Параграф 1.3 Выявление творческого потенциала обучающихся по средством изучения элективного курса. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Параграф 1.3 Выявление творческого потенциала обучающихся по средством изучения элективного курса.

2022-11-14 26
Параграф 1.3 Выявление творческого потенциала обучающихся по средством изучения элективного курса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В условиях развития информационных и компьютерных технологий, глобальных изменений в политических и экономических сферах, в условиях современных требований, предъявляемых человеку цивилизованным обществом, проблема становления личности, способной реализовать свой творческий потенциал становится стратегически важной для страны. Поэтому образовательный стандарт нового поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы")активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества [1]. В этой связи процесс обучения в общеобразовательной школе не должен заключаться только лишь в усвоении определённого объёма информации, но также он должен быть нацелен на формирование личности ученика, его интеллектуальных и познавательных способностей. Для этого необходимо разрабатывать методы и технологии, направленные на раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся.

Проблема творческого потенциала интересовало мыслителей со времён Древней Греции. Следуя мысли своего учителя Сократа, Платон утверждал, что человек должен познать себя, раскрыть свой потенциал в труде и учении, вызвать к жизни лучшие, сокровенные силы, возможности человеческой души [2].Слово «потенциал» является производной от слова «потенция». «Потенция трактуется как скрытая возможность, способность, могущая проявится при известных условиях» [3].В определении творческого потенциала педагогика исходит из процесса развития личности. Л.С. Выготский дает определение учебного творчества — как вида деятельности, направленной на создание качественно новых для ученика ценностей, имеющей большое значение для формирования личности как общественного субъекта. Исходя из данного определения очевидно, что необходима актуализация творческого потенциала через развитие личности в деятельности, где творческая деятельность характеризуется не столько предметностью, сколько качественными изменениями личности. Поэтому творческий потенциал должен проявляться в виде внутренних новообразований личности, необходимых человеку для реализации в определенной области деятельности. А.Р. Шнипова в своей диссертационной работе рассматривает творческий потенциал учащегося как качество каждой личности школьника, которая отражает способность отклонения личности от стереотипов мышления, критически мыслить, вводить инновации в науку и технику. Кроме того, в данном качество входит потребность и готовность к творческой самореализации, нестандартное отношение к себе, окружающему миру, к любым жизненным явлениям [4].По словам автора, каждый человек обладает творческим потенциалом, творческий потенциал поддаётся развитию, творческим процессом можно управлять. Одной из главных компонент реализации личности является творческая активность.

Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационный исследований показывает, что проблема развития творческого потенциала становится общенаучной и исследуется на философском, психологическом и педагогическом уровне. Проблема творческого потенциала на педагогическом уровне рассмотрена в работах как отечественных (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Шамова, А.В. Усова, Н.М. Яковлева, Д.Б. Богоявленская, Г.С. Алтьшуллер), так и зарубежных учёных (Э Де Боно, Дж. Гилфорда, Е.П. Торренс, Ф. Баррон, К. Тейлор, П. Торренс, Д. Льюис, Р. Стенберг). Л.С. Выготский исследовал проблему развития творческого воображения, творческой активности. Вопросам развития личности, творческого потенциала посвящены работы К.Д. Ушинского.Группа отечественных исследователей Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, Н.С. Лейтес и др. создаёт «Рабочую концепцию одарённости».

Проблемой творческого потенциала занимаются и современные исследователи. Шнипова А.Р. создаёт и внедряет в общеобразовательный процесс технологию развития творческого потенциал учеников сельской общеобразовательной школы на основе системного и личностно-ориентированного подходов. Леонтьева А.В. для успешного формирования творческой личности на уроках, разрабатывает и внедряет проектно-исследовательскую технологию в образовательный процесс [5].Тюменова С.И. исследует проблему развития творческого потенциала старшеклассников в условиях профильного обучения [6].Глухова С.Г. исследует проблему творческого потенциала младшего школьника [7].Кроме того, разработаны технологии формирования и развития творческого потенциала студентов ВУЗа (Жернокова Н.А., Успенская Я.А. Саяпина А.В., Сережникова Р.К., Давыдова И.В., Гацук С.Ю. и др.)

Очевидно, что накоплен достаточно большой объём теоретических и практических знаний по проблеме развития творческого потенциала. Вместе с тем проблема развития творческого потенциала в области педагогики требует дальнейшего изучения, так как нет однозначного ответа на вопросы о природе, средствах, условиях и факторах развития творческого потенциала личности, не найдены способы его измерения, не разработаны в достаточной степени технологии развития творческого потенциала. Поэтому учителю, достаточно сложно сделать развитие творческого потенциала массовым, системным и приоритетным.

Не смотря на большой объём диссертационных работ по данной теме, в ранее выполненных исследованиях не рассмотрен вопрос развития творческого потенциала учащихся в рамках элективного курса по физики. В данном элективного курсе предполагается решать задачи повышенного уровня сложности, более того если посмотреть классификацию задач, то можно увидеть, что туда входят задачи экспериментального характера и решение таких задач в первую очередь направлено на развитие творческого потенциала. Экспериментальные задачи – это априори задачи творческие.  С помощью проведённой мониторинговой работы, удалось выявить обучающихся с творческим потенциалом. Мониторинговая работа в рамках элективного курса показала, что обучающиеся с высоким творческим потенциалом могут и не иметь высокие оценки в процессе обучения, следовательно, преподавателю необходимо организовывать индивидуальную работу с такими обучающимися, что повысит качество знаний в процессе образования.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.