним, в каком состоянии находятся три силы праведника – ум, воля и чувства.

Во-первых, праведники имеют духовную мудрость.

Тихон Задонский (Об истинном христианстве. Кн.1, гл.2, §24,26): «Цель, к которой эта мудрость человека ведет, — Бог и вечное блаженство. Ибо как она сама от Бога происходит, так к Богу и обраща­ется и любящих ее приводит. Духовная мудрость, как можно видеть из вышеописанного, состоит не в чем ином, как в истинном познании и почитании Бога и Хри­ста Сына Божия. От этого познания рождается страх Божий, который есть начало духовной мудрости, и любовь Божия, которая человека к духовному совершенству приводит, насколько в этом веке достигнуть возможно. В этих же двух, страхе Божием и любви Божией, истин­ное Богопочитание и заключается. Всему же этому начало и корень — вера святая».

Во-вторых, благодать Божия и истинная мудрость дают желание и силу праведнику исполнять волю Божию несмотря ни на что. И тогда человек становится блаженным.

Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты. ч.2. Блажен муж): «Блажен муж, вся воля которого в Законе Божием. Блаженно сердце, созревшее в познании воли Божией, увидевшее, как благ Господь, стяжавшее это видение вкушением заповедей Господних, соединившее волю свою с волей Господа. … Блаженно сердце, разжженное ревностью Божественной! Блаженно сердце, сгорающее ненасытимым желанием воли Божией! Блаженно сердце, сладостно и нестерпимо страждущее любовью к Богу! Такое сердце: место, селение, чертог, престол блаженства!»

И, в-третьих, от мудрости и исполнения воли Божией обретается внутренний мир, чистота совести, смирение и другие добродетели.

Игнатий Брянчанинов (Аскетическая проповедь. Поучение в 9-ую неделю): «Познание воли Божией и покорность ей служат для души пристанищем. Душа обретает в этом пристанище спокойствие и извещение в своем спасении».

Тихон Задонский (Об истинном христианстве. Кн.1, гл.2, § 22): «Плоды духовной мудрости — христи­анские добродетели, то есть: смирение, терпе­ние, кротость, правда, целомудрие, милость и прочие. Так учит Соломон: «Плоды ее суть доб­родетели; она научает целомудрию и рассуди­тельности, справедливости и мужеству, полез­нее которых ничего нет для людей в жизни» (Прем.8:7). И апостол Иаков говорит: «Но мудрость, схо­дящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна»(Иак.3:17). Она боится Бога и любит Его; от суеты мира отвращается и к одному Богу прилепляется; все позволенное, как-то: пищу, питье, одежду и прочее — со страхом употребляет, ради нужды, а не для роскоши; приключающиеся беды и напасти великодушно претерпевает. Послуш­ной себя Богу и людям ради Бога показывает. Ей не тягостно делать все то, что Богу угод­но, и уклоняться от всего, что Ему противно. Гордости, зависти, злобе, вражде, нечистоте, сребролюбию и прочим душевным язвам нет в ней места. Она любит всех без разбора, со всеми чистосердечно и простосердечно обходится. Что словом объявляет, то и внутри себя имеет; что обещает словом, то исполняет делом, если нет какого-то препятствия. … Ви­дит страдающего брата, и сама ему сердцем со­страдает; требующему помощи помогает; о вся­ком злополучии ближнего соболезнует и бла­гополучию радуется; с плачущими плачет и с радующимися радуется; друзей объятиями сво­ими объемлет и от врагов любви своей не отни­мает. Потому мирна, тиха, спокойна, радостна, весела, хотя и причиняют ей беспокойства злой дух и его злые служители».

Как видим, все три силы человека: умственная, волевая и эмоциональная у праведников находятся в соответствие с истинным христианским устроением.

Игнатий Брянчанинов (Аскет. опыты ч.2, Судьбы Божии): «Человек, исповедав себя рабом и созданием Божиим... немедленно вступает всем существом своим в область святой истины... Взошедший в область Истины, подчинившийся Истине получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье. Эта свобода и это счастье не зависят от людей и обстоятельств».

Если в уме истина, то эмоциональная сила человека реагирует правильно и направление воли верно. И наоборот, если стремления воли согласуются с истиной, а это значит с волей Божией, то и в сердце живет мир, смирение, кротость и т.д.

Имея мудрость и добродетели, такие как смирение, кротость и терпение, исполнение заповедей Христовых делаются легкими и естественными.

Авва Исаия (сл.21): «Христово же «иго благо и бремя легко есть» (Матф.11, 30). Безгневие, чистота, кротость, благость, духовная радость, воздержание от всех страстей, любовь ко всем, святое рассуждение, непо­колебимая вера, терпение скорбей, отлучение от мира, желание исшествия из тела и соединения с Господом Иисусом Христом. Вот те легкие бремена, которые Господь нам повелел носить. Это тот путь, для совершения которого святые перенесли столько трудов и скорбей. Сего никто не может достигнуть, если не совлечется ветхого человека, не освободится от страстей и не стяжет любви: ибо любовь (к Богу) освобождает человека от всех забот и попечений».

Тихон Задонский (Сокровище духовное…., ст.105): «Не тяжко, а легко носить иго Христово, по свидетельству Самого Христа: «Иго Мое бла­го, и бремя Мое легко» (Мф.11:30). Сам рассуди, что тяжелее и что легче: мстить или простить, гневаться или не гне­ваться, ненавидеть или любить, в гордости или смирении жить, богатства, чести и славы искать или пренебречь этим, нетерпеливым или терпеливым быть, и прочее. Сама совесть убеждает признать, что на­много легче простить, чем мстить; кротким быть, чем гневаться; терпеть, чем не терпеть; любить, чем ненавидеть; не заботиться о зем­ных благах, чем искать их; о небесном помышлять, чем о земном. Мстить немалого труда требует, а простить не составляет никакого труда. Любить легко и сладко, ненавидеть тяж­ко и горько. Ненависть связывает и отягчает сердце, а любовь развязывает, распространя­ет и облегчает сердце и тем человека радост­ным и веселым делает. Смирение не боится упасть, так как на земле лежит и по земле хо­дит: куда падать тому, кто по земле ходит? Гор­дость высоко поднимается и возносится, но всегда в страхе и трепете находится, как бы не упасть. И хотя мечется и всеми силами бере­жется от падения, однако падает и сокруша­ется. Душа терпеливая всегда в покое и тиши­не, нетерпеливая же в смущении, беспокой­стве и мятеже. И чем в большем нетерпении находится, тем большее беспокойство и мятеж имеет. Тогда как терпеливая душа чем более терпит, тем больший покой и тишину внутри себя чувствует. О, если бы мог ты видеть серд­це того, кто иго евангельское, иго Христово носит! Увидел бы ты в нем рай радости и сла­дости, и царствие Божие в нем, хотя извне раз­лично беспокоится и, как благовонная роза терниями, бедами и напастями окружается. Не может не быть утешения и истинной радости в том сердце, в котором царствие Божие чув­ствуется».

Лука Крымский (Беседы на евангелие. Легко идти за Господом по тернистому пути): «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Без смирения и кротости нельзя идти за Христом, нельзя стать Его чадами и учениками. «Иго мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:30). Все люди, желающие идти Его путем, должны понести это поистине сладкое бремя любви. Ибо кто возьмет его на себя, кто начнет исполнять заповеди Христовы, тот вскоре почувствует, что они невесомы. Почувствует, как изменяется его сердце, становится чистым, как изгоняется из него все греховное, и возблагодарит Бога за то, что возложил на него такое радостное бремя. … Вы спросите с недоумением: “Господи! Разве легко быть гонимыми?” В ваше сердце, может быть, закрадется сомнение, легко ли иго Христово. Я скажу вам: “Да! Чрезвычайно легко”. Говорю не только от разума, а по собственному опыту. Должен засвидетельствовать вам, что, когда я шел по весьма трудному пути, бремя Христово не было нисколько тяжело, и путь был радостным, потому что я чувствовал совершенно реально, ощутимо, что Сам Господь поддерживает мой крест. Благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто пошел за Христом, ведь такого человека Господь не оставит одного,– Он идет рядом, укрепляя его. Нетрудно идти путем добродетелей, ведь они обладают удивительным свойством: чем больше мы творим благих дел, тем становится нам легче и радостнее. Добро овладевает сердцем, и в душе водворяются покой и тишина. Избрав правый путь, сейчас же почувствуете содействие Божие, ибо «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). От вас требуется только одно – не сворачивайте в сторону, идите прямыми стезями, которые указаны вам Богом. «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Значит, от нас в большой степени зависит стяжание его, только бы захотеть войти внего. А войти можно, лишь следуя по пути очищения сердца. Разве это слишком трудно для вас? Не думайте, будто бесконечно долог и труден такой путь. Иные люди ради мнимых ценностей переносят невероятные трудности: стремясь получить образование, отправляются в далекие страны; чтобы накопить богатства, плывут по морям в дальние края, рискуя жизнью. Они ставят себе цель и, несмотря на опасности, достигают ее. А нам разве так же трудно стяжать добродетель, как людям, стремящимся к благам земным, получить желаемое? Нам гораздо легче, ибо «царство Божие внутрь» нас. Господь сотворил нашу душу чистой и доброй и ничего злого не вложил в нее. От нас требуется только хранить, как великое сокровище, чистоту и простоту, данные душе Богом. … Будем жить как христиане, не по одному лишь названию. Надо оставить грехи, пойти путем добра к очищению сердец наших от всякой скверны. Не бойтесь вступить на этот путь, ибо «царство Божие внутрь» вас. Нужно только хранить его в сердце своем, и тогда Божия благодать будет умножать в наших душах плоды добра. Ступайте смело, не бойтесь страхов, которыми пугает вас диавол, мешающий идти по узкому пути. Отгоните его Крестом Христовым, возведите очи свои горе' – и увидите Самого Господа, Который идет вместе с вами и облегчает ваше иго».

Итак, думаю, что эти беседы всем принесли духовную пользу и мы получили ответы на некоторые свои вопросы. И мне хотелось бы отметить некоторые нюансы. Во-первых, надеюсь, что вы все заметили, что в этих поучениях не было обличений нам, грешным, но мы часто испытывали стыд за себя. И благодарим Господа за это удивительное влияние на нашу совесть!

Во-вторых, следует знать, что после подобных тем о святых христианах, может возникнуть три основные реакции, две из них страстные: 1.равнодушие и упрямое самооправдание, на подобии: «это ведь святые, а я так не могу», и 2. отчаяние о себе. Конечно, ни та, ни другая реакция – неверны, т.к. на прямые или косвенные обличения дух христианин должен отвечать сокрушением, покаянием, желанием приобрести святые добродетели и рвением в своей духовной жизни. Вот такой третьей реакции я желаю нам всем. Будем надеяться, что и нам, грешным, Господь по милости Своей подаст мудрость, исполнение Его заповедей, спокойствие духа, невозмутимость и не стремление защищать себя ответным злом, когда нас будут злословить и делать против нас что-то плохое. И слава Господу нашему, не оставляющему нас в неведении и дающему составить эти беседы!

О том, как мы, грешные, реагируем на злоречия и злые действия в наш адрес, что означают наши реакции и как с ними бороться, мы скажем в следующей главе. И это поможет нам и дальше познавать свой грех и очищаться от него. Господи! Буди нам Учителем, Спасителем и Помощником!


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.