Вопрос 5. Использование методов научного познания — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Вопрос 5. Использование методов научного познания

2022-11-14 26
Вопрос 5. Использование методов научного познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Успешность выполнения диссертации в наибольшей степени зависит от умения выбратьнаиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичьпоставленной в диссертации цели.

Методы научного познания принято делить на общие и специальные. До сравнительнонедавнего времени для всех советских научных исследований был обязательным всеобщийметод познания — метод диалектического и исторического материализма. Этот методопределял позицию любого советского исследователя и действовал во всех областях науки ина всех этапах исследования. Отступление от этого метода не допускалось. Сейчас методдиалектического и исторического материализма уже не отвечает общественно-политическимреалиям сегодняшнего дня и поэтому может не применяться.

Научная деятельность в наше время избавлена от идеологического диктата. В ееметодологическую основу теперь кладутся критерии объективности, соответствия истине,исторической правде, моральные критерии.

Идейной основой сейчас уже не могут быть догматизированные представления.Методологическими источниками исследования в наши дни все чаще становятся трудыведущих отечественных и зарубежных ученых, свободных от идеологических установок, атакже тех исследователей, которые раньше считались реакционными, а их достижения —псевдонаучными.

Большинство специальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы ихисследования требуют применения специальных методов решения. Разумеется, такие методыимеют весьма специфический характер. Естественно поэтому, что они изучаются,разрабатываются и совершенствуются в конкретных специальных науках. Они никогда небывают произвольными, т.к. определяются характером исследуемого объекта.

Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания,существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальныхиспользуются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных попредмету науках.

Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы: 1) методыэмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); 2) методы,используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования(абстрагирование__________, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); 3) методытеоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся преждевсего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Этонаиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов всоставе других эмпирических методов.

В повседневной деятельности и в науке наблюдения должны приводить к результатам,которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующихтеоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас обобъективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворятьряду требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность; 2)целенаправленность; 3) активность; 4) систематичность.

Наблюдение как средство познания дает в форме совокупности эмпирических утвержденийпервичную информацию о мире.

Сравнение — один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что"все познается в сравнении". Сравнение позволяет установить сходство и различие предметови явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присущедвум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, какизвестно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основнымтребованиям. Первое: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми можетсуществовать определенная объективная общность. Второе: для познания объектов ихсравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретнойпознавательной задачи) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различнымипутями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результатасравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает вкачестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, илипроизводной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболеераспространенным и важным способом такой обработки является умозаключение поаналогии*.

Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством.

Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величиныпосредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные,количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность,которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом — отимеющихся измерительных приборов.

В числе эмпирических методов научного познания измерение занимает примерно такое жеместо, как наблюдение и сравнение.

Частным случаем наблюдения является эксперимент, т.е. такой метод научногоисследования, который предполагает вмешательство в естественные условия существованияпредметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений вспециально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесссопутствующих обстоятельств.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет рядпреимуществ: 1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иногоявления в "чистом виде"; 2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектовдействительности в экстремальных условиях; 3) важнейшим достоинством экспериментаявляется его повторяемость.

Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с"заместителем" этого объекта в познании — моделью.

Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования ктаким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даженевозможно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространено внауке. Целью этого метода является изучение определенных общественных явлений насравнительно небольших коллективах.

Рассмотрим теперь методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровняхисследований. К таким методам принято относить абстрагирование, анализ и синтез,индукцию и дедукцию. Абстрагирование носит в умственной деятельности универсальныйхарактер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием егорезультата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественныхсвойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании однойили нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией.Обычно под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонахобъектов. Процесс абстрагирования — это совокупность операций, ведущих к получениютакого результата (абстракции). Примерами абстракции могут служить бесчисленныепонятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево,дом, дорога, жидкость и т.п.

Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методамиисследования и прежде всего — с анализом и синтезом.

Анализ является методом научного исследования путем разложения предмета на составныечасти. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое.Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могутпринимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и целиисследования. В зависимости от степени познания объекта, от глубины проникновения в егосущность применяется анализ и синтез различного рода. Прямой и эмпирический анализ исинтез применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этомосуществляются выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшиеизмерения, фиксация непосредственно данного лежащего на поверхности общего. Этот виданализа и синтеза дает возможность познать явление, но для проникновения в его сущностьон недостаточен.

Возвратный или элементарно-теоретический анализ и синтез широко используется какмощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления. Здесь операциианализа и синтеза осуществляются не механически. Они базируются на некоторыхтеоретических соображениях, в качестве которых могут выступать предположения опричинно-следственной связи различных явлений, о действии какой-либо закономерности.

Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяет структурно-генетическийанализ и синтез. При этом идут дальше предположения о некоторой причинно-следственнойсвязи. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов,таких звеньев, которые представляют самое центральное, самое главное в них, их "клеточку",оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта. Дляисследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Ониспользуется только там, где так или иначе предметом исследования становится историяобъекта.

Из методов теоретического исследования рассмотрим метод восхождения от абстрактного кконкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщуюформу движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении.Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительносамостоятельных этапа.

На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного вдействительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется,описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы "испаряется",превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, одностороннихопределений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть егосостоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного вnoзнании, к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходнаяцелостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности — но уже вмышлении.

Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного кконкретному невозможно без предварительного "анатомирования" объекта мыслью, безвосхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям. Такимобразом, можно сказать, что рассматриваемый метод представляет собой процесс познания,согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному вмышлении и от него — к конкретному в мышлении.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.