Параграф 1.2 Проблема профессиональной ориентации в средней школе. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Параграф 1.2 Проблема профессиональной ориентации в средней школе.

2022-11-14 32
Параграф 1.2 Проблема профессиональной ориентации в средней школе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Параграф 1.1 Требования к структуре и содержанию современных элективных курсов.

Современный элективный курс состоит из нескольких компонентов:

- титульный лист

-содержание

-календарно-тематическое планирование

-календарь контрольный и лабораторных работ

-критерии оценивания устных ответов, письменных ответов, а также контрольных и лабораторных работ

-учебно-методический комплект

Как показывает анализ научной литературы современные элективные курсы не должны быть не должны иметь большой часовой объём. В основном они рассчитаны на полугодовое изучение материала (1 час в неделю), то есть на 17 часов. Часто в школах в рамках интенсивного изучения того или иного предмета элективных курсы имеют продолжительность в 34 часа.

Элективный курс должен быть оригинальным. Основной целью элективного курса является расширения и углубление знаний обучающихся, по тому или иному предмету. Составитель элективного курса должен понимать, что в элективный курс не должен дублировать школьную программу. В частности, сформированный нами элективный курс, хоть и опирается на основные физические законы, которые проходят в 10 классе, но содержит задачи, не входящие в содержание рабочей программы изучения физики в 10 классе. Цель элективного курса является тоже актуальной и оригинальной – это раскрытие творческого потенциала и привлечение обучающихся сдавать физику в рамках единого государственного экзамена и в дальнейшем поступление обучающихся в технические ВУЗы.

Также составитель элективного курса должен понимать по каким критериям он будет оценивать результат, отражённый в знаниях и личностных новообразованиях обучающихся. То есть наряду с рабочей программой и сформированными целями курса необходимо включить механизмы оценки результатов элективного курса. Необходимо ответить на вопрос6 «Удалось ли достигнуть определённых поставленных целей?». Основной задачей сформированного элективного курса является профессиональное ориентирование обучающихся и выбор технической профессии. Поэтому для оценки результатов достаточно было в сентябре (вначале изучения элективного курса) провести анкетирования и выяснить по количество желающих сдавать физику, а также причины, по которым сдают физику обучающиеся, а затем при завершении элективного курса провести повторное анкетирования и узнать поменялось ли их мнение о сдаче экзамена и поступления в технический ВУЗ после прохождения элективного курса. Данный показатель после прохождения элективного курса удалось повысить на 15 процентов.

 

Параграф 1.2 Проблема профессиональной ориентации в средней школе.

В отечественной педагогике значительное внимание уделялось исследованию проблемы профориентации школьников. Данная проблема рассмотрена в трудах П.Р. Ататовой, А.Ф. Крючкова, А.С. Макаренко. В работах Л.П. Бусва, А.Т. Здравомыслова, Д.П. Кайдалова и др. проанализировали изменение характера труда в условиях научного прогресса.

В последнее время разрабатываются не только методики профессионального ориентирования, но и обучения учеников строить долгосрочные профессиональные планы на основе развития профессиональных интересов. Данной проблемой занимались Т.А. Буянова, В.П. Вавилова, И.В. Загорец. Проблемой применения личностно-ориентированного подхода при профориентации занимаются А.Т. Асмалов, Н.Н. Захаров, Е.А. Климов.

При исследовании проблемы профориентации возникло противоречие между потребностью в формировании желания у обучающихся получить техническую специальность (стать инженером, техником, конструктором) и нехваткой методических разработок по выявлению и раскрытию потенциала будущих студентов технических ВУЗов на уроках физики в рамках элективного курса. Данное противоречие позволило сформировать проблему: необходимо создать новые методики по выявлению и раскрытию потенциала будущих успешных деятелей технических специальностей и направить их на изучение конкретной технической профессии.

Цель исследования – создание элективного курса по механике, с помощью которого можно выявить обучающихся способных получить техническую специальность и затем успешно работать по данной специальности.

Глава 2.Методика организации проведения элективного курса по физики «Элективный курс как средство профессиональной ориентации обучающихся средней школы: «Решение задач повышенной сложности по механике»

Параграф 2.2 Требования к структуре и содержанию элективного курса

При формирования элективного курса предъявлялось несколько требований. Во-первых, в рамках элективного курса должен быть реализован принцип системности. Элективных курс должен представлять собой монолитную систему с логично связанными элементами. Курс действительно разбит на разделы. Разделы совпадают с разделами учебной программы изучения физики 10 класса. Важным отличием является то, то в программу элективного курса включена гидростатика, что в рамках подготовки к единого государственному экзамену является актуальным. Как правило по программе гидростатика изучается в 7 классе и к 10 классу обучающиеся прочно забывают этот раздел, поэтому чтобы не было проблем при сдаче экзамена данный раздел включён в программу элективного курса. Кроме того, в программу элективного курса включён раздел статики. В действительности на уроках физики на этот раздел уделено не так много времени и обучающиеся не успевают закрепить материал по этой теме. И как показали итоги сдачи экзамена в 2015 году с задачей повышенного уровня справилось не так много человек. После прохождения элективного курса по физике обучающиеся физико-математического лицея г. Орехово-Зуево успешно справились с заданиями по гидростатики и с задачей повышенного уровня по статике, получив максимальный балл по единому государственному экзамену. Данные темы органично связаны друг с другом. В частности, традиционно законы сохранения в механики выводится и второго закона ньютона. Вывод условия равновесия механической системы опять же выводится из положений Ньютона. Кроме того, система заданий классифицирована, что уже предполагает реализацию принципа системности.

В рамках элективного курса также реализуется принцип последовательности. Задачи, которые предполагается решить сначала подробно объясняются. Причём сначала рассматриваются простые задачи, требующие две-три логические операции, затем осуществляется переход к более сложным заданиям. Завершающим этапом является решение экспериментальных творческих задач и составления собственных заданий. Преподавателю очень важно не перескакивать ходы при изложении материала в противном случае обучающиеся могут потерять нити решения. Необходимо постоянно переспрашивать обучающихся тем самым фокусируя их внимание.

Графические задачи.

№1 Мячик бросают с земли вертикально вверх с начальной скоростью v о. Постройте график зависимости скорости мячика от времени, считая удары о землю абсолютно упругими. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Решение.

Мячик движется равноускоренно в поле силы тяжести. В начальный момент проекция скорости на вертикальную ось равна vo. Через время vo/g скорость обращается в ноль, а еще через такое же время ее проекция равна −vo. В моменты удара о землю скорость мгновенно меняет направление на противоположное. Поэтому искомый график состоит из отрезков прямых.

№2 Пассажир, опоздавший к поезду, заметил, что предпоследний вагон прошел мимо него за t1 = 10 c, а последний — за t2 = 8 с. Считая движение поезда равноускоренным, определите время опоздания.

Решение:

Графическое решение данной задачи основано на том, что площадь под графиком скорости численно равна пройденному пути за время t1 и t2 — это равные длины вагонов, поэтому:

№3. В комнате высотой H к потолку одним концом прикреплена легкая пружина жесткостью k, имеющая в недеформированном состоянии длину lо (lо< H). На полу под пружиной размещают брусок высотой x с площадью основания S, изготовленный из материала плотностью ρ. Построить график зависимости давления бруска на пол от высоты бруска.

Если x < H − lo, то пружина не касается бруска. В этом случае давление определяется формулой:

p = ρgx.

Если x > H − lo, пружина будет сжиматься и давить на брусок. Величина сжатия:

lo + x − H,

действующая сила по закону Гука:

F = k(lo + x − H).

№4. К бруску массой 10 кг, находящемуся на горизонтальной поверхности, приложена сила. Учитывая, что коэффициент трения равен 0,7, определите:

  • cилу трения для случая, если F = 50 Н и направлена горизонтально.
  • cилу трения для случая, если F = 80 Н и направлена горизонтально.
  • построить график зависимости ускорения бруска от горизонтально приложенной силы.
  • с какой минимальной силой нужно тянуть за веревку, чтобы равномерно перемещать брусок?

Решение:

№6. Имеются две трубы, подсоединенных к смесителю. На каждой из труб имеется кран, которым можно регулировать поток воды по трубе, изменяя его от нуля до максимального значения Jo = 1 л/с. В трубах течет вода с температурами t1 = 10° C и t2 = 50° C. Постройте график зависимости максимального потока воды, вытекающей из смесителя, от температуры этой воды. Тепловыми потерями пренебречь.

Предложения по оценке итогового графика. На графике должна быть видна следующая информация:

1. график состоит из двух частей, возрастающей и убывающей;

2. график построен в диапазоне температур t1< t< t2;

3. на графике указаны координаты трех угловых точек, а именно:

o t = 10°C, J = 1 л/с,

o t = 30°C, J = 2 л/с,

o t = 50°C, J = 1 л/с.

Поздним вечером молодой человек ростом h идет по краю горизонтального прямого тротуара с постоянной скоростью v. На расстоянии l от края тротуара стоит фонарный столб. Горящий фонарь закреплен на высоте H от поверхности земли. Постройте график зависимости скорости движения тени головы человека от координаты x.

Решение:

№7. На рисунке представлен график зависимости скорости v автомобиля от времени t. Найдите путь, пройденный автомобилем за 5 с.

№8. Тело движется по оси Ох. На графике показана зависимость проекции скорости тела на ось Ох от времени. Каков путь, пройденный телом к моменту времени t=4c?

 

№9. На рисунке приведен график зависимости проекции ускорения некоторого тела от времени. Считая проекцию начальной скорости равной 10 м/с, напишите уравнение зависимости Vₓ (t) и постройте ее график.

№10. По графику скорости, построить график перемещения.

Решение.

Чтобы построить график, необходимо определить вид зависимости Sx (t). Из графика видим, что Vx = const → движение равномерное прямолинейное → Sx (t) = Vx· t. Из графика Vx = 5 м/с → Sx (t) = 5t. Линейная зависимость, график – прямая линия под углом к осям. Для построения достаточно двух точек. Точки выбираем произвольно. Строим график.

№11. В первом опыте груз совершает гармонические колебания по закону x(t) = 3cos(5πt), где координата измеряется в см. Во втором опыте период колебаний увеличивают в 2 раза, оставив амплитуду неизменной. Какой из приведенных ниже графиков правильно отображает зависимость координаты груза от времени во втором опыте?

 

 

№12. На рисунке представлен график зависимости скорости υавтомобиля от времени

t. Найдите путь, пройденный автомобилем за 5 с.

№13. Тело движется вдоль оси Ох, причем проекция скорости uxменяется с течением времени по закону, приведенному на графике. Какой путь прошло тело за время от 4 до 16 с?

№14. Тело движется вдоль оси OX. На рисунке приведен графикзависимости проекции скорости этого тела vx от времени t. Какой путьпрошло тело за промежуток времени от t1= 2 с до t2= 5 с?

№15. По заданному графику перемещения построить график скорости.

Решение.

Зависимость перемещения от времени линейная. Следовательно, движение равномерное прямолинейное,то есть скорость постоянна → графиком является прямая линия параллельная оси времени. По графику Sx (t) определяем скорость и строим график.

 

Глава 3.

Параграф 1.1 Требования к структуре и содержанию современных элективных курсов.

Современный элективный курс состоит из нескольких компонентов:

- титульный лист

-содержание

-календарно-тематическое планирование

-календарь контрольный и лабораторных работ

-критерии оценивания устных ответов, письменных ответов, а также контрольных и лабораторных работ

-учебно-методический комплект

Как показывает анализ научной литературы современные элективные курсы не должны быть не должны иметь большой часовой объём. В основном они рассчитаны на полугодовое изучение материала (1 час в неделю), то есть на 17 часов. Часто в школах в рамках интенсивного изучения того или иного предмета элективных курсы имеют продолжительность в 34 часа.

Элективный курс должен быть оригинальным. Основной целью элективного курса является расширения и углубление знаний обучающихся, по тому или иному предмету. Составитель элективного курса должен понимать, что в элективный курс не должен дублировать школьную программу. В частности, сформированный нами элективный курс, хоть и опирается на основные физические законы, которые проходят в 10 классе, но содержит задачи, не входящие в содержание рабочей программы изучения физики в 10 классе. Цель элективного курса является тоже актуальной и оригинальной – это раскрытие творческого потенциала и привлечение обучающихся сдавать физику в рамках единого государственного экзамена и в дальнейшем поступление обучающихся в технические ВУЗы.

Также составитель элективного курса должен понимать по каким критериям он будет оценивать результат, отражённый в знаниях и личностных новообразованиях обучающихся. То есть наряду с рабочей программой и сформированными целями курса необходимо включить механизмы оценки результатов элективного курса. Необходимо ответить на вопрос6 «Удалось ли достигнуть определённых поставленных целей?». Основной задачей сформированного элективного курса является профессиональное ориентирование обучающихся и выбор технической профессии. Поэтому для оценки результатов достаточно было в сентябре (вначале изучения элективного курса) провести анкетирования и выяснить по количество желающих сдавать физику, а также причины, по которым сдают физику обучающиеся, а затем при завершении элективного курса провести повторное анкетирования и узнать поменялось ли их мнение о сдаче экзамена и поступления в технический ВУЗ после прохождения элективного курса. Данный показатель после прохождения элективного курса удалось повысить на 15 процентов.

 

Параграф 1.2 Проблема профессиональной ориентации в средней школе.

В отечественной педагогике значительное внимание уделялось исследованию проблемы профориентации школьников. Данная проблема рассмотрена в трудах П.Р. Ататовой, А.Ф. Крючкова, А.С. Макаренко. В работах Л.П. Бусва, А.Т. Здравомыслова, Д.П. Кайдалова и др. проанализировали изменение характера труда в условиях научного прогресса.

В последнее время разрабатываются не только методики профессионального ориентирования, но и обучения учеников строить долгосрочные профессиональные планы на основе развития профессиональных интересов. Данной проблемой занимались Т.А. Буянова, В.П. Вавилова, И.В. Загорец. Проблемой применения личностно-ориентированного подхода при профориентации занимаются А.Т. Асмалов, Н.Н. Захаров, Е.А. Климов.

При исследовании проблемы профориентации возникло противоречие между потребностью в формировании желания у обучающихся получить техническую специальность (стать инженером, техником, конструктором) и нехваткой методических разработок по выявлению и раскрытию потенциала будущих студентов технических ВУЗов на уроках физики в рамках элективного курса. Данное противоречие позволило сформировать проблему: необходимо создать новые методики по выявлению и раскрытию потенциала будущих успешных деятелей технических специальностей и направить их на изучение конкретной технической профессии.

Цель исследования – создание элективного курса по механике, с помощью которого можно выявить обучающихся способных получить техническую специальность и затем успешно работать по данной специальности.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.